Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.
|
||
Психологическая энциклопедия |
||
Доска бесплатных объявлений. Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!
Наш форум – самый полезный эзотерический форум. Интересно и познавательно. Зайди, задай вопрос или поделись своим мнением! Для нас всё важно.
|
Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах (Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology") А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
_Б_
Батарея тестов общих способностей ( general aptitude test battery )
Б. т. о. с. ( GATB ) была разраб. Службой занятости Министерства труда США в качестве инструмента для консультантов управлений по вопросам занятости населения, организованных в разных штатах. Для этих целей множество конкретных профессий было разделено на группы на основе общности требований, предъявляемых к способностям работника. Профиль тестовых показателей, связанный с каждой из таких групп, получил назв. паттерна профессиональных способностей (ППС). Б. т. о. с. разраб. для применения к широкому кругу разнообразных профессий. Ее можно использовать в сочетании со «Справочником названий профессий» Министерства труда США. Критические замечания в адрес Б. т. о. с. направлены гл. обр. на использование в ней ППС. Дело в том, что при прогнозировании успешности для каждой группы профессий используются три тестовых показателя, базирующиеся на эмпирической валидности. Спорность такого подхода связана с применением в нем стратегии множественных критических показателей, хотя в отношении некоторых профессий вполне возможна компенсация одних, слабо выраженных, способностей другими, сильно выраженными. См. также Тестирование способностей, Профессиографический анализ, Тесты для отбора кандидатов Ф. Дж. Бенсон
Батарея тестов Халстеда—Рейтана ( Halstead — Reitan battery )
Б. т. X . — Р. состоит из серии индивидуальных нейропсихологических мер, к-рые позволяют опытному диагносту сделать достаточно точные выводы о сохранности функций мозговых полушарий. Поскольку мозг является органом адаптивного поведения, мозговая дисфункция, как правило, обнаруживает себя в том или ином отклонении поведения от нормы. Входящие в состав батареи тесты предназначены для выборочной проверки поведения во всех возможных сферах и оценки всех осн. когнитивных, сенсорных, экспрессивных и моторных функций. Мн. субтесты, включенные в Б. т. X . — Р., хорошо известны и широко используются не только нейропсихологами. Часть из них входит в WAIS и MMPI . Др. тесты были разработаны или адаптированы специально для этой батареи. Тест категорий ( Category Test ) считается одной из наиболее чувствительных мер церебральных нарушений. Еще одной превосходной общей мерой кортикальной функции является Тест осязательного восприятия ( Tactual Performance Test ) . В батарею входят тж Тест восприятия речевых звуков ( Speech - Sounds Perception Test ) , Тест ритма ( Rhythm Test ) , Тест пальцев ( Finger - Oscillation Test ) и Пробы А и Б ( Trails A and В ) . Кроме того, в состав батареи включены методики нейропсихологического исслед. сенсорно-перцептивной сферы, право-леворукости и афазии. Для большинства тестов определены нижние критические показатели, предположительно указывающие на наличие мозговых нарушений, а на основе оценок наиболее чувствительных тестов рассчитывается Индекс повреждения ( Impairment Index ) — общая мера кортикальной дисфункции. Тесты, к-рые входят в две др. версии Б. т. X .—Р., разработанные для оценки детей и подростков, несколько отличаются. Однако эти версии для диагностики детей не были так хорошо валидизированы, как батарея для взрослых. См. также Головной мозг Д. Веддинг Безобразное мышление: Вюрцбургская школа ( imagless thought : the Wurzburg school )
Вундт изначально высказывал в качестве постулата предположение о том, что сознание составлено всего из 3 элементов: ощущений, образов и чувств. Ученик Вундта, Титченер, придавал первостепенное значение образам как «носителям мысли». Психологи Вюрцбургской школы А. Майер, И. Орт, Г. Дж. Уотт и Н. Ах, под руководством Освальда Кюльпе, подвергли сомнению постулаты системы Вундта, утверждая, что в своих исслед. методом «экспериментальной систематической интроспекции» они не получили никаких доказательств важности умственных образов или хотя бы их присутствия при решении некоторых задач ( Aufgaben ) , которые предположительно требуют мышления или суждения (на основе усмотрения). Так, Майер и Орт нашли, что правильное суждение о различии или равенстве весов может быть вынесено и при отсутствии в сознании умственных образов. Они пришли к выводу о необходимости дополнить содержание сознания компонентом в виде «установок сознания» ( Bewusstseinslagen ) , функция которых состояла в детерминации суждений. Вунд и Титченер отвергли эту критику как не относящуюся к делу, поскольку считали, что представители Вюрцбургской школы скорее изучали не процесс мышления, а эффекты предшествующего опыта, в которых вообще не было никакого мышления. В настоящее время Вюрцбургская школа, хотя и упоминается преимущественно в контексте истории психологии, представлена многочисленными когнитивными психологами, возобновившими эксперименты с временем реакции как мощное средство анализа факторов, определяющих суждения о сходстве и различии в ситуациях, когда испытуемые должны максимально быстро реагировать на 2 стимула или на ряд стимулов, предъявляемых последовательно и быстро сменяющих друг друга. Эти эксперименты привели ко многим новым прозрениям в том, что касается объема и границ чел. возможностей воспринимать и сохранять информ. Б.Р. Бугельски
Бездомность ( homelessness )
Несмотря на то, что проблема Б. очень давняя, история ее эмпирического изучения не превышает 10 лет. В 1980-х гг. было проведено свыше 50 научных исслед. Б. По мере увеличения проблемы росло и число исслед. В 1988 г. было опубликовано свыше 800 статей на тему Б., в сравнении с всего лишь 30 в 1980 г. Вышли специальные номера Journal of Social Issues («Журнал социальных проблем») и American Psychologist («Американский психолог»), посвященные проблеме Б. Исследования Б. изобилуют противоречиями. В них остро ощущается недостаток согласия в отношении таких фундаментальных вопросов, как: что такое Б.? каковы ее причины? сколько всего бездомных людей? какие существуют решения этой проблемы? Что такое бездомность? Б. — это больше чем отсутствие постоянного места жительства. Это условия, в к-рых находится значительная и постоянно возрастающая доля населения в США и, вероятно, во всем, остальном мире. Б. означает отрезанность от родных людей, соц. групп и общественных орг-ций и утрату ощущения принадлежности к об-ву. Психол. последствия Б. могут быть не менее гибельными для самооценки и благополучия человека, чем потеря жилья сама по себе. Кто такие бездомные? До 1980-х гг. бездомные люди находили себе временное пристанище в таких местах, как миссии, ночлежки, притоны, но они редко оказывались без крыши над головой. Это были преим. пожилые, неженатые, белые мужчины с высокими уровнями алкоголизма, психич. заболеваний, бедности и соц. изоляции. Их называли лодырями, отщепенцами, пьяницами и психами. «Новые» бездомные — это работающие бедняки, женщины и дети. Они сравнительно молоды, б. ч. из национальных меньшинств (напр. черные, латиноамериканцы), умирают, в среднем, в возрасте 50 лет. Армия бездомных быстро пополняется незамужними женщинами, подростками и семьями с детьми. Ок. 1/3 бездомных в городах США составляют семейные люди. Причины Исслед. по проблеме Б. апеллируют к двум различным типам причин. Нек-рые порицают бездомных, считая их неприспособленными к жизни неудачниками. Б., т. о., рассматривается как ситуация, создаваемая девиантными личностями, к-рые сами несут ответственность за сложившееся положение дел. Они классифицируются преим. как алкоголики, наркоманы и психически больные. От 30 до 40% бездомных злоупотребляют алкоголем и примерно от 10 до 15% — наркотиками. Около 10% страдают серьезными психич. заболеваниями, а нек-рые сразу несколькими. Статистика не позволяет судить о том, возникают ли эти проблемы до, во время или после того, как человек оказывается бездомным. Злоупотребление алкоголем или наркотиками не рассматривается в качестве причины или следствия Б., а скорее как условие, бывшее до потери жилья и усугубляемое ею. Доля психич. расстройств среди новых бездомных не изменилась в сравнении со старыми бездомными, даже с распространением деинституционализации. По проблеме психич. здоровья бездомных был опубликован десяток статей, в каждой из к-рых в качестве причин, приводящих к Б., рассматривались бедность, безработица и др. экономические факторы. Вторая рассматриваемая исследователями область причин относится к окружению. В качестве причин, лежащих в основе Б., в исслед. часто называются крайняя нищета и нехватка доступного по средствам жилья. В 1989 г. было почти в 205 раз больше домовладельцев с низким уровнем дохода, обладающих жильем. Среди тех, у кого на 1992 г. было постоянное место жительства, почти 10 млн, обладают настолько низким уровнем дохода, что им грозит опасность пополнить ряды бездомных. В соответствии с гипотезой единичной катастрофы ( single calamity hypothesis ) , Б. является следствием к.-л. кризиса. Следовательно, представляется затруднительным прогнозировать то, какие индивидуальные характеристики, переживания и формы поведения приводят к Б. Одним из таких кризисов является серьезное заболевание. Т. о., ухудшение здоровья может приводить к Б. и, в то же самое время, являться ее следствием. Др. кризисом является потеря работы, за к-рой последовал длительный период безработицы. Расовая дискриминация, особенно в отношении афро-американцев, сыграла немаловажную роль в возникновении проблемы Б. и в том, что она сохраняется. Сколько людей являются бездомными? На 1992 г. к категории бездомных относилось большее число американцев, чем в к.-л. др. временной период, начиная с Великой депрессии 1929 г. Реальное количество новых бездомных остается неизвестным, и приводимые цифры во многом определяются характером проводимых исслед. Существует огромное количество людей, не упоминаемых в отчетах, к-рые используют в качестве временного пристанища такие места, как тоннели метро, пустующие здания, аэропорты, парки, тюрьмы, больницы, клиники, однокомнатные номера в отелях, что приводит, по мнению отдельных исследователей, к необходимости увеличения официально называемых цифр в 2 или 3 раза. Исслед. методом поперечных срезов достаточно ограничены и характеризуются упрощенным подходом к изучаемой проблеме. Недостаточно тж и лонгитюдных исслед., к-рые бы прослеживали путь конкретных людей с момента потери жилья до выхода из ситуации Б. Количество бездомных продолжает ежегодно увеличиваться примерно на 25%. Каждую ночь на протяжении 1992 г. на улицах в США оставалось свыше 700 тыс. бездомных людей. Согласно др. оценкам общее количество бездомных достигает 7 млн. Последствия Б. часто приводит к стрессу, психич. расстройствам и злоупотреблению психоактивными веществами; наиболее распространено злоупотребление алкоголем. Заболеваемость туберкулезом среди бездомных по меньшей мере в 25 раз выше, чем среди всего населения. Среди бездомных также немало жертв СПИДа, к-рые более чем в 10 раз подвержены риску такого заболевания по сравнению с гор. населением в целом. Кроме того, бездомные, как правило, не могут получить адекватную мед. помощь или доступ к лечению. Бесплатная или льготная мед. помощь, тж как и др. программы соц. помощи, зачастую недостижимы для бездомных. Дети. Дети наиболее подвержены пагубному воздействию состояния Б. Число бездомных детей растет быстрее, чем любой др. сегмент популяции бездомных. Приблизительно 750 тыс. детей младшего школьного возраста являются бездомными, и большинство из них страдает от физ., психол. и эмоциональных нарушений. Примерно у половины обследованных бездомных детей наблюдались симптомы, требующие психиатрического вмешательства. У них может быть задержка физ. развития. За этими детьми не осуществляется надлежащего ухода, они подвержены инфекциям и заразным болезням вследствие недоедания, недостатка витаминов и минералов, антисанитарии и стесненности жилищных условий, а тж отсутствия иммунизации. У бездомных детей от 3 до 5 лет были обнаружены разнообразные поведенческие проблемы, в т. ч. нарушения сна, внимания, речи, двигательной координации, агрессивность, застенчивость, зависимость и отсутствие навыков содержания себя в опрятности. Для детей старше 5 лет зачастую характерно отреагирование своих тревог. Опасность для будущего детей представляет их убежденность, что их безнадежно «засосала» нищета. Т. о. нищета и Б. могут становиться самоисполняющимися пророчествами, переходящими от поколения к поколению. Связь между бездомным родителем и детьми ослабевает, поскольку родители в такой ситуации перестают играть роль воспитателя и кормильца. Вероятность жестокого обращения с детьми возрастает в ситуации, когда фрустрации, вызванные состоянием Б., превышают уровень родительского самоконтроля. Очень мн. бездомные дети пропускают уроки, остаются на второй год, имеют низкую успеваемость, плохо читают, не знают математики и являются практически неграмотными. Подростки. Каждый год бездомными оказываются ок. 1,5 млн детей в возрасте от 10 до 17 лет. К ним относятся беспризорники, сбежавшие из дома, брошенные дети и дети-сироты, сбежавшие из гос. детских приютов и домов. Зачастую это подростки из неблагополучных семей, в к-рых они подвергались физ. и с е к с у а л ь н о м у насилию. Проблемы со здоровьем, злоупотребление психоактивными веществами весьма распространены, как и беспорядочные с е к с у а л ь н ы е связи, к-рые делают бездомных подростков уязвимыми в отношении гепатита и СПИДа. Приблизительно 60 тыс. подростков инфицированы ВИЧ. В качестве ключевого фактора, связываемого с бездомными подростками, приводится недостаток поддержки со стороны взрослых и нормальных отношений в семье. Многие из бездомных подростков подвержены депрессии и риску суицида. Психологическая травма. Бездомные люди могут страдать от чрезмерных стрессов (напр. психол. травмы от потери дома, проживания в приюте или виктимизации). Симптомом психол. травмы является соц. отчуждение (аномия), разрыв отношений со значимыми другими и соц. институтами. Б. приводит к утрате доверия к др. людям и изоляции. Вторым симптомом является выученная беспомощность. Пережившие травму бездомные люди приходят к убеждению, что они не в состоянии сами контролировать свою жизнь и что они должны зависеть от других, чтобы удовлетворить свои базовые потребности. К числу бездомных людей, страдающих от травмирующей виктимизации, относятся ставшие жертвами жестокого обращения женщины, часть к-рых сообщает о том, что они подвергались насилию в детстве. Помимо соц. отчуждения и выученной беспомощности травмированные женщины тж могут обнаруживать др. дисфункциональные симптомы, и многие из них сами проявляют жестокость по отношению к своим детям. Возможные решения Проблема Б. в той или иной степени затрагивает каждого из нас. Когда отсутствуют кров и пища, люди не могут удовлетворить свои потребности в личностном развитии и самоактуализации. Челов. ресурсы, к-рые могут быть задействованы для улучшения качества собственной жизни, остаются неиспользованными. Поскольку в нашем об-ве Б. является прямым следствием бедности, осн. приоритетами в оказании помощи бездомным являются строительство недорогого жилья, обеспечение возможности увеличения доходов и развитие сферы общественного здравоохранения. Значение этой проблемы столь велико, что многие считают: только правительство, взявшее на себя финансирование такого проекта и руководство им, смогло бы решить ее. Отсутствие решительных шагов в конечном счете может дорого обойтись об-ву. Временные жилища станут неизменным атрибутом американского ландшафта, и количество бездомных людей будет продолжать возрастать неконтролируемыми и беспрецедентными темпами дома и за границей. По предварительным оценкам, к 2000 г. число бездомных в США может достигнуть 18 млн. Примерно 7 из 100 чел. могут оказаться бездомными в будущем. Ш. Браун
Безнадежность ( hopelessness )
Б. относится к психол. характеристикам, определяемым через пессимизм или негативные ожидания. В когнитивных терапевтических подходах Б. определяется как набор негативных представлений и мыслей о будущем. Эти представления и мысли привлекаются для объяснения причин возникновения разнообразных психол. проблем, таких как депрессия, суицид, шизофрения, алкоголизм, социопатия, а тж соматических заболеваний. Несмотря на то что Б. в клинической сфере всегда связывалась с аффективными проблемами, именно благодаря работам Аарона Т. Бека снова появился интерес к этому понятию. До работ Бека исследователи предполагали, что понятие Б. слишком расплывчато, чтобы его можно было объективно измерять. Тем самым они ограничивали возможность клинического изучения проблемы и применения полученных результатов. В результате клинических наблюдений и в ходе исслед., продемонстрировавших наличие связи между пессимизмом и причинением себе вреда, стало возможным количественное измерение Б. с помощью ряда специально разработанных психол. тестов. Конструкт Б. может строиться на основе взаимосвязанных аспектов, таких как негативное отношение к будущему, потеря мотивации и негативные ожидания. Б. сейчас рассматривается как один из самых важных психол. предикторов суицида и сопутствующих форм поведения, связанный у психиатрических пациентов с присутствием суицидальных намерений, формированием суицидальных идей и с совершаемыми суицидами. Фактически, Б. может быть даже более важным предиктором суицидальных намерений, чем депрессия. В условиях статистического контроля Б. ранее значимые связи между депрессией и суицидальными измерениями становятся незначимыми. Однако когда уровень депрессии статистически определяется как постоянный, получаемые значимые связи между Б. и суицидальными намерениями остаются значимыми. Т. о. возникает предположение, что Б, опосредует связь депрессии с суицидом: Депрессия -> Безнадежность -> Суицид. Несмотря на значимость связей между измерениями Б. и суицида, эти связи далеки от прямолинейной зависимости. Не все доведенные до полного отчаяния люди кончают жизнь самоубийством, равно как не все самоубийцы обязательно испытывают чувство Б. Тем не менее Б. представляет собой важный клинический признак существования суицидального потенциала. См. также Депрессия, Выученная беспомощность, Самоубийство Р. Р. Холден
Белая горячка ( delirium tremens )
Б. г. (алкогольный делирий) представляет собой острую психотическую реакцию, вызванную хроническим злоупотреблением алкоголем и проявляющуюся в грубом треморе, острой тревоге и возбуждении. Это — острый церебральный синдром, возникающий в результате нарушения церебрального метаболизма под действием психоактивного вещества. Раньше считалось, что делирий является следствием лишь отмены алкоголя. Однако Б. г. может возникать у хронических алкоголиков не только в состоянии абстиненции, но и в ходе длительного тяжелого пьянства, а тж после черепно-мозговой травмы или перенесенной инфекции. Обычно делирию предшествует период возрастающего двигательного беспокойства, опасений, раздражительности и нарушений сна. При развернутой картине делириозный больной демонстрирует спутанность, утрату ориентировки во времени и пространстве. Обычны яркие зрительные и тактильные галлюцинации, в особенности связанные с мелкими, угрожающими насекомыми и животными. Настроение пациента характеризуется страхом и возбуждением, исключающим нормальный сон. Отмечается грубый тремор рук, губ и языка, откуда и взялось латинское название синдрома — « delirium tremens ». Наблюдаются нарушения артикуляции, учащение и ослабление сердцебиения, профузное потоотделение, а тж судорожные приступы. Б. г. длится от 3 до 10 дней и представляет собой состояние, сопряженное с угрозой для жизни. При отсутствии мед. вмешательства и несоблюдении мер предосторожности смертность от Б. г. в результате сердечной недостаточности, судорог, гипогликемической комы и др. осложнений может составлять от 15 до 25%. Такие малые транквилизаторы, как хлордиазэпоксид и гидроксизин, знач. снижают возбуждение, тревогу и грубый генерализованный тремор, сопровождающие Б. г. По отзвучании делирия пациент погружается в глубокий, продолжительный сон. При пробуждении возвращается ясность сознания и практически нет остаточных симптомов. См. также Злоупотребление психоактивными веществами Г. Челун Бессознательное ( the unconscious )
Б. — гипотетический конструкт, используемый для описания действий, феноменов, данных, процессов и т. д., выходящих за пределы непосредственного сознавания. До Зигмунда Фрейда это понятие использовалось для объяснения разнообразных форм поведения, таких как диссоциация и «месмеризм» или легкий транс. Начало использованию формального термина «Б.» положил Фрейд. Впоследствии Милтон Эриксон и Эрнст Л. Росси уточнили содержание этого понятия, опираясь на эриксонианскую гипнотерапию, а тж на исслед. систем зависимого от состояния научения (памяти) и поведения. Известно множество различных т. зр. на понятие Б. и большое количество его определений, зависящих от теорет. платформы их авторов. Определить Б. нелегко, и известно, напр., что Инглиш и Инглиш выявили 39 разных значений, вкладываемых в это слово. История вопроса Потребность в ретроспективном взгляде на проблему связана с существованием различных концепций Б. Психоанализ. Зигмунд Фрейд был первым совр. теоретиком, попытавшимся исследовать глубины личности. Одним из объектов его внимания стало Б. Он выделял в «психическом аппарате» три уровня, или системы: а) систему сознательного; б) систему предсознательного; в) систему Б. Система сознательного, по Фрейду, включает любые непосредственно сознаваемые данные (органов чувств), текущий опыт, продукты научения, образы, чувства или мысли. Система предсознательного — промежуточный уровень — состоит из любых данных, легкодоступных осознанному восприятию. Система Б. включает все вытесненные из сознания и потому совершенно не доступные прямому осознанному восприятию мысли, чувства, действия, воспоминания, субъективный опыт, продукты научения и т. д. Считается, что функцию защитных механизмов выполняет бессознательная динамика, оберегающая «Я» от реальности посредством ее отрицания и искажения. Кроме того, Б. включает вытесненные с е к с у а л ь н ы е побуждения: инстинкты, влечения, импульсы Оно, желания, сновидения и психол. конфликты. Теория гипноза и эриксонианский подход. Милтон Эриксон занимался (прямо или косвенно) систематическим изучением разнообразных процессов Б. Его взгляды на Б. сформировались в рез-те работы с состояниями транса. Эриксон рассматривал Б. как резервуар с воспоминаниями о прошлом, хранилище структурированного опыта. Он тж считал Б. позитивной, созидательной силой. Благодаря работам Эриксона и др. исследователей состояния транса удалось связать с Б., или подсознательным, функционированием. Считается, что транс открывает прямой доступ к Б., является своеобразным «окном», через к-рое можно заглянуть в него. Специфические формы поведения в трансе включают: возрастную регрессию (вспоминание прошлых событий без предварительных попыток сознательного припоминания); возрастную прогрессию (переживание сценариев будущего до фактического наступления отображаемых в них событий); феномен «скрытого наблюдателя» (воображаемое наблюдение за собой во время к.-л. действий); диссоциацию; каталепсию (застывание всего тела или конечностей в к.-л. положении и потеря способности к произвольным движениям вследствие концентрации/внушения); идеомоторные или психомоторные действия (непроизвольные движения пальцев рук, головы и т. д., происходящие без обычного сознавания); самогипноз; потерю болевой чувствительности (под воздействием внушения и концентрации); амнезию; автоматическое письмо: наплыв образов; искаженное восприятие времени; закрывание глаз и релаксацию. Ланктон и Ланктон развили представления Эриксона о Б., указав на важную роль правого полушария как физиолог. базиса в таких проявлениях транса, как восприятие пространства, пантомима (неречевые движения), непроизвольные движения, поток образов, доминирующие сенсорные модальности, интуиция, артистические и творческие тенденции, буквализм, психофизиологическое функционирование, музицирование, символические репрезентации и смыслы, ритмическая орг-ция и спонтанность. Эрнст Л. Росси разделял психофизиологический подход к Б, наряду с ранее сформулированными эриксонианскими идеями. Он полагал, что изучение систем зависимого от состояния научения (памяти) и поведения ( state - dependent memory learning and behaviors [ SDML and B ] systems ) дает ключ к пониманию не только Б., но и причинности. Росси характеризует зависящую от состояния память следующим образом: «То, что выучено и запомнено, зависит от психофизиологического состояния индивидуума во время приобретения данного конкретного опыта». По мнению Росси, SDML and В система связана с лимбико-гипоталамической системой, от к-рой во многом зависит регулирование — через молекулы или вещества, несущие информ., — поведения человека и его мозговой активности. Эти регуляторные процессы и составляют подлинную сущность Б. Подобные рассуждения привели Росси к мысли о том, что поведение и/или научение заключается в кодировании перцепций в зависящей от состояния памяти на лимбико-гипоталамическом уровне. Конкретнее говоря, данные научения, запоминания и/или восприятия преобразуются в информ. при посредстве молекулярных процессов головного мозга, в то время как сенсорные входные сигналы преобразуются на основе клеточного взаимодействия. Это и составляет в основном базис бессознательных процессов. Росси тж связывал Б. с психофизиологическими ритмами (циркадианными и ультрадианными циклами). Ультрадианные циклы — это естественные циклы покоя, облегчающие наступление естественных состояний покоя. Эти циклы обеспечивают благоприятные условия для проникновения в Б. В качестве примера, иллюстрирующего справедливость его подхода, Росси подчеркивает сходство между ультрадиадными циклами (наступление через каждые 90—120 минут естественного 20-минутного периода отдыха) и состояниями транса. Эти 20-минутные периоды называются базовыми циклами спокойного бодрствования, в течение к-рых разум и тело способны восстановить свои силы. Практические приложения Среди практических приложений концепции Б. можно назвать изменение поведения и решение проблем. Для решения этих прикладных задач нужно иметь доступ к Б. и уметь использовать его. Люди в большинстве случаев сами программируют свое поведения через последовательность выборов, опирающихся на многообразие жизненного опыта. Мн. проблемы оказываются запрограммированными на бессознательных уровнях (неосознанные выборы или выборы, сделанные на разных уровнях Б.), и для их разрешения необходимо произвести перепрограммирование на бессознательных уровнях. К числу методов получения доступа к Б. и его использования относятся: внутренняя визуализация или направленное воображение, фантазии и мечты, сновидение, внутренний диалог, музыка, изобразительное искусство, ритмы тела (и прежде всего базовые циклы спокойного бодрствования), релаксация и различные техники гипноза. Внутренняя визуализация — это представление себе некоего образа или сценария на определенную тему и с определенной целью. Внутренние образы усиливают фантазии, сновидения и мечты, а тж делают переживание более реалистичным. Точно так же и воображение, наряду с фантазией и мечтами, связано с внутренними образами. Благодаря образам, фантазиям и мечтам у чел. создается впечатление, что нечто действительно произошло. Использование внутренних образов и/или воображения либо фантазии предполагает тж использование др. сенсорных модальностей (слуховой, кинестетической, вкусовой или обонятельной). Чтобы подготовиться к к.-л. предстоящим событиям, чел. должен создать детальный образ и/или сценарий определенного события и мысленно проиграть этот сценарий неск. раз, воображая успешное выполнение задачи. Араоз высказал предположение, что внутренний диалог, или разговор с собой, — это разновидность гипнотического внушения (суггестии), посредством к-рого сам чел. программирует свой разум на бессознательном или подсознательном уровне. Отслеживая внутренний диалог и собственные заявления в свой адрес, а затем изменяя их, чел. может перепрограммировать системы неосознанных убеждений и представлений. Др. путь получения доступа к Б. и изменения дисфункционального поведения — гипноз и методики релаксации, обеспечивающие прямой выход на бессознательные процессы. Большинство людей в течение дня многократно впадают в состояние транса и выходят из него. Эти естественные состояния транса считаются составной частью ультрадиадных циклов покоя. Более подробная информ. о техниках гипноза представлена в работах Хэммонда, Эриксона, Росси и Росси, Кэрича, Крёгера и Араоза. Росси подчеркивал важность естественных ритмов тела, связав их с биомолекулярными обменами «обслуживающих» генов (генов, регулирующих у чел. обмен веществ). В циклы отдыха доступ к Б. облегчается. Музыка как успокаивающее средство релаксации может тж использоваться как мотиватор и стимулирующий источник творчества. И музыка, и изобразительное искусство могут служить путями к Б., если чел. развил в себе восприимчивость к ним. Без всякого преувеличения, музыка и произведения искусства в большинстве случаев включают бессознательные элементы. См. также Автоматические мысли, Блокировка, Диспозициональные наборы, Забывание, Гипноз, Память, Модель структуры интеллекта М. С. Кэрич
Бессознательные умозаключения ( unconscious inference )
С тех пор как возникла экспериментальная психология, когнитивные теории восприятия, в которых нечто подобное решению задач ( problem solving ) кладется в основу перцептивного процесса, получали постоянную мощную поддержку. В оригинальной формулировке Германа фон Гельмгольца, мы воспринимаем именно те предметы или события, к-ые — при обычных условиях — произвели бы, по всей видимости, то же самое впечатление на нашу НС. В прошлом аргументы против самой идеи Б. у. сосредоточивались на специфических вопросах и сами в известной мере содержали некий элемент, привнесенный перцептивной системой наблюдателя. Напр., объясняя восприятие цвета поверхности предмета, Эвальд Геринг отвергал действие Б. у., но при этом признавал «цветовую память» ( memory colors ) , а гештальтпсихологи при объяснении константности размера и положения отвергали Б. у., но признавали «законы организации», обеспечиваемые зрительной системой мозга. Еще более радикальную и узкую альтернативу Б. у. предлагал Дж. Дж. Гибсон, полагавший, что наше восприятие есть непосредственная реакция на информ., предоставляемую миром нашей перцептивной системе. Напр., стимуляция содержит как информ., прямо указывающую расстояние до объекта, так и информ. о его размере, и потому наблюдателю нет никакой нужды пользоваться информ. об удаленности от него объекта при восприятии размера последнего. Пока что мы не знаем, так ли широко на самом деле используется та самая информ., о которой говорит эта «прямая теория восприятия», и используется ли она вообще, однако мы твердо знаем, что существование перцептивных группировок можно продемонстрировать даже тогда, когда невозможно отнести эту связность на счет информации, содержащейся в «объемлющем оптическом строе», и что можно доказать эффективность признаков глубины. Можно возразить (вслед за Дж. Дж. Гибсоном), что Б. у. будут проявляться только тогда, когда по к.-л. причине стимульная информ. яв-ся неадекватной, но и одного этого достаточно, чтобы они в любом случае оставались в поле зрения теоретиков. Поскольку в качестве объяснения Б. у. охватывают большое число разнообразных феноменов, многие психологи принимают ту или иную версию этой идеи. Однако если даже согласиться с метафорой Гельмгольца, природа процессов Б. у. и его предпосылок все равно остается неизвестной. Природу ментальной структуры, играющей главную роль в концепции Б. у., да и в любой общей теории восприятия, еще предстоит понять. А пока мы имеем дело всего лишь с примером убеждающей коммуникации, а не с предсказывающей или допускающей проверку теорией. См. также Константность, Восприятие ( перцепция ) Дж. Хохберг
Библиотерапия ( bibliotherapy )
Термин Б. является производным от двух греческих слов — biblion (книга) и therapeia (лечение) — и используется для обозначения формы поддерживающей психотер. В настоящее время под Б. понимается применение всех литературных жанров в терапевтическом процессе, включая опубликованный, неопубликованный и аудиовизуальный материал. Б. иногда проводится в индивидуальном порядке. Однако обычно она практикуется в групповой форме в больницах, воспитательных, геронтологических, психол. и коррекционных центрах. Материалы Б. могут быть мощным и динамичным средством пробуждения неизведанных ранее чувств и прояснения неразрешенных конфликтов. Выбор материала для чтения зависит от целей — информирование или удовлетворение эмоциональных потребностей — и особенно эффективен, когда согласуется с уровнем чувствования и понимания конкретного человека. Сфера применения Б. расширяется, и, благодаря своему обращению к нормам, этике и тренингу, Б. получает все большее признание как терапевтическое средство. См. также Терапия поэзией, Литература и психология А. Лернер
Билингвизм ( bilingualism )
Б. (двуязычие) предполагает, что индивидуум одинаково хорошо владеет двумя языками и может с равным успехом пользоваться ими в разных ситуациях. Помимо владения двумя языками, билингвы характеризуются способностью не смешивать две языковые системы, что позволяет им легко переключаться с одной на другую. Это определение относится к идеальному, или совершенному, двуязычию. В реальной жизни чаще встречаются люди, к-рые в той или иной степени приближаются к подлинному Б. Любое исслед. такого явления, как двуязычие, должно начинаться с оценки степени Б. изучаемых лиц, т. е. определения уровня владения каждым языком и того, как и в каких ситуациях эти языки используются данным человеком. С этой целью используются языковые тесты, специально разработанные для учебных экзаменов и клинических обследований, а тж специальные опросники. Владение испытуемыми языком (языками) тж может измеряться при помощи лабораторных методов. Старейшие и, в известной степени, наиболее интересные исслед., посвященные Б., касаются детей, с момента рождения находившихся в двуязычной среде и одновременно начавших разговаривать сразу на двух языках. Дети-билингвы довольно рано усваивают оба языка, хотя, как правило, родным считают только один из них. На протяжении мн. лет исслед. Б. искали ответ на вопрос о том, способствует ли Б. интеллектуальному развитию или, наоборот, вредит ему. Исследование Сэйерсом детей Уэльса вроде бы показало, что Б. тормозит интеллектуальное развитие. Сходные результаты были получены в США в исслед. детей иммигрантов. Но в 1960-х Пил и Ламберт представили данные о благоприятном влиянии Б., и последующие исслед. подтверждают их. В целом, на сегодняшний день принято считать, что в благоприятных соц. условиях и при правильном обучении двуязычие не только не вредит, но даже способствует развитию определенных интеллектуальных сторон личности, таких как гибкость и креативность. Вместе с тем, слишком часто двуязычные дети относятся к непривилегированным соц. группам, поэтому соц. проблемы и пед. упущения в этих случаях — не редкость. См. также Когнитивная сложность, Кросс-культурная психология, Психолингвистика М. Сигуан
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
|
***
Метафизические (психологические) ***
Метафизические (психологические) ***
***
Как ослабить или снять, влияние стресса? ***
***
***
Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!
Это может пригодится!
|
| ||
Музыка для медитаций и расслабления Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"
|
Рассказы, сказки, стихотворения.
|
|