Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

 

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")

 

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

 

 

 

Личные документы (personal documents)

 

Активным сторонником использования личных документов в психологии являлся Г. Олпорт. В своей монографии 1942 г. он определил Л. д. как «любую запись личного содержания, в к-рой умышленно или непреднамеренно раскрываются сведения в отношении структуры, динамики и функционирования психич. жизни ее автора».

Олпорт выделял 6 форм таких документов: автобиографии, анкеты с открытыми вопросами, стенографические отчеты, дневники, письма и художественные и проективные документы. Он также привел следующий перечень осн. мотивов создания (намеренного) Л. д.: мотивировка своих поступков или самооправдание, эксгибиционизм, стремление к порядку, удовлетворение литературных наклонностей, выражение личных взглядов, катарсис, деньги, задание (assignment), содействие лечению, искупление, научный интерес, служение об-ву и желание обессмертить себя. Знание о таких мотивах позволяет исследователям не ограничиваться лишь одними представлениями здравого смысла в построении интерпретаций.

Олпорт предложил 6 критериев для оценки валидности конкретной интерпретации: ощущение внутренней уверенности, согласованность с имеющимися фактами, мысленное экспериментирование с целью оценить, яв-ся ли специфический фактор необходимым в интерпретации, прогностическая сила, соц. согласие (social agreement) и внутренняя согласованность.

См. также Биографические вопросники, Метод критических случаев, Опросники, Незаметные измерения

Дж. Б. Кэмпбелл

 

Лоботомия (lobotomy)

 

Л. — специальный раздел психохирургии, при к-рой одна из долей мозга (лобная, теменная, височная или затылочная) иссекается или разъединяется с др. областями мозга. Префронтальная Л. — вид Л., предполагающий частичное удаление лобных долей.

В 1935 г. Э. Мониш на одной конференции услышал доклад о последствиях повреждения префронтальной зоны у шимпанзе. Хотя акцент в этом докладе ставился на трудностях научения, связанных с повреждением лобных долей, Мониша особенно заинтересовало, что одна обезьяна после операции стала более спокойной и послушной.

Вскоре после этой конференции Мониш и А. Лима впервые провели серию префронтальных операций на людях. В 1936 г. Мониш опубликовал рез-ты оперативного лечения 20 своих первых пациентов: 7 из них выздоровели, у 7 наступило улучшение, тогда как у 6 не наблюдалось никакой положительной динамики. После такого, мягко говоря не вполне благоприятного начала, Л. почему-то становится широко принятым методом лечения тяжелых психических больных.

Применение психохирургии и Л. достигло пика в конце 1940-х, а к середине 1950-х довольно быстро пошло на спад. Оценить рез-ты префронтальной Л. затруднительно. Операции проводились по практически несопоставимым методикам на пациентах с различными диагнозами. Наступило выздоровление или нет — часто решалось на основе такого прагматического критерия, как повышение управляемости пациента.

Для оценки состояния пациентов часто применялись стандартные тесты интеллекта, и обычно рез-ты не вскрывали к.-л. интеллектуальных недостатков. Однако часто сообщалось о более тонких изменениях, включая безынициативность, апатию, неспособность осуществлять целенаправленную деятельность, бестактность и повышенную отвлекаемость.

В дополнение к изменениям зон мозга, выбираемых нейрохирургами для удаления, изменились и методики разрушения мозговых структур. На ранних этапах психохирургии практически все операции выполнялись при помощи разнообразных режущих инструментов. С появлением стереотаксической хирургии участки мозга стали разрушать с помощью электрического тока, электромагнитных волн высокой частоты, замораживающих зондов (криохирургия), ультразвука, компрессии и высокой температуры.

Если коротко, то психохирургия — это попытка благотворно повлиять на изменение поведения психически больных при помощи нейрохирургии. Логическое обоснование конкретных операций оказалось довольно слабо связанным с нейропсихологическими исслед. животных. Л. приносила наибольшую пользу в тот период, когда еще не было эффективных фармакологических препаратов.

См. также Головной мозг, Психохирургия

Б. М. Торн

 

Логический позитивизм (logical positivism)

 

Хотя Л. п. сравнительно быстро сошел с филос. сцены, он успел оказать такое влияние на психологию и смежные науки, последствия которого ощущаются не только сегодня, но, возможно, будут ощущаться и в будущем.

Основные идеи Л. п. сформировались в ходе проведения в 1920-х гг. семинаров группой философов и ученых, объединившихся под названием «Венский кружок». Они пытались опираться на фундамент, заложенный физиком Э. Махом, отстаивавшим новую философию естествознания, а фактически новую философию науки. Сам термин «Л. п.» был введен Г. Фейглем и Блумбергом в качестве итогового выражения полного множества развитых этим направлением концепций.

Л. п. возглавил крестовый поход против большинства влиятельных филос. школ, и в первую очередь против метафизики. Вскоре круг мишеней для критики расширился, включ. новую область — психологию, переживавшую в то время период быстрого роста. Главная цель этой критики была позитивной: изыскать способ объединения всех наук, опирающегося на эмпирические факты и четко определенный набор теорет. положений. Логические позитивисты убеждали своих коллег: «Мы никогда не придем к правильным ответам, если будем тратить большую часть своих усилий на неправильно сформулированные вопросы».

Принцип верификации стал, возможно, самым эффективным оружием в этой попытке ниспровергнуть распространенные псевдовопросы и псевдоутверждения. Айер так характеризует этот принцип: «Предполагается, что принцип верификации снабжает нас критерием для определения того, является ли предложение значимым (имеющим строгий смысл) или нет. Простой подход к формулированию такого критерия заключается в следующем: предложение имеет точный (буквальный) смысл тогда и только тогда, когда суждение, к-рое оно выражает, можно проверить либо аналитически, либо эмпирически». Важно отметить, что этот принцип приложим не к внешней действительности (на этот счет позитивисты имели свои сомнения), но к форме конструируемых нами предложений. Осн. внимание было направлено на логическую структуру словесных (или мат./символических) формулировок. Что, напр., можно сказать о таком предложении: «Дождь или идет здесь, или нет»? Это конкретное предложение нельзя назвать «неверным» или «ложным»: именно невозможность доказать истинность или ложность этого предложения обнаруживает его бесполезность.

Реальные примеры из философии или из др. наук редко имеют такую простую форму, и требуется немало усилий, чтобы определить, имеешь ли дело с аутентичным утверждением (т. е. с таким, к-рое можно доказать или опровергнуть) или с замысловатым лингвистическим маскарадом. Между сторонниками Л. п. не было единства во взглядах на то, какие именно утверждения можно считать удовлетворяющими критерию верифицируемости. Большинство из них придерживались умеренной т. зр., согласно к-рой утверждение аутентично, если его в принципе можно подтвердить.

Постепенно принцип верифицируемости трансформировался в понятие «проверяемости» или «подтверждаемости». Возможно, оригинальный принцип оказался чуть более успешным, чем этого хотелось бы, предъявляя такие требования, к-рым с трудом могли соответствовать даже формулировки точных наук.

На психологию Л. п. и аналитическая философия оказали большее влияние, чем принято думать. Эти критические филос. доктрины, внимание к-рых было направлено на структуру вопросов и ответов, яв-сь наиболее популярными в то время, когда создатели совр. психологии начинали свою научную деятельность. В психологии начали множиться так называемые «микромодели»: узкие, замкнутые системы утверждений о высокоспецифичных явлениях, обычно связанных с ограниченным набором эмпирических процедур. Узнав о существовании множества отношений, в к-рых могут искажаться сложные утверждения, психологи утратили вкус к созданию крупномасштабных теорий. Область психолингв. продолжает опираться в своих исслед. и формулировках на сознание, поощряемое, отчасти, Л. п.

И последнее. Не следует смешивать Л. п. с более ранним филос. подходом, к-рый также использовал этот ключевой термин. О. Конт предложил всеобъемлющую систему под названием «позитивная философия». Это тоже был предвидящий, антиметафизический подход, продиктованный сильным беспокойством о будущем человечества в мире с тенденцией к росту индустриализации и раздробленности, но исторически он не имеет ничего общего с идеями членов Венского кружка.

См. также Эмпиризм

Р. Кастенбаум

 

Логотерапия (logotherapy)

 

Л. можно определить как смысло-центрированную (от греч. logos — смысл) психотер. Основателем ее является Виктор Э. Франкл. В основе подхода Франкла лежит мотивационная теория, в к-рой центральное значение уделяется тому, что Франкл называет «стремлением к смыслу» в отличие от «стремления к власти» и «стремления к удовольствию» (принципа удовольствия). Сегодня все больше пациентов жалуются на чувство бессмысленности существования; в этой связи Франкл считает, что мн. проблемы и болезни в наше время вызваны этой неудачей в «поисках смысла». Рез-том такого положения дел яв-ся невротическая триада: депрессия, агрессия и аддикция. Логотерапевты представили эмпирическое подтверждение того, что в основе невротической триады лежит чувство бессмысленности существования.

Логотерапевты не предлагают и не «прописывают» смыслов. Целью Л. является описание процесса смысловосприятия (meaning perception) с помощью феноменологического анализа, чтобы т. о. узнать, как нормальные люди приходят к смыслу и, следовательно, к чувству осуществления.

Дистиллятом такого анализа у Франкла яв-ся его «теория лого», в соответствии с к-рой смысл существованию могут придать деяние, творчество или прочувствование (experiencing) ч. л. (произведений искусства, природы, культуры и т. д.). Л. тж предлагает специальную методику лечения обсессивно-компульсивных и фобических неврозов. Эта методика называется парадоксальной интенцией и заключается в том, что пациента побуждают делать или желать именно то, чего он боится. Цель — нейтрализовать антиципаторную тревогу, играющую важную роль в механизмах обратной связи, к-рые вызывают и поддерживают невротическое состояние. Др. логотерапевтическая методика, называемая дерефлексией, предназначена для лечения таких сексуальных неврозов, как фригидность и импотенция.

См. также Экзистенциальная психотерапия, Психотерапия

В. Э. Франкл

 

Локализация звука (auditory localization)

 

Под Л. з. понимается способность слушателя определять пространственное положение источника звука, учитывая направление и расстояние. Эта способность зависит гл. обр. от межушных различий звуковых входов, обусловленных положением головы относительно источника звука и расстоянием между ушами.

Признаки для определения направления

В среднем у человека расстояние между ушами составляет примерно 0,75 фута (ок. 23 см). Т. к. скорость звука в воздухе равна примерно 335 м/с, звук, исходящий из репродуктора, помещенного точно справа на уровне ушей испытуемого, достигает его правого уха на 0,7 мс быстрее, чем левого, и это позволяет ему локализовать источник звука как находящийся справа. Человек с нормальным слухом способен обнаруживать межушную разность времен величиной до 0,01 мс. Когда источник звука находится точно перед слушателем, над ним или за ним, межушная разность времен равна 0 и потому для получения информ., позволяющей локализовать источник, необходимы движения головы.

Два фактора обеспечивают межушную разность интенсивностей, используемую в качестве признака направленности звука: а) интенсивность звука, распространяющегося в воздухе, уменьшается по обратному квадратичному закону, так что звуки слышны громче в том ухе, которое находится ближе к источнику звука; б) голова действует как звуковой экран, оставляющий ухо, расположенное дальше от источника звука, в акустической тени.

Когда источник звука располагается где-то в срединной плоскости тела, бинауральные признаки уравниваются и точная Л. з. зависит от создания межушной разницы интенсивностей посредством движений головы. Повороты головы вокруг вертикальной оси приводят к бинауральным различиям для источников, расположенных перед слушателем или позади него. Наклоны головы в сторону помогают локализовать звуки, исходящие сверху или снизу, но не из-за спины или спереди. Движения головой приводят к одновременному изменению сразу нескольких признаков для Л. з.: межушной разности интенсивностей, времен и фаз.

Слуховые признаки для определения расстояния до источника звука включают четыре фактора: а) обратный квадратичный закон звукопроницаемости, согласно к-рому звук от более удаленного источника воспринимается ухом как более слабый; б) тембр, по той причине, что сложные звуки из более удаленного источника содержат меньше высокочастотных гармоник вследствие их затухания при прохождении через воздух; в) межушные паттерны интенсивностей и фаз, сложность которых уменьшается пропорционально расстоянию до источника звука; г) рисунок реверберации, меняющийся во времени и связанный как с источником звука, так и со средовыми условиями. Слуховые оценки расстояния до источника звука менее точны, чем оценки направления.

См. также Нарушения слуха, Слуховая различительная способность, Слуховое восприятие, Ухо

Дж. Ф. Корсо

 

Локус контроля (locus of control)

 

Термин «Л. к.» служит для обозначения группы субъективных мнений или убеждений относительно связи между поведением и его последствиями в форме наград или наказаний. Более точная формулировка этих мнений о Л. к. звучит как противопоставление интернального и экстернального контроля подкрепления (И—Э). Когда конкретный чел. воспринимает подкрепления (и положительные, и отрицательные) как итог собственного поведения, своих усилий или своих относительно постоянных особенностей, перед нами пример интернальных убеждений. Экстернальные убеждения, напротив, связаны с восприятием подкрепления как следствия везения, счастливого случая, судьбы, вмешательства влиятельных людей или же просто непредсказуемого (в силу сложности) стечения обстоятельств. Разумеется, мнения людей о Л. к. (или об И—Э) не ограничиваются дихотомией, а представлены точками непрерывного континуума вдоль оси с полюсами, образованными интернальными и экстернальными убеждениями соответственно.

Понятие И — Э было впервые предложено и введено в оборот Дж. Роттером. Он не только определил это понятие, но и сформулировал осн. положения теории соц. научения, в состав к-рой его можно было бы включить. Кроме того, Роттер представил в распоряжение научной общественности значительный объем психометрических данных и рез-тов исслед. конструктной валидности шкалы И—Э, сконструированной для измерения этого концепта.

Теоретическая основа понятия И—Э

Мн. из тех, кто использует понятие Л. к. в своих исслед., делают это, не обращая внимания на то, как оно вписывается в более широкую схему факторов, к-рые воздействуют на поведение. Такой упрощенческий подход порой приводил к ошибочным прогнозам, разочарованиям по поводу малой доли дисперсии, объясняемой фактором И — Э, или к серьезным помехам на пути обобщения данных ряда исслед. Ведь с самого начала понятие И — Э формулировалось как одна из неск. переменных в более широкой системе теории соц. научения, к-рые, взаимодействуя между собой, и вызывают то или иное поведение в каждой конкретной ситуации. К этим переменным относятся: а) ожидания; б) сравнительная ценность подкреплений; в) психол. ситуация.

И—Э рассматривается как обобщенное ожидание в отношении того, как лучше всего категоризовать ситуации, к-рые преподносят чел. проблему, требующую решения. Т. о., Л. к. является обобщенным ожиданием или убеждением относительно оптимального, с т. зр. конкретного чел., способа смотреть на связь между его поведением и последующим появлением награды или наказания.

В любой сколько-нибудь определенной ситуации ожидание того, что конкретное поведение приведет к конкретным рез-там, определяется тремя переменными. Во-первых, это специфические ожидания успешности данного поведения, осн. на предыдущем опыте действий в такой же ситуации. Во-вторых, это обобщенные ожидания успеха, осн. на обобщении опыта действий во всех сходных ситуациях. В-третьих, это обобщенные ожидания, связанные с опытом решения многочисленных проблем, среди к-рых проблема И — Э являет собой лишь частный пример. Взаимодействие всех трех переменных определяет ожидания чел. относительно успешности рассматриваемого поведения. А предыдущий опыт встреч с данной ситуацией определяет относительную силу влияния каждой из этих трех переменных.

Измерение И—Э

Наиболее широко используемым инструментом для измерения Л. к. как обобщенной характеристики личности яв-ся шкала И — Э. Эта шкала состоит из 23 пар утверждений (с вынужденным выбором) наряду с шестью «утверждениями-заполнителями», помогающими скрыть назначение теста от испытуемых.

Данные, полученные самим Роттером, почти не содержали свидетельств в пользу того, что его шкала имеет более одного измерения. С того времени, однако, начали накапливаться доказательства в пользу многомерной природы И — Э, и к настоящему моменту их собрано уже изрядное количество. Кроме того, было разраб. множество дополнительных шкал для измерения убеждений в специфических областях И — Э (здравоохранение, политика и т. д.). Большинство этих шкал рассчитаны на взрослых, но со временем появились и детские версии шкал И — Э.

Связи между И—Э и личным контролем

Ориентация на интернальные убеждения, казалось бы, предполагает, что индивидуум должен занимать более активную и контролирующую позицию в отношении внешней среды. И в самом деле, существует достаточно данных, подтверждающих это предположение. Их накопление в неменьшей степени свидетельствует о валидности шкалы И — Э, поскольку осн. часть исслед. проводилась с использованием именно этого измерительного инструмента.

В области здравоохранения и личной гигиены вышеупомянутое предположение подтверждается рядом исслед. В одном из циклов самых ранних исслед. И — Э было показано, что больные туберкулезом интерналы более информированы о своем физ. состоянии и стремятся получить больше подобной информ. от врачей и медсестер, чем аналогичные больные-экстерналы. Кроме того, было замечено, что курильщики-интерналы, по-видимому, более внимательно относятся к предупреждениям о необходимости отказаться от этой дурной привычки по сравнению с курильщиками-экстерналами. Аналогично этому, отмечаются связи интернальных убеждений с поведением, нацеленным на профилактику болезней зубов и десен; результативным участием в программах снижения веса; одобрительным отношением к прививкам; участием в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и соблюдением разного рода рекомендуемых медиками режимов. Даже пользование ремнями безопасности более характерно для интерналов, чем для экстерналов. Впечатляет именно то, что такая общая, неспецифическая личностная переменная, как И — Э, обнаруживает подобные связи с вышеперечисленными формами поведения, особенно если учесть сложный, определяемый множеством факторов характер последнего.

Во мн. отношениях интерналы кажутся более компетентными, чем экстерналы. Возможно, это впечатление возникает вследствие их более активных попыток приобрести информ., к-рая позволит им оказывать воздействие на внешнюю среду, поскольку они уверены в том, что способны оказывать такое воздействие.

В тех случаях, когда др. пытаются оказать межличностное влияние, обычно ожидается, что интерналы будут более стойкими, чем экстерналы; по крайней мере, их согласие должно бы быть более обдуманным и логически обоснованным, чем просто рефлекторное действие. Ряд исслед. подтвердил это предположение. В основном такие данные получены в исслед. конформности, неявного влияния и др. подобных явлений. В той степени, в какой вербальное обусловливание представляет собой ситуацию неявного влияния, накопленные здесь данные тж можно считать подтверждающими сделанное выше предположение, т. к. мы обнаруживаем, что у экстерналов легче вырабатываются условные реакции этого типа, чем у интерналов. Сходные рез-ты обнаруживаются при рассмотрении изменения аттитюдов. Экстерналы кажутся необыкновенно восприимчивыми, особенно в тех случаях, когда они сталкиваются с информ. из авторитетных источников.

Рез-ты исслед. в области достижений крайне неоднозначны. У детей академические успехи прямо связаны с интернальными убеждениями, тогда как у студентов колледжей эта связь заметно ослабевает или же становится обратной. Аналогично этому, когда дело касается изучения связей потребности в достижении с переменной И—Э, данные носят довольно противоречивый характер и к тому же часто зашумляются влиянием половых различий. В смежной области исслед. было установлено, что интернальные дети в большей мере способны откладывать немедленное удовольствие ради получения отсроченного вознаграждения. Подобным же образом, поскольку экстерналы чаще относят рез-ты своей деятельности на счет внешних факторов, они не способны в полной мере испытать чувство гордости и удовлетворения, вызываемое достижениями и являющееся, как таковое, неотъемлемой частью «синдрома достижения».

Сравнительно недавние исслед. были ориентированы на возможность того, что нек-рые экстерналы выбирают свои убеждения в качестве защитной реакции. Т. е. «в действительности» они не верят в экстернальную орг-цию мира. Скорее их экстернальные убеждения представляют собой своего рода защитную рационализацию, чтобы можно было объяснить (оправдать) случившийся провал или ожидаемый неуспех. Это направление исслед. наводит на мысль о том, что убеждения одних экстерналов «конгруэнтны» их предыдущему опыту или динамике подкрепления, тогда как убеждения др. — только «защитные» шаги, предпринимаемые с целью минимизировать последствия неудачи, к-рые в противном случае могли бы подорвать жизненные силы «неудачника».

Происхождение И—Э

Возможно, наиболее серьезное отставание в публикациях по проблеме Л. к. наблюдается в области систематических исслед. развития И — Э убеждений. И все же нек-рые взаимосвязи здесь были отмечены, хотя бы в общих чертах. Напр., родители, одаривая своих детей теплом и любовью, наделяя их чувством защищенности и положительным эмоциональным зарядом, помогая формировать разнообразные умения и навыки, способствуют тем самым развитию у них интернальной ориентации. Непротиворечивость родительских подкреплений, поведения и стандартов тж связана с развитием интернальности у детей. Кроме того, данные ряда исслед. говорят о сочетаемости экстернальных убеждений с низким социоэкономическим статусом. Расовые и этнические группы, к-рые практически не имеют доступа к власти и лишены мобильности, обнаруживают более экстернальные системы убеждений. Есть даже нек-рые основания считать, что отдельные культуры могут более или менее явно приучать к экстернальной позиции.

См. также Полезависимость, Внутренне и внешне направляемое поведение, Послушание

Э. Дж. Фарес

 

Лонгитюдные исследования (longitudinal studies)

 

Лонгитюдные (продольные) исслед. подразумевают наблюдение отдельных людей или групп на протяжении определенного периода времени в целях оценки изменения. Л. и. является одним из важнейших методов психологии развития, изучающей зависящие от времени феномены. Осн. целью такого изучения, как правило, служат поведенческие или физиолог. изменения, к-рые могут происходить в процессе взросления. Для исслед. таких временных траекторий развития используются два осн. подхода: поперечные и продольные планы. В исслед. методом поперечных срезов изучаемая зависимая переменная (напр., IQ) измеряется практически одновременно в неск. различных возрастных группах. В этом типе исслед. можно измерять IQ в группах участников, к-рым на момент проведения исслед. исполнилось 4, 7, 10 и 12 лет. В Л. и. зависимая переменная измеряется у одной и той же группы участников на протяжении определенного периода времени (напр., когда им было 4, 7, 10 и 12 лет).

Осн. достоинство продольных планов состоит в том, что исследователи могут наблюдать тех же самых лиц на протяжении всего исследуемого периода. Это позволяет оценивать происходящие изменения у одних и тех же индивидуумов по мере того, как они прогрессируют или регрессируют в ходе развития. Поэтому Л. и. позволяют делать более прямые выводы в отношении развития, чем исслед. методом поперечных срезов. Реализация продольных планов сопряжена тж с определенными проблемами. Поскольку участников лонгитюда оценивают неоднократно, возникает вероятность того, что наблюдаемые изменения могут оказаться отчасти следствиями повторных измерений. Др. потенциальной проблемой является отсев участников: поскольку Л. и. обычно охватывают длительные периоды времени, нек-рое количество участников может выпасть из исслед. по различным причинам (смерть, переезд или отказ от дальнейшего участия). Лонгитюдная стратегия остается важным методом орг-ции исслед. в психологии, однако такие исслед. редко проводятся по причине высоких временных и материальных затрат.

См. также Исследование методом поперечных срезов, Методы эмпирического исследования, Экспериментальные планы

К. Дж. Дру

 

Любовь (love)

 

Что такое любовь?

Большинство исследователей сходятся в том, что «любовь» приходит в различных формах. Зик Рубин проводит различие между симпатией и Л. Романтическая любовь включает в себя такие элементы, как забота о другом чел., нежность, самораскрытие (self-disclosure) и исключительность. В отличие от романтической Л. симпатия — это влечение одного чел. к др., к-рое включ. в себя хорошее отношение и ощущение сходства с ним.

Хэтфилд и Уолстер различают страстную Л. и дружескую Л. Страстная Л. характеризуется интенсивными эмоциональными переживаниями и смешением различных чувств: нежности и сексуальности, восторга и страданий, мучительного беспокойства и облегчения, альтруизма и ревности.

Дружеская Л. (companion love), напротив, связана с менее интенсивными эмоциями, сочетая в себе чувства дружеского расположения и глубокой привязанности. Она характеризуется товарищескими отношениями, пониманием и заботой о благополучии др.

Дж. Ли выделяет 6 типов любви. Eros это романтическая и сексуальная Л., проникнутая страстным желанием полностью познать любимого чел. Mania это навязчивая, всепоглощающая и требовательная Л., часто сопровождаемая болью и мучительной тревогой вследствие неутолимой потребности во внимании со стороны др. Ludis это сосредоточенная на себе, игривая Л., рассматриваемая как своего рода состязание, в к-ром надлежит одержать победу. Storge это дружеская Л., прочная безмятежная Л., возникающая между двумя близкими друзьями. Аgаре — это священная, благоговейная и сосредоточенная на «Нем» («Ней») Л., всегда терпеливая, всепрощающая и кроткая. Pragma это практическая и рассудочная Л., выражаемая только после установления того, яв-ся ли данный партнер «хорошей партией».

В кого чаще всего влюбляются?

Близость яв-ся, вероятно, наиболее важной детерминантой, определяющей выбор людьми друзей, любимых и супругов. В целом чем ближе находятся друг к другу люди, тем больше шансов, что они познакомятся, а знакомство довольно часто влечет за собой привязанность и Л. Кроме того, когда люди живут или работают рядом с др., возникает больше шансов оказаться с ними в поощряющих ситуациях.

Неудивительно, что другой важнейшей детерминантой служит физическая привлекательность. Существуют, по-видимому, три причины того, почему нас влечет к красивым людям: а) хорошая внешность сама по себе вызывает эстетическое удовольствие; б) с красивым партнером престижно и в) в соответствии со стереотипом «красота есть благо» большинство считает, что красивые люди обладают соц. желательными чертами личности и что их жизнь складывается более счастливо и успешно по сравнению с жизнью непривлекательных людей.

Сходство тж играет важную роль. Люди чаще влюбляются в тех, с кем они имеют много общего в соц. происхождении и образовании, ценностях, интересах и аттитюдах. Львиная доля исследовательского внимания была уделена взаимосвязи между сходством аттитюдов и влечением людей друг к другу.

Существуют несколько возможных объяснений того, почему нам нравятся и вызывают нашу Л. похожие на нас люди. Во-первых, все мы чаще сталкиваемся в своей жизни с похожими, чем с непохожими на нас людьми. Во-вторых, существуют определенные давления со стороны об-ва к взаимодействию с похожими др. Наконец, с т. зр. сравнения затрат и результатов взаимодействие с похожими людьми оказывается более вознаграждающим (и влечет меньше затрат), поскольку они в целом поддерживают наши представления в отношении окружающей действительности.

Однако нельзя не принимать в расчет и свидетельств того, что, как ни парадоксально, люди зачастую влюбляются в тех, кто дополняет их тем или иным образом, в соответствии со старой истиной «противоположности притягиваются». Р. Уинч утверждает, что люди влюбляются в тех, кто компенсирует и/или дополняет их собственные личностные черты и потребности. К сожалению, другие исследователи не смогли воспроизвести результаты, полученные Уинчем. В своей совокупности эмпирические данные указывают на то, что люди имеют тенденцию выбирать себе друзей и партнеров, к-рые обладают скорее сходными, нежели дополняющими чертами личности и потребностями.

Что такое страстная любовь?

Столетиями теоретики спорили о том, что в действительности представляет собой страстная Л. Кендрик и Чалдини утверждают, что, в целом, страстная Л. объясняется теми же самыми принципами «подкрепления», что и «межличностная аттракция». Они утверждают, что чем более сильные положительные подкрепления люди получают от других, тем большую симпатию или Л. по отношению к ним они будут испытывать. Т. о., по их мнению страстная Л. стимулируется интенсивными положительными переживаниями и угашается интенсивными отрицательными переживаниями.

Однако некоторые исследователи придерживаются противоположной т. зр. Существующие данные свидетельствуют о том, что для большинства людей Л. ассоциируется как с наслаждением, так и со страданием и может стимулироваться тем и др.

Тому, что Л. может связываться не только с удовольствием, но и со страданием, есть определенные физиолог. основания. С физиолог. т. зр. Л., наслаждение и страдание характеризуются одной общей чертой — они представляют собой сильное возбуждение. Радость, страсть и волнение, так же как гнев, зависть и ненависть — все это продукты «симпатической» реакции в НС. Это доказывается «симптомами», связываемыми со всеми этими эмоциями: покраснением лица, влажностью ладоней, слабостью в коленях, тошнотой, головокружением, учащением сердцебиения, дрожью в руках и учащением дыхания.

Многочисленные эмпирические данные поддерживают осн. на здравом смысле представление о том, что, при соответствующих условиях, сильные положительные переживания, такие как эйфория, сексуальные фантазии, взаимопонимание с партнером или общее возбуждение, могут питать страсть. Однако наряду с ними существуют доказательства в пользу более интригующего утверждения, а именно что тревога и страх, ревность, чувство одиночества, гнев или даже горе, при соответствующих условиях, тж могут вызывать страсть.

Недавние лабораторные исслед. показали, что, при подходящих условиях, любое состояние интенсивного возбуждения может интерпретироваться в качестве активатора любовной страсти — даже если оно является рез-том не связанного с ней по содержанию опыта, такого как бег трусцой, прослушивание комедийной интермедии или рассказа о надругательстве толпы и убийстве миссионера. Как это ни странно звучит, но факты говорят о том, что адреналин пробуждает в сердце Л. Не вызывает сомнений, что наиболее общим стимулирующим фактором страстной Л. яв-ся наслаждение, однако тревога и страх могут при этом иногда тоже вносить свой вклад.

Существуют ли различия между мужской и женской любовью?

Мужчины и женщины испытывают, в основном, те же самые чувства и переживания. Однако существуют данные о том, что наряду с этим имеются некоторые различия в том, что волнует мужчин и женщин в Л., и в том, как они реагируют на свои отношения. Были обнаружены следующие различия:

1. Мужчины, в целом, оказываются более «романтичными», чем женщины.

2. Мужчины, по-видимому, влюбляются быстрее, чем женщины. Им также нужно больше времени, чтобы полностью разлюбить свою избранницу, и они острее переживают разрыв, вероятно, вследствие отсутствия др., за исключением своей подруги, человека, кому они могли бы довериться.

3. В своей Л. женщины чаще по сравнению с мужчинами переживают чувства мучительного страдания и исступленного восторга.

4. В случайных связях женщины чаще раскрывают свои чувства — как положительные, так и отрицательные.

В глубоко интимных взаимоотношениях мужчины и женщины мало (если вообще) различаются в том, насколько они готовы раскрыться друг перед другом. Они различаются, однако, характером того, чем они готовы поделиться друг с другом. Мужчины более склонны делиться своими взглядами на политику и своими успехами; женщины — своими чувствами в отношении др. людей и своими опасениями.

Как люди узнают о том, что их любят?

Есть целый ряд разоблачающих телесных признаков. Влюбленные выдают свои чувства в таких внешних признаках, как подчеркнутое внимание к собственной внешности (жесты прихорашивания). Любящие люди склонны проводить значительную часть времени, глядя в глаза друг другу. Им также хочется касаться друг друга и оставаться рядом. Вероятно, наиболее очевидным из всех признаков влюбленности в другого чел. яв-ся стремление проводить с ним большую часть времени и желание что-то делать для этого чел.

См. также Межличностная аттракция, Выбор супруга/супруги

Э. Хэтфилд

 

         

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 

     

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

 

Статьи

Все техники и практики 

Музыка для медитаций и расслабления

Вопросы и ответы

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

.

  Твоя Йога Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz