Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

 

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")

 

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

 

 

 

Консультирование (counseling)

 

Консультирование как обучение

Понимание К. как обучения — или руководства, ориентирования, наставления, как его часто называют, — связано с ист. употреблением термина «К.». Словарные дефиниции подчеркивают такие его признаки, как предоставление советов и обмен информ. Большинство историков формального руководства рассматривают его как феномен XX в., возникший как одно из неск. реформаторских движений, отвечающих условиям, к-рые породила Промышленная революция XIX в. Помимо общечеловеческой озабоченности судьбами людей, лишенных средств к существованию, потребность пром-сти в трудовых ресурсах стимулировала возникновение профориентации. Пром-сть испытывала острую потребность в разнообразной и высококвалифицированной рабочей силе. Пионеры в области профориентации, как и мн. др. реформаторы и сторонники прогресса, видели в бесплатных гос. школах механизм соц. изменений. С т. зр. пионеров профориентации, школа и ее учебный план предоставляли благоприятные возможности для подготовки людей (включая тех, кто недавно прибыл из др. стран, а тж жителей сельских районов Америки) к жизни в промышленно развитом демократическом об-ве. Именно вера в пользу утилитарного образования создала плодородную почву для развития профориентации.

Слияние профориентации с тестированием укрепило ее как фундамент К. До развития тестирования профориентация зависела от профессионально-технического обучения, причем важное значение придавалось профпросвещению и рекомендациям по выбору профессии. С развитием тестирования в сферах способностей, интересов, профессий и личности профориентация получила научные средства для реализации своей осн. на здравом смысле идеи повышения соответствия между работником и профессией. Профподбор основывался на способности консультантов собирать точную информ. о конкретном чел., его способностях и интересах, а тж о работе. Тестирование и последующие достижения в области психологии черт и факторов предоставили в распоряжение профконсультантов методики, позволившие им проводить соотв. оценки как индивидуума, так и работы.

Отличительной особенностью ориентационной модели была верность научному подходу к практике и исслед. К. Что касается практики К., то консультант, помогая клиенту развить необходимые навыки решения проблем и правильно понять себя, должен использовать психол. методы, такие как психол. тестирование, и обоснованную научную информ. Фактически К. рассматривалось как снабжение клиента необходимыми умениями и знаниями. Тот же самый акцент на научном методе был принят в исслед., к-рые опирались на методологию черт-и-факторов, использующую психол. тесты и корреляционный анализ.

Консультирование как психотерапия

Примерно в 1940 г. доминирование ориентационной модели начало ослабляться; к концу десятилетия ее сменила психотерапевтическая модель. Ряд факторов способствовал снижению ее популярности. Частично падение интереса к директивному К. совпало с общественными переменами, связанными с окончанием периода Великой депрессии и началом Второй мировой войны. Эти изменения принесли с собой новый дух индивидуализма вместо застывших формул и авторитаризма прошлого. Кроме того, люди столкнулись с быстрыми соц. переменами, к-рые, по-видимому, знач. затрагивали их жизнь.

Последствия этих перемен вышли за границы образовательных и профессиональных проблем, т. к. люди искали помощи по самым разным вопросам личной адапт., особенно в эмоциональной сфере и в области межличностных отношений. В наступлении «Эры психотерапии» важную роль сыграла публикация книги Карла Роджерса «Консультирование и психотерапия» (Counseling and psychotherapy). В ней Роджерс оспорил ориентационный взгляд на К. как некий дополнительный инструмент, облегчающий сбор достоверной информ. и принятие решений. В роджерианской модели фокус смещается на индивидуальные проблемы, относительно независимые от об-ва. Эти проблемы преим. яв-ся эмоциональными по своей природе, и оказывающий помощь специалист занимается установлением терапевтических отношений, всячески избегая директивных воздействий.

Несмотря на происшедшие изменения и сдвиги акцентов, личностно-центрированный подход сохранился как осн. перспектива, в к-рой способности клиента к самоопределению становятся предметом внимания, заботы, деятельности и принятия, реализуемые через терапевтические отношения.

Дальнейшее развитие

В 1950-х и 1960-х гг. К. как директивная ориентация — хотя и менее популярное, чем психотер., — стимулировалось развитием профессиональных орг-ций и восстановлением ценности обучения и работы. Рез-том этого был значительный спрос на школьных консультантов (Закон о национальной обороне от 1958 г.) и консультантов в сфере реабилитации.

Тем не менее Отделение психол. К. конкурировало с клинической психологией за сферу психол. услуг. Деятельность такого рода продолжается и сегодня (напр., конкуренция за выплаты третьих лиц). Эти действия привели к дальнейшему упадку ориентационной традиции и к отделению консультирующих психологов с докторской степенью от школьных и реабилитационных консультантов с подготовкой ниже докторского уровня.

В тот же самый период успехи в области соц. наук привели к существенным концептуальным разраб. (теория Я-концепции, теория стадий), к-рые трансформировали профориентацию в К. по вопросам выбора карьеры и продвижения по службе. Эти успехи тж оказали влияние на психотерапевтическую модель. Теперь существовали различные конкурирующие модели К. Важно подчеркнуть, что в соответствии с собственной историей и теорией К. представляет собой строго определенный способ действий в работе с людьми. Более того, К. связано со специфическими учреждениями и профессиональными функциями. Сегодня, как и в прошлом, консультантов в первую очередь можно найти в сфере образования и чаще всего — в вузах. Вероятнее всего, они участвуют в К. или в обучении и ориентированы на цели образовательной, профессионально-технической и личностной адапт. людей. В ответ на этот традиционный вид К. у мн. возникло предположение о благоприятных перспективах К. в промышленности и здравоохранении. Нек-рые специалисты сменили традиционную среду К. на нетрадиционную: частную практику, больницы общего профиля, корпорации и средства массовой информ. Др. рекомендуют групп. работу и консультации (совещания) как осн. форму деятельности.

1. Хотя с К. связано пестрое множество родственных видов деятельности, ряд важных аспектов (часть из них — общие с др. профессиями, часть — специфические) образуют ядро К.

2. Как и во мн. профессиях, в К. принимается научный подход к практике и исслед.

3. Поддерживается фокус на индивидуальности с особым вниманием к раскрытию личных возможностей чел. в противоположность подчеркиванию патологии.

4. Подчеркивается забота о вопросах развития чел., включая решения об образовании, выборе профессии и межличностной адапт.

5. Профессиональная компетенция включает в себя определенные навыки и знания, способствующие установлению терапевтических отношений, осознанию проблемы, инициации изменений, поддержанию изменения и оценке рез-та. К специализированным знаниям и умениям, часто связываемым с К., можно было бы отнести проведение интервью, оздоровление отношений, оценку, тренинг коммуникативных навыков и межличностных отношений и К. по вопросам карьеры.

См. также Образование консультанта, Директивное консультирование

Дж. Л. Стоун

 

Консультирование по вопросам досуга (leisure counseling)

 

К. по в. д. появилось как специализация в рамках профессии консультанта лишь в 70-е гг. вместе с собственной литературой, профессиональными журналами и практикующими специалистами. Здесь все еще недостает как независимой теорет. базы, так и надежной исследовательской поддержки развиваемых концепций, хотя сейчас положение начинает улучшаться. К. по в. д. занимались представители двух профессиональных групп: одни занимались изучением досуга (включ. терапевтическое восстановление сил), а др. — собственно консультированием. Существовала тенденция воспринимать поведение в сфере досуга как вопрос выбора конкретных занятий, не рассматривая досуг с т. зр. психол. значения этих занятий для индивидуума.

Возможно, что совр. интерес к К. по в. д. отчасти может быть связан с ростом обеспеченности в Западной Европе и Северной Америке и ослаблением этики протестантизма как источника индивидуальных и соц. ценностей. В прошлом, когда осн. часть населения земного шара бедствовала, работа всячески превозносилась, а досуг осуждался. Теперь мы все больше и больше обращаемся к досугу как к главному источнику смысла жизни и получаемого от нее удовлетворения. Это особенно верно для людей, к-рым их работа кажется неинтересной и не несущей в себе внутреннего смысла. К сожалению, это именно те люди, занятиям к-рых и в сфере досуга часто недостает разнообразия, соревновательного отношения и личного смысла.

Определения досуга

В литературе можно встретить по меньшей мере четыре категории дефиниций досуга, хотя понятийно они частично перекрывают друг друга. Дефиниции по остаточному принципу (residual definitions) рассматривают досуг как нечто, что чел. делает в оставшееся у него после завершения необходимой для жизни деятельности время. Дефиниции, соотнесенные с деятельностью (activity-related definitions), определяют досуг через тип деятельности, в к-рую чел. вовлечен. Под досугом понимают одни виды деятельности, в то время как др. определяют как работу, независимо от того, в каком контексте они встречаются.

Дефиниции, соотнесенные с работой (work-related definition), отражают структуру ценностей рабочей этики протестантизма. Первый тип досуга получил название взаимодополняющего (complementary), или побочного (spillover), когда характер досуговой деятельности чел. имеет сходство с характером его трудовой деятельности. Второй тип досуга был назван дополняющим (supplemental), когда в качестве досуговых занятий сознательно выбираются занятия, совершенно отличающиеся от круга рабочих обязанностей. Компенсаторный досуг относится к тем занятиям, придуманным для снижения либо устранения стрессов или напряженных состояний, к-рые индивидуум испытывает в повседневной жизни.

Психол. дефиниции досуга скорее подчеркивают значение досугового опыта для индивидуума, чем тот тип деятельности, в к-рую он вовлечен, или же ее отношение к к.-л. иной деятельности. Ньюлинджер определяет досуг как состояние души — пребывание в согласии с самим собой и с тем, что ты делаешь. Его концепция досуга построена на двух биполярных конструктах: свободе—ограничении и внутренней мотивации—внешней мотивации.

Потребности и мотивы досуга

Мн. теоретики в области психологии личности, занимая разные позиции, тем не менее отмечают в качестве осн. жизненной задачи развитие человеком чувства компетентности, мастерства и самоэффективности. Обнаружено, что люди выбирают те виды деятельности, в к-рых они воспринимают себя как компетентных, т. к., принимая участие в подобных видах деятельности, они повышают чувство компетентности и усиливают ощущение свободы. Кроме того, приобретение новых досуговых навыков (предполагающее минимальную и затем возрастающую компетентность) улучшает представления чел. о себе, тогда как занятия, ограниченные имеющимися навыками, лишь поддерживают уже существующую Я-концепцию.

Были обнаружены тж др. потребности и мотивы досуга. Оказалось, что людей мотивирует потребность в оптимальном возбуждении и непостоянстве или то, что можно назвать «ценностью новизны». Конечно же, уровень оптимального возбуждения отличен у разных людей, но удовлетворить эту потребность может каждый, участвуя в досуговой деятельности. Кроме того, досуговые занятия ценятся в той степени, в какой они обеспечивают вовлечение в положительные межличностные отношения.

Появление парадигм досуга

В последнее время появилось неск. всесторонних трактовок психол. природы досуга. Мак-Дауэлл привел аргументы в пользу того, что досуговый опыт относится к типичному «правополушарному мышлению», тогда как трудовое сознание имеет характер «левополушарного мышления». Кроме того, им сформулировано понятие досугового благополучия, к-рое он определяет как «эстетический, доставляющий удовольствие, отвечающий потребностям, полезный для здоровья и динамичный стиль досуга». Мак-Дауэлл полагает, что досуговое благополучие включает в себя четыре осн. компонента самопомощи: совладание, сознавание— понимание, осведомленность и притязания.

С. Айсо-Ахола считает, что существуют четыре наиболее важные детерминанты восприятия опыта как досуга: а) сознаваемая свобода участия в деятельности, б) внутренняя мотивация участия в деятельности, в) то, относится ли деятельность к повседневной работе, а тж г) то, направлена ли деятельность на достижение конечных или инструментальных целей. Есть определенные доказательства того, что при уже имеющемся высоком уровне интереса к деятельности ожидаемое внешнее вознаграждение за участие в ней может на самом деле снизить дальнейшее участие чел. в этой деятельности.

Феномен досуга был тж рассмотрен с позиций теории атрибуции. Под атрибуцией понимаются процессы, посредством к-рых индивид приписывает причины событиям, поведению и конечным рез-там, пытаясь конструировать каузальное значение ситуаций. Было установлено, что атрибуция имеет три измерения: интернальность — экстернальность (заключена ли данная причина в самом чел. или нет); устойчивость — неустойчивость (яв-ся ли причина устойчивой во времени); и глобальность — специфичность (яв-ся ли причина общей для мн. ситуаций). Существует достаточно высокая положительная связь между сознаваемой свободой и внутренней (интервальной) причинностью, поэтому люди склонны определять досуг как те занятия, к-рые обусловлены действием внутренних устойчивых причин.

Может иметь место и интернально неустойчивая атрибуция, когда индивидуум увлекается новыми занятиями, в к-рых его компетенция подтверждается от случая к случаю. В такой ситуации следует помочь чел. связать свои успехи с внутренними, а не с внешними факторами, чтобы поддержать его участие в данной деятельности и не дать ей превратиться для него в «работу».

Измерение глобальность — специфичность относится к атрибуциям собственной компетентности (либо некомпетентности) в сфере досуговых занятий относительно воспринимаемой компетентности др.

Модели консультирования по вопросам досуга

За последние неск. лет было предложено большое число моделей К. по в. д., к-рые Тинсли и Тинсли объединили в три категории: а) ориентирование в сфере досуга, б) принятие решений по вопросам досуга и в) досуговое консультирование. В моделях ориентирования в сфере досуга предпочтение отдается методикам информирования, к-рые нацелены на помощь клиенту в выборе подходящей досуговой деятельности, вызывающей у него интерес. Модели принятия решений тж придают значение помощи клиенту в выборе подходящих занятий в свободное время, однако имеет место большее использование взаимоотношений клиент—консультант как части консультационного взаимодействия, так же как и большее осознание и применение процесса принятия решения. Модели досугового консультирования предполагают холистический фокус на целостной личности и установление помогающих консультационных отношений.

Цели консультирования по вопросам досуга

Главной целью К. по в. д. яв-ся обеспечение роста воспринимаемой клиентами компетентности благодаря их вовлечению в те виды деятельности, в к-рых они могут добиться успеха. Обеспечение клиентов растущим ощущением свободы благодаря вовлечению их в свободно избранную, повышающую компетентность деятельность составляет вторую цель.

Еще одна цель К. по в. д. — повышение индивидуального уровня оптимального возбуждения и непостоянства (incongruity), т. е. того, в чем отчаянно нуждаются мн. люди. По существу, этого можно достичь, повышая разнообразие, соревновательное значение и сложность досуговых занятий.

Кроме того, досуговые занятия могут играть роль пробной подготовки к дальнейшей деятельности: мн. люди превратили свои увлечения в приносящие удовлетворение виды профессиональной деятельности. Досуговые занятия тж могут удовлетворять те потребности, к-рые не удается удовлетворить в др. видах деятельности (напр., в трудовой).

См. также Свобода, Стресс

Т. Дауд

 

Консультирование по вопросам карьеры (career counseling)

 

Консультирование по вопросам карьеры (КВК) — важный вид психол. вмешательства, сосредоточенного на отдельных функциях, таких как планирование карьеры, принятие карьерных решений, корректировка карьеры и эффективность трудовой деятельности. Эти вмешательства могут осуществляться в форме индивидуальной, групп. или цикловой (в рамках специальных программ) работы, а тж в любых сочетаниях трех указанных форм. Такого рода вмешательства строятся на интенсивном использовании методик профессиональной оценки, профпросвещения и оценки тенденций на рынке труда, а тж методик информирования клиентов о личных качествах, необходимых для конкретной работы.

Индивидуальные подходы в области консультирования по вопросам выбора карьеры и продвижения по службе всегда отличались поэтапным взаимодействием с клиентом, включающим обычно от двух до пяти бесед (или интервью). Эти беседы разбиваются на следующие этапы:

1. Ознакомительная беседа, в течение к-рой консультант и клиент устанавливают рабочие отношения на уровне, позволяющем консультанту начать строить рабочие гипотезы о потребностях и благополучии клиента.

2. Этап, связанный с тем, что можно было бы назвать «определением проблемы», в течение к-рого осн. заботам клиента придается более ясное и точное выражение, чем при первой встрече, а тж производится приоритетное упорядочение его забот.

3. Оценочный этап, предполагающий более или менее систематическую оценку характеристик клиента, предположительно имеющих наиболее тесное отношение к очерченной проблеме или совокупности проблем. Для проведения этой оценки могут использоваться методы интервью, хотя иногда приходится прибегать к более широкому арсеналу психол. тестов и опросников. Кроме того, на оценочном этапе могут применяться методы моделирования и выборочного анализа работы.

4. Этап обратной связи, на к-ром консультант доводит до сведения клиента рез-ты и скрытое значение предыдущих этапов, особенно оценочного.

5. Этап реализации; главная обязанность клиента на этом этапе — принять решения, к-рые можно воплотить в жизнь подходящими способами, прибегая к помощи консультанта и используя осн. сведения, полученные на предыдущих этапах.

К. по в. к. обычно предполагает работу с «взрывоопасным» материалом (эмоционально нагруженным содержанием и аттитюдами), требующим от консультанта соотв. обращения. Первонач. в консультировании по вопросам выбора карьеры и продвижения по службе явное предпочтение отдавалось групп. подходам как способу, экономящему время и деньги. Хотя такая оценка групп. работы справедлива и в наши дни, развитие групп. профконсультирования показало, что один консультант не может сравниться по результативности с неск. консультантами, работающими с аналогичной группой клиентов; однако в последнем случае группа уже не дает столь заметного снижения себестоимости услуг по сравнению с индивидуальным консультированием.

Вмешательство в рамках специальных программ осн. на допущении о предсказуемой последовательности событий в процессе взросления и соц. созревания чел. Такая предсказуемость позволяет предвидеть потребности клиента на разных стадиях жизни. Рез-т этого предвидения — разраб. программ, имеющих целью улучшить прохождение индивидуумом событий данных стадий.

Сравнивая индивидуальный, групп. и программный подходы, можно прийти к заключению, что программные подходы обычно используются в работе с клиентами, рост и развитие к-рых не отклоняются от нормативного из-за наличия к.-л. проблем; что индивидуальные подходы, как правило, применяются в работе с людьми, нуждающимся в дополнительной помощи при решении обычных карьерных проблем, и что групп. подходы ориентированы на работу как с нормально развивающимися людьми, так и с теми, кто испытывает разного рода трудности.

Основные направления работы в консультировании по вопросам карьеры

К осн. задачам К. по в. к. относятся профпросвещение, преодоление колебаний/нерешительности клиентов, определение паттернов (типов) карьеры, концептуализация вариантов карьерного роста и решение проблем, связанных с построением и корректировкой карьеры.

Профпросвещение

Профпросвещение мн. годы служило краеугольным камнем профконсультирования. Оно и сейчас остается важнейшим аспектом деятельности профконсультанта. К источникам профессиографической информ. относятся «Словарь названий профессий» (Dictionary of occupational titles), «Справочник профессиональных перспектив» (Occupational outlook handbook), разнообразные издания, в к-рых печатаются объявления о вакансиях, отражающие новейшие атрибуты различных профессий, а тж ряд более совр. автоматизированных систем поиска и «примеривания» профессий, напр. SIGI, позволяющих пользователю самостоятельно изучить мир профессий и оценить свои возможности в отношении привлекающих его занятий.

Концептуализация пути, к-рый люди проходят в своей трудовой жизни, составляет важное содержание работы консультанта по вопросам карьеры. Несмотря на то что Дональд Супер изначально не предусмотрел в своей концепции профессионального цикла различных типов карьеры, он популяризовал эту идею и способствовал широкому обсуждению темы множественности вариантов карьеры. Идея созревания в процессе прохождения стадий профессионального цикла неразрывно связана с понятием паттернов (типов) карьеры. Наблюдения показывают, что паттерны карьеры с годами меняются, и некогда относительно редкий паттерн — последовательная, или «ступенчатая», карьера — становится все более распространенным. В добавление к этому паттерны карьеры, по-видимому, отражают влияние ряда гендерных проблем и более тонких изменений в середине жизни, к-рые не учитывались в более ранних подходах профконсультирования.

Практические соображения, по к-рым К. по в. к. превратилось в отдельную специальность, связаны с проблемами профессионального выбора/отбора и профессиональной адапт. Выбор профессии — важная проблема преимущественно для заканчивающего школу чел., к-рый пытается преобразовать обширную область возможных профессиональных занятий в обозримое множество вариантов выбора дальнейшего образования и карьеры. Поэтому большинство исслед. были посвящены изучению того, как школьники выбирают профессию; в ходе этих исслед. создавались и использовались шкалы для оценки нерешительности, опросники профессиональных интересов и специализированные информационно-справочные системы. Большое число исслед. было предпринято для изучения процесса перехода от школьного обучения к работе.

Современное положение дел

Б. ч. К. по в. к. проводится в школах, в отделениях программы содействия трудоустройству наемных работников или в местах, где предоставляются др. психол. услуги, таких как частные бюро или реабилитационные клиники разного типа. Вследствие этого диапазон этических норм и правил работы в данной области консультирования существенно варьирует. В принципе, К. по в. к., как и любое др. психол. вмешательство, должно быть подчинено осн. этическим нормам, требующим от консультанта систематической работы с клиентом, невмешательства в личную жизнь и неразглашения полученных сведений, надежного хранения рабочих материалов и отслеживания итогов работы с клиентами в целях повышения качества услуг. К сожалению, обстановка, складывающаяся за пределами традиционных учреждений по оказанию психол. услуг, не способствует соблюдению этих норм в той мере, в какой этого хотелось бы, и те, кто работает в школах и в промышленности, могут время от времени сталкиваться с этически несовместимыми требованиями своих непосредственных работодателей. Как профессиональная область, становление к-рой растянулось на мн. годы, К. по в. к. остается довольно неразвитым в том, что касается систематического руководства этическими нормами и принципами.

См. также Развитие профессиональной карьеры, Консультирование, Практика найма рабочих и служащих, Промышленная психология, Профессиональное консультирование

С. Г. Осипов

 

Консультирование по вопросам развития (developmental counseling)

 

В отличие от психотер., чаще всего применяющейся в связи с лечебной (коррективной) установкой, в рамках к-рой трудности конкретного чел. рассматриваются с т. зр. устойчивых форм дефицитарности, К. по в. р. всегда использовалось, чтобы акцентировать возможности роста, присущие отстаиванию личных решений или преодолению трудностей. К. по в. р. стремится обеспечить оптимальное использование клиентом переходного опыта для дальнейшего личностного роста и повышения сопротивляемости, включая предотвращение устойчивых форм дефицитарности и хронической душевной боли, сопровождающей эти состояния.

Этот подход к челов. проблемам имеет свои истоки в применении психол. перспектив к попыткам молодежи войти в мир труда и к борьбе экономически и соц. депривированных людей за достижение соц.-экономической стабильности и приемлемого уровня жизни. После того как в начале XX в. в рамках общественных программ для молодых людей развернулась профориентационная работа, она вскоре была перенесена в школы. Поначалу эта работа сводилась к профпросвещению, цель к-рого — снабдить стоящего перед выбором профессии ученика информ., достаточной для принятия продуманного решения. Более широкие пед. и психол. перспективы, прогресс психол. знаний и технических возможностей сначала привели к использованию тестов, а затем и к расширению спектра целей профориентации. Теперь профориентационная работа, помимо информирования, включает облегчение развития когнитивных навыков, необходимых молодому чел. для принятия эффективных решений (в т. ч. выбора профессии), укрепление идентичности, закладываемой вместе с профессиональным выбором, и подбор работы, соотв. психич. орг-ции конкретного чел. Эта последняя инициатива, объединяющая пед. цели подготовки индивидуума ко всем сторонам жизни — соц. и семейной в той же мере, как и экономической, — привела к развитию консультирования и созданию консультационных центров. Такие центры занимались не только оказанием помощи уч-ся в выборе подходящей профессии и соотв. уровня образования, но и помогали им достичь эмоциональной автономии в своих семьях, наладить близкие отношения со сверстниками, не утрачивая собственной независимости, и пересмотреть усвоенные в семье нормы поведения, чтобы привести их в соответствие с жизненными обстоятельствами стоящих на пороге взрослости молодых людей.

Чтобы полнее представить себе направления работы К. по в. р., нужно вернуться к его корням, к-рые уходят в консультирование семей из соц. неблагополучных слоев об-ва. Первые соц. работники олицетворяли реакцию об-ва на обстановку в начале XX в., сложившуюся вследствие того, что значительная часть населения переживала экономические лишения, часто сочетавшиеся с этнической изоляцией, а это, в свою очередь, вызывало рост отчуждения. Все группы населения, с к-рыми велась соц. работа, страдали от недоедания, болезней и преступности, повышавших вероятность физ. неполноценности и обеднявших эмоциональную жизнь. Помимо экстренных поверхностных мер, направленных на облегчение страданий, помощь таким группам заключалась в развитии чувства национальной гордости, формировании учеб. и соц. навыков, необходимых для преодоления трудностей. В психол. и психиатрических концепциях постепенно стали уделять внимание факторам психол. и эмоциональной устойчивости/неустойчивости семей, а тж методам оказания им дополнительной помощи при столкновении с трудностями и испытаниями. В связи с появившимся позднее предвзятым отношением учреждений и орг-ций к этническим меньшинствам и влиянием осн. на эмоциях предрассудков, к-рыми было охвачено наше об-во в 1960-х и 1970-х гг., значительно больше внимания стало уделяться тому, каким образом организационные факторы формируют у людей чувство субъективного благополучия и возросших возможностей.

Уравновешивание индивидуальной и социальной перспектив

Консультант по вопросам развития рассматривает клиента с трех т. зр.: а) эволюционирующей структуры мотивов индивидуума, направленных на себя и на др.; б) поведенческих и когнитивных навыков, а тж др. ресурсов, к-рые создают контекст осуществления целей, включенных в эти мотивы; в) соц. условий, к-рые формируют эти структуры и взаимодействуют с ними.

Вмешательства консультантов по вопросам развития нацелены на конкретных лиц или на те соц. образования, в к-рые эти лица входят. Т. о., консультант по вопросам развития может вносить свой вклад посредством применения знаний о психол. развитии как консультант по учеб. планам и программам или по системам поддержки близких родственников.

Консультирование по вопросам развития и образа жизни на разных этапах жизненного цикла

Вполне понятно, что первоочередной заботой является развитие детей. Однако рост и изменение не прекращаются со вступлением во взрослость. Само признание приоритета вопросов детского развития требует внимания к развитию взрослых, т. к. превратности взрослой жизни родителей оказывают воздействие на их детей. Рост показателя количества разводов в 1970-х гг. служит весьма убедительной ил. Но даже если отвлечься от влияния изменений в жизни взрослых на развитие детей, одно из скрытых или явных стремлений любого об-ва, зависящее от его экономического состояния и развития, заключается в максимизации возможностей для самореализации в пределах разделяемой большинством системы ценностей.

Э. Эриксон начал заполнение пробела в психодинамических теориях развития личности, расширив их настолько, чтобы они охватывали всю жизнь чел. Предложенные им восемь стадий жизненного цикла описывают последовательность кризисов, каждый из к-рых отмечен приобретением составной части личности или овладением поведением, имеющими существенное значение в последующей жизни; дефицит, вызываемый неудачей в разрешении кризиса развития, если только он не компенсируется позднее, может мешать чел. жить полноценной жизнью. Эти психол. исходы соответствуют связанным с возрастом образовательным и соц. стадиям жизни: поступлению в школу, овладению школьной программой, выбору профессии, вхождению в мир труда, вступлению в брак и созданию семьи, выходу на пенсию и подведению итогов неизбежно заканчивающейся жизни.

Теорет. формулировки Эриксона служат «черновой картой» для консультанта по проблемам развития, пытающегося понять исходы возрастных кризисов и найти формы помощи конкретному чел. в преодолении трудностей роста на определенном этапе жизни. Консультантами разраб. программы, облегчающие переход дошкольников к обучению в школе, а тж переход молодой пары на стадию родительства. Кроме того, аналогичные программы были разраб. для тех, кому приходится менять карьеру и кому предстоит выход на пенсию.

Консультанты по реабилитации хорошо зарекомендовали себя, помогая людям адаптироваться к болезни и инвалидности. Конец 1970-х гг. был отмечен усилением взаимодействия между психологами и специалистами в области физ. здоровья. Это взаимодействие возникло из усиливающегося осознания того, что образ жизни — важный фактор, влияющий на уязвимость к канцерогенным и сердечным заболеваниям.

См. также Развитие в подростковом и юношеском возрасте, Эриксонианские стадии развития, Нормальное развитие

Э. С. Бордин

 

Консультирование сверстниками (peer counseling)

 

Под К. с. понимают выполнение нек-рых консультационных функций лицом примерно одинакового возраста с консультированием под наблюдением профессионального консультанта. Хотя большинство программ К. с. проводятся в колледжах, в них тж включены средняя и начальная школы. Общинные (community) агентства психич. здоровья и службы пенитенциарной системы разработали парапрофессиональные модели, привлекающие местных «естественных» лидеров и посредников в программы самопомощи ради изменения.

Консультанты-сверстники обычно использовались в четырех аспектах: а) как помощники по организационным вопросам; б) как ассистенты в консультационной программе, обычно со строго определенной ролью, такой как наставник или лицо, предоставляющее информ.; в) как помощники в группе под прямым наблюдением консультанта; и, редко, г) в качестве независимых агентов с обязанностями консультанта.

В модели групп. консультирования для тренинга консультантов-сверстников особое значение придается самоосознанию, межличностным и коммуникативным навыкам и, на более высоких уровнях вовлеченности, ознакомлению с навыками консультирования. Данная модель имеет теорет. обоснование в прикладной и соц. теории научения, особое внимание в ней уделяется аффективному и когнитивному развитию. Программа тренинга осн. на принципах равноправного групп. поведения; сила воздействия равных (сверстников) направлена на развитие позитивных, эффективных и вознаграждаемых жизненных навыков.

Консультанты-сверстники выступают в качестве моделей для равных себе лиц; в ходе тренинга стимулируется и развивается позитивное поведение, к-рое демонстрируется консультантами-сверстниками в целях оказания влияния на своих подопечных.

В. Дельворт провел оценку программ К. с. для выяснения того, почему они не столь эффективны в школах. Он сделал вывод, что осн. недостаток заключается в том обстоятельстве, что эти люди обучены сохранять status quo учеб. заведения. В большинстве рассмотренных программ консультанты-сверстники действовали под прямым руководством консультанта и в пределах формальной иерархической школьной структуры. Это обстоятельство затрудняет оказание воздействия на «трудных» учеников, ценности к-рых отличаются от ценностей консультантов-сверстников.

Необходимым условием эффективной парапрофессиональной программы (или программы К. с.) яв-ся соблюдение следующих требований: а) процесс отбора должен выявить естественных лидеров и помощников; б) тренинг должен обеспечить доступ к навыкам «входа в систему» («system entry» skills); в) вовлечение во все аспекты орг-ции должно поощряться; г) это вовлечение должно быть развивающим; и д) среди сверстников должна формироваться общность, напр. в форме коммуны.

См. также Терапия в однородных группах, Влияние сверстников

Н. Э. Хейни

 

Консультирование увольняемых работников (outplacement counseling)

 

К. у. р. — это процесс, в ходе к-рого уволенному предоставляется профессиональная помощь, рекомендации, руководство и обучение с целью улучшения его самосознания, пересмотра карьерных целей и нахождения новой работы в соответствии с оцениваемыми потребностями и способностями. В качестве систематической процедуры такое консультирование стимулирует конструктивные усилия клиента по адапт. к ситуации потери работы, вовлечению в процесс принятия решений, планированию эффективных стратегий и включению в процесс поиска новой работы.

Услуги такого консультирования предоставляются увольняемым работникам их орг-цией бесплатно. Орг-ции оценивают такую форму консультирования как позитивное и экономически оправдывающее себя средство решения личностных, правовых и связанных с общественной репутацией орг-ции вопросов, касающихся ее действий и политики в области увольнения.

См. также Консультирование, Собеседование при увольнении

X. В. Шмиц

 

Контекстуальная ассоциация (contextual association)

 

Контекст занимает важное, но неоднозначное положение в психол. теории. В ранних исслед. англоязычных психологов контекст был отнесен к фоновой стимуляции, подкрепляющей и поддерживающей поведение. Поскольку контексту придавался такой же логический статус, как остальным источникам стимуляции, с ним можно было обращаться как с еще одним стимулом, способным вступать в ассоциативные связи с др. событиями. Используемый т. о. контекст позволил психологам исследовать вопрос о том, как опыт или, точнее, научение, может модифицировать наше восприятие.

Э. Б. Титченер, признанный лидер структурализма в США, провозгласил, что ощущения приобретают смысл благодаря контексту, в к-ром они возникают. Простые ощущения не имеют значения: смысл появляется только тогда, когда первичное ощущение сопровождают др. ощущения или образы. По мнению Э. Б. Титченера, смысл — это совокупность ощущений, вызываемых в воображении всякий раз, когда конкретное ощущение испытывается в определенном контексте. Неск. ранее У. Джемс выступил с обсуждением того, каким образом происходит различение изначально смешанных стимулов в рез-те добавления более различимых признаков, или ассоциаций, к каждому стимулу.

Почему же столь различные школы — структурализм Э. Б. Титченера, функционализм У. Джемса и необихевиоризм совр. теоретиков — одинаково обращаются с контекстом? Несмотря на многочисленные различия, все эти направления берут начало от эмпиризма. Как и эмпиризм, они делают главный упор на анализе явлений и разложении их на осн. элементы, а тж разделяют призыв к ассоцианизму, касающийся необходимости учитывать единство психич. жизни.

Хотя контекст, вступающий в связь с происходящими в нем событиями, м. б. рассмотрен как стимул, в равной степени вероятно, что контекст стимула может служить в качестве метасообщения, к-рое классифицирует элементарный стимул (сигнал). Сообщение, передаваемое сигналом, может определяться контекстом, в к-ром оно находится. Др. словами, один и тот же раздражитель в различном контексте может нести различные сообщения. Контекст, рассматриваемый в таком свете, становится суперординатным понятием, иерархически упорядочивающим и структурирующим поведение.

См. также Восприятие, Структурализм

Э. Рикерт

 

Контробусловливание (counterconditioning)

 

В 1924 г. М. К. Джоунз, студентка Дж. Уотсона, опубликовала статью, описывающую успешное излечение от страха перед кроликами трехлетнего мальчика по имени Питер.

К. представляет собой процедуру, при к-рой реакция на некий раздражитель замещается или блокируется посредством сочетания этого раздражителя с отличающимся по своей валентности новым раздражителем. В случае с Питером Джоунз предъявляла вызывающий страх раздражитель (кролика) в сочетании с приятным раздражителем (пища), вследствие чего реакция страха исчезла. Здесь важно отметить, что пугающий раздражитель вводился постепенно, гарантируя т. о., что вызываемая в конкретный момент времени реакция страха не будет превышать по своей силе реакцию, вызываемую пищей. К. отчасти сходно с угашением в парадигме классического обусловливания. Обе процедуры приводят в итоге к уменьшению или устранению реакции на раздражитель. Однако в случае угашения предъявляется один только УРЗ, без сочетания с БРЗ, тогда как при К. УРЗ предъявляется в сочетании с другим БРЗ.

Термин «К.» с самого начала использовался в двух значениях, к-рые часто смешивают. Предположим, что S является стимулом и R реакцией, и рассмотрим два рефлекса, S1— R1 и S2R2, где R1 и R2 не могут возникать одновременно. В одном случае К. является эксперим. процедурой, предусматривающей сочетание S1 с S2. Реализация такой процедуры часто приводит к устранению более слабого из двух рефлексов. В др. случае под К. подразумевается предполагаемый процесс, к-рый привлекается для объяснения такого рез-та. Этот процесс состоит в замещении более сильного стимула более слабым. Если процедура К. оказывается успешной в устранении рефлекса, из этого не вытекает с необходимостью, что к такому рез-ту привел именно процесс замещения стимула. Здесь могут быть и др. объяснения, в т. ч. суммация условного торможения, габитуация (привыкание) в состояниях пониженного возбуждения или угашение.

В терапевтических целях широко используются два типа К. Эти процедуры различаются между собой гл. обр. целью, а именно преследуется ли увеличение или снижение привлекательности раздражителя. При аппетитивном К. желаемый рез-т — увеличение привлекательности, как в случае с Питером. Наиболее широко используемой методикой, осн. на К. этого типа, яв-ся систематическая десенсибилизация. При десенсибилизации в качестве положительного противодействующего раздражителя вместо пищи используется мышечная релаксация. Конечная цель — снижение или устранение реакции страха на специфический стимул.

В аверсивном К. снижение привлекательности раздражителя достигается посредством его сочетания с аверсивным раздражителем. Примером здесь может служить использование удара электрическим током в сочетании с предъявлением гомосексуального раздражителя с целью снижения привлекательности гомосексуальных объектов.

См. также Поведенческая терапия, Классическое обусловливание, Психотерапия

С. Фишер

 

Контролируемая алкоголизация (controlled drinking)

 

К. а. означает способность алкоголика, к-рый не мог контролировать употребление алкоголя, вернуться к нормальному, контролируемому потреблению спиртных напитков. Данные в литературе об этой концепции сложны и противоречивы. Они созвучны спорам о том, яв-ся ли алкоголизм или нет единым заболеванием с возрастающей тяжестью последовательно развивающихся симптомов, образующих в конце концов вполне развернутую картину болезни, для к-рой, в т. ч., характерна утрата контроля над употреблением алкоголя.

Концепция болезни

В пользу концепции алкоголизма как единого заболевания свидетельствуют следующие соображения. Алкоголизм яв-ся прогрессирующим, кумулятивным процессом, имеющим отчетливые биолог., психол. и соц. этиологические факторы. Подобно др. болезням (напр., раку и диабету), алкоголизм не является рез-том отсутствия силы воли. Двумя важными характеристиками этой болезни яв-ся тяга к алкоголю и потеря контроля. Больные демонстрируют тягу к алкоголю, побуждающую их после принятия первой дозы пить до состояния опьянения. Исходя из этой позиции, алкоголик никогда не сможет вернуться к адекватному модусу потребления. Его болезнь носит необратимый характер. Он теряет способность контролировать алкоголизацию. Лечение требует абстиненции и участия в реабилитационных программах типа Анонимные Алкоголики (АА), способствующих сохранению абстиненции и исходящих из концепции потери контроля («однажды алкоголик — навсегда алкоголик»).

Согласно др. концепции, алкоголизм не болезнь и не является необратимым состоянием, т. к. нет инвариантных этиологических факторов и процесс не развивается по заданному пути. Ключевые состояния тяги к потреблению и потери контроля доступны эксперим. манипулированию; это означает, что ключевая характеристика процесса — это сила воли. Алкоголика можно научить контролировать употребление; бывший тяжелый и проблемный пьяница может успешно приобрести соц. приемлемый стиль алкоголизации. Больным не обязательно становиться абстинентами. Позиция «алкоголь — не болезнь» проводит отчетливую грань между медициной и моралью.

История концепции К. а. проходит через пять ключевых этапов, каждый из к-рых определяется острыми дебатами по поводу того, является ли алкоголизм болезнью.

Первый этап: 1935—1960. Начиная с 1935 (создание АА) и до 1960 г. концепция алкоголизма как единого заболевания определяла научные исслед., лечение и общественную политику. Представители соц. наук предложили мед. модель алкоголизма, включающую четыре стадии. Алкоголик, как утверждалось, начинает с пресимптоматической стадии (выпивка с целью снятия тревоги и стресса) и проходит далее продромальную (начало скрытого употребления, появление амнестических эпизодов), решающую и хроническую стадию аддикции. В решающей стадии больной теряет контроль над употреблением алкоголя. Такой индивидуум никогда не сможет уже вернуться к контролируемой, нормальной, соц. алкоголизации.

Эта модель определяет четыре различных типа алкоголиков: а) альфа-алкоголики — лица, имеющие психол. зависимость от алкоголя; б) бета-алкоголики — те, кто приобретает физ. зависимость от алкоголя, сопровождаемую физ. осложнениями как следствием пьянства; в) гамма-алкоголики — те, кто помимо наличия всех характеристик альфа- и бета-алкоголизма демонстрируют потерю контроля и г) дельта-алкоголики — те, кто не утратили контроль над дозой но не могут воздержаться от выпивки.

Согласно Еллинеку, превалирующим типом в США является гамма-алкоголизм. Именно эти люди с наибольшей вероятностью становятся членами АА. Эта мед. модель держалась до начала 60-х гг. Мн. исследователи утверждали, что она разделяет контингент употребляющих алкоголь на две категории: а) большая группа беспроблемных, нормальных потребителей алкоголя и б) трагическое меньшинство лиц, утративших контроль над употреблением алкоголя.

Второй этап: 1960-1970. В 1962 г. Д. Л. Дэвис заявил о том, что мн. бывшим алкоголикам удается стать адаптированными соц. потребителями алкоголя, а не полными абстинентами. Сообщение Дэвиса было вызовом мед. модели и поставило под вопрос концепцию потери контроля. Это заявление быстро нашло подтверждение в ряде обзоров по всей стране, указывающих на то, что люди входят в ситуации проблемного пьянства и выходят из них. В то же время сторонники бихевиоризма, испытавшие влияние теории соц. научения А. Бандуры, представили данные о том, что модус алкоголизации гамма-типа, в т. ч. потеря контроля и тяга к выпивке, могут модифицироваться в лабораторной ситуации.

В этой новой литературе алкоголизм превратился из унитарной болезни в многомерную, при к-рой больные располагаются на континууме от случайного проблемного пьянства до проблемного пьянства и далее до острых этапов алкогольной зависимости. Абстиненция стала теперь лишь одной из неск. целей лечения.

Третий этап: 1970—1980. Третий этап характеризуется спорами вокруг бихевиоральных моделей теории научения. Опубликованная в середине 70-х гг. работа Собелл и Собелл о поведенческом обучении гамма-алкоголиков соц. приемлемому потреблению алкоголя вызвала противоречивые отклики, поскольку многие из прошедших лечение больных демонстрировали отсутствие контроля алкоголизации в катамнестическом периоде.

В этом десятилетии был принят и подвергнут пересмотру Закон о профилактике алкоголизма, лечении и реабилитации больных (Comprehensive Alcohol Abuse and Alcoholism Prevention, Treatment, and Rehabilitation). Этот закон обеспечивал федеральную поддержку программ лечения алкоголизма и предписывал страховым компаниям их частичное финансирование. К 1980 г. в США существовало св. 5 тыс. центров лечения алкоголизма и наркомании, обслуживавших св. 1 млн больных в год с ежегодными затратами, превышающими 15 млрд долларов. Доминировавшие лечебные подходы основывались на мед. концепции алкоголизма как заболевания, принятой в системе АА. Это было парадоксом, поскольку мед. модель была опровергнута доминирующими теориями соц. наук.

Четвертый этап: 1980—1990. Внебольничные службы здравоохранения, появившиеся в Великобритании и основывавшиеся на бихевиоральных, многомерных подходах, приобрели большую популярность. Цели лечения были по-новому дифференцированы для решения задач терапии различных градаций злоупотребления алкоголем и относительно различных степеней абстиненции. Концепция болезни была объявлена мифом (Фингэретт), к-рый не только обеспечивает прибыль лечебной индустрии, но тж и продлевает проблемную алкоголизацию у мн. людей, снимая с них ответственность за свое пьянство. В то же время она декларирует единственную цель лечения (абстиненция) и один лечебный подход (АА). Критики этого мифа обращали внимание на то, что ни один метод лечения не превосходит другой в эффективности. Были разработаны разнообразные модели лечения, отвергавшие традиционную концепцию унитарного синдрома алкоголизма. Тем временем вступил в силу федеральный законопроект «Рабочее место без наркотиков» (Drug-Free Workplace Act), наделявший работодателей правом тестирования служащих на употребление психоактивных веществ (включ. алкоголь). Этот законодательный акт был продиктован мед. моделью.

Пятый этап: после 1990 года. Для этого десятилетия характерно то, что Дэвид Питтмен назвал новым сухим законом, осн. на «войне наркотикам» в 80-х. Различные группы потребителей и представители общественных интересов пытались снизить потребление алкогольных напитков на душу населения, ссылаясь на большой вред, причиняемый здоровью алкоголизацией. Мед. модель сохраняется в публикациях таких соц. групп, как Анонимный Созависимый (CODA) и Взрослые Дети Алкоголиков (ACOA), хотя и продолжает подвергаться критике в литературе по соц. наукам и общественному здоровью.

Дискуссии по этому вопросу почти вернулись к той точке, на к-рой они были в 1935 г., когда алкоголиков называли слабовольными, а алкоголизм — моральной болезнью или поражением личности. Попытки Еллинека сформулировать многомерную, прогрессивную модель болезни сохраняют свою актуальность, в т. ч. в различных моделях бихевиорально ориентированных исследователей. В населении Америки и сообществе соц. наук продолжает дискутироваться вопрос о том, яв-ся ли алкоголизм болезнью, определяемой потерей контроля над алкоголизацией. Население все еще разделено на две группы — нормальных соц. потребителей и алкоголиков, а программа АА остается наиболее популярной формой лечения этой «болезни».

См. также Лечение алкоголизма, Антабус, Зависимость, Реабилитация при наркоманиях, Самоконтроль, Злоупотребление психоактивными веществами

Н. К. Дензин

 

 

         

 

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 

     

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

 

Статьи

Все техники и практики 

Музыка для медитаций и расслабления

Вопросы и ответы

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

.

  Твоя Йога Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz