Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.
|
||
Психологическая энциклопедия |
||
Доска бесплатных объявлений. Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!
Наш форум – самый полезный эзотерический форум. Интересно и познавательно. Зайди, задай вопрос или поделись своим мнением! Для нас всё важно. |
Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах (Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
Формирование идентичности (identity formation)
Под личной идентичностью понимается чувство тождественности или преемственности Я, сохраняющееся несмотря на средовые изменения и индивидуальное развитие. Личные воспоминания о прошлом, равно как и связанные с будущим надежды и устремления, свидетельствуют о существовании такого чувства идентичности в настоящем. «Идентичность против диффузии идентичности» — это именно тот интерактивный конфликт, к-рый Эриксон постулирует в качестве главной дилеммы отрочества-юности. Скачок роста, развитие гениталий и внезапное пробуждение сексуальных импульсов — все вместе создает разрыв с предыдущим опытом индивидуума. Вопрос «кто я?» приобретает новую остроту, когда юноши и девушки на пороге половой зрелости стараются изо всех сил сохранить самоуважение и личную целостность. Молодые люди не всегда разрешают дилемму идентичности путем позитивного выбора. Некоторые выбирают негативную идентичность — отказ от прежней идентификации, независимо от того, касается ли она расы, половой роли, религии или соц.-экономического положения. Для разрешения дилеммы «идентичность/диффузия идентичности» требуется два условия: наличие кризиса и связывание себя обязательством. Под «кризисом» имеется в виду столкновение молодых людей с ситуацией множественного выбора и напряженные поиски единственно приемлемого для себя решения (напр., выбор будущей профессии или вероисповедания). Обязательство подразумевает твердую приверженность личному выбору после напряженного исслед. альтернатив. Можно сказать, что связавший себя обязательством индивидуум достиг определенного уровня идентичности. Помимо статуса достижения идентичности молодые люди могут находиться и в ином положении. Статус диффузии идентичности предполагает отсутствие взятых на себя обязательств (в отношении профессии, религиозных убеждений и т. д.) безотносительно к тому, имел ли место кризис в жизни данного чел. или нет. Предрешенность идентичности — это статус тех, кто связан твердым обязательством в отношении собственной жизни без к.-л. рассмотрения и анализа альтернатив; др. словами, они не испытывали никакого кризиса, и выбор идентичности мог быть в равной мере выбором их родителей, как и их собственным выбором. Наконец, статус моратория — удел тех, кто находится в продолжающемся кризисе, к-рый еще не предоставил им возможности принять твердое решение. См. также Эриксонианские стадии развития, Кризис идентичности Дж. П. Мак-Кинни Формирование понятий (concept learning)
Понятие — способ категоризации элементов и демонстрации характера существующих между ними взаимосвязей. В задаче на Ф. п. (concept learning task) определенные признаки стимулов связываются друг с другом в соответствии со специфическим правилом. Нек-рые задачи на Ф. п. требуют от испытуемых обнаружения признаков, нек-рые — обнаружения правила, а нек-рые — и того и другого. Под признаком в задачах на Ф. п. понимается характеристика стимула, к-рая может изменяться от одного предъявления к др. Напр., в исслед. Ф. п. могут использоваться такие стимулы, как квадраты или круги, к-рые могут быть маленькими или большими и розовыми или голубыми; т. о., стимулы изменяются по трем признакам: форме, размеру и цвету. В задаче на Ф. п. по крайней мере один из признаков стимула яв-ся существенным. Когда дело касается существенного признака, испытуемые должны сказать «да», если данный признак имеет одно значение (напр., квадрат), и «нет», если этот признак имеет др. значение (напр., круг). Задача на Ф. п. также может содержать ряд несущественных признаков, к-рые не связаны с конкретным понятием. Если, напр., цвет или размер яв-ся несущественными признаками в конкретной задаче, испытуемые должны научиться их игнорировать для того, чтобы сформировать требуемое понятие. Правило предписывает, каким образом должны между собой сочетаться признаки. Два наиболее распространенных типа правил называются конъюнкцией и дизъюнкцией. Правило конъюнкции использует слово «и», как во фразе «все фигуры, являющиеся квадратными и розовыми». Правило дизъюнкции использует слово «или», как во фразе «все фигуры, являющиеся квадратными или розовыми либо квадратными и розовыми одновременно». Примерно с 1930 до 1970 г. исслед. в области Ф. п. в основном фокусировались на выявлении переменных, к-рые влияли на скорость образования понятия. К числу таких переменных относятся тип правила (напр., конъюнкция или дизъюнкция), тип задачи (напр., поиск признака, поиск правила, или полное усвоение понятия), количество существенных признаков, очевидность (salience) существенного признака и количество несущественных признаков. Одно из открытий, к-рое привлекло к себе особое внимание, состояло в том, что испытуемые быстрее формируют понятия, когда им даются положительные примеры (напр., им говорят, что розовый квадрат яв-ся примером понятия), чем когда им даются отрицательные примеры (напр., им говорят, что голубой круг не яв-ся примером понятия). Теории формирования понятий. Мн. теории основаны на представлении о том, что люди в задачах на Ф. п. пытаются определять искомые понятия путем выдвижения гипотез или пробных догадок и последующей проверки этих гипотез (догадок). Естественные категории. Важное расширение области исслед. понятий связано с естественными категориями или житейскими (real-life) понятиями. Элеонора Рош, итоги исслед. к-рой были подведены в работе Рош и Ллойда «Познание и категоризация» (Cognition and categorization), указывает на то, что в задачах на Ф. п. используются четко определенные, дискретные признаки, к-рые при этом сочетаются произвольно. В отличие от этого, по мнению Рош, житейские понятия строятся по-другому. Рош предполагает, что для определения того, принадлежит ли элемент к конкретной категории, люди сравнивают этот элемент с прототипом или наилучшим примером (образцом) данной категории. Напр., дрозд яв-ся высокопрототипическим примером категории «птица», тогда как пингвин таковым примером не яв-ся. Рош и ее коллеги выявили ряд отличительных характеристик прототипов: 1. Прототипы чаще, чем непрототипы, предлагаются в качестве примеров категории. 2. Прототипы могут служить заменителями названия категории в высказывании, тогда как непрототипы не могут. 3. Прототипы служат базисными точками (reference points), с к-рыми сравниваются другие элементы. 4. Прототипы с большей вероятностью обладают признаками, имеющими много общего с др. членами категории семейного сходства (family resemblance category). В категории семейного сходства не содержится единственного признака, присущего всем ее членам, однако каждый ее член обладает по крайней мере одним признаком, имеющим много общего с нек-рым др. членом данной категории. 5. Категории, организованные на основе прототипов, усваиваются гораздо быстрее, чем категории, основанные на непрототипах. См. также Абстрактный интеллект, Когнитивные стили учения, Обучение методом (управляемых) открытий М. Мэтлин Формирование умений (skill learning)
«Ф. у.» (или обучение умениям) — термин, используемый бихевиорально ориентированными педагогами и психологами, в особенности теми, к-рые занимаются проблемами специального обучения и эффективности учебной или соц.-эмоциональной школьной адаптации. Умение определяется как скоординированная последовательность действий, служащая для достижения некрой цели или для выполнения конкретной задачи. Такой целью или задачей может быть академическая, соц., моторная, относящаяся к самопомощи (self-help) или автономная (independent) жизненная задача. Конкретные виды выделяемых и формируемых умений могут широко варьировать по своему характеру и разнообразию в зависимости от потребностей и уровня возрастного развития конкретного индивидуума. Разработка программы обучения умениям начинается с анализа задачи. Задача обучения разбивается на небольшие, отдельные поведенческие подзадачи, упорядочиваемые в иерархическом порядке. Этот вид анализа задач может использоваться для реализации последующей оценки и вмешательства. Учителя могут оценить специфические уровни функционирования уч-ся в области конкретных умений в соответствии с уровнями мастерства, отраженными в иерархии подзадач. Это дает возможность последующего корректирующего вмешательства, выражающегося в систематическом обучении выполнения каждой из поведенческих задач. Как правило, для ознакомления с новой формой поведения используются такие процедуры, как инструкции, демонстрации и моделирование. После этого осуществляется репетиция поведения и его отработка на практике, сопровождаемая предоставлением обратной связи о рез-тах выполнения, к-рые помогают индивидууму объединить последовательность действий в целостном и скоординированном процессе реализации умения. См. также Подходы к обучению, Теория обучения, Анализ рабочих заданий К. Л. Бирман Формула Флеша (Flesch formulas)
Формула читаемости Флеша (Flesch readability formula), разраб. Рудольфом Флешем, прогнозирует легкость чтения и челов. интерес к письменному материалу. Формула легкости чтения (reading ease, RE) имеет вид RE = 206,835 - 0,846wl - 1,015sl, где wl — средняя длина слова в слогах, а sl — средняя длина предложения в словах. Для расчетов по этой формуле используется либо весь текст полностью (при его небольшом объеме), либо от 3 до 5 случайных выборок объемом по 100 слов из статьи (или от 25 до 30 таких выборок из книги). Словом яв-ся любое сочетание букв или цифр, окруженных пробелами, включ. такие элементы, как don't, ASAP, 1984, $82,354 и full-length. Чтобы сосчитать количество слогов в слове, надо просто произнести это слово, фразу или символы и подсчитать слоги. Т. о., средняя длина слова в слогах является количеством слогов на каждые 100 слов; НДС имеет три слога, а «1984» четыре, как и слово «гиппопотам». Для определения средней длины предложения подсчитывается количество предложений в выборке, включая последнее предложение, если 100-е слово оказывается во второй половине этого предложения. Предложением считается законченная мысль; в этом предложении слова в конце сложного предложения квалифицировали бы его как два предложения. Незаконченные предложения и обрывки предложений рассматриваются как законченные предложения. Подстановка этих двух величин в формулу типично дает оценку, изменяющуюся от 0 до 100. RE-оценки от 90 до 100 свидетельствуют о высокой легкости чтения (такой, какую можно встретить в комиксах), когда в текстах встречается приблизительно 123 слога на каждые 100 слов и 12—13 предложений. Любой чел. с образованием на уровне четырех классов начальной школы (т. е. овладевший техникой чтения) должен быть в состоянии ответить на 75% вопросов в отношении прочитанного. Оценки читаемости в интервале от 0 до 30 свидетельствуют о высокой трудности чтения, такой, какую можно обнаружить в научных и специальных текстах. Такие тексты содержат в среднем 192 слога на каждые 100 слов и лишь 3—4 предложения, подходя для выпускников колледжей. Флеш также разработал показатель челов. интереса (Human Interest score, HI): HI = 3,635pw + 0,314ps, где pw — средний процент «личных слов» (personal words), a ps — средний процент «личных предложений» (personal sentences). Личные слова включают все существительные, имеющие естественный род (natural gender), все местоимения за исключением местоимений среднего рода (если они относятся к предметам, а не к людям) и слова people (при употреблении с глаголом в множественном числе) и folks. Личные предложения включают разговорную речь (выделяемую в тексте кавычками или как-либо иначе, но не цитаты или слова в кавычках, употребляемые в несобственном смысле), вопросы, команды, предложения, обращенные напрямую к читателю, восклицания и грамматически незавершенные предложения или их части, смысл к-рых, как подразумевается, должен извлекаться из контекста. Значения показателя HI также распределяются в интервале от 0 до 100, где оценки в пределах от 0 до 10 обозначают «скучный» текст, характерный для научных и специальных журналов. Содержащий в среднем 2% «личных слов», такой текст, как правило, не содержит «личных предложений». Оценки в пределах от 60 до 100 обозначают драматический текст, примером к-рого служат художественные произведения, содержащие в среднем 17% личных слов и 58% личных предложений. Вне всякого сомнения, формула RE переоценивает трудность чтения. Во всяком случае, она не чувствительна к употреблению метафор; она не делает скидок на длинные слова, к-рые могут быть хорошо знакомы читателю (напр., Массачусетс); она может «обманывать» в оценке состоящего из многих предложений и коротких слов образца текста как чрезвычайно легкого; и она не учитывает как семантической, так и синтаксической структуры предложений. Однако при использовании ее в сочетании с соответствующей долей здравого смысла Ф. Ф. позволяет сравнивать на основе единой шкалы как легкость чтения (что роднит ее со стандартными тестами чтения) разнообразных текстов, так и интерес к ним. См. также Измерение, Психолингвистика, Недостаточная обучаемость чтению Р. Кашау Френология (phrenology)
Ф. — устаревшая теория личности, в основу к-рой легли умозрительные построения врача-анатома Франца Йозефа Галля. Следуя собственному выводу о том, что люди с глазами навыкате обладают хорошей памятью, он начал искать личностные корреляты др. анатомич. признаков, таких как широкий лоб, мощные челюсти и т. д. В конце концов он сосредоточил свое внимание на мозге и черепе и создал новую науку, названную им краниологией. Представления о мозге и НС, существовавшие на рубеже XVIII и XIX вв., в лучшем случае можно назвать весьма ограниченными. Именно поэтому большая часть ранних работ Галля, направленных на усовершенствование его теории, была посвящена изучению техники анатомирования, совершенствованию способов создания моделей мозга и черепа и пополнению его уникальной коллекции черепов. Основой его теории стала мысль о том, что психич. функции сосредоточены в мозге и что в рез-те их тренировки и развития развивается и сам мозг как таковой. Следствием этого яв-ся и соответствующее увеличение прилегающих участков черепа, окружающего мозг. Следовательно, внимательное изучение черепа и его различных выпуклостей может дать информ. для детального и индивидуализированного описания личностных качеств и психол. особенностей чел. Т. о., Галль яв-ся первым исследователем, постулировавшим то, что получило название «локализация функции мозга». Примерно в 1800 г. Галль для пропаганды новой науки предпринял поездку с лекциями; в ней принял участие его ученик и ассистент Иоганн Шпурцгейм, введший в употребление термин «френология», к-рый сам Галль никогда не употреблял. Будучи прекрасным оратором, умевшим убеждать слушателей, Шпурцгейм, излагая взгляды своего учителя, несколько сместил акценты и преимущественно подчеркивал способы выявления положительных способностей и возможность их развития посредством направленного обучения. Этот подход «толкования шишек» (reading bumps), лишившись сходства с мед. диагностикой, превратился в некое подобие предсказания судьбы и в шарлатанство. В рез-те Ф. утратила доверие и признание медиков, что, однако, не помешало ей одновременно завоевать популярность у обывателей. См. также Антропология, Псевдопсихология, Психология черт М. Ройдер Фундаментальная ошибка атрибуции (fundamental attribution error, FAE)
Понятие фундаментальной ошибки атрибуции (ФОА) входит в теорию атрибуции, рассматривающую процессы, к-рые используются людьми для объяснения поведения. Заключения о причинах поступков того или иного человека подразделяются на 2 категории: внутренние (или характеристики личности) и внешние (или характеристики соц. или физ. среды). ФОА, иногда наз. сверхатрибуцией, — это общая тенденция наблюдателя воспринимать поведение др. человека как обусловленное скорее внутренними, личностными характеристиками или диспозициями, нежели внешними, ситуационными влияниями. И наоборот, действующий чел. (деятель) склонен рассматривать собственное поведение как обусловленное ситуацией. Понятие ФОА возникло в ходе многочисленных исслед. в области соц. восприятия и мышления и, в свою очередь, само послужило стимулом для многих исслед. Хорошо установленный факт переоценки наблюдателем личностных свойств и недооценки контекста поднял серьезные вопросы в отношении ошибок во множестве ситуаций, в к-рых люди оценивают др. людей, таких как клиническая оценка или лечение, голосование на выборах и решения суда присяжных. Вэри, Стэнли и Харви указывают, что эта примечательная тенденция переоценивать без должных оснований внутренние причины поведения отмечалась еще ранними соц. психологами, такими как Фриц Хайдер. Эдвард Джоунз и Ричард Нисбетт описывали ее как эффект деятеля—наблюдателя, а с исслед. Ли Росса за ней утвердилось название ФОА. В типичных эксперим. исслед. ФОА изучаются оценочные суждения, выносимые людьми в различных условиях, или сравниваются объяснения испытуемыми своих собственных выборов и выборов др. людей. Испытуемые могут сообщать о причинах поведения, просматривая видеозаписи собственных действий или действий др. лица. Процесс ФОА оказывается настолько сильным, что даже если наблюдателю сообщают что-либо об особенностях ситуации, в к-рой находятся др. люди, все равно сохраняется тенденция объяснять их действия личностными особенностями. В повседневной жизни это, очевидно, отражается в том, что жертвы изнасилования, бедняки и люди с др. соц. проблемами объявляются виновными в создавшемся положении. Существует высокая вероятность того, что психологи тоже склонны объяснять наблюдаемое поведение внутренней предрасположенностью человека. Существуют неск. подходов к объяснению ФОА. Бэрон и Грациано считают, что «лучшее на сегодня объяснение опирается на различия в количестве и характере информ., наиболее доступной деятелям и наблюдателям... Когда люди оценивают свое поведение деятеля, у них есть информ. о поведении, к-рое они демонстрировали ранее в течение своей жизни, и следовательно, основа для сравнения. Когда же они, будучи наблюдателями, объясняют поведение др., они почти никогда не располагают тем же самым количеством или качеством доступной им информ.». Кроме того, деятелей и наблюдателей привлекает разная информация и оценивается она тоже по-разному. Прикл. значение теории атрибуции оказывается весьма существенным в области клинической практики. Нек-рые исслед. показали, что у людей, профессионально оказывающих помощь, существует склонность к диспозиционным объяснениям, однако достаточных доказательств этому получить не удалось. Поскольку люди в целом склонны приписывать наличие проблем личностным характеристикам, представляется важным в ходе клинической подготовки помогать студентам анализировать свои объяснения чувств и поступков клиентов. Консультанты и клиницисты могут использовать ФОА как часть атрибутивной терапии, помогающей клиенту изменять самоатрибуции. Пациенты с депрессией больше всех склонны к самообвинениям. Нек-рые исслед. свидетельствуют о том, что когнитивная терапия или инструктирование, снижающее склонность приписывать негативные события глобальным, стабильным и внутренним причинам, могут помочь уменьшить депрессию или выработать у людей защиту от чувства беспомощности. Опросник стиля атрибуции (Attributional Style Questionnaire) используется как метод исслед. индивидуальных различий среди клиницистов и др. людей. Принцип ФОА тж находит приложение в юридич. и междунар. ситуациях. С вопросами ФОА, напр., могут быть связаны решения о причинах поступков человека, подозреваемого в совершении преступления. Обсуждая проблемы национальной безопасности, Тетлок, Мак-Гуайр и Митчелл указывают на то, что ФОА усиливает тенденцию приписывать другим враждебные намерения и побуждает даже мирные государства к вооружению. Политики склонны рассматривать вооружение своей страны как защиту, наращивание же вооружения другими расценивается как агрессия. Следует сказать о нек-рой ограниченности теории ФОА и сделать неск. предупреждений. ФОА учитывает относительную склонность наблюдателей приписывать деятелю больше ответственности за поведение, нежели он делает это сам, но ничего не говорит о точности указываемых ими причин. Лишь в немногих исслед. предпринимались попытки определить реалистичность или истинность таких атрибуций; вопросы могут быть подняты в отношении точности оценок наблюдателя, деятеля или их обоих. Др. предостережение связано с тем, что наблюдатели часто предпочитают личные атрибуции вследствие их большей эффективности; если информ. о ситуации, в к-рой оказался деятель, недоступна, зачастую оказывается невозможным или непрактичным принимать в расчет всю сложность его положения. Аттитюды тж играют важную роль в процессе атрибуции; различия между наблюдателем и деятелем могут уменьшаться, если наблюдатель симпатизирует деятелю или к.-л. образом связан с ним. По-видимому, на склонность к ФОА влияют культурные различия; жители Северной Америки обладают большей склонностью приписывать ответственность индивидууму в сравнении с жителями Индии или др. коллективистских культур. Тж еще предстоит значительная работа по прояснению теорет. связей ФОА с такими родственными понятиями, как самоэффективность и внутренний / внешний локус контроля. См. также Человеческие факторы, Интернализация, Интроспекция, Жизненные события, Локус контроля, Поиск «козла отпущения» Н. Д. Сандберг Функции иммунной системы (immunological functioning)
