Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

 

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")

 

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

 

 

 

Отбор руководителей высшего звена (executive selection)

 

Работа по отбору менеджеров (управляющих) ведется уже давно, и проведено много исслед. лидерства. Должность руководителя орг-ции предполагает более высокий уровень сложности принимаемых решений и связанного с ними риска, поэтому О. р. в. з. выделился в отдельную самостоятельную область.

Пока что не удалось научно обосновать признаки, по к-рым прогнозируют успешную работу Р. в. з. Разные люди добиваются успеха в руководстве различными компаниями или в выполнении ролей лидеров в разное время и при различных обстоятельствах .

Почти все критерии, используемые для О. р. в. з., разраб. на основе мнений авторитетных специалистов, к-рые, изучая поведение выдающихся руководителей, пришли к заключению о личных качествах, позволивших этим руководителям добиться успеха. Успешным обычно считают такого руководителя, к-рый усиливает способность орг-ции к долговременному существованию, одновременно поддерживая ее систему ценностей и укрепляя экономическую жизнеспособность.

В многочисленных публикациях различных авторов приводятся одни и те же характеристики успешных руководителей. Все авторы указывают на сильную потребность в достижении высоких целей, мотивирующих руководителя и возглавляемую им орг-цию, а тж на потребность в доминировании, власти и самоутверждении и на готовность к риску. Успешные руководители должны быть гибкими и готовыми в случае необходимости быстро менять стратегию или тактику. Они должны не бояться трудных ситуаций и сохранять самообладание в самых неблагоприятных обстоятельствах, а тж уметь оперировать большими объемами информ., к-рая в дальнейшем будет материализована в продукте или услуге. Руководители должны обладать широким мировоззрением, позволяющим учитывать действующие в мире экономические и социологические факторы, расстановку ист. и политических сил, а тж культурные и этнические соображения.

Руководителю совр. орг-ции необходимо обладать высоким уровнем интеллекта и обширными знаниями, полученными из самых разнообразных источников. Успешные руководители — начитанные и думающие люди, поэтому они дальновидны и проницательны. У них, как правило, живой и быстрый ум, и потому они могут проанализировать массу материала и выделить важные пункты. Они хорошо разбираются в людях и умеют правильно оценивать и выбирать методы работы.

Успешные руководители должны чутко реагировать на свое соц. и политическое окружение, а тж на природную среду, и иметь чувство соц. ответственности и соц. сознание. Мн. исследователи, занимающиеся изучением темы руководства, соглашаются с перечисленными пунктами. Они тж согласны с тем, что успешным руководителям необходимо уметь мотивировать людей, собирать их творческую энергию в одно русло и направлять ее на решение проблем. Успешный руководитель создает условия для идентификации своих подчиненных с ним, в процессе совместной работы обучая их решать реальные проблемы, учиться на опыте и т. о. повышать адаптивные возможности. Выполняя свою роль, руководители должны опираться на поддержку др. людей. Однако это означает, что они тж должны быть готовы потерять одобрение др. в случае разочарования или неудачи. Кроме того, они должны воспринимать идеи членов орг-ции, анализировать их, объединять в четко сформулированную позицию, а затем озвучивать и проводить ее в жизнь, разумеется, помогая в этом своим подчиненным.

Специфической способностью успешных руководителей является умение уравновешивать политические силы как внутри орг-ции, так и вне ее.

Пользуясь психол. терминологией, можно сказать, что успешные руководители похожи на родителей, определяющих культуру семьи. Люди ожидают от тех, кто наделен властью руководителя, такого же поведения, как идеальное для этой культуры поведение родителей по отношению к своим детям. Поэтому руководитель должен быть чутким к чувствам других людей. Однако такая сензитивность может приводить к появлению чувства вины. Успешным руководителям часто бывает трудно примириться с ограниченностью или недостатками своих подчиненных.

Лучшие руководители являются наставниками и готовят себе преемников, к-рые лучше их самих. Обычно их сплачивают честность и абсолютная преданность своему делу. В своих поступках они в значительной степени руководствуются совестью и чувством долга по отношению к многочисленным клиентам, партнерам и спонсорам. У успешного руководителя целостное и сильное чувство «Я», хорошие отношения со структурами внутренней и внешней среды орг-ции; он хорошо умеет справляться со стрессом, для чего необходимы гибкость и чувство юмора.

Суммируя сведения, в настоящее время характеризующие поведение кандидата на руководящую должность и сопоставляя его с требуемым поведением, мы можем прогнозировать настолько точно, насколько это возможно. Хотя такая аппроксимация м. б. грубой, она допускает гибкий подход к анализу поведенческих требований каждой ситуации в любой заданный момент времени и позволяет нам оценить неск. кандидатов с т. зр. вероятности достижения ими успеха в данной роли в данное время.

Г. Левинсон

 

Отборочное собеседование (interviewing (selection))

 

Отбор людей в к.-л. орг-цию редко проводится на случайной основе. Как правило, возможность трудоустройства или обучения по образовательным программам предоставляются тем, кого сочли достойным этого. Для оценки этих качеств используется много процедур, но шире всего применяется О. с.

Собеседование — это беседа между кандидатом и лицом (или группой лиц), к-рое принимает решение об отборе или оказывает на него влияние. Осн. цель использования О. с. как инструмента отбора — оценка достоинств кандидата (либо общая оценка, либо оценка определенных характеристик); однако О. с. служит и др. целям. Это встреча, в ходе к-рой представители работодателя или учебного заведения могут рассказать о своей орг-ции, подробно описать работу или учебную программу и требования к сотрудникам или учащимся. О. с. тж выполняет функцию связи с общественностью, даже в том случае, если кандидата в конце концов отвергают; проводящий О. с. представитель орг-ции, к-рый производит впечатление справедливого и внимательного к людям чел., может создать или сохранить благоприятный имидж своей орг-ции.

О. с. — исключительно ненадежный и невалидный метод. Обзоры исслед. в области проведения О. с. показывают, что постоянно подтверждаются рез-ты, свидетельствующие о его слабой надежности и о том, что прогнозы будущего выполнения работы, сделанные по оценкам проводивших О. с., не всегда правильны.

Тем не менее, поскольку О. с. по-прежнему широко используется, исследователи прилагают большие усилия к поиску принципов его усовершенствования. К сожалению, большинство исслед. проводится методом моделирования ситуации О. с., т. е. «интервьюеру» просто предоставляется письменная информация о кандидатах или ответы кандидата на вопросы. Поскольку в этих исслед. отсутствует взаимодействие между интервьюером и кандидатом, то возможность распространения их рез-тов на настоящие О. с. вызывает серьезные сомнения. В двух исслед., о к-рых сообщают Дуглас Горман, Уильям Клоувер и Майкл Догерти, было ясно продемонстрировано, что оценки интервьюеров, выставленные на основе письменной информ., сильно отличаются от оценок, выставленных на основе той же информ., но полученной при личном взаимодействии.

Несмотря на то что в целом ценность О. с. невысока, исслед. дали нек-рые положительные рез-ты. Сообщалось о валидных прогнозах, сделанных при отборе биржевых брокеров, в центрах аттестации менеджеров (managerial assessment centers) и при проведении групп. собеседований. Поскольку О. с. иногда бывают валидными, то, по-видимому, исследователям необходимо прежде всего идентифицировать тех интервьюеров, к-рые выносят валидные суждения, и выяснить, на какие признаки они обращают внимание (или не замечают их), когда судят о кандидатах.

Однако люди, к-рые должны проводить О. с., не могут ждать до тех пор, пока будут получены рез-ты таких исслед. Даже не имея твердой научной основы, можно предложить нек-рые, по-видимому, правильные рекомендации.

1. Следует использовать структурированное интервью, разраб. специально для конкретной задачи отбора. Имея подробные сведения о работе или учебной программе, можно выделить круг вопросов, непосредственно ориентированных на получение соотв. информ.

2. Проводящий О. с. должен слушать; ему не следует слишком много говорить самому. Чтобы получить нужную информ., он должен позволить кандидату говорить большую часть времени, отведенного для О. с. Как ни парадоксально, но чем больше проводящий О. с. говорит сам, тем более благоприятную оценку он выставляет кандидату.

3. Следует избегать преждевременных выводов. Зачастую мнения формируются очень быстро, независимо от длительности О. с. Полезно позволить кандидату продолжать говорить, надеясь получить от него новую информ.; полезно тж разделить О. с. на части, каждая из к-рых имеет свою цель, соотв. конечной цели оценки.

4. Следует избегать вопросов, содержащих оттенок предвзятости. Независимо от намерений проводящего О. с., нек-рые вопросы способствуют формированию предвзятого мнения или подразумевают его — особенно если их задают без продуманного плана.

Большей части правовых и технических проблем, связанных с О. с., можно избежать, если использовать стандартизованные интервью, специально разраб. для отбора на конкретные должности или для обучения в определенных условиях. К сожалению, такая стандартизация еще не стала общепринятой.

Р. М. Галтон

 

Ответственность и поведение (responsibility and behavior)

 

Ответственность давно интересовала представителей общественных наук, о чем свидетельствуют старинные уголовные кодексы и работы таких выдающихся ученых, как Э. Дюркгейм и П. Фоконне. Дюркгейм высказал идею, что ответственность является необходимой составляющей добродетельной жизни. Фоконне развил эту т. зр. Дюркгейма и констатировал, что нести ответственность за совершенное деяние означает нести справедливое наказание. Несколько позже Ж. Пиаже указал на центральную роль развития ответственности в формировании моральных суждений. Однако именно основополагающая работа Ф. Хайдера стала импульсом к проведению исслед. атрибуции ответственности и ее последствий для межличностного поведения.

Согласно Хайдеру, будет ли вообще (и если да, то в какой степени) одно лицо («атрибутор») считать др. лицо («актора» или субъекта) ответственным за данный результат (последствие), зависит не только от уровня развития «атрибутора», но и от тех обстоятельств, в к-рых возник этот результат. К релевантным обстоятельствам можно отнести связь с событием, совершение действия, предсказуемость, преднамеренность и оправдывающие обстоятельства. По мере того как «атрибутор» развивается и приобретает все большую «искушенность», он начинает учитывать все больше и больше условий, релевантных контексту данного события.

Приписывание ответственности другим влечет за собой поведенческие последствия не только для «актора», но и для «атрибутора». Последствия атрибуций ответственности для уголовного судопроизводства и правовой системы самоочевидны. Напр. присяжные заседатели должны решить, действительно ли обвиняемый в изнасиловании совершил данное преступление (совершение действия). При ответе на этот вопрос они должны сначала установить, предвидел ли он последствия своего поступка, преднамеренно ли совершил его и есть ли оправдывающие обстоятельства. Ответы на эти вопросы определяют степень виновности (ответственности) и правовых санкций (наказания), к-рые надлежит применить к обвиняемому.

В отличие от неформальных межличностных ситуаций, в правовых системах на людей, как правило, не возлагается ответственность за последствия на основании одной лишь связи с определенным событием, и, следовательно, они не подвергаются правовым санкциям. Однако родители иногда несут ответственность за поведение своих детей, или люди могут нести ответственность за события, в к-рых участвует их имущественная собственность. Сходным образом армейские офицеры несут ответственность за действия находящихся в их подчинении солдат.

Разнообразные взаимосвязи между О. и п. были проанализированы и документально подтверждены в неск. тщательно контролируемых исслед. В одном из ранних исслед. Тибо и Рикен создавали ситуацию, в к-рой один из участников (наз. коммуникатором) пытался повлиять на поведение двух др. участников (помощников экспериментатора), исполнявших роли людей с разным статусом. После серии попыток оказать влияние оба помощника уступали требованиям коммуникатора. Коммуникатор приписывал согласие человека, обладающего высоким статусом, его внутренней мотивации (данный человек нес ответственность за свои действия), тогда как согласие человека, обладающего низким статусом, приписывалось влиянию самого коммуникатора. Кроме того, человек, рассматривавшийся как ответственный за свое собственное поведение, вызывал у коммуникатора большую симпатию по сравнению с человеком, чье поведение, по мнению коммуникатора, им контролировалось.

В отношении людей, страдающих от неприятных последствий, могут возникать негативные реакции, даже когда объективные обстоятельства не указывают на то, что они несут личную ответственность за эти последствия. Лернер и Мэттьюз просили пары женщин принять участие в эксперименте по научению. Каждую из участниц убеждали в том, что ее партнерша будет получать сильный удар током и что она будет находиться в более благоприятном положении по сравнению со своей партнершей. Когда участница верила в то, что ее партнерша сама несла ответственность за свои собственные страдания, ее последующие характеристики своей партнерши были сравнительно объективны. Однако когда эта участница была убеждена в собственной ответственности за участь своей партнерши, она обесценивала ее как человека. Любопытно, что когда партнерша рассматривалась как несущая ответственность не только за свою собственную участь, но и за более благоприятное положение участницы, симпатия к ней возрастала.

В фокусе внимания предыдущих исслед. находились реакции людей на воспринимаемую ответственность других за соотв. положительные и отрицательные последствия; вместе с тем есть данные о том, что само приписывание ответственности человеку тж влияет на поведение этого человека. Шленкер показал, каким образом люди реагируют, когда ключевые информативные признаки ситуации позволяют сделать вывод об их вероятной ответственности за отрицательные события. В таких случаях люди пытаются найти объяснение ситуации, прибегая к извинениям, предназначенным минимизировать их ответственность за данное событие или оправдывающим обстоятельствам, позволяющим уменьшить отрицательность события или его последствий.

В этих неск. исслед. находят свое документальное подтверждение, в сравнительно контролируемых условиях, те феномены, к-рые могут наблюдаться в повседневной жизни, и конкретизируются и детализируются те переменные, к-рые обусловливают атрибуции ответственности и последствия таких атрибуций. Когда людям приписывается ответственность за неблагоприятные последствия, они негативно оцениваются другими и их отношения с другими ухудшаются. Другие менее охотно взаимодействуют с ними, а когда они это делают, процесс такого взаимодействия ослабляется, приводя к снижению групповой продуктивности. С позитивной стороны, ответственность за положительные события вызывает одобрение, расположение и симпатию и увеличивает стремление к взаимодействию. К сожалению, эти положительные эффекты не возникают с той же степенью надежности, как негативные.

См. также Судебная психология, Моральное развитие

М. Шоу

 

Открытое образование (open education)

 

Обычно педагоги расходятся в своих определениях того, какие условия способствуют «открытости» школьного обучения. Нек-рые полагают, что сюда можно отнести любую форму обучения, отличающуюся от традиционных и формальных учеб. процедур; по мнению других, при по-настоящему открытом обучении ученики могут ходить по классу и говорить, когда они захотят, сами создавать большую часть учеб. материалов и принимать если не все, то большинство решений в отношении того, чему они будут учиться и когда они будут этому учиться. Вероятно, большинство сторонников О. о. предпочло бы ситуации обучения/ учения, к-рые будут находиться где-то между этими двумя крайностями.

Перечислим осн. идеи О. о.:

1. Поощрение и побуждение активности учащихся в ходе занятий. Если учащиеся на принимают в них активного участия, они не учатся по-настоящему.

2. Индивидуальный подход в обучении. Характер учеб. материалов меняется в зависимости от потребностей, интересов и уровня подготовки. Учащиеся обучаются в небольших группах, чтобы учителя могли уделять больше внимания специфическим потребностям каждого.

3. Разнообразие методов обучения. Учеб. деятельность не ограничивается традиционными лекциями, чтением, устными ответами и тестированием.

4. Открытость структуры. Допускается экспериментирование со смешиванием классов, групповым обучением и архитектурными приспособлениями, к-рые создают свободу передвижения и удобства для работы.

5. Релевантность повседневной жизни. Отправным пунктом для учеб. деятельности служат интересы и жизненный опыт учащихся, и предпринимаются попытки связать все то, что изучается или рассматривается, с реальным миром, находящимся за стенами классной комнаты.

6. Гуманность. Учителя стараются сделать так, чтобы учащиеся чувствовали с их стороны одобрение, поддержку, вознаграждение, понимание, уважение и принятие. Всячески поощряются теплота, откровенность и групповая сплоченность.

7. Применение принципов соц. психол. Учителя хорошо разбираются в принципах групповой динамики и используют их при групповом решении задач и в формах деятельности, предназначенной для улучшения паттернов взаимного одобрения и принятия среди учащихся.

Движение за О. о. приобрело наибольшую известность в англоязычных странах и в Европе.

Результаты исслед., посвященных оценке эффективности программ О. о., неоднозначны. В одних исслед. приводятся свидетельства того, что учащиеся, в течение ряда лет обучавшиеся по программам О. о., демонстрируют более положительные аттитюды к себе и другим, а тж к школе и учеб. деятельности, и яв-ся более творческими в сравнении с обучавшимися по более традиционным программам. Др. исслед. показывают, что учащиеся из традиционных школ демонстрируют более высокие уровни учеб. достижений, характеризуются меньшим уровнем тревожности и яв-ся не менее творческими, чем обучавшиеся по программам О. о. Учащиеся с поведенческими проблемами, проблемами в обучении или с необычно высокими или низкими уровнями тревожности чаще встречаются в условиях традиционного образования. По-видимому, результаты каждого из двух типов образования оказываются слишком сложными и разнообразными, чтобы их можно было адекватно оценить при помощи обычных методов.

См. также Альтернативные педагогические системы, Индивидуальное образование

Г. К. Линдгрен

 

Отношение к инвалидам (handicapped, attitudes toward)

 

Федеральное законодательство в области прав инвалидов изменилось, отражая соотв. изменения установок как у об-ва, так и у отдельных индивидуумов, подобно тому, как это произошло с законодательством в области гражд. прав др. групп меньшинств.

Прогресс мед. науки в хирургии, биохимии, создании искусственных органов, разработке амниоцентеза привел к увеличению средней продолжительности жизни инвалидов. Технологические достижения предоставляют таким лицам возможность быть более мобильными. Создание новых протезов, часто с использованием компьютерных технологий, уменьшает зависимость инвалидов от других и повышает их интеграцию в об-ве.

Общественные здания и тротуары должны быть свободны от барьеров, а новые архитектурные стандарты обеспечивают въезд и повсеместную свободу перемещения инвалидных колясок. Следовательно, инвалидов чаще можно видеть в общественных местах.

Школы должны предоставить всем детям, вне зависимости от степени инвалидизации, бесплатные и соотв. индивидуальным возможностям образовательные программы в минимально ограничивающей обстановке. Мн. дети, ранее посещавшие специализированные учеб. заведения, теперь учатся в общеобразовательных школах. Все дети-инвалиды должны по возможности учиться вместе с их здоровыми сверстниками. Интеграция учащихся с инвалидностью в здоровую среду обеспечила возможность для большинства детей школьного возраста иметь одноклассников с умственной отсталостью, сенсорным дефицитом, эмоциональными расстройствами или ортопедическими дефектами. Функционируют многочисленные группы помощи и самопомощи для инвалидов и их семей. Информированность об-ва о различных инвалидизирующих состояниях неуклонно повышается благодаря усилиям СМИ, помогающим увидеть, сколько упорства и решимости прикладывают инвалиды, чтобы жить полноценной жизнью.

Данные исслед. указывают на то, что предубеждения здоровой части населения по отношению к инвалидам или дискомфорт в общении с ними доступны модификации с помощью планируемых вмешательств. С достаточным успехом используются посещения школ и различных учреждений, встречи с людьми и выступления в СМИ о положении инвалидов, групповые дискуссии, в к-рых анализируется динамика предрассудков и действия, направленные на то, чтобы проникнуть в переживания инвалидов.

Эксперим. работы продемонстрировали, что контакт между инвалидами и здоровыми людьми может эффективно повышать положительные аттитюды, если обе стороны имеют сравнимый социально-экономический статус. Симуляции (представление себя инвалидом, позволяющее почувствовать, что значит быть инвалидом) тж вызывают положительную динамику аттитюдов, в особенности если в них включается возможность наблюдать реакцию окружающих на выполняемое упражнение. Но даже несмотря на то что юридич., мед., технологические и архитектурные изменения повысили заметность и принятость инвалидов в об-ве, само по себе возрастание взаимодействия автоматически не формирует более положительные аттитюды и не ведет к соотв. снижению негативных или стереотипных реакций по отношению к инвалидам.

См. также Гандикап

А. Томас

 

Отношение к психическим болезням (mental illness: attitudes toward)

 

Шелдон Корчин заметил, что отношение к психич. болезни прямо связано с наблюдением выраженных отклонений от нормы. В древние времена больных считали одержимыми демонами, их заключали под стражу и пытали. Во времена Римской империи врачи выступали в пользу более научной т. зр., предусматривающей гуманное обращение с психически больными. Но после падения Рима представление об одержимости вновь утвердилось вплоть до эпохи Возрождения.

Филипп Пинель протестовал против применения наказаний и выступал за лечение прямой конфронтацией, за научное изучение и использование историй болезни и биографических описаний. Он даже выдвигал тезис о психогенной обусловленности нек-рых состояний. Вплоть до 1-й половины XX в. психически больные все еще рассматривались большинством населения как просто «сумасшедшие». «Помешательство» продолжало завораживать воображение людей, и нередко можно было видеть «сумасшедших», к-рых показывали на ярмарках и в цирках.

Большое влияние на О. к п. б. оказало появление «мед. модели», переместившей психич. заболевание из сферы колдовства в область мед. исследования и лечения. Корчин отметил следующие характеристики мед. модели: психич. расстройства представляют собой заболевания, имеющие определенную этиологию, течение и исход; они имеют органическую основу; как и при соматических болезнях, болезнь проявляется поверхностными симптомами, отражающими более глубинный патологический процесс; лечение зависит прежде всего от мед. вмешательства, и болезнь протекает внутри больного.

Томас Зац был одним из осн. критиков этой модели. Зац утверждал, что симптомы психич. болезни не могут быть сведены к проявлениям повреждений НС и должны рассматриваться как сообщения пациентов, касающиеся их представлений о себе и мире.

Корчин говорит о том, психол. модель болезни возникла, когда стало понятно, что поведение может вызываться бессознательными процессами и психол. детерминантами. Психологи и др. исследователи показали, что психич. болезни могут быть усвоенными соц. реакциями, доступными для лечения с помощью различных психотерапевтических подходов. Как и мед., психол. модель оказала значительное влияние на отношение об-ва к психич. заболеваниям. Преобладающая установка населения по отношению к психически больным во 2-й половине XX в. состоит в том, что они рассматриваются как люди, заслуживающие лечения и гуманного обращения.

По мере того как в поле зрения практики психиатрического здравоохранения появлялось все больше картин психич. патологии, возникла тенденция оценивать жалобы в направлении болезни. Чарльз Боуден и его коллеги показали, что пациенты тоже иногда имеют вредные установки по отношению к болезни. Те, кто демонстрировал более жесткое и пессимистическое отношение к своему психич. заболеванию, отличались более тяжелыми психопатологическими проявлениями и менее благоприятным течением болезни.

Произошел сдвиг от акцента на психол. болезнь к акцентированию психол. здоровья. Психически больные, ранее находившиеся в «домах для умалишенных», теперь получают уход в психиатрических больницах и «центрах психич. здоровья», в том числе в амбулаторных условиях.

Изменение отношения вызвало множество разнообразных последствий. Джоан Брокман и Карл Дарси отметили снижение соц. дистанции между об-вом и психически больными. Корчин обнаружил значимое повышение количества состояний, относящихся к отклонениям от психол. нормы, с последующим расширением спектра работы клинициста. Однако Зац заметил, что соц. стигматизация является нежелательным побочным продуктом ярлыка «психич. заболевания» и что при этом игнорируются положительные качества индивидуума.

Совр. отношение к психич. болезням вызвало тж значительные изменения законодательства. Предпринимались усилия по формулированию «билля о правах» пациента с целью обеспечить правильное лечение. Были приняты законы, ограждающие лиц с опасным поведением от того вреда, к-рый они могут причинить самим себе и окружающим. Психически больные не считаются уже автоматически ответственными за поступки, совершенные в болезненном состоянии. Различные исслед. показали, как появление новых методов лечения меняет О. к п. б. у населения. Рональд Фив утверждает, что фармакотерапия во внебольничных условиях улучшила отношение к психически больным вследствие снижения потребности в стационарном лечении. Санитарно-просветительские семинары, имеющие целью демифологизацию психич. болезней, успешно снижают связанные с ними страхи.

Корчин определил две главные цели программы общественного просвещения: улучшить заботу о психически больных и содействовать профилактике заболеваний. Он заметил, что наиболее эффективными программами санитарного просвещения с целью изменения аттитюдов являются те, в к-рых обучающиеся принимают активное участие. Корчин идентифицировал три группы нуждающихся в просветительской работе: лица, уязвимые к эмоциональным расстройствам, представители коммунальных властных структур и поставщики мед. услуг населению. Корчин подчеркивает, что правильная информ. снижает страхи и ободряет людей, предоставляет стандарты самооценки и предотвращает появление стресса.

См. также Теория навешивания ярлыков, Психологическое здоровье

В. Карл, Дж. Биндер

 

Отношения «родитель—ребенок» (parentchild relations)

 

Когда люди становятся родителями (в результате беременности, усыновления ребенка или повторного брака), они оказываются в ситуации нарушенного равновесия, адапт. к к-рой требует значительных усилий. Родители стремятся установить тесные взаимоотношения со своим новорожденным или приемным ребенком, однако при этом они тж хотят сохранить хорошие супружеские отношения, дружеские связи и, возможно, продолжить свою профессиональную карьеру. Появление нового ребенка означает для супругов ограничения, к-рых прежде не существовало.

Все больше отцов начинают понимать важность той роли, к-рую они играют в развитии ребенка. Исслед. отцов и их взаимоотношений с младенцами подтверждают, что мн. отцы могут со вниманием относиться и чутко реагировать на своих малышей и что младенцы формируют привязанность как к матерям, так и к отцам примерно в одном и том же возрасте. Вероятно, наиболее яркие доказательства способностей мужчин ухаживать за ребенком предоставляют исслед. мужских особей приматов, отличавшихся низким интересом к своему потомству, но оказавшихся в ситуации, где им приходилось жить с детенышами, у к-рых отсутствовали матери. В этих обстоятельствах взрослые самцы проявляли значительную компетентность в воспитании детенышей.

Взаимная социализация и синхрония в отношениях между родителями и детьми

Белл провел обзор ряда исслед., посвященных влияниям воспитателя на детей, и высказал соображение, что эти влияния могли вызываться поведением ребенка в не меньшей мере, чем поведением воспитателя. Одним из замечательных открытий прошлого десятилетия стал тот факт, что родители существенно различаются по степени проявляемой чуткости к потребностям своих детей. Нек-рые родители быстро улавливают настроения ребенка и периоды неблагополучия и стараются успокоить малыша. Это наз. синхронией. Другие не замечают, что необходимо предпринять к.-л. действия, либо реагируют медленно. Это наз. асинхронией. С позиций психоан. подхода, синхрония будет формировать у младенца чувство доверия, тогда как асинхрония будет порождать недоверие. Теория научения делает акцент на наличии или отсутствии ясных условий вознаграждения (reward contingencies). Ясные условия облегчают научение.

Недавно группа исследователей продемонстрировала, что синхрония матерей с потребностями их младенцев возбуждает физиолог. реакции и что эти биолог. показатели позволяют предсказывать, как матери будут оценивать темперамент своих младенцев. 32-м матерям, принадлежавшим к среднему классу, каждая из к-рых имела трехмесячного младенца, показывались короткие отрывки видеозаписи неизвестного младенца (тоже трехмесячного возраста), плачущего или улыбающегося. Матери, к-рые описывали своих младенцев как «трудных», менее чутко реагировали на младенца на этих видеозаписях.

Из этого следует, что либо сама мать может научиться очень быстро (в данном случае в течение трех месяцев) реагировать на «трудного» младенца иначе, чем на «легкого», либо характер самого ребенка может отчасти формироваться под влиянием обращения с ним матери. По-видимому, эти результаты не представляют достаточно данных в отношении обоих эффектов. При объяснении соц. поведения ребенка следует учитывать не только взаимный характер О. «р. —р.»; в добавление к этому, при оценке развития ребенка должна приниматься в расчет полная система всех взаимодействий членов семьи.

Семья как система

Будучи соц. системой, семья может рассматриваться как констелляция подсистем, определяемых в терминах поколения, пола и роли. Разделение труда между членами семьи определяет одни узлы, привязанности определяют другие, и каждый член семьи яв-ся участником неск. подсистем, иногда диадических, иногда полиадических.

Поскольку отцы начинают осознавать себя как играющих важную роль в социализации ребенка, становится очевидным, что нам следует обратиться к изучению более широких, чем двусторонние, соц. взаимодействий. Дети взаимодействуют с более чем одним родителем или или взрослым большую часть своей жизни, однако мы крайне мало знаем о том, насколько родители служат источниками поддержки друг другу, равно как и источниками неудовлетворенности.

Одна из попыток понять связь между супружескими взаимоотношениями и О. «р.—р.» была предпринята в исслед. Ф. Педерсона и его коллег.

Они обнаружили лишь незначительную связь между мерами положительного взаимодействия супругов и их положительным взаимодействием с младенцем. Однако, когда между мужем и женой наблюдалось отрицательное соц. взаимодействие (напр. критика, упреки), оно оказывалось сильно связанным с отрицательным аффектом, проявляемым отцом по отношению к младенцу. Эти результаты показывают, что семья представляет собой сеть взаимодействующих индивидуумов, функционирующих как система.

Бельски разработал организационную схему системы семьи, иллюстрирущую возможные взаимовлияния, к-рые могут оказывать друг на друга отношения между супругами, исполнение родительской роли и поведение/развитие младенца.

См. также Родительская пермиссивность

Дж. Сэнтрок

 

Отношения сиблингов (sibling relationships)

 

Группа сиблингов состоит из братьев и сестер одной нуклеарной семьи. Положение, к-рое индивидуум занимает в последовательности сиблингов, обычно наз. порядком рождения или статусом сиблинга, всегда играло важную роль в решении вопроса о распределении семейной собственности.

Соперничество сиблингов

Соперничество среди братьев и сестер проявляется у менее чем половины всех первенцев. Судя по сообщениям, сильнее всего соперничают между собой сиблинги одного пола, близкие по возрасту (с разницей от 1,5 до 3 лет); к тому же соперничество обнаруживается преим. среди детей, родители к-рых непоследовательны в применении дисциплинарных мер, независимо от характера этих мер. По-видимому, личностные особенности детей, особенно способность адаптироваться к новому, будь это люди, места или вещи, способствует снижению соперничества между сиблингами. Кроме того, поведение родителей может усиливать ощущение ребенком утраты своих позиций, побуждать к соперничеству и, взаимодействуя с индивидуальными особенностями ребенка, приводить к различной скорости и степени приспособления сиблингов.

Помимо родительского поведения и личностных особенностей детей, на динамику О. с., особенно на предотвращение соперничества, оказывают влияние соц. факторы. Первенцы, к-рые склонны претендовать на главенствующую роль по отношению к младшим братьям или сестрам, обнаруживают меньшее соперничество, и во мн. случаях их влияние оказывает большее воздействие, чем влияние родителей.

По всей видимости, при оценивании главных эффектов порядка рождения или пола следует проявлять осторожность, т. к. разница в возрасте и родительское поведение явно сказываются на динамике взаимодействия сиблингов. Самые первые дети в семье (те, кому от 9 мес. до 3 лет) склонны больше командовать младшими сиблингами, чаще мешать им или игнорировать их, подстрекать к нарушению установленных правил или применять к ним физ. силу, по сравнению с детьми, родившимися вторыми или имеющими большую разницу в возрасте. Впрочем, младшие сиблинги, вероятно, яв-ся более толерантными при всех условиях. Матери, поощряющие детей брать на себя часть родительской заботы о младших сиблингах, способствуют повышению частоты и качества интеракций между детьми в семье. Имеющиеся данные тж показывают, что матери первенцев-сыновей вообще склонны подробнее разъяснять детям нормы и мотивы поведения и больше общаться с ними, чем матери первенцев-девочек, и эта их склонность, по-видимому, воспроизводится старшими детьми в отношениях с младшими сиблингами. В нек-рых случаях старшие дети служат фигурами привязанности для своих младших братьев и сестер даже в большей степени, чем родители.

Согласно Р. Б. Зайонцу, самый старший ребенок, независимо от пола, имеет преимущество перед младшими детьми в силу того, что он в течение какого-то времени участвует вместе с родителями в орг-ции семейной жизни. Когда в семье появляется еще один ребенок, старшие дети извлекают дополнительную выгоду из выполнения роли учителей своих младших братьев и сестер. Опять-таки, судя по сообщениям, эффекты усиливаются, если разрыв в возрасте превышает 3 года.

В добавление к этому, на динамику О. с. влияет размер семьи. Несмотря на то что родители, мечтающие и планирующие создать большую семью, стремятся обеспечить теплый и благоприятный климат для всех своих детей, они не могут целиком сдержать обид, враждебности и гнева. В действительности, родители в больших семьях, в общем и целом, тяготеют к авторитарным методам воспитания, и именно эти методы старшие дети, в свою очередь, демонстрируют при обращении с младшими.

Описания статусов сиблингов

Еще Ф. Гальтон обнаружил, что непропорционально большое число видных британских ученых были первенцами. Поначалу документально фиксировались только различия между первенцами и всеми остальными детьми, однако позднее исследователи подчеркнули важность более тонкой дифференциации, а именно деления на единственных, первых, средних и последних детей в семье. Единственные дети — самые зависимые и наиболее ориентированные на достижения по сравнению с детьми, занимающими все остальные позиции в порядке рождения. Родители часто предъявляют к ним непомерные требования, а дети, в свою очередь, расценивают это как непонимание и несправедливое обращение. Единственные дети часто ищут общества взрослых, имеют трудности в отношениях со сверстниками и яв-ся менее зрелыми, отчасти потому, что они пропустили фазу интерактивного научения, связанную с выполнением роли наставника по отношению к младшему сиблингу. Родители тж склонны предъявлять повышенные требования к первенцам, поэтому последние аккумулируют и генерируют более разнообразное поведение, чем др. дети. В тенденции, первенцы сильно мотивированы, имеют высокие цели, твердо придерживаются правил и, по-видимому, больше других нуждаются в соц. контактах и похвале. Однако они робки, чувствительны к боли и, кажется, менее способны справляться с тревогой, чем тем, кто занимает др. позиции в порядке рождения. Первенцы склонны к консерватизму и осторожности, во многом зависят от родителей и часто колеблются в определении своих ролей. Хотя средние дети в семье могут чувствовать себя обделенными любовью и справедливостью, они часто предпринимают попытки добиться успеха в тех областях, где они могут превзойти своих соперников, меньше тревожатся и ведут себя более непринужденно и беспечно по сравнению с теми, кто родился раньше или позже их. Кроме того, они более охотно берутся за новые задачи, осваивают новые виды деятельности и контактируют с новыми людьми, напр. легко вступают в разговор с незнакомцами. Они тж склонны поддерживать необычные идеи: одно исслед. показало, что более 90% ученых, с самого начала поддержавших эволюционное учение Ч. Дарвина в XIX в., были средними детьми. Последних детей («последыши») роднит с первенцами то, что они находятся в фокусе родительского внимания и нередко избалованы. Впрочем, родившиеся в семье последними сохраняют до нек-рой степени ребяческое отношение к жизни, многим из них, вероятно, так и не удается почувствовать себя независимыми, а нек-рые перестают стремиться к достижениям или огорчаться из-за их отсутствия. Они склонны к переживанию высокой тревоги и развитию личных проблем, к-рые связаны с их постоянной потребностью договариваться, приспосабливаться и терпеть. К тому же у них редко появляется возможность взять ответственность на себя.

Т. к. каждая из этих картин поведения и личности людей, различающихся порядком рождения, может существенно меняться под воздействием мн. факторов — размера семьи, разницы в возрасте сиблингов, родительских аттитюдов, экономического положения семьи и т. д., — мы должны рассматривать их лишь как составные фотографии. Кроме того, они составлены преим. по данным исслед. семей среднего класса, проводившихся методом поперечных срезов с использованием методики ретросп. самоотчетов.

Отношения сиблингов на протяжении жизни

Исслед., посвященных О. с. во взрослости, среднем возрасте и старости, крайне мало. В общем, братские/сестринские узы имеют тенденцию ослабляться с возрастом, но нередко они становятся крепче в периоды семейного кризиса или когда состарившийся родитель становится центром общей заботы.

См. также Порядок рождения и личность, Порядок рождения

Ф. Дойч

 

Отреагирование (abreaction)

 

В психоан. литературе термин «О.» впервые был использован Йозефом Брейером и Зигмундом Фрейдом в их совместном труде «Исследования истерии». Согласно Кларе Томпсон, Фрейд «вызывал О. с помощью свободных ассоциаций как способа отмены результатов процесса вытеснения». Теперь признается, однако, что О. может происходить и в гипнозе — спонтанно, направленно или под воздействием препаратов.

Благотворные последствия восстановления глубинных воспоминаний, вероятно, обусловлены высвобождением удерживаемого за порогом сознания эмоционально заряженного содержания памяти, к-рое никогда ранее не было полностью выражено или признано, но тем не менее оказывало влияние на мышление и поведение субъекта. Высвобождение аффекта, вероятно, представляет собой эпифеномен, поскольку когнитивный компонент, безусловно, более важен для появления изменений в мышлении и поведении, чем эмоциональная реакция. Благодаря осознанию ранее вытесненных и неведомых конфликтов, проблема, как утверждает психоан. теория, «прорабатывается» (т. е. пациент, оживляя воспоминания, освобождается от «подавленной» эмоции).

О. обычно рассматривается как часть более общего феномена катарсиса. Нек-рые авторы приравнивают эти термины друг к другу, другие предпочитают использовать термин катарсис для обозначения процесса, а термин О. для обозначения его результата. Разные интерпретации места, к-рое О. занимает в психотер., породили разнообразные новаторские методы, направленные на достижение этого эффекта. Среди них можно упомянуть первичную терапию Артура Янова и психодраму Дж. Л. Морено.

См. также Катарсис, Эмоции, Интроспекция, Память, Бессознательное

X. Рейк

 

Отрочество—юность (adolescence)

 

О.—ю. — период перехода от детства к ранней взрослости, начинающийся примерно с 11—13 лет и заканчивающийся в возрасте от 18 лет до 21 года, однако его точные временные границы зависят от таких разнотипных факторов, как окружающая культура и биолог. развитие. Этот переход связан с изменениями в биолог., когнитивном и соц. развитии.

Хотя начало научного изучения О.—ю. обычно датируется временем публикации известного труда С. Холла, эмпирические исслед., сконцентрированные на этом периоде развития, существенно отстали по количеству и качеству работ от сравнимых исслед. детей и детства. Центры по изучению развития ребенка, программы подготовки дипломированных специалистов в области детского развития и соотв. научные журналы превосходят численно аналогичные формы работы, направленные на улучшение наших знаний о подростках — юношах и девушках.

Несмотря на однозначность пубертатных изменений (скачок роста, изменения половых признаков и уровней выделения гормонов), они подготавливаются постепенно. Указать точно, когда индивидуум вступает в период О. — ю. и когда выходит из него, отнюдь не так легко, как может показаться. Однако в настоящее время пубертат, по-видимому, наступает все же раньше, чем в прошлые десятилетия, и это связано, вероятно, с улучшившимся здоровьем и питанием. Такая отрасль знания, как генетика поведения, начинает приносить пользу в объяснении таких изменений.

Подростки претерпевают не только биолог. изменения; они испытывают не менее существенные когнитивные перемены. Большинство исследователей сходятся в том, что наступление О. — ю. еще нельзя считать сигналом появления полностью сформировавшегося мышления на уровне формальных операций. Согласно альтернативной т. зр., выраженной в модели ветвления (branch model), осн. (доминирующая) линия подросткового мышления яв-ся по характеру формально-операциональной (более абстрактной и организованной по сравнению с конкретно-операциональной), но при этом вполне возможно существование дополнительных, обходных путей мышления. Еще одна теорет. позиция предлагает выделять в формально-операциональном мышлении раннюю и позднюю стадии. Многочисленные приложения теории Пиаже к обучению подростков опирались на предположение о том, что большинство подростков мыслят на уровне конкретных операций и, следовательно, их следует обучать менее абстрактными, более конкретными способами.

Соц. переходы юношей и девушек собирают в фокусе такие разнородные сферы личности, как идентичность, независимость, половые роли, моральные устои и нравственные ценности, достижения. Вероятно, конструкт идентичности более, чем любой другой, интуитивно охватывает ряд самых важных изменений, происходящих в период О.—ю.

Исследователей всегда интересовали два типа окружения, оказывающих наибольшее влияние на развитие в О. — ю.: сверстники и родители. Одно недавно проведенное исслед. свидетельствует о том, что добровольное подчинение антисоциальным сверстникам достигает пика примерно в IX классе, а к XII классу конфликт между нормами родителей и сверстников становится менее выраженным. Хотя авторитарная дисциплина, по-видимому, подавляет развитие независимости в О.—ю., а демократический стиль родительского поведения, напротив, способствует ее развитию, исследователи могли бы уделить больше внимания таким понятиям, как «реципрокная социализация» и «синхрония—асинхрония». Последнее понятие, суть к-рого в том, что компетентные родители придерживаются порядка в проявлении инициативы и лидерства, кажется особенно существенным для успешного выполнения родительских функций в течение О. — ю.

Исторические перемены

Нек-рые теоретики и исследователи считают, что несоразмерно много внимания уделялось проблемам и отклонениям в период О.—ю., тогда как большинство юношей и девушек даже в т. н. «бунтарские» времена конца 1960-х гг., рационально и законопослушно продвигаются в направлении зрелой взрослости.

Хотя в любой период времени довольно легко впасть в стереотипизацию подростков, нек-рые ист. перемены, видимо, действительно имели место. Конгер указывает на неск. таких перемен: а) что касается половых ролей, теперь больше матерей, к-рые работают и зарабатывают деньги, служат ролевыми моделями, и больше девочек-подростков воспитывается в андрогинном, а не в традиционно феминном духе; б) значительно больше подростков растут в семьях, где мать работает, а тж в семьях, разрушенных разводом; в) по-видимому, происходит более тонкое изменение, к-рое трудно определить точно, но лучше всего можно охарактеризовать как возросший интерес к себе.

См. также Развитие в отрочестве-юности, Развитие человека, Развитие на протяжении жизни

Дж. У. Сэнтрок

 

Отсутствие заботы о детях (child neglect)

 

О. з. д. — это неудовлетворение осн. физ. и психол. потребностей ребенка. Плохое обращение с ребенком принимает разные формы, включая грубость, сексуальное насилие и отсутствие должного ухода.

По иронии судьбы, О. з. д. — наиболее распространенной и, вероятно, самой деструктивной форме плохого обращения с детьми — уделялось меньше всего внимания.

О. з. д. может принимать множество форм, включая случаи, когда родители не обеспечивают ребенка подходящей одеждой, не создают ему приемлемых жилищных условий и не обращаются за мед. помощью. Однако 3 наиболее вредных по своим последствиям формы — это отсутствие надлежащего питания, безопасности и любви.

Неудовлетворительное питание — самая элементарная и в тоже время самая тяжелая по своим последствиям форма неадекватного физ. ухода за ребенком. В крайних вариантах, чаще всего встречающихся в раннем младенчестве, ребенка кормят настолько редко, что он умирает от голода. В Северной Америке больше младенцев умирает именно от этой формы отсутствия заботы, чем от грубого обращения.

Менее экстремальные формы неудовлетворительного питания приводят к «неспособности расти», когда младенец или ребенок прибавляет в росте и весе значительно медленнее, чем это должно быть согласно возрастным нормам. Такая ситуация может иметь место, когда ребенку предлагается слишком мало еды или когда кормление настолько истощает его эмоционально, что он просто не может съесть столько, чтобы удовлетворить свои пищевые потребности.

Неправильное питание — другая форма отсутствия должного ухода. Если ребенок не получает хорошо сбалансированное питание, он будет страдать от специфической нехватки витаминов или минеральных веществ и станет вялым, раздражительным и подверженным разного рода заболеваниям.

Безопасность. В Северной Америке в рез-те несчастных случаев ежегодно погибает примерно 1 из 3000 детей — это больше, чем от следующих 6 причин детской смертности, вместе взятых. Недостаточный присмотр и пренебрежение мерами предосторожности — примеры О. з. д. — имеют место в 90% серьезных несчастных случаев, происходящих с детьми. Факторы, действующие за пределами сферы родительского контроля, такие как недостаточно безопасные игровые площадки или недостаточно строгие законы об ответственности пьяных водителей, равно как возраст и пол ребенка, тж влияют на вероятность серьезных несчастных случаев.

Любовь. Старшие дети в большей степени способны удовлетворить свои потребности в питании и безопасности. Однако дети всех возрастов нуждаются в любви и уважении, и родители могут пренебрегать удовлетворением этих осн. психол. потребностей, даже если физ. потребности ребенка удовлетворяются.

Последствия отсутствия психол. заботы о ребенке тж меняются с возрастом. В младенчестве наиболее серьезным последствием будет нарушение формирования нормальной привязанности родителя и ребенка. Так, ребенок второго года жизни, не получавший должной родительской заботы, обычно уклоняется или активно отказывается от контакта с матерью. Такие дети еще в меньшей степени демонстрируют доказательства надежной привязанности к матери, чем младенцы, подвергавшиеся жестокому обращению. Поскольку связь «ребенок—родители» создает основу для др. отношений (в к-рых ребенок будет использовать ее как базу для последующих познания и когнитивного развития), нарушение этой базовой связи (прежде всего, с матерью) повышает вероятность того, что лишенный должной заботы младенец не будет иметь друзей и будет медленно обучаться.

Отсутствие должной психол. заботы о ребенке в дошкольные годы иногда принимает форму попустительства, когда родители не устанавливают разумных ограничений для ребенка или не обеспечивают необходимого руководства его поведением. У чрезмерно либеральных родителей дети дошкольного возраста нередко отличаются незрелостью, чувствуют себя несчастными и демонстрируют слабый самоконтроль.

Дети среднего школьного возраста и подростки, чьи родители не проявляют любви и заботы об их благополучии, часто ищут внимания др., что может подтолкнуть их к сексуальным связям, наносящим вред их здоровью, или к деструктивным отношениям со сверстниками. Если даже дети хороших родителей бывают в этом возрасте прогульщиками, беглецами, преступниками или, хуже того, самоубийцами, то у детей, лишенных любви и заботы, подобное гораздо более вероятно.

Статистические данные

В США ежегодно регистрируется свыше 700 000 случаев О. з. д. Их реальное число, конечно, выше, так как мн. непрофессионалы и профессионалы не склонны сообщать о случаях О. з. д. до тех пор, пока ребенку не будет угрожать непосредственная серьезная опасность. В издании «Жестокое обращение с ребенком» (Child Abuse) Рут и Генри Кемп приводят оценку, согласно к-рой от 20 до 30% всех родителей испытывают трудности в обеспечении должного ухода за детьми.

Хотя О. з. д. может иметь место в любой семье, богатой или бедной, нерадивые родители — это скорее люди с низким уровнем образования или достатка, имеющие мало друзей и много детей. Эти же характеристики в равной мере присущи жестоким родителям, так как в действительности признаки О. з. д. обнаруживаются примерно в одной трети всех регистрируемых случаев жестокого обращения с ребенком. Однако в сравнении с нормальными и жестокими родителями, родители, не заботящиеся о своих детях, вероятно, чаще бывают апатичными и депрессивными.

Предупреждение и лечение

Несмотря на то что прямая ответственность за заботу о ребенке в нашем об-ве ложится на родителей, об-во в целом, хотя бы косвенно, тж несет эту ответственность. Соц. меры по снижению числа случаев нежелательной беременности, числа семей, живущих за чертой бедности, и числа родителей-одиночек, вероятно, сократят и число случаев О. з. д. Ранние признаки О. з. д., такие как отказ матери смотреть на новорожденного, разговаривать с ним и брать его на руки, или отсутствие прибавления в весе у младенца, должны стать сигналом для друзей, дедушек и бабушек, соц. работников и психологов к тому, чтобы оказать родителю помощь в уходе за младенцем или взять заботу о младенце на себя, пока родитель не станет более чутким. В настоящее время исследователям известно о серьезных последствиях и ранних признаках О. з. д., но необходимы дальнейшие исслед., чтобы точно знать, как и когда следует проводить вмешательство.

См. также Связь и привязанность, Жестокое обращение с ребенком, Развитие в раннем детстве, Маразм

К. С. Бергер

 

 

         

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 

     

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

 

Статьи

Все техники и практики 

Музыка для медитаций и расслабления

Вопросы и ответы

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

.

  Твоя Йога Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz