Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

 


























































 

Basteln & Spaß

Naturführer Pilze

Сонник 2012

Здоровье и магия

Мультфильмы





















































Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")



Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 



 

Агрессия ( aggression )

 

А. — сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю.

Агрессия как инстинкт

Убеждение в инстинктивном происхождении А. получило широкое распространение у рядовых американцев. В 1960-х гг. в США были опубликованы три основополагающих труда, в к-рых проводилась эта идея: «Об агрессии» ( On aggression ) Лоренца, «Территориальный императив» ( The territorial imperative ) Ардри и «Голая обезьяна» ( The naked ape ) Морриса. Каждый автор пытался обосновать взгляд на А. как порождение врожденного инстинкта борьбы. Агрессивная энергия, в соответствии с этим взглядом в силу инстинкта вырабатывается у индивида непрерывно и с постоянной скоростью. Со временем энергия накапливается. Чем ее больше, тем слабее раздражитель, необходимый для ее высвобождения в форме агрессивного поведения. Если с момента последнего открытого проявления А. прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв А. происходит спонтанно. Согласно этой т. зр., агрессивная энергия неизбежно накапливается и столь же неизбежно ищет выхода.

Теория инстинкта все же весьма притягательна, хотя и представляет собой смесь аналогий и неопределенных понятий, опирающихся на отрывочные описания и несистематические наблюдения из жизни животных и людей. Она оправдывает безответственность: сам чел. якобы не может повлиять на свое агрессивное поведение, коль скоро энергия накапливается и неизбежно должна найти выход. Теория претендует на универсальность, т. е. с ее помощью пытаются объяснять различные формы и проявления А., не имеющей очевидных причин. Большинство совр. американских ученых сходятся в том, что генетико-физиолог. потенциал А. все же существует, но это не единственный фактор, ответственный за агрессивное поведение.

Агрессия как драйв

Когда научный интерес к поиску предполагаемой инстинктивной основы агрессивного поведения угас, понятие инстинкта было заменено понятием драйва (внутреннего побуждения или влечения). Более двух десятилетий усилия американских ученых концентрировались на попытках объяснить А. на основе той или иной теории драйва.

Большинство исслед., посвященных проверке гипотезы «фрустрация — агрессия» и выведенных из нее утверждений, проходили не слишком гладко. Хотя удалось многое узнать о фрустрации и А., оставались проблемы с точным определением понятий, и потому связь между этими двумя неременными явно носила характер порочного круга. Как отмечает Р. Н. Джонсон, «наличие фрустрации априори предполагало, что следующее за этим поведение, вероятно, должно быть агрессивным, а проявление А. считалось доказательством предшествующей фрустрации». Л. Берковиц и С. Фишбах сконцентрировали внимание на теории драйва, приложив значительные усилия для пересмотра и расширения гипотезы «фрустрация—агрессия». Берковиц высказал предположение, что стимулы, регулярно связываемые с проявлениями А., постепенно приобретают способность вызывать агрессивные действия у спровоцированных индивидуумов. Фрустрация, по его мнению, вызывает гнев, к-рый сам по себе не ведет к открытой А., но создает готовность или установку реагировать агрессивно. Берковиц предположил, что актуальная открытая А. не возникает, если индивидуум не обнаруживает сигналов (или признаков), разрешающих А. Этими сигналами обычно бывают стимулы (люди, места, предметы и т. д.), связанные с текущими или предыдущими источниками гнева.

Агрессия как социальное научение

Американская психология после 1950-х гг. большей частью переключила внимание с недоступных наблюдению, предполагаемых внутренних детерминант поведения на внешние факторы, влияющие на наблюдаемые поведенческие реакции. Поведение людей подверглось широкому изучению с т. зр. вызывающих его стимулов и подкрепляющих последствий.

Теория соц. научения — это смесь когнитивных и стимульно-реактивных концепций в отношении широкого множества разнообразных форм и видов поведения, включая А. Согласно этой теории, процессы, на к-рые возлагается ответственность за А., по существу идентичны процессам, имеющим отношение к освоению, реализации и поддержанию большинства видов открытого поведения. В табл. 1 дан обобщающий перечень этих процессов, к-рые, согласно теории соц. научения, ответственны за первоначальное приобретение индивидуумом форм агрессивного поведения, побуждение к открытым актам А. в данный момент времени и поддержание такого поведения.

 

Таблица 1. Теория социального научения агрессии

 

Приобретение

Побуждение

Поддержание

1. Нейрофизиологические предпосылки

Генетические

Гормональные

Ц.н.с. (например, гипоталамус, лимбическая система)

Физические характеристики

1. Аверсивные события

Фрустрация

Ослабление подкрепления:

- относительная депривация;

- несправедливые тяготы жизни

Словесные угрозы и оскорбления

Физическое насилие

1. Прямое внешнее подкрепление

Осязаемое (материальное)

Социальное (статус, одобрение)

Облегчение аверсивности

Выражение обиды

II . Обсервационное научение

Влияние семьи (напр., жестокое обращение)

Субкультурное влияние (напр., делинквентность)

Символическое моделирование (напр., телевидение)

II . Влияние моделирования

Растормаживание/снятие запретов

Фасилитация

Эмоциональное возбуждение

Сильные раздражители (привлечение внимания)

II . Викарное подкрепление

Наблюдаемое вознаграждение (эффект получения — фасилитации)

Наблюдаемое наказание (эффект избегания — растормаживания)

III . Непосредственный опыт

Военные действия

Подкрепляемые действия

III . Поощряющие стимулы

Инструментальная агрессия

Предвосхищаемые последствия

III . Нейтрализация самообвинений

Моральное оправдание

Успокаивающее сравнение

Эвфемистическое обозначение

Перекладывание ответственности

Распыление ответственности

Дегуманизация жертвы

Обвинение жертвы

Искажение последствий

Прогрессивная десенсибилизация

 

 

IV . Следование предписаниям

V . Влияние бредовых идей

VI . Влияние факторов окружающей среды:

- теснота;

- температура окружающей среды;

- шум;

- физическая обстановка

 

 

 

Теория соц. научения признает, что потенциальная способность конкретного чел. вести себя агрессивно, возможно, возникает из нейрофизиолог. особенностей. Считается, что генетические, гормональные, неврологические и результирующие физ. характеристики индивидуума влияют в совокупности на функциональные или потенциальные возможности выражения А., равно как и на вероятность научения тем или иным специфическим формам А.

Учитывая наличие у чел. нейрофизиолог. функциональных возможностей приобретать и сохранять агрессивные реакции в своем поведенческом репертуаре, Бандура предполагает, что такое приобретение происходит на основе непосредственного или викарного опыта. Открыто агрессивные действия, совершаемые индивидуумом в контексте проб и ошибок или под руководством и с поощрения окружающих, в случае их подкрепления увеличивают вероятность того, что произойдет научение или приобретение А. данным индивидуумом. Бандура рассматривает подкрепляемые действия как особенно значимое событие в научении А. через непосредственный опыт, будь то детская возня, подростковые стычки или военные действия взрослых.

Однако наиболее важную роль в приобретении А. играют викарные процессы. Считается, что такое обсервационное научение происходит в рез-те моделирующих влияний трех типов: семейного, субкультурного и символического. Ребенок — жертва жестокого обращения родителей — агрессивно ведет себя с ровесниками, а став взрослым, избивает собственных детей. Такое поведение м. б. усвоено им от собственных родителей. Субкультурное моделирование можно пояснить на следующем примере: глядя на агрессивное поведение сверстников, подросток начинает вести себя точно так же. Викарное символическое моделирование в процессе просмотра телевизионных передач, чтения газет и комиксов тж служит важным источником выученной А. Важнейшим является тот факт, что такая А. обычно «работает», т. е. позволяет герою добиться своей цели. Поведение агрессивной модели (будь то родитель, сверстник или телегерой) часто подкрепляется. Люди склонны перенимать такое поведение, за к-рое др. получают вознаграждение. Вероятность научения возрастает с обнаружением определенных характеристик модели (напр., воспринимаемой компетентности, высокого статуса, а тж одного с наблюдателем возраста, пола и расы), демонстрируемого моделью поведения (напр., ясности, повторяемости, трудности, детальности, принятию и воспроизведению др. моделями) и наблюдателя (напр., сходства с моделью, дружеского расположения к модели, указаний воспроизвести поведение модели и, что самое важное, вознаграждения за подражание).

Подводя итог нашему обсуждению, можно сказать, что из трех существующих в США подходов к пониманию истоков и природы агрессивного поведения теория А. как инстинкта всегда оставалась в стороне от эмпирически обоснованного и общественно полезного осмысления А. и способов ее контроля. Теория А. как драйва тж оказалась неадекватной во мн. частностях, но выполняла и продолжает выполнять важную эвристическую функцию через те эмпирические и теорет. исслед., к-рым она дала начало. На сегодняшний день, по нашему мнению, наиболее обоснованные теоретически и подкрепленные эмпирически, а тж полезные с практ. т. зр. представления об А. дает теория соц. научения. Эта теория, как и подобает хорошим научным теориям, представляет собой проверяемую, логически непротиворечивую систему конструктов, обоснованность к-рых получает все большее эмпирическое подтверждение.

Побуждение

Если чел. уже научился поступать агрессивно — и знает, когда, где, в отношении кого это можно делать, — то чем определяется, будет ли он в действительности совершать агрессивные поступки? Согласно теории соц. научения, действительное агрессивное поведение зависит от множества факторов.

Побудить чел. к А. могут аверсивные события. Одним из таких аверсивных стимулов, как и в теории драйва, считается фрустрация. Но, в отличие от теории драйва, теория соц. научения рассматривает фрустрацию только как один из целого ряда аверсивных стимулов, причем имеющий, помимо А., несколько равновозможных последствий, таких как регрессия, уход, зависимость, психосоматизация, снятие напряжения с помощью наркотиков и алкоголя и, наконец, конструктивное решение проблем. Вызывающее неприязнь ослабление подкрепления — второй предполагаемый класс аверсивных побудителей к А. Комментаторы случаев коллективной А. указали на этот провоцирующий стимул (особенно когда он проявляется в форме воспринимаемого людьми лишения (депривации) по сравнению с др. или воспринимаемых ими тягот жизни как несправедливых, а вовсе не тягот и лишений в абсолютном смысле) как на главную причину насилия толпы, бунтов и т. п. Словесные угрозы и оскорбления, а тж физ. насилие служат дополнительными, однако чрезвычайно сильными аверсивными побудителями А. Точ показал, что словесные оскорбления особенно часто вызывают агрессивную реакцию в виде применения физ. силы, если несут угрозу репутации, мужскому достоинству и публичному унижению. Вероятность применения силы в ответ на оскорбление действием особенно велика, когда трудно избежать столкновения и когда провоцирующие действия носят серьезный и частый характер.

Поскольку новые образцы агрессивного поведения приобретаются гл. обр. через подражание моделям, эти же модели могут служить в качестве значимых побудителей к открытой А. Если мы наблюдаем за др. чел. (моделью), к-рый ведет себя агрессивно и не бывает за это наказан, такое наблюдение может вызвать растормаживающий эффект. За счет процесса, сходного с викарным угашением страха, такое растормаживание может привести к проявлению наблюдателем открытой А. Если же модель вознаграждается за проявление А., может возникнуть эффект реакции фасилитации. Отныне поведение модели служит побуждающим стимулом к сравнимому поведению. Наблюдение за проявлениями А. часто вызывает у наблюдателя эмоциональное возбуждение. Накоплено достаточно фактов, позволяющих утверждать, что эмоциональное возбуждение облегчает появление агрессивного поведения, особенно у лиц, для к-рых такой способ реагирования стал привычным и не вызывает напряжения.

Поощряющие стимулы. С. Фишбах и др. исследователи различают гневную А. и инструментальную А. В первом случае ставится задача причинить страдания др. человеку, во втором — получение поощрения. Поощряющие к А. стимулы имеют отношение ко второму виду А.

А. очень часто приносит дивиденды, а А. с целью получения поощрения позволяет агрессору получить высоко ценимое в об-ве (модное, дорогое и т. д.) вознаграждение. И именно в этом заключено одно из препятствий — возможно, существенное — к успешному, широкому контролю агрессивного поведения.

Следование предписаниям. Один чел. может проявить А. в отношении др., исполняя приказ. Послушание воспитывается и дифференцированно вознаграждается семьей и школой на протяжении детства и отрочества-юности, а затем — мн. общественными ин-тами на протяжении всей взрослой жизни (на работе, на военной службе и т. д.).

Иррациональные убеждения, внутренние голоса, параноидная подозрительность, идеи о божественных посланиях, мания величия — все это может выступать в качестве побудительных стимулов к А. Она может выступать как субъективно воспринимаемое средство самозащиты, воплощения идей мессианства, проявления героизма и т. д. Роль бредовых идей как провоцирующего А. фактора не следует преуменьшать, хотя частота этой формы побуждения обычно сильно завышается.

Влияние факторов окружающей среды. В последнее время психологи стали проявлять все больший интерес к влиянию внешних событий на поведение человека, образовалась даже особая подобласть энвайронментальной психологии, посвященная глубокому изучению средовых событий как побудителей к А. Были исследованы такие факторы, как теснота, температура, шум и др. характеристики окружающей среды. Будет ли агрессивное поведение действительно вызываться стесненными условиями, жаркими днями и ночами, высоким уровнем шума и др. аналогичными факторами, по всей вероятности, каким-то сложным образом зависит от физ. интенсивности этих средовых характеристик, их персонологических атрибутов, уровня вызываемого ими эмоционального возбуждения, а тж взаимодействия этих факторов, внешних ограничений и др. соображений.

Поддержание

На агрессивное поведение влияют внешние вознаграждения, к-рые оно приносит. Такие вознаграждения м. б. материальными или соц., а могут заключаться в ослаблении аверсивного воздействия. Не исключено, что вознаграждением агрессору м. б. видимые проявления страданий жертвы А.

В поддержании А. большое значение имеют викарные процессы. Поддерживающий А. эффект наблюдения за вознаграждением агрессора, по мнению Бандуры, возникает благодаря: а) информ. функции наблюдения; б) его мотивационной функции; в) его растормаживающего действия, когда наблюдатель видит, что др. избегают наказания за свое агрессивное поведение.

Теория соц. научения предполагает, что люди регулируют свое поведение, опираясь тж на собственные выводы, касающиеся его последствий. Так, большинству известно, что агрессивное поведение заслуживает порицания, поэтому они говорят или думают про себя плохо после агрессивных проявлений. Есть и такие, кто полагает, что агрессивные поступки доказывают их мужественность и позволяют гордиться собой. Такие люди обычно настроены воинственно, а агрессивные поступки повышают их самооценку.

Предсказание агрессии

Профилактика агрессивных проявлений была бы более эффективной, если бы мы могли точно знать, кто, когда и при каких обстоятельствах склонен к А. К сожалению, высокой точности предсказаний достичь весьма трудно. Благодаря широким исследовательским данным удалось установить, что преступное агрессивное поведение устойчиво коррелирует с такими демографическими и родственными переменными, как прошлое криминальное поведение, возраст, пол, (национальное) происхождение, социоэкономический статус, злоупотреблением алкоголем и опиатами. Однако такие актуарные вероятности имеют ограниченную ценность для предсказания открытой А. у конкретного чел. или конкретной группы лиц.

В своей работе «Клинический прогноз насильственного поведения» ( The clinical prediction of violent behavior ) Монахан дал критический обзор рез-тов 5 крупных исслед., целью к-рых была оценка полезности психол. тестов и данных интервью для предсказания А. Рез-ты этих попыток прогнозирования сведены в табл. 2.

 

Таблица 2. Исследования валидности клинического прогноза насильственного поведения

Исследования

Правильные положительные прогнозы, %

Ошибки типа «ложная тревога», %

Правильные отрицательные прогнозы, %

Ошибки типа «пропуск цели», %

Число предсказанных случаев совершения насилия

Число предсказанных случаев несовершения насилия

Продолжительность последующего наблюдения, годы

Kozol et al ., (1972)

34,7

65,3

92,0

8,0

49

386

5

Steadman & Cocozza (1974)

20,0

80,0

967

4

Cocozza & Steadman (1976)

14,0

86,0

84,0

16,0

154

103

3

Steadman (1977)

41,3

58,7

68,8

31,2

46

106

3

Thornberry & Jacoby (1979)

14,0

86,0

438

4

 

 

Из табл. 2 видно, что клинический прогноз А. у взрослых приводит к обескураживающему количеству ошибок. Во всех 5 исслед. особенно много ошибок типа «ложная тревога», т. е. когда мн. люди, к-рые, по прогнозам, должны были совершить агрессивные действия, за период последующего наблюдения этого не сделали. Монахан заключает: «"Лучшее" из имеющихся на настоящий момент клинических исслед. показывает, что точность психиатров и психологов не превышает одного из трех предсказаний насильственного поведения за период в несколько лет».

Контроль агрессии

Обучение релаксации, имеющее ист. корни в методиках прежних лет, предложенных еще Джекобсоном, чрезвычайно популярно в совр. терапевтической практике, особенно в качестве компонента процедур систематической десенсибилизации. Его эффективность получила эмпирическое подтверждение в широкой серии исслед. Это действенное средство ослабления состояний напряжения и возбуждения, к-рые обычно считаются предвестниками открытой А.

Обучение самоконтролю как подход к контролю гнева и А. имеет неск. форм, главная из к-рых заключается в том, чтобы приучить клиента заниматься процедурой, наз. разными специалистами по-разному: рациональным реструктурированием, когнитивным самоинструктированием или прививкой от стресса. Основная идея тренинга — обучить чел. давать себе вербальные инструкции, помогающие реагировать на чувство гнева и возбуждения более обдуманно (рефлексивно) и менее агрессивно. Эффективность такого вмешательства, контролирующего А., убедительно доказана, и оно становится все более популярным.

Тренинг коммуникативных умений использует техники работы в диадах, чтобы обучать конкретным образцам конструктивного коммуникативного поведения. Особое внимание уделяется подходам к разрешению конфликтов путем переговоров. Обучение ведению переговоров проводится после освоения клиентами общих навыков коммуникации. Наконец, чтобы максимизировать вероятность того, что достигнутые в ходе переговоров и направленные на разрешение конфликта соглашения будут соблюдаться конфликтующими сторонами в реальной жизни, участников конфликта учат составлять и выполнять письменные соглашения, наз. поведенческими контрактами. По всей видимости, эта обычно сочетаемая триада вмешательств является особенно перспективным подходом к контролю А. и обусловленному им ослаблению межличностного конфликта.

Ситуационное управление, или использование вознаграждений и нефиз. наказаний, имеет самую долгую исследовательскую историю обсуждаемых здесь вмешательств. Ситуационное управление — это крайне действенное вмешательство, обеспечивающее контроль А., особенно в тех приложениях, к-рые сочетают вознаграждения для усиления конструктивного или просоциального поведения.

Психотер. оказалась не слишком эффективной в плане контроля А. Психотерапевтические приложения, чувствительные к специфическим особенностям пациента, таким как подверженность агрессивных подростков влиянию группы сверстников, оказались более эффективными в снижении А. Инструктивные терапии, обычно заимствующие специфические процедуры из теории соц. научения, довольно устойчиво демонстрируют свою эффективность в отношении изменения поведения.

Вмешательства на уровне малых групп. Тренинг психол. навыков использует ряд психопедагогических процедур с целью обучения навыкам совладания с А. Обучающие процедуры обычно включают моделирование, отработку поведения и обратную связь о практ. применении полученных навыков. Эффективность улучшения навыков с помощью этого вида вмешательства получила широкое и надежное подтверждение.

Воспитание характера — в его совр. варианте, представленном Программой воспитания характера ( Character Education Curriculum ) , — реализуется в виде полного цикла занятий, посвященных чертам просоциального характера. Программа рассчитана преимущественно на учащихся начальных классов.

Прояснение ценностей нацелено на повышение привлекательности просоциальных ценностей без излишнего догматизма и опирается на довольно разнородные допущения и методики. Цель — помочь учащимся сформировать, прояснить и применить в жизни свои ценности путем свободного и вдумчивого выбора среди различных альтернатив. Получены предварительные эмпирические данные, частично подтверждающие эффективность прояснения ценностей для ослабления деструктивных аттитюдов и поведения и усиления конструктивных альтернатив.

Моральное просвещение, подробно описанное в работах Колберга, — это, пожалуй, особенно действенный вид вмешательства на уровне малых групп с целью обучения просоциальным альтернативам А.

См. также Средовой стресс, Расстройства личности, Просоциальное поведение, Самоконтроль, Вспышки раздражения, Насилие

А. П. Голдстейн

 

Агропсихология ( agricultural psychology )

 

В отличие от др. соц. наук, в ходе развития к-рых сформировался круг определенных интересов и/или приложений к сельскому хозяйству, психол. сравнительно мало касалась аграрных или сельских проблем. Поэтому не возникло какого-либо психол. аналога таким специальностям соц. науки, как социол. деревни, фермерский маркетинг, экономика сельского хозяйства и география сельских районов. И все же психология и сельскохозяйственные проблемы пересекались в нескольких областях, в числе которых: а) изучение задач фермерской деятельности и фермерских умений, б) анализ экспертных оценок в сельском хозяйстве, в) анализ управленческих решений фермеров и г) смежные области.

Фермерские умения

Традиционно считалось, что фермерские работники должны обладать широким диапазоном ручных и технических умений, и психол. занимались изучением этого вопроса. Например, Р. Томлинсон указал на то, что фермеры, занимающиеся молочным животноводством, должны быть специалистами в решении не менее девяти различных задач, варьирующих от управления доильными аппаратами до оценки состояния здоровья коров. Иначе говоря, традиционный фермерский работник являлся на все руки мастером с общими умениями в разнообразных областях.

Однако с ростом механизации ферм и фермерского оборудования произошла качественная переоценка: на смену потребности в широком наборе общих способностей пришла потребность в более специализированных способностях.

Тенденция к замене небольших семейных ферм крупными корпоративными фермерскими хозяйствами обусловила увеличение потребности в фермерах с оценочными и управленческими способностями и снижение потребности в ручных/технических способностях. Соответственно исследователи поведения обратились к анализу когн. умений, необходимых фермерам для экспертных оценок и управленческих решений.

Оценки в сельском хозяйстве

По-видимому, самый первый анализ экспертных суждений был проведен в 1917 г. Д. Хьюзом, который заметил, что зерно, получавшее максимальные оценки экспертов, не всегда давало наибольший урожай с определенной площади посева. Впоследствии Генри Уоллес — будущий вице-президент при Франклине Рузвельте — подверг повторному более широкому анализу собранные Хьюзом данные и сообщил, что, несмотря на существование довольно высокой согласованности в оценках зерна, последние лишь незначительно коррелировали с урожайностью.

Трамбо, Адамс, Милнер и Шиппер предложили лицензированным контролерам качества зерна оценить его образцы. Почти одна треть образцов получила неверные оценки, а при повторной оценке более чем одна треть образцов получила иные оценки, чем в первый раз. Наконец, эти исслед. обнаружили, что с увеличением опыта оценки экспертов становились более уверенными, но не более точными; напротив, более опытные эксперты имели тенденцию к переоценке (т. е. к инфляции оценки).

Сходный анализ оценок почвы, который провели Шанто и Гейт, выявил величины валидности и надежности в районе 50%. По их данным, одним из источников ошибок являлась интерференция, вызванная присутствием нехарактерных веществ в этих почвах. В последующих исследованиях Гейт и Шанто попытались снизить эту интерференцию. Они обнаружили, что обучение не только снижало влияние на оценки почвы содержания в ней нехарактерных веществ, но также увеличивало точность оценок.

Несколько психол. исслед. были посвящены экспертным оценкам в области животноводства. Фелпс и Шанто обнаружили, что эксперты не только использовали почти всю предоставленную им информ., но и делали это надежным образом. Гейт и Шанто сравнили шесть групп экспертов в области животноводства, различавшихся по опыту и образованию и сделали три основных вывода: а) опытные эксперты могли извлекать больше информ. и использовать ее более сложными способами; б) опытные эксперты имели тенденцию оценивать каждый случай отдельным образом, тогда как менее опытные эксперты чаще использовали одну и ту же стратегию во всех случаях; в) опытные эксперты давали более надежные оценки в сравнении с менее опытными.

Управление фермой

Довольно много исслед. было посвящено решениям, необходимым для управления фермой. Большая часть этой работы была связана с выявлением оптимальных способов принятия таких решений. Однако определенное внимание уделялось и тому, как изменить ситуации принятия решений с учетом психол. ограничений и способностей фермеров. Например, Раджала и Сейдж рассмотрели различные методы, призванные помочь фермерам принимать более эффективные решения.

Проводились тж исслед. с целью определения факторов, используемых фермерами в принятии различных маркетинговых решений. Фоксолл сообщил, что решения фермеров в отношении рыночной конъюнктуры сходны со стратегиями, используемыми промышленными производителями. В частности, фермеры во многом опираются на прошлый опыт и в значительно меньшей степени — на чужое мнение и другие межличностные факторы.

Психол. анализ оказался, в частности, полезным при разработке более совершенных методов оценки и управления качеством продовольственных товаров. На основе таких исслед. был разработан более совершенный инструмент для оценки молочных продуктов.

Смежные области

Несмотря на то что агропсихология не рассматривается в качестве отдельной области психол., в последней тем не менее имеется широкое разнообразие приложений поведенческих исслед. применительно к условиям сельскохозяйственной деятельности.

См. также Прикладные исследования, Экспериментальные планы, Полевые эксперименты, Принятие управленческих решений, Поведение растений

Ж. Шанто

 

       

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

     Нравится

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 

























































Это может пригодится!



Basteln & Spaß

Naturführer Pilze

Сонник 2012

Здоровье и магия

Мультфильмы















































































































































 

Basteln & Spaß

Naturführer Pilze

Сонник 2012

Здоровье и магия

Мультфильмы

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

Статьи

Все техники и практики

Вопросы и ответы 

Музыка для медитаций и расслабления

Медитации Ошо

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

Психология 100 Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100 Психология 100 Твоя Йога LightRay