Ученые всего мира пытаются затормозить старение и продлить время жизни. Кое-что им удается, но пока на червях-нематодах, дрозофилах и лабораторных мышах. А что делать человеку, который уже сегодня хочет жить долго? Есть ли у него возможности продлить жизнь и отодвинуть старость сейчас? "Детали мира" выясняли этот вопрос со специалистами-геронтологами, которые в конце апреля собирались в Москве на международную конференцию.
Победить болезни
Большинство людей умирают не от старости, а от болезней, которые настигают их в пожилом возрасте. Казалось бы, если избавить людей от болезней, они станут жить намного дольше. Хотя в действительности, как подсчитали специалисты, время жизни увеличится не радикально. Напри- мер, победа над раком подарит человечеству в среднем всего лишь два года.
Гены старения
О механизмах старения ученые знают уже довольно много (см. статью "Способы продления жизни"). Они находят все новые и новые гены, имеющие отношение к процессу старения и к продолжительности жизни. Гены выявляются на модельных объектах — мышах, червях-нематодах и дрозофилах. Но некоторые из них подтвердили свою работу и в человеке. Из 107 «модельных» генов старения у человека обнаружено 39. Среди них множество генов метаболизма (кстати, больше всего генов жирового обмена), окислительного стресса, гормональной регуляции, а также транскрипции и ремонта ДНК, межклеточной коммуникации, сигнальных процессов, воспаления и иммунного ответа. Они объединены в генные сети, в которых изменения одних звеньев приводят к изменениям других. Если в перспективе ученые научатся управлять такими сетями, они смогут контролировать процесс старения и продлевать человеку жизнь. «По-видимому, наибольшего увеличения продолжительности жизни возможно будет добиться одновременной регуляцией (генетическими и фармакологическими методами) сразу нескольких генных сетей, контролирующих продолжительность жизни», — считает Алексей Москалев, руководитель лаборатории Института биологии Коми научного центра Уральского отделения РА Н.
Особенно интересен поиск генов долгожительства среди людей, которые приблизились к столетнему возрасту или перешагнули за него. (См. статью "Способы продления жизни") Однако Клаудио Франческо, специалист-геронтолог из Университета Болоньи, сказал «Деталям мира»: «У долгожителей очень сложный комплекс факторов — это не столько мутации, сколько влияние факторов среды. Они происходят из семей долгожителей — это подтверждает наследственный компонент, но важен и образ жизни — они всю жизнь работали, они обычно имеют крепкие семьи и позитивно относятся к жизни».
Диагностика старости
Управление генами человека — дело будущего. Но кое-что можно сделать уже сегодня. Логично, что прежде чем «лечиться от старости», нужно бы пройти диагностику своего организма — объективно выяснить, насколько старость близка. В Интернете при желании можно найти массу тестов на определение своего биологического возраста. Среди них есть и государственный, разработанный в НКЦ геронтологии Минздрава. Есть и разработки биомаркеров старения, причем на разных уровнях: физиологическом, клеточном, хромосомном, молекулярном. Ученые предлагают множество биохимических и генетических биомаркеров. Но, как отмечают специалисты, достоверно работают лишь несколько. Поэтому поиск эффективных биомаркеров старения Алексей Москалев включает в перспективы геронтологии.
С вопросом про научное определение биологического возраста «Детали мира» обратились к Владимиру Анисимову, члену-корреспонденту РАН, президенту геронтологического общества. По его словам, «определение биологического возраста — дело хлопотное и трудоемкое. Делают это грамотно всего несколько человек в стране». А диагностикой на биомаркеры старения не занимаются даже в НКЦ геронтологии, подчеркнула «Деталям мира» руководитель одной из лабораторий центра, доктор медицинских наук Светлана Шатохина.
Есть ли лекарства против старения?
Так назывался доклад Владимира Анисимова на конференции, и на такой же вопрос «Деталей мира» он ответил положительно. Правда, с большим «но». Рынок фармакологических препаратов-геропротекторов обширен, особенно в мире, в него входят как биодобавки, так и лекарства. Фармкопании получают большую прибыль на естественном желании человека жить долго и не стареть. Но большая часть этой продукции не тестирована должным образом, многие препараты оказываются неэффективными, а другие могут быть просто опасными из-за побочных эффектов.
Действие геропротекторов очень непросто проверить на людях — необходимы долговременные масштабные исследования. Что касается биодобавок, то, по словам Анисимова, «доказательств их геропротекторного действия нет, даже экспериментальных». А среди лекарств «в настоящее время нет ни одного препарата, геропротекторная активность которого была бы безусловно доказана на людях», — подчеркнул профессор. Есть несколько препаратов, которые в многочисленных экспериментах продлевали жизнь и отодвигали старость у животных: «По-видимому, эти препараты являются наиболее вероятными кандидатами для проведения многоцентровых рандомизированных клинических испытаний в соответствии с правилами доказательной медицины».
К кандидатам в геропротекторы относятся вещества самой разной природы. Про антиоксиданты сегодня слышали все — это вещества, сражающиеся со свободными радикалами, количество которых в организме увеличивается с возрастом. Все знают про пользу зеленого чая, красного вина, оливкового масла и пр. Безусловно, эти продукты приносят пользу, но только если включены в сбалансированную диету. Если же человек, скажем, захочет продлить себе жизнь красным вином, прослышав про содержащееся в нем чудесное вещество ресвератол, то чтобы достигнуть эффекта, полученного на лабораторных мышах, ему придется выпивать по десять бутылок в день. Ясно, что алкоголь сведет на нет всю пользу от такого лечения.
Некоторые антиоксиданты, на которые специалисты возлагали большие надежды, оказались не столь эффективны (альфа-токоферол или витамин Е) или даже повышают риск раковой опухоли (бета-каротин). По словам Владимира Анисимова, на сегодня нет ни одного антиоксиданта, который был бы эффективен и без побочных эффектов. Отдельно стоят «ионы Скулачева» — антиоксиданты, убивающие свободные радикалы в митохондриях, но они находятся еще только в начале клинических испытаний.
Меньше ешь — дольше живешь
Есть одно средство, которое, безусловно, замедляет старение и увеличивает продолжительность жизни, — это ограничение калорий. В эффективности этого средства сходятся все специалисты. «Детали мира» уже писали про эксперименты с лабораторными мышами, которые подтверждают эффект низкокалорийной диеты. Но появляется все больше доказательств и на высших животных. Владимир Анисимов рассказывает про эксперимент с обезьянами (макаками-резусами и беличьими мартышками), которых уже в течение многих лет держат «в черном теле». Результат: обезьяны меньше растут, у них снижается температура тела, уровень сахара, повышается чувствительность к инсулину, снижается количество раковых опухолей.
Группа ученых из США и Италии провела долгосрочный эксперимент и на людях. В нем участвовали две группы испытуемых по 18 человек в среднем 50-летнего возраста. В течение десяти лет одна группа ограничивала ежедневное потребление калорий до 1112–1958 килокалорий в сутки, а другие ни в чем себе не отказывали и потребляли 1976–3537 килокалорий в сутки. В группе аскетов, сидевших на диете, по сравнению с другой группой снижался вес, уровень холестерина, липопротеидов низкой плотности, артериальное давление и воспалительные процессы. Повышался уровень липопротеидов высокой плотности. Это означает, что аскеты предохраняли себя от атеросклероза.
О влиянии низкокалорийной диеты на продолжительность жизни можно косвенно судить по таким цифрам. В США, где среднее потребление составляет 3770 килокалорий в сутки, мужчиныживут в среднем 75 лет, а женщины — 80; в Европе, потребляющей 3314 килокалорий в сутки, продолжительность жизни — 77 и 83 года соответственно, в Японии среднее потребление 2761 килокалория в сутки, а время жизни — 79 и 86 лет, и, наконец, на острове Окинава, где жители едят совсем мало (1500–1800 килокалорий в сутки), зарегистрировано больше всего долгожителей.
Ученые считают, что основной механизм действия низкокалорийной диеты состоит в ослаблении свободнорадикальных процессов. Замедляется скорость образования свободных радикалов и уменьшается окислительный стресс. Мечта — заменить диету таблетками Почти никто не может ограничить себя в еде даже ради такой великой цели, как долгая жизнь. Человек слаб, и ученые это знают. Поэтому пытаются найти заменители голоданию среди фармакологических препаратов — это одна из горячих точек геронтологии. И такие заменители существуют. (Диеты, разработанные советскими врачами для высших чиновников смотреть здесь.)
Владимир Анисимов несколько лет изучает лекарства от диабета — так называемые бигуаниды, которые, совершенно неожиданно продемонстрировали снижение смертности и защиту от рака. Как показали российские ученые, у мышей эти лекарства продлевали жизнь более чем на треть (на 38%) и защищали животных от раковых опухолей (кишечника, молочной железы и др.). А в клеточной культуре оказалось, что они снижают число стареющих клеток. Пациентов с диабетом второго типа один из препаратов защищал от рака груди, кишечника, печени, простаты, яичников и поджелудочной железы, а также снижал более чем на треть общую смертность, смертность от инфарктов миокарда и от осложнений сахарного диабета.
Специалисты считают, что на сегодня это самое эффективное средство защиты от рака и наиболее перспективный геропротектор. Суть в том, что бигуаниды действуют по тем же биохимическим путям, что и ограничение калорий. Они влияют на систему гормон роста / инсулин и вызывают такие же последствия: снижение уровня сахара в крови, снижение холестерина, повышение чувствительности к инсулину и пр. Правда, эксперименты на животных показали, что наиболее эффективны бигуаниды, если принимать их не в пожилом возрасте, а в молодом, сразу после полового созревания. Вот уж точно, в этом возрасте вряд ли кто-то задумывается о старости! Тем не менее, по словам Владимира Анисимова, сейчас начаты клинические испытания этих лекарств в качестве геропротекторов.
Ночью нужно спать в темноте
Другой механизм, влияющий на продолжительность жизни, — это циркадные ритмы и все с ними связанное. Здесь главную роль играет гормон эпифиза мелатонин, который вырабатывается ночью, в темноте. Снижение ночного пика мелатонина, как было показано, происходит с возрастом. Хроническое снижение мелатонина, которое наблюдается у жителей севера, живущих летом при незаходящем солнце, сопровождается большим риском рака. Другая группа риска — работники ночного времени и сменного цикла: у них на 51% увеличивается риск болезни сосудов сердца и на 56% — риск ожирения и метаболического синдрома. Мутации, нарушающие работу «часовых генов», вызывают рак у мышей, как и жизнь в условиях постоянной освещенности. Кроме рака мыши и крысы, живущие постоянно на свету, страдают от ожирения и преждевременного старения организма, а их жизнь укорачивается. Международный комитет по изучению рака признал посменную работу, которая нарушает суточные циклы, фактором канцерогенеза. (статьи о сне и сновидениях читать в разделе "Сны и сновидения" и на сайте "Сонник 2012".)
Мелатонин сегодня популярен в США и других странах, и не только для нормализации сна, но и против возрастных изменений. Насколько это оправдано — судить сложно. По крайней мере, специалисты по сну резко против его бесконтрольного применения.
Есть еще регуляторные пептиды — разработка Владимира Хавинсона, директора Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии. Их получают из тканей различных органов животных: тимуса, эпифиза, селезенки и пр. Пептиды — это короткие белки, они состоят всего из нескольких аминокислот. По словам Владимира Хавинсона, пептиды действуют на генетическом уровне и стимулируют работу тех органов, из которых были получены. По его данным, они связываются с определенными местами молекулы ДНК и регулируют работу генов. В этом механизме еще много непонятного, но, как сказал «Деталям мира» Владимир Анисимов, «геропротекторный эффект пептидов исследован в нашей лаборатории (в НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова, Санкт-Петербург). Некоторые весьма эффективно увеличивают продолжительность жизни мышей и крыс». Что касается клинических испытаний на людях, то на сегодня через них прошли два натуральных пептида и один синтетический. Все три включены в фармакопею. Но, подчеркивает профессор, «на сегодня ни в одной стране нет зарегистрированных препаратов в качестве геропротекторов. Такой рубрики нет ни в одной фармакопее мира... Другое дело, что некоторые лекарства обладают геропротекторными свойствами».
Здоровый образ жизни и здравый смысл
По общему мнению специалистов-геронтологов, несмотря на видимое изобилие лекарственных средств, которые обещают помочь замедлить старение и продлить жизнь, относиться к ним надо с осторожностью. Лекарства должен назначать врач. И он же должен контролировать их применение и эффект. Передозировки всегда вредны. «Мы должны быть очень осторожны к рекомендациям, — подчеркивает Владимир Анисимов. — Не переедать, не курить, не злоупотреблять алкоголем, быть физически и ментально активными. Эти правила, продлевающие жизнь, должны так же войти в наш распорядок дня, как элементарные правила гигиены — умываться или чистить зубы. А применять геропротекторы нужно прежде всего лицам, входящим в группы повышенного риска, например, при избыточном весе тела, проживании на Севере, сменном характере работы и профессиональных вредностях».
|
Мы расплачиваемся старением за рак
Связь старения и рака довольно хитрая. О ней рассказала Джуди Компизи (Национальная лаборатория Лоуренса Беркли, Баковский институт изучения рака, Беркли, США):
«У старения и рака есть общий элемент — мутации. Но в репродуктивном возрасте работают гены-супрессоры, предохраняющие нас от рака. Они подавляют деление клеток с мутациями, не давая развиться раковой опухоли. Это подарок, но за него мы расплачиваемся в более позднем возрасте тем, что стареем. Клетка с неблагоприятной мутацией может уничтожаться или стать стареющей клеткой. Она не делится, не синтезирует ДНК, она стабильна. Если клетка принимает решение стать стареющей, она спасает нас от рака. Но с возрастом стареющие клетки накапливаются, их накопление — это и есть старение организма. Таким образом, мы полжизни не боимся рака и расплачиваемся за это старением. Накапливающиеся стареющие клетки выделяют цитокины, которые вызывают воспаление. Более того, они могут провоцировать рак в соседних клетках. Можем ли мы вмешаться в процесс? Я оптимист и считаю, что процесс старения можно замедлить».
«Означает ли это, что рак в раннем и позднем возрасте имеет разные механизмы?» — задали вопрос Джуди Кампизи «Детали мира». «Я думаю, что так и есть, — отвечает она. — У раннего и позднего рака разные драй- веры». |
|
Люди стареют — фармкомпании наживаются
Об этом в интервью журналу Nature говорит Дэвид Гемс, из Лаборатории старения C. elegans Института здорового старения Лондонского университетского колледжа, Великобритания: «Существует огромная индустрия антивозрастных терапий, которая основана на обмане и эксплуатирует желание пожилых людей жить долго. В надежде, что обещания сбудутся, люди расстаются с кругленькими суммами. Проблема заключается в том, что нормативно-правовая база, которая должна препятствовать маркетингу надувательских терапий, слишком слаба. Другая сторона проблемы в том, что терапии антистарения не рассматриваются как медицинские терапии, потому что старение не рассматривается как болезнь. Но наилучший способ справиться с этой проблемой — разработать терапии, которые будут реально замедлять старение и улучшать здоровье в более поздней части жизни. Я уверен, что это возможно». |
Определить свой биологический возраст
Статьи разных авторов
Статьи П.Лейман и Л.Лейман
Каталог статей