Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

 


























































 

Basteln & Spaß

Naturführer Pilze

Сонник 2012

Здоровье и магия

Мультфильмы





















































Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")



Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 



 

 

Биографические вопросники ( biographical biographical inventoriesories )

 

Изучение биографии человека, событий его жизни, его образования и профессиональной деятельности почти всегда является неотъемлемой частью прикл. психологии, да и эксперим. психологи, до известной степени, тж используют сведения о жизненной истории испытуемого. В психол. практике часто подчеркивается, что наилучшим предиктором будущего поведения является прошлое поведение в сходных обстоятельствах. В связи с этим вызывает удивление немногочисленность существующих структурированных тестов для систематической количественной оценки биографических данных.

Четырьмя осн. источниками для конструирования оценок, или показателей, на основе биографических данных являются: а) интервьюирование конкретного человека или его знакомых; б) личные документы и продукты труда, напр. дневники или работы художника; в) формы заявлений о приеме на работу и г) биографические вопросники. Информ. из первых трех источников может использоваться неформально и оцениваться качественно или же может квалифицироваться с помощью оценочных процедур («рейтингов») или подсчета частоты встречаемости определенных категорий событий или проблем. Стандартизованные формы заявлений могут подвергаться количественной обработке с введением весовых коэффициентов для входящих в их состав пунктов.

Наибольшая работа по квантификации биографических данных проделана в связи с задачами бизнеса и пр-ва. По-видимому, единственным издаваемым биографическим вопросником, разработанным для клинического применения, является M - B запись истории ( М-В History Record ) . Конкретные случаи клинического применения количественных измерений биографических данных можно найти в исследованиях «жизненных перемен». В таких исслед. испытуемого, как правило, просят составить список событий, произошедших с ним за последние 6 мес. или год. Установлено, что взвешенные результаты коррелируют с нарушениями физ. или психич. здоровья.

См. также Клиническая оценка, Личные документы

Н. Д. Сандберг

 

Биологическая обратная связь ( biofeedback )

 

Б. о. с. лучше всего понимать как замкнутый контур обратной связи. Этот контур состоит из организма как системы управления, реакции организма и средств обнаружения и отображения этой реакции для системы управления. Чтобы видоизменять обнаруженные реакции, систему управления либо программируют с помощью инструкций, либо воздействуют на нее через поощрения или наказания. Напр., человеку дают инструкцию увеличить частоту сердечных сокращений (фаза программирования), к-рая регистрируется датчиком и отображается на мониторе как обратная связь. Контур обратной связи построен т. о., что испытуемый может обнаружить, что частота его сердечных сокращений увеличилась. Биолог. системы снабжены множеством таких контуров, или петель, обратной связи. В Б. о. с. систему управления можно рассматривать как тесно связанную с ЦНС и с процессом научения, а не с рефлекторными механизмами регуляции, обеспечивающими поддержание гомеостатической целостности.

Было предпринято много попыток научиться тому, как можно произвольно управлять процессами, к-рые считались автоматическими и саморегулирующимися по природе. Такие процессы, как частота сердечных сокращений, кровяное давление, желудочная секреция, изменяются в зависимости от потребностей метаболизма и эмоционального состояния. Но когда параметры этих процессов выходят за определенные пределы, то здоровье и нормальное функционирование организма подвергаются риску. Самоконтроль может рассматриваться в качестве терапевтического метода, возможно, не обладающего побочными эффектами более традиционных терапевтических методов. Далее, исслед. Б. о. с. стимулировались теоретиками, к-рые пытались доказать несостоятельность гипотезы о том, что реакции, иннервируемые АНС, невозможно модифицировать путем научения с вознаграждением. Согласно этой гипотезе, такие реакции могут быть изменены только путем классического обусловливания по И. П. Павлову. Исслед. Б. о. с. тж стимулировались интересом к самоконтролю сознательных состояний. Тот факт, что человек может изменять свои ЭЭГ-ритмы, если его обеспечить текущей информ. о ЭЭГ-активности, привел к росту количества исслед. в области Б. о. с.

И наконец, понимание того, что сознательное управление нервно-мышечными функциями может облегчить нек-рые виды боли, напр. головную, или привести к восстановлению мышечной функции после травмы или заболевания, тж способствовало развитию Б. о. с.

Регулирование автономных реакций

Ранние эксперименты показали, что люди могут произвольно регулировать сосудодвигательные реакции, электродермальную активность и частоту сердечных сокращений. Вслед за этими первыми сообщениями были опубликованы данные из мн. лабораторий, к-рые показали, что представляется возможным влиять на мн. автономные реакции человека и животных путем инструментального научения с использованием различных схем подкрепления.

Помимо обычных методологических недостатков, центральным объектом критики этих исслед. стал механизм, лежащий в основе изменений автономных реакций. Спор велся вокруг проблемы опосредования: противники утверждали, что в данном случае подлинного инструментального научения не происходило. И все же, испытуемые каким-то образом опосредовали автономную реакцию: либо через некий вид когнитивной активности (напр. мысленное успокоение или эмоциональные мысли), либо через некую разновидность скрытой активности поперечно-полосатых мышц — воображаемой или реальной. Хотя эта проблема осталась неразрешенной, последние исслед. людей, парализованных вследствие поражения спинного мозга и страдающих гипотензией, показывают, что ни когнитивной активностью вместе с воображаемым движением, ни реальными движениями не удается полностью объяснить приобретенную способность повышать кровяное давление. Кроме того, на автономное инструментальное научение влияют такие переменные, как тип обратной связи, уровень осведомленности, характер инструкций и гомеостатические связи, соединяющие в системы отдельные реакции (автономные и соматические).

Б. о. с. применяется при лечении болезни Райнада, нарушениях сердечной деятельности, мигренях, гипертензии, функциональной диарее, астме, а тж при терапии др. осложнений, связанных с нарушенным функционированием АНС, таких, напр., как тревога и экзема. Оценки терапевтической эффективности Б. о. с. применительно к этим расстройствам довольно противоречивы.

Использование техник Б. о. с. для терапии осложнений, обусловленных нервно-мышечными дисфункциями, выглядит многообещающим. Нервно-мышечная обратная связь показала впечатляющую точность управления мускулатурой, позволяющую тренированному человеку возбуждать или тормозить активность отдельного мотонейрона.

Электроэнцефалографическая биологическая обратная связь

Предпринимались попытки изменять активность ЭЭГ либо посредством инструментального научения, либо манипулирования когнитивными состояниями, предположительно лежащими в основе конкретного диапазона частот ЭЭГ. Результаты таких исслед. показали, что количество альфа-волн действительно изменялось и, в свою очередь, приводило к изменению психол. состояния. Повышение количества альфа-волн связано с такими субъективными характеристиками, как рассеянное внимание и отсутствие тревоги. Приводит ли увеличение альфа-волн к психол. изменениям или же психол. состояния вызывают изменение ЭЭГ, — спорный вопрос, составляющий один из аспектов проблемы опосредования. Накоплено достаточное количество данных о роли движений глаз в продуцировании и подавлении альфа-ритма. Эта окуломоторная гипотеза является самым известным объяснением контроля альфа-ритма. Конвергенция, дивергенция и фокусировка глаз связаны с количеством продуцируемых альфа-волн. Соотносимые с такими изменениями психол. состояния, по крайней мере отчасти, обусловлены ожиданиями.

Оценка исслед. Б. о. с. и ее клинического применения вскрывает проблемы, весьма сходные с проблемами в др. областях научной психологии и ее приложений. Развитие теории, механизм действия, необъективность экспериментатора, плацебо-эффект и долговременные эффекты — всему этому уделялось внимание, но, вероятно, не в должной степени.

См. также Адаптация, Поведенческая медицина, Законы научения Торндайка

У. Грин

 

Биологические ритмы ( biological rhythms )

 

Б. р. представляют собой циклические процессы, происходящие в организмах. Они имеют отношение к регуляции большинства проявлений жизни на Земле. Эти циклы могут быть циркадными (длящимися примерно сутки) или более продолжительными (месячные менструальные циклы). Ритмическая активность определяется как внешними, так и внутренними по отношению к организму процессами и силами. Примером Б. р. может служить чередование сна и бодрствования. Переход от сна к пробуждению происходит благодаря «биолог. часам» в клетках и органах тела. Соответственно, клетки нашего тела содержат таймеры, или «индивидуальные часы», к-рые совместно с РНК (рибонуклеиновой кислотой) образуют белки в течение 24-часового циклического периода.

Но отнюдь не вся динамика биолог. часов обусловлена внутренними процессами. Окружающая среда тж оказывает определенное влияние; возьмем, к примеру, вращение Земли и Луны. Вращение Земли вокруг Солнца и Луны — вокруг Земли оказывает влияние на большую часть челов. деятельности.

У людей циркадные ритмы часто проявляются через физ. процессы внутри организма. Так, колебания температуры тела следуют циркадному ритму, причем низкие участки этого цикла приходятся на раннее утро и конец ночи. В точке максимума, в полдень, любому лучше всего удается решение сложных задач.

Когда мы меняем привычный ритм нашей деятельности, мы вызываем беспорядок в наших организмах, как в тех случаях, когда мы чувствуем расстройство биоритмов в связи с перелетом через неск. часовых поясов. Путешествия с востока на запад и с запада на восток нарушают привычный паттерн сна и активности, к к-рому привык организм. Мы плохо чувствуем себя до тех пор, пока функционирование нашего тела не приспособится к новом циклу сна и бодрствования.

Сейчас только только начинают понимать важность Б. р. для жизни чел., поскольку здесь, так же как и в др. областях челов. поведения, нам трудно отделить биолог. факторы от средовых воздействий.

См. также Циркадный ритм

Т. Александер

 

Биоэнергетика ( bioenergetics )

 

Эта система психотер., разработанная Александром Лоуэном, направлена на освобождение тела от внутреннего напряжения, являющегося следствием неправильной осанки и положений тела. Предполагается, что телесная зажатость препятствует свободному потоку энергии.

Б. восходит к анализу характера, разработанному Вильгельмом Райхом, и к его системе оргонотерапии. Лоуэн, ученик Райха, сохранил нек-рые из понятий своего учителя, добавив к ним другие, в частности, понятие «заземления».

Согласно теории Б., мы представляем собой тела, в к-рых накапливается и разряжается энергия. В оптимальном случае индивидуум твердо стоит на ногах и получаст удовольствие от жизни. При появлении нарушений поток энергии блокируется телесной зажатостью, обнаруживаемой по негибкости тела и областям напряжения в нем. Терапия призвана снять это напряжение посредством мышечной работы.

Лечение заключается гл. обр. в снятии блоков с помощью физ. упражнений и поз, противодействующих блокированным зонам. Телесно зажатым людям могут предложить рычать и размахивать руками, чтобы ослабить мышечную броню. Кроме того, их учат быть «заземленными», расслабляться в контакте с природой.

См. также Новаторские психотерапии, Психотерапия

В. Рейми

 

Бисексуальность ( bisexuality )

 

Б. — термин, употребляемый по отношению к взрослым людям, объектом сексуального желания и/или выбора к-рых становятся лица как противоположного, так и одного с ними пола. По определению, бисексуал не должен предпочитать один пол другому, но термин часто неправомерно используется для обозначения лиц, имеющих партнеров обоего пола наряду с явным предпочтением, отдаваемым какому-то одному полу.

Прототипом Б. является оценка «3» по 7-балльной шкале сексуальных предпочтений, предложенной Альфредом Кинси и его сотрудниками в классической книге «Сексуальное поведение взрослых лиц мужского пола» ( Sexual behavior in the human male ) .

В то время как сексуальные контакты с лицами обоего пола достаточно часты, истинная Б. встречается относительно редко. Кинси и его сотрудники показали, что его определению Б. соответствуют лишь около 3% взрослого белого населения. Среди одиноких женщин эта цифра составляет чуть больше 1%.

См. также Гомосексуальность, Половые девиации

Ю. Левитт

 

Бихевиоризм ( behaviorism )

 

Б. оставался наиболее значительным движением в эксперим. психологии на протяжении трех четвертей XX в. Истоки Б. можно проследить в работах таких психологов, как Э.Л. Торндайк и И. П. Павлов, еще до его формального провозглашения Джоном Б. Уотсоном в 1913 году. Несмотря на то, что ряды критиков Б. непрерывно увеличиваются, начиная с 1960-х гг., он по-прежнему остается влиятельным направлением в психологии.

До Б. эксперим. психологи изучали психику, определяя ее как сознательный опыт, и их основным исследовательским инструментом была та или иная форма интроспекции. Все они считали, что изучение психики как предмета психологии должно опираться на метод интроспекции, а нек-рые из них еще и пытались объяснить сознательные явления как результат лежащих в их основе ментальных процессов. Б. отрицает и их объяснительные принципы, и метод интроспекции.

Методологический и метафизический бихевиоризм

С философской точки зрения следует различать два принципиальных основания для отказа от ментализма и выбора Б. Методологический бихевиорист допускает, что психич. явления и процессы — это реальность, однако считает, что они недоступны научному изучению. Научные факты, говорит методологический бихевиорист, должны быть публичными и открытыми явлениями, такими как движения планет или химические реакции, к-рые могут наблюдать все исследователи. Сознательный опыт, однако, неизбежно оказывается сугубо личным и внутренним; интроспекция может его описать (часто неточно), но не способна сделать его публичным и открытым для всеобщего обозрения. Следовательно, чтобы стать наукой, психология должна заниматься изучением только публичного и открытого поведения и отвергнуть интроспекцию. Отсюда сознание, несмотря на всю свою реальность и привлекательность, с методологической точки зрения, не может быть предметом научной психологии.

Метафизический бихевиорист высказывает еще более радикальное утверждение: точно так же, как физ. науки отвергли демонов, духов и богов, показав мифичность их существования, так и психолог должен отвергнуть — как мифические — психич. явления и психич. процессы. Это вовсе не означает, что такие ментальные понятия, как «идея», лишены всякого смысла (хотя это может быть так), ведь и понятие «Зевс» также не является совершенно бессмысленным. Мы можем описать Зевса и объяснить, почему люди верили в него, не утверждая при этом, что имя «Зевс» имеет отношение к чему-то, что когда-либо существовало. Сходным образом, говорит этот радикальный бихевиорист, мы можем описать условия, при к-рых люди используют «идею» или любое другое ментальное понятие, и объяснить, почему они верят в то, что обладают разумом или душой (психикой), и при этом утверждать, что «идея», «разум» и подобные понятия не имеют отношения к чему-либо, что существует в реальности, за исключением, пожалуй, определенных действий и определенных стимулов. Следовательно, поскольку нельзя исследовать то, что не существует (психика), психология должна быть бихевиористской: все, что реально существует — это поведение.

Многообразие необихевиоризма

Основными видами необихевиоризма являются формальный Б., включая логический Б. и целевой (или когнитивный) Б.; неформальный Б.; радикальный Б. Все они, за исключением последнего, — формы методологического Б.; радикальные бихевиористы стоят на позициях метафизического Б.

Формальный бихевиоризм. Рассматривая поведение в качестве предмета психологии, бихевиорист вовсе не исключает возможности обращения к ненаблюдаемым процессам, к-рые могут быть использованы для объяснения наблюдаемого поведения. В действительности, под влиянием логического позитивизма и операционизма, формальный бихевиорист видит свою задачу в объяснении наблюдаемого поведения на основе теории, состоящей именно из таких ненаблюдаемых логических категорий. Однако при этом данный ненаблюдаемый теоретический конструкт операционально определяется в терминах либо тех манипуляций, к-рые осуществляются над подопытным животным, либо определенного аспекта его стимульного окружения, либо измеряемого аспекта его поведения. Следуя этой логике, формальные бихевиористы, с одной стороны, надеются, приняв методологический Б., придать своим исслед. научный статус, а с другой — достичь такого же уровня объяснительной теории, как в физике или химии, где использование теоретических терминов — обычное явление.

Логический Б. Кларка Л. Халла и его последователей — наиболее полно разработанная программа Ф. б. Следуя примеру Ньютона и физическим наукам в целом, Халл разработал гипотетико-дедуктивную теорию научения, универсальную для всех млекопитающих. Эта теория была сформулирована в виде набора аксиом, из к-рых путем операциональных определений можно было впоследствии выводить прогнозы в отношении поведения и подвергать их соответствующей эксперим. проверке.

Сопоставление логического Б. Халла с целевым или когнитивным бихевиоризмом Э. Ч. Толмена показывает, насколько могут два варианта Б. различаться между собой в деталях, одновременно сохраняя верность общему духу и идее направления, провозглашенного Уотсоном. Толмен отверг механистический мускульно-рефлекторный подход Уотсона и Халла. Для них научение заключалось в связывании определенных стимулов со специфическими моторными реакциями, что предполагало исключение возможности всякого обращения к цели или намерению, к-рое они считали мистическими и менталистскими понятиями. Толмен, однако, рассматривал поведение как неизбежно целенаправленное (животные всегда пребывают на пути движения в прямом или обратном направлении от некоторой цели), а научение как неизбежно когнитивное; его целью является не реагирование на стимулы, а получение информации о своем окружении.

Неформальный бихевиоризм. Развитие Б. продолжалось и после «золотого века» теории в 1930—40-х гг. Неохалловский Б. послевоенного времени (после Второй мировой войны) иногда называют необихевиоризмом, однако назв. «Н. б.» или «либерализованная теория S - R » более точно отражают его сущность. Характерный признак этого движения — снижение внимания к проблемам построения аксиоматической универсальной теории и готовность говорить о свойственных людям высших психич. процессах, пусть даже как промежуточных S - R переменных. Тем самым Ф. б. утрачивал свою прежнюю жесткость выражения и приобретал большую гибкость в обращении с такими важными человеческими феноменами, как речь и решение задач.

Неформальные бихевиористы рассматривали S - R пары в качестве центральных процессов головного мозга, к-рые, тем не менее, подчинялись обычным законам S - R научения, и поэтому могли быть включены в операциональные S - R теории научения без отказа от Б.

Неформальные бихевиористы смогли, таким образом, говорить о мышлении, памяти, решении проблем и речи в терминах S - R теории поведения, обращаясь с ними как со скрытыми компонентами приобретенных S - R связей. Это позволяло существенно расширить перечень форм поведения, рассматриваемого в терминах S - R . Примечательным продуктом этого направления стала теория социального научения — результат сочетания неохалловского Б. и психоан. с некоторыми из постулированных Фрейдом психич. механизмов, рассматриваемых в качестве скрытых, опосредующих поведение переменных.

Радикальный бихевиоризм. Наиболее последовательной формой Б. является Р. б. Б. Ф. Скиннера. Скиннер отверг методологический Б. для утверждения еще более радикального метафизического Б. Разговоры о разуме и психике являются не более чем культурными мифами, к-рые надлежит разоблачить и отбросить.

Существуют три объяснения обычных, повседневно употребляемых менталистских понятий. Во-первых, некоторые навязшие в зубах разговоры о психич. явлениях в действительности касаются обычных физ. процессов в теле, к-рым мы привыкли давать эти ярлыки. Не существует принципиального различия между таким внешним стимулом, как булавочный укол, и таким внутренним стимулом, как зубная боль, за исключением того, что доступом к последнему стимулирующему событию обладает лишь сам человек. Во-вторых, нек-рые психич. явления, в особенности чувства, являются всего лишь сопутствующими побочными продуктами влияний окружения и результирующего поведения, но не играют роли в детерминации поведения. Так, человек может «испытывать удовлетворение» вследствие похвалы своего начальника, однако то, что действительно контролирует поведение, есть сама похвала, т. е. разновидность подкрепления, а не сопутствующее ей чувство. В отличие от внутренних стимулов, которые могут осуществлять управление поведением, сопровождающие его чувства этого не делают и могут игнорироваться научной психологией, несмотря на всю свою феноменологическую привлекательность. Наконец, от многих менталистских терминов можно отказаться просто как от мифов, представляющих собой вербальные операнды, усваиваемые нами в условиях нашей специфической культуры и совершенно лишенные к.-л. объективных оснований.

По своей сущности, несмотря на различие в частностях и деталях, Р. б. наиболее близок из всех разновидностей необихевиоризма к классическому Б. Уотсона.

Бихевиоризм сегодня. Р. б. на сегодня остается единственной оказывающей серьезное влияние разновидностью Б. Другие его формы стали достоянием истории, и интеллектуальные потомки отцов-основателей уже не разделяют их теоретических воззрений.

Однако Б. как филос. и ист. течение остается объектом интереса со стороны психологов, философов и историков.

См. также Бихевиоризм: история, Логический позитивизм, Механистическая теория, Вопрос об отношении души и тела, Намеренное поведение, Телеологическая психология

Т. Г. Лихи

 

Бихевиоризм: история ( behaviorism : history )

 

В широком контексте развития психологии, науки и американского об-ва Б. имеет чрезвычайно богатую и насыщенную событиями историю. Очерк его истории проще всего начать с краткого словарного определения Б. как «психологической школы, считающей, что объективно наблюдаемое на уровне организма поведение составляет сущность или исключительную научную основу психол. данных и исследований, и подчеркивающей роль окружения в качестве детерминанты поведения человека и животных» ( «Словарь американского ( культурного ) наследия» ) .

В психологии возникновение Б. как самостоятельного направления принято связывать с вводным параграфом статьи, опубликованной Джоном Б. Уотсоном:

«Психология, какой ее видит бихевиорист, является абсолютно объективной экспериментальной ветвью естествознания. Ее теоретическая цель заключается в предсказании и контроле поведения. Интроспекция не составляет существенной части ее метода, а полученные с помощью интроспекции данные не имеют никакой научной ценности, ибо слишком легко поддаются интерпретации на языке сознания. Бихевиорист, в своем стремлении получить единую сх. анимальной реакции, не признает разграничительной линии между человеком и животным. Поведение человека, во всей его утонченности и сложности, составляет лишь часть полной сх. исследования бихевиориста.»

Манифест Уотсона был прямо нацелен на решение проблемы контроля поведения, к-рая сильнее всех других проблем занимала психологию и общество в первой половине XX в.

Скиннер утверждал, что Б. — это «не просто научное изучение поведения, а философия науки, обращенная к предмету и методам психологии».

Как и в отношении любого другого аспекта психологии, в отношении корней и предыстории Б. возникали многочисленные споры. Историки психологии — современники Уотсона (напр. Э. Г. Боринг, Эдна Хайдбредер, Р. С. Вудвортс) — единодушно считали Уотсона «основателем» Б. Последующие авторы, изучавшие этот предмет (напр., А. Э. Каздин, Ф. Сэмелсон), рассматривали Уотсона в качестве «катализатора» движения — в направлении от «сознания» к «объективизму», — к-рое в то время уже набирало силу. Они отмечают, что Уотсон не был абсолютно оригинален ни в терминологии, ни в основаниях того нового подхода, к-рый он назвал Б.

Некоторое представление об общественной реакции на «Бихевиоризм» Уотсона дают, в частности, комментарии и статьи ведущих газет той эпохи. Здесь можно привести реакцию на наиболее известное заявление Уотсона, широко цитировавшееся и нередко искажавшееся в те годы: «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и возможность воспитать их в устроенном по моим собственным принципам мире, и я гарантирую, что выберу любого из них наугад и научу его, как стать специалистом в любой профессии — врачом, адвокатом, художником, торговцем и, да, даже нищим и вором, независимо от его талантов, склонностей, свойств, способностей и расы его прародителей».

Последствия таких утверждений для Б. и для американского об-ва, конечно же, были огромными. К сожалению, эту цитату обычно вырывали из контекста и выпускали такие ее строки: «Я выхожу за пределы установленных мною фактов и я признаю это, но точно так же поступали защитники противоположной стороны и делали это на протяжении тысячелетий. Пожалуйста, заметьте, что когда этот эксперимент завершится, я смогу позволить себе точно определить тот способ, к-рым надлежит воспитывать детей, и тот тип об-ва, в к-ром они должны жить».

Поведенческое движение в американской психологии можно рассматривать как определенное научное и общественное движение, возникшее под влиянием общественных сил и, в свою очередь, оказавшее обратное влияние на об-во, в недрах к-рого оно возникло. Б. прочно вплетен в контекст социальной, политической, культурной, образовательной, экономической и интеллектуальной истории Америки XX в. Более того, с тех пор как прагматическая философия поведенческого движения вышла за пределы психол. лаборатории, она пронизывает фактически каждую сторону американской жизни.

Историки психологии, говоря о начале XX в., отмечают рост материализма, детерминизма, механицизма и даже антиинтеллектуализма как преобладающих тенденций в американском об-ве в результате его активной урбанизации. Эти тенденции отвечали духу времени и выражали то, что рассматривается ныне в качестве основополагающих филос. принципов Б.

Существует определенное родство и взаимовлияние между Б. в той форме, как его определял Уотсон, и областью психологии животных. Психология животных преимущественно объективна в том смысле, что наблюдателю — подобно астроному, физику или ботанику — необходимо занимать внешнюю позицию в отношении исследуемого им материала.

Однако последующие исследователи раннего Б., в частности Сэмелсон, считают мифом представление о том, что Б. возник в недрах психологии животных и что именно работа с животными побудила исследователей заняться изучением поведения. К примеру, наиболее известные зоопсихологи того периода, Р. М. Йеркс и М. Ф. Уошберн, не признавали Уотсона и его теорий. До Уотсона и в современной ему психологии уже существовала тенденция (особенно в психологии животных) подвергать сомнению полезность понятия «сознания». Эксперим. и теоретические разраб. ранних исследователей, в особенности Уотсона, подчеркивающие влияние окружения на поведение, привели к выдвижению на передний план понятия «научения», к-рое определило основную проблематику исследований в эксперим. психологии на протяжении последующих десятилетий. Ряд исследователей — Э. Л. Торндайк, Э. Р. Газри, Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл, К. В. Спенс, О. X . Маурер, Б. Ф. Скиннер, А. Бандура и другие — предприняли попытки создания теорий или моделей научения и постулировали разнообразные принципы и механизмы для объяснения феномена «научения».

См. также Модификация поведения, Бихевиоризм, История психологии, Логический позитивизм

Л. Краснер

 

Бланковые (типа «карандаш—бумага») тесты интеллекта ( pencil - and - paper intelligence tests )

 

Б. т. и., в отличие от их индивидуально проводимых аналогов, экономичны с т. зр. временных и денежных затрат, поскольку они могут проводиться в группах. Кроме того, групповые тесты интеллекта могут быть быстро и объективно обработаны, позволяя т. о. пользователям получать необходимую информ. в течение сравнительно коротких промежутков времени.

Возникновение групповых тестов

При создании групповых интеллектуальных тестов психологи стремились воспроизвести результаты индивидуальных тестов интеллекта, таких как шкала интеллекта Стэнфорд-Бине. Отис, аспирант Льюиса Тёрмена, разрабатывал бланковые версии группового теста на основе неск. заданий Бине для своей докторской диссертации. Он закончил свои диссертационные исслед. примерно в то время, когда началась Первая мировая война и возникла потребность в процедуре отбора и классиф. огромного количества призывников. Отис присоединился к Тёрмену, Йерксу и др. известным психологам того времени, разрабатывавшим инструмент для такой классиф. Именно материал Отиса лег в основу Армейского альфа-теста, первого группового теста интеллекта. Крупномасштабный «эксперимент» с Армейским альфа-тестом доказал пригодность метода группового тестирования. В течение короткого времени групповые тесты интеллекта стали широко распространенными в американских школах в связи с сильно возросшим притоком учащихся.

Содержание

Ранние групповые интеллектуальные тесты, разрабатывавшиеся для использования в школах, как правило, включали в себя один или два уровня, содержащих неск. субтестов, проводимых в разное время. Такие тесты обычно были перегружены заданиями на оценку словарного запаса, общей осведомленности и полученных в школе умений и навыков. Многие из этих ранних мер интеллекта пересекались с мерами школьных достижений. Сегодняшние критики, как и их предшественники, настаивают на том, что тесты интеллекта оценивают всего лишь успехи в усвоении школьной программы по родному языку и математике. Одно популярное заблуждение заслуживает особого упоминания: представление о том, будто тесты интеллекта измеряют природную способность, остающуюся неизменной с рождения.

Одна хорошо известная серия тестов учебных способностей — Тест школьных способностей Отиса — Леннона ( OLSAT ) . Два элементарных уровня этой серии — для дошкольников и учеников 1—3 классов — дают итоговый показатель, осн. на выполнении трех субтестов; классификация, аналогии и вербальный комплексный (неск, различных типов заданий, измеряющих следование указаниям, количественные рассуждения и словесное понимание). Др. три уровня — для учащихся 4-12 классов — содержат ряд различного типа заданий в формате циклического, или спирального, комплекса, облегчающего проведение и обработку результатов теста. Типы заданий включают словесные аналогии, противоположности, фигурные аналогии, последовательности фигур, решение арифметических задач, числовые последовательности, завершение предложений и умозаключения. Интерпретация дается единому итоговому показателю. OLSAT предназначен для прогнозирования школьной успеваемости.

Др. широко используемой серией тестов являются Тесты когнитивных способностей ( CogAT ) . Существуют три тестовых батареи в многоуровневом формате (3-12 классы школы), к-рые могут использоваться по отдельности или в совокупности как многоаспектный оценочный инструмент. Вербальная батарея ( Verbal Battery ) содержит четыре субтеста (словарный, завершение предложений, классификация слов и словесные аналогии). Количественная батарея ( Quantitative Battery ) включает три субтеста (количественные отношения, числовые последовательности и составление равенств). Невербальная батарея ( Nonverbal Battery ) представлена тремя субтестами (классификация фигур, фигурные аналогии и фигурный синтез). По каждой батарее выводится единая итоговая оценка для интерпретации. По словам авторов, эта серия тестов измеряет академические способности и способность к абстрактному мышлению с опорой на вербальные, числовые и фигурные символические системы, распространенные в нашей культуре.

Интерпретация

Используемые в настоящее время тесты обычно дают нормированные для возрастных групп стандартные оценки и процентильные ранги по возрастам и классам. Показатели умственного возраста, наследие ранних тестов иногда приводятся для тех пользователей, к-рым нужна привязанная к возрасту мера когнитивного развития. Стандартизированные выборки для совр. тестов обычно основаны на 100 тыс. и более испытуемых, тщательно отобранных по критерию максимально точной представленности населения страны в целевых возрастных группах или школьных классах. Нормы для этих тестов, как правило, гораздо лучшего качества, чем нормы индивидуально проводимых тестов.

Неразрешенные проблемы

С момента своего появления групповые тесты интеллекта стали предметом ожесточенных дискуссий и споров. Критическая литература изобиловала заблуждениями по поводу применения групповых тестов и их интерпретации. Слабое понимание сложной взаимосвязи генетических и средовых факторов вообще, а тж того, как они проявляются в выполнении тестов, в частности, имело результатом многочисленные ядовитые выступления противников интеллектуального тестирования. Когда выяснилось, что представители национальных меньшинств в целом выполняют тесты на более низком уровне, появились обвинения, что эти тесты изначально благоприятствуют белым представителям среднего класса. Целые города объявляли запрет на использование групповых тестов интеллекта на том основании, что национальные меньшинства подвергаются дискриминации.

При всех своих ограничениях, стандартизованные тесты способностей дают психологам объективные и экономичные средства для выполнения своих функций. Поэтому психологи несут особую профессиональную ответственность за грамотное использование тестов и обучение клиентов и представителей др. профессий корректному использованию и интерпретации тестовых результатов.

См. также Армейские тесты времен Первой мировой войны, Систематическая ошибка тестов, обусловленная культурными факторами, Меры интеллекта

Г. Робертсон

Блокировка ( blocking )

 

Положение о том, что совпадения событий во времени недостаточно для того, чтобы между ними образовалась ассоц., сегодня общеизвестно. Замечательной иллюстрацией этого служит феномен Б. Б. происходит, когда выработка условной реакции на некий раздражитель гасится, или «блокируется», т. к. этот стимул сигнализирует об исходе, к-рый ранее предсказывался др. признаком. В частности, испытуемый, обученный реагировать на условный раздражитель (А) до того, как у него вырабатывают реакцию на смешанный раздражитель (АБ), состоящий из первоначального элемента (А) и добавленного элемента (Б), не обнаруживает научения при предъявлении одного раздражителя Б. Предшествующее обучение реагировать на А каким-то образом препятствует формированию условной реакции на новый раздражитель или, иначе говоря, блокирует обусловливание.

Теории, к-рые приходят на смену модели Ресколы — Вагнера, можно классифицировать по тому, придают ли они осн. значение обработке безусловного раздражителя (БРЗ) или обработке условного раздражителя (УРЗ). В своем объяснении Б. теория обработки информ. А. Р. Вагнера сохраняет ключевую характеристику модели Ресколы — Вагнера, а именно то, что связи, устанавливаемые между событиями, возникают вследствие обработки БРЗ. Согласно этому объяснению, событие, к-рое хранится в памяти до его актуальной реализации, не будет обрабатываться в той же степени, как неожидавшееся событие — т. е. событие, к-рое отсутствовало в памяти на момент своего возникновения. Т. о., утрата способности к образованию связи с новым УРЗ при Б. происходит потому, что первоначальный раздражитель в процессе выработки УР на смешанный раздражитель активирует в памяти мнемический след БРЗ; этот БРЗ теперь репрезентирован в памяти новым элементом и смешанным раздражителем. В результате, когда этот БРЗ действительно появляется, связь между ним и этим новым признаком меньше обрабатывается.

Аттенционная теория Макинтоша предлагает альтернативное объяснение Б. с использованием параметра степени специфичности раздражителя, к-рая снижается в ситуации отсутствия изменения в подкреплении. Раздражители, к-рые регулярно оставляют след и т. о. предсказывают эмоциональные последствия (БРЗ), обычно принимаются во внимание при последующих пробах; и наоборот, раздражители, к-рые не сигнализируют изменения в характере БРЗ, в конечном счете игнорируются. Поскольку качественные и количественные свойства самого БРЗ остаются неизменными на второй стадии эксперим. модели Б., утрачивается способность к образованию связи с этим новым, но избыточным признаком.

Центральная идея теории Макинтоша состоит в том, что ассоциативная сила конкретного УРЗ зависит от того, в какой степени он оказывается надежным предиктором БРЗ в сравнении с др. раздражителями. Отсюда следует, что внимание к данному раздражителю будет расти до тех пор, пока он будет оставаться хорошим предиктором. Пирс и Холл видоизменили эту не согласующуюся с интуитивными представлениями идею Макинтоша, выдвинув предположение, что УРЗ будет продолжать обрабатываться в пределах его сочетания с непрогнозируемым или неожиданным БРЗ. Б. объясняется тем, что новый УРЗ не будет обрабатываться, поскольку он сочетался с ранее известным БРЗ. Хотя ни одна из этих теорий не смогла охватить все наблюдения, полученные на эксперим. модели Б., они стимулировали продолжение исслед. в этой области и обозначили новые, перспективные пути концептуализации процесса научения.

См. также Обработка информации

Э. Рикерт

 

     



Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

     Нравится

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 






































Это может пригодится!



Basteln & Spaß

Naturführer Pilze

Сонник 2012

Здоровье и магия

Мультфильмы















































































































































 

Basteln & Spaß

Naturführer Pilze

Сонник 2012

Здоровье и магия

Мультфильмы

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

Статьи

Все техники и практики

Вопросы и ответы 

Музыка для медитаций и расслабления

Медитации Ошо

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

Психология 100 Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100 Психология 100 Твоя Йога LightRay