Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

 


























































 

Basteln & Spaß

Naturführer Pilze

Сонник 2012

Здоровье и магия

Мультфильмы





















































Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")



Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 



 

Группы самопомощи ( self-help groups )

 

Г. с. представляют собой более или менее формальные орг-ции непрофессионалов, преследующих общую цель ради достижения блага для каждого члена группы. Речь идет о группах, главная цель к-рых — изменения в психологии или поведении участников. Они исходят из двух принципов, а именно: люди, эффективно справляющиеся или справившиеся с личной проблемой, — лучшие помощники по сравнению с профессионалами, не имеющими в этом собственного опыта; такие люди, помогая друг другу, помогают и самим себе.

История и современный статус

В литературе упоминаются разные источники происхождения Г. с. Вне зависимости от своих предшественников, совр. Г. с. создаются, чтобы хоть отчасти удовлетворить терапевтические потребности населения, с к-рыми не справляются или справляются неадекватно существующие соц. учреждения.

Самая старая, самая крупная и наиболее известная из существующих терапевтических Г. с. — об-во Анонимных алкоголиков (АА). Осн. в 1935 г. алкоголиками для помощи алкоголикам, оно имеет филиалы А l - Anon и Al - Ateen для их родственников и друзей. На данный момент в него входит св. 1 млн чел. в 92 странах. Его программа «12 шагов» принята 34 Г. с., в т. ч. Анонимными азартными игроками, Анонимными обжорами, Анонимными шизофрениками и Анонимными наркоманами. Кроме того, хорошо известны орг-ции самопомощи Корпорация «Выздоровление» для бывших пациентов психиатрических учреждений и Синанон для наркоманов (а позднее и для бывших заключенных).

Рост Г. с., в особенности с середины 1970-х гг., рассматривался нек-рыми как крупное движение в психотер., «четвертая сила», следующая за «третьей силой» гуманистической психотер.

Типы групп

Учеными создано неск. типологий Г. с. Четыре типа, разраб. Леоном Леви, больше всего подходят для групп с терапевтической ориентацией.

Группы I типа занимаются преим. контролем или реорганизацией поведения. Примеры таких групп: АА, Анонимные азартные игроки и Анонимные родители. Членов групп II типа по классиф. Леви объединяют общие стрессовые ситуации, в соответствии с к-рыми их можно разделить на подтипы. Эти группы могут фокусироваться на таких кризисных ситуациях, как изнасилование, убийство кем-либо ребенка и выживание после суицидной попытки. Др. группы занимаются т. н. переходными периодами жизни, или переходом к нормальному состоянию. Такие группы стремятся скорее к совладению с кризисными ситуациями, чем к изменению статуса своих членов. В работе групп III типа участвуют люди, испытывающие дискриминацию в связи с их полом, расовой или классовой принадлежностью и  с е к с у а л ь н о й ориентацией. Группы IV типа не имеют к.-л. определенной общей проблемы, они стремятся к общей самоактуализации и повышению личной эффективности.

Терапевтические факторы групп самопомощи

Несмотря на большое разнообразие упомянутых выше орг-ций, можно выделить ряд общих для них терапевтических черт или процессов, к-рые способствуют достижению изменений в аттитюдах или поведении членов Г. с.

Общий опыт. Определенный тип общего опыта или ситуаций является основой и обоснованием существования большинства Г. с. Эта общность имеет неск. положительных черт. Людей в таких группах обычно сразу и полностью понимают, и потому они не чувствуют себя психологически одинокими. Кроме того, общность склоняет людей к снижению защит и побуждает к самораскрытию, чему сопутствуют эффект катарсиса и уменьшение стыда.

Помощь другим. Принцип «помощник терапии» в Г. с. гласит, что чем больше члены группы помогают др., тем больше они помогают самим себе.

Постоянная система поддержки. Члены Г. с. часто получают от др. участников поддержку, ободрение и похвалу. В действительности поддержка осуществляется круглосуточно, если есть возможность связаться с др. по телефону. Система поддержки становится чем-то вроде большой участливой семьи.

Информация. Большой терапевтический эффект приносит получение информ. технического порядка, а тж элементов народной мудрости.

Получение обратной связи. В обстановке открытости и искренности, типичной для Г. с., поведение участников доступно точному наблюдению и комментариям др. членов группы.

Обучение специальным методам. В таких Г. с., как АА, успешность решения проблем зависит от следования специальным методам или техническим приемам. Члены групп осваивают эти приемы и учатся постоянно применять их, что обеспечивает создание терапевтически ценной структуры.

Другие когнитивные процессы. Терапевтическое воздействие процесса самопомощи в значительной степени связано с такими принципами когнитивной терапии, как формирование положительного Я-образа, улучшение самомопонимания, расширение воспринимаемых альтернатив, усиление различительной способности и переопределение норм.

Самопомощь или профессиональная психотерапия?

Отношения между Г. с. и профессионалами, работающими частным образом или в гос. учреждениях, варьируют от тесного сотрудничества до антагонизма. Для нек-рых групп независимость от авторитета, методов и финансирования профессионалов является делом принципа. Но даже ярые приверженцы Г. с. все больше признают важность того, как профессионалы создают, консультируют и легитимируют нек-рые из таких групп. По данным проведенных исслед., около трети групп самопомощи были осн. по меньшей мере при содействии профессиональных помощников. Профессионалы и непрофессионалы тесно взаимодействуют между собой в деятельности многих групп, имеющих отношение к физ. здоровью. Такие орг-ции, как АА, часто получают существенную поддержку со стороны психиатров и клинических психологов.

См. также Группы достижения изменений, Директивное консультирование, Человеческий потенциал, Консультирование сверстниками, Поддерживающий уход

Ф. У. Хансен

 

Группы честности ( integrity groups )

 

Г. ч. составляют ресурс общественного движения за психич. здоровье, используемый для оказания помощи пациентам при решении проблем повседневной жизни через изменение себя. Эта модель групп самопомощи разраб. О. Хобартом Маурером. Концепция Г. ч. основана на теории Маурера, согласно к-рой мн. психосоциальные расстройства являются следствием нарушения людьми взятых на себя обязательств и договоренностей со значимыми в их жизни др. Чтобы помочь таким людям в решении их проблем, рекомендуется вовлекать чел. в группу поддержки, состоящую примерно из 8 участников со схожей судьбой.

Подход на основе теории соц. научения, служащий отличительным признаком этих групп, предполагает специфическую констелляцию структуры, целей и коллективное руководство; вовлечение в группу, в к-рой опытные члены демонстрируют образцы адекватного поведения в группе; нормы поведения и правила проведения ежедневных собраний; заключение договора о соблюдении принципов честности, ответственности и поддержки в группе и за ее пределами; принятие индивидуальных обязательств, касающихся специфических изменений поведения; ожидание того, что словесные намерения будут претворяться в конкретные дела, и значительную поддержку группы и подкрепление достигаемых поведенческих изменений. Члены группы оказывают друг другу помощь по мере возникающей необходимости в промежутках между еженедельными трехчасовыми групп. занятиями. Важность индивидуальной ответственности и взаимной поддержки подчеркивается в девизе Г. ч.: «Ты один можешь сделать это, но ты не можешь это сделать один».

См. также Групповая психотерапия, Терапия в однородных группах

Э. Дж. Ваттано

 

Гуманистическая психология ( humanistic psychology )

 

Г. п. — это одновременно общественное движение, зародившееся внутри психологии, и теорет. перспектива, выдержавшая испытание временем. Оба этих аспекта требуют должного внимания и анализа. В самом понятии Г. п. содержится некое противопоставление научной психологии. В большинстве своих проявлений Г. п. отдает приоритет челов. опыту и наполненной смыслом жизни разумного об-ва, к-рое соприкасается с ее воплощениями в произведениях иск-ва и документальных источниках прошлого и современности. Большинство сторонников Г. п. занимались (и занимаются) психотер., обеспечивающей привилегированный доступ к челов. опыту, а гуманистическое движение всегда было тесно связано с прикладной психологией личностного роста и изменения.

