Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.
|
||
Психологическая энциклопедия |
||
Доска бесплатных объявлений. Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!
Наш форум – самый полезный эзотерический форум. Интересно и познавательно. Зайди, задай вопрос или поделись своим мнением! Для нас всё важно.
|
Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах (Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology") А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
Групповая работа ( team performance )
Качество Г. р. зависит от компетентности и мотивации группы. Компетентность группы зависит не только от индивидуальных навыков и способностей включенных в нее лиц, но и от распределения в группе наличного потенциала каждого ее члена, распределения ролевых заданий и организации согласованного распределения ролей и индивидуальных возможностей. Б. М. Басс предложил модель, устанавливающую причинные связи Г. р. с различными характеристиками группы, ее членов и происходящих в ней процессов. Нек-рые из наиболее важных причинных связей позволяют сделать полезные обобщения в отношении того, что обусловливает динамику группы и способствует ее эффективной работе. Именно процессы взаимодействия определяют то, как выполнение заданий отдельными членами группы способствует выполнению групп. задания. Исслед. 224 команд управленцев, проведенное Бассом и его коллегами, убедительно показало, что согласованность взаимодействия ведет к эффективности Г. р., тогда как нарушение процессов взаимодействия снижает эффективность группы. В случае аддитивных задач, таких как «мозговой штурм», лучшие рез-ты, с т. зр. их количества и качества, получают в том случае, когда объединяют идеи отдельных людей, работающих в одиночку, нежели тогда, когда те же люди осуществляют «мозговой штурм» в группах. Однако в случае дизъюнктивных задач (заданий, рез-том выполнения к-рых является к.-л. единственный групп. продукт), особенно если они сложные, вероятен эффект совместной деятельности. Групп. рез-т будет превосходить рез-т деятельности среднего члена группы, хотя необязательно будет столь же хорошим, как рез-т ее лучшего члена. Мн. исслед. показывают, что группы, члены к-рых придерживаются разных систем ценностей, различаются по интересам, способностям и заботам, проявляют более выраженную конфликтность и креативность в процессе взаимодействия, чем однородные группы. Др. факторами, влияющими на процессы внутригруппового взаимодействия, являются численность группы и соответствие внутри группы статуса, авторитета и способностей у каждого ее члена. Условия, в к-рые поставлена рабочая группа, определяют ее характерные особенности. Напр., высшая инстанция может строго определить роль каждого члена рабочей группы, так что все будут находиться в равном положении, но при этом пользоваться предназначенными только для них источниками информ., необходимыми для выполнения общего задания. Условия, в к-рых приходится работать группе, могут тж оказывать непосредственное влияние на процессы взаимодействия. Так, необходимость выполнить более трудное задание может привести к более частым совместным консультациям. Рез-ты Г. р. в виде обратной связи влияют на условия работы группы. Группа будет испытывать трудности, если ей придется работать, не имея сведений о том, как она справляется с поставленной задачей. Важность индивидуальных вкладов в решение задачи может быть обусловлена положением, отведенным каждому члену группы. Как правило, люди, находящиеся в центре событий, могут внести более значимый и весомый вклад в решение задачи группы, поскольку они лучше понимают происходящее. Мотивация группы т. ж. зависит от множества факторов, таких как ясность стоящих перед группой целей, принятие лидера, удовлетворенность выполняемой работой, преданность каждого общему делу и доверие членов группы друг к другу. Особенно важны для мотивации группы происходящие в ней процессы. Что касается сложившихся групп, их члены научились доверять друг другу, открыто обсуждать проблемы, принимать равное участие в выработке решений, касающихся Г. р., и солидаризироваться с целями группы. Ключом к повышению мотивации группы является привлечение ее членов к участию в планировании и орг-ции совместной деятельности. Сплоченность группы, по всей видимости, оказывает сильное влияние на рез-ты ее работы. Сплоченность либо ускоряет, либо замедляет работу группы, в зависимости от того, считают ли ее члены, что повышение продуктивности труда соответствует их собственным интересам. См. также Групповое решение проблем, Промышленная психология, Работоспособность Б. М. Басс
Групповая сплоченность ( group cohesiveness )
Г. с. определялась различными способами. Леон Фестингер определял это понятие на основе сил, к-рые заставляют индивидуума остаться или покинуть данную группу. Один из способов понимания Г. с. опирается на представление о «задаче». Имплицитно или эксплицитно, у каждой группы есть задача или задачи, для решения к-рых она создается. Для классиф. задач группы предлагались многочисленные системы. В нек-рых подходах делался акцент на бессознательных мотивах членов группы. В др. выделялись коммуникативные аспекты взаимодействия между членами группы. Третьи концентрировались на содержании наблюдаемых аспектов деятельности группы. Мерой Г. с. служит степень, в к-рой члены группы идентифицируются с общей задачей и прилагают усилия к ее решению. Что влияет на Г. с.? Хотя Рабби с коллегами высказали предположение, что соперничество между группами не оказывает на внутригрупповую сплоченность большего эффекта, чем межгрупповое сотрудничество, большинство авторов на протяжении мн. лет были согласны в том, что враждебное отношение к чужаку или чужакам способствует усилению сплоченности внутри группы. Байон полагает, что задачи группы зачастую вытекают из бессознательных и примитивных потребностей и ожиданий ее членов. Он классифицировал эти формы активности как «зависимость», «нападение — бегство» и «спаривание». Они отражают предпосылки, разделяемые всеми в данной группе. Задача или цель зависимой группы заключается в получении поддержки со стороны лидера. В ориентированной на «нападение — бегство» группе целью является просто защита от нек-рой угрозы или путем вступления в борьбу с кем-либо или чем-либо, или путем отступления и бегства. В спаривающейся группе члены ведут себя так, как если бы их целью было объединение и некий новый организм, к-рый возникнет в рез-те такого объединения. Байон считал, что для формирования целостного представления о данной группе и таких групп. феноменах, как сплоченность, необходимо уделять внимание как деятельности группы, так и базисным аспектам групп. активности. Для объяснения того, каким образом люди в группе достигают согласованности в движении по направлению к нек-рой общей цели, Томас Френч разраб. понятие «фокального конфликта». Сходные идеи выдвигались тж и др. авторами. В целом такие представления указывают на тенденцию групп обращаться к актуальным и насущным вопросам, часто благодаря снижению тревоги у всех ее членов. Мн. дисциплины занимаются изучением групп. феноменов. Специалисты в области психологии личности и психотер., соц. и организационные психологи, антропологи и специалисты в области образования — неполный перечень тех, кто интересуется этой проблематикой. Широкое разнообразие методов и подходов обусловливает различные рез-ты таких исслед. Интеграция обнаруженных фактов в отношении Г. с. до сих пор остается актуальной и пока не реализованной задачей. См. также Сотрудничество/соперничество, Развитие социального поведения людей С. Берент
Групповая терапия обнаженных ( nude group therapy )
А. Маслоу установил, что нагота может повысить эффективность групп тренинга сензитивности. П. Биндрим, следуя этому, провел первый сеанс Г. т. о. в 1967 г. Для определения того, является ли обнажение гениталий первичным фактором, ответственным за положительный эффект, было проведено сравнение групп, участники к-рых занимались в купальных костюмах, с группами, посещавшими те же самые психотерапевтические занятия совершенно обнаженными. Мн. терапевтические эффекты были отмечены и без обнажения половых органов. В то время как совершенно ясно, что массаж, телесный контакт, метод Райха и др. аква-энергетические процедуры не требуют обнажения гениталий, столь же очевидно, что при нек-рых условиях оно имеет значение и может даже быть абсолютно необходимым для терапевтического процесса. Это справедливо, напр., когда терапевтический процесс используется следующим образом: 1. Как терапевтический фасилитатор для участников, к-рые никогда не имели опыта обнажения в группе. Для этих лиц приобретение такого опыта значит, что им нечего больше скрывать, и способствует более открытому выражению эмоций. 2. Как средство повышения самооценки. Низкая самооценка часто является результатом негативного образа тела, фокусирующегося на обычно скрываемых грудях и гениталиях, к-рые имплицитно считаются недостаточно развитыми, уродливыми или грязными. Их демонстрация способствует десенсибилизации и переоценке в ходе открытой дискуссии. Это особенно ценно для лиц, перенесших мастэктомию или имеющих деформацию половых органов, обычно слишком преувеличивающих свои физ. недостатки. 3. Как средство улучшения сексуального функционирования. Принятие собственных половых органов в качестве красивой части своего тела может быть первым шагом участников терапии в направлении к большей сексуальной раскрепощенности и удовлетворенности. Страх перед противоположным полом тж снижается в ходе открытой демонстрации и обсуждения наготы. См. также Группы достижения изменений, Новаторские психотерапии П. Биндрим
Групповое давление ( group pressure )
Невозможно находиться в группе и быть свободным от ее влияния. Группа рассматривается как важнейший фактор в детерминации поведения ее отдельных членов. Как указывал У. Р. Байон, необходимым условием существования любой группы является служение определенной цели. Это подразумевает тесную взаимосвязь между единством цели внутри группы и ее успешностью в выполнении задач. Уорчел и Купер, подводя итоги исслед. в этой области, делают вывод о том, что достижению групп. целей способствует высокая сплоченность. Томас Френч разраб. понятие «фокального конфликта», чтобы объяснить, каким образом люди в группе приходят к «сотрудничеству» для достижения общей цели. Ее члены, индивидуально или коллективно, могут оказывать давление на др. в данной группе с целью подчинения их задачам, требующим безотлагательного решения. Такие давления могут оказываться чрезвычайно эффективными, влияя не только на выбор индивидуумом задачи, но и на индивидуальные убеждения, аттитюды и даже на восприятие действительности. М. Шериф, используя «автокинетический феномен», показал, что на восприятие отдельными членами группы таких характеристик, как направление, расстояние и скорость «движения» светового пятна, могут в значительной степени влиять вербальные суждения и оценки др. ее членов. Соломон Аш продемонстрировал, что индивидуумы могут подвергаться существенному влиянию в отношении широкого спектра перцептивных суждений и оценок. Стремление к соц. одобрению настолько глубоко укоренилось у большинства людей, что они скорее с готовностью подчинятся ожиданиям других, чем рискнут вызвать их неодобрение. Потребность индивидуума в принятии др. в группе может быть такой сильной, что будет распространяться на совершенно незнакомых людей. Угроза соц. отвержения или др. наказания может служить мощным подкреплением конформного поведения. Генри Израел пролил свет на механизмы, посредством к-рых индивидуумы оказывают давление на др. и в свою очередь сами подвергаются их влиянию. Индивидуумы устанавливают 3 осн. вида отношений друг с другом, а именно: «требуемые» взаимоотношения, «избегаемые» и «катастрофические». В требуемых взаимоотношениях индивидуумы взаимодействуют способами, к-рые, как они полагают, отвечают ожиданиям др. В ответ на это каждый из них хочет, чтобы др. тоже отвечали его ожиданиям. Люди избегают вести себя способами, к-рые могли бы не отвечать ожиданиям др. и в свою очередь оказывают на них давление. Требуемые взаимоотношения существуют как рез-т убеждения в том, что непосредственное выражение «избегаемых» мыслей или чувств могло бы повлечь за собой катастрофу. Такое мышление пронизывает групп. взаимодействия, благоприятствуя тайному сговору, а не подлинным взаимоотношениям сотрудничества и препятствуя честности и искренности в челов. взаимодействиях. См. также Потребность в аффилиации, Конформная личность С. Берент
Групповое консультирование ( group counseling )
Г. к. обычно проводится в небольших группах — 7-10 человек. Входящие в такую группу люди, делясь своими мыслями, чувствами и поведенческими проблемами, предоставляют тему для обсуждения. Предполагается, что каждый член группы вовлекается в процесс благодаря реагированию на др. ее членов посредством обратной связи, поддержки и решения проблем. Ведущий, или руководитель группы, обычно имеет специальную подготовку в области методов Г. к. и стремится создать атмосферу доверия, открытости, ответственности и взаимозависимости. Ведущий демонстрирует типичные образцы поведения и направляет процессы понимания, проявления заботы о др. и урегулирования конфликтов. Различия между Г. к. и групп. психотер. в основном касаются состава группы, глубины ожидаемых личностных изменений ее членов и характера подготовки ее руководителя. Методы и процедуры, используемые в Г. к. и групп. терапии, весьма похожи. Фактически членами консультационной группы могут быть люди любого соц. происхождения и любой профессии, обычно попадающие в нормальный диапазон приспособляемости и способности справляться с жизненными ситуациями. Они присоединяются к группе, чтобы достичь более глубокого понимания себя как личности и развить свои личные потенции. Члены терапевтической группы выносят на обсуждение более серьезные личностные проблемы и могут иметь невротические симптомы или быть хроническими невротиками с ограниченной способностью справляться с жизненными проблемами. Обычно им для изменения базовых структур личности требуется более интенсивная индивидуальная работа. Руководители консультационных и терапевтических групп должны иметь специальную подготовку в области руководства группами. Консультанты, как правило, сосредоточиваются на вопросах нормального развития в течение жизни. В подготовке психотерапевтов обычно больше времени отводится на овладение методами работы с анормальными популяциями и на изучение психопатологии. Группы — это естественное явление в истории человечества. Организованным группам предшествовали различные религиозные движения, драма и миракли. Нек-рые историки ссылаются на работу Месмера как предшественника групп. лечения. Большинство, однако, указывает, что работа Дж. Г. Пратта по «методу класса» стала началом научного групп. лечения в США. Врач Пратт использовал методику директивного обучения, рассказывая больным туберкулезом, которых он лечил, о гигиене. Он исходил из необходимости поднять моральный дух больных, приучая к поддержанию чистоты. Используемый им метод больше походил на то, что мы сегодня называем «руководство». Вскоре стало ясно, что его пациенты больше пользы извлекали из поддерживающей атмосферы группы, чем из сообщаемой на занятиях информации. В Европе групп. методы начали применять Альфред Адлер и Я. Л. Морено. Адлер консультировал детей в присутствии группы, гл. обр. с целью обучения др. специалистов индивидуальному консультированию. И снова было замечено, что группа или аудитория оказывала положительное воздействие на исход консультирования, если входящие в нее люди задавали вопросы и вступали во взаимодействие. Этот методический прием используется и совр. последователями Адлера с двоякой целью — обучения и консультирования. Морено использовал групп. методики в работе с бездомными жителями Вены. Он работал с беспризорными детьми, перемещенными лицами и проститутками. Морено внедрил психодраму в США и ввел в обращение термины «групп. терапия» и «групп. психотерапия». В число тех, кто оказал большое влияние на групп. терапию в США, входит С. Р. Славсон, внедривший методы, известные под названием активной групп. терапии. Его методы создавались в ходе работы с соц. дезадаптированными детьми. В Чикаго Рудольф Дрейкурс в работе с семейными группами и детьми применял адлерианские принципы. Карл Роджерс и его клиент-центрированный, или феноменологический, подход способствовали популяризации групп. работы. Нехватка адекватно подготовленного персонала и огромная потребность в восстановительной и поддерживающей терапии ускорили приспособление роджерианских принципов к групп. работе с ветеранами. Хотя практики и пытались уточнить содержание терминов «руководство» и «групп. консультирование», полемика по этому поводу обострилась до предела, так как авторы продолжали настаивать на том, что консультирование — сугубо личный процесс и должно проводиться индивидуально. Профессионализм школьных консультантов, консультантов, работающих в общественных организациях и занимающихся частной практикой, повысила доверие к методам Г. к. Признанию жизнеспособности Г. к. тж способствовала деятельность Движения за человеческий потенциал и таких профессиональных орг-ий консультантов, как Американская ассоц. управления персоналом и Американская психол. ассоц. Каждая из этих крупных орг-ий имеет этические кодексы, связанные с областью именно групп. работы. Газда, Дункан и Сиссон разъясняют отличительные признаки разнообразных групп. методов: «Руководство группой и отдельные группы видов челов. потенциала характеризуются как преимущественно профилактические по назначению; Г. к., Т-группы, группы сензитивности, группы встреч... — как частично профилактические, вызывающие рост и коррективные по назначению; групп. психотерапия — как лечебная по назначению. Круг клиентов, их психич. и физ. здоровье, рабочая обстановка, величина группы, продолжительность сеансов и длительность курса соответственно отражаются в особом значении или назначении каждого из этих трех явно различающихся группирований.» Кори и Кори предлагают трактовку Г. к., принятую в совр. практике: «Г. к. часто фокусируется на проблеме определенного рода — образовательной, профессиональной, соц. или личной — и нередко проводится в общественных учреждениях, таких как школы, учреждения по вопросам психич. здоровья и различные агентства по оказанию услуг населению. Г. к. обычно отличается от групп. терапии тем, что имеет дело с сознаваемыми проблемами, нацелено не на серьезное изменение личности, а на разрешение конкретных текущих затруднений и не связано с лечением невротических или психотических расстройств.» Ялом анализирует целительные факторы (как он их называет), действующие в групп. терапии любого типа. В этих разнородных факторах нетрудно заметить ист. влияния, связанные с руководством группами, групп. динамикой и психотерапией. «Снабжение информацией. Эта функция охватывает осуществляемое консультантом дидактическое инструктирование, а также советы, подсказки или прямое наставление, предлагаемые консультантом или др. членами группы для решении жизненных проблем. Вселение надежды. Доказано, что выраженные ожидания успеха и вера в данный метод у потенциальных членов группы связаны с положительными рез-тами работы в группах. Универсальность. Участие в работе группы часто помогает людям понять, что они не одиноки в своих переживаниях, что их проблемы, казавшиеся «уникальными», оказываются не столь уж редкими. Это знание часто приносит чувство облегчения. Альтруизм. Члены группы оказывают друг другу существенную помощь, предлагая поддержку и утешение, давая советы и высказывая догадки, делясь друг с другом похожими проблемами. Членам группы важно осознать, что они способны к взаимопомощи. Корректирующая рекапитуляция первичной семейной группы. Группы имеют сходство с семьями в неск. важных отношениях. Мн. члены групп получают неудовлетворительный опыт в своих первичных семьях, а группа дает возможность проработать и реструктурировать важные семейные взаимоотношения, создавая атмосферу поддержки. Развитие способов социализации. Хотя применяемые в разных видах групп методы могут сильно различаться (от непосредственного, практического овладения навыком до овладения им косвенным путем), соц. научение имеет место во всех группах. Развитие осн. соц. умений или навыков межличностного взаимодействия — рез-т процесса Г. к., достижению к-рого способствует обратная связь между членами группы. Инициация поведения. Один член группы часто наблюдает, как др. член группы работает с аналогичной проблемой. Благодаря «замещающей» терапии «наблюдатель» может включить в свой репертуар или опробовать новые для себя образцы поведения, предлагаемые или моделируемые лидером группы либо др. членами группы. Межличностное научение. Группа функционирует как соц. микрокосм, обеспечивающий необходимые терапевтические факторы, чтобы дать возможность своим членам получить корректирующий эмоциональный опыт. Члены группы благодаря подтверждению от др. и самонаблюдению начинают сознавать свое межличностное поведение. Группа через обратную связь и одобрение помогает каждому члену увидеть свое неадаптивное соц./межличностное поведение и обеспечивает поддержку ближайшего окружения для изменения. Сплоченность группы. Сплоченность определяется как привлекательность группы для ее членов. Проще говоря, это чувство «мы», «коллективизм» или «близость». Сплоченность в группе — это аналог раппорта или отношения между индивидуальным консультантом и клиентом. Принятие и поддержка, демонстрируемые группой после того, как ее член разделил с ней эмоционально значимые переживания, могут быть мощной целебной силой. Катарсис. Группа — безопасное место, где ее члены могут выразить и обсудить свои чувства вместо того, чтобы носить их в себе. Групп. процесс помогает научиться выражению чувств вообще и выражению отрицательных и/или положительных чувств к лидеру и др. членам группы в частности.» Хотя эти целительные факторы большинство авторов относят к преимуществам при использовании групп. метода в терапии, с групп. работой связаны определенные риски и ограничения. Кори и Кори предупреждают, что группы — это не панацея и что не все люди подходят для групп. Некоторые потенциальные члены групп могут быть слишком подозрительными, враждебно настроенными или слабыми, чтобы извлечь пользу из групп. опыта. Кроме того, в группах часто принуждают соблюдать групп. нормы. Если член группы принимает происходящие в группе процессы, то не исключается возможность возникновения нек-рого психол. риска. Раскрывшись перед чужими людьми, члены группы могут стать уязвимыми. Если эта уязвимость переносится в их жизни на отношения со значимыми людьми, для ее эффективного преодоления требуются соотв. средства поддержки. Полную конфиденциальность обеспечить крайне трудно: нек-рые члены группы позволяют себе говорить за ее пределами о том, что они узнали. Кроме того, кто-то в группе может оказаться в положении «козла отпущения», особенно если вмешательство лидера группы не достигает цели в тех случаях, когда неск. членов группы нападают на одного. Любой метод вмешательства, столь мощный, как группа, может привести к серьезному нарушению жизни чел. Изменения могут затронуть образ жизни, систему ценностей и вылиться в потерю чувства защищенности. Потенциальным членам групп следует знать об этих рисках и ограничениях. Клиент-центрированная модель Эта групп. модель, разраб. Карлом Роджерсом и его сторонниками, основана на предположении о том, что люди наделены врожденной способностью к реализации всех своих потенциальных возможностей. К их числу относится, прежде всего, возможность справиться со своими собственными проблемами в условиях свободной и терпимой атмосферы. Лидер группы рассматривается как фасилитатор, к-рый не ограничен никакими условиями и искренен в своих отношениях с членами группы. Гештальт-модель Фредерик С. Перлз и его последователи разработали метод гештальт-терапии в группах. Групп. опыт фокусируется на интенсивной установке «здесь-и-теперь». Переживание настоящего момента обеспечивает проникновение в смысл личного поведения и вызывает инсайт, на основе к-рого могут приниматься новые решения по поводу изменения поведения. Членов группы учат брать на себя ответственность за все свои чувства и поведение. Транзактный анализ Эрик Берн разраб. концепцию состояний Я, к-рые он назвал Родитель, Взрослый и Ребенок. Цель участников группы состоит в том, чтобы научиться сознавать то состояние Я, в к-ром они преимущественно действуют. Чтобы развить эту способность сознавать состояния Я, члены группы обычно изучают свои первые планы, поручения, к-рые они получали от своих родителей, и свои предыдущие решения, касающиеся личной ценности и позиции в жизни. Модель рационально-эмотивной терапии РЭТ — подход, разраб. Альбертом Эллисом, — осн. на использовании образовательной, а не мед. или психодинамической модели. Непосредственные действия, направленные на веру чел. в иррациональные суждения, к-рые возникли в рез-те вербального самовнушения, формируют основу для изменения поведения. Цель терапии — помочь членам группы усвоить более рациональную философию жизни, вести себя более разумно и, следовательно, жить более полной жизнью. Основное отличие РЭТ-групп заключается в домашних заданиях, к-рые выполняются за пределами группы, что обеспечивает непрерывность процесса прогрессивных изменений. В этой модели интенсивно используются методики поведенческой терапии. К др. теор. подходам, получившим нек-рое признание, однако имеющим более узкую область применения, можно отнести психоаналитическую модель, модель терапии реальностью, модель поведенческой терапии, развивающий подход и эклектическую модель развития челов. ресурсов. См. также Консультирование , Групповая динамика, Групповая психотерапия Р. К. Берг
Групповое решение проблем ( group problem solving )
Сравнение индивидуального и Г. р. п. — один из центральных вопросов групп. динамики, и большинство работ, посвященных Г. р. п., концентрировалось на таком сравнении. Выявляя различия между процессом решения проблемы людьми, работающими в одиночку, и людьми, работающими в составе групп, психолог может пролить немало света на концептуальные модели функционирования групп. Кроме того, большая часть работы в нашем мире происходит в условиях группы. Это означает, что пед., организационные и соц. психологи, наряду с др., должны активно изучать сравнительную эффективность групп. и индивидуального способов решения проблем, и если для решения проблем необходима группа, они должны разраб. способы максимизации групп. продуктивности. При сравнении абсолютной продуктивности решения проблем группами и работающими в одиночку людьми почти всегда обнаруживается превосходство групп. Но если эти совокупные усилия группы измерять, используя такие процедуры, как сравнение затраченных человеко-часов, картина оказывается гораздо более сложной. Иногда группа затрачивает больше совокупных усилий, чем работающий в одиночку чел., а иногда — меньше. Когда главными считаются денежные или личностные ресурсы, возникает необходимость в выявлении как тех условий и обстоятельств, при к-рых групп. процесс будет повышать индивидуальные усилия, так и тех, при к-рых групп. процесс будет их снижать. Вопрос о превосходстве индивидуального или Г. р. п. можно рассматривать в контексте контраргументов «производственных потерь» и «производственных выигрышей», имеющих место в группах. А. Стейнер определил «производственные потери» в единицах разности между потенциальной групп. продуктивностью и фактической групп. продуктивностью как следствием несовершенства групп. процесса. Существуют характеристики группы, снижающие эффективность решения. К факторам «производственных потерь» относятся потери во времени, когда группа не признает найденного кем-то (из ее членов) способа решения; нежелание нек-рых членов группы целиком отдаваться групп. работе; снижение индивидуальных усилий членов группы в рез-те групп. опыта. Мн. соц. психологи признают неизбежность «производственных потерь» при Г. р. п., но существуют тж исслед., к-рые указывают на «производственные выигрыши» как рез-т групп. опыта. Групп. взаимодействие может способствовать усилению групп. продуктивности при подходящем составе группы, соответствующих групп. нормах и правильной постановке групп. задачи. Хилл указывает на то, что в ситуации Г. р. п., вероятно, всегда имеют место и «производственные выигрыши» и «производственные потери». Лафлин и Адамопулос показали, что члены группы не только обучают друг друга в процессе групп. деятельности, но что происходящее при групп. работе научение переносится на последующее поведение, относящееся к индивидуальному решению проблем. Таким образом, долгосрочный подход часто диктует выбор групп. модели решения проблем, т. к., несмотря на связанные с ней кратковременные «производственные потери», она играет важную обучающую роль. Одним из важнейших факторов, относящихся к сравнительной эффективности групп в решении проблем, является роль «лучшего в группе». Часто «лучший в группе», по существу, решает проблему, а др. оказываются просто зрителями. Если бы такого лучшего члена группы можно было определить заранее, возможно, следующим наиболее мудрым шагом стало бы сведение к минимуму всего, что может отвлечь этого чел. от решения проблемы, напр. ликвидация групп. ситуации и использование способностей оставшихся членов группы по-иному. Существуют ситуации, в к-рых групп. продуктивность оказывается ниже продуктивности «лучшего в группе». Это задачи, требующие, чтобы группа объединила неск. шагов на пути к их решению, к-рое к тому же далеко не очевидно. Стратегии, при к-рых члены группы воспринимают и поддерживают правильное решение, характерны для категории «дизъюнктивных», или эвристических, задач. И напротив, когда задачи оказываются конъюнктивными и требуют, чтобы «лучший в группе» убеждал др. членов в правильности найденного им решения, группа будет создавать этому человеку серьезные препятствия. Согласно Келли и Тибо, если члены группы обладают разнообразными способностями, а задачи легко делятся на части, то в этой ситуации группа будет превосходить своего лучшего члена. Однако такого рода ситуация не обязательно рассматривается в качестве наиболее подходящей для Г. р. п.; гораздо чаще она просто учитывается в качестве важного условия распределения и координации усилий. Для максимизации «производственных выигрышей» и минимизации «производственных потерь» предлагались специальные программы. Разработка процедур, позволяющих обучать членов группы более эффективному взаимодействию внутри группы, может дополняться ознакомлением групп с процессами, к-рые снижают эффективность групп. работы. Джанис и Манн рекомендовали при работе с группами побуждать их к поиску различных альтернативных решений, обучать методикам, ослабляющим действие защитных механизмов в группе, и использовать структурированные методики. Др. ученые, стоящие на позициях поведенческого подхода, разработали структурированную систему групп. процессов коммуникации, позволяющую группам наиболее эффективно справляться с решением проблем. Метод Дельфи предусматривает сбор, объединение и обеспечение обратной связи в отношении индивидуальных решений, а затем принятие окончательного решения группой лиц. Эта процедура обладает преимуществами Г. р. п., т. к. «производственные потери» от прямого взаимодействия между членами группы сведены к минимуму. Она широко применялась в работе разных правительственных и производственных групп планирования. Эти подходы указывают, что необходимо сдерживать группу от создания ею препятствий отдельным людям и формировать среду, предотвращающую сужение мышления членов группы в отношении альтернативных решений проблемы. Следует иметь в виду, что ситуации Г. р. п. могут служить др. цели, связанной с их способностью усиливать принимаемые на себя участниками обязательства по реализации найденного и принятого совместно решения. Разнообразные подходы к управлению, особенно практикующиеся в Японии, подчеркивают важную роль участия группы. Т. о., даже в тех случаях, когда желание сиюминутной отдачи может диктовать выбор индивидуального способа решения проблемы, в перспективе усиления долговременной приверженности членов коллектива найденному решению групп. способ может оказаться предпочтительным. Решения по проблемам могут приниматься лидером единолично (авторитарно), после консультации с группой или в процессе групп. собрания. Оптимальный метод решения проблем зависит от типа требуемого решения, важности признания решения группой и разнообразных факторов групп. динамики в групп. процессе принятия решений. Классическая модель групп. решения творческих проблем в предложенном Осборном виде начинается с определения и выяснения проблемы. Следующий шаг предусматривает сбор информ. о влияющих на проблему факторах и характере самой проблемы. За этим следует групп. процесс, известный под названием «мозгового штурма», в ходе к-рого, в атмосфере отсутствия оценочных суждений, группа продуцирует как можно больше дивергентных вариантов решения. Конвергентное мышление несовместимо с решением на этой стадии процесса, поскольку оно связано с критической оценкой предлагаемых решений. После успешного сеанса мозгового штурма группа начинает оценивать и критиковать различные альтернативные решения, выбирая в конечном итоге ту стратегию, к-рая будет реализовываться. Далее следует практ. внедрение решения, а за ним — оценка его эффективности. Как и др. методы Г. р. п., творческие подходы к решению проблем не во всех случаях оказываются лучше, чем индивидуальные подходы. Творческое решение проблем группой оказывается наиболее эффективным, когда необходимая для решения проблемы информ. «поделена» между членами группы, когда внедрение решения зависит от мн. людей, когда участники группы обучены методикам творческого решения проблем, когда проблема оказывается «реальной», связанной с конкретной отдачей от решения, и когда имеет место высокая эффективность межличностного взаимодействия в группе. См. также Тренинг коммуникативных умений, Групповая динамика Л. Э. Джексон-мл., С. Р. Рейнолдс
Группы достижения изменений ( change induction groups )
Более 5 млн американцев принимали участие в группах личностного роста или изменений, членов групп самопомощи и повышения сознания насчитывается вдвое больше, а десятки тысяч проходят групп. психотерапию. Цели самые различные — от коррекции подростковой преступности до снятия лишнего веса. Нек-рые клиенты обращаются с тяжелыми личностными и межличностными проблемами, решение к-рых ранее было исключительно прерогативой профессионалов психиатрического здравоохранения. Др. не испытывают непосредственного серьезного стресса, но ищут в группе возможности духовного обогащения. Довольно значительную долю пациентов составляют люди, испытывающие соц. ограничения либо вследствие своей принадлежности к определенной половой, национальной и возрастной группе, либо в силу своей сексуальной ориентации. Наконец, есть группы, члены к-рых не имеют иных мотивов, кроме желания расширить свой жизненный опыт. Использование групп для оказания систематической помощи людям в состоянии дистресса относительно недавно появилось в практике психиатрического здравоохранения. Малые группы, однако, всегда были важным целебным средством. Групп. динамика всегда широко использовалась религиозными целителями, но когда лечением стали заниматься не священнослужители, а профессиональные медики, это привело к упадку целенаправленного использования целительных сил группы. Развитие психиатрии как части медицины осн. на идее, что «научная медицина» должна дистанцироваться от лечения, имеющего ненаучные традиции. Легитимация терапии психол. проблем в качестве одной из ветвей медицины требовала от мед. науки четкого отграничения ее методов от практиковавшихся ранее приемов народной медицины, в к-рой высокоразвитые групп. техники использовались при лечении психол. заболеваний у друзей, знакомых и родных, в группах лиц со сходными заболеваниями или в рамках религиозной общины. В начале XX в. отдельные авторы опубликовали первые сообщения об использовании групп с терапевтической целью. Джозеф Пратт, терапевт из Бостона, организовал групп. занятия для больных туберкулезом. В Европе Альфред Адлер организовал консультационные центры, где для лечения пациентов-рабочих применялись групп. концепции. Раннее и важное влияние на развитие групп. психотерапии оказало использование Якобом Л. Морено лечебной группы. В Англии Трайгент Л. Бёрроу, автор термина «групп. анализ», использовал группы для анализа расстройств поведения. Вплоть до начала Второй мировой войны групп. психотер. развивалась не в полную силу. В условиях нехватки психиатрического персонала и возрастающей потребности в нем «резонность» лечения больных в группах стала очевидной. На распространение групп. подходов сильно повлиял соц. прагматизм эффективного профессионального лечения большого количества людей. Большое влияние оказало тж изменение сути теории о природе чел. и генезе психол. заболеваний. Предположение о том, что психол. расстройства могут быть тесно связаны с проблемами челов. взаимоотношений, — т. е. их соц., а не интрапсихическое объяснение, — облегчило переход от диадной к групп. терапии. Сравнение современных целительных групп Есть 4 осн. типа групп, главной задачей к-рых является психол. и поведенческое изменение людей и облегчение челов. страдания. Групп. терапия эксплицитно использует мед. модель. Ее публично провозглашаемая цель — «лечение», или продукция психич. здоровья; она ориентирована на ту часть населения, к-рая обращается за помощью для облегчения психол. страдания. Членов терапевтических групп обычно называют «пациентами», терапевт относится к ним как к «больным» и демонстрирующим «нездоровое» поведение (да и сами они, вероятно, так считают). В отличие от этого разнообразные типы групп самопомощи — порядка 250 отдельных орг-ций — намеренно не прибегают к профессиональному мед. руководству. Будучи непрофессиональным направлением, они, тем не менее, как и в групп. психотер., четко очерчивают круг клиентуры, на к-рую ориентируются. Фокус внимания определенной орг-ции самопомощи ограничен людьми, к-рых объединяет общий симптом, проблема или затруднительная жизненная ситуация. Третий тип целительных групп — т. н. группы тренинга сензитивности и группы встреч — связан с обращением к челов. потенциалу. Обычно они ведутся профессионалами. В отличие от групп. терапии, ориентированной на психол. заболевание и статус пациента, или от программ самопомощи, ориентированных на общую для членов группы проблему, это направление считает свои групп. занятия подходящими для всех, кто хочет расти, меняться и развиваться. Наконец, группы повышения сознания настаивают на непрофессиональной ориентации и взаимном контроле, но, в отличие от групп самопомощи, у них более четкие критерии для отбора пациентов. Связующим звеном здесь является не общий психол. синдром, а к.-л. общая соц. характеристика большой подгруппы людей — пол, национальность, этническое происхождение, возраст или сексуальное поведение, — допускающая широкий спектр индивидуальных особенностей. Др. важное различие между отдельными групп. системами — это их системы атрибуции, или эксплицитно и имплицитно сообщаемые теории объяснения источника челов. страданий и путей изменения себя и своей жизни к лучшему. Разные типы целительных групп отличаются еще и тем, как и в какой степени они управляют психол. дистанцией между лидером группы и участниками. Для уменьшения дистанции используется целый ряд методов: открытость терапевта, использование неформальной обстановки, принижение важности опыта лидера и подача себя как почти равного члена группы, использование физ. контакта. Профессиональные теории целительных групп Поведенческие модели, лучше всего представленные в теории соц. научения, предлагают разные механизмы, необходимые для изменений: повышение и понижение уровня активации, моделирование и когнитивное реструктурирование. Предполагается, что лидеры полностью контролируют ситуацию: они эффективны в изменении, десенсибилизации, моделировании и т. п. любого желательного поведения. Недостаточный учет сложностей соц. системы и ее уникальных возможностей для изменения обусловливает неудачу большинства поведенческих подходов, снижая эффективность стратегий достижения изменения, вполне успешных в диадах. Гуманистические подходы представлены различными системами, к-рые объединяет общий взгляд на природу чел., первопричину его состояния и необходимые условия для его роста или изменения. Во главу угла ставится чел. как развивающаяся личность, а цель его развития понимается как актуализация скрытого потенциала. Самую широкую известность получила гуманистическая система Карла Роджерса. Гештальт-подход, хотя и использует группу совершенно иначе, также принимает принципиально позитивный взгляд на природу чел. и его психосоциальные потребности. Гуманистически ориентированные формы терапии обычно не считают характеристики соц. системы факторами первостепенной важности, необходимыми для достижении изменений. Динамические подходы имеют психоаналитические корни. Согласно этим подходам, источник чел. страдания имеет интрапсихическую природу: это внутренние конфликты, сопровождающие чел. в течение всей его жизни. Терапия заключается в когнитивном овладении этими конфликтами и в целом, и в конкретном случае. Характеристики групп, облегчающих научение или исцеление Первостепенное значение имеют следующие характеристики: 1. Возможность развивать чувство принадлежности (к группе). 2. Возможность контролировать поведение членов группы путем поощрения и наказания. 3. Возможность оценивать реальность и тем самым то, как члены группы видят себя самих, группу в целом и др. в группе. 4. Возможность вызывать и высвобождать сильные эмоции. 5. Возможность обеспечить контраст для соц. сравнения и обратной связи. Такие сравнения облегчают пересмотр идентичности, предлагая новые возможности или альтернативы. Терапевтика и роль терапевта/лидера Все профессиональные теории групп. изменений осн. на предпосылке, что группа — соц. микрокосм: она вызывает именно те чувства, мысли или поведение, к-рые и беспокоят пациента. Предполагает ли теоретик наличие психодинамического конфликта, видит ли он в качестве источника личных проблем отношения с окружающими или придерживается бихевиоральной позиции, в любом случае считается, что начальным шагом в изменении будет выявление беспокоящих, тягостных моментов. Демонстрация этих моментов в контексте, к-рый в к.-л. важном отношении отличается от обыденной жизни, представляет собой первый этап терапевтического процесса. Далее, поведение, мысли и чувства должны восприниматься и переживаться иначе, чем раньше; участники должны «научиться» тому, что пугающие последствия не обязательно произойдут. При изучении разнообразных теорет. позиций выявляется большое число терминов или концепций, описывающих поведение терапевта или лидера: они интерпретируют, сопротивляются, конфронтируют, размышляют, оказывают поддержку, разыгрывают ролевые сцены, действуют в качестве наблюдающего Я, форсируют групп. кризис, воздерживаясь от ожидавшегося от них поведения, подкрепляют, моделируют, заключают контракты, устанавливают осн. правила, защищают, выражают принятие, сохраняют свою аутентичность, выражают личное расположение, анализируют перенос, сообщают чувства, интерпретируют групп, динамику, учат, действуют как целостная личность, раскрывают свои личные эмоции, оспаривают позиции др., действуют провоцирующим образом и т. д. Дескриптивные и концептуальные ярлыки, используемые для описания роли, весьма широки и многообразны. М. Э. Либерман, И. Д. Ялом и М. Б. Майлз на основе анализа поведения лидера, предписываемого восемью теорет. позициями, описывают четыре осн. функции лидера группы: эмоциональную стимуляцию, поддержку, придание смысла и исполнительные функции. Все лидеры, вне зависимости от их теорет. ориентации, используют к.-л. варианты поведения в этих четырех аспектах, хотя разброс относительно придаваемого им значения и частоты применения достаточно широк. Лидеры тренинга сензитивности видят свою роль в том, чтобы помочь участникам понять себя и др. через понимание групп. процесса. Они сосредоточиваются на группе в целом и на взаимодействии ее членов друг с другом. Эти лидеры пытаются объяснить, что делает группа в целом, фокусируются на таких вопросах, как сохранение группы и ее сплоченности, распределение полномочий и рабочих заданий, выделение подгрупп и «козла отпущения» в группе. Гештальт-терапевты подчеркивают целостность индивидуума. Изменение рассматривается как субинтеллектуальный процесс, опосредуемый стимуляцией вхождения индивидуума в контакт с примитивной мудростью тела. Группа в целом или ее члены используются редко. Классический прием этого методического подхода — пустое кресло, «горячий стул» возле лидера, занимаемый каждым членом группы по очереди для непосредственной «работы» с лидером. Лидеры групп транзактного анализа работают по очереди с каждым из членов группы. Термин «транзактный анализ» относится к взаимодействиям не между отдельными индивидуумами в группе, а между внутренними символами (Родителем, Ребенком и Взрослым). Типично установление контрактов обучения (постановка специфических задач) и формальное преподавание аналитической модели. Лидеры групп основной встречи делают акцент на восприятии и углублении межличностных отношений и на освобождении от телесных ограничений. Они исходят из того, что, освобождаясь от соц. заторможенности и мышечных зажимов, люди смогут воспринимать свое тело и др. людей иначе и более полно. В фокусе — как внутреннее состояние индивидуума, так и межличностные отношения. Лидеры групп клиент-центрированного подхода сосредоточивают внимание на межличностной или внутриличностной динамике. Их цель — быть моделью для личностного развития, устанавливая состояния искренности, безусловного позитивного отношения и эмпатии как осн. компонентов терапевтического отношения. Терапия атакой делает акцент на выражении гнева. Каждого члена группы по очереди подвергают критическим расспросам со стороны др., полагая, что длительная атака слабых мест индивидуума сделает его более сильным. Этот метод в системе Синанон называется «игрой», поскольку по окончании сеанса атмосфера в группе сразу же приобретает характер взаимной поддержки. Используемая в Синаноне форма терапии атакой отличается от др. моделей тем, что здесь в группу включаются как опытные, так и неопытные члены, причем значительную часть работы делают «опытные игроки». В др. моделях терапии атакой конфронтацию почти целиком берет на себя лидер группы. Психодраматические подходы построены на разыгрывании ролей или психодраматических упражнений т. о., чтобы участники могли отреагировать заблокированное прежде поведение или вызывающие страх эмоциональные отношения в «более безопасной» обстановке. Метод осн. на предпосылке, что человек может приобрести полезный опыт как непосредственно исполняя роль, так и будучи зрителем психодрамы. Психоаналитически ориентированные группы сосредоточиваются на внутренней динамике, в особенности на первой истории, рассказанной в группе. Такие группы имеют менее эмоционально насыщенную атмосферу, отличаются большей рефлексивностью, концентрируясь на интеллектуальном совладании с действующими в группе интер- и интраперсональными силами. Терапевт действует как наблюдающее Я, интерпретируя сопротивление и анализируя механизмы психол. защиты по мере их проявления в соц. микрокосме группы. Механизмы изменения Целостный процесс психол. изменения с помощью групп. методов м. б. представлен в терминах двух центральных и взаимозависимых аспектов групп. восприятия. Характеристики группы предписывают условия, определяющие контекст, в к-ром должны произойти ожидаемые изменения. Др. важным аспектом системы терапевтического потенциала является «пакет» событий и ощущений — механизмы динамики. Нек-рые из них хорошо известны читателям, знакомым с проведением индивидуальной терапии, др. же могут иметь место лишь в ситуации, где действует неск. лиц. Эффективность всех этих механизмов у всех людей или при всех состояниях не была подтверждена. Они представляют собой квинтэссенцию того, что обычно считается важным. Экспрессивность. Эмоциональная экспрессия — центральная в большинстве теорий. Нек-рые теорет. концепции подчеркивают выражение положительных эмоций, тогда как в др. критическим признается выражение отрицательных эмоций. Самораскрытие — это прямое сообщение информ., к-рая, по мнению говорящего, вряд ли будет получена окружающими, если ее не выскажут, и к-рая считается им настолько личной, что рассказ об этом обычно ведется с большой осторожностью. Обратная связь. Обратная связь представляет собой получение информ. о том, как чел. воспринимается др. членами группы, что присуще лишь групп. ситуации. Переживание сильных эмоций. Всякая терапия затрагивает эмоциональную жизнь чел. Переживание сильного аффекта не обязательно предполагает прямое выражение чувств. Целительные группы предлагают огромное количество стимулов для вызова интенсивных эмоций у их участников. Ощущение общности. Способность передать участнику чувство единения с др. — феномен, к-рый может возникнуть лишь в групп. ситуации. Альтруизм. Исключительно в группе может возникнуть ощущение собственной нужности др. людям. Эффект наблюдения . Часто можно наблюдать, что нек-рые участники группы остаются спокойными и пассивными в течение всей истории группы, однако это не означает, что они не извлекли для себя никакой пользы. В рез-те наблюдения часто происходят психол. изменения, хотя иногда они остаются не вполне осознанными. Обнаружение сходства. Облегчение, испытываемое участниками, когда они обнаруживают, что их проблема не уникальна, является одним из наиболее положительных эмоциональных эффектов, предлагаемых группой. Экспериментирование. Груп. ситуация представляет собой обстановку, которая позволяет участникам экспериментировать с новыми формами поведения при сниженном риске неблагоприятных последствий. Внушение надежды. В группах часто происходят события, вызывающие надежду — чувство, что человек может измениться и что группа может этому способствовать. Когнитивные факторы. Традиционные психотерапевтические системы, вышедшие из динамической психиатрии, акцентируют роль когнитивных факторов, обычно определяемых как инсайт. В целом рез-ты хорошо спланированных исслед. обнадеживают. Они подтверждают терапевтическую эффективность различных целительных групп, описанных в этой статье. См. также Групповая психотерапия, Человеческий потенциал, Марафон-терапия, Механизмы групповой психотерапии М. А. Либерман А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
|
***
Метафизические (психологические) ***
Метафизические (психологические) ***
***
Как ослабить или снять, влияние стресса? ***
***
***
Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!
Это может пригодится!
|
| ||
Музыка для медитаций и расслабления Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"
|
Рассказы, сказки, стихотворения.
|
|