Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

 

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")

 

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

 

 

 

Поведенческое моделирование (behavioral modeling)

 

П. м. можно определить как процесс, при к-ром некий индивидуум (модель) служит для иллюстрации поведения, к-рое может имитироваться или перениматься на уровне мыслей, аттитюдов или внешнего поведения др. индивидуумом (наблюдателем). Такой моделью может яв-ся реальный чел., герой фильма, лицо, описанное в любом др. носителе информ., например печатном издании, или даже воображаемый персонаж. Когда наблюдатели намеренно используются в качестве своих собственных моделей, этот процесс называется самомоделированием (self-modeling). Практ. приложения П. м. существенно различается как процедурно, так и в своих теорет. основах.

Общие принципы

А. Бандура, самый знаменитый поборник стратегий П. м., выделил 4 необходимых для успеха элемента: внимание к моделируемым событиям; сохранение в памяти того, что наблюдается; способность воспроизвести моделируемые образцы поведения и мотивацию к их воспроизведению. Характеристики модели также вносят вклад в эффективность самой процедуры. Использование похожих моделей, множественных моделей и демонстрация справляющегося исполнения роли (в противоположность «мастерскому») — все это оказалось факторами, повышающими эффективность П. м. В ряду важнейших факторов также часто упоминается способность наблюдателя «идентифицироваться» с данной моделью.

Когда модель оказывается похожей, наблюдатель будет уделять ей больше внимания и демонстрировать большую способность к воспроизведению наблюдаемого поведения. Поскольку при этом первостепенную роль играет само наблюдаемое поведение, поведенческое сходство будет иметь большее значение, чем внешний облик, соц. происхождение и т. п., и модели, демонстрирующие необычное поведение, могут оказываться в большей степени отвлекающими, нежели эффективными. Использование множественных (разнообразных) моделей может улучшать величину эффекта и его генерализацию на др. ситуации.

Справляющиеся с трудностями или «борющиеся» модели иногда оказываются более эффективными, чем модели мастерства (которые демонстрируют лишь превосходный или профессиональный уровень исполнения), однако соответствующие исслед. характеризуются смешанными результатами, особенно с учетом того, что модели обладающие более высоким статусом также могут оказываться эффективными. Возможно, лучшим решением здесь будет не выделять статус модели или ее способность достичь успеха в противоположность мастерству исполнения как отдельные самостоятельные факторы, а рассматривать их с т. зр. вклада в привлечение внимания и того, насколько четко они демонстрируют умения, к-рые яв-ся адекватными и отвечающими возможностям данного обучающегося.

Характеристики наблюдателя и ситуации также влияют на эффективность П. м. Иногда научению на основе наблюдения необходимо обучать как самостоятельному навыку (напр., страдающих аутизмом детей). Акцентирование положительного последствия или вознаграждения за целевое поведение может повышать эффективность модели. Однако важно отметить, что демонстрация неудач в «моделировании негативных последствий» действует как сдерживающий фактор. Обратное зачастую приводит к трагическим последствиям. В частности, зафиксирована связь между неоднократным показом телевизионных инсценировок подростковых суицидов с последующим увеличением суицидов среди молодежи.

П. м. обычно имеет место на одной из начальных стадий цикла научения: исходная информ., моделирование, практика, обратная связь и прямая связь. Оно также может использоваться в качестве изощренного компонента в сложных приложениях теории научения.

Приложения поведенческого моделирования

П.м. активно используется и исследуется в разнообразных областях. Примеры его применения сведены ниже в б широких категорий.

Профессиональное обучение. П. м. часто используется для обучения персонала в сфере обслуживания. Напр., П. м. по видеозаписи использовалось в качестве основного компонента при обучении медперсонала действиям при возникновении экстренных психиатрических ситуаций и в качестве вспомогательного, но ключевого компонента при подготовке американских военнослужащих низшего командного состава. Др. популярные области включают обучение учителей и консультантов, где оно оказывается более эффективным в приобретении специфических умений и навыков по сравнению с ролевой игрой или методикой обратной связи.

Социальные умения в повседневной жизни. П. м. на живом примере широко используется как часть программ тренинга соц. навыков. Видеомоделирование яв-ся осн. компонентом многих комплексных программ и вспомогательным элементом в ряде др. ситуаций. Оно использовалось в качестве главного компонента в столь различных тренинговых программах, как обучение изолированных детей младшего школьного возраста преодолевать застенчивость или демонстрация альтернатив соц. поведению, связанному с употреблением наркотиков, агрессией и др. противозаконными или вредящими здоровью занятиями. Напр., фильмы об уч-ся, преодолевающих соц. давление своих курящих сверстников, оказались эффективными в соответствующих программах для подростков. Наиболее эффективными оказываются программы, в к-рых делается акцент не на демонстрации негативных последствий (ранняя смерть от ракового заболевания), а на адаптивном совладании (противодействие принуждению без нарушения дружеских отношений).

Родители и дети. Различные формы П. м. широко использовались в программах родительского тренинга. Несмотря на то, что в приобретении умений в воспитании и уходе за детьми ничто не может заменить реальной практики, столь же очевидно, что наблюдение эффективных моделей может оказаться чрезвычайно необходимым и полезным в начале такой практики. Родительский тренинг преимущественно связан с обучением родителей конструктивному поведению в проблемных ситуациях с детьми. Др. подход заключается в непосредственном обращении к проблемам самих детей путем обучения их самоуправлению и саморегуляции. П. м. здесь также оказывается эффективным, с использованием для этой цели сверстников или взрослых.

Подготовка к медицинским и стоматологическим процедурам. Для подготовки людей (особенно детей) к болезненным мед. процедурам широко используется моделирование стратегий. Информирование пациента (напр., в отношении того, какие шаги предстоит пройти в данной процедуре лечения) играет важную роль в создания положительного эмоционального отношения и долговременных аттитюдов к лечению, однако П. м. является более эффективным в том, что касается непосредственных поведенческих изменений.

Моторное поведение. При выработке спортивных и др. требующих телесной координации умений и навыков широко используются различные формы демонстрации их элементов тренерами, товарищами по команде или опытными спортсменами. Физиотерапевты также используют П.м. в качестве ключевого компонента в реабилитации посредством физ. упражнений. Коммерческий рынок видеопродукции насыщен такого рода примерами, с использованием экспертов в качестве моделей для развития индивидуальных навыков.

Особые популяции. Соответствующим образом разработанное П. м. имеет очевидную сферу применения в «особых» популяциях, к-рые по определению испытывают дефицит релевантных моделей в своем естественном окружении. Таким примером из области обучения навыкам повседневной жизни яв-ся совершение покупок молодыми взрослыми, страдающими аутизмом. Др. типы навыков, для к-рых были разработаны процедуры П. м., включают соц. навыки, отдых и восстановление сил, коммуникацию (особенно с помощью языка жестов), профессиональные навыки, и, в меньшей степени, навыки учебной деятельности. Несмотря на то, что наиболее подходящими моделями здесь могли бы быть сверстники или похожие люди, такими моделями зачастую служат эксперты (или просто опытные люди), к-рые осуществляют демонстрации, тщательно разрабатываемые с целью приведения их в соответствие со специфической поведенческой проблемой или уровнем подготовки обучаемого.

См. также Подходы к обучению, Тренинг ассертивности, Тренинг межличностных отношений, Влияние сверстников, Тренинг социальных навыков, Социодрама

П. Дауэрик

 

Поветрия и мода (fads and fashions)

 

П. и м. представляют собой хорошо заметные изменения в определенных аспектах соц. поведения, которые могут наблюдаться на протяжении различных периодов времени и охватывать значительные части населения.

Поветрия отличаются от моды в неск. аспектах. Выразителей поветрия можно найти в любой части об-ва, тогда мода зарождается в социоэкономических крайностях (extremes) и поддерживает установившуюся иерархию социоэкономических статусов.

Поветрия практически никогда не связаны с прошлым, тогда как мода нередко отражает определенную периодичность. Поветрия могут отсутствовать в определенные периоды времени, но мода существует всегда.

Поветрия

Поветрие — это повальное увлечение к.-л. предметом, видом поведения или взглядами, к-рое ограничено во времени и отличается неумеренностью. Это увлечение может охватывать широкие слои населения, среди к-рых оно особенно заметно. Термин «мания» («craze») часто используется как синоним поветрия.

Поветрия чаще всего обнаруживаются в области развлечений, характеризующейся сравнительной немногочисленностью глубоко укоренившихся аттитюдов, к-рые потребовали бы замены.

В большинстве случаев, поветрия проходят через пять фаз. На первой идея возникает и начинает распространяться среди ограниченного круга людей. Во второй фазе она находит благодатную почву, подхватывается и стремительно достигает своего пика в третьей фазе. В четвертой фазе наблюдается снижение числа ее новых сторонников и ослабление энтузиазма прежних. В пятой, заключительной фазе, поветрие становится всего лишь курьезом.

Мода

Мода — это сравнительно непродолжительное по времени изменение в стиле внешности, одежды, мебели или любых созданных людьми вещей, к-рое носит почти принудительный характер и, как правило, проходит через четыре фазы. Когда мода возникает впервые, она может оказаться объектом насмешек, однако часто быстро прививается и начинает доминировать в своей второй фазе. В третьей фазе мода достигает повсеместного признания. Превратившись в часть доминирующей культуры в этой третьей фазе, она сохраняется таковой до тех пор, пока не будет вытеснена в четвертой фазе.

Еще на протяжении 1960-х гг. моду можно было объяснить на основе теории «просачивания сверху» (trickle-down theory), согласно к-рой новые подходы впервые опробовались передовыми представителями высшего класса, чья жизнь широко освещалась в СМИ. Затем с этой новой моды изготавливались образцы для средних классов. Далее этими модными вещами начинали пользоваться представители смежных групп, после чего начинали производиться их более дешевые варианты для низших классов. Изменения, произошедшие в структуре американского об-ва 1960-х гг. после убийства в 1963 г. Джона Ф. Кеннеди, привели к возникновению подхода к моде по типу «просачивания снизу» («trickle-up»), когда группы, прежде считавшиеся париями, вносят новые идеи, к-рые впоследствии перенимаются женщинами средних и высших классов, примером чему может служить мода на ботинки, цветные чулки, мини-юбки и шорты.

С распространением феминистского движения после 1968 г., об-во стало с меньшим одобрением относиться к женщинам, чьим основным занятием являлось ношение дорогих новых вещей.

Джеймс Лэвер в своей книге «Стиль в одежде» (Style in costume) документально обосновал существование параллельных сил, регулирующих моду в одежде, архитектуре и обстановке. Так, в 1920-х гг. влияние одной и той же прямолинейной формы можно было обнаружить в небоскребах, стульях, а тж мужской и женской одежде. Чарльз Виник в работе «Новые люди» (The new people) соотнес модные силуэты неск. эпох с господствовавшими в это время моральными воззрениями. Др. интерпретациями моды являются экономическая, марксистская, психоаналитическая (на основе меняющихся эрогенных зон) и антропологическая (на основе культурных трендов и предсказуемых изменений стиля).

См. также Одежда, Теория влияния, Влияние сверстников, Социальное влияние

Ч. Виник

 

Повиновение (obedience)

 

О П. принято говорить в случае, когда чел. выполняет то, что ему велят сделать. П. яв-ся т. о., по определению, социально-психологическим понятием, в основе к-рого лежат взаимоотношения между двумя или более лицами, одно из к-рых предписывает определенную линию поведения, а другое или другие ей следуют. Психол. характер П. варьирует в зависимости от характера отношений между подчиненной и начальствующей фигурами. П., однако, более точно относится к открытому акту согласия (compliance). При переходе от одной ситуации к другой, к П. могут побуждать различные психол. процессы.

П. может происходить по собственной воле или достигаться путем принуждения. Нередко добровольное П. и принуждение незаметно сосуществуют. В развитых формах соц. жизни принуждение обычно замещается добровольным подчинением законной власти. Т. о., люди оказывают повиновение не просто конкретному чел., а его положению или должности; людям также приходится повиноваться и продуктам власти, таким как светофоры и системы законов. П. обычно опосредуется принятием ролей, к-рые представляют собой взаимосвязанные иерархические элементы и составляют, по терминологии Парсонса, «социальную систему».

Социализация. Насаждение П. начинается в самые ранние годы жизни. Рожденный в состоянии биолог. зависимости, ребенок сталкивается с многочисленными требованиями родителей, добивающихся от него больших или меньших уровней дисциплины. Более поздняя фаза социализации в аспекте П. наступает в школе, где дети попадают в институциональную систему власти, в к-рой они научаются подчиняться не только отдельным лицам, но также безличным организационным структурам.

Считается, что такое научение является необходимым для полноценного функционирования в тех иерархических системах, к-рые характеризуют соц. мир взрослых.

Теории. Фрейд утверждал, что в основе П. лежат либидинальные связи, к-рые образуются между членами группы и ее лидером. Они не являются полностью взаимными, потому что лидер не в состоянии любить всех членов безраздельной и абсолютной любовью. Поскольку выбор членами группы объекта до известной степени блокируется, их либидинальные связи с лидером начинают основываться на более примитивных процессах идентификации.

В неофрейдистской трактовке повиновения Э. Фромм придает особое значение взаимодействию психодинамических и социально-исторических факторов. Разрушение ранее предоставлявших покровительство и защиту структур оставляет чел. нового времени в состоянии тревоги и изоляции; в качестве одного из способов решения этой проблемы, люди выбирают бегство в тоталитарное подчинение, отказываясь от свободы с ее возможными опасностями.

Новые подходы. С. Милгрэм опубликовал результаты эксперим. исслед., посвященного конфликту между совестью и авторитетом. Цель исслед. заключалась в том, чтобы увидеть, насколько далеко может зайти наивный испытуемый в своем подчинении инструкциям экспериментатора. Результаты эксперимента показали, что бросить вызов авторитету экспериментатора оказалось гораздо труднее, чем это обычно считается.

Основным предметом исслед. Милгрэма был набор экспериментальных условий, к-рые проверялись в качестве переменных, усиливающих или ослабляющих П. Наряду с др. выводами, его исслед. позволили установить следующее: а) близость жертвы приводит к уменьшению П.; б) групповые силы, в зависимости от того, поддерживают они или противодействуют командам экспериментатора, могут обусловливать широкую вариацию степени неповиновения; в) алогичность (непоследовательность) властной структуры устраняет всякое П. Т. о., эти исслед. демонстрируют зависимость П. от точной конфигурации факторов в конкретной ситуации.

Келман подходит к проблеме деструктивного П. с позиций трехстороннего анализа, концентрируясь на факторах, к-рые устраняют сдерживающие насилие силы. В его системе, санкционирование узаконивает набор деструктивных действий в отношении других; рутинизация сводит эту деструктивную процедуру к набору механических и административных шаблонов, к-рые препятствуют учету моральных соображений; а дегуманизация облегчает действия, направленные против жертвы, благодаря ее обезличиванию.

Значение повиновения для об-ва нельзя переоценить; оно яв-ся средством, с помощью к-рого автономно функционирующие индивидуумы объединяются в более крупные системы координации и контроля. Т. о., оно служит ключевым понятием, позволяющим связывать психол. процессы индивидуума с соц. структурами окружающего мира.

См. также Вмешательство случайных свидетелей, Деиндивидуализация, Эффекты экспериментатора, Групповое давление

С. Милгрэм

 

Повреждения головного мозга (brain injuries)

 

П. г. м. могут иметь самые разнообразные формы и причины: метаболические или структурные аномалии, генетически унаследованные или приобретенные в перинатальный период; травма, полученная в результате несчастного случая или во время боевых действий; отравление медикаментозными препаратами, соединениями тяжелых металлов или токсичными газами; недостаточное питание; инфекции или заболевания; опухоли; нарушение мозгового кровообращения; удаление мозговой ткани хирургическим путем с целью снятия приступов эпилепсии, стойких болевых ощущений или серьезных психиатрических симптомов; естественный процесс старения.

Ранние перинатальные П. г. м., как правило, яв-ся более тяжелыми и обширными, чем те, к-рые произошли в более поздний период жизни. Ранние повреждения часто диагностируются по отклонениям в поведении, наблюдаемым в период последующего развития, поэтому время получения повреждения может быть определено лишь приблизительно на основании гипотетических событий, к-рые могли иметь место в дородовой период. Повреждения же, случившиеся после младенческого периода, часто можно связать с конкретным событием или приблизительным началом появления симптомов, а поведение до развития болезни сравнить с поведением, наблюдаемым после ее начала. Некоторые виды повреждений вызывают, как правило, более заметные аномалии, чем другие. Однако повреждение головного мозга не всегда приводит к незамедлительному появлению ярко выраженных симптомов, и определение места и тяжести повреждения может оказаться затруднительным.

С целью получения изображения пораженного участка может быть использован целый ряд специальных методов, позволяющих оценить такие показатели, как размер желудочков, характер мозгового кровотока, усвоение глюкозы отдельными участками мозга и наличие аномальных образований в ткани. Эти методы включают в себя эхоэнцефалографию, пневмоэнцефалографию, ангиографию, рентгеноскопию, компьютерную томографию, ПЭТ (позитронно-эмиссионную томографию) и ЯМР-интроскопию (основанную на использовании явления ядерно-магнитного резонанса).

Локальные П.г.м. также приводят к поведенческим аномалиям, к-рые могут быть оценены количественно и качественно с помощью чувствительных тестов (проб) частично или полностью утраченных функций. Когнитивные и интеллектуальные дефекты можно оценить посредством квалифицированного проведения и интерпретации тестов, разработанных специально для того, чтобы выявлять нарушения органического происхождения.

См. также Головной мозг, Лоботомия, Органические церебральные синдромы, Психохирургия

М. Оскар-Берман

 

Повторение (rehearsal)

 

П. яв-ся произвольной или требующей волевых усилий обработкой информ. для удержания ее в памяти. П. в более широком смысле — заучивания наизусть, приводящее к определенного рода упрочению (памяти), сыграло видную роль в истории психологии. До зарождения научной психологии в XIX столетии, такие философы как А. Бэн и Дж. С. Милль, предполагали, что более частые П. создают более сильные связи между представлениями. П. также яв-сь центральным понятием во мн. совр. теориях научения. Напр., К. Халл и Б. Ф. Скиннер проводили эмпирические исслед. связей между повторениями поведения и частотой его вознаграждения.

С тех пор как исслед. когнитивных процессов памяти стали важным предметом психологии, П. изучалось в форме намеренного повторения материала, чтобы определить роль этого процесса в сохранении. Мн. из этих работ были посвящены изучению роли П. в сохранении вербального материала, хотя отмечено растущее число исслед. влияния П. на сохранение невербального материала.

Пионерские исследования повторения при запоминании. Эмпирические работы Г. Эббингауза, посвященные исслед. связей между П. и рядом характеристик вербального материала, все еще сохраняют свое значение и представляют интерес для совр. психологов. Используя список бессмысленных слогов (триграмм «согласная—гласная—согласная», образующих несловесные сочетания, такие как воп), Эббингауз обнаружил, что по мере увеличения числа заучиваемых слогов в сериях возрастает и число повторений или общее количество попыток заучивания, необходимых для однократного безошибочного воспроизведения списка. Эббингауз также установил, что чем больше П. во время первоначального заучивания, тем больше экономия («сбережение») времени (и числа повторений) во время доучивания списков, спустя 24 часа, до достижения того же критерия выполнения.

Повторение и кратковременная память. Одно различие между системами памяти, к-рое должно учитываться в связи с П., касается разграничения кратковременной и долговременной памяти. Существование долговременной памяти легче понять интуитивно, так как мы без особого труда можем вспомнить события, происходившие много лет назад.

Однако существование кратковременной памяти менее очевидно. Представьте себе, что вы стоите в телефонной будке, чтобы сделать важный звонок. Вы только что позвонили в службу информ., чтобы узнать нужный номер и набрали его. Тот факт, что вы можете помнить номер достаточно долго, чтобы набрать его, несколько секунд, становится возможным благодаря кратковременной памяти. Продолжим развивать этот сценарий. После набора номера вы слышите сигнал «занято». Возможно, что номер забудется, если не произойдет что-то еще (напр., вы начнете повторять номер про себя). Информ., удерживаемая в кратковременной памяти достаточно долго для ее использования, может быть забыта, если ее затем не повторяют. Это приводит к следующему вопросу: как долго можно удерживать информ. в кратковременной памяти без П.?

В классическом эксперименте, спланированном для ответа на этот вопрос, испытуемых просили запомнить простой стимул (напр., трехбуквенную комбинацию, такую как chj). Запоминание простого стимула может показаться легкой задачей, однако, после предъявления такого стимула, испытуемых просили отсчитать в обратном порядке от 3 до 18 с (интервал сохранения). По окончании этого периода, испытуемых просили припомнить стимул. Чем дольше был интервал сохранения, тем хуже было выполнение, а после 12 с стимул вспоминали редко. В действительности, обратный отсчет создавал помеху повторениям стимула, так что он был утерян из памяти.

В повседневной жизни люди редко имеют дело с обратным отсчетом, но они сталкиваются с тем, что их отвлекает (др. стимулы, на к-рые они обращают внимание). Напр., в телефонной будке, кто-то снаружи может жестикулировать, чтобы вы поторапливались. Даже сам сигнал «занято» может отвлечь ваше внимание так, что вы перестанете повторять номер и забудете его. Др. словами, он не сохранился в долговременной памяти. Это наводит на др. вопрос: как можно избежать забывания и перевести материал из кратковременной в долговременную память?

Поддерживающее повторение в сравнении с организующим повторением. При рассмотрении перевода из кратковременной в долговременную память один из вопросов касается того, существуют ли различные типы П., обладающие различным воздействием на сохранение. В соответствии с одной из т. зр., простое повторение стимулов, таких как, напр., номер телефона, создает результат поверхностной обработки. Такое П. стали назвать поддерживающим, обычно подразумевая, что оно удерживает информ. в доступном состоянии от одного момента до другого, но не способствует ее более длительному хранению в долгосрочной памяти. Чтобы это произошло, необходима глубокая переработка материала, и это происходит посредством др. вида П., называемого организующим.

Организующее П. яв-ся процессом, посредством к-рого формируются связи между новой информ. и уже хранящейся в памяти. Эта глубокая переработка включает новую информ. в существующие структуры ассоциативных связей в долговременной памяти. Если вы просто повторяете телефонный номер, вы проводите поддерживающее П. Однако если вы переработаете телефонный номер так, чтобы связать его с чем-то, уже известным, как, напр. знакомый адрес или дата, тогда новый телефонный помер может быть интегрирован в уже хранящуюся информ. Сделав такую намеренную попытку в то время, когда вы в первый раз называете номер оператору, вы сможете запомнить номер на более длительное время.

Организующее П. может принимать различные формы, от поиска ассоциативной связи с ранее выученным материалом до намеренного использования мнемонических приемов или вспомогательных средств запоминания. В любом случае, чем больше ассоц. есть у новой информ. с уже хранящейся в памяти, тем более значима новая информ. и тем легче она может быть воспроизведена в дальнейшем. Тем не менее, и др. факторы, такие как уникальность информ. и ее сходство с уже хранящейся в памяти, будут также облегчать воспроизведение. Возвращаясь к Эббингаузу, возможно также, что он применял скорее поддерживающее, чем организующее повторение, так как он преднамеренно избегал любого осмысленного анализа материала, к-рый он заучивал.

Всегда ли необходимо повторение? Может показаться разумным предположение, что, по крайней мере, некоторые виды повторения необходимы для того, чтобы информ. сохранялась постоянно. Т. о., вопрос «Всегда ли необходимо повторение для того, чтобы информ. была сохранена в долговременной памяти?», кажется, требует прямого утвердительного ответа. Тем не менее, этот внешне простой вопрос оказывается совсем не таким простым.

До сих пор в центре внимания находилось запоминание таких видов информ., как числа или слова, к-рые действительно требуют организующего повторения либо для того, чтобы быть временно сохраненными за пределами короткого времени, ограничивающего кратковременную память, либо чтобы храниться постоянно. Однако на самом деле бывает и так, когда большой объем информ., по-видимому, запоминают с малым усилием пли даже без всякого усилия. Кто-то может точно помнить, где найти определенную часть документа среди нескольких беспорядочных стопок в своем офисе. Или, встречая одного и того же чел. несколько раз в течение дня, коллега может заметить: «Мы видимся так редко, но сегодня встречаемся уже в третий раз?»

Эти примеры наводят на мысль о существовании формы автоматической обработки, к-рая, по-видимому, встречается чаще всего в связи с такой информ., как пространственное расположение и частота событий. Подобные примеры автоматической обработки относятся к развивающейся области исслед., к-рую называют по-разному: то бессознательной или непроизвольной обработкой информ., то скрытым запоминанием или имплицитной памятью. По контрасту с исслед. эксплицитной памяти, в к-рой намеренное воспроизведение информ. следует за периодом повторения, скрытое запоминание подразумевает непреднамеренное, неосознанное сохранение, к-рое, по-видимому, не требует преднамеренного П.

Перспективные направления исследований повторения. С тех пор как Эббингауз создал новый метод исслед. П., придумав бессмысленные слоги, в распоряжении исследователей появились и др. новые технологии. Одно из перспективных направлений исслед. в будущем связано с подходом когнитивной нейронауки, сочетающей когнитивные исслед. с нейропсихологическими и нейробиологическими наблюдениями. С использованием целого ряда технологических достижений, в ряде работ было изучено функционирование мозга в процессе П. и поиска информ. в памяти, причем изучалась память не только у здоровых людей, но и у лиц с нарушениями мнемических функций. Такой подход дает надежды на новые прорывы в понимании различий между эксплицитной и имплицитной памятью. Как можно видеть, исслед. памяти без использования П. быстро становится новой осваиваемой территорией.

См. также Память, Экспериментальные исследования памяти, Процессы поиска и извлечения информации из памяти, Объем памяти

Ф. М. Кодл

 

Пограничная личность (borderline personality)

 

Исходя из того, что мн. пациенты демонстрируют смешанные симптомы неопределенной степени тяжести и меняющегося характера, некоторые теоретики предложили официально использовать понятие П. л. для характеристики среднего уровня интеграции личности или тяжести прогноза.

Наиболее выраженным симптомом, приписываемым П. л., является глубина и изменчивость их настроения. П. л. обычно испытывают продолжительные периоды подавленности и разочарования, по временам перемежающиеся короткими эпизодами эйфории и значительно более частыми эпизодами раздражительности с саморазрушающим поведением и импульсивными вспышками гнева. Большинство людей с этим типом личности имеют изменчивую, пеструю биографию, идет ли речь о межличностных отношениях, учебе или работе. Немногим удается достижение взрослых целей, у большинства отмечается неровность в выполнении нормальных соц. функций и обязанностей. В их жизни не редки поражения и неудачи, им не достает благоразумия и умения предвидеть события, они склонны к отклонению от первоначальных устремлений и неспособны использовать природные данные. Большинство не в состоянии извлекать уроки из прошлого неудачного опыта и продолжают попадать в те же самые сложные ситуации и затруднительные положения. Чрезвычайно часты нарушения идентичности и целей, проявляющиеся в неопределенностях в отношении самооценки, половых ролей и профессиональных намерений. Их периодически проявляющаяся склонность угрюмо перечить окружающим часто сменяется субъективными чувствами изоляции, внутренней пустоты и скуки.

Относительная новизна этой официальной диагностической рубрики объясняет отсутствие ист. традиции или клинической литературы. Тем не менее, имеются предшественники категории П. л., относящиеся по существу к той же констелляции признаков. Исходя из биосоциального (с ориентацией на теорию научения) подхода к личности, Т. Миллон сформулировал следующие диагностические критерии П.л. в работе Disorders of personality («Расстройства личности»).

- Интенсивные эндогенные настроения (напр., настроение индивидуума все время не соответствует внешним событиям: он либо подавлен, либо возбужден, либо переживает повторяющиеся периоды уныния и апатии, перемежающиеся вспышками гнева, тревоги или эйфории).

- Нарушенная регуляция уровня активации (напр., переживание беспорядочных приливов энергии и нарушение цикла сна — бодрствования; характерны периоды, в к-рых аффективное равновесие и уровень активации постоянно находятся под угрозой).

- Осуждающее самосознание (напр., индивидуум демонстрирует повторяющиеся мысли о членовредительстве и самоубийстве; дурное настроение и неадекватное поведение периодически искупаются раскаянием и самоуничижением).

- Тревога зависимости (напр., индивидуум озабочен завоеванием симпатий и сохранением эмоциональной поддержки, остро реагирует на расставание, жалуется на постоянно преследующий страх изоляции и утраты).

- Когнитивно-аффективная амбивалентность (напр., индивидуум часто пытается во что бы то ни стало выразить аттитюды, не соответствующие собственным чувствам; одновременно переживает конфликтующие эмоции и мысли в отношении себя и других, особенно любовь, ярость и вину).

См. также Руководство по диагностике и статистической классификации психических расстройств, Расстройства личности

Т. Миллон

 

Подготовка руководящих кадров (management development)

 

П. р. к. — всеохватывающий, долгосрочный образовательный процесс, сочетающий в себе обучение с отрывом от работы и обучение на рабочем месте. Она отличается от повышения квалификации или стажировки своей продолжительностью. Гетцкоу, Форхенд и Джеймс обнаружили, что годичный курс подготовки с целью развития управляющих для занятия новых должностей в гораздо большей степени изменял их поведение в сравнении с более короткими курсами обучения. Такая подготовка м. б. организована в виде длительного и непрерывного процесса, начинающегося со времени прихода в орг-цию на низшую ступень управленческой иерархии и продолжающегося чуть ли не до ухода на пенсию с ее высшей ступени. В отличие от профессионального обучения, курс профессионального развития относится к получению образования, связанного с дальнейшим расширением умений работающих менеджеров справляться с разнообразием проблем, с к-рыми они могут столкнуться в процессе своего профессионального и должностного роста.

П. р. к. происходит как с отрывом от работы, так и непосредственно на рабочем месте. При обучении с отрывом от работы она может включать те же самые предметы, к-рые входят в программу подготовки магистра делового администрирования (MBА): бухгалтерский учет, управление финансами, исслед. операций, экономику и стат. В содержании таких обязательных курсов как деловая политика, теория орг-ции, планирование деятельности, лидерство, трудовая мотивация и мораль обычно широко представлена организационная психология.

Подготовка на рабочем месте может выражаться, в частности, в ротациях, наставничестве и поручении специальных заданий. Управляющие низшего звена, систематически отбираемые на основе эффективных оценивающих программ для подготовки к занятию высших должностных позиций, продвигаются по диагонали вверх по организационной иерархии, задерживаясь на каждой позиции в течение неск. лет, не более. Это позволяет обеспечить растущего менеджера широким видением деятельности орг-ции в целом и приобрести опыт решения проблем в различных элементах ее системы. Наставничество или менторство обеспечивает растущих менеджеров руководством и обратной связью от их старших по рангу коллег. Специальные задания позволяют приобретать необходимый опыт в решении специфических проблем.

Эффективная программа П. р. к. опирается на анализ целей орг-ции и сравнение потребностей в управленческих кадрах с имеющимися у нее ресурсами. Возможность удовлетворять свои потребности в руководителях за счет продвижения собственных работников, а не за счет найма со стороны, позволяет орг-ции сводить к минимуму нарушения в слаженном механизме работы. Большая часть из того опыта, к-рый орг-ция приобретает при решении внутренних и внешних проблем, накапливается ее руководством. Такая подготовка руководителей способствует эффективной, согласованной внутренней преемственности в орг-ции.

Участие управляющих в таких программах позволяет им более четко представлять пути собственной карьеры. Это помогает объединять потребности конкретного чел. с целями орг-ции и стимулирует управляющего постоянно совершенствовать свои умения в процессе продвижения. Последнее означает, что руководитель вовлекается в процесс «обучения на всем протяжении карьеры».

Одна из интересных стратегий разраб. программы П. р. к. начинается с просьбы к немногочисленному кругу высших руководителей орг-ции указать своих лучших управляющих. Видение и подходы, используемые в работе этими лучшими исполнителями, тщательно изучаются. Извлекаемые отсюда принципы кладутся в основу программ развития для др. ключевых менеджеров в орг-ции.

Параллельно должен осуществляться анализ достоинств и недостатков работы растущих управляющих. Развивающие мероприятия для этих лиц концентрируются вокруг тех сторон деятельности, соответствие текущим и будущим требованиям в к-рых оказывается проблематичным без усиления соотв. умений. Планы действий по развитию формируются на основе изучения расхождений между достоинствами и недостатками. При планировании осн. внимание уделяется наиболее серьезным расхождениям, над к-рыми управляющий сохраняет определенный контроль.

См. также Развитие профессиональной карьеры

Б. М. Басс

 

Поддерживающий уход (supportive care)

 

Американское об-во и американская психология относятся к зависимости чел. от кого-либо с оттенком осуждения, хотя на самом деле это вполне нормальное явление челов. жизни. Люди рождаются совершенно беспомощными и полностью зависят от окружения, лишь впоследствии в различной мере приобретая независимость в осуществлении тех или иных функций. Мы пытаемся сохранить свою независимость и даже заботимся о других; те из нас, кому удается прожить достаточно долго, вновь начинают зависеть от других в осуществлении тех или иных функций. Только в том случае, когда зависимость становится чрезмерной или нарушает нормальное развитие и созревание, ее рассматривают как проблему, требующую специального вмешательства. Необходимость оценки серьезности и характера требуемого вмешательства при зависимости возникает в практике достаточно часто.

Эго-идеал, присущий американскому об-ву, включает в себя независимость, что означает полную свободу в принятии решений и независимое материальное положение. Подобная концепция независимости, сложившаяся во времена американских переселенцев-аграриев XIX в. и отражающая нравы того времени, не соответствует реалиям жизни городского среднего класса спустя столетие. Расхождение между эго-идеалом независимости и реальностью больного чел. должно приниматься в расчет терапевтом, имеющим дело с лечением и, следовательно, с управлением зависимостью. Важнейшая задача психотерапевта состоит в том, чтобы позволить быть зависимыми тем пациентам, для к-рых это неизбежно, напр., хронически больным, помочь им принять свою вполне оправданную зависимость. Пациент с хроническим психич. заболеванием обычно нуждается в пожизненном терапевтическом отношении, к-рое должно быть заботливо опекающим и поддерживающим. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что интенсивная психотер. приводит к усилению зависимости.

П. у. — это уход за пациентами, чье состояние не поддается лечению или коррекции. Цель П. у. состоит в максимальной опоре на сохранные функции, повышении удовлетворенности жизнью с одновременным снижением дискомфорта.

Хотя интенсивность терапевтического отношения меняется и со временем может стать минимальной, это отношение никогда не может быть полностью прекращено; т. о., зависимость у таких пациентов будет сохраняться на протяжении всей жизни. П. у. представляет собой особую методику, предполагающую стабильные поддерживающие отношения с пациентом, благодаря к-рой ему удается улучшить свое функционирование и обрести комфорт. Крайне важно учитывать характер зависимости, поскольку П. у. призван оказывать терапевтический эффект, а не усугублять дисфункцию.

П. у. в теории и на практике предполагает непрерывные отношения либо с индивидуальным терапевтом, либо с представителем агентства по предоставлению помощи. Для хронически больных пациентов эти отношения имеют жизненно важное значение. Крайне важно, чтобы с самого начала терапии пациент смог убедиться в стабильности таких отношений. Программа П.у. должна опираться на сохранные способности пациента, а не на его нарушенные функции; эта программа призвана сводить зависимость к минимуму, однако, без угрозы полного прекращения поддержки.

В перспективе следует стремиться к тому, чтобы потребности пациента удовлетворялись при наименьших затратах со стороны терапевта и терапевтической программы. Добиваться этого надо осторожно, чтобы у пациента не возникло ощущения, что от него стараются поскорее отделаться. По мере приобретения пациентом некоторых навыков удовлетворения своих потребностей в обычном об-ве, он будет отнимать все меньше времени у терапевта или соответствующих служб. В конечном счете терапевту надо будет удовлетворять потребность пациента в зависимости чисто символически. На этом этапе хронически больному бывает достаточно лишь изредка контактировать с терапевтом, чтобы жить по возможности максимально полной жизнью с минимумом страданий.

См. также Интеграция психически больных в обществе, Программы психического здоровья

В. М. Мендель

 

Подкрепление (reinforcement)

 

Формулировка «закона эффекта» Торндайка выглядит следующим образом.

Закон эффекта гласит: ил неск. реакций на одну и ту же ситуацию, те, к-рые сопровождаются или сменяются состоянием удовлетворения животного, будут, при прочих равных условиях, более тесно связываться с этой ситуацией, так что при ее повторении они будут возникать с большей вероятностью; те реакции, к-рые сопровождаются или сменяются состоянием дискомфорта [раздражающим воздействием], будут, при прочих равных условиях, образовывать более слабые связи с этой ситуацией, так что при ее повторении они будут возникать с меньшей вероятностью. Чем в большей степени будет испытываться удовлетворение или дискомфорт, тем в большей степени будет усиливаться или ослабляться эта связь.

С развитием теории П., гл. обр. усилиями Кларка Л. Халла, ключевые термины в формулировке «закона эффекта» — «удовлетворение» и «дискомфорт» — трансформировались в положительное и отрицательное П. Положительное и отрицательное П. — это теорет. понятия, так же как и их предшественники — удовлетворение и дискомфорт, в формулировке Торндайка. Эти эффекты вызываются путем манипулирования более объективными условиями, положительными «подкрепителями» (вознаграждениями, или «удовлетворителями» в терминологии Торндайка) и отрицательными «подкрепителями» (наказующими или раздражающими воздействиями в терминологии Торндайка). Каким бы ни был эффект — положительным или отрицательным, П. зависит от того, подается или устраняется положительный или отрицательный «подкрепитель». Положительное П. может обеспечиваться либо предъявлением вознаграждения, либо устранением наказания в момент осуществления реакции; отрицательное П. может обеспечиваться либо предъявлением карательной меры (наказания, штрафа), либо лишением вознаграждения при появлении реакции. Эти 4 сочетания положены в основу классиф. типов оперантного обусловливания: а) обучение получению вознаграждения : крыса получает пищу после нажатия на рычаг в ящике Скиннера; б) обучение активному избеганию: крыса избегает удара электрическим током, перебегая в противоположную часть клетки с чередующимися участками подачи напряжения; в) обучение пассивному избеганию: крыса подвергается ударам электрического тока, если она спускается с безопасной площадки на окружающую ее сетку; г) обучение бездействию: крыса получает пищу лишь тогда, когда она не нажимает на рычаг в ящике Скиннера.

См. также Классическое обусловливание, Оперантное обусловливание

Г. А. Кимбл

 

Подпороговая психодинамическая активация (subliminal psychodynamic activation, SPA)

 

ППА была когда-то названа «сильнейшим доказательством в пользу психоанал. взгляда на бессознательное». Однако Бэлей, Шеврин и Фудин не усматривают серьезной научной ценности в ППА.

Модель ППА с самого начала вводит условие, что положения психоанал. динамики описывают неосознаваемые события, и что как только эти события становятся осознаваемыми, их эффекты больше не прогнозируются. Следовательно, чтобы надлежащим образом проверить их правильность, исследователь должен располагать возможностью влиять на поведение испытуемого без осознания последним подлинного характера этой манипуляции. Силвермен заявил, что разрешил эту проблему путем использования тахистоскопа, позволяющего контролировать скорость и подсветку стимулов на уровне, обеспечивающим их недоступность сознательному восприятию. Такие стимулы, по его утверждению, могут затем использоваться с целью оказания воздействия на поведение без сознавания их испытуемым.

Типичное исслед. ППА проводится по следующей схеме. Испытуемым при помощи тахистоскопа на 4 мс предъявляются вербальные сообщения и/или изображения, предположительно репрезентирующие неосознанные желания, страхи и/или фантазии, влиянию к-рых придается большое значение в психоанал. теории. Затем оцениваются поведенческие реакции, предсказываемые психоанал. теорией в качестве связанных с этой бессознательной динамикой. В большинстве таких экспериментов предъявлялось от 10 до 20 задач на различение в формате принудительного выбора. Считается, что в этих экспериментах должны использоваться процедуры двойного ослепления (когда ни испытуемый, ни экспериментатор не осведомлены о содержании предъявляемого стимула). Испытуемый остается в неведении в силу подпорогового характера стимуляции. Экспериментатор также не осведомлен о содержании стимула, поскольку стимулы подготавливаются и кодируются другим чел. Предполагается, что при наличии таких условий Подпороговая экспозиция стимулов с психодинамическим содержанием будет влиять на поведение иначе, чем подпороговая экспозиция нейтральных стимулов. Кроме того, во мн. таких исслед. те же самые психодинамические стимулы предъявлялись на сверхпороговом уровне (supraliminally) с отсутствием к.-л. эффектов. Борнштейн провел метаанализ, показавший, что величины эффектов вследствие этих двух условий существенно различались, с более выраженной величиной эффекта 4-мс условия. Эти данные согласуются с психоанал. положением о том, что когда психодинамическое содержание вводится в сознание, его связи с психопатологией могут разрываться. Это также удовлетворяет двойному требованию Мерикла и Чизмена к восприятию ниже субъективного порога (т. е., люди реагируют иначе, когда они утверждают, что не видят ничего, чем когда они заявляют, что что-то видели).

Первоначальные исслед. в этой области фокусировались на актуализации либидозных и агрессивных конфликтов, с тем чтобы проверить связанные с ними механизмы защиты. Большая часть этой работы была посвящена проверке психоанал. положения о том, что эго-патология шизофреников объясняется, отчасти, бессознательным конфликтом, вызванным агрессией. На этой фазе исслед. проверялись также утверждения о том, что анальные конфликты играют определенную роль в заикании, что агрессия имеет своим последствием депрессию, и что эдиповы проблемы являются активными в динамике гомосексуалистов мужского пола. (Как указывают Вайнбергер и Силвермен, это не означает, да и никогда не подразумевалось, что гомосексуальность является по своей сути патологическим явлением. Инцестуальный конфликт и, коли на то пошло, бессознательные конфликты разного рода можно обнаружить у людей во всех точках любого континуума, имеющего отношение к психич. здоровью.) Некоторые сравнительно недавние исслед. ППА фокусировались на взаимосвязи мужской эдиповой динамики с соперничающим поведением.

Основная масса недавних исслед. ППА концентрировалась на актуализации у испытуемых позитивных фантазий, считающихся способными вызывать адаптационно-улучшающие эффекты. Эта линия исследований развилась из психоанал. идеи о том, что бессознательные фантазии об идентичности или слиянии с «хорошей матерью раннего детства», будучи активированными, способны вызывать позитивное поведенческое изменение. Силвермен назвал эти фантазии симбиотическими или идентифицирующими фантазиями и попытался активизировать их посредством подпорогового сообщения «мама и я — одно целое» (Mommy and I are one, MIO), иногда сопровождаемого соответствующей картинкой. К участию в этих экспериментах привлекались как неклинические («нормальные» студенты колледжа), так и клинические (напр., больные, страдающие шизофренией, депрессией, фобиями и поведенческими расстройствами) популяции. Зависимые меры варьировали от расстройства мышления до депрессии, тревоги, уверенности в себе, самооткровений (self-revelations) и изменений привычек. Большинство этих исслед. показали, что стимул МIО оказался способен улучшать результаты психотерап. и обучающих вмешательств.

Результаты метаанализов свидетельствуют о подлинности эффектов ППА, в особенности эффектов МIО. Так, метаанализ исследований МIО, дал довольно приличную общую величину эффекта D = 0,41. Вайнбергер и Хардэуэй показали, что эти эффекты не могут объясняться неправильными процедурами анализа данных, нередкими для лабораторных экспериментов Силвермена, и их нельзя отнести за счет неопубликованных (при анализе учитывались и отрицательные результаты) исслед. К тому же, в результате того, что Розенталь назвал анализом картотечного ящика (file-drawer analysis), было обнаружено, что потребовалось бы 2287 нулевых результатов исслед., чтобы устранить полученные до сих пор положительные результаты.

См. также Фантазия, Подпороговое восприятие, Бессознательные умозаключения

Дж. Л. Вайнбергер

 

 

         

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 

     

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

 

Статьи

Все техники и практики 

Музыка для медитаций и расслабления

Вопросы и ответы

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

.

  Твоя Йога Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz