Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

 

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")

 

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

 

 

 

_З_

 

Заброшенные дети (neglected children)

 

Заброшенным можно назвать ребенка в том случае, когда «несущий ответственность за воспитание за ребенка взрослый либо сознательно, либо по причине исключительной небрежности заставляет его испытывать страдания, к-рых можно было бы избежать, и/или не способен обеспечить одно или более из условий, обычно необходимых для полноценного развития физ., интеллектуальных и эмоциональных качеств ребенка». Заброшенность детей следует отличать от жестокого обращения с ребенком. Несмотря на то, что невнимание к детям может рассматриваться в качестве одной из форм жестокого обращения, его причины, как правило, кроются в бедности или невежестве. Жестокое обращение, напротив, в большей степени обусловлено психол. особенностями самого воспитателя.

О причинах заброшенности детей известно не слишком много. К соц. факторам, к-рые, по-видимому, играют определенную роль в этой проблеме, относят семью без отца или семью с низким уровнем дохода. На способы воспитания и ухода за детьми тж влияют культурные ценности. Кроме того, важным фактором является уровень эмоциональной зрелости воспитателя. Родители З. д. зачастую сами были заброшены, что наводит на предположение о присутствии цикличности в подобном отношении к детям на протяжении поколений.

Осн. признаками заброшенности являются: частые пропуски занятий или опоздания в школу; неадекватная одежда или гигиена; наличие синяков или др. травм; высокая враждебность; изоляция от др. детей; неадекватный медицинский уход; недостаточное питание; частая сонливость; равнодушие родителей; соц. изоляция родителей; иррациональное или нетипичное поведение родителей.

З. д., как правило, характеризуются либо апатией и безразличием, либо чрезмерной агрессивностью. Их уровень физ. и интеллектуального развития находится ниже возрастных норм. Они часто обнаруживают аттитюды беспомощности и поражения, с подозрением относятся к др. и не верят в себя. При столкновении с жизненными проблемами З. д. склонны переоценивать их трудность и недооценивать свою собственную способность справляться с этими проблемами с помощью др.

См. также Жестокое обращение с ребенком, Отношения «родитель — ребенок»

Р. Р. Копп

 

Забывание в старости (late-life forgetting)

 

В обыденной психологии широко распространено мнение, что снижение мнемической функции свидетельствует о начале болезни Альцгеймера или сенильности. Ранняя диагностика, наряду с терапией и семейной поддержкой, может помочь пожилым людям со снижением памяти функционировать и справляться с задачами повседневной жизни в минимально ограничивающей обстановке.

Первой задачей специалистов здравоохранения при обследовании пациента с жалобами на ухудшение памяти является установление того, свидетельствуют ли эти симптомы о развитии деменции или они являются результатом нормального когнитивного дефицита, обусловленного процессом старения. Даже при диагностике деменции (к-рая определяется Американской психиатрической ассоциацией как потеря интеллектуальных способностей в степени, нарушающей социальное или профессиональное функционирование) важно определить, является ли она обратимой. Если причина выявлена своевременно, нек-рые формы деменции оказываются обратимыми, поскольку деменция может быть следствием широчайшего спектра заболеваний и нарушений поведения. Мюриель Лезак указывает на то, что ухудшение памяти является некой точкой отсчета, с к-рой начинается дифференциация людей на людей с нормальным забыванием и на тех, кто не гарантирован от диагноза деменции.

Для различения нормального и патологического забывания Асенат Ларю описал два типа нарушения памяти. Первонач. они были обозначены как доброкачественная и злокачественная забывчивость старения. Доброкачественная забывчивость старения характеризуется нарушениями памяти, ограниченными забыванием относительно неважных фактов при сохранении способности вспомнить их через нек-рое время. Большинство забываемого материала относится к давнему прошлому, а не к недавним событиям; индивидуум обычно осознает, что его память ухудшилась, и в состоянии компенсировать это. Этот тип забывчивости нек-рым образом напоминает стереотип рассеянного профессора. Напротив, при злокачественной старческой забывчивости наблюдается искажение воспоминаний, снижение времени удержания в памяти и затруднения в воспоминании недавних событий. Кроме этого наблюдается дезориентировка в месте, времени и собственной личности. При поверхностном рассмотрении это представляется прямым и ясным разграничением типов забывчивости. Критики такого дихотомического подхода предполагают, что доброкачественная и злокачественная забывчивость старения являются скорее не отдельными состояниями, а точками на едином континууме.

Предпринимались попытки определить изменения в памяти, связанные с нормальным старением. В 1986 г. была образована рабочая группа Национального института психиатрии, задачей к-рой была н.-и. работа в этой области и распространение полученных данных. Эта рабочая группа опубликовала диагностические критерии того, что было названо соответствующим возрасту нарушением памяти — СВНП (аде-associated memory impairment, AAMI). Критерии СВНП предполагают наличие жалоб на нарушения памяти, осн. на ее постепенном ухудшении начиная с 50-летнего вoзраста у лиц, функционирующих на приемлемом интеллектуальном уровне (специально определяемом на основе критериев). Соответствие критериям СВНП устанавливается в тех случаях, когда обследуемые лица получают оценки, отклоняющиеся на минус одно стандартное отклонение (SD) от среднего, установленного для молодых взрослых по тестам памяти на недавние события. Кроме того, ряд критериев исключает соответствие индивидуума категории СВНП. Это — наличие деменции, алкогольной зависимости, депрессии, нек-рых неврологических и/или др. соматических заболеваний. Прием психотропных препаратов тж исключает соответствие диагностическим критериям. Утверждалось, что диагностическая категория СВНП предназначена для характеристики лиц позднего возраста, имеющих нарушения памяти, но не страдающих от неврологических нарушений. Предполагается, что СВНП представляет собой нормальное следствие старения у лиц позднего возраста.

Ричард Блэкфорд и Асенат Ларю высказывают сомнения касательно аспектов измерения СВНП. Они считают, что в рамках СВНП должно быть две категории: соответствующее возрасту нарушение памяти (age-consistent memory impairment) и старческая забывчивость (late-life forgetfulness). Критерием СВНП является выполнение 75% использованных тестов памяти — результат, попадающий в интервал +1 SD от средней величины, установленной для возраста обследуемого.

Критерием старческой забывчивости является выполнение 50% или более данных тестов — результат, попадающий в интервал от 1 до 2 SD ниже среднего, установленного для такого возраста. Критерии исключения для каждой из этих субкатегорий неск. сходны с описанными выше для связанных с возрастом нарушений памяти. Все эти категории применимы к лицам в возрасте от 50 до 79 лет; лица 80 лет и старше не подлежат тестированию.

См. также Болезнь Альцгеймера, Расстройства памяти

Н. Эбелис

Забывание (forgetting)

 

З. — это потеря информации на любом этапе процесса запоминания или хранения данных в памяти. Уильям Джеймс высказал предположение, что в реальной жизни, за редким исключением, забывается большая часть того, что происходит. Сэр Фредерик Бартлетт указывал, что точных воспоминаний практ. не бывает.

Герман Эббингауз в работе «О памяти» (Memory) описал 3 основных теории З.: во-первых, ранние образы маскируются и затемняются более поздними; во-вторых, сохраняющиеся образы претерпевают изменения; в-третьих, образы дробятся на части с последующей утратой отдельных компонентов вместо общего затемнения.

Для оценки объема и/или скорости З. использовались различные методы измерения научения и запоминания, В качестве меры З. Эббингауз использовал количество попыток, необходимых для доучивания забытых элементов, выраженное в процентном отношении к количеству попыток, потребовавшихся для первоначального заучивания материала. Разность между этим процентным отношением и 100% была названа скоростью забывания. З. яв-ся скорее правилом, чем исключением. Теорет. разраб. породили исслед., результаты к-рых лишь отчасти объясняют этот процесс.

См. также Память, Кратковременная память

Н. С. Андерсон

 

Зависимая личность (dependent personality)

 

Придавая этому расстройству статус отдельного и существенного расстройства, DSM-IV включает в качестве его центральной характеристики пассивное предоставление др. права принимать на себя полную ответственность за значимые формы деятельности индивидуума, что связано с отсутствием у него уверенности в себе и сомнениями в способности к независимому функционированию.

Заметна тж готовность подчинить свои потребности требованиям лиц, от к-рых зависят больные, с тем чтобы избежать выполнения независимых и самостоятельных соц. ролей. Для этих больных характерны тенденция к самоуничижению, отсутствие инициативы, они не склонны предъявлять прямые требования к тем, от кого зависят, чтобы не подвергать риску обеспеченную безопасность. Мн. обнаруживают соц. инфантильность, представляющуюся окружающим приемлемой, если не приятной, благодаря их искренне услужливому и дружелюбному характеру. Характерными чертами являются склонность к умиротворению окружающих и к примиряющему подчинению им, а тж бросающаяся в глаза и часто причиняющая хлопоты склонность «цепляться» за поддерживающих их лиц.

Эмиль Крепелин отмечал «нерешительность воли» у этих больных и легкость, с к-рой их могут «соблазнить» др. люди. Психоаналитическая характеристика этих больных дается в соответствии с теорией стадий психосексуального развития. Они определяются как представители «орального» типа.

Используя биосоц. теорию научения для логического выведения типов личности, Теодор Миллон перечисляет следующие критерии для диагностики больных этого типа.

1. Мирный темперамент: обычно послушен и не склонен вступать в пререкания, избегает соц. напряжения и межличностных конфликтов.

2. Подчиняемость в межличностных отношениях: нуждается в более сильной, опекающей фигуре, без к-рой чувствует тревожную беспомощность; часто обнаруживает тенденцию к примирению, умиротворению и самопожертвованию.

3. Неадекватный Я-образ: воспринимает себя слабым, хрупким и неэффективным; демонстрирует неуверенность в себе, умаляя свои способности и компетентность.

4. Когнитивный стиль Поллианны (героиня рассказов Э. Портер) (Pollyanna cognitive style): демонстрирует наивное или снисходительное отношение к испытываемым трудностям в общении, сглаживает конфликтные события.

5. Дефицит инициативы: предпочитает подчиненный, не богатый событиями и пассивный стиль жизни; избегает самоутверждающего поведения и отказывается принимать на себя ответственность.

См. также Зависимость, Типы личности

Т. Миллон

 

Зависимость (dependency)

 

З. — это поиск идентичности, поддержки, защиты и/или разрешения извне. Объектом З. м. б. др. чел.; соц. единица, такая как расширенная семья или религиозная и общественная группа; некая неосязаемая пятью органами чувств сущность, такая как ангел-хранитель; или даже система убеждений, как, напр., философия ненасилия, к-рой исповедующий ее чел. предан и от к-рой, в свою очередь, получает поддержку.

По определению, З. предполагает реципрокность отношений. Зависимый чел. ищет, ожидает и получает З.: давать значит получать, а получать значит давать. З. тж предполагает обязательность: от зависимых ожидают, что они будут искать и получать ответную поддержку. Нарушение участия в этом круге обязательств может вызывать разнообразные ответные реакции сторон — от вербального неодобрения до остракизма.

З. отличается от родственного ей процесса взаимозависимости, при к-ром отдельные стороны обоюдно ищут идентичности, поддержки, защиты и/или разрешения друг от друга.

В «зависимых обществах», таких как Япония, новоявленное эго обучается подчинению в вертикальной системе власти. Предполагается, что идеал конформности усиливает чувство собственного достоинства каждого чел. В «независимых обществах», таких как совр. Америка, от только что образовавшегося эго ожидается не подчинение, а переход от обязывающих отношений к горизонтальной системе власти. Предполагается, что именно идеал индивидуализма усиливает чувство собственного достоинства каждого чел.

Осн. характеристиками З. являются связь, обязательство, реципрокность, доверие, преемственность и вовлеченность. Каждая культура или субкультура определяет «нормальную» З. на основе своей собственной системы ценностей.

В то время как зап. мышление минимизирует преемственность между живущим и его предками, зависимые культуры склонны расценивать нарушение преемственности как угрожающий фактор.

Несмотря на существующие культурные различия, в З. прослеживаются определенные универсальные характеристики. Эти определяющие характеристики делятся на 3 группы.

Первая группа может рассматриваться как «негативная» З., к-рая задерживает психосексуальное развитие, ухудшая способность справляться с различными жизненными ситуациями. Вторая группа может расцениваться как «позитивная», улучшающая процесс созревания за счет того, что помогает индивидуумам и группам функционировать т. обр., к-рый поддерживает их чувство благополучия. Третья группа характеризуется отсутствием или прекращением отношений З., что тж может задерживать развитие.

Трактовку З. полезно подразделять на 3 «культурно исторические» фазы: а) дописьменная родоплеменная — формирование народности (с начала челов. истории и до настоящего времени); б) совр. колониальная (1500—1945 гг.); в) постколониальная (с 1945 г. до настоящего времени).

Фаза дописьменных культур и обществ с родоплеменной организацией

В ранних этнологических исслед. З. рассматривалась как структурная сетевая орг-ция, осн. на родовых, общинных, народных и расширенных семейных паттернах взаимоотношений, к-рые расценивались в целом как позитивные. Считалось, что они обеспечивали защиту, безопасность и др. потребности в условиях жизни, характеризующейся донаучным видением мира и низким технологическим уровнем.

В таком об-ве люди определяют себя или определяются с позиций их связей с др., а не с т. зр. того, как они независимо реализуют или проявляют себя. Успешность во взаимодействиях такого рода считается наиболее важным показателем зрелого самовыражения.

Современная колониальная фаза

Нарушение традиционных паттернов З. стало важным и зачастую недооцениваемым рез-том колониальных контактов, начавшихся с XV в. Как показал Маннони, важнейшим фактором завоевания коренного населения послужила его собственная тенденция к переносу ожиданий З. с привычных властных фигур на европейских заместителей власти.

Агрессивные европейские культуры эксплуатировали эти ожидания З. коренных народов, одновременно экспортируя ценности независимости, индивидуализма и прогресса, к-рые ослабляли сопротивление коренного населения так же, как конница Кортеса или огнестрельное оружие англичан. Протестантская трудовая этика со своим жестким акцентом на соперничестве, нанесла сокрушительный психол. удар традиционным представлениям о взаимности, обязательстве и доверии. Думается, в условиях долговременной колонизации сама личность коренного жителя подвергалась жесткому давлению необходимости согласовывать несовместимые с З. системы убеждений.

В это же самое время в зап. мире состояние З. систематически низводилось до уровня «невротического поведения». Зигмунд Фрейд теоретически предсказывал, что беспомощность младенца является источником пожизненных оков З., против к-рых зрелое эго должно вести непримиримую борьбу.

Кроме того, Фрейд утверждал, что психол. структуры и функции об-ва соответствуют психол. структурам и функциям отдельных людей. С позиций совр. мышления каждый индивидуум, испытавший на себе сильное влияние теорий Фрейда, должен бороться за освобождение от разнообразных форм З., начиная с З. от матери и кончая З. от различных групп. То, что ранее считалось взаимностью, ныне расценивается как беспомощность.

Постколониальная фаза

Начиная примерно с 1945 г., в зап. мире начало проявляться убеждение, что чрезмерный акцент на независимости, переменах и соперничестве привел к росту массового отчуждения, аномии и даже увеличению показателей заболеваемости. Реакцией на такое положение стала наметившаяся тенденция к пересмотру роли З., к-рая проявила себя в разнообразных недавних событиях общественной жизни. Карл Роджерс своими работами по групп. динамике стимулировал развитие общественных движений и профессиональных подходов, акцентирующих роль зависимого взаимодействия. Еще позднее «формирование сети связей» стало важнейшим побуждением людей, к-рые осознают свою потребность в связи с др., особенно в условиях большого города.

Др. ил. видоизменения З. служат кооперированные семьи, в к-рых не находящиеся в отношениях кровного родства члены двух или трех поколений объединяют свои потребности и ресурсы в рамках одного жилища или, по крайней мере, в рамках одной общины.

См. также Потребность в аффилиации, Отчуждение (политическое), Связь и привязанность, Кросс-культурная психология, Просоциальное поведение

Дж. Гурьян

 

         

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 

     

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

 

Статьи

Все техники и практики 

Музыка для медитаций и расслабления

Вопросы и ответы

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

.

  Твоя Йога Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz