Третий глаз и наблюдение
«Вот один из вкладов Востока в мировую сокровищницу: понимание, что внутри, между двумя глазами, есть третий глаз, который обычно остается спящим.
Человек должен тяжело работать, чтобы принести вверх, вопреки гравитации, всю свою с е к с у альную энергию, и когда энергия достигает третьего глаза, он открывается. Для этой цели применялись многие методы. Когда он открывается, словно во внезапной вспышке многие вещи, которые никогда не были вам ясны, вдруг становятся ясными.
Когда я подчеркиваю наблюдение, свидетельствование... это самый тонкий метод, чтобы привести третий глаз в действие, потому что наблюдение происходит внутри. Эти два глаза нельзя использовать, они могут смотреть только наружу. Они должны быть закрыты. И когда вы пытаетесь наблюдать внутри, это, безусловно, означает, что внутри есть что-то подобное глазу, который видит. Кто видит ваши мысли? Не эти глаза. Кто видит, что в вас возникает гнев? Это место видения символически называется « третьим глазом.»
Ошо.
Все медитации Ошо
Назад → Медитации (начало раздела)
Свидетельствование
«Эта техника была дана Пифагору, с этой техникой Пифагор вернулся в Грецию. И, фактически, он стал основателем, первоисточником всего мистицизма Запада. Он был отцом всего мистицизма Запада.
Эта техника — один из очень глубоких методов. Попытайтесь ее понять.
Современные научные исследования, физиологические исследования говорят, что между двумя бровями есть некая железа, и это самая таинственная часть тела. Эта железа, называемая шишковидной железой, и есть третий глаз тибетцев — шиванетра: глаз Шивы, глаз тантры. Между двумя глазами есть третий глаз, но обычно он бездействует. Чтобы его открыть, нужно будет что-то сделать. Он не слеп; он просто закрыт. Эта техника открывает третий глаз.
Закройте глаза и сфокусируйте их точно посередине между двумя бровями. Смотрите в эту точку посередине, как смотрите обычно, но с закрытыми глазами. Вложите в это все внимание.
Это один из самых простых методов внимательности. Ни к какой другой части тела нельзя быть внимательным с такой легкостью. Эта железа сильнее всего притягивает внимание. Если вы уделите ей внимание, ваши глаза окажутся загипнотизированными третьим глазом. Они застынут; они не смогут двигаться. Если вы попытаетесь быть внимательными к любой другой части тела, это будет труднее. Третий глаз ловит внимание, впитывает внимание с силой. Он притягивает внимание, как магнит. И этим пользовались все методы всего мира. Это самый простой способ тренировать внимание, потому что не только вы пытаетесь быть внимательными, но и сама железа вам помогает, действует, как магнит. Внимание привлекается к ней с силой. Оно впитывается.
В старых тантрических писаниях говорится, что для третьего глаза внимание — как пища. Он голоден; он был голоден многие жизни. Если вы уделяете ему внимание, он оживает. Он оживает! Ему дали пищу. И когда вы знаете, что внимание — как пища, как только вы знаете, что внимание магнетически притягивается, привлекается, впитывается самой железой, внимание нетрудно. Нужно только знать правильную точку. Просто закройте глаза, пусть оба глаза переместятся точно к середине, и почувствуйте эту точку. Когда вы приближаетесь к этой точке, внезапно глаза застывают. Когда им становится трудно двигаться, вы уловили правильную точку.
Когда внимание сосредоточено между бровями, впервые с вами происходит странное явление. Впервые вы чувствуете, что мысли проходят перед вами; вы становитесь свидетелем. Точно как на экране кинотеатра, мысли движутся, вы смотрите. Как только ваше внимание фокусируется в центре третьего глаза, вы становитесь свидетелем мысли.
Обычно вы не свидетель; вы отождествляете себя с мыслями. Если приходит гнев, вы становитесь гневом. Если движется мысль, вы не свидетель, — вы сливаетесь, отождествляете себя с этой мыслью, движетесь вместе с ней. Вы становитесь этой мыслью; вы принимаете ее форму. Когда приходит с е к с у альность, вы становитесь с е к с у а льностью; когда приходит гнев, вы становитесь гневом; когда приходит жадность, вы становитесь жадностью. Любая движущаяся мысль становится с вами тождественной. Между вами и мыслью нет никакого промежутка.
Но, сфокусировавшись в центре третьего глаза, внезапно вы становитесь свидетелем. Благодаря третьему глазу вы становитесь свидетелем. Благодаря третьему глазу вы можете видеть мысли, как облака, плывущие по небу, или как людей, идущих по улице.
Старайтесь быть свидетелем. Что бы ни происходило, старайтесь быть свидетелем. Вы больны, что-то болит, тело нездорово, вы испытываете несчастье и страдание, что бы то ни было — будьте этому свидетелем. Что бы ни происходило, не отождествляйте себя с этим. Будьте свидетелем — зрителем. Тогда, если становится возможным свидетельствование, вы будете сфокусированы в центре третьего глаза.
Во-вторых, верно и обратное. Если вы сфокусированы в центре третьего глаза, вы становитесь свидетелем. Это не две разные вещи, но две стороны одной и той же. Таким образом, во-первых: благодаря фокусу в центре третьего глаза возникнет свидетельствующее существо. Теперь вы можете столкнуться с собственными мыслями. Это первое. И, во-вторых, теперь вы сможете чувствовать тонкую, деликатную вибрацию дыхания. Теперь вы можете чувствовать форму дыхания, саму эссенцию дыхания.
Сначала попытайтесь понять, что подразумевается под « формой », под « эссенцией » дыхания. Вдыхая, вы вдыхаете не только воздух. Наука говорит, что вы дышите только воздухом — только кислород, водород и другие газы, в сочетании образующие воздух. Ученые говорят, что вы дышите « воздухом »! Но тантра говорит, что воздух — только проводник, не главное. Вы дышите праной — жизненной энергией. Воздух — только ее носитель; прана — содержание. Вы дышите праной, не только воздухом.
Сфокусировавшись в центре третьего глаза, внезапно вы сможете наблюдать саму эссенцию дыхания — не дыхание, но саму эссенцию дыхания, прану. А если вы можете наблюдать эссенцию дыхания, прану, вы оказываетесь в той точке, откуда происходит прыжок, прорыв.»
Ошо.
Все медитации Ошо
Назад → Медитации (начало раздела)