Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

 

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")

 

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

 

 

 

Профессиональная реабилитация (vocational rehabilitation)

 

Согласно Ричарду Берку, первое Постановление о П. р. (гос. Закон 236) в США было принято Конгрессом 2 июня 1920 г. Это постановление делало особое ударение на профессии и определяло реабилитацию как «усилия, направленные на то, чтобы сделать инвалида способным заниматься оплачиваемой профессиональной деятельностью».

Теоретически программа П. р. должна адресоваться людям с ограниченной дееспособностью, предоставляя им возможность выбора. Она должна бы отличаться от схожих мероприятий, целью к-рых яв-ся первичное обучение, такое как профориентация, профобучение и повышение квалификации. Однако на практике, мн. инвалиды выбирают из имеющихся в наличии ресурсов, чтобы удовлетворить свои личные потребности, часто не принимая во внимание ни подобные официальные определения, ни рекомендации специалистов.

Индивидуальная практика искажает статистические тенденции и лишает точности определения. Однако за ней стоят определенные причины. Она отражает практ. соображения. Чел. может предпочесть одну программу др. из-за близости места учебы. Др. причиной м. б. чувство стыда, связанное с П. р. и недееспособностью, вынудившей чел. ее проходить. Ольшански высказывает предположение, что инвалид часто страдает от чувства стыда не в какой-то одной его форме, а от множества его разновидностей, связанных с внешними физ. недостатками, стереотипными представлениями о людях, получающих соц. помощь, и даже с аттитюдами в отношении расовой принадлежности, цвета кожи или религиозных убеждений. В то время как достижения медицины и науки продолжают способствовать увеличению продолжительности жизни, будет все больше расти потребность в П. р., направленной на повышение качества более долгой жизни инвалидов.

С. Берент

 

Профессиональная этика (professional ethics)

 

Этика представляет собой совокупность норм, к-рые регулируют личное и профессиональное поведение и разраб. в большинстве случаев для защиты потребителей услуг, специалистов, орг-ций, участников исслед., профессиональных групп и об-ва в целом.

Можно организовать этические нормы вокруг чел. или группы, по отношению к к-рым возникает ответственность специалиста, либо вокруг широких классиф. принципов. В любом случае нормы, как правило, яв-ся, скорее, общими направляющими линиями для принятия решений относительно этичных действий как до, так и после того, как они имеют место, чем набором правил для всех возможных профессиональных ситуаций. Когда этические нормы вырабатываются профессиональными орг-циями, то следование этим нормам становится одним из условий принадлежности к этим орг-циям. В таких случаях нормы становятся основой для официального рассмотрения вопросов предполагаемого неэтичного поведения.

Системы этических принципов осн. на целях, задачах и фундаментальных ценностях конкретных профессий. Не столь весомые как гражданское или уголовное право, они все же могут служить руководящей линией для разраб. законодательства или для определения в ходе гражданского разбирательства, были ли нарушены принятые нормы практики. Этические принципы обычно периодически пересматриваются, отражая развитие профессии, изменение норм об-ва в целом или рез-ты судебных решений.

В 1953 г. были опубликованы первые официальные этические стандарты Американской психол. ассоц. (АПА), к-рые с тех пор неск. раз пересматривались.

Первая сфера — «ответственность» — обращает особое внимание на то, что психологи должны быть чрезвычайно чувствительны к потенциально возможным конечным рез-там своих профессиональных действий.

Принцип «компетентности» подчеркивает, что психологи должны заниматься профессиональной деятельностью только в тех областях, в к-рых они, несомненно, обладают знаниями, умениями, подготовкой и опытом.

Принцип «моральных и правовых норм» требует от психологов знания норм поведения, существующих в об-ве, и использования этой информ. при разраб. собственных систем личных и профессиональных ценностей и поведения.

Принцип, управляющий «самопрезентациями», определяет способы предоставления орг-цией либо специалистами сведений о своей профессиональной квалификации, участии в профессиональных сообществах и своих функциях.

Принцип «конфиденциальности» яв-ся неотъемлемой частью эффективной психол. практики. Сведения, предоставленные психологу в контексте профессиональных отношений, никоим образом не должны передаваться др. лицам в любой форме без согласия заинтересованного лица, если не возникает очевидной опасности для кого-либо др.

В целях защиты прав тех, кто прибегает к психол. услугам, разраб. принцип, касающийся «благополучия потребителя».

Принцип, касающийся «профессиональных взаимоотношений», обращает внимание на обязательства психологов при взаимодействии с др. специалистами. От психологов ожидается, что они будут принимать во внимание нужды и умения др. специалистов и гарантировать наилучшие из всех возможных услуги для клиентов.

Принцип, регулирующий использование «методик оценки», требует от психологов соблюдения норм, относящихся к данным методикам в целях обеспечения их надежности и предотвращения неправильного использования.

Принцип, касающийся «проведения исслед. с участием чел.», яв-ся столь сложным, что заслуживает отдельной большой публикации. Может иметь место непреодолимый этический конфликт, связанный с тем, что на одну чашу весов должна быть положена ценность исслед., а на др. — любой потенциально возможный риск для участников.

Завершающий принцип охватывает «заботу о животных и обращение с ними». При использовании животных в целях исслед. следует позаботиться о гуманном обращении с ними и о соблюдении действующего законодательства.

Эти этические разделы иллюстрируют типы проблем, с к-рыми сталкиваются психологи и др. специалисты. Ясно, что в центре внимания находится защита тех, с кем работают психологи. Это помогает тж защитить и самих психологов, предоставляя рамки, в к-рых проводится работа, и обеспечивая поддержку других коллег. Кроме того, такое внимание защищает от вмешательства непрофессионалов.

В разраб. этических норм и следовании им существует неск. важных проблем. К одной из них относится сильное различие методов работы с клиентами, причем мн. из них не имеют четких стандартов в применении. Далее, поведение тех, кто ищет психол. помощь, часто находится в конфликте с соц. ожиданиями, и психолог несет ответственность за обе стороны. Третья проблема — интеграция целей и ценностей профессии с целями и ценностями об-ва в том виде, в каком они описаны в законодательстве. Еще одной проблемой яв-ся работа психологов в непсихологическом окружении (напр., бизнесе) с иными организационными стандартами. Это лишь малая часть того многообразия проблем, к-рое связано с разраб. четких этических директив.

Существуют определенные группы клиентов, относительно к-рых психологам особенно трудно выносить суждения об этичности практики. Лица, страдающие психич. нарушениями, составляют одну из таких групп ввиду их неспособности самостоятельно принимать эффективные решения, что возлагает дополнительную нагрузку на психолога.

Второй группой, требующей особого этического подхода, яв-ся дети вследствие их недостаточных навыков защиты себя. Права детей особенно уязвимы в отношении насилия, так как эти права ограничены законом.

В семейной терапии тж возникают нестандартные трудности. Трудно поддерживать конфиденциальность в тех случаях, когда терапевты общаются с др. членами семьи за пределами сеансов терапии, и это общение, даже если оно приносит пользу, должно оставаться конфиденциальным.

Особые этические проблемы возникают в терапевтических группах, так как их члены связаны только своими собственными моральными стандартами, а не формальными этическими или правовыми нормами. Вследствие этого члены группы могут потенциально нанести вред др. членам или же не смогут сохранять конфиденциальность.

Еще одна группа проблем касается этических вопросов, связанных с клиентами, помощь которым оплачивают страховые компании. Если психолог принимает оплату от страховой компании, он должен предоставлять ей определенную информ. о клиенте (напр., диагноз, обоснование необходимости терапии, количество сеансов). Следовательно, такая информ. не будет больше конфиденциальной.

Очевидно, что эти этические принципы не решают всех проблем, с к-рыми сталкиваются психологи. Исключения из типичных ситуаций этического суждения происходят по мере изменений в психол. теории и практике. Интеграция соц. и профессиональных ценностей с юридич. требованиями яв-ся непрерывным процессом.

Следовательно, этические принципы — это не застывший набор правил, а скорее путеводные линии, следуя к-рым, каждый психолог должен, тем не менее, непрерывно выносить решения на благо всех заинтересованных сторон.

См. также Конфиденциальные сообщения, защищенные свидетельской привилегией, Профессиональные консультации

Т. С. Беннетт

 

Профессиональное консультирование (occupational counseling)

 

П. к. лучше всего разграничивается с др. близкими формами оказания помощи в области профессий и карьеры (напр., профориентационным консультированием, консультированием по вопросам карьеры, профориентацией) по его целям и содержанию. П. к. фокусируется на подготовке клиентов к вхождению в профессию и последующим шагам по ступеням карьеры, наряду с традиционным акцентом на проблемах профессионального выбора, характерным для др. родственных ему форм консультирования. Кроме того, профессиональные консультанты работают с клиентами всех уровней профессиональной структуры (напр., квалифицированными рабочими). Трудоустройство и последующее сопровождение клиента яв-ся, т. о., важными дополнительными функциями консультанта в П. к.

Задача П. к. заключается в том, чтобы помочь чел. сформулировать свои профессиональные цели, определить область возможных профессий, согласующихся с этими целями, и реализовать свой выбор в условиях реально сложившейся рыночной ситуации. Поиск работы как задача консультирования и использование информ. о профессии как инструмент консультирования отличают П. к. от его более ориентированных на выбор аналогов.

П. к. уходит своими корнями в движение соц. реформ конца 1800-х гг. Его формальным основателем считается Фрэнк Парсонс. Парсонс описал трехшаговый процесс, в ходе к-рого клиент узнает о себе и о профессиях и затем объединяет то и др. в процессе «принятия выверенного решения».

Профессиональные консультанты работают в разнообразных структурах и орг-циях, в т. ч. в школах, органах соц. реабилитации отбывших наказание преступников, консультационных центрах, центрах по планированию карьеры, Ведомстве по делам ветеранов (Veterans Administration), гос. бюро по трудоустройству, общественных объединениях и, все чаще, в органах исполнительной власти, сфере бизнеса и промышленном пр-ве.

Теория и методы

П. к. опирается отчасти на теории выбора профессии. Крайтс делит существующие теории на непсихологические, включающие: а) теорию случайного выбора; б) экономическую теорию; в) культурную и социологическую теории; и психол., включающие: а) факторные теории черт; б) психодинамические теории; в) теории развития; г) теории принятия решений. В большинстве случаев, однако, деятельность консультантов определяется практ. проблемами, возникающими при оказании помощи клиенту в принятии и реализации обоснованных решений о выборе профессии.

Наиболее распростр. формой П. к. яв-ся индивидуальное консультирование, предполагающее взаимодействие одного консультанта и одного клиента. Однако сравнительно недавно появилась все усиливающаяся тенденция к использованию др. стратегий.

Эти популярные процедуры, по-видимому, содержат ряд общих элементов, к-рые делают их успешными и к-рые могут применяться в любой из форм работы с клиентами.

1. Информирование о себе и о мире труда.

2. Поддержка, включающая соц. поддержку, обеспечиваемую консультантом, друзьями и семьей, или деловые контакты.

3. Когнитивная структура, или выработка определенной схемы для понимания себя и мира труда, а тж для реализации связанных с профессией выборов.

4. Репетиция намерений с целью уточнения и подкрепления выборов и стимуляции изучения профессии.

Информирование как инструмент воздействия. Информ. о мире труда может извлекаться из печати или др. СМИ, она тж может собираться в процессе поиска работы, связанного с посещением предприятий или орг-ций, в ходе личных бесед, комбинированных образовательных программ, сочетающих в себе учеб. и производственную деятельность, и собственного опыта трудовой деятельности.

Психологи, занимающиеся вопросами выбора профессии, указывают тж на необходимость формирования представлений о самом себе как одной из целей консультирования. Д. Супер наз. это Я-концепцией, Холланд — профессиональной идентичностью, а Тайлер — профессиональным конструктом. Клиент использует информ. о профессиональных интересах, ценностях, умениях и способностях с целью выработки представлений о наиболее приемлемых вариантах профессий. Затем он подвергает эти варианты проверке путем их непосредственного изучения.

Оценка. Было обнаружено, что в П. к. могут оказываться полезными стандартизованные процедуры измерения способности. В целом были выявлены умеренные корреляции между способностью и успешностью в обучении профессии (0,39) и способностью и выполнением работы (0,22). Множественные тесты или комбинации тестов (батареи) демонстрируют лучшую прогностическую валидность в сравнении с единичными тестами.

Однако в П. к. чаще используются методики измерения профессиональных интересов. К числу наиболее популярных и тщательно валидизированных опросников интересов относятся: Инвентарь интересов Стронга — Кэмпбелла (SCI), Обозрение профессиональных интересов Кьюдера (KOIS) и Самоанализ профессиональных склонностей (SDS). Были тж разраб. перечни ценностей и рабочих умений, однако процесс их валидизации еще не завершен. В настоящее время существуют компьютерные версии нек-рых опросников интересов, к-рые могут использоваться в сочетании с интерактивными программами компьютерного консультирования. Рез-ты исслед. свидетельствуют о том, что примерно 50% из тех, кто использует опросники интересов, через 10—15 лет после того как они прошли этот тест, занимаются теми видами профессиональной деятельности, к-рые прогнозировались опросником. В целом, однако, характер взаимосвязи между интересами, способностями и выборами профессии все еще остается неясным.

Одна из областей оценки, определение состояния способности принять решение, продолжает привлекать растущее внимание исследователей. Три опросника, разраб. Самюэлем Осиповым, Джоном Холландом и Винсентом Херреном (Шкала принятия решений о карьере, Career Decision Scale; Моя профессиональная ситуация, My Vocational Situation; Оценка принятия решений о карьере, Assessment of Career Decision-Making), измеряют состояние способности клиента принимать решения. Все три перечисленные шкалы непосредственно связаны с процедурами вмешательства П. к.

Поиск/нахождение работы. То, как люди находят и приобретают работу, яв-ся важной, но зачастую обойденной вниманием темой П. к., о к-рой сравнительно мало что известно. Бекер классифицирует стратегии поиска работы на формальные (объявления о вакансиях, бюро трудоустройства, школы, профсоюзы), неформальные (контакты с друзьями, родственниками, сослуживцами) и прямые обращения (в фирмы). Бекер приходит к заключению, что молодые люди склонны при поиске работы прибегать к помощи со стороны друзей или родственников либо напрямую обращаться в фирмы.

При обучении умениям поиска и нахождения работы наиболее популярными и эффективными яв-ся поведенческие подходы. С этой целью широко применяется моделирование ситуаций собеседования при приеме на работу с использованием видеозаписи для обратной связи, а тж тренировка в написании резюме.

Один из особенно эффективных способов орг-ции деятельности по поиску работы разраб. Эзрин. Назв. Клубами работы (Job Clubs), эти структурированные вмешательства предоставляют информ., обеспечивают групп. поддержку и обучение навыкам. Тщательные оценочные исслед. показали, что подобные группы оказываются чрезвычайно эффективными в отношении широкого круга популяций клиентов.

Помощь наемным работникам. Большинство работодателей в гос. орг-циях, бизнесе и пром-сти сегодня создают для своих работников различного рода центры по оказанию услуг в области психич. здоровья. Поскольку злоупотребление алкоголем, наркотиками и супружеские, семейные и личные проблемы могут приводить к снижению продуктивности, прогулам или стрессу, на решение таких проблем направлено консультирование по оказанию помощи работникам. Роль профессионального консультанта сегодня расширяется за счет включения задач, связанных с подобным консультированием на рабочем месте. Кроме того, П. к. охватывает тж круг проблем, возникающих в процессе развития карьеры и при завершении трудовой деятельности перед выходом на пенсию.

См. также Развитие профессиональной карьеры, Консультирование, Промышленная психология

А. Р. Споукейн

 

Профессиональные интересы (occupational interests)

 

По причине большого интереса, к-рый вызывает к себе у исследователей развития профессиональной карьеры и профконсультантов систематическое измерение П. и. и профессиональной адаптации, общая оценка интересов приобрела важное значение в данной области. В число рассматриваемых вопросов входили адекватность психометрических подходов к измерению П. и.; проблемы, связанные с сексизмом и/или расизмом в процедурах измерения П. и., в частности, как эти предубеждения отражаются на языке инструментов; допущения, кладущиеся в основу при разраб. инструментов; и нормы, на к-рых осн. показатели.

Интересы обычно определяются операционально через инструмент, используемый для их измерения. Считается, что существует 4 общих типа интересов. Явные интересы представлены теми видами деятельности, в к-рые индивидуум в настоящее время вовлечен; выражаемые интересы — это те интересы, к-рые наз. индивидуумом в ответ на просьбу рассказать о своих интересах; инвентаризуемые интересы — те, что измеряются различными инструментами, такими как Инвентарь Стронга — Кэмпбелла или Обозрение Кьюдера; и тестируемые интересы выводятся на основе оценки тех знаний, к-рыми обладает индивид в отношении различных областей челов. деятельности, при этом предполагается, что такие знания отражают степень интереса к соотв. видам деятельности.

В целом признается, что П. и. молодых людей, измеряемые при помощи опросников, прогнозируют их выбор не лучше, чем выражаемые ими интересы, и что интересы молодежи изменяются со временем. Одна из причин, по к-рой интересы недостаточно эффективно прогнозируют выбор профессии и удовлетворенность у юношей и девушек, состоит в том, что на определение профессионального выбора и достижения оказывают влияние такие переменные как специальные способности, рез-ты деятельности и возможности.

Большинство опросников интересов осн. на общем предположении, что индивидуумы, выбирающие одни и те же профессии и получающие удовлетворение от одинаковой работы, обладают множеством сходных характеристик, и поэтому средства измерения интересов нацелены на измерение релевантные личных характеристик. К сожалению, нам мало что известно о том, как в действительности формируются интересы.

Большинство мер П. и. строились по образу и подобию двух наиболее часто и успешно используемых в этой области инструментов — Инвентарь интересов Стронга — Кэмпбелла и Обозрения профессиональных интересов Кьюдера. Мн. консультанты применяют оба этих инструмента, поскольку один предоставляет информ. о чел., а др. — о мире труда в том виде, как он открывается этому чел.; в рез-те эти два инструмента дополняют друг друга.

Отчетливо сознавая, что каждый из этих инструментов имеет свои ограничения, их разработчики модифицировали их на протяжении мн. лет. Потенциальные пользователи тж могут иметь свои собственные предпочтения к психометрическим особенностям того или др. инструмента, однако теоретически оба они измеряют по сути те же самые наборы атрибутов.

Эти два инструмента преобладали в области измерения интересов на протяжении почти полувека; были разраб. и др. инструменты, однако ни один так и не смог оказать сколько-нибудь сопоставимого влияния на измерение П. и., к-рое оказали эти два.

К числу др. часто используемых инструментов относится Самоанализ профессиональных склонностей (Self-Directed Search, SDS) Дж. Л. Холланда. SDS оценивает интересы иным образом, чем профессиональные шкалы Стронга — Кэмпбелла или Кьюдера. В настоящее время SDS яв-ся, по-видимому, третьим наиболее широко используемым инструментом для измерения интересов, связанных с профессиями.

Сексизм и расизм в измерении

История всех этих инструментов отмечена периодами трудностей, возникших, когда их пользователи начали поднимать вопросы в отношении расизма и сексизма. Наиболее очевидными в ранних версиях были сексизм и представление о существовании исключительно мужских или женских профессий, а тж вытекающие отсюда вопросы, касающиеся норм для этих инструментов и языка, используемого при описании интересов. В инструментах Кьюдера и Стронга — Кэмпбелла сегодня существуют однополые и раздельнополые подходы к определению норм, а сексизм удален из языка описаний. При использовании SDS не возникает проблемы языкового сексизма, однако в нем используется единый набор норм, и при наличии определенных пунктов и их различной представленности в шкалах могут возникать систематические различия в вероятности, с к-рой женщины в сравнении с мужчинами будут относиться к др. типам, к-рые не обязательно будут связаны с предполагаемой профессиональной принадлежностью и удовлетворенностью.

Расизм не выражается прямо и труднее поддается обнаружению, так как сами формулировки пунктов опросников никогда не были расистскими. Однако нормативная база, стилистика языка и культурный опыт могут существенно различаться для отдельных этнических групп и тем самым оказывать трудноуловимое влияние на оцениваемые реакции респондентов и их итоговые показатели, следствием чего могут стать неадекватные выводы.

См. также Инвентари интересов, Обозрение профессиональных интересов Кьюдера, Инвентарь интересов Стронга-Кэмпбелла

С. Г. Осипов

 

Профессиональные консультации (professional consultations)

 

Консультации по проблемам психич. здоровья как важная модальность услуг выросли из общественной охраны психич. здоровья. Для специалистов в сфере психич. здоровья это способ поделиться своими знаниями с др. работниками службы психич. здоровья или с работниками др. профессий (напр., в сфере права, бизнеса), к-рые сталкиваются с проблемами психич. здоровья. Консультации и просвещение — два осн. средства, к-рые дают центрам психич. здоровья возможность разделить ответственность за поддержание психич. здоровья об-ва с др. службами и с населением и тем самым уменьшить число людей, страдающих от острых и хронических нарушений и нуждающихся в службах психич. здоровья. Помимо того, консультации и образовательный процесс в значительной степени вносят вклад в оценку потребностей об-ва в психич. здоровье, развитие новых ресурсов, изменения в системе предоставления услуг и улучшение общения между службами.

Эти виды деятельности можно разделить на 2 категории — консультации но программам и консультации по вопросам челов. отношений в группе, или консультации по отдельным случаям. Консультации по программам имеют дело с проблемами, относящимися к планированию, разраб., выполнению и оценке услуг, прямо или косвенно влияющих на психич. здоровье определенной соц. общности. Обычно в подобных консультациях принимают участие администраторы и штат планирования. Инициатива по обращению за консультацией исходит от агентств, ассоц. и учреждений конкретного района, либо общественного центра психич. здоровья. В противоположность этому, консультации по вопросам челов. отношений в группе и консультации по отдельным случаям касаются ежедневного функционирования агентств или служб и их клиентов и рассматривают проблемы межличностных отношений внутри штата агентств и отношений между консультантами и их клиентами. В консультации по отдельному случаю консультант всегда придерживается совещательной позиции.

Консультация по вопросам психич. здоровья может проходить в самой разной среде, включая школы, больницы, органы правосудия, соц. службу и органы соц. обеспечения. Чтобы работать в такой неоднородной обстановке, консультанты должны поддерживать профессиональную гибкость и быть чувствительными к соц. экологии окружающей среды и к различным соц. силам, воздействующим на клиента. В отличие от дидактических отношений «учитель—ученик» или отношений «терапевт—клиент», консультационные взаимоотношения по большей части строятся на том, что консультант и клиент обладают равным статусом.

См. также Клиническая оценка, Бригады психического здоровья, Групповая работа

Р. Д. Фелнер

 

Профессиональный стресс (occupational stress)

 

П. с. — рез-т взаимодействия людей и выполняемой ими работы, характеризуется тем, что с людьми происходят определенные изменения, к-рые не позволяют им нормально функционировать.

Было выявлено множество индивидуальных последствий П. с. Вот только нек-рые из возможных физиолог. реакций: сердечнососудистые заболевания, желудочно-кишечные расстройства, болезни органов дыхания, рак, артрит, головные боли, телесные повреждения, кожные заболевания, физ. напряжение или утомление и смерть.

Психол. реакции на П. с. включают в себя: тревогу, депрессию, неудовлетворенность, скуку, жалобы на соматические недомогания, психол. усталость, чувства опустошенности и несостоятельности, низкую самооценку, избегание контактов с др., психозы, гнев, подавление собственных чувств и неспособность сосредоточиться.

Примерами потенциальных поведенческих последствий П. с. являются: визиты к врачам, употребление лекарственных веществ и злоупотребление ими, слишком эмоциональные реакции или безучастное отношение, нервные жесты и походка, рискованное поведение, агрессивность, грубость, склонность к воровству, плохие отношения с людьми, суицидальные попытки или суицид. Однако важно отметить, что в целом данные, касающиеся той или иной конкретной реакции, весьма скудны. Поэтому правильнее всего сделать следующий вывод: П. с. может нанести ущерб благополучию человека, но как именно это негативное влияние может себя проявить, остается под вопросом. Кроме того, различные типы людей, подвергаясь одинаковым по силе воздействиям, по-разному реагируют на стрессоры, связанные с их профессиональной деятельностью.

Можно выделить 3 осн. категории источников П. с.: а) организационные характеристики и процессы; б) условия труда и межличностные отношения; в) диктуемые работой требования и ролевые характеристики. Среди организационных характеристик к стрессовым относят: высокий уровень централизации, бюрократизации и специализации, а тж большие размеры орг-ции и сложность продвижения по служебной лестнице. Вероятными источниками стресса тж считаются такая организационная политика и процессы, к-рые ведут к неравенству в оплате труда, частым перемещениям работников, скудным коммуникациям, неопределенным или противоречивым производственным заданиям, сменной работе и неадекватной обратной связи в отношении выполнения работы.

Производственными стрессорами могут признаваться следующие условия труда: теснота, невозможность уединиться, высокий уровень шума, повышенная или пониженная температура, недостаточное освещение, слепящий или мерцающий свет и наличие токсических химикатов или др. веществ, загрязняющих воздух. Считается, что возникновению стресса способствуют такие межличностные отношения на работе, к-рые характеризуются отсутствием уважения, доброжелательности и доверия, а тж конкуренцией и конфликтами.

К вероятным стрессорам, касающихся требований, предъявляемых работой, относятся: однообразная работа, необходимость выполнить работу в короткие сроки, низкие требования к квалификации, ответственность за людей и неполная или чрезмерная занятость работников. Наконец, исслед. ролей, к-рые люди исполняют на работе, позволяют признать в качестве потенциальных стрессоров ролевые конфликты и неопределенность, недостаточную ролевую нагрузку или ролевую перегрузку и несоответствие роли статусу.

См. также Стресс, Последствия стресса

А. П. Бриф

 

Профилактика суицида (suicide prevention)

 

Первичное предупреждение суицида требует радикального снижения экономической и соц. напряженности в стране и в мире, а тж коренных благотворных изменений в нек-рых правительственных и общественных структурах. Большинство людей, касаясь проблемы П. с., говорят либо о мед. просвещении, либо о мерах вмешательства (т. е., о реагировании на поведение или о лечении лиц, склонных к суициду).

В качестве рационального обоснования П. с. можно сослаться на то, что открытым суицидальным действиям почти всегда предшествуют определенные предсуицидальные признаки, и что суицидальные состояния, как только они распознаны, можно смягчить (и тем самым предотвратить суицидальные действия). Ретросп. изучение совершенных самоубийств свидетельствует о том, что приблизительно в 90% случаев содержались определенные признаки суицидальных намерений погибших. Эти «улики суицида» — предвестники, предупредительные сигналы, предварительные симптомы, или предостерегающие признаки — могут быть или вербальными (напр. «Вы больше меня не увидите»), или поведенческими (напр. раздача ценной собственности). Реакция на предсуицидальные улики яв-ся путем к предотвращению суицидальных смертей.

Центры профилактики суицида

Организованные усилия по предупреждению самоубийств яв-ся продуктом XX в. К началу 80-х гг. в США существовало ок. 200 центров П. с., имевшихся почти в каждом крупном городе.

Эти центры не зависят друг от друга. Хотя мн. центры сейчас тж занимаются реабилитацией наркоманов, предупреждением убийств, реагированием на супружеские драки, работой с жертвами изнасилования, обеспечением «горячих линий» для подростков и общим кризисным вмешательством, центры П. с. стали жизненно важной частью независимо действующих служб психич. здоровья во мн. странах мира.

См. также Кризисное вмешательство, Службы «горячих линий», Самоубийство

Э. Шнейдман

 

Процессы коммуникации (communication processes)

 

Коммуникация яв-ся по существу процессом, посредством к-рого состояние дел в одном месте передается в др. место при помощи символических средств. В изучении этого процесса принимают совместное участие множество различных дисциплин, от электротехники до философии и от биологии до политологии. Серьезный интерес к П. к. как специфической области исслед. вытекает из осознания того, что различные феномены в каждой области обладают определенными сходными чертами и что от использования единой модели коммуникаций выиграла бы каждая из этих областей.

Принятая общая форма анализа этого процесса обусловлена потребностью инженеров-связистов измерять передачу информ. и состоит из пяти шагов: а) источник (исходное состояние дел); б) передатчик; в) канал; г) источник шума и д) получатель (приемник), осуществляющий реконструкцию состояния дел. Каждый канал имеет свою пропускную способность, к-рая определяет подходящий для него тип и объем данных; тем самым перевод данных в подходящую для данного канала форму (кодирование) и обратный перевод для их использования приемником (декодирование) становятся центральными проблемами анализа и разработки систем связи. Шум определяется как источник ошибок в передаче сигнала: сигнал, получаемый приемником, яв-ся функцией от исходного сигнала и шума.

Изучение коммуникации подразделяется на области межличностной и массовой коммуникации. Осн. отличие состоит в том, что при межличностной коммуникации получатель может реагировать на нее немедленно, создавая сеть из неск. звеньев коммуникации. Массовая коммуникация не рассчитана на столь быструю реакцию, и каждое передаточное звено отделено по времени от другого; однако, нек-рые технические нововведения сглаживают это различие, делая массовую коммуникацию способной к более быстрому реагированию.

Изучение межличностной коммуникации оказывается наиболее сложной из этих двух областей, поскольку единицы коммуникации с трудом поддаются дифференциации. Теорет. подходы и цели исслед. в этой области во многом зависят от используемых методов: наблюдения, экспериментов, или полевых исслед.

Исслед. в области массовой коммуникации руководствуются, в основном, интересом к ее содержанию. СМИ — книги, газеты, радио- и телепередачи, театральные постановки, кинофильмы и т. д. — передают сообщение в виде крупных единиц; такого рода продукция слабо поддается эксперим. контролю или детальному анализу структуры коммуникации. Отсюда условия и последствия такого рода коммуникации охватывают гл. обр. макросоциальный уровень; естественным предметом изучения становятся крупные единицы содержания. Осн. методом исслед. коммуникации в СМИ служит контент-анализ, однако в применении к интерактивному анализу не было разработано столь универсально эффективных систем.

Хотя нек-рые работы в области контент-анализа и обращались непосредственно к микроединицам коммуникации, в частности в исслед., применяющих мат. теорию информ. для измерения стиля, большинство процедур контент-анализа оперирует получаемыми или непосредственно, или на основе логического вывода крупными единицами анализа, такими как выражаемые ценности или обнаруживаемые конфликты. При таком анализе могут рассматриваться демографические черты персонажей, тип сюжета в романе или пьесе, длина колонки или тираж печатных сообщений, или же тип героев в журнальных биографических публикациях. Анализ массовых коммуникаций имеет свой главной целью значения, или то, что содержится в самом канале, где переменной обычно служит запись. Соответственно, в нем уделяется гораздо меньше внимания условиям, при к-рых происходит П. к. и определить к-рые оказывается знач. сложнее. Это направление исслед. поэтому противоположно направлению исслед. межличностной коммуникации, в к-рых данные контент-анализа зачастую привлекаются с целью проверки воздействия на аудиторию.

См. также Экспрессивная мимика, Перцептивный транзакционализм

К. У. Бек  

         

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 

     

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

 

Статьи

Все техники и практики 

Музыка для медитаций и расслабления

Вопросы и ответы

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

.

  Твоя Йога Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz