Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

 

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")

 

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

 

 

 

Филоанализ (phyloanalysis)

 

Ф., или групп. анализ, — подход к изучению психопатологии и соц. отношений, разраб. Тригантом Барроу между 1921 и 1950 гг. В отличие от психоан., внимание к-рого сосредоточено на индивидуальных расстройствах, Ф. имеет дело с психол. расстройствами, общими для людей как биолог. вида.

Осн. идея Ф. заключается в том, что психопатология в основном вызывается вторжением системы умственных символов в базовые чувственные процессы, приводя к патологическому замещению истинного восприятия искаженным представлением. Осн. метод групп. анализа — коллективное рассмотрение «текущего момента» в соц. поведении для выявления нарушений в перцепции и когниции.

Барроу был одним из первых исследователей в клинической психологии, к-рый проводил психофизиологические исслед. для обнаружения физиолог. признаков, сопровождающих дефензивное и недефензивное восприятие, наз. им дитенцией (ditention) и котенцией (cotention) соответственно. Хотя сам Барроу считал свой подход скорее «соц. лабораторией», нежели терапевтическим методом, его идеи и методы предварили мн. последующие разраб. в этой области.

См. также Гештальт-психология, Групповая психотерапия

Дж. Харт

 

Философия науки (philosophy of science)

 

Человечество не создало более эффективного способа познания и использования природы для собственного блага, чем наука. Научный подход применяется для поиска ответов на самые разные вопросы, начиная от фундаментального строения материи и кончая существованием жизни после смерти. Его цель — понять и точно описать процесс научного исслед., следствием чего может стать усовершенствование методологии науки и оказание помощи более молодым дисциплинам, в том числе и психологии.

Аристотель, Ньютон и Декарт, будучи учеными-практиками, интересовались вопросами методологии, однако реальная потребность в последней возникла только после научной революции и после того, как наука утвердилась в качестве одного из общественных ин-тов. В XIX в. возникло филос. течение, известное под названием позитивизм, осн. непосредственно на ньютоновском понимании науки и стремящееся распространить этот научный метод на соц. науки и соц. контроль. В XX в. философия науки благодаря логическим позитивистам, членам Венского кружка, начала развиваться как формальная дисциплина. Созданная ими картина науки была формальной версией обывательского взгляда на последнюю: ученый — беспристрастный исследователь, и конечная цель всех его наблюдений — создание действенных мат. теорий, постепенно усовершенствуемых каждым последующим поколением.

Однако со временем выяснилось, что позитивистское толкование науки неадекватно. Др. философы и историки науки показали, что наука — более челов. и менее рациональная сфера деятельности. Кун утверждал, что ученые часто видят то, что хотят видеть, и защищают свои взгляды вопреки логике. Он также считал, что развитие науки — не эволюция в сторону лучшего понимания мира, а ряд периодических скачков, сопровождающихся заменой старых взглядов новыми, причем эта замена яв-ся не следствием более убедительных доказательств или лучшей аргументации, а результатом завоевания большего числа сторонников, вытесняющих старую гвардию.

См. также Общие системы, Логический позитивизм, Позитивизм, Научный метод

Т. Лихи

 

Философская психотерапия (philosophical psychotherapy)

 

Ф. п. вызывает изменения в поведении и обеспечивает приобретение контроля над эмоциями путем модификации процессов мышления, связанных с индивидуальной философией жизни. Система представлений индивидуума оказывает столь же сильное влияние на личность, как и средовые стимулы. Филос. представления можно назвать интрапсихическими стимулами. Представления и аттитюды часто играют решающую роль в руководстве действиями и обусловливают манеру реагирования людей на данную ситуацию или комплекс стимулов.

См. также Экзистенциализм, Психотерапия

У. Саакян

 

Философские проблемы психологии (philosophical problems in psychology)

 

Проблема природы чел. и проблема философии науки — две филос. проблемы психологии, вокруг к-рых группируются все остальные проблемы. Попытки отдельных ученых создать теорию человечества нельзя признать удачными, несмотря на впечатляющую эрудицию, к-рой отмечены усилия этих одиночек.

Эта проблема столь сложна и многогранна, что ее решение потребует огромной команды ученых-теоретиков, представляющих все науки, начиная от физики, биологии, соц. наук и кончая гуманитарными науками. Если смотреть на чел. как на машину, чем нередко грешат естественные науки, то следствием становится его детерминистское описание. Однако если считать чел. экзистенциальным существом, типичным будет его описание с позиции свободы воли. Это противопоставление также стоит за филос. предпочтениями, разделяющими гуманистическую психологию и научную психологию.

Решение проблемы часть—целое и проблемы ценностей также зависит от решения проблемы природы чел. Отношения между частями и целым, когда речь идет о сложных явлениях, яв-ся ключевым моментом в спорах о проблеме часть—целое. Если целое может быть полностью описано и объяснено на основании его частей, значит, оно всего лишь конгломерат, который может быть разделен на составные части (такова, напр., груда кирпичей). Однако если целое не делится на составляющие его части, оно имеет эмерджентные свойства, т. е. свойства, к-рые нельзя объяснить свойствами его частей (напр., вода при нормальных условиях — жидкость, а кислород и водород при нормальных условиях — газы). Элементаризм (elementism) утверждает, что целое — всего лишь сумма частей, а холизм исходит из того, что целое больше суммы частей. Что же касается природы ценностей, то основная проблема состоит в том, яв-ся ли они относительными или абсолютными. Напр., как следует рассматривать моральную ценность, выраженную словами «убийство — преступление»? Яв-ся ли оно заповедью на все случаи жизни (абсолютистская позиция) или зависит от обстоятельств (релятивистская позиция)?

Остальные филос. проблемы психологии относятся к разряду филос. проблем науки. Сюда входят такие проблемы, как логика открытия, природа индукции, природа знания, критерии оценки научного прогресса, концепция парадигмы и оценка теорий. Проблема индукции связана с тем, что философы не смогли точно описать концептуально-логическую основу способности ученого делать достоверные выводы из эмпирических наблюдений. Напр., нет никакой гарантии, что п + 1 наблюдаемая выборка даст тот же уровень доверительной вероятности, что и предыдущие п выборок. Основной эпистемологической задачей яв-ся выявление критериев, соответствие к-рым оправдывает притязание на знание. Эволюционная теория исходит из того, что наука — это непрерывная деятельность, прогресс к-рой — рез-т проб и ошибок и значительного числа постепенных, кумулятивных по своей природе шагов. Революционная теория считает науку прерывистой формой активности, которая прогрессирует в рез-те относительно малого числа больших скачков, связанных со сдвигом парадигмы или изменением мировоззрения, обеспечивающими более широкое и глубокое представление о реальности. Сторонники обеих теорий для подтверждения своей правоты приводят примеры из истории науки. Скорее всего, создание полной картины научного прогресса возможно только на базе отдельных аспектов обеих теорий. В своем самом широком понимании проблема оценки теорий яв-ся синонимом философии науки, ибо конечная цель последней — внесение ясности в концептуальные основы науки, а теории как раз и яв-ся воплощением концептуальных основ. Однако в своем более узком смысле термин «оценка теорий» означает разработку набора критериев для сравнительной оценки достоинств и недостатков разных доктрин. Подобная оценка распространяется на все свойства последних, включ. и их филос. основы. Важнейшей целью оценки теорий яв-ся создание метода отбора относительно небольшого числа теорий, имеющих наибольший потенциал и способных активно повлиять на развитие той науки, в недрах к-рой они сформировались.

Поскольку наука составляет лишь часть полного спектра психологии, помимо проблем, унаследованных от философии науки, у нее есть и собственные проблемы, возникшие уже внутри самой этой дисциплины.

См. также Эпистемология, Общие системы, Логический позитивизм, Каноны Милля, Философия науки

Дж. Р. Ройс

 

Фобии (phobias)

 

Ф. — это иррациональный страх, к-рый может проявляться в виде боязни специфических одушевленных и неодушевленных объектов, напр. боязнь змей (офидиофобия); страх перед определенной группой или классом людей (ксенофобия, боязнь чужаков; андрофобия, боязнь мужчин); страх надвигающихся или предвосхищаемых событий (астрофобия, боязнь молнии; боязнь школы или экзаменов) или страх, в сущности, всего представимого. Далее приводятся некоторые из наиболее часто встречающихся в клинической литературе фобий:

Название

Объект страха

Акрофобия

Высокие места

Агорафобия

Выходить из дома

Клаустрофобия

Закрытые пространства

Кинофобия

Собаки

Кипридофобия

Венерические заболевания

Электрофобия

Электричество, в особенности удар током

Генофобия

Секс

Гинофобия

Женщины

Годофобия

Путешествия

Гидрофобия

Вода

Гипнофобия

Сон

Какоррафиофобия

Неудача

Мизофобия

Грязь

Патофобия

Болезнь

Танатофобия

Смерть

 

Объективная оценка любого страха обычно яв-ся спорной в отношении того, до какой степени и при каких обстоятельствах объект или событие, вызывающие опасения, представляют реальную опасность. Два критерия, не связанные с оценкой потенциальной опасности, дифференцируют фобии от рационального, не невротического страха.

Во-первых, Ф. имеют обсессивную природу. Больной с Ф. часто вынужден застревать на своем страхе в гораздо большей степени, чем это необходимо в объективных обстоятельствах.

Вторая характеристика, которая дифференцирует Ф. от реалистичного страха, касается модуса проявления тревоги. Ф. обычно сопровождается столь высоким уровнем тревоги, что больной оказывается обездвиженным, лишенным возможности действовать эффективным для снижения тревоги образом. Нет полного согласия относительно дифференциальной диагностики между фобическим страхом и генерализованной тревожностью; по всей вероятности, это зависит от конкретности объекта или события, вызывающего опасения.

Причины фобий

Нет единого общепринятого объяснения этиологии Ф. Принято, однако, считать, что возникновению некоторых фобий, в отличие от других, предшествуют конкретные события. Эти события наз. преципитирующей травмой или преципитирующим событием; они могут рассматриваться или не рассматриваться в качестве непосредственной причины Ф., в зависимости от теорет. ориентации психолога, выносящего свое суждение. Существуют три основные модели Ф. — психоаналитическая, поведенческая и когнитивная.

Психоаналитическая модель. Фрейд категоризовал Ф. как часть совокупности симптоматических неврозов, названную им истерией страха (anxiety hysteria или Angst hysterie). В эту же совокупность входит конверсионная истерия. Ф. яв-ся выражением вытесненных сексуальных фантазий, обычно эдиповой природы, в борьбе с защитными механизмами, призванными помочь сдержать эти чувства.

Поведенческие (соц. научения) модели. Объяснения Ф. с т. зр. бихевиоризма или теории соц. научения сосредоточены на том, как индивидуум усваивает неадекватную, провоцирующую страх реакцию на первоначально нейтральный или не вызывающий волнения раздражитель. Используются три основные парадигмы: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и моделирование.

Этиология Ф. была предметом исслед. в одном из основных экспериментов в поведенческой психологии, представляющим собой и спустя десятилетия с момента опубликования рез-тов важную веху в ее развитии. Джон Б. Уотсон и Розалия Рейнер вызвали фобию у Альберта, ребенка в возрасте 11 месяцев, используя модель классического обусловливания, открытую И. П. Павловым в его знаменитых экспериментах с собаками.

Согласно парадигме оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера, Ф. развиваются не только в результате случайного или даже преднамеренного совпадения стимулов, но тж и вследствие преднамеренных, произвольных действий в окружающей среде и последствий этих действий (подкреплений).

Парадигма моделирования (научения посредством наблюдения), разработанная в значительной степени Альбертом Бандурой, исходит из того, что Ф. — по крайней мере отчасти — усваиваются при восприятии тревоги или иррациональных страхов, испытываемых др. людьми, в особенности близкими, с которыми имеется эмпатическая связь.

Когнитивная модель. Когнитивно-динамическая концепция Ф., разработанная Альбертом Эллисом, дифференцирует и разъясняет мыслительные процессы, участвующие в расстройстве. Эллис утверждает, что ассоциации с мыслью «это хорошо» становятся такими положительными эмоциями чел., как любовь или радость, тогда как ассоциации с мыслью «это плохо» становятся отрицательными эмоциями, окрашивающими мучительные, злобные или депрессивные чувства. Ф. представляет собой алогичную и иррациональную ассоциацию, связывающую «это плохо» или «это опасно» с вещами, к-рые в действительности таковыми не яв-ся.

Другие объяснения. Представители экзистенциального направления Ролло Мэй и Виктор Франкл рассматривают Ф. как отражение отчуждения, бессилия и бессмысленности современной жизни, отчасти как последствие индустриализации и обезличивания. Представитель гуманистической психологии Абрахам Маслоу рассматривает Ф., подобно неврозам в целом, как нарушение роста личности, крах возможностей реализации челов. потенциала.

Некоторые теоретики обращают внимание на физиолог. и генетические аспекты Ф. Эдвард О. Уилсон видит в Ф. след нашей генетической эволюции. «На ранних этапах развития человечества, — пишет Уилсон, — фобии расширяли возможности выживания человека».

Лечение фобий. Сторонники приведенных выше теорий используют технические приемы и методы лечения Ф. в соответствии с тем, что они считают их причиной. Психоаналитики, считая Ф. продуктом вытесненного содержания, скрытого под слоями психол. защиты, используют свободные ассоц., анализ сновидений и интерпретации для того, чтобы сорвать слои защиты и дойти до сути конфликта. Тогда через катарсис — внезапное эмоционально насыщенное высвобождение вытесненного материала — пациент сможет преодолеть Ф. и выздороветь.

Психологи поведенческой ориентации разработали впечатляющий набор технических приемов для лечения Ф. Двумя наиболее широко используемыми парадигмами яв-ся систематическая десенсибилизация и фладинг (наводнение).

Систематическая десенсибилизация представляет собой форму классического обусловливания, при к-рой вызывающие страх стимулы совмещают с реакциями торможения либо в воображаемой (замещающая десенсибилизация), либо в реальной жизненной ситуации (десенсибилизация in vivo).

Фладинг (наводнение) представляет собой «метод лечения фобий быстрой экспозицией вызывающему страх объекту или ситуации в реальной жизни с поддержанием максимально переносимого страха, пока он не начнет снижаться, с последующим повторением экспозиций, пока пациент не будет чувствовать себя спокойно в ситуации, ранее вызывавшей страх». Хотя этот метод считается быстрым и эффективным, по крайней мере в короткой перспективе, его использование сопровождается вызыванием у пациентов высокого уровня тревоги, к-рый ряд специалистов считают слишком высоким — и потому потенциально опасным.

Процесс рационально-эмотивной терапии представляет собой сообщение психотерапевтом (часто в весьма эффектной, впечатляющей форме) пациенту об искажениях в его мышлении. Это похоже на психопедагогический прием, и он действительно направлен на то, чтобы больной узнал о том, как алогичное мышление приводит к алогичному и фобическому стилю поведения.

Все четыре метода — психоанализ, систематическая десенсибилизация, имплозивная и рационально-эмотивная терапия — яв-ся высокоэффективными. Данные эмпирических исслед. подтверждают это, во всяком случае в сравнении с лечением таких расстройств, как депрессия и шизофрения.

См. также Тревога, Расстройства личности

Г. С. Белкин

 

Фокусирование (focusing)

 

Ф. — это разработанная Ю. Гендлиным психотерапевтическая методика, к-рая акцентирует прямое внутреннее внимание к физически ощущаемому, неясному «углу» (т. е. к физ. дискомфорту, специфически связанному с данной целостной проблемой или ситуацией). Кажущееся вначале смутным, это «осязаемое чувство» («felt sense») затем «перемещается» («shifts») в теле и появляется в фокусе. Такое «перемещение» создает предпосылки для новых, специфических шагов к решению проблемы, но главной его целью является физ. изменение per se.

Это осязаемое чувство обычно не присутствует в теле изначально, оно должно сперва сформироваться. Сначала с проблемой напрямую не связывается или ничего, или незначительный физ. дискомфорт. По сравнению со знакомыми ощущениями это телесное ощущение кажется легким, неуверенным и непонятным.

Следующий шаг заключается в распознавании качества (quality) этого телесного ощущения с помощью подходящего слова или образа. Пациент активно пытается привести слово или образ «в резонанс» с телесным ощущением, проверяя и подтверждая их адекватность. Успешное резонирование должно повлечь за собой некоторое физ. облегчение.

Случаи успешной психотерапии значительно отличались от неудач гораздо большим вниманием к прямо ощущаемому неясном «углу». Из этого следует предостережение о недопустимости продолжения психотерапии, обреченной на неудачу из-за рассеянности внимания. Вместо этого предметом прямого обучения должен стать используемый здесь особый вид внимания.

Помимо использования в психотер. и для решения личных проблем Ф. использовалось при обучении литературному творчеству, а также в таких областях, как снижение стресса, целительство, бизнес, образование, духовные практики и пр.

См. также Эмпирическая психотерапия, Новаторские психотерапии, Психотерапия

Ю. Гендлин

 

Формационная теория личности (formative theory of personality)

 

Эта теория возникла в конце 1960-х в Университете Дьюка в рез-те пионерских работ Адриана ван Каама в области совр. физики. Формация (formation) определяется как базисный эволюционный процесс универсума, представляемый в виде энергетического поля постоянно восходящих и нисходящих форм. Каждый элемент в этом универсуме стремится реализовывать и поддерживать свой уникальный потенциал форм в диалектическом взаимодействии со своим формационным полем. Дочеловеческие формы жизни создают форму в соответствии с инстинктивными предписаниями, челов. же форма жизни должна раскрывать и воплощать ее сама. В этом процессе рождается личность. Личность рассматривается как уникальное движение раскрытия и пробного осуществления рецептивных и креативных установок (directives) в границах своих корреспондирующих формационных полей. Теоретики в области основ личности находятся в процессе поиска формационных установок (form directives), к-рые с научной т. зр. могут оцениваться как фундаментальные или универсальные.

Структурные эффекты формирования личности. Первичными структурами личности, производимыми в процессе формации, яв-ся основополагающая, ядерная, текущие и видимые формы жизни. Потенциальная форма челов. личности — рез-т биогенетической преформации. Она конкретизирует себя в рождающемся ядре личности через ее предварительные, текущие, латентные и манифестируемые, или видимые, формы.

Ядро личности сравнительно устойчиво. Оно формируется большей частью в период от рождения до ранней взрослости, и на протяжении последующей жизни обычно не претерпевает существенных изменений. Это ядро может модулироваться текущими, видимыми и актуальными формами, которые принимает личность. Ядро, помимо прочих функций, выполняет функцию интегративного центра глобальных формационных эффектов. Как таковое, оно придает уникальное звучание (vibrancy) и неповторимую окраску личности, когда та пытается достичь конкретного выражения той основополагающей жизненной формы, к-рой она наделяется благодаря биогенетической преформации. Ядерная форма, в свою очередь, далее конкретизирует свои формирующие тенденции в более специфических движениях текущих и видимых форм появляющейся личности. Ядерная форма личности идеально функционирует в качестве сохранителя консонанса между текущими и видимыми аспектами личности и основополагающей потенциальной жизненной формой, к-рая яв-ся биогенетической основой личности.

Транссознательное измерение (transconscious dimension) охватывает стремления, типичные для отдельной личности. Подобно непризнанным тенденциям инфрасознательного измерения (infraconscious dimension), они могут временами проникать сквозь барьеры, к-рые отделяют предсознательное измерение (preconscious dimension) от окружающих его инфра- и транссознательных измерений. Когда они проникают сквозь этот барьер, они вступают во взаимодействие со всеми др. формирующими силами, непрерывно взаимодействующими друг с другом в энергетическом поле предсознания.

Что касается этих измерений сознания, данная теория говорит о представлении формации в сознании (formation conscientization): акте введения в фокус сознания (focal awareness), в соответствующий момент, тех установок, к-рые фактически формируют личность, находится ли она на пред-, интер-, инфра- или транссознательном уровне.

См. также Теории личности, Религия и психология

А. ван Каам

 

Формирование впечатления (impression formation)

 

Истоки научного изучения проблемы Ф. в. восходят к известной статье Соломона Аша «Формирование впечатлений о личности» (Forming impressions of personality), В этой статье были обозначены две осн. проблемы. Во-первых, при Ф. в. наблюдатель должен каким-то образом справляться с тем, что зачастую яв-ся просто разнородным набором фактов о др. чел. Вторая проблема заключается в точном знании того, какое именно впечатление возникает у наблюдателя. Как исследователю приступить к измерению столь запутанного — и к тому же аморфного — явления, как впечатление?

Наиболее серьезной проблемой, поднятой Ашем, была важность понимания того, как люди справляются с тем разнообразием информ., к-рое они получают в отношении др. чел. Ее иногда называют проблемой интеграции информации. Существуют два различных теорет. подхода к ее решению. Согласно гештальт-подходу (gestalt approach), люди используют конфигурационную стратегию. Они оценивают сразу весь информ. массив и достигают тематической интерпретации, на основе к-рой все отдельные и разрозненные элементы интегрируются в логически непротиворечивое целое. Этот процесс зачастую предполагает повторную интерпретацию нек-рых элементов информ. и игнорирование др.

В соответствии с подходом когнитивной алгебры (cognitive algebra approach), каждый элемент информ. вносит независимый вклад в формирование общего впечатления. В отличие от гештальт-подхода, здесь предполагается, что отдельные элементы информ. не увязываются активно в единую осмысленную конфигурацию. Скорее оценочные импликации каждого элемента извлекаются сразу же, по мере их поступления, и сочетаются с к.-л. из предсуществующих оценочных реакций, дабы обеспечить текущее оценочное впечатление о др. чел. Этот подход называют когнитивной алгеброй, потому что элементы информ. могут комбинироваться при помощи таких алгебраических правил, как «усреднение», «сложение» или «умножение». Несмотря на то, что эти два теорет. подхода чрезвычайно различаются в своих концептуальных предпосылках, они оказались в равной степени полезными в объяснении первичных эмпирических данных в данной области исслед.

Большая часть исслед. в области Ф. в. была посвящена первым впечатлениям. Участникам такого рода экспериментов предъявлялся список личностных черт в виде определений и предлагалось сформировать свое впечатление о той гипотетической личности, обладающей данным конкретным набором черт. Обнаружилось, что на итоговые впечатления влияют разнообразные характеристики элементов информ.

При последовательном предъявлении элементов информ. возникают эффекты первичности и недавности (primacy and recency effects).

После того как первое впечатление было сформировано, участникам в ряде случаев предлагалось дать отдельную оценку какому-нибудь из элементов этого набора. В этом случае фиксировались отчетливые эффекты смещения значения (meaning shift effects). В частности, такая черта, как «сотрудничающий», оценивалась более положительно (напр., приближалась по значению к «бескорыстный»), когда др. черты в данном наборе оказывались положительными. Когда остальные элементы информ. были отрицательными, она подвергалась менее благоприятной интерпретации (напр., приближалась по значению к «податливый»).

Общее количество элементов информ. в наборе могло быть большим в одних случаях и малым в др. В исслед. Ф. в. были обнаружены устойчивые эффекты величины набора (set size effects). По мере возрастания числа положительных элементов впечатления становились все более благоприятными, и, напротив, по мере увеличения числа отрицательных элементов впечатления становились все более неблагоприятными.

В большинстве исслед. в данной области в качестве предоставляемой субъекту стимульной информ. используются исключительно личностные черты. Представляется вероятным, что при использовании др. видов информ. о личности (напр., сведений о поведении, соц. контактах, физ. внешности и демографических характеристиках), получаемые рез-ты могут оказаться существенно иными. Однако сравнительно небольшое количество исслед., проводившихся с использованием не связанного с личностными чертами стимульного материала, позволяет предполагать, что эта проблема, вероятно, не яв-ся столь значительной.

В этой области исслед. участников, как правило, инструктируют, что они должны оценить свое впечатление после того, как ознакомятся со всем набором предложенных черт. Следовательно, они, без сомнения, активно вырабатывают свои оценочные реакции по мере того, как они сталкиваются с теми или иными элементами информ. Это означает, что при таком способе выполнения задания на формирование впечатления роль памяти оказывается незначительной или вовсе сводится на нет. С др. стороны, формирование впечатлений (даже первых впечатлений) в наших повседневных соц. контактах с неизбежностью предполагает участие процессов памяти. В настоящее время представляется не вполне ясным, какие изменения следует внести в положения гештальт-подхода и когнитивной алгебры для учета роли памяти о предыдущей информ.

См. также Измерение аттитюдов, Социальное познание

Т. Остром

 

Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте (adolescent identity formation)

 

Совр. психология в большом долгу перед Уильямом Джемсом за проведенный им в «Принципах психологии» (Principles of psychology) проницательный теорет. анализ Я как интегратора опыта и локуса личной идентичности. Взгляды Эрика Эриксона на эго-идентичность послужили стимулом большинства совр. исслед. Ф. и. Согласно его довольно общей формулировке, подростки сознательно пытаются синтезировать предыдущий опыт и связывают себя личными обязательствами для того, чтобы найти решение коренных вопросов о смысле собственной жизни. Эриксон не дал явного определения идентичности, опасаясь, что операциональная специфичность может помешать выражению полного значения этого понятия.

Ряд исследователей использовали в качестве рабочих средств измерения эриксонианской идентичности опросники типа самоотчетов и сортировку прилагательных для самоописания. Однако такие инструменты, как правило, не позволяют получить информ. о процессе, благодаря к-рому люди развили к моменту проведения исслед. свою идентичность. Поэтому большинство совр. исслед. опирается на парадигму статуса идентичности, разработанную Джеймсом Марсия в 1964 г. Марсия полагал, что в развитой Эриксоном теории идентичности центральное место занимают два измерения: наличие или отсутствие взятых на себя твердых обязательств и наличие или отсутствие личного кризиса.

Для определения статуса идентичности используются специальные интервью, в процессе к-рых фиксируются сообщаемые респондентом сведения о прежних (или текущих) кризисах, профессиональном самоопределении и идеологической ориентации. Из четырех возможных вариантов статуса идентичности по Марсия два свидетельствуют о наличии устойчивой личной идентичности: «самоопределившиеся» (Achievers) и «предопределенные» (Foreclosures). Эти статусы различаются процессом, благодаря к-рому сложились идентичности их обладателей. «Самоопределившиеся» сформировали свои обязательства перед собой и др. после периода активного принятия решений. В отличие от них «предопределенные» более пассивно (без переживания кризиса) приняли цели и ценности, предписанные им другими, особенно теми, кто их воспитывал. Оставшиеся два варианта статуса идентичности охватывают тех, кто пока не связал себя обязательствами. «Неопределенным» (Diffusions) недостает твердого чувства идентичности, и в данное время они не переживают кризиса, связанного с принятием решений. «Взявшие отсрочку» (Moratoriums) активно занимаются вопросами профессионального и идеологического определения; они пытаются найти свои собственные ответы на эти вопросы, чтобы затем самостоятельно сделать выбор.

Исслед., выполненные в рамках парадигмы статуса идентичности, выявили некоторые половые различия. Когда речь идет о статусах идентичности юношей, рез-ты «самоопределившихся» оказываются лучшими по большинству сравниваемых переменных. Эдмунд Бурн делает вывод, что «самоопределившиеся» имеют относительно высокие показатели по таким характеристикам, как моральное рассуждение, способность самостоятельно распоряжаться своей жизнью, приспособляемость, близость и способность к когнитивному самоанализу. «Взявшие отсрочку», по-видимому, ближе всего к «самоопределившимся». Однако относительно высокая изменчивость их функционирования и высокий уровень тревоги (по данным самоотчетов) согласуются с предположением о том, они включены в активный процесс самоопределения. «Предопределенные» юноши во многих отношениях проигрывают при сравнении с обладателями др. статусов идентичности, являясь относительно ригидными, неуступчивыми, контролируемыми извне и демонстрирующими конвенциальный уровень в своих моральных рассуждениях. Хотя «неопределенные» юноши в большинстве исслед. устойчиво демонстрировали худшие рез-ты по сравнению с «самоопределившимися», они все же не соответствуют картине глубокой спутанности идентичности, нарисованной в теории Эриксона. В большинстве сравнений «неопределенные» юноши не отличаются статистически значимо от «предопределенных».

Марсия отмечает, что «самоопределившиеся» и «предопределенные» девушки наиболее устойчивы к групповому давлению, обнаруживают самый высокий уровень поленезависимости и самый низкий уровень тревожности. Однако по показателям авторитаризма «предопределенные» девушки оказываются столь же ригидными и неуступчивыми, как и «предопределенные» юноши. Галлатин высказывает сомнение по поводу того, что модель кризиса идентичности яв-ся адекватной т. зр. на оптимальное развитие женской личности. Напротив, при наличии стереотипных ожиданий отзывчивого, заботливого и опекающего поведения приобретение девушками устойчивой идентичности может быть делом первостепенной важности, и неважно, сформирована ли она в активном процессе самоопределения или пассивно, под влиянием др. людей. В силу того, что об-во ожидает от юношей превращения в независимых и умелых мужчин, близость к лично достигаемой идентичности может быть наиболее важным аспектом развития мужской личности в юности.

См. также Отрочество—юность, Центральные черты

М. Д. Берзонски

 

 

         

 

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 

     

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

 

Статьи

Все техники и практики 

Музыка для медитаций и расслабления

Вопросы и ответы

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

.

  Твоя Йога Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz