Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

 

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")

 

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

 

 

 

Интербихевиоральная психология (interbehavioral psychology)

 

И. п. резко расходится с традиционными подходами к пониманию психол. событий. Согласно превалирующему дуалистическому взгляду, человек состоит из двух нередуцируемых сущностей: видимой части, или тела, и невидимой части, или души. Еще более материалистическая т. зр. — классический бихевиоризм — отвергает понятие психики (разума) и приписывает психол. активность мозгу.

Как популярная, так и господствующая научная психология, опирающиеся на дуалистический подход, считают источниками всех психол. событий либо мозг, либо разум, либо то и другое вместе. Нередко такие термины, как мозг (brain) и разум (mind), используются на правах синонимов. Независимо от того, чья роль признается доминирующей (мозга или разума), признается необходимость либо а) инициирующего действия, либо б) реакции на стимуляцию факторами, находящимися вне организма. В соответствии с традиционной т. зр. мозг или разум являются не только «хранилищем воспоминаний», но и главным контролирующим и координирующим центром.

И. п., осн. положения к-рой были впервые сформулированы Дж. Р. Кантором, решительно отвергает все гипотетические сущности, играющие столь заметную роль в большинстве господствующих направлений научной психологии и в обыденных психол. представлениях. По мнению Кантора, нет никакой научной базы для воображаемых «хранилищ» и «исполнительных центров», независимо от того, чему приписываются их функции — мозгу или разуму.

Подход Кантора к психол. событиям осн. на допущении, что они происходят не обособленно от природы, а составляют ее неотъемлемую часть. Распространив на психол. исслед. натуралистический подход, Кантор утверждал, что невозможно найти организм, действующий в одиночку, словно в вакууме. Организму всегда противостоит стимульный объект — др. организм, вещь или событие. Чтобы понять изучаемое событие, нужно принимать во внимание оба фактора. Если отсутствует к.-л. из этих двух переменных, событие произойти не может.

До Кантора существовала т. зр., согласно к-рой центром психол. событий и их источником являются живые организмы. Кантор же низвел организм до уровня, сравнимого с уровнем стимульного объекта, поскольку приписывал принципиально важную роль взаимодействию этих двух осн. переменных, причем действие каждой из них является обоюдным, скоординированным, совместным и реципрокным.

Признавая, что организм и стимульный объект занимают центральное положение в структуре психол. события, Кантор, тем не менее, ввел ряд др. переменных. Напр. он считал, что организм может увидеть стимульный объект только тогда, когда средой, в к-рой они контактируют, является свет. Поэтому свет должен быть признан контактной средой зрительного взаимодействия. Среди др. контактных сред прежде всего следует указать воздух, обеспечивающий возможность слухового взаимодействия.

Интербихевиористы воспользовались полевым подходом, аналогичным подходу экологов в биолог. исслед. Экологию можно определить как изучение отношений организмов со средой обитания и друг с другом; экология не изучает отдельно организмы и отдельно среду, объектом ее внимания является их реципрокная, обоюдная и совместная активность как система. Экологи вообще не изучают организмы, а только то, что происходит между ними и их средой обитания.

С т. зр. интербихевиориста поле — это взаимодействие комплекса или полной совокупности взаимозависимых факторов, к-рые составляют психол. событие. Система организм — стимульный объект, контактная среда и факторы сеттинга являются поддающимися анализу элементами психол. поля.

Однако это еще не все. Интербихевиорист полагает, что невозможно «постичь смысл» единичного события, вырванного из непрерывного потока психол. событий. Настоящее понимание приходит только тогда, когда этот фрагмент (единичное событие) рассматривается в контексте, или в континууме, поскольку психол. события тоже связаны друг с другом. Сторонники И. п. твердо следуют принципу: настоящие события являются функцией предшествующих событий. Вот мы и подошли к фундаментальной концепции Кантора — концепции реакциональной биографии (reactional biography). Теперь мы можем рассматривать единичное событие как поле или расширить наше понятие поля, чтобы охватить достаточно большой поток поведенческих событий, — достаточно большой, чтобы привести к пониманию. Однако обратите внимание на два обстоятельства. Во-первых, существует разница между более широким толкованием интербихевиористов и традиционным широким взглядом на поведение как на нечто воображаемое, имеющее место где-то в голове организма (напр. в мозге или сознании). Во-вторых, интербихевиористы имеют дело только с тем, что можно наблюдать, поскольку хоть прошедшие события и нельзя наблюдать сейчас, в свое время это было возможно, ибо они были реальными, а не воображаемыми.

Физиология и психология

В чем отличие предмета психологии от предмета физиологии? Если руководствоваться одной лишь логикой, то может показаться, что чем яснее обозначена граница между психол. и физиолог. данными, тем более чистыми будет результаты нашего исслед. Именно такое предположение и подтолкнуло Кантора к отделению психол. данных от данных, представляющих интерес для физиологов.

Настаивая на четком разграничении этих двух областей знания, Кантор сформулировал критерии, к-рым должно отвечать событие, чтобы быть отнесенным к разряду психологических, но сделал это не произвольно или a priori, а эмпирически, на основании непосредственного анализа данных. Ниже приводятся критерии, с помощью к-рых можно определить предмет психологии, не прибегая к таким понятиям, как мозг или психика.

1. Психол. события историчны. Чтобы индивидуум мог ненавидеть, любить, разговаривать, голосовать и молиться, он должен научиться этому, но ему не нужно учиться принюхиваться, дышать или переваривать пищу. Приобретенные «способности» должны изучаться в др. измерении (dimension)в рамках реакциональной биографии или интеракциональной истории, а не в пространственно-временных рамках функционирования органа или роста/увядания биолог. организма.

2. Психол. события более специфичны, чем биологические. Коленный рефлекс можно вызвать чем угодно: куском картона, специальным молоточком, к-рым пользуются невропатологи, ручкой ножа, куском доски и т. д., но попросите любого человека назвать эти предметы, и вы — можете в этом не сомневаться — услышите разные обозначения.

3. Психол. события демонстрируют возможность интеграции. Реакции, к-рые некогда были самостоятельными, могут объединяться в цельные единые действия.

4. Психол. события отличаются вариабельностью. Даже в течение длительного времени при нормальных условиях рефлексы остаются неизменными. Сюда относится поведение методом проб и ошибок.

5. Психол. события допускают видоизменение. Психол. жизнь наполнена научением. Сегодня мы понимаем, что даже люди с тяжелой формой умственной отсталости способны к научению, или к видоизменению поведения.

6. Психол. события допускают торможение. Воспитание детей предполагает научение торможению нек-рых реакций (напр. в гостях). Поведение людей ограничено этическими, моральными и религиозными нормами, а потому более заторможенное, чем поведение представителей др. биолог. видов.

7. Психол. события можно отсрочить. Большая временная гибкость делает психол. события более независимыми от текущего момента и служит основанием для их выделения.

Хотя не существует никаких абсолютов, можно не сомневаться в том, что если событию, в к-ром живой организм взаимодействует со стимульными объектами, присущи нек-рые из перечисленных выше характеристик, мы имеем дело с психол. событием. Воспользовавшись критериями Кантора, мы отобрали для последующего анализа совершенно определенную информ.

Единица изучения поведения

Выделив особый предмет психол. исслед., мы сталкиваемся со следующей проблемой, порождаемой непрерывным потоком поведения, к-рое мы должны к.-л. образом понять. Как выделить удобную единицу изучения из этой динамической сложности? Так же как можно остановить движение кинопленки и детально рассмотреть стоп-кадр, интербихевиорист может выделить не подлежащую дальнейшему расчленению единицу (или кадр) психол. события, к-рую он определяет как сегмент поведения. С использованием более специальной терминологии, сегмент поведения определяется как единичный стимул и его коррелированная реакция в контексте контактной среды и факторов сеттинга.

Интербихевиорист вводит понятие функции реакции, координированной с функцией стимула. Здесь следует отметить, что физ. движение per se в его конкретной конфигурации не может выбираться, так сказать, по номинальной стоимости. Топография определенной реакции не имеет значения, потому что любая из множества ее конфигураций служит эквивалентом функции реакции. Теперь уже ясно, что интербихевиорист не разделяет т. зр. традиционного психолога, к-рый придерживается более жесткой и физикалистской трактовки реакций.

Обобщая изложенное выше, можно повторить, что отличительными особенностями И. п. являются: а) отказ от дуализма, б) принятие натуралистического подхода, в) приверженность полевой парадигме, требующей детального анализа и точного описания всех переменных, входящих в рассматриваемое поле, г) разграничение психол. и физиолог. данных и д) строгое следование принципу: настоящие события являются функцией предшествующих событий.

См. также Вопрос об отношении души и тела, Монизм/дуализм, Теоретическая психология

Н. Пронко

 

Интернализация (internalization)

 

И. представляет собой внесение нек-рых аспектов внешнего мира в личную психич. жизнь человека, приводящее к тому, что внутренняя репрезентация внешнего мира оказывает влияние на его мышление и поведение. Шефер различает три разновидности И.: интроекцию, идентификацию и инкорпорацию.

Интроекция создает «присутствие внутри» того, что не ощущается нашей неотъемлемой частью. Индивидуум продолжает внутренние отношения со своим интроектом по большей части тем же самым способом, каким он поддерживал бы такие же отношения с др. людьми (или же с характерными особенностями др. людей) во внешнем мире. Эти внутренние отношения могут быть как приятными и успокаивающими, так и неприятными и беспокоящими.

Идентификация относится к видоизменению различных аспектов субъективного Я так, чтобы увеличить сходство с др. индивидуумом, взятым за образец. Можно идентифицироваться и с животными или машинами, однако обычно этот термин относится к ситуациям, в к-рых убеждения, ценности и стиль поведения одного индивидуума перенимаются другим. Идентификации могут быть как частичными, так и полными. Даже если она является лишь частичной, идентификация создает существенное изменение в Я концепции человека, и этим идентификация отличается от интроекции. В соответствии с психоан. теорией, идентификация является тем механизмом, посредством к-рого Суперэго, или автономный моральный кодекс, первоначально устанавливается в ребенке, хотя в любое время в жизни индивидуума могут произойти новые идентификации.

Наконец, инкорпорация является весьма ограниченной формой интернализации, при к-рой один человек воспринимает др. личность в целом или частично как то, что составляет его собственную основу в целом или же частично. Поскольку для одного индивидуума практически невозможно стать в точности другим, инкорпорация является менее реалистичным и более примитивным процессом, чем идентификация.

См. также Научение через подражание

У. Сэмюел

 

Интернациональная психология (international psychology)

 

Психология вышла на междунар. арену сразу же после того, как в конце XIX в. приобрела совр. контуры. Термином «И. п.» большинство психологов обозначают различные организационные формы психол. науки, существующие на междунар. уровне. Нередко этим термином наз. раздел соц. психол., изучающий междунар. отношения, или сравнительные исслед. различных психол. процессов, проводимые в разных странах и в разных культурных средах, аналогичные тем исслед., к-рыми занимается кросс-культурная психология.

Социальная психология международных отношений

Системное использование психол. понятий и методов для развития теории и практики междунар. отношений и для их изучения представляет собой сравнительно новую область соц. психол. Будучи по своей природе междисциплинарными, социально-психол. подходы призваны решать проблемы, возникающие в отношениях между народами; нередко целью решения подобных проблем становится снижение напряженности и создание условий, благоприятствующих междунар. сотрудничеству. К исслед., имеющим самое непосредственное отношение к интернациональному поведению индивидуумов, относятся исслед. национальных стереотипов, или образов, изучение отношения к междунар. делам, изучение национальной идеологии и ее связи с идеологиями др. народов, а тж изучение влияния межнациональных контактов на индивидуальное и групп. поведение.

Изучение психологических процессов силами ученых разных стран

Последняя четверть XX в. ознаменовалась бурным развитием кросс-культурной психологии. Кросс-культурные, сравнительные подходы особенно полезны при изучении влияния социокультурных факторов на различные аспекты развития чел.

Наиболее распростр. тип межнациональных или кросс-культурных исслед. — это исслед., выполненные на материале двух культур. Как правило, рез-ты сравнения двух наций очень трудно интерпретировать, поскольку приходится иметь дело со ми. культурными различиями, к-рые могут стать источником альтернативных объяснений наблюдаемых явлений и к-рые нельзя исключить из рассмотрения. Вероятность получения однозначно интерпретируемых рез-тов увеличивается, если принять во внимание различные субкультуры и соц. факторы каждой нации.

И. п. — всего лишь один аспект кросс-культурной психологии, охватывающей сравнительные исслед. значительно более широкого диапазона. Чтобы выявить культурные различия и попять их влияние на психологию личности, вполне можно ограничиться рамками одной нации, в к-рой представлено много культур, а не изучать культурные различия двух разных наций.

Организационные формы международного сотрудничества психологов

Первый междунар. конгресс психологов состоялся в 1889 г., менее чем через 10 лет после основания первой лаборатории эксперим. психологии. Активный обмен новыми идеями и методами исслед. между учеными, представлявшими разные страны Европы и Америки, привел к возникновению истинно интернациональной психол. науки, в к-рой доминировали западноевропейские традиции. Мн. из первых светил психологии подолгу учились и работали в Германии или в Великобритании.

На 13 Междунар. конгрессе психологов, к-рый состоялся в июле 1951 г. в Стокгольме, был формально учрежден Междунар. союз психологов — единственная междунар. орг-ция, членами к-рой являются не отдельные ученые, а национальные психол. об-ва.

Осн. назначение союза и его осн. цели — способствование обмену идеями и научной информ. между психологами разных стран, поддержка междунар. студенческого и научного обмена, сотрудничество с др. междунар. и национальными орг-циями, направленное на развитие теорет. и прикладной психологии, и поддержка междунар. проектов, направленных на развитие психол. науки.

Членами большинства междунар. психол. орг-ций являются индивидуумы, а не национальные об-ва. Старейшее из них — Междунар. об-во психотехники, осн. в 1920 г. Эдуаром Клапаредом. Как и Междунар. Союз психологов, Междунар. об-во психотехники раз в четыре года проводит конгрессы. В промежутках между конгрессами Об-во финансирует междунар. проекты и обмены, в частности, Междунар. комиссию по тестам (International Test Commission). Под эгидой Об-ва работает неск. комиссий, каждая из к-рых занимается на междунар. уровне конкретными проблемами прикладной психологии.

Существуют и не столь крупные междунар. орг-ции, назначение к-рых — защита конкретных интересов психологов из разных стран. Примерами таких орг-ций могут служить Междунар. совет по психологии, Междунар. ассоц. кросс-культурной психологии, Об-во психологов стран Северной и Южной Америки, Европейская ассоц. соц. психологов-экспериментаторов, Междунар. ассоц. франкоговорящих психологов и Междунар. школа психол. ассоц.

Членами этих орг-ций являются преимущественно психологи. Нек-рые междисциплинарные орг-ции объединяют, наряду с представителями др. наук, и большое число психологов. Наиболее показательными примерами таких орг-ций являются Междунар. орг-ция по изучению мозга и Междунар. об-во изучения развития поведения.

Уровни развития психологии и ее статус в разных странах и регионах весьма существенно отличаются друг от друга. Как и следовало ожидать, психол. паука наиболее развита в Северной Америке, в Европе и в Японии. В конце XX в. весьма заметных успехов добились психологи Австралии, Бразилии и Мексики; от них лишь немного отстают нек-рые др. страны Латинской Америки и Азии. В своем фундаментальном обзоре, посвященном тенденциям развития психологии и ее роли в разных странах, Марк Розенцвейг пишет о том, что в мире работает около четверти миллиона официально признанных психологов, причем большая их часть сосредоточена в США и в Канаде, следом за к-рыми идет Западная Европа.

Хотя валидность научных принципов психологии не зависит от культурных традиций и политики, статус психологии как науки и ее соц. релевантность в разных странах разные и варьируются в весьма широких пределах. Можно с уверенностью сказать, что в течение ближайших неск. десятилетий наиболее заметные перемены произойдут в наиболее быстро развивающихся странах Латинской Америки, Африки и Азии.

См. также Международные конференции

В. Хольтцман

 

Интерперсональная теория Салливана (Sullivan's interpersonal theory)

 

Интерперсональной теорией называют теорию межличностных отношений, к-рая разрабатывалась, гл. обр., в 1930-х и 1940-х гг. Гарри Стаком Салливаном.

Ключевые понятия

Салливан подчеркивал соц. характер челов. природы. Он определял психиатрию, личность и осн. понятия диагностики и лечения в интерперсональной плоскости. Он тж подчеркивал решающую роль тревоги в формировании личности и нарушениях ее функционирования. Наконец, Салливан рассматривал актуальные интеракции, или действия, в межличностной сфере как процесс, в ходе к-рого нарушения возникают, выявляются и вылечиваются.

Социальный характер человеческой природы

Салливан определял личность как «относительно устойчивый паттерн повторяющихся интерперсональных ситуаций, к-рые характеризуют челов. жизнь». Даже отшельники поддерживают посредством воображения, воспоминаний и фантазии межличностную жизнь. Наименьшими значимыми (поддающимися интерпретации) единицами изучения индивидуума являются динамизмы (dynamisms), определяемые на основе характерных паттернов внутреннего или внешнего соц. поведения.

То что поведение зачастую отражает взаимоотношения с людьми, отсутствующими в данной ситуации, является «краеугольным камнем» подхода Салливана. Он считал, что деформирующее влияние таких взаимоотношений вызывают нарушения поведения у человека. Внутреннюю сторону этой деформации он называл персонификациями (personifications), образами себя и других с присущими им чувствами, побуждениями и идеями. Стереотипы являются широко разделяемыми персонификациями, позитивными или негативными. Персонификации, сложившиеся в одних взаимоотношениях, могут воспроизводиться в других, оказывая соотв. влияние на мышление, эмоции и поведение.

Тревога

Тревога может быть наиболее важным формирующим фактором в межличностной сфере, и ее истоки представляют собой также истоки личности и Я. Они берут начало в беспомощном положении младенца, к-рый не сможет выжить, если о нем не позаботятся. Со временем такие взаимодействия приводят к двум последствиям: удовлетворенности, связанной с уменьшением потребности, и безопасности, связанной с сохранением нужных человеку взаимоотношений.

Угроза жизни вызывает страх. Угроза безопасности вызывает тревогу, к-рая может оказать разрушительное воздействие на личность человека, если он недостаточно хорошо умеет справляться с ней или заглушать ее.

Возрастающий динамизм Я (слово, к-рое Салливан использовал для того комплекса процессов, к-рые постепенно приобретают все большую и большую роль в контроле, оценке и регулировании активности в межличностной сфере) прежде всего стремится сохранить безопасность. Поведение, вызывающее одобрение со стороны значимых других, усиливается; поведение, вызывающее неодобрение, тормозится или даже исключается.

Действия

Дети, у к-рых доминирует стремление сохранить безопасность, вырастают с сильно искаженными представлениями о собственных действиях в межличностной сфере. Если значимые другие постоянно выказывают свое неодобрение детям, это приводит не просто к конформности последних, а к эмоциональным расстройствам.

Салливан разработал множество стратегий для выявления искажений в межличностных отношениях и тех трудноуловимых проявлений тревоги, к-рые им сопутствуют, а тж стратегий взаимодействия с пациентами, к-рые помогли бы им воспринять правду, скрывающуюся за их ухищрениями, и расширить собственное Я. Центральным для Салливана являлось убеждение в том, что единственной объективной информ., к-рой располагает терапевт, является поведение пациента в межличностных ситуациях. Салливан воспринимал терапевта как соучастника в действиях пациента, и считал, что исходная информ. для диагностики и само лечение возникают именно в этом процессе включенного наблюдения.

См. также Теории личности, Психотерапия

Р. Энфилд

 

Интерперсональный контрольный перечень Лири (Learу interpersonal checklist)

 

Тимоти Лири разработал систему классиф. межличностного поведения, состоящую из 16 переменных, к-рые в определенном порядке расположены по окружности, разделенной двумя перпендикулярными осями, наз. аффилиация и власть. Один полюс оси аффилиации маркирован как враждебность, а другой — как привязанность. Противоположные полюса оси власти обозначаются как господство и подчинение. Эти оси делят окружность на четыре квадранта, к-рые, в свою очередь, подразделяются на октанты, получившие следующие названия: агрессивный-садистический (Aggressive-Sadistic), состязательный-нарциссический (Competitive-Narcissistic), диктаторский-автократический (Managerial-Autocratic), ответственный-гипернормальный (Responsible-Hypernormal), сверхконвенциональный-сотрудничающий (Overconventional-Cooperative), зависимый-покорный (Dependent-Docile), мазохистский-самоуничижительный (Masochistic-Self-Effacing), недоверчивый-бунтарский (Distrustful-Rebellions). Это круговое расположение переменных впоследствии подверглось дифференциации путем введения четырех уровней интенсивности для каждой переменной. Напр. полюс враждебности оси аффилиации дифференцируется по следующим уровням интенсивности: критический, раздраженный, разгневанный и взбешенный.

Средняя ретестовая надежность по каждому октанту составляет 0,78, что свидетельствует о приемлемой степени внутренней согласованности для оценки личностных свойств. Интеркорреляции переменных изучались с целью проверки гипотезы о возможности описания связей между 16 переменными на основе круговой модели. Было обнаружено, что корреляции между переменными уменьшаются по мере увеличения расстояния между ними по дуге окружности. Этот результат подтвердил гипотезу об их круговой орг-ции.

См. также Оценка личности

Дж. К. Локвуд

 

Интоксикационные психозы (toxic psychoses)

 

И. п. представляют собой нежестко связанную группу расстройств, общим для к-рых является то, что аберрантное поведение следует за или совпадает с употреблением какого-то экзогенного вещества при ингаляции, приеме внутрь и прямой абсорбции, или наблюдается при эндогенном возникновении токсических продуктов в ходе к.-л. заболевания. Симптоматически И. п. напоминают друг друга наличием делирия, проявляющегося в нарушениях внимания, нарушениях восприятия (иллюзии и галлюцинации), неспособности сохранять ясность мышления, дезориентации во времени, пространстве и/или собственной личности, нарушениях памяти, тревоге, страхах, раздражительности и иногда психомоторном возбуждении. Деменция, нарушающая соц. и профессиональное функционирование, может тж наблюдаться с делирием или без него, но она более характерна для состояний хронической, а не острой интоксикации.

К экзогенным токсическим агентам, вызывающим И. п., относятся бромиды, амфетамины, производные барбитуровой кислоты, диэтиламин лизергиновой кислоты (ЛСД), морфин, кокаин, марихуана, алкалоиды белладонны, хлоралгидрат, паральдегид и металлы: свинец, мышьяк, ртуть и марганец. Кроме этого, аналогичные психотические реакции могут присутствовать при чрезмерном употреблении антипаркинсоников (напр., леводопы), противосудорожных средств, лития, циметидина, фенциклидина, эргота (грибок, содержащий алкалоиды), алкоголя, легально распространяемых диетических добавок (фенилпропаноламин) и назальных спреев (фенилэфрин).

Эндогенные токсины, вызывающие психоз, могут быть следствием диабета, заболеваний почек и печени. Повышенное содержание порфирина — результат генетически обусловленного нарушения обмена веществ — может тж вызывать психотическую симптоматику. Дифференциальный диагноз предполагает клиническое наблюдение, тщательный и полный анамнез, получаемый как от больного, так и от его родственников и друзей, а тж адекватное психиатрическое и лабораторное обследование.

Лечение психотического поведения начинается со снижения количества присутствующего в организме токсического вещества. В случае злоупотребления лекарственными препаратами внимание тж должно уделяться первоначальному расстройству, в связи с к-рым больной принимал лекарство, спровоцировавшее психотическое поведение. Психотер., направленная как на патогенные психол. факторы, так и на непосредственные и отдаленные личностные цели, важна так же, как и медикаментозное лечение, и проводится одновременно с ним или после его завершения.

См. также Нейротоксические вещества, Злоупотребление психоактивными веществами

У. Эдмонстон-мл.

 

Интроверсия / экстраверсия (introversion / extraversion)

 

В 1921 г. Карл Юнг в своей книге «Психологические типы» (Psychologische Туреп) ввел в обиход термины «интроверсия» и «экстраверсия». Для Юнга интроверсия означала обращение либидо внутрь, а экстраверсия — направление либидо вовне. Один из самых популярных тестов личности, осн. на теории типов Юнга, — это Индикатор типов Майерс — Бриггс (MBTI).

Интроверт — человек, разум и чувства к-рого обращены вовнутрь (т. е., имеют сильные связи с Я). Юнг полагал, что интроверт направляет либидо вовнутрь вследствие чувства неполноценности — идея, в чем-то схожая с воззрениями Альфреда Адлера. Интроверты достаточно замкнуты, избегают др. людей и интересуются прежде всего собой, особенно в периоды стресса. Интроверт самодостаточен. Осн. стимуляция интроверта идет изнутри, из внутреннего мира мыслей и рефлексий. Интроверты часто скрытны, их трудно узнать близко, они склонны скрывать свои эмоции и не любят, когда вмешиваются в их личную жизнь.

Экстраверты, напротив, ориентированы преим. на внешний мир, фокусируют свои суждения и восприятия на людях и обстановке. Экстравертам придают энергию др. люди и внешние события, они склонны выражать свои эмоции, нуждаются в отношениях больше, чем в уединении, обычно дружелюбны, разговорчивы, легко сходятся с людьми. Экстраверты могут казаться интровертам поверхностными, а интроверты экстравертам — замкнутыми.

Индекс экстраверсии—интроверсии (EI) является одной из четырех дихотомических шкал теста MBTI. Др. шкалы — ощущение—интуиция (SN), мышление—эмоции (Т—F) и суждение—восприятие (JP).

См. также Потребность в аффилиации, Индивидуальные различия, Оценка стиля жизни, Типы личности

Б. М. Торн

 

Интроспекция (introspection)

 

И. (букв. смотрение внутрь) — популярная методология психологов конца XIX и первых десятилетий XX вв. — представляет собой исследовательский психол. метод, при к-ром испытуемые пытаются изучать содержание и процессы своего сознания. И. использовалась для изучения широкого спектра психол. процессов, включ. память, научение, мышление, решение задач, анализ сновидений и восприятие.

Метод И. не был простой рефлексией субъективного опыта. Испытуемые проходили серьезную подготовку, изучая, описывая и составляя словесные отчеты о непосредственно возникающих сенсорных впечатлениях в ответ на систематическое расспрашивание. Эдвард Бредфорд Титченер определил наиболее благоприятные условия для интроспективного наблюдения: испытуемые должны быть макс. беспристрастны и должны предотвращать влияние др. ассоциаций на отчет о данном непосредственном переживании. В дополнение к этому, испытуемые должны быть чуткими, способными концентрировать внимание, здоровыми, бодрыми, не испытывающими утомления и заинтересованными в исследуемом опыте.

И. была осн. методом структуралистских школ, возглавляемых Вильгельмом Вундтом в Германии и Титченером в Америке, к-рые определяли психологию как изучение сознательного опыта. Структуралисты пытались разложить опыт на его составляющие части или элементарные ощущения. Считалось, что ощущение лежит в основе перцептивных процессов, рассматриваемых как вторичная организующая активность. Целью структуралистской психологии являлось субъективное понимание сознания и содержаний разума.

Этой т. зр. противостояли представители школы гештальта, к-рые отвергали предположение о существовании первичных элементов переживания в пользу врожденных тенденций к организации и холистического взгляда на восприятие. Школа функционализма, к-рую представлял Джон Дьюи, тж противостояла субъективному интроспективному подходу, отдавая приоритет систематической, объективной демонстрации и эксперим. проверке теории. Бихевиористы, такие как Дж. Б. Уотсон, критиковали И. за ее качественный и ненадежный характер и отрицали полезность любых представлений, относящихся к субъективному опыту и вопросам сознания, придавая значение лишь наблюдаемому поведению, анализируемому в терминах измеряемых стимулов и реакций.

См. также Гештальт-психология

Р. Адам-Терем

 

Интуиция (intuition)

 

Термин «И.» применялся по отношению к множеству разнообразных явлений и процессов, часть к-рых происходит явно, а другие далеки от очевидного проявления.

Концепции И. в философии варьируют от ее понимания как простейшей психич. функции до возведения И. в ранг самой высшей функции, а отводимая ей роль колеблется от обычного сознавания существования до схватывания окончательных истин. Однако Марио Бунге отвергает все т. зр. на И. Согласно ему, рассматриваемый феномен является просто быстрым умозаключением. Т. о., в философских кругах нет единодушия относительно природы И. или же законности процесса либо феномена, к-рые так называются.

Психологические концепции интуиции

В психологии данный термин тж употребляется достаточно широко, что отражает философские споры, ведущиеся вокруг этого понятия. При обсуждении И. самоочевидных истин, Герман Гельмгольц доказывал, что И. представляет собой быстрые бессознательные умозаключения, формулируемые на основе обыденного опыта. Представление о схватывании событий как целостностей посредством И., отстаиваемое гештальтистами, противопоставлялось позиции ассоцианистов, к-рые доказывали, что целостности строятся путем умозаключений из отдельных сенсорных данных. На заре этих споров позиции противостоящих сторон были довольно ясны: интуитивисты делали упор на постижении, понимании и схватывании явления во всей полноте, а психометристы стремились к успешным предсказаниям. Первая позиция являлась ученым, эстетическим пониманием индивидуальности, тогда как вторая отличалась практ. направленностью и основывалась на движении психол. тестирования и изучении индивидуальных различий. В принципе, есть основания считать, что у этих двух позиций нет ничего общего и поэтому их противопоставление лишено смысла. Но их очевидные отличия со временем стерлись, и клинические (интуитивные) методы оказались противопоставленными статистическим (психометрическим) методам в задаче прогнозирования. Почти при всех обстоятельствах статистический метод оказался равноценным или превосходящим клинический в этой задаче. Однако не было проведено никакой оценки (возможно, и не может быть проведено) глобального понимания или схватывания личности во всей ее полноте. Если бы цели этих двух методов оставались столь же различными, как это было первонач., то, возможно, не возникло бы и никакой полемики.

Основные теории

К. Юнг представлял И. как одну из четырех психич. функций — другими были ощущение, мышление, и чувство, — к-рая в большей или меньшей степени развита у всех людей. И. сконцентрирована на усмотрении возможностей, следствий, и принципов за счет деталей. И. может существовать в интровертированной или экстравертированной форме, помогая интуитивным интровертам находиться в особенно близком контакте с архетипами, а интуитивным экстравертам особенно хорошо понимать внешние события, такие как политика, бизнес или соц. отношения.

Самая свежая работа в этой области отличается всесторонним охватом. Бастик провел обзор большого ряда определений и описаний И. в разнообразных областях и вывел 20 различных свойств, таких как эмоциональная вовлеченность, быстротечность, эмпатия и субъективная достоверность, указав, что они являются характеристиками данного процесса. Он предполагает, что в этих свойствах И. контрастирует с логикой, требующей сознательного пошагового анализа, независимого от эмоций и прошлого опыта думающего. Но Бастик доказывает, что мышление, к-рое обычно наз. логическим или аналитическим, переплетено с интуитивными процессами и не может существовать независимо от них.

По-видимому, среди психологов распространены два широких взгляда на И. Во-первых, И. понимают как решение задач или вынесение суждений на основе данных и/или процессов, к-рые являются неформальными, нечетко выраженными или же неясными. Критерий точности, правдоподобия, или ценности обычно подразумевается, а иногда задается в явной форме; высказанное наобум предположение не принято расценивать как проявление И. Во-вторых, И. понимают как когнитивный / эмоциональный шаг, выводящий субъекта за пределы суждения, принятия решения или научения в целях достижения полного понимания и оценки индивидуальности, ситуации или сути предмета, иногда с эстетическим компонентом, и зачастую существенно изменяющий его феноменальное поле.

Эмпирические исследования интуиции

Большинство эмпирических работ, в к-рых используется понятие И., были нацелены скорее на изучение результатов принятия решений или оценок, нежели на исслед. самого интуитивного процесса. Тем не менее, существуют работы, в к-рых этот процесс либо его стороны или корреляты выбираются в качестве осн. предмета исслед.

Одно из направлений исслед., возникшее более 50 лет назад, занимается изучением «хороших знатоков людей» («good judge of personality») и сосредоточено на выявлении характеристик людей, проявлявших особую точность в оценке других. Эти исслед. соц. оценки достигли высшей точки в работе Нисбетта и Росса, посвященной успехам и неудачам интуитивной соц. оценки в широком спектре ситуаций. Нисбетт и Росс доказывают, что большинство людей обычно действует в качестве интуитивных ученых, используя структуры знания и оценочные эвристики, к-рые им приносят прошлый опыт, ожидания, неформальные теории и представления, чтобы применить их к конкретной ситуации и свести сложные логические задачи к неск. оценочным операциям. Оценки параметров ситуации, вероятностей, причинной силы (causal efficacy), релевантности и т. д. могут быть точными или же неточными. Нисбетт и Росс сопоставляют оценки, данные испытуемыми, к-рые действуют как интуитивные ученые, с оценками, произведенными учеными, использующими эксплицитные методы. В общем, оценки интуитивных ученых менее точны, чем суждения профессиональных ученых.

Как правило, этот недостаток точности не имеет большого значения, хотя временами может быть гибельным. Кроме того, сделав предсказания в соц. ситуациях, люди склонны действовать таким способом, чтобы заставить их сбываться, подтверждая т. о. свои оценки.

Нисбетт и Росс подробно проанализировали основания интуитивных оценочных суждений, к-рые высказываются каждым человеком на протяжении всей жизни, и предложили методы, позволяющие людям стать квалифицированнее и точнее в своем инференциальном поведении. Тогда, согласно этим авторам, очевидно, что И. или интуитивное поведение — это естественная челов. склонность делать выводы на основе неполной информ. и неполных операций. К сожалению, нет данных относительно индивидуальных различий, т. е. не ясно, являются ли нек-рые люди постоянно успешнее других, или даже успешнее, чем профессиональный ученый.

В отличие от работ Нисбетта и Росса, исслед. Малькольма Весткотта сосредоточено на индивидуальных различиях, исходя при этом из определения интуитивного мышления как «получения на основе недостающих данных выводов, для к-рых обычно требуется знач. большее количество информ». Это определение проясняет минимальную базу эксплицитных данных так же, как и точность выводов, подтверждаемую достижением консенсуса.

На большом количестве выборок испытуемых с высшим образованием были получены убедительные доказательства того, что разным людям требовались различные объемы информ. прежде, чем они были готовы предложить решения, и что люди устойчиво различались по доле успеха в решении задач. Наиболее важно то, что эти две особенности поведения не коррелировали между собой. Т. о. люди, к-рые соответствовали определению «интуитивные», с большим постоянством решали задачи точно и требовали знач. меньше информ. для этого, чем другие. Кроме того, оказалось возможным идентифицировать три др. группы испытуемых: тех, кто использовал небольшой объем информ. и постоянно ошибался в своих решениях; тех, кто требовал значительно больше информ., чем другие и был постоянно успешен в своих решениях; и тех, кто требовал чрезмерной информ, но, тем не менее, часто ошибался.

Наконец, эмпирическое феноменологическое описание И. в качестве опыта было предпринято Маргарет Денис. Она использовала понятие И. как «интегративного и холистического познания за пределами рассудка» («ап integrative and holistic cognition beyond reason»).

Проводя интервью с взрослыми учащимися, Денис выделила неполный набор, состоящий из 18 характеристик интуитивного научения, к-рые могут взаимодействовать друг с другом в процессе научения и создавать опыт, выходящий за пределы более традиционных представлений о научении. Опыт И., достигающей этого холистического познания, описывался различными интервьюируемыми в когнитивных терминах, в физиолог. терминах, как сфокусированный на сознавании себя, как включающий выражение бессознательного, и т. д.

Резюме

Термин И. имеет множество значений и весьма долгую историю исслед., как в философии, так и в психологии. Приведенные ниже параметры очерчивают то пространство, в пределах к-рого лежат концепции И.

1. И. как несенсорный процесс познания неэмпирической истины, как в интуитивном познании Бога (Спиноза).

2. И. как несенсорный процесс познания эмпирической истины, как в восприятии возможностей (Юнг).

3. И. как вывод или оценка, осн. на частичной или неясной информ. или процессах (Нисбетт и Росс, Весткотт).

4. И. как шаг за пределы рассудка и логического вывода к полному пониманию или постижению (Олпорт, Бастик, Денис).

5. И. как раскрытие истины, по определению (Спиноза).

6. И как процесс, подверженный ошибкам (Нисбетт и Росс).

Следует отметить, что объединение всех выше приведенных концепций И. — это задача др. масштаба. Есть концепции И., к-рые видят разрыв между И. и рассудком и располагают их по отношению друг к другу как дополняющие, антагонистические, или же чуждые. Др. концепции И. видят непрерывность перехода от рассудка к И., основанную на измерении «имплицитность—эксплицитность признаков (подсказок) и данных», или на измерении «неформальное—формальное использование стратегий вывода».

См. также Абстрактный интеллект, Контекстуальная ассоциация

М. Р. Весткотт

 

Инфантилизм (infantilism)

 

Введенный Ласекю в 1864 г. для обозначения поведения взрослых людей, имитирующих детскость, термин «И.» претерпел нек-рые содержательные изменения. Сейчас это понятие означает виды поведения, физ. статус или эмоциональные состояния, обнаруживающие поведенческие характеристики детского возраста.

Вильгельм Штекель называл И. «состояния психич. генеза, относящиеся гл. обр. к сфере сексуальности и представляющие собой результат фиксации на инфантильных уровнях эмоционального развития или регрессии к ним». Такое поведение представляет собой проявление бессознательного возвращения (или желания вернуться) на более ранние уровни функционирования с целью снижения тревожности и неуверенности в себе. Это поведение обычно эмоционально окрашено, поскольку человек испытывает удовлетворение от устранения неприятностей, схожее с удовлетворением, получаемым в детстве. Согласно теории психоан., оно сопровождается эгоцентричными ассоциациями с состоянием «быть в центре внимания и наслаждаться этим».

На этой концепции И. строится интерпретация, согласно к-рой частичный И. ответствен за возникновение энуреза и энкопреза, к-рыми иногда страдают люди с эмоциональными нарушениями.

См. также Тревога, Незрелая личность

Р. Лёрк

 

Инференциальное смещение в памяти (inferential bias in memory)

 

Умозаключение

Чтобы появилась возможность сделать хотя бы предварительный вывод, умозаключение (inference) должно опираться на принятие предпосылок, содержащихся в предоставляемой информ. и в разнообразных контекстных условиях, напр. тоне голоса говорящего и выражении его лица.

Независимо от характера своего определения, умозаключение представляет собой неявное понятие, играющее роль в широком спектре когнитивных феноменов. Можно выделить 4 важных области: а) логические процессы, индуктивные и дедуктивные; б) когн. психол., осн. акцент в к-рой обычно делается на способах формирования категорий на основе умозаключений; в) соц. познание, осн. акцент в к-ром делается на способах извлечения заключений из уже сложившихся систем категорий, и г) понимание дискурса, к-рое будет предметом рассмотрения в этой статье.

Умозаключения в дискурсе

Важная роль умозаключений в облегчении понимания дискурса уже давно признана в лингвистике. Наличие пробелов в получаемой нами информ. является настолько обычным и распространенным явлением, что наше понимание оказалось бы неполным без умозаключений. Различные типы умозаключений, используемых с этой целью, были описаны Сингером и Торндайком.

Инференциальное смещение

Ранние психол. исслед. умозаключений как факторов в дискурсе, начавшиеся в 1970-х, проводились вне рамок лингвистической традиции. В основном в таких исслед. испытуемыми были дети, к-рые должны были распознавать предложения, предъявлявшиеся либо не предъявлявшиеся на предварительной стадии заучивания. Одной из наиболее распространенных независимых переменных в этих исслед. было эксплицитное или имплицитное употребление нек-рого инструмента. Например, сравните такие предложения: «Водитель грузовика помешивал кофе в своей чашке ложечкой» и «Водитель грузовика помешивал кофе в своей чашке». В последнем предложении явно подразумевается, что при этом использовалась ложечка (хотя такое умозаключение не является логически неизбежным — с той же целью мог использоваться и к.-н. др. инструмент, напр. деревянная палочка или палец).

В одном из ранних возрастных исслед. старшие дети воспроизводили на стадии тестирования примерно столько же ранее заученных предложений, в к-рых подразумевалось присутствие инструмента (напр. ложечка), сколько и предложений с его явным присутствием; младшие дети, напротив, вспоминали больше предложений с явным присутствием инструмента, демонстрируя тем самым меньшую склонность делать выводы.

Использовались тж более традиционные типы тестов памяти. Было обнаружено, в частности, что ученики от младших к старшим классам начальной школы демонстрировали растущую тенденцию не только к воспроизведению подразумеваемых слов (напр. птица из такого заучиваемого предложения: «В кормушке были съедены все зерна»), но и к употреблению подразумеваемых слов-ассоциаций в тесте парных ассоциаций.

Подверженность И. с. в п. продемонстрировали как обычные, так и одаренные учащиеся начальной школы. В одном из исслед. использовались т. н. «предвосхищающие» (forward-consequence) умозаключения. Нек-рое действие или событие подразумевалось, но не являлось логически неизбежным, напр. как в следующей истории: «После долгого сна львица почувствовала себя голодной. Она отправилась на охоту и нашла небольшое стадо антилоп. Они паслись в очень высокой траве». Обычные учащиеся обнаружили сильную тенденцию (от 50% и более ошибок) отвечать верно на вводящие в заблуждение пункты теста, предназначавшегося для измерения И. с. в п. (напр. «Львица убила и съела антилопу»). Не было обнаружено к.-л. улучшений результатов в диапазоне от второго до шестого класса. Одаренные учащиеся продемонстрировали нек-рое улучшение (снижалось число ошибок), но только на уровне шестого класса.

Эти результаты резко не соответствуют предсказуемому неуклонному снижению процента ошибок при выполнении теста на фактуальные знания (factual test), обнаруживаемому с переходом детей в более старшие классы. Примерами последнего типа являются «Львица проснулась голодной и отправилась на охоту», к-рый был, разумеется, верным, и «Львица разбудила льва, чтобы пойти на охоту», к-рый был неверным. Этот вид улучшений с возрастом продемонстрировали обе категории учащихся, и столь же отчетливо в отношении этих пунктов демонстрировалось ожидаемое превосходство одаренных детей.

В только что описанном эксперименте все утверждения из теста на инференциальное смещение должны были оцениваться как неверные, поскольку испытуемых специально инструктировали отвечать в полном соответствии с рассказанным. Степень, в к-рой все же проявилась подверженность И. с. в п. (лишь одаренные шестиклассники оказывали ему сколько-нибудь заметное сопротивление, в основном правильно реагируя на пункты этого теста как на неверные), говорит о действительно широкой распространенности такого рода фактора, оказывающего влияние на память. Эти результаты тж свидетельствуют о необходимости разработки новых методов обучения для ограничения его влияния или, в более широком смысле, стимулирования школьников к распознанию этого и др. типов умозаключения при помощи соотв. описаний, объяснений и упражнений.

См. также Забывание, Память, Каноны Милля, Избирательное внимание

М. Маркс

 

 

 

         

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 

     

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

 

Статьи

Все техники и практики 

Музыка для медитаций и расслабления

Вопросы и ответы

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

.

  Твоя Йога Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz