Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.
Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах Психологическая
энциклопедия (Raymond Corsini,
Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology") |
||
Бесплатные объявления на нашем сайте. Зайди и оставь свое объявление или
новость!
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
Свидетельские показания
очевидцев (eyewitness testimony)
Очевидцы
события рассказывают о том, что им удалось воспринять; кроме того, они могут
сообщить о данном событии только то, что помнят. Поэтому при оценке полноты и
достоверности С. п. о. необходимо учитывать особенности восприятия и памяти.
С. п. о. оказывают на присяжных более сильное убеждающее воздействие, чем др.
формы доказательств.
Память на лица
Очевидцев
часто приглашают для опознания или составления словесных портретов
преступников, поэтому при исслед. С. п. о. придается большое значение памяти
на лица. В целом люди обладают довольно хорошей памятью на лица, точность
к-рой остается высокой даже по прошествии длительного периода времени. Тем не
менее зарегистрированы случаи серьезных ошибок. Точность запоминания лица
может уменьшаться под воздействием ряда факторов, в т. ч. таких, как
кратковременность восприятия и длительный период времени между моментом
восприятия и последующим опознанием. Кроме того, доказано, что чел.
значительно лучше запоминает лица людей, принадлежащих к той же расе, что и он
сам, по сравнению с лицами людей, принадлежащих к др. расам.
Следует
добавить, что испытуемые хорошо запоминают, что лицо им знакомо, но гораздо
хуже помнят, почему оно им знакомо. Напр., Браун, Деффенбахер и Стёрджилл в
своем эксперименте предлагали испытуемым наблюдать некое событие. Через неск.
дней им показывали фотографии людей, к-рые предположительно были участниками
этого события. На самом деле на фотографиях были запечатлены не те люди,
к-рые действительно участвовали в событии. Еще через неск. дней испытуемым
предъявляли для опознания четырех чел. и просили указать тех, кого они видели
в момент наблюдения события. Испытуемые часто указывали на тех, кого они
видели на фотографиях (т. е. испытуемые правильно вспоминали, что эти лица им
знакомы, но ошибочно связывали это знакомство с исходным событием).
Этот
эксперимент иллюстрирует возможность предвзятого опознания под влиянием
просмотра фотографий. Зарегистрированы тж сходные с этим эффекты, когда чел.,
с к-рым встречались в одних обстоятельствах, ошибочно вспоминают как чел., с
к-рым встречались в др. обстоятельствах. Такое смешение часто наз.
бессознательным переносом. В этих случаях испытуемые тж правильно вспоминают,
что данное лицо им знакомо; ошибка возникает тогда, когда они связывают это
знакомство с к.-л. конкретным эпизодом, имевшим место ранее.
Для
подготовки свидетелей можно использовать неск. стратегий и методов,
способствующих улучшению памяти на лица. Люди лучше запоминают лица, если при
их разглядывании тщательно прорабатывают полученную визуальную информ.
Возможно, это происходит потому, что при таком внимательном разглядывании
чел. замечает множество различных черт и выражений лица. Т. о., наилучшее
запоминание лица достигается тогда, когда при его разглядывании чел. обращает
внимание на мн. разносторонние характеристики лица.
Проверку
достоверности памяти на людей часто производят с помощью опознания, когда
свидетель должен выбрать из группы того чел., к-рого он видел в исходном
событии. Факторы, влияющие на точность свидетельской идентификации, изучались
во мн. исслед., посвященных поиску способов определения надежности процедуры
опознания. Напр., оказалось, что идентификации, полученные при опознании
живых людей или при опознании по видеозаписи, одинаково точны; кроме того,
если преступник переодет или попытался изменить внешность, это почти не
влияет на вероятность его правильного опознания. Тем не менее вероятность
неправильного опознания невиновного чел., подозреваемого в совершении
преступления, повышается, если на подозреваемом одежда, похожая на ту, в
к-рой свидетель видел настоящего преступника.
Др.
людей, входящих вместе с подозреваемым в группу, предъявляемую для опознания,
наз. подставными, или отвлекающими. Если в опознании не участвуют подставные
лица, то возникает значительный риск ложной идентификации. Очень важно тж,
чтобы такие характеристики подставных лиц, как раса, возраст, рост и вес были
такими же, как у подозреваемого. Если свидетель назв. др. приметы
преступника, то подставные лица должны быть подобраны т. о., чтобы у них тж
присутствовали эти черты. На самом деле соответствие внешности подставных лиц
словесному портрету преступника, составленному свидетелем, по-видимому, яв-ся
более важным фактором, чем их внешнее сходство с подозреваемым.
Исследователи
проводят различие между функциональным, или эффективным, размером ряда для
опознания (т. е. количеством похожих на подозреваемого людей, из к-рых
свидетель, вероятнее всего, будет выбирать) и его номинальным размером
(фактической численностью ряда). Если неск. чел. в ряду совсем не похожи на
подозреваемого, то функциональный размер ряда м. б. знач. меньше, чем
номинальный. На самом деле номинальный размер ряда оказывает лишь
незначительное влияние на точность свидетельской идентификации, в то время
как адекватность функционального размера ряда яв-ся решающим фактором,
определяющим точность опознания. Поэтому исследователи разраб. неск. методов
определения функционального размера ряда для опознания.
Точность
свидетельской идентификации сильно зависит от инструкций, полученных
свидетелями, а тж от способа проведения самого опознания. Если в инструкции в
явной форме допускается, что преступник отсутствует на опознании (т. е.
возможным ответом яв-ся «никто из присутствующих»), то вероятность ложной
идентификации снижается, хотя общая точность опознания при этом почти не
изменяется. Точно так же инструкции могут повлиять на вероятность выбора
любого конкретного чел. из ряда, поэтому очень важно, чтобы они не были
тенденциозными. Кроме того, точность идентификации, по-видимому, возрастает,
если подозреваемых показывают свидетелям по одному, а не всех сразу. Точность
опознания можно повысить, если дать свидетелям послушать голоса
подозреваемых, показать им подозреваемых в привычных позах, в движении
(обычная ходьба) и в профиль при повороте на три четверти.
Эмоции и сосредоточение
внимания на оружии
В
момент преступления очевидцы, как правило, испытывают страх или гнев,
особенно в тех случаях, когда им физически угрожают. Вообще точность С. п. о.
уменьшается, если в момент события свидетель испытывает сильный стресс. И
наоборот, слабый или умеренный стресс может способствовать улучшению
запоминания.
Была
тж исследована достоверность утверждений о сосредоточении внимания свидетелей
на оружии. Свидетелям приписывают следующую модель поведения: их внимание
якобы полностью сконцентрировано на оружии, к-рым им угрожают, а все
остальное ускользает от них. Поэтому свидетель должен хорошо запомнить оружие
(и, возможно, руку, державшую оружие), но не запомнит больше почти ничего.
Такая модель сходна с моделью поведения, возникающего при эмоциональном
возбуждении, даже в отсутствие оружия: согласно гипотезе «пасхального
шествия» (the
Easterbrook hypothesis) в
таких случаях внимание чел. сосредоточивается на чем-то одном, и он менее
восприимчив ко мн. деталям окружающей обстановки; в рез-те чел., как правило,
хорошо запоминает то, на чем было сконцентрировано его внимание в момент
события, вызвавшего эмоциональное возбуждение, но хуже помнит др. аспекты
этого события.
Наводящие и дезориентирующие
вопросы
Формулировка
вопросов может повлиять на показания свидетелей. В одном исслед. испытуемых
просили оценить скорость каждой из двух машин в момент их столкновения; др. испытуемых спрашивали о том, с какой скоростью машины врезались друг в друга. Испытуемые из
группы «столкновения» дали значительно более низкие оценки скорости, чем
испытуемые из второй группы. Участники др. исслед., к-рых спрашивали: «Видели
ли вы разбитую фару?», — реже вспоминали, что видели ее, чем те, кого
спрашивали: «А разбитую фару вы видели?» Это малозаметное изменение
формулировки вопроса приводило к удвоению вероятности того, что испытуемый
сообщал о целевом объекте.
Наводящие
вопросы тж влияют на то, что испытуемые впоследствии вспомнят о событии.
Напр., в эксперименте с изменением формулировки вопроса («столкнулись» или
«врезались») испытуемых через неделю спрашивали тж о том, видели ли они на
месте происшествия осколки стекла. (На самом деле осколков не было.)
Испытуемые, к-рым был задан вопрос с использованием слова «врезались», знач.
чаще отвечали (неправильно), что они видели осколки, по сравнению с
испытуемыми, к-рым был задан вопрос с использованием слова «столкновение».
Аналогичным образом испытуемые, к-рых сразу после того, как они наблюдали
событие, спрашивали о дорожном знаке «стоп», впоследствии, как правило,
сообщали, что они действительно видели дорожный знак «стоп», хотя на самом
деле был ясно виден дорожный знак «уступи дорогу».
Аналогичные
рез-ты наблюдаются и тогда, когда после совершения события до сведения испытуемых
доводится дезориентирующая информ. в повествовательной форме, а не в виде
вопросов. Напр., во мн. исслед. испытуемые, к-рые были очевидцами события,
затем читали описание того же события (как люди читают сообщения в газетах
или слушают сообщения др. свидетелей). Если в описании содержались ложные
элементы (т. е. упоминались объекты или действия, к-рые фактически не
являлись элементами исходного события), то впоследствии мн. свидетели
вспоминали эти ложные элементы как часть запомненной ими последовательности
эпизодов. Внесенная т. о. дезинформация способна повлиять на то, какие
характеристики внешности людей вспомнят свидетели (возраст, вес или
характеристики лица), какие объекты они вспомнят как находившиеся на месте
происшествия, какого цвета будут в их воспоминаниях эти объекты и т. д. В
целом т. о. можно «насаждать» самые разнообразные ложные воспоминания.
Похожие
эффекты возникают, когда испытуемых просят вспомнить событие вскоре после
того, как оно произошло, а затем через какое-то время просят их повторить
свой рассказ. Если в первоначальных воспоминаниях были ошибки, то они,
по-видимому, перемешиваются с истинными воспоминаниями, поэтому испытуемые
склонны к повторению этих ошибок при последующем тестировании. Это напоминает
парадигму дезинформирования после совершения события, с той лишь разницей,
что в этих исслед. дезинформация содержится в собственных первоначальных
воспоминаниях испытуемых.
Точность памяти и
уверенность свидетелей в своих показаниях
Когда
свидетель выступает в суде уверенно, его показания звучат более убедительно,
чем когда он говорит нерешительно, колеблется и выражает свою неуверенность
(др. словами, присяжные, по-видимому, предполагают, что между уверенностью
свидетеля и точностью его памяти существует положительная связь, и поэтому
больше доверяют уверенным свидетелям). Однако во мн. исслед. было показано,
что корреляция между точностью памяти и уверенностью очень слабая или вообще
отсутствует; в нек-рых исслед. была обнаружена отрицательная корреляция, т.
е. испытуемые были уверены в своих неправильных ответах больше, чем в
правильных. В нек-рых исслед., наоборот, наблюдалась положительная корреляция
между уверенностью и точностью, т. е. более уверенные испытуемые были более
точны. Эти данные позволяют предположить, что существуют такие
обстоятельства, при к-рых по уверенности свидетелей можно судить о точности
их памяти, и существуют др. обстоятельства, когда этого делать нельзя. Говоря
конкретнее, уверенность, выраженная после сделанного на опознании выбора,
по-видимому, более тесно связана с точностью, чем уверенность, выраженная до
опознания. Точно так же, уверенность более тесно связана с точностью, если
внешность подозреваемого имеет отличительные особенности. Проводятся тж и др.
родственные исслед., посвященные вопросу о том, какие переменные ослабляют
связь между точностью и уверенностью.
Связь
между точностью и уверенностью никогда не бывает сильной, и обнаруженная в
исслед. корреляция редко превышает 0,30—0,40. В нек-рых исслед. обнаружены
серьезные ошибки в воспоминаниях свидетелей, даже если эти воспоминания
сообщаются с полной уверенностью; свидетель абсолютно уверен в достоверности
своих воспоминаний, к-рые на самом деле оказываются ложными. Присяжные больше
доверяют уверенным свидетелям, поэтому они преувеличивают значение
уверенности при оценке доказательств.
Общая точность показаний
Свидетель
может не обратить внимания на мн. аспекты события, если в момент его
совершения присутствовало оружие или если свидетель испытывал эмоциональное
возбуждение. После того, как событие произошло, свидетелям м. б. внушены
ложные воспоминания. Уверенность свидетеля в своих воспоминаниях не
гарантирует их достоверности. До какой степени эти факторы подрывают доверие
к показаниям свидетелей?
Оценки
общей точности воспоминаний испытуемых о событиях проводились в целом ряде
исслед., в центре к-рых часто были яркие события, т. е. необычные и
неожиданные происшествия, случающиеся в жизни чел. и часто оказывающие
значительное влияние на его эмоциональное состояние. Вспоминая о ярких
событиях, испытуемые приводят значительное количество подробностей и излагают
свои воспоминания с впечатляющей уверенностью, но при тщательной проверке мн.
воспоминания оказываются недостоверными, иногда по важным аспектам. Эти
рез-ты еще раз указывают на возможность серьезных ошибок в воспоминаниях и на
отсутствие связи между уверенностью свидетеля и точностью его памяти.
Воспоминания
о ярких событиях часто в целом бывают довольно точными, и даже через неск.
месяцев после события испытуемые способны вспомнить много подробностей. Юилли
и Катшелл проверяли воспоминания 13 очевидцев настоящего преступления,
оценивая точность их воспоминаний через 4—5 месяцев после события. При оценке
воспоминаний Юилли и Катшелл использовали строгие критерии (для того, чтобы
показания свидетелей считались достоверными, ошибки в возрасте не должны были
превышать 2 лет, а ошибки в весе — 5 фунтов). Даже при использовании таких
критериев оказалось, что свидетели правильно указывали 83% подробностей,
касавшихся хода событий, и давали правильные описания людей и объектов,
находившихся на месте действия, в 76 и 90% случаев соответственно.
Дети как свидетели
Рассказы
детей о событиях часто бывают неполными; дети, как правило, тж имеют слабое
представление о том, какие аспекты события имеют значение для суда. Кроме
того, детским воспоминаниям о событиях часто присущи недостатки,
обусловленные плохим пониманием каузальной структуры события или тем, что
дети не знают различных стратегий запоминания. Несмотря на эти ограничения,
даже от 3—4-летних детей можно получить довольно полные и точные
воспоминания. Хотя детские воспоминания бывают довольно скудными, они, как
правило, достоверны; более полные сообщения можно получить, используя
реквизит и правильной организуя допрос. Однако надо тщательно позаботиться о
том, чтобы свести к минимуму количество наводящих или дезориентирующих
вопросов, поскольку дети, по-видимому, так же как взрослые, а м. б. и более,
подвержены влиянию информ., полученной после совершения события. Наконец, мн.
беспокоит то, что в детских воспоминаниях якобы беспорядочно перемешаны
действительные и воображаемые события. Тем не менее такое смешивание
встречается реже, чем принято считать.
Методы улучшения памяти
свидетелей
Выступая
в качестве свидетелей, работники полиции и др. подготовленные наблюдатели, по-видимому, не более точны, чем
неподготовленные, хотя большинство людей ожидает, что профессионалы,
работающие в системе охраны правопорядка, обладают лучшей памятью, чем др.
Гейзельман и его коллеги разраб. свой подход к допросу свидетелей. В своем
когнитивном интервью они используют неск. стратегий, к-рые помогают
свидетелям извлекать информ. из своей памяти. Напр., свидетелей поощряют к
тому, чтобы они излагали эпизоды события в различной последовательности и с
разных т. зр.; свидетелей тж подталкивают к воссозданию внешнего и
индивидуального контекста наблюдавшегося ими события. Согласно имеющимся
данным, этот метод позволяет повысить качество показаний как взрослых, так и
детей.
В
течение мн. лет считалось, что качество показаний повышается, если свидетель
дает их, находясь под гипнозом. Эти представления осн. на гипотезе, согласно
к-рой гипноз способствует более полному изложению воспоминаний о событии.
Данные исслед. заставляют серьезно усомниться в истинности этой гипотезы. В
целом гипноз не приводит к улучшению памяти. Под воздействием гипноза
испытуемые, действительно, становятся довольно податливыми и внушаемыми, в
рез-те чего они сообщают больше информ. о вспоминаемом событии. Тем не менее
в отсутствие к.-л. помощи, облегчающей вспоминание, эти сообщения могут
включать определенную долю «конфабуляции» (т. е. искренней, но ложной
реконструкции целевого события, часто включающей детали, подсказанные
спрашивающим). Поэтому большинство психологов (и большинство судов)
сомневаются в ценности показаний, к-рые получены от свидетелей,
подвергавшихся гипнозу.
См.
также Детская психология, Когнитивные (познавательные) способности, Преступность, Нелинейная связь, Показания экспертов,
Судебная психология, Формирование впечатления, Психология полицейской службы,
Избирательное внимание
Д. Райзберг
Свобода воли (free will)
В
психологии и в психологически ориентированной философии представлены две
полярные позиции по вопросу о С. в. Согласно одной из них, в настоящее время
тесно связанной с психологией и нередко представляемой в качестве осн. в
элементарных учебниках по общей психологии, С. в. иллюзорна, и для того,
чтобы иметь право наз. себя учеными, психологи должны верить в то, что все
поведение чел. или весь его опыт полностью обусловлены причинными процессами,
каждый из к-рых, в принципе, познаваем. Полярная т. зр. на С. в., в наше
время преим. ассоциирующаяся с философией экзистенциализма, заключается в
том, что С. в. чел. реальна и вездесуща в том смысле, что весь опыт и все
действия индивидуума включают элемент свободного выбора, что при условии
неизменности предшествующих условий у него всегда м. б. возможность
приобщиться к др. опыту или поступить иначе, чем он поступил.
Что
касается психологов, то нередко складывается такое впечатление, что их ярко
выраженная детерминистская позиция осн. на вере в то, что раз детерминизм
воспринят естественными науками и принципиально важен для них, он должен быть
базовым допущением любой истинно научной системы знаний. Квантовая физика
оказалась перед необходимостью признать существование известной доли
неопределенности. Условия, знание к-рых необходимо для безупречных психол.
прогнозов, нередко включают внутренние процессы, к-рые не м. б. достоверно
изучены без вмешательств, изменяющих сами эти процессы, а следовательно, и
рез-т; это выглядит достаточно похожим на основание введения принципа
неопределенности в квантовую физику, чтобы ратовать за распространение этого
принципа на психологию. А если неопределенность признается неизбежной,
разграничение С. в. и детерминизма, к-рое вряд ли удастся надежно
подтвердить, с научной т. зр. может оказаться лишенным смысла.
Аргументы
в защиту С. в. преим. эмпирические. Совершая тот или иной поступок, чел.
нередко уверен в том, что мог бы поступить по-другому, мог сделать иной
выбор; отсюда утверждается, что С. в. есть базовый факт опыта. Этот аргумент
не может избежать возражения, что причинные детерминанты, возможно, еще не
полностью идентифицированы и поняты.
Др.
прагматическим основанием выбора позиции по вопросу о С. в. яв-ся то, какие
последствия имеет выбор той или иной позиции для всеобщего блага. Сторонники
жесткого детерминизма нередко считают принятие их позиции необходимым
условием убеждения людей в том, что челов. поведение прогнозируемо и
контролируемо, вследствие чего на будущее человечества можно повлиять с
помощью «челов. инженерии» точно так же, как на физ. явления можно повлиять с
помощью технологических процессов, осн. на законах природы. Возражения противников
жесткого детерминизма базируются на том, что подобная т. зр. лишает людей
надежды на намеренное изменение, а потому оказывает пагубное влияние на
развитие человечества.
См.
также Бихевиоризм
И. Л. Чайлд
Свобода (freedom)
Ярко
выраженная детерминистская стратегия, воспринятая психологией как наукой о
поведении на очень ранних этапах ее развития, оказалась несовместимой с
безоговорочным признанием С. Рассмотрение поведения как закономерного в
рамках детерминистской естественно-научной системы, судя по всему, не
оставляет в научной психологии места для понятия С. Однако время от времени в
стороне от осн. течения поведенческой психологии появлялись психологи, к-рым
приходилось иметь дело со С. как реальной и центральной психол. проблемой.
Сказанное прежде всего относится к представителям юридич. науки и
социально-политической философии, таким как Дж. С. Милль и И. Берлин,
изучавшим различные аспекты челов С.
Само
понятие С. и вера в нее играют очень важную роль в регулировании индивидуального
поведения, общественной и политической жизни. В последнее время — вопреки
заверениям Б. Ф. Скиннера, что понятие С. чуждо естественным закономерным
системам, в т. ч. и челов. поведению, — психологи обратили внимание на С., но
лишь внесли путаницу в наше понимание.
С.
яв-ся одной из важнейших тем, обсуждаемых в нарастающем потоке литературы по
гуманистической психологии, базирующейся на гуманит. научном подходе к
поведению чел. Этот гуманит. подход рассматривает сознательность,
самоосознание, содействие и выбор как неотъемлемые привилегии челов.
поведения. Он признает, что как выявленные, так и не выявленные ист.
детерминанты влияют на поведение, наблюдаемое в настоящем, но это не мешает
ему признавать и существование зоны С. действия. Даже тогда, когда поведение
кажется жестко ограниченным определенными рамками, или вынужденным, у чел.
все же остается область аттитюдинальной С., т. е. С. выбора т. зр. на
обстоятельства, в к-рых он оказался.
Эмпирическое
изучение челов. свободы проводилось преим. в рамках более традиционных
теорет. подходов. Соц. психологи подошли к изучению челов. С. по трем
различным путям, проложенным теорией атрибуции, теорией реактивного
сопротивления и исслед. субъективного опыта.
Подход с позиций теории
атрибуции. Для подхода к челов. С. с позиций теории атрибуции характерен интерес
к условиям, при к-рых чел. приписывает С. поведению др. людей или своему собственному поведению (или
воспринимает его как свободное). С. решения определяется величиной разницы в
ожидаемых выигрышах от альтернативных линий поведения. Когда ожидаемые
выигрыши примерно одинаковы, С. решения велика, поскольку принуждение со
стороны относительно большего выигрыша отсутствует. Выбор воспринимается
скорее как контролируемый лицом, принимающим решение, чем как определяемый
выгодой вариантов. С. исхода яв-ся функцией оценки вероятности реального
получения ожидаемого выигрыша. Иными словами, если чел. предстоит сделать
выбор между альтернативами, к-рые примерно одинаковы по ожидаемым выигрышам и
по их доступности, выбор между этими альтернативами воспринимается как
свободный выбор, совершаемый без давления неравноценных выигрышей и/или
неравной доступности.
Если
поведение чел. воспринимается наблюдателями как рез-т принуждения, они
сомневаются в том, что оно способно многое сказать им об этом чел. Хотя
принятие решения и выбор альтернатив воспринимаются как более свободные,
когда их валентности выравниваются, этот эффект знач. усиливается, если выбор
делается не из отрицательных, а из положительных альтернатив. Выбор
воспринимается как более свободный в тех случаях, когда приходится выбирать
из умеренного числа вариантов, а не из очень ограниченного или большого их
количества, и когда наблюдаемое поведение согласуется с тем, что наблюдатель
считает предрасположенностью субъекта действия.
Подход с позиций теории
реактивного сопротивления. Второе направление исслед. основывается на работе
Дж. Брема «Теория психол. реактивного сопротивления» (A Theory of Psychological
Reactance). Под реактивным
сопротивлением понимается мотивационное состояние, вызванное ограничением С.
поведения или угрозой такого ограничения, и, в свою очередь, организующее
поведение, направленное на восстановление утраченной свободы. Поведенческие
свободы специфичны для конкретных ситуаций и определяются как знание того
(или вера в то), что в конкретной ситуации у чел. всегда есть неск. линий
поведения и что он располагает необходимыми умениями и ресурсами для
реализации любого из признаваемых им вариантов. Рез-ты исслед., проведенных в
различных условиях, свидетельствуют о том, что люди действительно действуют
так, чтобы вернуть себе конкретные поведенческие С., к-рых их лишили или над
к-рыми нависла угроза, и что выбор, к-рый делается под угрозой, более
привлекателен. Реактивное сопротивление может возникнуть и как ответ на
оказанную чел. услугу, к-рая накладывает на него определенные обязательства;
оно возникает и при принятия решения: если в тот момент, когда чел. уже
близок к нему, возникает угроза доступности менее привлекательного варианта,
его привлекательность возрастает. Исслед. реактивного сопротивления расширяют
наши представления о процессах соц. влияния, психологии потребителя, рекламе, PR и принятии решений.
Эмпирический подход. Третий подход был использован
М. Весткоттом, к-рый изучал челов. С. прежде всего как субъективный опыт и
проводил резкую границу между С. как опытом и С. как атрибуцией или
онтологическим состоянием. Его интересовало, в какой мере люди, судя по их
собственным словам, чувствуют себя свободными при различных теоретически
важных условиях. Основываясь как на литературе о реактивном сопротивлении и
об атрибуции, так и на филос. источниках и проведенных им интервью, он выявил
7 типов ситуаций, к-рые благоприятствуют челов. С. Применив опросники,
содержавшие неск. конкретных примеров каждой из этих ситуаций, он просил
своих респондентов ответить на вопрос, насколько свободными они чувствовали
себя в каждой из них. Оказалось, что наиболее свободными респонденты
Весткотта чувствовали себя тогда, когда избавлялись от неприятных
обстоятельств, включая физ. боль и соц. дискомфорт, и тогда, когда
участвовали в выполнении действий, требовавших определенных навыков. Эти
заметно отличающиеся друг от друга условия, обеспечивающие высокую степень
С., согласуются с широко распростр. филос. разграничением понятий негативной
С., или «С. от», и позитивной С., или «С. для». Респонденты Весткотта
чувствовали себя наименее свободными тогда, когда были вынуждены признать,
что их возможности не беспредельны, даже если эти пределы и были
объективными, и тогда, когда им приходилось принимать трудные решения.
Кроме
того, когда респондентов попросили описать свои чувства, противоположные
ощущению С., оказалось, что в каждой конкретной ситуации эти чувства разные.
В нек-рых ситуациях чувство несвободы было связано прежде всего с внешними
помехами, в др. — с конфликтом и нерешительностью или неясным, но неприятным
эмоциональным состоянием. Следовательно, с т. зр. диалектики, чувство С. в
разных ситуациях переживается по-разному.
Заключение
Различия
между этими тремя подходами к психол. изучению челов. С. определяются, в
первую очередь, их ориентацией на разные аспекты этого состояния: С. в том
виде, как она приписывается чел. своим собственным действиям или действиям
др. людей; С. как вера в то, что у индивидуума есть поведенческий выбор и он
может действовать в любом направлении, какое бы ни избрал; С. как
переживание, степень к-рого зависит от условий, напр. от освобождения от боли
или дискомфорта или от вовлеченности либо в деятельность, требующую
определенных навыков, либо в принятие решения. Рез-ты исслед., проведенных
сторонниками этих трех т. зр., в нек-рых случаях дополняют друг друга, а в
нек-рых противоречат друг другу.
См.
также Философские проблемы психологии,
Теория реактивного сопротивления
М. Р. Весткотт
Свободное воспроизведение
(free recall)
С.
в. широко используются для исслед. памяти и научения. Обычно испытуемому
предлагают информ. для запоминания, а спустя нек-рое время просят ее
воспроизвести в произвольном порядке. Содержание информ. может варьировать от
списка не связанных между собой слов или цифр до сложных прозаических
произведений.
Парадигма
С. в. сыграла заметную роль в развитии когн. психол. Напр., она помогла
объяснить компоненты первенства и новизны в кривой воспроизведения
последовательности элементов. Эффект первенства связали с частым повторением
первых по порядку элементов и переводом их в долговременную память, а эффект
новизны объяснили вхождением последних элементов в кратковременную память.
Поскольку элементы в конце списка не повторяются и, следовательно, не
переводятся в долговременную память, они теряются, если испытуемому дать
отвлекающее задание непосредственно после предъявления списка для
запоминания.
Ранние
исслед. позволили предположить, что важнейшая составляющая С. в. заключена в
испытуемом, а не в предлагаемом ему стимульном материале. Речь идет о
склонности людей воспроизводить элементы группами, объединяя их по
объективным или субъективным связям между собой, даже если они были разделены
при предъявлении. Сообщение Бусфилда дало импульс исслед. внутренних
процессов структурирования информ. Испытуемым предлагался список из 60 слов,
относящихся к четырем смысловым категориям, по 15 слов в каждой. Сразу же
после предъявления давалось задание в течение 10 минут записать запомнившиеся
слова в любом порядке. Люди обнаружили склонность воспроизводить и
группировать слова по смысловым категориям, а не по порядку их предъявления.
Недостаток
такого рода исслед. состоит в том, что они всего лишь обнаруживают тип
орг-ции элементов, предусмотренный экспериментатором. Отношения между
элементами в списке определяются экспериментатором, и получаемые показатели
степени орг-ции материала зависят от того, насколько точно воспроизведение
элементов участником эксперимента соответствует категориям или ассоц. в
списке экспериментатора. Тулвинг утверждал, что испытуемые не только
используют заложенную в списке структуру информ., но и склонны отыскивать
свои собственные характерные связи между словами в списке для заучивания. Т.
о., эксперименты с использованием заданных группировок недооценивают полную
орг-цию испытуемым списка слов во время заучивания и ее использование в
процессе воспроизведения. Предлагая испытуемым повторно заучивать и воспроизводить
списки не связанных между собой слов, предъявляемых каждый раз в др.
случайном прядке, Тулвинг сумел продемонстрировать характерную для каждого
участника эксперимента субъективную орг-цию запоминаемого и воспроизводимого
материала.
С.
в. использовалось для оценки понимания прозы и запоминания пояснительных и
описательных текстов и устных рассказов. Хотя раньше было принято считать,
что все люди склонны логически структурировать текст для удобства запоминания
и последующего воспроизведения, были выявлены индивидуальные особенности
этого процесса в зависимости от возраста и навыков чтения. Фактически, метод
С. в. используется в настоящее время для исслед. различий в стратегиях
заучивания материала у людей с предположительно разными стилями учения.
Применение
методов С. в. для ил. склонности людей реорганизовывать изучаемый материал
продолжается. Т. о., исслед. С. в. позволяют подкрепить осн. постулат когн.
психол. (т. е. что обучающийся не яв-ся пассивным получателем информ. из
окружающей среды; напротив, он активно организует эту информ. в собственные
структуры представления знаний в памяти).
См.
также Когнитивные стили учения,
Забывание, Процессы поиска и извлечения информации из памяти
Б. Р. Данн
Связь и привязанность (bonding and attachment)
Джон
Боулби ввел термин привязанность, к-рый превратился в важнейшее понятие
нового теорет. подхода, объединившего этологию и психологию в стремлении
понять истоки уз, связывающих ребенка с матерью.
Этологическая теория и
привязанность. Исслед. животных говорят о том, что прочные П. образуются благодаря
процессу импринтинга, происходящего за короткий интервал времени в течение
раннего критического периода жизни. Этология предположительно объясняет
образование С. между самкой и ее детенышем как рез-т взаимодействия
генетически запрограммированных форм поведения, важных для выживания вида, со
средой обитания.
Конрад
Лоренц, пионер в области исслед. импринтинга, наглядно показал, что недавно
вылупившиеся птенцы диких гусей устремляются к первому, ближайшему к ним,
движущемуся объекту или субъекту, к-рый встречается им вскоре после рождения,
и далее неотступно следуют за ним. Нико Тинберген доказал, что реакция
нападения/бегства у животных развивается в ритуальное демонстративное
поведение. Роберт Заслоу на основе исслед. патологии привязанности,
обнаруживаемой при раннем детском аутизме, пришел к заключению, что
формирование П. зависит от двух связывающих цепей поведения: а) обеспечение
телесного контакта, необходимого для формирования близости и базисного доверия,
и б) обеспечения контакта глаз и диалогического взаимодействия, необходимых
для развития интеграции, фокуса и направления поведения.
Теория научения и
привязанность. Приверженцы теории научения подчеркивали важность кормления как
механизма подкрепления для развития П. к матери как приобретенного процесса.
Удовлетворение первичного драйва голода (пищевого побуждения) имеет
следствием образование положительной П. к матери благодаря вторичному
подкреплению в ситуации кормления. Новая фаза в развитии теории научения
наступила после того, как Гарри Харлоу в серии экспериментов с искусственными
матерями (манекенами) обезьян установил, что орального удовлетворения путем
кормления было недостаточно для образования П. и проявлений чувства любви.
Развитие привязанности. В общем,
возникновение П. — это поэтапный видоспецифичный процесс. В самом начале
младенец привязывается ко всем людям, демонстрирующим типичные для чел. как
биолог. вида формы поведения, совместимые с актуальным поведением младенца.
Боулби описывает развитие поведенческого аспекта П. в виде четырех фаз: а)
ориентация и сигналы как общая реакция на людей, без выделения конкретного
чел.; б) ориентация и сигналы, направленные на одного или неск. выделенных
ребенком людей; в) сохранение пространственной близости к конкретному чел.
посредством локомоции и сигналов; г) образование реципрокной С. с людьми.
Сильные П. к конкретным людям появляются примерно в 7-месячном возрасте и
обнаруживают себя в форме боязни незнакомых людей. Младенцы выражают протест
в форме гнева и сопротивления, когда их разлучают с чел., к к-рому они
привязаны. Реакции протеста усиливаются в незнакомой обстановке, что
указывает на наличие П. не только к людям, но и к месту. Сила протеста и
потребность в пространственной близости к лицу, к к-рому привязан, снижаются
по мере развития познания и памяти, так как разлука начинает восприниматься
ребенком как временная.
Качество привязанности. Постоянство и сила
П. зависят от особенностей паттернов взаимодействия между ребенком и
родителями. Безусловная П. развивается при сочетании любяще-заботливого
поведения родителей с выраженными реакциями сопротивления и гнева у ребенка
на отделение от родителей. Хроническое, не снимаемое раздражение у родителя и
ребенка нарушает формирование П. Было установлено, что ритм и согласованность
действий влияют на качество П. Младенцы больше привязаны к родителю, к-рый
быстро реагирует на их сигналы и самопроизвольно инициирует взаимодействия.
Последующие исслед. М. Эйнсворт показали, что качество П. зависит от стимуляции
и контролирования обстановки и ребенка. Эйнсворт установила, что младенцы
могут испытывать уверенность или беспокойство в отношении лица, к к-рому
привязаны, что сказывается на качестве и прочности П.
Привязанность и
психопатология. Боулби показал, что после образования первичной положительной С.
между матерью и младенцем (примерно через полгода после рождения) реакция
малыша на разлуку с матерью имеет 3 характерных фазы. Первая фаза
представляет собой выражение «протеста» — плач и гнев, с помощью к-рых
ребенок пытается добиться возвращения матери. Если это не удается, фаза
протеста сменяется периодом «отчаяния», характеризуемым уходом, депрессией и
снижением активности. Наконец, наступает фаза «отстранения», в к-рой младенец
становится относительно невосприимчивым к окружающим его людям. Обращенный на
мать гнев ребенка является главной характеристикой этого паттерна: он прямо
выражается в фазе протеста и косвенно — в фазе отстранения. Боулби утверждал,
что «опыт отделения» (т. е. разлучение с матерью) вызывает глубокую и
яростную ненависть к матери.
Наблюдения
Боулби, касающиеся случаев разлучения с матерью или ее утраты, подтверждаются
исслед. Эйнсворт, проведенными на детях, и рядом исслед., выполненных на
низших обезьянах. Рене Спитц охарактеризовал анаклитическую депрессию как
состояние, в к-ром младенец, разлученный с матерью вследствие госпитализации,
становится полностью безучастным к происходящему. Заслоу и Брегер, имея целью
изучение П., провели анализ раннего детского аутизма, к-рый сопровождается
отделением и утратой С. с матерью. Они сделали неск. теорет. выводов,
применимых к нормальному формированию и психопатологии П. у людей. Первый
вывод состоял в том, что удерживание ребенка в состоянии выражения протеста,
характеризующегося младенческим плачем (криком), формирует цикл
напряжения/расслабления, к-рый является осн. элементом положительной
(безусловной) П. Чем сильнее выражение этого «протеста», тем больше
расслабление и сильнее С. между ребенком и родителем. Второй вывод заключался
в том, что челов. социально-аффективная П. формируется к лицу, а не к груди.
Такие видоспецифичные для чел. формы поведения, как улыбка, плач со слезами,
говорение и слушание, играющие важную роль в поддержании тесного — «лицом к
лицу» — общения, как раз и отсутствуют у аутичного ребенка, активно
противящегося контакту глаз и тесным интеракциям. Такая форма реагирования
обеспечивается альтернативной поведенческой цепью по типу реакции
нападения/бегства, вызываемой напряжением от продолжительного контакта глаз и
обнаруживаемой у низших биолог. видов.
Общий
вывод Боулби, касающийся теории П. и ее отношения к психопатологии, звучит
следующим образом: теория П. представляет собой научно обоснованную систему,
объединяющую понятия психоанализа, этологии, когнитивной теории и теории
управления.
См.
также Потребность в аффилиации, Аутизм,
Избегающая личность, Деиндивидуация, Импринтинг, Развитие младенца,
Инфантилизм, Z-процесс
Р. У. Заслоу
Секс-терапия (sex therapies)
В
развитии С.-т., как и психотер. в целом, принимали участие священнослужители,
философы и врачи. Со временем — в 1920-е гг. — С.-т. стала научной и преим.
мед., поскольку опиралась на исслед. клиницистов и врачей.
Скоро,
однако, вопросами сексуального просвещения широких масс населения стали
заниматься популярные писатели, и за период после 1920-х гг. люди, вероятно,
получили больше сексотерапевтического обслуживания путем чтения книг из серии
«Помоги себе сам», написанных ведущими сексологами, чем в кабинетах
профессиональных терапевтов.
Несмотря
на значительный вклад библиотерапии, совр. С.-т. как наука начала развиваться
лишь в 1960-е гг. благодаря трудам У. Мастерса и В. Джонсон. Они широко
использовали катамнестические исслед.; их труды произвели большое впечатление
и побудили мн. видных авторов следовать по их стопам.
Сексуальные
расстройства включают множество взаимосвязанных поведенческих затруднений в
сферах любви, брака, семьи и сопровождаются общими эмоциональными проблемами.
Поэтому представляется предпочтительным проводить лечение лиц с серьезными
сексуальными расстройствами не только силами прикл. сексологов, но тж
привлекать для этого психотерапевтов общего профиля, специализирующихся на
С.-т.
Распространенные виды
сексуальных расстройств
Сексуальные проблемы у
мужчин. Мужчины часто обращаются к сексотерапевту с жалобами на то, что
Мастерс и Джонсон наз. первичной импотенцией — т. е. неспособностью достигать
и/или поддерживать качество эрекции, достаточное для успешного совершения
полового акта, либо с жалобами на вторичную импотенцию — т. е. нек-рая, но не
полная неспособность достигать и/или поддерживать состояние эрекции. У них тж
часты жалобы на преждевременное семяизвержение. Нечастой, но трудной
проблемой у мужчин яв-ся замедленная эякуляция, или неспособность получить
оргазм за достаточно короткий промежуток времени. У мужчин, обращающихся к
сексопатологу, часто отмечается низкий уровень полового влечения; др.
достаточно распростр. проблемой яв-ся страх быть гомосексуалом или иметь
к.-л. др. «отклонения».
Сексуальные проблемы у
женщин. Женщины часто обращаются к сексопатологу с жалобами на оргазмическую
дисфункцию — первичную, когда женщина никогда и ни при каких условиях
сексуального опыта не получала оргазма, или вторичную, когда у нее имеются
трудности получения оргазма и он достигается лишь при определенных условиях.
У женщин часты тж жалобы на низкое половое влечение, вагинизм и диспареунию
(болезненность при половом сношении). Иногда они обращаются за помощью,
считая свое половое влечение чрезмерно высоким или предполагая у себя наличие
гомосексуальных или иных «отклонений».
Хотя
большинство сексотерапевтов сейчас используют модифицированный подход
Мастерса и Джонсон, включающий информирование, изменение аттитюдов,
чувственное фокусирование и определенные упражнения в домашних условиях,
имеется и неск. др. крупных форм С.-т., включающих дополнительные приемы.
Основные формы
секс-терапии
Психоаналитическая
терапия. Эта форма лечения ориентируется на раскрытие предполагаемых ранних
причин сексуальных расстройств и их проработку в ходе длительного курса
психоан. при наличии интенсивных взаимоотношений с аналитиком.
Психоаналитическое лечение подвергалось серьезной критике, но все еще
сохраняет свою популярность, в особенности в качестве одного из аспектов
общей психотер. с лицами, имеющими сексуальную проблематику.
Эмпирическая (осн. на
опыте) и телесно-ориентированная терапия. Согласно теорет. концепции
В. Райха сексуальная заторможенность и связанные с этим опасения ведут к
общим эмоциональным расстройствам и оказываются встроенными в «броню тела».
Разрешение сексуальных проблем, т. о., м. б. достигнуто лишь при
использовании психотерапевтом технических приемов, активирующих моторику и
способствующих вызыванию и выражению эмоций.
Поведенческая терапия. Поведенческие
терапевты Э. Солтер, Г. Ю. Айзенк и Дж. Вольпе начали использовать методы
обусловливания и разобусловливания в лечении эмоциональных и сексуальных
проблем. В конце 1950-х гг. эти методы С.-т. достигли значительного прогресса
в своем развитии. Было опробовано широкое разнообразие технических приемов, и
мн. из них получили популярность, включая оперантное обусловливание,
систематическую десенсибилизацию, аверсивное обусловливание и тренировку
навыков.
Когнитивная терапия. Когнитивная
терапия стала популярной формой психол. лечения. Она состоит гл. обр. в том,
чтобы показать людям: их эмоциональные проблемы яв-ся следствием
нереалистических и иррациональных ценностных ориентации и филос. взглядов,
к-рые доступны коррекции с помощью ряда когнитивных методов, включая научное
мышление, рефокусирование, воображение, моделирование и психопедагогические
методики. Когнитивная терапия яв-ся компонентом метода Мастерса и Джонсон,
она интегрирована в сексуальную библиотерапию и эксплицитно или имплицитно
включена практически во все формы С.-т., даже в психоан. Ее эффективность в
настоящее время подтверждена значительным объемом клинических и
исследовательских данных.
Когнитивно-поведенческая
терапия. Как рационально-эмотивная, так и когнитивно-поведенческая терапия не
только признают, объясняют и устраняют филос. и психол. основы сексуальных
нарушений, но тж обучают клиентов мн. поведенческим методам изменения своих
обреченных на провал когниций и дисфункциональных действий. Они рассматривают
когниций, эмоции и поведение как взаимосвязанные и взаимовлияющие системы
функционирования чел. и используют мультимодальный подход, помогая клиентам
изменить все 3 эти модальности. Наряду с поведенческой терапией, она стала
научно обоснованной формой психотер., важные аспекты к-рой используются почти
всеми совр. сексотерапевтами.
Терапия супружеских пар. С.-т. первонач.
применялась для работы с отдельными индивидуумами, имеющими проблемы. Однако
Мастерс и Джонсон, подчеркивая значительное влияние партнеров на сексуальное
поведение друг друга, работают почти исключительно в рамках терапии
супружеских пар, и мн. из их последователей подражают им в этом отношении.
Хотя одновременная работа с обоими партнерами предоставляет отчетливые
преимущества, она тж имеет практ. и иные ограничения, в силу чего во мн. случаях
С.-т. проводится одним психотерапевтом наедине с одним из партнеров. Мастерс
и Джонсон считают, что для оптимального проведения С.-т. требуется наличие
психотерапевта как мужского, так и женского пола, но мн. психотерапевты
находят такую процедуру непрактичной с экономической и иных т. зр.
Групповая секс-терапия. Групп. С.-т., где
мужчины, женщины или супружеские пары участвуют вместе в регулярных занятиях
терапевтических групп, первыми начали практиковать А. Лазарус и ряд др.
терапевтов. Ее преимуществом яв-ся то, что члены группы видят проблемы др.
участников, сходные со своими проблемами, и что они могут помочь друг другу
путем самораскрытия и совместной работы над имеющимися трудностями. Мн.
исслед. подтверждена ее эффективность, в ряде случаев превышающая таковую при
индивидуальной терапии.
Медицинская секс-терапия. Ранние подходы в
лекарственной терапии сексуальной проблематики были крайне неэффективны,
поскольку основывались на методе проб и ошибок в использовании гормональной
терапии. Ряд сексуальных проблем имеет аспекты каких-то мед. проблем,
поскольку нек-рые из широко используемых транквилизаторов, антидепрессантов,
сосудорасширяющих, сосудосуживающих средств и др. препараты могут нарушать
сексуальное функционирование, особенно у мужчин. Адекватная С.-т. поэтому
включает исслед. общих и специальных мед. проблем наряду с возможными
рекомендациями физ. лечения.
Эффективность секс-терапии
В
печати появились сотни сообщений об отдельных случаях и рез-тах клинических
исслед. эффективности С.-т., и мн. из них звучат убедительно. Однако
экспериментов с использованием контрольных групп, подтверждающих
эффективность и особенно долговременные рез-ты различных методов С.-т.,
крайне мало. При наличии имеющихся показаний С.-т. «обречена» на выживание,
однако необходимо больше исслед. для подтверждения или развенчания
обоснованности мн. используемых в настоящее время методов.
Лицензирование
сексотерапевтов
До
недавнего времени сексотерапевты не имели независимого профессионального
положения или сертификации. Но сейчас в клиниках, больницах, ун-тах и др.
центрах осуществляется много программ подготовки этих специалистов под
профессиональным патронатом. Американская ассоц. сексопедагогов,
сексоконсультантов и сексотерапевтов (American Association of Sex Educators, Counselors and Therapists) яв-ся
главной орг-цией, проводящей лицензирование сексотерапевтов в США и Канаде.
См.
также Когнитивная терапия, Сексуальная
дисфункция у женщин, Сексуальная дисфункция у мужчин
А. Эллис
Сексизм (sexism)
Д.
Стэнг и Л. Райтсмен определяют С. как «любой аттитюд, действие или
институциональную структуру, к-рая основывает реакцию на чел. на факте его
или ее половой принадлежности в ситуациях, где пол не должен служить поводом
к такому решению. С. обычно проявляется в дискриминации женщин исключительно
из-за их половой принадлежности». Личный С., к-рый отражает индивидуальные
различия в отрицательных аттитюдах к женщине, следует отличать от
общественного или институционального С., отражающего традиционные аттитюды
или действия, к-рые могут не проистекать из личных предубеждений отдельных
людей.
Личный сексизм. Личный С. обычно
измеряется с помощью шкал аттитюдов. Наиболее распростр. яв-ся Шкала
аттитюдов к женщинам (Attitudes Toward Women Scale, AWS), разраб. Д. Спенс и Р. Хелмрейчем. Существует
краткая версия AWS, состоящая из 15 пунктов и измеряющая аттитюды в
отношении политического, экономического и соц. равенства женщин и мужчин.
Исследователи
обнаружили, что оценки женщин оказываются более профеминистскими, чем оценки
мужчин, и что оценки студентов колледжей обоих полов яв-ся более
профеминистскими, чем оценки их родителей того же пола. Ф. Голдберг отмечает,
что отрицательные аттитюды к женщинам, по-видимому, существуют практически у
всех мужчин. Однако Р. Брэннон указывает, что измерения половых
предубеждений, так же как и измерения расовых предубеждений, почти не имеют
доказательств в отношении их поведенческой валидности.
Невербальные
действия могут служить более надежными признаками личного С. по сравнению с
более реактивными вербальными показателями. Н. Хенли приводит перечень
невербальных действий, к-рые обычно ассоциируются с властными и статусными
различиями между полами, включая контакт глаз, положение тела, межличностную
дистанцию и прикосновения.
Общественный сексизм. Исслед., имевшие
целью установить, что отрицательные аттитюды к женщинам существуют как
сторона широкой соц. действительности, оказались более успешными по сравнению
с теми, в к-рых предпринимались попытки оценивать индивидуальные различия в
проявлении С. Ф. Голдберг показал, что женщины ниже оценивали то же самое
эссе, если им сообщалось что его автор — женщина. Др. исследователи
продемонстрировали сходные негативные предубеждения в оценке произведений
живописи, поэзии и профессиональных достижений.
Многочисленные
исслед. половых стереотипов указывают на то, что различия в восприятии лиц
мужского и женского пола можно охарактеризовать двумя главными кластерами
черт. И. Броверман и ее сотрудники обнаружили, что типично мужскими чертами,
по мнению обоих полов, считаются независимость, логика, объективность,
поглощенность земными заботами и способности к математике, науке и бизнесу.
Типично женские черты включают сознавание чувств др., мягкость и такт.
Обнаружилось, что в восприятии специалистов в области психич. здоровья
характеристики психически здорового мужчины и психически здорового взрослого
чел. (независимо от пола) практически совпадают, тогда как психически
здоровая женщина выглядит более эмоциональной и менее зрелой, чем психически
здоровый взрослый чел. Такие половые стереотипы, очевидно, создали для женщин
положение двойной связи — они м. б. либо женщинами, либо зрелыми, но не теми
и др. одновременно. Восприятие мужчин не содержит подобных противоречивых
сочетаний черт. Источники половых стереотипов, по-видимому, яв-ся
универсальными.
С.
находит широкое документальное подтверждение в языке. Исслед. показывают, что
английский язык унижает женщин, опошляя формы женского рода, относя женщин к
исключениям в профессиях или занятиях, традиционно определяемых как мужские,
и исключая женский род как при употреблении местоимений мужского рода в тех
случаях, когда подразумеваются оба пола. Большая часть содержательных
различий в восприятии мужчин и женщин относится к способностям и достижениям.
Трайман
и Террелл на основе своих оценок пришли к выводу, что большая часть различий
в оплате труда между полами м. б. отнесена за счет половой дискриминации.
Даже когда женщины занимают те же должности, что и мужчины, они могут
получать меньшее вознаграждение за аналогичные достижения.
Т.
о., С. может проявляться в разнообразных формах: в виде личных аттитюдов,
к-рые могут измеряться либо на основе стандартизованных самоотчетов, либо на
основе невербальных признаков; в виде неосознаваемых, имеющих соц. основу
восприятий и атрибуций, к-рые обычно рассматриваются и исследуются как
стереотипы, но к-рые в действительности могут приобретать форму соц.
действительности в рез-те обоюдного согласия обоих полов; и на уровне
институционализированной общественной практики, к-рая проистекает из различий
в оценках достижений женщин и мужчин и приводит к профессиональной сегрегации
женщин, оказывающихся в конечном итоге в менее выгодном положении.
См.
также Предубеждение и дискриминация,
Социальное равенство
Р. К. Унгер
|
|
Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации,
цель которой – изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие
личности. ˇnew Метафизические
(психологические) причины болезней ( Лиз Бурбо
"Твоё тело говорит: Люби себя!") Лечебные мандалы 33 мандалы,
созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя
физически и духовно ˇnew !!! |
||
Музыка для медитаций и
расслабдения Главная сайта "Путь к Разуму и Силе" |
Рассказы,
сказки, стихотворения. . |
|
|
|