И. с. представляет собой сложный комплекс механизмов, осн. назначение к-рого — защищать организм от вторжения чужеродных веществ, способных вызвать заболевание; к тому же И. с., возможно, служит важнейшей защитой от клеток, измененных в процессе опухолевого роста. У млекопитающих сформировались две системы иммунитета — клеточный и гуморальный иммунитет; оба они связаны с деятельностью лимфоцитов. Осн. составляющими клеточного иммунитета служат макрофаги и Т-лимфоциты, причем последние подразделяются на тимоциты (наполняющие корковое вещество тимуса) и Т-клетки (собственно Т-лимфоциты), циркулирующие в крови и тканевой жидкости. Главной функцией Т-клеток считается защита от ряда микроорганизмов, внутриклеточных патогенных бактерий и вирусов, а тж полагают, что они ответственны за кожную гиперчувствительность замедленного типа, отторжение аллотрансплантатов и противоопухолевые процессы. Т-лимфоциты можно разделить на два подкласса: регуляторные и эффекторные Т-клетки. Среди регуляторных клеток есть и клетки-помощники («хелперы»), и клетки-подавители (супрессоры), тогда как эффекторные клетки ответственны за собственно иммунные реакции. Макрофаги отвечают за захват и передачу чужеродной частицы (антигена) Т-клеткам и могут определять, какие клетки будут реагировать на конкретные антигены. Кроме того, макрофаги могут регулировать величину реакции Т-клеток путем влияния на клеточное деление или клеточную дифференциацию. Главной составляющей гуморального иммунитета яв-ся В-клетки. Иммунологическая функция В-лимфоцитов выражается в выработке антител или иммуноглобулинов (типа мю, гамма, альфа и эпсилон). Подвергшись воздействию определенного антигена, индивид при повторном его воздействии обнаруживает большую сопротивляемость инфекции. Фактически, подвергаясь воздействию антигена, Т- и В-клетки «запоминают» его, что выражается в быстрой и четко выраженной ответной реакции. Эта память, достаточно специфичная и долговременная, связана с возрастанием числа специфически реагирующих Т- и В-клеток. В качестве реакции на антигены было тж отмечено появление толерантности — эффекта, по существу противоположного сенсибилизации или эффекту запоминания и выражающегося в ослаблении иммунологической реактивности при повторяющемся воздействии одного и того же антигена. Примером иммунологической толерантности может служить тот факт, что иммунная система животного не реагирует сопротивлением на его собственные ткани. При определенных обстоятельствах эта сопротивляемость слабеет, что приводит к аутоиммунным болезням, таким как ревматоидный артрит, миастения и системная красная волчанка. Помимо признания роли Т-клеток в иммунологическом надзоре за развитием злокачественных новообразований было высказано предположение, что еще один вид эффекторных клеток, называемых естественными «клетками-убийцами», возможно, играет главную роль в общем иммунологическом надзоре. Считается, что естественные «клетки-убийцы» способны среагировать на появление чужеродной субстанции в течение нескольких часов, тогда как время первичной реакции для Т-клеток составляет 5—7 дней, а для сенсибилизированных Т-клеток — 2—5 дней. Т. о., эта широкодиапазонная защита может действовать в качестве временной меры до тех пор, пока не включается более мощный и специфичный иммунный ответ. Все больше внимания уделяется изучению возможного влияния психол. факторов на изменения в иммунной системе и, следовательно, на восприимчивость к разного рода болезням. Действительно, было показано, что стрессовые ситуации могут изменять иммунологическую активность организма и увеличить восприимчивость к нек-рым связанным с ней заболеваниям. Однако, судя по всему, наблюдаемые изменения в функционировании иммунной системы определяются целым рядом факторов. Более того, иммунный ответ может зависеть от процессов обусловливания, так что иммуносупрессивный эффект таких средств, как циклофосфамид, может вызываться условными раздражителями, сочетавшимися с приемом этого лекарства. Хотя функционирование иммунной системы традиционно считалось не зависящим от деятельности ЦНС, было показано, что воздействия, так или иначе нарушающие нормальное функционирование ЦНС (напр., поражение передней доли гипоталамуса), влияют на иммунологическую реактивность. Верно и обратное, а именно — применение антигенов, судя по всему, влияет на активность нейронов в определенных отделах головного мозга. В обширной литературе по этому вопросу мы находим указания на то, что гормональные изменения оказывают глубокое влияние на деятельность иммунной системы. Если следовать этой логике, представляется вполне возможным, что процессы, проходящие в ЦНС, влияют на деятельность иммунной системы через изменение гормональной секреции. См. также Физиологическая психология, Психофизиология, Последствия стресса X. Энисмен Функционализм (functionalism)
Как школа или система психологии, Ф. восходит к эволюционной теории Дарвина и к психологии Уильяма Джемса. Согласно теории естественного отбора, созданной Дарвином, выживают и дают потомство лишь те биолог. виды, к-рые способны наилучшим образом приспособиться к конкретным условиям среды обитания; те же виды, к-рые неспособны к адаптации, вымирают. Дарвин также считал, что, наряду с эволюцией тела происходит и эволюция разума, в связи с чем имеет место не только физ., но и психич. адаптация. Эти идеи получили дальнейшее развитие в психологии Уильяма Джемса, оказавшей непосредственное влияние на Ф. Джемс особо подчеркивал роль психол. адаптации и приспособляемости. Иногда разум помогает телу выжить. Когда требуется логическое мышление и нужно решить какую-то проблему, разум играет первостепенную роль и способствует выживанию. Однако разум имеет свое место в механизме мозга и его действия, хотя бы отчасти, направлены на то, чтобы облегчить удовлетворение телесных потребностей. В др. ситуациях, как в случае образования привычки, ею управляют оставленные в мозге следы, освобождая разум для более полезных дел. Вторым аспектом психологии Джемса, оказавшим влияние на Ф., яв-ся ее прагматизм. Ценность идей определяется их полезностью. Прагматизм, сторонником к-рого был Джемс, был взят на вооружение и Джоном Дьюи, первым функционалистом, применившим его для решения соц. проблем и проблем образования. Ф. возник как протест против существовавших в то время систем, и прежде всего как протест против структурализма. В отличие от структуралистов функционалисты считали осн. предметом психологии психич. процессы, или функции, а не содержания сознания. Кроме того, функционалистов интересовали утилитарные, имеющие практический смысл аспекты психологии. Структуралисты утверждали, что психич. функции не поддаются интроспективному анализу и что анализировать нужно содержание сознания. Возражая им, сторонники Ф. исходили из своей уверенности в том, что при наличии надлежащих методов психич. функции изучать можно. Хотя Ф. был менее организованной и более расплывчатой системой, нежели структурализм, для него, тем не менее, были характерны некоторые принципиальные положения: а) психология должна изучать функции, а не содержания сознания; б) психол. функции суть приспособления к среде; в) психология должна быть утилитарной, приемлемой для практ. использования; г) психич. функции яв-ся частью целостной активности, включающей психич. и физ. компоненты; д) психология очень тесно связана с биологией, поэтому знание анатомии и физиол. способно помочь понять психич. активность. Развитие функционализма как научной школы связано прежде всего с именами трех ученых — Джона Дьюи, Джеймса Энджелла и Харви Карра. Харви Карр наилучшим образом систематизировал функционалистские идеи. Рациональное зерно психологии Карра содержится в его описании «адаптивного акта», имеющем три не зависящих друг от друга, но взаимосвязанных аспекта. Во-первых, имеется мотивирующий стимул, к-рый остается относительно неизменным до тех пор, пока организм действует так, чтобы удовлетворить его. Возникающий мотив направляет активность. Во-вторых, имеется сенсорный стимул, действующий как побудитель, или цель. И наконец, имеет место активность, или ответная реакция, к-рая продолжается до тех пор, пока не будет удовлетворен мотивирующий стимул. Следует отметить, что адаптивный акт яв-ся функцией целостной ситуации. Очевидно, что адаптивный акт включает научение. Исключительно важна ассоц. Карр различал описательные и объясняющие законы ассоц. Ассоц. по сходству подпадает под действие описательных законов. Объясняющие законы распространяются на ассоц. по смежности (совместное появление во времени и в пространстве), к-рой объясняется возникновение ассоц. Сила ассоц. яв-ся следствием многократных повторений. Здесь приложим закон частоты: чем чаще совершается акт, тем сильнее он становится. Карр трактовал эмоции как органические приспособления или восстановления нарушенного равновесия. В гневе люди демонстрируют большую энергию, что позволяет им преодолевать препятствия. Энергия вырабатывается в рез-те внутренних психол. процессов. То же самое можно сказать и про страх: индивидуум получает достаточный запас энергии, чтобы убежать от врагов. Эти эмоции биолог. полезны. Однако такие эмоции, как печаль или зависть, скорее всего, не имеют практ. ценности. Эмоции возникают тогда, когда кажется, что иные пути, или адаптация, отсутствуют. Карр поддерживал более традиционную теорию эмоций, согласно к-рой чел., увидев опасность, пугается и спасается бегством. Страх яв-ся источником энергии для биолог. функций, делающих возможным бег. Такая т. зр. противоречила теории эмоций Джемса—Ланге. Как и структурализм, Ф. более не существует в качестве самостоятельной системы психологии. Нек-рые психологи в том, что касается адаптации к окружающей среде, разделяют взгляды, близкие к взглядам функционалистов. Вообще же, можно сказать, что Ф. влился в основное русло психологии. См. также Структурализм Р. Ландин Функциональная автономия (functional autonomy)
Гордон В. Олпорт ввел термин «Ф. а.» для обозначения мотивов, ставших независимыми от потребностей, на к-рых они первоначально основывались. С самого начала это понятие Ф. а. оказалось столь же радикальным, сколь и спорным. Мотивационные теории, преобладавшие в североамериканской психологии, фокусировались почти исключительно на механизмах, непосредственно связанных с базовыми физиолог. потребностями. В противоположность этому олпортовская Ф. а. повышала возможность того, что мотивы могут функционировать совершенно независимо от к.-л. физиолог. потребности или драйва. Эта либерализованная концептуализация мотивации имела важные следствия для ряда ключевых вопросов в психологии. Она создавала образ индивидуума как активного агента вместо господствовавшего тогда образа пассивного существа, находящегося всецело под контролем биолог. потребностей и непосредственных стимулов. Она делала возможными объяснения поведения, подчеркивающие значение настоящего и будущего, а не только прошлого. Она также обращала внимание исследователей на роль сложных и уникальных сочетаний мотивов в формировании и становлении отдельной личности. В совр. психологии идея функционально автономных мотивов влилась в генеральное русло развития психологии. См. также Внутренняя мотивация, Мотивация Р. Горансон Функциональная психология (functional psychology)
Знаковым событием в оформлении Ф. п. явилась публикация труда Уильяма Джемса «Принципы психологии» (The Principles of Psychology). Данное Джемсом определение психологии как науки о функциях сознания (включ. подсознательные процессы) быстро превратилось в основной подход к академической и профессиональной психологии. Европейская школа интроспекции, к-рая определяла психологию как науку о содержании сознания, сужая тем самым предмет этой области знания, уступила место американской школе Ф. п. Функциональный подход дополнил интроспекцию описаниями поведения, опросниками, умственными тестами и физиолог. экспериментами; он тж включил в сферу интересов психол. науки изучение детей, сравнительное изучение поведения животных, изучение душевнобольных и умственно отсталых людей и полевые исслед. в местах проживания племен, не имеющих письменности. Ф. п. расширила границы психол. науки, включив в нее большую часть основных проблем и методов исслед., используемых в совр. психологии. Дж. Харт Функциональный анализ (functional analysis)
Поведенческая оценка делает упор на использовании эмпирических методологий, применяемых для количественного измерения целевого поведения и многочисленных контролирующих его факторов. В ист. аспекте термин «Ф. а.» характеризовался широким разнообразием видов оценки поведения и определялся как «выявление важных, поддающихся контролю, каузальных функциональных зависимостей, относящихся к специфическому набору целевых форм поведения конкретного клиента». Это определение содержит в себе ряд эксплицитных и подразумеваемых характеристик. Осн. компонентом Ф. а. яв-ся каузальные функциональные зависимости. Как таковая, функциональная связь означает лишь ковариацию между двумя переменными. Некоторые функциональные связи яв-ся каузальными, тогда как др. — исключительно корреляционными. Поскольку извлекаемая в ходе Ф. а. информ. преимущественно используется для реализации планов вмешательства, специалист по анализу поведения в большей степени заинтересован в изоляции и количественной оценке каузальных функциональных связей. Каузальные функциональные зависимости могут быть мат. описаны как повышенные условные вероятности: такую зависимость можно предполагать в тех случаях, когда вероятность наблюдения выходящего за границы фоновых колебаний изменения в целевом поведении будет большей при появлении предполагаемого каузального события (его условная вероятность), чем вероятность наблюдения такого изменения в целевом поведении при непоявлении этого события (его безусловная вероятность). В целях ил. предположим, что А — это изменение уровня кровяного давления (целевое поведение), В — изменение в повседневных стрессорах (предполагаемое каузальное событие) и P — вероятность. Если вероятность изменения кровяного давления вслед за изменением в повседневном стрессе (Р[А/В]) будет выше вероятности естественного изменения кровяного давления (Р[А]), отсюда в порядке рабочей гипотезы можно вывести каузальную функциональную зависимость. Каузальные функциональные связи с конкретным целевым поведением могут иметь многие переменные. Напр., нарушение работы систем нейротрансмиттеров ЦНС, утрата ситуативного подкрепления на реакцию, повышение уровней аверсивных последствий поведения, негативные самохарактеристики и сезонные изменения в солнечном освещении — все это может оказывать каузальное влияние на депрессивное состояние конкретного клиента. Наиболее релевантным для планирования поведенческих вмешательств будет подмножество переменных, к-рые оказывают нетривиальное каузальное влияние на целевое поведение. Следовательно, второй отличительной особенностью Ф. а. яв-ся его акцент на установление наиболее важных каузальных функциональных зависимостей. Не все важные каузальные функциональные связи удается контролировать. Значимые события истории жизни (напр., травмирующий опыт) и биолог. свойства (напр., наследственность) яв-ся двумя типами важных каузальных факторов, к-рые не подлежат изменению. Поскольку поведенческие вмешательства планируются для того, чтобы вызывать изменение в целевых формах поведения, Ф. а. будет, как правило, ограничиваться выявлением поддающихся контролю (и часто существующих на данный момент) каузальных функциональных зависимостей. Следующая характеристика Ф. а. — его направленность на выявление каузальных функциональных связей, относящихся к специфическим целевым формам поведения конкретного клиента. Такой идиографический акцент согласуется с бихевиористской аксиомой о существовании важных внутри- и межиндивидных различий в причинах поведения. Наконец, поскольку Ф. а. определяется через целевое поведение, изучению в процессе оценки подвергается широкий спектр каузальных связей. Т. о., тщательному рассмотрению подлежит весь комплекс перестановок антецедент—реакция, реакция—реакция и реакция—последствие, а тж взаимодействий антецедент х х реакция х последствие. Выявление каузальных функциональных связей. Выведение заключения о существовании функциональной связи между контролируемой переменной и целевым поведением требует наличия: а) «признаков причинной обусловленности», таких как повышение условных вероятностей и/или надежной ковариации; б) предшествования по времени (т. е. предполагаемая каузальная переменная предшествует наблюдаемому эффекту, возникающему в целевом поведении); в) исключения возможных альтернативных объяснений наблюдаемой связи. Для определения того, существует ли каузальная функциональная связь между контролируемым событием и целевым поведением, могут использоваться несколько методов оценки. Для эмпирической оценки силы и надежности каузальных функциональных связей может использоваться анализ временных рядов и планы исслед. на одном объекте (испытуемом). Однако реализация этих методологий может быть сопряжена с серьезными трудностями, поскольку они требуют множества измерений и значительных усилий от клиента и обычно позволяют оценивать взаимодействия лишь между малым числом переменных. Применение различных совр. процедур оценки поведения (напр., стандартизованные самоотчеты, схемы наблюдения, поведенческие интервью, схемы самонаблюдения и психофизиологические меры) тж может обеспечивать информ. о каузальных функциональных связях. Напр., клиент может сообщать о высоких уровнях соц. тревожности при заполнении опросника, демонстрировать высокие уровни реактивности частоты сердечных сокращений в процессе разыгрывания ролей в психофизиологической лаборатории и обнаруживать слабое владение умениями соц. взаимодействия в ходе поведенческого интервью. Наличие подобных данных позволяет выдвинуть предположение о том, что соц. тревожность этого клиента обусловлена повышенной активацией симпатической НС в сочетании с дефицитами соц. умений. Однако в силу неспособности проводящего оценку специалиста установить факт предшествования по времени эти каузальные рассуждения допускают возможность альтернативных объяснений. В приведенном примере равно вероятным м. б. также предположение о том, что соц. тревожность и повышенная активация симпатической НС приводят к дефицитам соц. умений. Третий путь установления каузальных функциональных связей состоит в использовании переменных-маркеров (marker variables). Переменной-маркером яв-ся легко реализуемое измерение, надежно связанное с силой каузальной функциональной связи. Примером такого эмпирически валидизированного маркера может служить проба на вдыхание углекислого газа. Пациенты с паническими расстройствами, в сравнении с контрольной группой здоровых людей, значительно чаще проявляют симптомы острой паники при их побуждении неоднократно вдыхать воздух с высокой концентрацией углекислого газа. Т. о., реакция на этот легко реализуемый тест может использоваться как маркер для наблюдения за тем, яв-ся ли комплекс биоповеденческих связей, к-рые характеризуют паническое расстройство, действующим в отношении конкретного клиента. Хотя стратегия использования переменной-маркера может предоставлять ценную информ. в отношении каузальных функциональных связей, на сегодняшний день в литературе по анализу поведения имеется острый дефицит в эмпирически валидизированных переменных-маркерах. В рез-те, для выявлении каузальных функциональных связей оценивающие поведение специалисты в большинстве случаев опираются на невалидизированные переменные-маркеры, такие как отчеты клиентов (напр., клиент с диагностированным ПТСР может сообщить, что воспоминания о пережитом травматическом событии чаще возвращаются в ситуациях возникновения напряженности во взаимоотношениях между супругами). То, насколько точно подобные отчеты клиентов отражают присутствие и силу каузальных функциональных связей, яв-ся предметом непрекращающихся споров. Итоги и дальнейшие перспективы. Ф. а. делает упор на идентификацию и количественную оценку важных контролируемых каузальных функциональных связей для целей планирования вмешательства. Выявление каузальных функциональных связей на основе использования строгих эмпирических процедур, однако остается чрезвычайно трудной задачей для большинства специалистов по оценке поведения. Действительно, в одном из обзоров литературы по данной проблеме обнаружилось, что предваряющие вмешательство Ф. а. проводились в лишь 20% из 156 случаев исслед., опубликованных за период между 1985 и 1988 гг. Обращение к использованию методов Ф. а. может возрасти, когда в распоряжении специалистов окажется большее количество эмпирически валидизированных переменных-маркеров, и когда будут получены ответы на следующие важные вопросы. Во-первых, действительно ли предварительный Ф. а. проблемного поведения приводит к гораздо более эффективному вмешательству? Во-вторых, могут ли оценивающие поведение специалисты, при наличии соответствующей подготовки, надежно выявлять каузальные функциональные связи? В-третьих, в какой мере рез-ты Ф. а. могут распространяться на др. людей, др. формы поведения и условия? В-четвертых, каковы процессы принятия решений, к-рые регулируют проведение Ф. а. специалистами по оценке поведения? См. также Активное исследование, Зависимые переменные, Идиодинамика, Каузальное мышление, Клиническая оценка У. О'Брайен
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
|
***
Метафизические (психологические) ***
Метафизические (психологические) ***
***
Как ослабить или снять, влияние стресса? ***
***
***
Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!
|
Музыка для медитаций и расслабления Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"
|
Рассказы, сказки, стихотворения.
. |
|
|