Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.
|
||
Психологическая энциклопедия |
||
Доска бесплатных объявлений. Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!
Наш форум – самый полезный эзотерический форум. Интересно и познавательно. Зайди, задай вопрос или поделись своим мнением! Для нас всё важно.
|
Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах (Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
Промышленная психология (industrial psychology)
Отрасль
психологии, занимающаяся научным изучением поведения людей на рабочих местах
и/или применением психол. знаний на производстве, называется П. п. Эта сфера
крайне нуждается и в расширении базы знаний о том, как люди ведут себя во
время работы и каковы причины их поведения, и в применении накопленных нами
знаний о челов. поведении для более полного удовлетворения потребностей
наемных работников и работодателей. П. п. представляет собой объединение двух
областей знания внутри психологии. Первая из них — изучение индивидуальных
различий. Психологи, добившиеся определенных успехов в понимании челов.
способностей, применили эти знания на производстве и сконцентрировались на
изучении соответствия между требованиями работы и индивидуальными навыками и
способностями. Вторая составляющая П. п. область знания зародилась в рамках
соц.-психол. традиции теории поля, лучшим выразителем к-рой был Курт Левин, и
имеет отношение к аттитюдам и поведению людей в соц. окружении,
представленном в данном случае межличностными отношениями в производственном
коллективе.
Профотбор и расстановка
кадров
Одна
из наиболее важных областей деятельности промышленных психологов — это отбор
людей для исполнения различных рабочих ролей в орг-ции и расстановка принятых
на работу сотрудников т. о., чтобы люди соотв. занимаемым ими должностям.
Согласно Ли Кронбаху и Голдину Глезеру отбор имеет место тогда, когда
претендентов больше, чем вакантных должностей; поэтому в числе прочих решений
необходимо принять решение о том, кого из претендентов не следует принимать
на работу; расстановка, или подбор, имеет место в тех случаях, когда
количество людей равно количеству должностей, на к-рые их собираются
назначить.
Профессиографический
анализ. Профессиографическим анализом называют изучение требований работы.
Сюда входит, во-первых, описание обязанностей и области ответственности лица,
занимающего данную должность. Профессиографический анализ не сводится к
простому описанию работы, но предполагает выделение характеристик чел.,
необходимых для успешного выполнения работы.
Значение
профессиографического анализа работы трудно переоценить. Перед тем как
предпринимать к.-л. попытки профотбора или расстановки кадров, совершенно
необходимо понять сущность работы. Для того чтобы принятые орг-циями
отборочные решения были обоснованными, надо продемонстрировать, что проведен
соотв. анализ работы. Профессиографический анализ необходим тж для разраб.
систем оплаты труда и руководства программами профессионального роста и
обучения.
Тестирование персонала. После оценки
характеристик работы необходимо оценить качества людей, чтобы назначить на
должности тех, кто наилучшим образом подходит для этого. Промышленный
психолог должен выбрать для оценки связанных с работой индивидуальных
характеристик такие методы, к-рые: а) пригодны для оцениваемых характеристик;
б) обладают приемлемыми психометрическими свойствами надежности и валидности.
Поскольку лучшими средствами достижения этих двух целей часто оказываются
стандартизованные тесты умений, способностей, склонностей и/или интересов,
промышленный психолог должен обладать широкими знаниями об имеющихся
стандартизованных тестах и о том, как разраб. и оцениваются тесты.
Промышленный
психолог несет профессиональную, этическую и юридич. ответственность за
разраб. оценочных процедур, к-рые в идеале должны быть надежными, валидными,
и не давать оснований для дискриминации к.-л. групп.
Разработка критерия. После того как
сотрудники приступили к работе, необходимо разраб. способы оценки
результативности (или производительности) их труда. Эта задача заключает в
себе классическую проблему критерия, к-рой промышленные психологи уделили
немало внимания. Чтобы разраб. критерий, необходимо сначала идентифицировать
те трудовые действия или рез-ты, к-рые релевантны эффективному выполнению работы/
роли, а затем найти способы валидной и надежной оценки идентифицированных
параметров. Критерии часто осн. на рейтингах (ранговых оценках) работников,
полученных от тех, кто имеет возможность наблюдать за их поведением.
Получаемые таким способом рейтинги составляют то, что назвали системами
оценки деятельности (performance appraisal).
Валидизация.
На последнем этапе
процесса отбора и расстановки кадров необходимо оценить, насколько
индивидуальные характеристики, использованные для отбора сотрудников, связаны
с результативностью (производительностью) труда этих сотрудников. Этот
сложный процесс называют процессом валидизации, или исслед. валидности.
Оценка деятельности
Суждения
об эффективности выполнения работы сотрудником часто приходится осн. на субъективных
оценках, полученных от др. лиц. Хотя такие суждения м. б. высказаны мн.
людьми, работающими в данной орг-ции, обычно оценку деятельности сотрудников
проводят их непосредственные начальники. Эти оценки выполняют множество
функций. Оценки деятельности могут использоваться в качестве критериев для
валидизации систем профотбора. Их тж используют для принятия решений о
повышении зарплаты, продвижении по службе и участии в программах обучения,
при консультировании сотрудников по вопросам, касающимся исполнения ими
данной должности или долгосрочных профессиональных целей. В больших орг-циях,
где невозможно личное знакомство всех сотрудников друг с другом, такие
системы необходимы для принятия обоснованных решений.
От
промышленного психолога создание подобной системы требует разраб. таких
рейтинговых шкал и процедур их использования, к-рые позволяли бы получать по
возможности объективные и точные оценки сотрудников. При решении этой задачи
он, как правило, сталкивается со сложными проблемами конструирования шкал и
разраб. политики проведения оценок.
Промышленные
психологи затратили много усилий на разраб. валидных рейтинговых шкал,
стремясь минимизировать типичные ошибки, возникающие при таком способе
оценивания. В этой области достигнут существенный прогресс. Вероятно,
важнейшим достижением является анализ критических случаев: конкретных
описаний важных профессиональных действий работников, занимающих определенные
должности, составленных с их слов.
Обучение
Если
сотрудники или потенциальные сотрудники не обладают знаниями, умениями или
способностями, необходимыми для выполнения своей работы, то иногда вместо
стратегии отбора сотрудников выбирается стратегия их обучения с целью
приобретения этих качеств. Промышленные психологи участвуют во всех четырех
осн. этапах программы обучения. На первом этапе проводится анализ
потребностей, т. е. рассматриваются текущие и ожидаемые в ближайшем будущем
требования к сотрудникам орг-ции, а затем проводится проверка фактического
соответствия рабочей силы текущим и будущим требованиям. При этом
рассматриваются не только работающие на данный момент сотрудники, но тж
оцениваются потери персонала (уход сотрудников на пенсию, др. формы текучести
кадров, к-рая ожидается в течение рассматриваемого периода). После завершения
анализа потребностей промышленный психолог планирует программы обучения,
необходимого для удовлетворения этих потребностей. Это уже второй этап, на
к-ром психолог применяет имеющиеся знания о научении и информ. о методах
обучения, чтобы наилучшим образом обеспечить приобретение необходимых знаний
и умений. Третий этап процесса обучения — это фактическое обучение.
Промышленные психологи часто принимают участие в проведении учебных занятий.
Наконец, необходимо оценить эффективность обучения. Промышленные психологи
должны стараться по мере возможности включать в программы обучения процедуры
оценки их эффективности.
Мотивация труда
Эрнест
Дж. Мак-Кормик и Дэниел Р. Илген отмечают, что промышленный психолог имеет
дело с мотивацией на трех различных уровнях. Во-первых, он должен обладать
глубокими знаниями о челов. мотивации вообще.
На
втором, более тесно связанном с работой, уровне промышленный психолог
применяет, по меньшей мере, 4 осн. процедуры управления мотивацией: системы
стимуляции, постановку целей, участие в принятии решений и проектирование
трудовой деятельности. Чтобы разраб. систему стимуляции, необходимо связать
обладающие ценностью вознаграждения с теми видами поведения, к-рые
работодатель хочет стимулировать. Для эффективного использования стимулов
необходимо точно знать, что именно ценят сотрудники, и вероятность изменений
в поведении при установлении (в процессе работы) высоко оцененных
сотрудниками стимулов. Кроме того, следует учитывать относительную рыночную
стоимость стимулов.
Постановка
целей предполагает учреждение стандартов выполнения работы и установление
обратной связи в отношении этих стандартов.
Участие
в принятии решений осн. на предположении о том, что сотрудники хотят
оказывать большее влияние на происходящее у них на работе. Промышленные психологи
часто пытались сделать участие в принятии решений неотъемлемой частью
программ обучения менеджеров и руководящих работников, систем оценки
деятельности и др. процессов, имеющих место в условиях производства.
Успешность этих процедур носит переменный характер и во многом зависит от
того, какова главная цель — повышение производительности труда или
удовлетворенности сотрудников.
Наконец,
непосредственно на рабочем месте промышленные психологи пытаются повлиять на
мотивацию сотрудников через проектирование деятельности. В этом случае
ставится цель спроектировать работу т. о., чтобы выполняющие ее сотрудники
пришли к убеждению: они смогут лучше всего удовлетворить свои потребности,
если их поведение будет соответствовать целям орг-ции. Завершающим этапом
разраб. систем управления мотивацией сотрудников является адаптация общих
стратегий повышения мотивации к особенностям конкретной организации.
Удовлетворенность работой
Промышленные
психологи потратили много усилий на оценку трудовых аттитюдов. В частности,
значительный интерес вызывает оценка удовлетворенности сотрудников своей
работой. Большинство ранних исслед. в этой области побуждалось простым
предположением: чем больше люди удовлетворены своей работой, тем продуктивнее
они работают. Мн. попытки доказательства истинности этого предположения
оказались неудачными, и в более поздних работах в качестве конечного рез-та
подчеркивается ценность удовлетворенности работников. Кроме того, информация
об удовлетворенности сотрудников имеет большой диагностический потенциал для
орг-ции.
Были
разраб. две категории шкал удовлетворенности работой: специализированные
шкалы, создаваемые для конкретной орг-ции, и стандартизованные шкалы,
опробованные и валидизированные в различных орг-циях. Последние обладают тем
преимуществом, что доказана их высокая надежность и валидность; кроме того,
по ним имеются нормативные данные, с к-рыми можно сравнивать реакции любой
конкретной группы работников. Наиболее популярны две стандартизованные шкалы:
Описательный индекс работы (Job Descriptive Index) и
Миннесотский вопросник удовлетворенности (Minnesota Satisfaction Questionnaire).
Средства
измерения удовлетворенности работой, по-видимому, наиболее полезны, если они
являются частью регулярно проводимых через определенные промежутки времени
опросов сотрудников одной и той же орг-ции с целью изучения их мнений и
отношений к условиям труда. Если опросы повторять систематически, они могут
служить отличным средством обеспечения регулярной обратной связи с
сотрудниками для выявления тенденций в изменениях их аттитюдов и для
информирования начальников о том, что чувствуют и думают их подчиненные.
Проектирование трудовой
деятельности
В
частности, работы должны быть спроектированы т. о., чтобы соответствовать как
способностям людей, занимающим определенные должности, так и их мотивации.
Поэтому промышленные психологи склонны выбирать один из двух осн. подходов к
проектированию трудовой деятельности. Первый подход — мотивационный. В
последнее время в области мотивации большое значение придается изменению
работ т. о., чтобы они позволяли работникам лучше контролировать рез-ты
своего труда, повышали автономность, улучшали обратную связь и давали
возможность увлечься своей работой. Такая т. зр. лежит в основе области
деятельности, называемой обогащением содержания работы (job enrichment).
Второй
подход сконцентрирован на индивидуальных способностях и сводится к
проектированию рабочих заданий в разных видах профессиональной деятельности
т. о., чтобы они как можно точнее соответствовали способностям людей,
занимающимся этими видами деятельности. Эта область называется инженерией
челов. факторов, или эргономикой. Прикладная дисциплина под названием
«человеческие факторы» испытала на себе сильное влияние исслед. способностей
людей к обработке информации и возможностей
технических устройств с т. зр. взаимодействия между людьми и компьютерами, а
тж технических достижений в области робототехники.
См.
также Изучение мнений и отношений
персонала к условиям труда, Человеческие факторы, Профессиографический
анализ, Моральный дух в организациях, Оценка персонала
Д. Р. Илген
Промышленный клинический
психолог (occupational clinical
psychologist)
Специалист,
занимающийся проблемами психол. адапт. людей на рабочем месте, это психолог,
к-рый, выступая в роли внешнего консультанта или штатного специалиста,
адресуется к благополучию работников и орг-ции через программы и услуги,
предоставляемые за счет спонсора, такого как работодатель или профсоюз.
П. к.
п., как правило, обладает докторской степенью, полученной в результате
выполнения аккредитованной программы, необходимым стажем практ. работы с
занятым населением под руководством опытного специалиста в специализирующемся
на проблемах психич. здоровья учреждении, и отвечает лицензионным
требованиям, предъявляемым законодательством штата. Квалифицированный в
применении психол. принципов в работе с проблемами психич. здоровья как
работников, так и работодателей, этот психолог прошел обучение методам диагностики
и оценки; методам консультирования и психотер., особенно ее кратким формам;
кризисному вмешательству; работе со стрессом; управленческому и
организационному консультированию; методам укрепления трудовой дисциплины, а
тж разраб. и оценке соотв. программ. Такие профессионалы должны обладать
практ. знанием федеральных, штатных и муниципальных регулирующих норм и
правил, законов о тестировании и неприкосновенности частной жизни, а тж
разделов законодательства, касающихся труда женщин, представителей этнических
меньшинств и пожилых лиц.
См.
также Производственные консультанты,
Промышленная клиническая психология
X. В. Шмиц
Пропаганда (propaganda)
П. —
это продвижение позиции или идеи в манере, отражающей попытки скорее навязать,
чем дать о ней сбалансированное общее представление. П. можно
противопоставить образованию, целью к-рого является передача знаний.
Первая
попытка систематического анализа П. времен войны была предпринята Г. Д.
Лассуэллом. Он исследовал успехи каждой из воюющих сторон в достижении
четырех целей: а) деморализации врага; б) усилении ненависти к врагу; в)
поддержании дружественных отношений с нейтральными государствами и г)
возможности достижения сотрудничества с нейтральными государствами.
В
др. странах термин «П.» использовался совершенно открыто и без сопутствующего
негативного оценочного оттенка. Так, печально известный Й. Геббельс был
рейхминистром народного образования и П. в гитлеровской Германии. США обычно
называли свои агентства, к-рые выполняли сходные функции, «информационными»
агентствами и агентствами «связи». В США термин П. приобрел негативный
оценочный оттенок с 1930-х гг., когда он стал ассоциироваться с усилиями
Германии и Италии добиться благоприятного отношения к новому политическому
устройству своих государств.
В
военной П., имеющей своей целью подорвать моральный дух врага, целью яв-ся
потенциально колеблющийся человек, к-рый еще продолжает сражаться, но уже
утратил боевой энтузиазм. Нереалистично ожидать, что такие люди бросят оружие
и сдадутся в плен на основе одной лишь П., однако их можно подтолкнуть к
тому, чтобы позволить взять себя в плен при соотв. стечении обстоятельств.
Один
из путей изучения П. включает в себя анализ апелляций к страху в процессе
убеждения. Исследуемыми зависимыми переменными при этом являлись такие
последствия как намерение использовать ремни безопасности и получать соотв.
инъекции для профилактики заболевания. Несмотря на отсутствие полной
согласованности в результатах, установлена общая тенденция к положительной
связи между интенсивностью побуждения страхом и степенью изменения аттитюда в
результате П.
Возможно,
что подверженность влиянию или убеждению средствами П. и др. убеждающих
коммуникаций относится к классу общих черт, однако исслед. этой темы привели
лишь к весьма скромным успехам в идентификации ее коррелятов. П. оказывается
наиболее эффективной в работе с людьми, к-рые уже благоприятно настроены в
отношении продвигаемых ею взглядов. Если они не настроены благоприятно, они
могут избегать ее воздействия (не слушать передачи, не обращать внимания на
плакаты и т. д.). Если они не настроены благоприятно, но все же подвергаются
ее воздействию, они могут не воспринимать данное сообщение, не относя его к
себе или искажая его смысловую структуру. По этой причине, пропагандистские
усилия могут начинаться с предварительной подготовки аудиторий к восприятию
сообщения и благоприятному к нему отношению. Этот процесс подразумевает
апелляции к важности рассматриваемого вопроса.
Маркетинг
товаров или услуг, связи с общественностью и рекламная деятельность
представляют собой одну из форм П., т. к. они зачастую заинтересованы не в
доведении до потребителей всей истины, а в выборочном дозировании информ. с
целью стимулирования роста продаж.
См.
также Аттитюды, Теория коммуникации,
Убеждающие коммуникации, Социальное влияние
Ч. Виник
Просоциальное поведение (prosocial behavior)
П.
п. состоит из реакций, к-рые не влекут за собой очевидных выгод для
респондента, но выгодны реципиенту. В качестве гипотетических детерминант П.
п. предлагались как внутренние, так и внешние механизмы. По мере взросления и
развития индивидуумы совершенствуют свое понимание, лучше предвидят
последствия своих действий и поступков и научаются ориентироваться и
поступать на основе общих нравственных принципов. При акценте на внешних
факторах внимание исследователей сосредоточивалось на ситуационных
детерминантах П. п. Два осн. теорет. подхода к пониманию П. п. подчеркивали
важность ситуации или окружения: попытки объяснить, исходя из теории подкрепления,
почему люди иногда оказывают помощь др., и когнитивный анализ способа влияния
на поведение восприятий и оценочных суждений. С т. зр. нек-рых представителей
теории научения, просоциальные реакции возникают потому, что они
вознаграждались в прошлом. Наряду с прошлым опытом, на индивидуумов тж влияют
их ожидания в отношении будущих вознаграждений или наказаний.
Обнаружено,
что к факторам, влияющим на П. п., относятся такие внешние детерминанты, как
присутствие случайных свидетелей. Присутствие более чем одного свидетеля в
чрезвычайной ситуации приводит к сдерживанию реакций со стороны каждого
присутствующего человека. Такое подавление свидетелем своих реакций,
по-видимому, является следствием неопределенности отношения присутствующих к
самой ситуации. Люди реагируют в меньшей степени, когда обстоятельства
оказываются неопределенными, когда они оказываются в незнакомой обстановке и
когда они испытывают неуверенность в отношении поведенческих норм в условиях
конкретного окружения.
Внутренние
факторы, влияющие на П. п., включают такие переменные как настроение чел.
Вероятность помогающего поведения возрастает, когда индивидуумы находятся в
хорошем настроении. П. п. тж варьирует как функция от относительного баланса
воспринимаемых затрат и вознаграждений.
См.
также Альтруизм, Вмешательство
случайных свидетелей, Сотрудничество/соперничество, Развитие социального
поведения людей, Исследование социального климата
Ч. Г. Хьюбер Профессиографический
анализ (job analysis)
Разраб.
исследовательских и психол. программ в орг-циях часто требует знания
различных аспектов работ, выполняемых людьми. Процесс, посредством к-рого это
знание приобретается, наз. П. а., тогда как отчет по рез-там такого анализа
наз. профессиограммой (job description). Иногда
эти термины употребляются как взаимозаменяемые.
Работа
анализируется прежде всего для того, чтобы дать ответ на два вида вопросов:
а) какие операции выполняются в процессе работы; б) какие ресурсы необходимы
для этого. Ответы на первый вопрос могут описывать рез-ты работы или трудовые
достижения, задания или обязанности, рабочие методы и процедуры и др.
относящиеся к работе действия, типичные для всех людей, выполняющих эту
работу. Всестороннее изучение работы может тж дать информ. о многообразных
отклонениях в выполнении рекомендованных процедур или о возможных, но обычно
не учитываемых или даже нежелательных последствиях к.-л. производственных
действий. Ответы на второй вопрос могут описывать физ. ресурсы (напр.,
инструменты, оборудование или материалы), соц. или организационные ресурсы
(напр., взаимоотношения между руководителями или коллегами и кадровую работу)
или же личные ресурсы работника (напр., навыки, знания, способности или др.
личные характеристики, необходимые для эффективного выполнения работы).
Профессиограммы
служат основой для мн. видов исслед. и планирования практических программ.
Примеры их использования можно обнаружить в проектировании трудовой
деятельности (job
design), разраб. программ
профобучения, профконсультировании, оценке труда работника и определении
профессиональных знаний и навыков или к.-л. более абстрактных конструктов,
оцениваемых при подборе кадров.
Существует
множество различных методов П. а., однако большинство их можно отнести к пяти
категориям.
Самоотчеты.
Осн. — часто
единственным — источником информ. о работе яв-ся штатный исполнитель; нек-рые
профессиограммы представляют собой не что иное, как отчет исполнителя, осн.
отчасти на интроспективном взгляде на то, что ему приходится делать.
Непосредственное наблюдение.
Нек-рые
виды работ могут изучаться путем наблюдения за тем, как штатные исполнители
выполняют свою работу. При этом могут использоваться такие вспомогательные
средства, как видеокамеры или секундомеры, а сами наблюдения могут
проводиться согласно заранее составленному временному графику. Этот метод
информативен для тех видов работ, к-рые состоят из легко наблюдаемых физ.
операций и коротких рабочих циклов, но он не очень подходит для работ,
имеющих преим. когнитивный характер.
Исследования документации.
Отчеты
полицейских содержат сообщения о зафиксированных ими происшествиях
(несчастных случаях, авариях и т. д.). Журналы регистрации жалоб могут
содержать полезную информ. о работе как служителей правопорядка, так и
представителей др. профессий, связанных с предоставлением разного рода услуг.
Докладные записки могут сообщать о каких-то необычных, но важных событиях и
достижениях. Мед. отчеты могут указывать источники опасности для здоровья и
жизни людей в производственной среде или в методах работы. Могут существовать
и составленные ранее Профессиограммы.
Интервью.
Штатных
исполнителей, их начальников и др. работников с сопряженными функциями могут
интервьюировать по одиночке или группами, с тем чтобы определить широкие
категории характеристик работы и отдельные детали внутри этих категорий.
Интервью на ранних этапах анализа м. б. открытыми и неструктурированными;
если анализ охватывает неск. различных видов работ, могут потребоваться
стандартизированные формы интервью.
Дж.
Фланаган разраб. специальный подход, к-рый хорошо зарекомендовал себя при
групп. интервью. Работников или др. людей могут попросить выявить и описать
критические случаи — примеры особо эффективного или неэффективного выполнения
работы. Это описание включает цепочку событий, приводящих к критическому
случаю, и его последствия. Анализируя совокупность критических случаев, можно
многое узнать об источниках опасности, о факторах, влияющих на суждения
людей, или о личных характеристиках, связанных с качеством выполнения работы.
Этот прием особенно хорош для тех видов работ, где мн. важные аспекты
профессиональной деятельности скрыты от сторонних наблюдателей.
Опросные методы.
Когда нужно
проанализировать множество видов работ или когда люди, имеющие одну и ту же
профессию, выполняют различные варианты осн. работы, можно использовать
анкеты или вопросники, с тем чтобы собрать информ., обычно получаемую
посредством др. методов. Разраб. вопросника может потребовать наблюдений или
интервью; если же он предназначен для широкого и частого использования, до
проведения полномасштабных опросов его часто проверяют на небольшой выборке и
при необходимости дорабатывают.
См.
также Прикладные исследования,
Промышленная психология, Оценка труда работника для установления заработной
платы
Р. М. Гийон
Профессиональная адаптация
(occupational adjustment)
П.
а. — сложный и длительный процесс, к-рый начинается со времени вступления в
трудовую деятельность и продолжается на протяжении всей жизни. Прикл.
психологи изучают мотивацию и потребности работника в связи с
удовлетворенностью работой и исследуют влияние различных индивидуальных и
организационных характеристик на его трудовую деятельность.
Теории П. а.
Для объяснения
процесса П. а. был выдвинут ряд теорий. Теоретик в области профессионального
развития, Д. Супер, и его коллеги выделяют 3 стадии в процессе П. а.
(определение, поддержание и спад). Супер описал задачи развития, к-рые
решаются индивидуумом на каждой из стадий. Осн. задача начальной фазы, или
фазы определения карьеры, состоит в реализации профессиональных предпочтений
и осознании потребности достижения стабильности в профессиональной карьере.
На следующей фазе индивидуум либо действительно приобретает постоянную
работу, либо оказывается вынужденным смириться с более или менее постоянной
нестабильностью. Наконец, индивидуум закрепляется и прогрессирует в избранной
профессиональной карьере. Др. стадии были предложены Миллером и Формом
(пробный период, стабильный период, и период отхода от дел) и Р. Хэвигхёрстом
(становление, поддержание и раздумья [обозрение]).
Изучались
тж проблемы или стили адаптации к работе. Нефф выделил 5 типов нарушений, или
патологии трудовой адаптации, включающих низкую рабочую мотивацию, страх или
тревогу в ответ на требования к рабочей продуктивности, враждебность и
агрессию, зависимость и соц. наивность. Наконец, Холланд и Шейн показали, как
взаимодействие черт индивидуума и характеристик среды вызывают П. а. и
профессиональный рост.
Обстоятельная
и эмпирически обоснованная теория П. а. была изложена Лофквистом и Дэвисом в
их труде «Адаптация к работе» (Adjustment to work). Согласно
этой теории, профессиональное окружение вырабатывает разнообразные паттерны
подкрепления, к-рые вступают во взаимодействие с потребностями и
способностями индивидуума. Соответствие, или гармония между индивидуумом и
его рабочим окружением, будет приводить к удовлетворенности и
удовлетворительности и, как следствие, к определенному уровню постоянства или
трудовой стабильности. Удовлетворенность и удовлетворительность яв-ся
комплементарными рез-тами адаптации к работе.
Т.
обр., в адаптацию к работе вносят вклад индивидуальные факторы и факторы
среды. В соответствии с этой теорией были подобраны психол. опросники для
измерения индивидуальных потребностей (Миннесотский опросник важности, Minnesota Importance
Questionnaire [MIQ]) и составлены описания паттернов
профессиональных подкрепляющих стимулов для различных профессий.
Уорр
и Уолл говорят о существовании тесной связи между общим психич. здоровьем и
адаптацией к работе. Эта авторы сходятся в мнении о том, что удовлетворение
индивидуальных потребностей в работе существенно для самооценки и,
следовательно, для общего здоровья. В целом рез-ты исслед. подтверждают
наличие связи между общей и П. а. Крайтс обращает внимание на то, что эта
связь яв-ся сложной и, по-видимому, зависит от индивидуальных и
организационных опосредующих переменных.
Вмешательства в целях
облегчения профессиональной адаптации.
В промышленности
применялись терапевтические и профилактические программы для содействия П. а.
и психич. здоровью работников, включающие, помимо прочего, усовершенствования
в процедурах отбора и обучения. В исслед. обнаружилось, что сбалансированная
(позитивная и негативная) информ. о предстоящей работе, предоставляемая
кандидату, приводила к более реалистическим ожиданиям и снижала число
увольнений.
Др.
программы предназначались для обучения менеджеров более эффективному
руководству в вопросах развития профессиональной карьеры работников. Кроме
того, орг-ция консультационных центров и центров по оказанию помощи работникам
стала приобретать все большую популярность в сфере бизнеса, в пром-сти и гос.
учреждениях. Эти и др. подобные им программы повышают способность работника и
орг-ции справляться с проблемами П. а.
См.
также Развитие профессиональной
карьеры, Промышленная психология, Удовлетворенность работой
А. Р. Споукейн
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
|
***
Метафизические (психологические) ***
Метафизические (психологические) ***
***
Как ослабить или снять, влияние стресса? ***
***
***
Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!
|
Музыка для медитаций и расслабления Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"
|
Рассказы, сказки, стихотворения.
. |
|
|