Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.
|
||
Психологическая энциклопедия |
||
Доска бесплатных объявлений. Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!
Наш форум – самый полезный эзотерический форум. Интересно и познавательно. Зайди, задай вопрос или поделись своим мнением! Для нас всё важно. |
Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах (Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
Психология в именах Толмен Эдвард Чейз / Tolman, Edward Chase (1886-1959). Толмен известен прежде всего своей теорией научения. Многие психологи называют ее «когнитивно-полевой теорией», хотя в своих многочисленных экспериментальных исследованиях, проводимых преимущественно на белых крысах, Толмен всегда делал упор на поведение. Считается также, что именно Толмен ввел в психологию понятие «промежуточная переменная». Томпсон Ричард / Thompson, Richard F. (р. 1930). В сотрудничестве с Олденом Спенсером, Томпсон разработал критерии габитуации (привыкания) и доказал, что основным процессом здесь является разновидность синаптической депрессии, которая развивается пресинаптически. Томсон Годфри / Thomson, Godfrey Н. (1881—1955). Томсон считал, что ум заключает в себе очень большое количество «связей» (bonds), аналогичных «коннекциям» (connections) Торндайка. Любой умственный акт использует выборку таких связей, а следующий за ним акт — часть связей из той же выборки и часть связей из другой. Торндайк Эдвард Ли / Thorndike, Edward Lee (1874-1949). Торндайк учил, что психологам следует изучать поведение, а не психические элементы или сознательный опыт. В своих работах он заложил основы для понимания научения и сформулировал свой закон эффекта до открытия Павловым закона подкрепления. Уайт Роберт / White, Robert W. (p. 1904). Программная работа Уайта «Пересмотр понятия мотивации: концепция компетентности» (Motivation reconsidered: The concept of competence) была первой в сфере теории компетентности. Уайт Уильям Алансон / White, William Alanson (1870-1937). Уайт отменил разнообразные формы физического ограничения душевнобольных, применявшиеся в больнице Святой Елизаветы, заменив их чуткостью и отзывчивостью в общении с пациентами. Узнадзе Дмитрий Николаевич / Uznadze, Dmitrii Nikolayevich (1886—1950). Узнадзе получил известность благодаря его теории «установки» как объективного подхода к бессознательному. Уилсон Эдвард Осборн / Wilson, Edward Osborne (p. 1929). Согласно социобилогии Уилсона, человек является машиной для обеспечения бессмертия генов. Он утверждал, что люди существуют исключительно ради своих генов: «Живой организм — это всего лишь способ ДНК создавать больше ДНК». Уильямс Джоанна / Williams, Joanna P. (p. 1935). Уильяме выполнила цикл исследований начального этапа обучения чтению, уделяя главное внимание фонематическим навыкам и пониманию прочитанного (в частности, выделению главной идеи и определению темы, а также критическому чтению). Уиппл Гай Монтроз / Whipple, Guy Montrose (1876-1941). Уиппл призывал Американскую психологическую ассоциацию (АПА) поставить заслон шарлатанам и прочим неквалифицированным практикам, активно вторгающимся в сферу клинической психологии. В результате, АПА разработала квалификационные процедуры для психологов. Уитмер Лайтнер / Witmer, Lightner (1861—1956). Уитмер создал первую психологическую клинику в Пенсильванском университете. Он также основал журнал «Психологическая клиника» (The Psychological clinic). В его первом номере он объявил об образовании новой помогающей специальности иод названием «клиническая психология». Уорд Джеймс / Ward, James (1843—1925). Уорд способствовал созданию первой психологической лаборатории в Кембридже. Уоррен Говард Кросби / Warren, Howard Crosby (1867—1943). Уоррен более всего известен как автор и редактор. Вместе с Джеймсом Болдуином он работал над созданием «Словаря по философии и психологии» (Dictionary of philosophy and psychology) и издал «Словарь по психологии» (Dictionary of psychology), который многие годы служил стандартным руководством для всех интересующихся психологией. Уотсон Джон / Watson, John В. (1878—1958). Основоположник американского бихевиоризма, Уотсон выделил два аспекта этого направления: психология как объективная наука и психология как наука о поведении. Уотт Генри Джексон / Watt, Henry Jackson (1879-1925). Главный научный вклад Уотта связан с изучением внутреннего опыта, возникающего в процессе осмысления словесных ассоциаций. Уошберн Маргарет Флой / Washburn, Margaret Floy (1871 — 1939). Исследования Уошберн включают работы по индивидуальным различиям, цветовому зрению у животных, и эстетическим предпочтениям студентов в отношении цветов и речевых звуков. Уэбб Уилс Бернард / Webb, Wilse Bernard (p. 1920). В исследованиях Уэбба особое внимание уделялось роли индивидуальных различий и биологических ритмов как определяющих факторов деятельности и депривации сна, а также эффектам старения. Фабр Жан-Анри / Fabre, Jean Henri (1823—1915). Фабр описал многие аспекты поведения насекомых, включая связь между полом яйца и размерами соты у отдельной пчелы. Он выступал против эволюционной теории Дарвина. Фаулер Раймонд / Fowler, Raymond D. (р. 1930). Фаулер получил признание за свою новаторскую работу, касающуюся машинной интерпретации MMPI. Его система была переведена на большинство основных европейских языков и рассматривается как прототип для других систем компьютеризованного тестирования. Фейхингер Ганс / Vaihinger, Hans (1852—1933). Фейхингер известен своей философией «как если бы» (концепцией фикционализма). Иногда нечто ложное или вымышленное (фикция) может выполнять полезные функции в мышлении и жизни, как если бы на самом деле было истинным. Ференци Шандор / Ferenczi, Sandor (1873—1933). Ференци был продолжателем дела Фрейда и интересовался отношениями между биологией и психоанализом. Феррье Дэвид / Ferrier Sir David (1843—1928). Феррье отмечен за его вклад в изучение локализации мозговых функций. Он первым локализовал зрительный центр в затылочных долях, и его исследования привели к существенному прогрессу в хирургии головного мозга. Фёрстер Чарлз / Ferster, Charles В. (1922—1981). Фёрстер посвятил себя бихевиоризму. Область его теоретических и эмпирические работ простиралась от фундаментальных исследований поведения до их приложений в педагогической и клинической психологии. Фестингер Леон / Festinger, Leon (1919—1989). Фестингер внес значительный вклад в развитие теории когнитивного диссонанса, которая гласит, что люди, чье поведение диссонирует с их представлениями, будут перестраивать свои представления и свое поведение в направлении взаимосогласования. Фехнер Густав Теодор / Fechner, Gustav Theodor (1801-1887). Фехнера чаще всего вспоминают в связи с его вкладом в развитие психофизики. Впервые ученые смогли измерить психику; к середине XIX столетия научные методы уже применялись для изучения психических явлений. Фихте Иоганн Готлиб / Fichte, Johann Gottlieb (1762-1814). Фихте был одним из последователей кантианской философии и психологии. Он подчеркивал свободу человеческой воли в противоположность детерминизму, обнаруженному в естественных науках. Фишер Рональд / Fisher, Ronald A. (1890—1962). Фишер снабдил психологию дисперсионным анализом, методом анализа малых выборок, понятием нулевой гипотезы и пониманием значимых/незначимых различий как континуума, а не дихотомии. Фишер Харди / Fischer, Hardi (р. 1922). Фишер — экспериментальный психолог, который занимается главным образом изучением отношений между зрительным восприятием, эпистемологией и психологией развития. Фламмер Август / Flammer, August (p. 1938). Исследования Фламмера концентрируются вокруг таких тем, как задавание вопросов, избирательная память, кодирование, свободный дискурс, изменения перспективы и индивидуальные различия. Флейвелл Джон / Flavell, John H. (р. 1928). Отличительная особенность исследований Флейвелла состоит в том, чтобы попытаться отыскать важные когнитивные умения, еще не изученные другими, и проследить их развитие, начиная с детства. Флуранс Пьер / Flourens, Pierre (1794—1867). Флуранс подтвердил закон Белла—Мажанди, или разделение нервной системы на сенсорный и моторный отделы. Флурнуа Теодор / Flournoy, Theodore (1854—1920). Флурнуа был основоположником научной психологии в Швейцарии, где он создал первую психологическую лабораторию. Его исследования были посвящены изучению времени реакции, воображения, ощущений и гипноза. Флэмент Клод / Flament, Claude (p. 1930). Публикации Флэмента охватывают разнообразные темы: социальное влияние, ингрупповое поведение, когнтивную теорию структурного баланса, анализ качественных данных, и теорию упорядоченных множеств. Флюгель Джон Карл / Flugel, John Carl (1884-1955). Самая известная работа Флюгеля — «Сто лет психологии» (A hundred years of psychology) — является одним из наиболее полных изложений истории психологии. Фома Аквинский / Thomas Aquinas (1225—1274). В «Сумме теологии» (Summa theological) Фома Аквинский утверждал, что одни вещи постигаются только верой, другие — только разумом, а третьи — путем откровения и рационального доказательства. Когда люди стремятся к истине, они тем самым стремятся к высшему Благу. Фоппа Клаус / Foppa, Klaus (p. 1930). Фоппа провел систематические исследования вербальной коммуникации, преимущественно в области развития коммуникативных навыков у детей, в связи с чем им был разработан ряд новых методов анализа. Форель Август-Анри / Forel, Auguste-Henri (1848—1931). Форель первым получил биологические препараты образцов человеческого мозга и первым описал метод парабиоза (искусственного сращивания двух животных, при котором между ними устанавливается общее кровообращение, в целях экспериментального исследования). Франк Джером / Frank, Jerome D. (p. 1909). Наиболее важное исследование Франка привело к формулированию гипотезы деморализации, согласно которой главная целительная сила психотерапии заложена в возможностях преодоления деморализации пациентов. Франкенхаузер Мариэн / Frankenhaeuser, Marianne (p. 1925). Франкенхаузер нашла подход к исследованию проблем человеческого стресса и совладающего поведения, сочетающий методы и понятия биомедицинских и биосоциальных наук. Франкл Виктор / Frankl, Viktor Е. (р. 1905). Логотерапия Франкла, заявленная как «поиск человеком смысла», основана в известной степени на его собственном опыте узника нацистских концлагерей. Франклин Бенджамин / Franklin, Benjamin (1706—1790). Франклин продемонстрировал, что последовательный образ будет позитивным на темном поле закрытого глаза и негативным в том случае, когда глаза открыты и фиксированы на белом листе бумаги. Франц Шеперд / Franz, Sheperd I. (1874—1933). Франц хирургическим путем удалял части головного мозга животных, изучая поведенческие эффекты удаления разных участков. Удаление лобных долей мозга животных приводило к утрате недавно приобретенных навыков. Фрейд Анна / Freud, Anna (1895—1982). Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, была специалистом по детскому психоанализу и активно отстаивала специфические потребности детей, применяя теории своего отца. Фрейд Зигмунд / Freud, Sigmund (1856—1939). Фрейд создал теорию личности, объясняющую человеческую мотивацию, и затем расширил ее границы, чтобы трактовать не только нарушения мотивации и личности, но и нормальное поведение. Френкель-Брунсвик Эльза / Frenkel-Brunswik, Else (1908— 1958). Известность Френкель-Брунсвик связана с ее крупным вкладом в коллективный труд — «Авторитарная личность» (The authoritarian personality), а также с ее эмпирическим определением понятия неспособности переносить неопределенность. Фресс Поль / Fraisse, Paul (p. 1911). Фресс наиболее известен своими достижениями в психологии времени и естественных ритмов. Он также внес существенный вклад в развитие научной психологии во Франции. Фрийда Нико / Frijda, Nico H. (р. 1927). Фрийда развил общую теорию эмоций, объединяющую различные взгляды в рамках информационного подхода, но при этом сохраняющую достижения феноменологического и клинического подходов. Фриш Карл фон / Frisch, Karl von (1782—1982). Фриш наиболее известен своими исследованиями коммуникации у рабочих пчел. Он изолировал связанные с коммуникацией зрительные, обонятельные и вкусовые сигналы и доказал, что для определения направления полета пчелы используют в качестве ориентира солнце. Фромм Эрих / Fromm, Erich (1900—1980). Фромм признавал биологическое прошлое человечества, но особо подчеркивал социальную природу человека. Тема продуктивной любви является основной для большинства сочинений Фромма. Фребель Фридрих / Frobel, Friedrich (1782-1852). Фребель видел цель обучения и воспитания в развитии или развертывании врожденного потенциала индивидуума. Подразумевалось, что ребенок от рождения чист и невинен, и все человеческое зло, таким образом, является следствием применения неправильных педагогических методов. Хага Джан / Haga, Jun (p. 1931). Хага внедряет науку о языке в теорию и практику обучения. Он утверждает, что значение передается посредством логической и эмотивной функций языка. Хайдбредер Эдна / Heidbreder, Edna (1890-1985). Разнообразные интересы Хайдбредер можно сгруппировать в три категории: школы, системы и теории психологии; психология познания; тестирование и измерение. Хайдеггер Мартин / Heidegger, Martin (1889-1976). Хайдеггера считают связующим звеном между экзистенциальной философией и экзистенциальной психологией. Он полагал, что люди должны примириться с тем, что смерть неизбежна и что после нее уже ничего не будет. Хайдер Фриц / Heider, Fritz (1896—1988). Хайдер работал в исследовательской лаборатории Курта Коффки, занимаясь проблемами, связанными с глухотой. Концепции Хайдера изложены в его книге «Психология межличностных отношений» (The psychology of interpersonal relations). Хайнд Роберт / Hinde, Robert A. (p. 1923). Работа Хайнда по поведению птиц повлекла за собой сравнительные исследования поведения ухаживания, анализ мотивационных конфликтов и изучение габитуации (привыкания). Халл Кларк / Hull, Clark L. (1884-1952). Наиболее весомый вклад Халла в психологию состоит в разработанной им теории научения, считающейся одной из самых значительных теорий XX столетия. Хант Тельма / Hunt, Thelma (1903—1992). Исследования Хант относятся к области психологии персонала: она разрабатывала тесты, соответствующие задачам, вытекающим из принятия Закона о гражданских правах, а также из правительственных постановлений и судебных решений, касающихся применения тестов. Хара Казуо / Hara, Kazuo (p. 1929). Интересы Хара лежат в двух областях исследований: физиологической психологии и измерения социальных аттитюдов. Харлоу Гарри / Harlow, Harry F. (1905—1981). Харлоу наиболее известен своими исследованиями детенышей обезьян, выращенных суррогатными матерями. Он установил, что длительная социальная депривация ведет к серьезному нарушению последующего социального поведения. Хебб Д. O. / Hebb, D. О. (1904—1985). Эксперименты Хебба подтвердили важность раннего опыта для развития психики и интеллекта и сохраняющейся в зрелости потребности в нормальной сенсорной среде для сохранения психического здоровья. Хекхаузен Хайнц / Heckhausen, Heinz (p. 1926). Хекхаузен сконструировал на основе ТAT меры для независимой оценки «ожидания успеха» и «страха неудачи». Эти меры легли в основу быстро развивающихся в Германии исследований мотивации достижения. Херманн Teo / Hermann, Theo (p. 1929). Херманн наиболее известен своими работами по когнитивной психологии, психологии речи и философским вопросам психологии. Хилгард Эрнест / Hilgard, Ernest R. (р. 1905). Исследовательские интересы Хилгарда поначалу были связаны с психологией научения и мотивации, а начиная со времени Второй мировой войны он сконцентрировал свои усилия на социальной психологии и исследованиях гипноза. Хили Уильям / Healy, William (1869—1963). Хили разрабатывал тесты действия в качестве дополнения к шкале интеллекта Стэнфорд-Бине, из которых самым известным и широко используемым является, вероятно, Тест завершения картинок Хили (Healy Picture Completion Test), и был одним из первых организаторов клиник психокоррекции для проблемных детей. Ховланд Карл / Hovland, Carl I. (1912-1961). Имя Ховланда связано со многими научными достижениями в психологии, включая исследования эффекта спящего, эффектов кредита доверия к коммуникатору, доказательной ценности формулируемых заключений и степени воздействия пропаганды в зависимости от порядка представления аргументов. Холл Кэлвин / Hall, Calvin S. (1909—1985). Вклад Холла в изучение сновидений состоит в применении количественного контент-анализа к большим выборкам сновидений и разработке когнитивной теории сновидений и их символики. Холл Маршалл / Hall, Marshall (1790—1837). Холл проводил различие между произвольными и сознательными действиями, зависящими от работы высших центров головного мозга. Холл Стэнли / Hall, G. Stanley (1844-1924). Холл заложил основы и всячески содействовал развитию организованной психологии как науки и профессии. Он также занимался многими аспектами развития и воспитания детей. Холлингворт Гарри / Hollingworth, Harry L. (1880—1956). Холлингворт использовал понятие реинтеграции в качестве общего принципа и рассматривал ее как основу усовершенствования ассоциативной психологии. Холт Роберт / Holt, Robert R. (p. 1917). Холт стремился объединить лучшие качества клинического и статистического подходов к прогнозированию в единой комплексной методологии. Холт Эдвин / Holt, Edwin В. (1873—1946). Эдвин Холт, один из первых бихевиористов, твердо верил в то, что психология должна изучать «закономерности специфических реакций». Хорас Пласидо / Horas, P1acido А. (р. 1916). Хорас предпринял попытку установить интегративные связи между противоречивыми тенденциями в современной психологии. Он считал, что психология должна исходить из биофизической концепции человеческого поведения, подчеркивающей его когнитивные аспекты. Хорни Карен / Horney, Karen D. (1885—1952). Хорни отказалась от традиционной фрейдистской ортодоксии вследствие несогласия с объяснением в ее рамках женской сексуальности. Она считала, что Фрейд придавал несоразмерно большое значение половому инстинкту. Хорст Пауль / Horst, A. Paul (p. 1903). Целью Хорста было разрешение человеческих проблем на основе применения строгих математических методов вместо риторики или семантики. Хошино Акира / Hoshino, Akira (p. 1927). Хошино наиболее известен своей работой о «культур-шоке», содержащей критический обзор исследований и полное теоретическое рассмотрение вопросов ассимиляции временно пребывающих в стране лиц и их приспособления к новой культуре, а также возвращения в свою собственную культуру после длительного пребывания за рубежом. Хэтфилд Элайн / Hatfield, Elaine С. (р. 1937). Основные достижения Хэтфилд связаны с теоретической разработкой и эмпирическим исследованием таких областей, которые, на первый взгляд, кажутся недоступными для научных изысканий: страстная и сострадательная любовь, сильные чувства и межличностное равенство. Ча Джэй-Xo / Cha, Jae-Ho (p. 1934). Ча явился инициатором выделения класса социально-перцептивных феноменов, включая эффект диссонанса и перцептивные константности, который он называл эффектом обесценивания (discounting effect). Чавес Езекиль / Chavez, Ezequiel A. (1868—1946). Джеймс Марк Болдуин считал Чавеса пионером мексиканской психологии. Чавес содействовал проведению образовательной реформы, которая позволила ему прочитать первый в Мексике курс лекций по психологии. Чапанис Альфонс / Chapanis, Alphonse (p. 1917). Один из основоположников науки о человеческих факторах, или эргономики, Чапанис увлекся прикладными исследованиями в процессе разрешения сложных проблем, с которыми столкнулись пилоты военных самолетов во время Второй мировой войны. Челпанов Георгий Иванович / Chelpanov, Ceorgii Ivanovich (1862—1936). С точки зрения Челпанова головной мозг был всего лишь местонахождением души, содержанием которой и занималась психология. Согласно его представлениям, душа существовала независимо от материи, но могла быть изучена и понята с помощью подходящих для этой цели экспериментальных методик. Чинг Квиченг / Jing, Qicheng (p. 1926). Книги Ченга — «Колориметрия» (Colorimetry) и «Зрение человека» (Human vision) — были первыми научными монографиями по зрительному восприятию, вышедшими в Китае. Он также опубликовал ряд работ по психологическому развитию китайских детей. Шайи Уорнер / Schaie, K. Warner (p. 1928). Основные научные достижения Шайи связаны с лонгитюдным исследованием интеллектуального развития взрослых и с теоретическими работами в области методологии исследований развития. Шевчук Влодзимеж / Szewczuk, Wlodzimierz L. (p. 1913). Шевчук установил три необходимые условия любого запоминания. Это — активная позиция, ассоциация с более ранним опытом и ассоциация с эмоциональными реакциями. Шелдон Уильям Герберт / Sheldon, William Herbert (1899-1977). Шелдон создал эмпирическую базу для структурной теории личности, впервые выдвинутой Гиппократом и Галеном. Шелдон по существу уточнил описанные Кречмером три основные типа телосложения. Шериф Музафер / Sherif, Muzafer (1906-1988). Шериф положил начало серии естественных экспериментов по формированию групп, межгрупповому конфликту и сотрудничеству. Шеррингтон Чарлз Скотт / Sherrington, Charles Scott (1857— 1952). Шеррингтон опубликовал работы по цветовому зрению и фликер-эффекту, а также по тактильным и мышечным ощущениям. Он ввел в употребление термины интероцептор, экстероцептор и проприоцептор. Шехтер Стэнли / Schachter, Stanley (p. 1922). Шехтер разработал когнитивную теорию эмоций, в которой обосновал утверждение, что люди не могут отличить одну эмоцию от другой, если они не имеют хоть какого-то когнитивного указания на то, к чему (кому) относятся их чувства. Шираи Цун / Shirai, Tsune (p. 1910). Шираи изучал детей и обнаружил, что перенос поведения у них заметно отличается от переноса поведения у животных, которые ранее служили основными объектами исследований в этой области. Шнейдман Эдвин / Shneidman, Edwin S. (р. 1918). Суицидолог и танатолог Шнейдман провел ряд исследований смерти и самоубийств. Шопенгауэр Артур / Schopenhauer, Arthur (1788—1860). Шопенгауэр подчеркивал важность освобождения души от чувственных оков. Согласно Шопенгауэру, в жизни люди по необходимости связаны с чувственными вещами, однако конечная цель состоит в том, чтобы возвыситься над чувствами и погрузиться в покойные глубины нирваны. Шпрангер Эдуард / Spranger, Eduard (1882-1963). Шпрангер выделил шесть человеческих типов исходя из жизненных целей и ценностей человека, которые действуют помимо и независимо от каких-либо биологических влечений и потребностей. Шпурцгейм Иоганн Каспар / Spurzheim, Johann Kaspar (1776— 1832). Френолог Шпурцгейм установил 37 способностей разума, связав каждую с определенным участком коры головного мозга. Подразделение им способностей на три типа — умственные, побудительные и витальные — предвосхитило соматотипы Шелдона. Штайнер Рудольф / Steiner, Rudolf (1861—1925). Штайнер основал первую вальдорфскую школу, на основе которой к настоящему времени развилась крупнейшая в мире система частных открытых школ. Он учил, что развитие интеллектуальных и духовных способностей человечества может привести к «духовной науке». Штекель Вильгельм / Stekel, Wilhelm (1868-1940). Штекель делал акцент на обучающей роли аналитика и рассматривал терапевтическое отношение как активное партнерство. Он подчеркивал важность целей пациента и считал, что его следует подводить к различению истинных и ложных целей. Штумпф Карл / Stumpf, Carl (1848—1936). «Психология тона» (Tonpsychologie) Штумпфа — первая работа по психологии музыки. Одним из наиболее важных аспектов этой работы была теория консонанса и диссонанса в музыке. Шуман Фридрих / Schumann, Friedrich (1863—1940). Шуман изучал разнообразные зрительные формы и иллюзии, не испытывая необходимости прибегать для объяснения исследуемых феноменов к понятию качества формы. Он смог объяснить их действием законов внимания, а также характером движения глаз. Эббингауз Герман / Ebbinghaus, Hermann (1850—1909). Эббингауз был первым психологом, который экспериментально исследовал научение и память. Он изобрел метод заучивания бессмысленных слогов, вызвавший методологическую революцию в области изучения ассоциаций и научения. Эвальд Джулиус Ричард / Ewald, Julius Richard (1855—1921). Эвальда интересовала работа центральной нервной системы и, в особенности, физиология рецепторных концевых органов. Он разработал механическую теорию (pressure-pattern) слуха, которая оспаривала резонаторную теорию Гельмгольца. Эванс Ричард / Evans, Richard I. (p. 1922). Эванс наиболее известен как пионер в области исследований картины событий в рассказах участников и очевидцев, применения кино и телевидения в обучении, а также проблемно-ориентированных исследований (изучения предрассудков, молодежной преступности, здоровья) в социальной психологии. Эймс Луиза Б. / Ames, Louise В. (р. 1908). Работы Луизы Эймс по процессам развития стали настольными книгами как для профессионалов, так и для родителей. Экклз Джон / Eccles, John С. (р. 1903). Экклз, интеракционист и персоналист, рассматривает разум и мозг как отдельные и независимые сущности. Он предложил «гипотезу связи взаимодействия между мозгом и разумом» для объяснения происходящего между ними интерактивного процесса. Элкинд Дэвид / Elkind David (p. 1931). Возможно, Элкинд более всего известен своими попытками расширить, интегрировать и применить пиажетианские теории к решению образовательных и социальных проблем детей и молодежи. Эллиотсон Джон / Elliotson, John (1791—1868). Эллиотсон успешно практиковал месмеризм в клинике при университетском колледже в Лондоне и ратовал за его профессиональное признание. Он лечил больных, страдавших самыми разными нервными расстройствами, а также использовал гипноз для анестезии во время хирургических операций. Эллис Альберт / Ellis, Albert (p. 1913). Эллис считал психоанализ догматичным и неэффективным психотерапевтическим методом. Некоторое время он экспериментировал с другими методами терапии, а затем разработал свою систему, известную теперь как рационально-эмотивная поведенческая терапия (РЭПТ). Эллис Хэвелок / Ellis, Havelock (1859—1939). Эллис пришел к выводу, что гомосексуальное поведение является врожденным. Эллис считал мастурбацию приемлемым источником психической разрядки. Он также возражал против применения Фрейдом терминов взрослой сексуальности к поведению маленьких детей. Энджелл Джеймс Роллад / Angell, James Rolland (1867—1949). Энджелл сформулировал теоретическое кредо функциональной психологии: а) психология является учением о ментальных процессах («психических операциях»); б) психологию следует рассматривать как науку о функциональных «утилитах» сознания; в) психология принимает во внимание отношение между организмом и средой. Энджелл Фрэнк / Angell, Frank (1857—1939). Фрэнк Энджелл основал лабораторию в Стэнфордском университете. Он занимался психофизикой, в частности, изучал слуховые ощущения. Эндлер Норман / Endler, Norman S. (р. 1931). Предложенная Эндлером интерактивная модель тревоги постулирует, что тревожность как черта и тревога как состояние представляют собой многомерные явления, и что взаимодействия, вызывающие состояние тревоги, возникают между людьми и ситуациями только тогда, когда личные факторы и ситуационный стресс конгруэнтны. Энтвистл Ноэль / Entwistle, Noel J. (p. 1936). Энтвистл реализовал две 5-летние программы исследований обучения студентов в вузах. Одна программа заключалась в применении психометрических тестов для предсказания успешности обучения, а другая фокусировалась в большей степени на процессах учения. Эренфельс, Христиан фон / Ehrenfels, Christian von (1859—1932). Эренфельс явился предшественником гештальтистского движения. Именно Эренфельс и Вертгеймер, по мнению Аша, повлияли на его решение примененить принципы гештальта в социальной психологии. Эриксон Эрик / Erikson, Erik H. (1902—1992). Эриксон известен своими трудами по психологии развития. Он придумал термин кризис идентичности и описал жизненный цикл человека в виде последовательности восьми возрастных стадий. Эсдейл Джеймс / Esdaile, James (1808—1859). Английский хирург Эсдейл начал практиковать гипноз в Индии после знакомства с книгой другого английского врача, Эллиотсона. Он применял гипноз для анестезии. Эсдейл сообщал о сокращении смертности с 50% до 4% при проведении операций по удалению опухолей мошонки. Эскалона Сибилла / Escalona, Sibylle K. (р. 1915). Научные интересы Эскалоны сосредоточивались преимущественно на нормальном развитии в младенчестве и раннем детстве. Она была в числе тех исследователей, которые первыми предприняли экстенсивное систематическое изучение нормального поведения маленьких детей в естественных условиях. Эскироль Жан Этьен / Esquirol, Jean Itienne (1772-1840). Последователь Филиппа Пинеля, Эскироль был одним из первых, кто применил статистические методы в клинических исследованиях психически больных. Эстес Уильям / Estes, William K. (р. 1919). Эстес выдвинул статистическую теорию, опирающуюся на теорию научения Газри. Он развил статистическую теорию научения, предсказываемого на основе принципа смежности. Юм Дэвид / Hume, David (1711—1776). Юм в «Исследовании о человеческом познании» писал: «Разум — это всего лишь пучок или коллекция различных перцепций, объединенных разного рода отношениями, и в нем нет совершенной простоты в любой данный момент и нет тождества в различные моменты, как бы велика не была наша естественная склонность воображать подобную простоту и подобное тождество». Юнг Карл / Jung, Carl (1875—1961). Учение Карла Юнга о личности включает три уровня психе (psyche): а) эго, б) личное бессознательное и в) более глубинное коллективное бессознательное. Юнг Пол Томас / Young, Paul Thomas (1892-1978). Пол Юнг известен своими исследованиями по локализации звука с использованием псевдофона, инвертирующего слуховые входы. Он установил, что слуховая локализация играет важную роль, особенно когда звучащий объект невозможно увидеть. Юнг Томас / Young, Thomas (1773—1829). Благодаря своему интересу к зрению, физик Томас Юнг стал видной фигурой в психологии. Он описал и измерил астигматизм глаза. Посредством измерений фокусного расстояния глаза, Юнг показал, что аккомодацию можно объяснить изменяющейся формой хрусталика. Ягода Мария / Jahoda, Marie (p. 1907). Профессиональный интерес Ягоды безраздельно принадлежал двум основным темам: предотвращение разделения социальной психологии на психологическую и социологическую ветви и сосредоточение в большей степени на исследовании проблем, чем на разработке методов исследования. Ясперс Карл / Jaspers, Karl (1883—1969). Один из виднейших представителей немецкого экзистенциализма. Бытие в концепции Ясперса имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или «бытие-в-мире»; 2) экзистенция, т. е. необъективируемая человеческая самость; 3) трансценденция как «объемлющее» — непостижимый предел всякого бытия и мышления. Ястроу Джозеф / Jastrow Joseph (1863—1944). Работы Ястроу посвящены оккультизму, психическому исследованию, мысленной телепатии, спиритуализму и гипнозу. Ястроу отстаивал веру в существование психических феноменов, по крайней мере некоторых из них.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
|
***
Метафизические (психологические) ***
Метафизические (психологические) ***
***
Как ослабить или снять, влияние стресса? ***
***
***
Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!
|
Музыка для медитаций и расслабления Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"
|
Рассказы, сказки, стихотворения.
. |
|
|