Предшественники

В 1920—1930-х гг., в американской психологии господствовал догматический бихевиоризм. Сторонники этого позитивистского направления считали сознательный опыт человека выходящим за рамки научного понимания. В этой неблагоприятной обстановке, в конце 30-х, появилась психология личности. После знакомства с подходами к личности представителей европейской феноменологии и нарождающегося экзистенциализма Гордон Оллпорт предложил широкую теорет. перспективу для изучения зрелого Эго и процессов его развития. Генри Мюррей развил и отстаивал в американской психологии подход к личности, отличающийся выраженной фрейдо-юнгианской ориентацией и уделяющий особое внимание недоступным для сознания глубинам души, чье содержимое могло прорываться на поверхность и в форме творчества, и в форме невроза. Сразу после Второй мировой войны были изданы книги двух др. крупных психологов — Гарднера Мёрфи и Джорджа Келли, в к-рых излагались их собственные теорет. представления о личности, принципиально расходившиеся с позицией бихевиоризма.

Тем временем все еще господствовавший в американской психологии бихевиоризм, в его утонченной версии Джона Долларда и Нила Миллера, стремился найти почву для объединения с психоан. (находившимся тогда на вершине славы) и, по существу, оставался в оппозиции взглядам на личность Оллпорта и Келли, к-рые отвергали как механистические положения бихевиоризма, так и биолог. редукционизм классического психоан. Психология личности, оформившаяся после Второй мировой войны в относительно самостоятельное направление, и стала той питательной средой, из к-рой возникла Г. п.

Создание гуманистической психологии

Конференция, состоявшаяся в 1964 г. в Олд-Сейбруке, штат Коннектикут, дала начало Г. п. как общественному движению в психологии. Активное участие в нем принимали выдающиеся представители психологии личности и др. гуманистических дисциплин: Гордон Оллпорт, Генри Мюррей, Гарднер Мёрфи и Джордж Келли из поколения отцов-основателей; Шарлотта Бюлер, представлявшая европейскую традицию исслед., к-рую позже стали называть «перспективой времени жизни» (или «перспективой жизненного пути»); Жак Барзун и Рене Дюбуа — представители гуманизма в литературе и биологии; а также Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и Ролло Мэй, ставшие интеллектуальными лидерами этого движения.

Роджерс, Маслоу и Мэй определили первоначальный характер Г. п. и по сей день остаются ее самыми уважаемыми фигурами. С т. зр. Роджерса, функционирование человека предполагает наличие внутренних тенденций к самоактуализации. Эти тенденции могут блокироваться различными превратностями социализации, однако их можно разблокировать в тех случаях, когда отношение «терапевт—клиент» характеризуется безусловным положительным принятием, правильным эмпатическим пониманием, искренностью и полнотой. Маслоу начал свой путь в психологию с изучения поведения обезьян. Под влиянием идей Курта Гольдштейна Маслоу развил иерархическую модель мотивации человека, согласно к-рой физиолог. потребности должны быть удовлетворены прежде всего и только затем наступает очередь потребностей в безопасности и защите, в принадлежности и любви и в уважении. Кроме того, и Роджерс и Маслоу воспринимали самоактуализацию как эмпирический принцип и как нравственный идеал. Они разделяли романтические воззрения Жан-Жака Руссо, утверждавшего, что человек по своей природе добр, только испорчен об-вом, в отличие от гоббсианского взгляда Фрейда, считавшего природу человека противоречивой, с неизбежной примесью зла, и от бихевиористских утверждений в духе Локка о податливости человека средовому программированию.

Находясь под сильным влиянием теологии культуры Пауля Тиллиха, Мэй привнес в Г. п. европейскую струю экзистенциалистской и феноменологической мысли. Его книги вводили американских психологов в круг идей, берущих начало от Кьеркегора и Хайдеггера, в то время как в более поздних своих работах, рассчитанных на широкий круг читателей, он уделял пристальное внимание трагическим по своей сути сторонам положения человека в мире. За подходом Роджерса, придающим особое значение эмпатическому пониманию субъективного мира конкретного человека, закрепилась слава «феноменологического».

Влияние контркультуры

Образование Г. п. как «Третьей силы» практически совпало с возникновением контркультуры «детей цветов» и употребляющих наркотики «хиппи» — феномена 60-х.

В психол. аспекте, контркультура обладала рядом черт, созвучных идеям Г. п. Прежде всего ее отличал индивидуализм: стремление каждого реализовать себя, фактически ни во что не ставя взаимную зависимость и не связывая себя обязательствами перед др. людьми. Была в ней и сентиментальная вера в способность чел. к совершенствованию, сочетающаяся с пренебрежительным отношением к политическим и этическим способам улучшения существующей жизни среди несовершенных созданий, находящихся в противоречии с самими собой и с окружающими. Был в ней и акцент на важности самораскрытия. Люди искали легкой, но поверхностной близости, пытаясь обойти стороной тот труд, к-рый требуется для создания и поддержания заботливых личных отношений. Особая важность придавалась жизни здесь и сейчас, когда прошлое обесценивалось, а будущее не связывалось ни с какими планами, что плохо сочеталось с самоконтролем и обязательствами перед собой и др. людьми. В том же ряду стоял гедонизм, к-рый подразумевается, когда живешь в состоянии здесь и сейчас, с минимальным грузом моральных обязательств. И наконец, иррационализм, проявлявшийся в пренебрежении возможностями науки и рационального решения проблем, в полагании на интуицию, а не на факты, в слепом влечении к оккультизму и в прославлении наркотического «кайфа».

Основатели Г. п. не стояли на позициях «антинауки». Они скорее стремились выправить уклоны бихевиоризма и психоан., чтобы создать психологию, более правдиво отражающую челов. жизнь и более полезную для ее улучшения.

Движение групп встреч

Движение групп встреч, к-рое оказалось в центре внимания Г. п. в 60—70 гг., имело несколько источников. Одним из них была работа Я. Л. Морено, психиатра мессианского толка из Австрии, к-рый до 1920 г. писал о психол. «встречах» ( encounters — соприкосновениях, столкновениях) и использовал в практике спонтанный театр психодрамы (его термин), к-рый он впоследствии продвигал в Америке в качестве психотерапевтического метода. Др. источником был тренинг сензитивности, созданный Куртом Левином и его учениками. Левин был представителем «теории поля» в психологии. Он, фактически, является создателем совр. американской соц. психологии и, кроме того, автором методики практ. обучения людей умениям налаживать и поддерживать взаимоотношения — т. н. «самообучающихся групп» ( self - studying groups ) , в к-рых психолог исполняет роль не «руководителя», а «фасилитатора» (т. е. человека, оказывающего профессиональную помощь и поддержку членам группы). Тренинг сензитивности стал полноправным направлением, независимым от академической соц. психологии и все более тесно связываемым с индустриально-организационной психологией по мере ее становления. Нек-рые аспекты этого направления впитало в себя движение групп встреч. Третьим источником стала гештальт-терапия, представленная в Эсаленском ин-те ее главным разработчиком Фрицем Перлзом: групповой подход, в к-ром терапевт играет самую активную роль, используя разнообразные методики (включая разыгрывание ролей), с тем чтобы сосредоточить участников на целостном эмоциональном переживании «здесь и сейчас».

В Эсаленском ин-те такая «интенсивная работа в группах», оркестрованная в соответствии с принципами гештальта, — обычно в форме «уик-энд марафонов», — тж сочеталась с методиками телесно-ориентированной терапии в русле идей Вильгельма Райха, нек-рыми формами массажа, медитативными техниками и упражнениями из йоги, позаимствованными из восточных религий. Алан Уотте пропагандировал и всячески поддерживал восточную религию в качестве идеологии для психотерапевтов, что предопределило мистическую сторону гуманистического движения.

Трансперсональная психология

Границы Г. п. оказались тесными для иррационалистических, мистических тенденций, прорывающихся из контркультуры. Внутри гуманистического движения, не отвергая его, развилась концепция «трансперсональной психологии», к-рая открыто признавала свое тяготение к суфизму и др. формам мистицизма и сосредоточивалась на гипотетических процессах, связывающих индивидуальные сознания с духовным океаном, с к-рым они сообщаются, — отголоски идей, высказанных в свое время К. Г. Юнгом. Г. п. как общественное движение реагировала т. о. на недостаток в нашей культуре веры, надежды и милосердия, но этой своей реакцией она ставила себя в положение религии и тем самым теряла контакт с психологией как наукой.

Другие аспекты гуманистической психологии

Гуманистическое движение не было целиком поглощено Эсаленом и группами встреч; необходимо отметить и др. его направления, существовавшие в то время. Среди них следует назвать логотерапию Виктора Франкла — религиозно-экзистенциалистскую версию психоан. (во многом напоминающую подход Ролло Мэя), придающую особое значение челов. потребности поместить смерть и страдание в некий смысловой контекст, с к-рым можно жить, причем даже в крайне тяжелом положении. Сюда же относится трактовка Амадео Джорджи феноменологической философии Мерло-Понти: своего рода философская Г. п., почему-то так и не ставшая элементом «фасада» гуманистического движения. Еще одна мировоззренческая концепция — это интерпретация Дэвидом Бэкеном диалектически связанных принципов действия ( agency ) и общности ( communion ) .

Движение породило собственных критиков. В частности, Ричард Фарсен, в прошлом ученик, сотрудник и единомышленник Карла Роджерса, возражал против бездумного преклонения перед терапевтическим трюкачеством, к-рое, на его взгляд, разлагало Г. п. Были также попытки «одомашнить» движение, вернуть его в лоно академической научной психологии, реформируя на ходу саму академическую психологию в гуманистическом направлении. Психологи тж пытались преодолеть противоречия между механистической бихевиористской психологией и Г. п. Однако практ. сближение академической и гуманистической психологии не разрешило вопросов филос. характера, лежащих в основе их спора. В лагере бихевиористов Альберт Бандура расширил рамки своей теории соц. научения с тем, чтобы она отвечала основным гуманистическим интересам. В результате он создал теорию реципрокного детерминизма, в к-рой ему удалось учесть самоконтроль и личную инициативу при образовании окружающей среды человека.

Секулярный гуманизм: пренебрегаемая версия гуманистической психологии

Г. п. как общественное движение упорно обходила вниманием магистральный путь психол. мысли, получивший отличные «рекомендательные письма» от европейских гуманистов, а именно психологию «секулярного гуманизма». Концепция секулярного гуманизма лучше всего поддается толкованию в рамках экзистенциалистской традиции гуманистической мысли. Человек, по утверждению Паскаля, — «мыслящий тростник», слабейшее из творений природы, — и потому нуждается в Благодати Божией. В духе противоположной традиции секулярного гуманизма Шекспира и Монтеня Ницше в XIX в. и Сартр в XX в. предложили экзистенциалистские, — если судить по значению, к-рое эти философы придавали ответственности наделенного самосознанием человека, — концепции мирского, нерелигиозного гуманизма.

Для религиозного экзистенциалиста аутентичная оценка положения человека в мире ведет к неизбежному признанию челов. бессилия перед лицом жизни и смерти, причем облегчить свое положение люди могут только на пути смирения перед всемогуществом Бога. Для атеистического гуманиста, напротив, надежда на Бога служит признаком регрессии к стадии детской зависимости; челов. достоинство требует опирающегося на разум признания за людьми способности самостоятельно выбирать способ своего существования в нейтральном по отношению к ним мире. Смысл человека — в его творчестве. Воззрения представителей религиозного и секулярного гуманизма на природу человека невозможно примирить, хотя и те и другие требуют в качестве предварительного условия внимания к трагическим составляющим челов. существования, полностью игнорируемым господствующим направлением в Г. п.

Гуманизм и наука в психологии

С самого начала XX в. разграничение наук на «науки о природе» и «науки о духе или культуре», введенное немецким философом Дильтеем, отзывалось эхом в различных направлениях совр. соц. мысли. Возможно, наиболее полно это разграничение выражается в противопоставлении перспективы каузального (причинно-следственного) объяснения, традиционно даваемого с внешней по отношению к субъекту поведения позиции, перспективе истолковательного понимания в рамках внутреннего мира самого субъекта — области интуиции, смыслов, интенций и ценностей.

Каузальная перспектива, когда она применяется для объяснения челов. поведения, обеспечивает непрерывную связь наук о человеке с естественными науками о физ. и биолог. мире. Истолковательная перспектива подчеркивает уникальность челов. существ — этих обладающих культурой и способностью к символизации созданий, способных действовать с учетом прошлого и будущего, наполнять смыслом или бессмысленностью свое существование, обманываться и вводить в заблуждение др., но вместе с тем видеть друг друга насквозь. Совершенно очевидно, что обе эти перспективы применимы к человеку.

Когда эти перспективы ясно обозначены, они образуют противоположные полюса знания, необходимые, подобно полюсам магнита, но не поддающиеся синтезу в единую теорию. Может быть, это все, на что мы способны в нашем теоретизировании, но не только это вызывает неудовлетворение. Подобная раздвоенность никак не помогает нам в объяснении того, что в феноменах лично выбираемого поведения смыслы или интерпретации, к-рые мы приписываем нашим характерным чертам и поступкам, на деле оказываются важными причинными факторами наших действий. Имея в виду именно этот случай, можно утверждать: в том, что касается такого исключительно челов. мира, интерпретация и каузальное объяснение должны быть каким-то образом объединены; или, говоря иначе, единственной удовлетворительной наукой о челов. опыте и деятельности должна быть наука, в к-рой герменевтическая интерпретация, соединенная с каузальным объяснением, играет главную роль.

Задачи, стоящие перед гуманистической психологией нашего времени

Научная психология претерпела значительные изменения с момента основания гуманистического движения как «Третьей силы». Теперь, когда это движение потеряло былую силу и сплоченность — отчасти из-за своих «порочных» связей с контркультурой, а отчасти в ответ на изменившуюся ситуацию в психологии, — возможно, наступило время задаться вопросом: какие особые сферы внимания продолжают оставаться многообещающими с точки зрения Г. п.

Во-первых, Г. п. берет на себя особое обязательство — всегда быть «обращенной окнами» на актуальный челов. опыт. По мере того как психотер. становится все более технологичной, а новая когн. психол. занимается построением блок-схем обработки информ., сохраняется потребность в более пристальном внимании к челов. опыту при проведении психол. исслед.

Во-вторых, попытка понять рефлексивные аспекты личности конкретного человека представляет собой серьезный вызов. Если рефлексивность личности действительно предполагает, что личность, по существу конституируется под влиянием символически-культурального содержания истолкований чел. самого себя, то нашим теориям личности придется уделять более серьезное внимание ист. и культурному контексту, при условии, что они будут претендовать на статус подлинно научных теорий.

Два развивающихся направления в психол. исслед. могут с наибольшей вероятностью унаследовать мантию Г. п. в духе гуманистической науки, к-рый характеризовал поколение ее основателей. Одно связано с возрождением холистического подхода в исслед. личности. Другое — междисциплинарное (в к-ром психология занимает центральное место) — известно под названием «развитие человека на протяжении всей жизни» ( life - span human development ) . Развивая это направление, сторонники «перспективы времени жизни» целенаправленно изучали диалектическое взаимодействие между челов. жизнями в их соц. контексте и ист. изменении. Изучение развития чел. в перспективе жизненного пути тж поставило под вопрос ранние допущения о постоянстве психол. особенностей и детерминирующем влиянии раннего детского опыта.

См. также Бихевиоризм , Экзистенциализм, Религия и психология

М. Б. Смит

 

Гуманитарная модель здравоохранения ( human services )

 

Область гуманит. здравоохранения ( human services ) как прикладной соц. науки постоянно расширяется и изменяется. В области гуманит. здравоохранения работают врачи, психиатры, психологи, консультанты, соц. работники, реабилитаторы, специалисты по коррекции и профориентации и т. д. плюс санитарки, сиделки и др. вспомогательный персонал, а тж лица, не имеющие специального образования, но обладающие необходимым уникальным опытом.

Гуманит. службы исторически связаны с областью охраны психич. здоровья. Прогресс, осуществленный научным подходом к психич. заболеваниям, привел к расширению сферы гуманит. здравоохранения.

В разные ист. эпохи ряд философов и целителей выражали просвещенную т. зр. на патологию психики. Первая революция в психиатрии, т. н. моральная революция, произошла в XVIII в. благодаря трудам французского врача Филиппа Пинеля. Он провозгласил необходимость более гуманного обращения с душевнобольными. Помимо снятия цепей с психич. больных он придавал большое значение доброжелательному отношению к ним, свежему воздуху в палатах и роли эмоций в психич. и соматических расстройствах.

Второй революционный период пришел с пониманием важности той роли, к-рую играют динамическая психиатрия и психология в лечении лиц с эмоциональными расстройствами. Своим приходом (конец XIX в.) он обязан вкладу, сделанному Зигмундом Фрейдом, основателем психоан. Адольф Мейер высказывал убежденность в том, что психич. заболевания являются рез-том усвоенных неадекватных паттернов поведения. Поэтому психотер. понималась как процесс перевоспитания, в к-ром прежний стиль поведения должен быть замещен здоровыми паттернами. Значимым также было основание Национальной ассоц. психич. здоровья.

Третий революционный период начался в 50-е гг. с появлением психофармакологических лекарственных средств, оказавшихся эффективными в устранении деструктивного и патологического поведения. Повышение возможностей самообслуживания больных привело к наступлению четвертого революционного периода, для к-рого характерным было освобождение длительно стационированных и институционализированных больных с последующим проведением их лечения в здоровой среде. Эти перемены оказали большое влияние на развитие в области гуманит. здравоохранения.

Опыт мировых войн поставил вопрос о необходимости улучшения психиатрического здравоохранения. Население вынуждено было признать природу психич. заболеваний; остро встал вопрос о дефиците кадров, необходимых для решения этих проблем.

Конгресс реагировал на это принятием Закона о психич. здоровье в 1946 г. ( Mental Health Act of 1946 ) . Национальный ин-т психич. здоровья ( NIMH ) разрабатывал для штатов программы подготовки специалистов и проведения научных исслед. В 1955 г. был принят еще один Закон о психич. здоровье. Финансирование обеспечивалось Объединенной комиссией психич. здоровья и заболеваний. В работе, проведенной для этой комиссии в 1959 г., Джордж Элби подчеркивал, что существующие органы здравоохранения сами по себе не в состоянии решить задачи охраны психич. здоровья для большинства населения.

На основе рабочих отчетов этой комиссии были составлены рекомендации по подготовке специалистов, проведению научных исслед., созданию клиник лечения после острого периода заболевания, разработке новых программ для ведения острых и хронических больных, созданию внебольничных учреждений и введению законодательных мер по улучшению финансирования здравоохранения. Влияние, оказанное этими рекомендациями, и усилия президента Джона Кеннеди привели к принятию в 1963 г. Закона о создании коммунальных центров психич. здоровья ( Community Mental Health Centers Act of 1963 ) . Этот акт обязывал NIMH сформулировать требования и критерии создания коммунальных (общественных) центров психич. здоровья. Разнообразные многопрофильные учреждения должны были стать доступными для широких слоев населения.

Эта ситуация оказалась благотворной для расцвета движения совр. гуманит. здравоохранения. Краткосрочная терапия, кризисное вмешательство, креативные методы терапии, групповая ориентация и др. подходы стали компонентом движения гуманит. здравоохранения. Прогресс в этой области поддерживался неуклонно после принятия Закона 1963 г. вплоть до снижения финансирования в середине 90-х гг.

Модель гуманит. здравоохранения лучше всего м. б. понята в сравнении с мед. моделью. Мед. модель рассматривает чел., обратившегося за помощью, как лицо, проблема которого обозначена как болезнь. В сравнении с этим модель гуманит. здравоохранения, не ограничиваясь понятием болезни, рассматривает тж проблемы, связанные с нарушением адапт. к повседневной жизни, при к-рых дезадаптивное поведение должно быть заменено на более адекватное и продуктивное. От индивидуума, обратившегося за помощью, ожидается, что он будет принимать активное участие в осуществляемой терапии, с тем чтобы изменить восприятие себя. Как профессия, традиционно посвященная обеспечению благополучия пациента, медицина не могла игнорировать цели гуманит. здравоохранения. Психиатры, интернисты и хирурги подчеркивают важность ответственности больного за свое благополучие в том, что касается диеты, физ. упражнений, сферы активностей свободного времени и отдыха.

Совр. движение гуманит. здравоохранения ориентировано на холистический подход к терапии. Еще одним направлением является использование помощи волонтеров. Собеседования, направления к специалистам, консультации, кризисная помощь по телефону, набор кадров — это лишь нек-рые примеры жизненно важных услуг, оказываемых существующим движением волонтеров. Движение гуманит. здравоохранения оказалось тж весьма эффективным в таких областях, как работа полиции, юридических органов, исправительных учреждений, образование, соц. работа, медицина, психиатрия и психология. Рез-ом является разработка разнообразных программ подготовки специалистов с эффективным использованием челов. ресурсов.

Решение задач материально-технического обеспечения лечения больных в об-ве привело к появлению новых специальностей и ролей в области гуманит. здравоохранения. Ступеньки продвижения по службе стали доступными, на них, прежде не занятых, нашел себе место менее квалифицированный персонал, оказывающий сейчас жизненно важные услуги в деятельности коммунальных служб здравоохранения. Приток большого числа работников гуманит. здравоохранения в область, обычно рассматривавшуюся как поле деятельности мед. профессионалов, встретил нек-рую оппозицию со стороны тех, кто придерживался традиционного взгляда на здравоохранение. Будущее гуманит. медицины будет определяться финансовыми и этическими соображениями и объективной потребностью в подготовленном и опытном персонале.

См. также Общественная психология, Первичная профилактика психопатологии

А. Лернер

 

Гуморальная теория ( humoral theory )

 

Учение о «соках» тела впервые было сформулировано Гиппократом. Он развил идею, позаимствованную из философии Эмпедокла, полагавшего, что Вселенная создана из четырех основных элементов — земли, воздуха, огня и воды и что все известные вещества представляют собой различные сочетания этих элементов. Четырем элементам соответствуют четыре качества: теплое и влажное (воздух), холодное и сухое (земля), теплое и сухое (огонь) и холодное и влажное (вода). Что же касается челов. тела, то в нем эти элементы принимают форму четырех жидкостей, или «соков» организма: крови, черной желчи, желтой желчи и слизи (флегмы). Эти «соки», по Гиппократу, составляют основу челов. тела и могут служить причиной болезни либо здоровья, в зависимости от их соотношения, избытка или недостатка.

Оставленное Гиппократом наследие позволило Галену, личному врачу императора Марка Аврелия, сформулировать учение о четырех типах темпераментов и увязать их с теорией «телесных соков» Гиппократа, чтобы можно было объяснить индивидуальные различия в поведении и доминирующих эмоциях людей. Сангвинический темперамент или чрезмерная веселость обусловлены избытком крови, а меланхолический темперамент — избытком черной желчи. Чрезмерное содержание в организме желтой желчи — причина холерического темперамента (вспыльчивость, вспышки гнева), а повышенное содержание слизи — причина флегматичности.

Учение о четырех «соках» тела и базирующаяся на нем классиф. темпераментов оставались в силе примерно до 1400 г. н. э. и продержались до наступления эпохи Ренессанса и возрождения медицины. Хотя эти представления и не дожили до наших дней, они оставили свой след в таких выражениях английского языка, как, например, good humor (благодушие, букв. «хорошая телесная жидкость»), bad humor ( дурное настроение, букв. «плохая телесная жидкость») и humorous (забавный, смешной, веселый). Отголоски этих представлений слышны также в теориях типов личности, которые описывают людей по преобладанию определенного темперамента.

См. также Теории личности, Темпераменты

Р. Ландин

      



Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

     Нравится

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 

























































Это может пригодится!



Basteln & Spaß

Naturführer Pilze

Сонник 2012

Здоровье и магия

Мультфильмы















































































































































 

Basteln & Spaß

Naturführer Pilze

Сонник 2012

Здоровье и магия

Мультфильмы

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

Статьи

Все техники и практики

Вопросы и ответы 

Музыка для медитаций и расслабления

Медитации Ошо

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

Психология 100 Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100 Психология 100 Твоя Йога LightRay