Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

 

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")

 

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

 

 

 

Контроль в эксперименте (experimental controls)

 

Э. Боринг выделил три значения, в к-рых слово контроль употребляется в психологии: а) контроль как верификация (проверка истинности или достоверности опытным путем); б) контроль как установление ограничений для поддержания постоянства условий опыта; и в) контроль как инструкция или указание. Проведение наблюдений в контролируемых условиях, контроль эксперим. переменных или проверка достоверности наблюдений — все это вещи столь же старые, как и сама наука. Однако использование в психол. исслед. контрольной группы как таковой — т. е. отдельной группы лиц, с к-рой по установленным линиям или критериям сравнивается эксперим. группа, — стало практиковаться только в XX в.

Поскольку не участвующие в психол. экспериментах люди чему-то научаются, становятся более зрелыми (в биолог. смысле) и меняются под воздействием повседневного опыта, то такие контрольные группы оказываются важными, если не необходимыми, практически во всех областях психологии для обеспечения условий интерпретации достоверных эмпирических данных, К тому же неточность измерений, ставшая почти что неотъемлемым признаком психологии, оказывает решающее влияние на изменения в наблюдениях с течением времени. Обстановка, в к-рой производятся наблюдения, возможная реакция испытуемых на довольно необычные условия психол. лаборатории и мотивационные различия между эксперим. и контрольной группами тж могут снижать качество сравнений, необходимых для интерпретации. Все эти вопросы возникают при разраб. эксперим. плана и методологии исслед.

Шаги по усовершенствованию способов К. в э. включают тж попытки стабилизировать уровень всех переменных за исключением той, на к-рую сознательно воздействует экспериментатор. Когда исслед. проводятся на людях, трудно добиться этого в разумных пределах строгости и не сделать эксперим. ситуации настолько искусственными, что распространение полученных рез-тов на повседневный психол. мир станет проблематичным.

В психол. исслед. испытуемые иногда используются в качестве собственного эксперим. контроля: за поведением одних и тех же испытуемых наблюдают дважды, до и после эксперим. воздействия. Этот метод эффективен в тех случаях, когда до эксперим. воздействия производится большое число наблюдений. Такие наблюдения могут использоваться для установления устойчивости поведения испытуемых и его типичного диапазона. Контроль повышается, когда допускается повторение эксперим. воздействия на протяжении какого-то периода времени, причем в каждый промежуток между воздействиями производятся многочисленные наблюдения. Если устойчивое изменение наблюдается после каждого из воздействий, это позволяет сделать надежные сравнения и дать убедительные интерпретации.

В психологии экспериментаторы часто попарно уравнивают испытуемых по одной или более переменным либо уравнивают группы испытуемых по их характеристикам или первоначальному состоянию. При условии случайного распределения членов пар или групп по эксперим. и контрольным условиям (напр., методом рандомизации) достигается вполне приемлемая степень надежности контроля и сравнений в эксперименте. Если это условие не соблюдается, могут иметь место серьезные ошибки.

Иногда в качестве метода контроля в психол. исслед. пытаются использовать статистические корректировки. Однако если при этом не обеспечивается случайное распределение испытуемых по эксперим. и контрольной группам, эти методы едва ли могут гарантировать надежность исследовательских сравнений.

См. также Контрольные группы, Методология (научных) исследований, Выборочное исследование

У. Эшер

 

Контроль веса (weight control)

 

Конечной целью К. в. является достижение и поддержание нек-рого идеального веса. Поначалу, однако, К. в. нацелен или на избавление от излишнего веса, или на его прибавление. Почти все программы К. в., формальные или неформальные, достаточно успешны в начальной стадии изменения веса. К сожалению, достижение конечной цели — устойчивого изменения веса — сопряжено с гораздо большими трудностями.

Хотя подавляющее большинство людей, озабоченных проблемой К. в., желают снизить вес, все же для мн. людей целью яв-ся его прибавление, причем не все из них при этом обращаются за помощью к профессионалам. Часть этого меньшинства составляют спортсмены, желающие увеличить вес, чтобы стать больше, сильнее и конкурентоспособнее в к.-л. виде спорта. Др. частью меньшинства являются те, кто переусердствовал в снижении веса, поставив тем самым под угрозу свое здоровье. Анорексия характеризуется фиксацией на снижении веса и неспособностью точно видеть свой идеальный вес. В крайних случаях это состояние наз. нервной анорексией и может стать опасным для жизни. Около 10% аноректичных больных умирают от недостатка питания. Больные анорексией обычно не видят необходимости в лечении и сопротивляются импульсам со стороны повысить свой вес. Большинство больных анорексией — женщины, расстройство обычно начинается в подростковом возрасте. Лечение чаще всего представляет комбинацию мед. вмешательства для предотвращения дефицита питания и психотер. Терапия включает как бихевиоральные программы, направленные на подкрепление пищевого поведения, так и индивидуальную психотер. для решения сопутствующих эмоциональных проблем.

Озабоченность ожирением обычно характерна для индустриально развитых стран, предоставляющих населению роскошь хронического переедания и малоподвижности. Ожирение диагностируется при превышении веса на 20% и более сверх среднего веса при определенном росте и телосложении. Проблемы со здоровьем, вызываемые ожирением, широко известны, и ожирение часто яв-ся мишенью как формальных программ лечения снижением веса, так и неформальных планов диеты и физ. упражнений. Огромное количество времени и денег тратится ежегодно на программы лечения снижением веса; методы лечения представлены в широком разнообразии.

Физиолог. роль гипоталамуса в контроле пищевого поведения м. б. рассмотрена как причина того, что устойчивого изменения веса достичь весьма трудно. Ранние исслед. подтверждают наличие в гипоталамусе пищевых центров, стимулирующих или подавляющих пищевое поведение. Недавние исслед. показывают, что гипоталамус может определять «заданную величину» веса тела. Для лечения ожирения это означает, что определенная гипоталамусом «заданная величина» должна быть изменена для того, чтобы лечение принесло устойчивые рез-ты. Из данных совр. исслед. неясно, как этого можно достичь.

Несмотря на разочаровывающие результаты программ К. в., опубликованные в литературе, ожирение продолжает оставаться в центре внимания специалистов. Рекламируются сотни диет для желающих похудеть. В связи с планами диет разработаны тж разнообразные программы физ. упражнений. Предлагают услуги различные группы, напр. «Следящие за весом» (Weight Watchers), члены к-рых помогают друг другу в достижении общей цели снижения веса.

Программы К. в., предлагаемые специалистами в коммунальных мед. учреждениях и коммерческими клиниками, обычно включают многомерные подходы к лечению. Наряду с диетой и регулированием поведения иногда предлагаются и др. методы лечения. Индивидуальная или групп. психотер. оказывается полезной для решения эмоциональных проблем и коррекции сопротивления лечению. Гипноз часто используется для подавления аппетита.

В заключение следует упомянуть о результатах различных лечебных программ. По данным обзора С. Шехтера, в 63% случаев было сообщено об успешном снижении веса — процент, гораздо более высокий, чем те данные, о к-рых сообщается в большинстве эмпирических исслед. Он объясняет это тем, что в то время как эмпирические исслед. приводят процент успеха, достигнутого при одной попытке снизить вес, большинство людей повторяют такие попытки многократно, пока не достигнут успеха.

См. также Расстройства аппетита, Ожирение

Д. Боуэн

 

Контроль переменных (control of variables)

 

Понятие контроля используется в науке в двух — в определенной мере взаимосвязанных — различных смыслах. В его «популярном» значении под контролем подразумевается управление. Мы говорим, что мы хотим контролировать свое настроение или контролировать инфляцию. Этот вид контроля является осн. прикладной целью науки. Примером такого понимания может служить распространенное высказывание, что целью науки яв-ся описание, прогноз и контроль.

Второй смысл, вкладываемый в слово контроль, относится к исключению действия выбранных исследователем переменных в экспериментах или наблюдениях, проводимых в искусственно созданных условиях, — т. о. «контролируется» их влияние. Устранение вариации контролируемых переменных дает возможность более эффективно оценить влияние др. переменной, наз. независимой, на измеряемую, или зависимую, переменную. Подобное исключение посторонних источников вариации позволяет исследователю снизить неопределенность, сопутствующую естественным условиям, к-рая затемняет картину причинно-следственных отношений, и т. о. получать более точные факты.

Переменную можно контролировать двумя осн. способами. Наиболее простой способ состоит в том, чтобы поддерживать контролируемую переменную неизменной при всех условиях или во всех группах испытуемых; примером может служить устранение вариации испытуемых по полу путем привлечения в качестве испытуемых только мужчин или только женщин. При втором способе допускается нек-рое влияние контролируемой переменной, но при этом предпринимается попытка удержать его на одном уровне при всех условиях или во всех группах испытуемых; соотв. пример — привлечение равного количества мужчин и женщин в каждую из принимающих участие в эксперименте групп.

Контроль критических переменных не всегда прост или даже вообще возможен. Примером здесь может быть астрономия. Разумеется, не представляется возможным манипулировать движением звезд и планет или др. небесных тел, что позволяло бы поставить наблюдения под полный контроль. Тем не менее существует возможность заранее планировать наблюдения, с тем чтобы заранее учесть возникновение определенных естественных событий — в т. н. природных экспериментах (natural experiments)и тем самым добиться нек-рой степени контроля в наблюдениях.

Сходная ситуация существует в области нейрофизиологии или нейропсихологии, где исследователю для изучения влияния определенной функции мозга требуется устранить влияние (контролировать) нек-рой др. функции. Хотя исследователь не может контролировать эту последнюю функцию путем операции на отвечающей за нее части головного мозга в удобное для себя время, необходимость в такого рода операции может возникнуть у пациентов в рез-те заболевания или черепно-мозговой травмы.

Клинический психолог, к-рый хочет установить связи между специфическим набором предварительных условий в истории жизни индивидуума и специфическим набором свойств личности или др. поведенческих мер, должен подождать, пока не накопится достаточного числа случаев с такого рода условиями. Однако он обладает одним важным преимуществом перед астрономом, связанным с тем, что он может прилагать более активные усилия в локализации и изучении требуемого вида случаев. Чтобы реализовать принцип контроля, в качестве «контрольных» тж изучаются случаи, к-рые являются эквивалентными в др. отношениях, но без такого специфического набора предварительных условий. Существует широкое разнообразие способов, к-рыми может реализовываться этот вид пассивного контроля.

См. также Дисперсионный анализ, Ковариационный анализ, Контроль в эксперименте, Экспериментальные планы, Экспериментальные методы, Экспериментальная психология, Переменные в исследовании

М. Маркс

 

Контроль поведения (control of behavior)

 

В психологии существуют два предельно широких подхода к проблеме «контроля» поведения, опирающихся на совершенно различные философские посылки в отношении природы чел. Первый, к-рый можно назвать внешней, или экстернальной, причинностью (external causality), опирается на набор допущений, именуемых механистическими, в то время как второй, наз. внутренней, или интернальной, причинностью (internal causality), опирается на набор допущений, именуемых организмическими. Как их характеризуют Деси и Райан в работе «Внутренняя мотивация и челов. поведение» (Intrinsic motivation and human behavior), экстернальный подход исходит из представления о пустом, пассивном организме, тогда как интервальный подход подразумевает структурированный, активный организм. Такое разделение, конечно же, яв-ся сверхупрощением, поскольку проблемы К. п. рассматриваются во мн. различных теориях, но лишь нек-рые из них в чистом виде представляют собой либо механистический, либо организмический подход.

Экстернальный подход

Яркий пример такого механистического, экстернального подхода — оперантная теория. Предполагается, что люди яв-ся пассивными и реагирующими на происходящие события существами, а их поведение на теорет. уровне рассматривается как функция ассоциаций (или связей), к-рые образовались между стимулами и реакциями в рез-те процессов подкрепления.

С учетом этих допущений и теорет. положений системы К. п. конструируются на основе процессов подкрепления. При их разработке опираются на четыре принципа. Согласно первому, осн. на классическом законе эффекта Э. Л. Торндайка (см.: The psychology of learning), варианты поведения, за к-рыми следует подкрепление, будут закрепляться — т. е. будут повторяться с большей вероятностью. Второй принцип гласит, что варианты поведения, за к-рыми не следует подкрепление, будут ослабляться и со временем угаснут. Третий принцип говорит о том, что наказания тж имеют тенденцию снижать вероятность возобновления реакции, однако их недостатком является возбуждение дополнительных эмоциональных реакций. Кроме того, наказанная реакция с большей вероятностью спонтанно возобновится после отмены наказания в сравнении с реакцией, угашенной путем отмены подкрепления. Тем не менее наказания могут приводить к более быстрому прекращению реакции, нежели простая отмена подкрепления. Четвертый и последний принцип гласит, что промежуток времени с момента отмены подкреплений до угашения (т. е. полного прекращения возобновления целевой реакции) будет зависеть от режима подкрепления. Если подкрепления осуществлялись редко и непредсказуемо, реагирование будет продолжаться после их отмены дольше, чем если они сопровождали каждую реакцию.

В последние годы этот подход подвергся существенной модификации. Такие теоретики, как А. Бандура, стали отводить важную роль когнитивным процессам в опосредовании связи между стимулами и реакциями. Совр. когнитивный бихевиоризм добавляет к уже упомянутым два важных принципа. Во-первых, люди могут научаться путем наблюдения за поведением других, что позволяет использовать моделирование в качестве способа контроля. Во-вторых, было обнаружено, что подкрепление, осуществляемое самим субъектом, оказывается более эффективным в сравнении с подкреплением, осуществляемым др., что привело к разработке методик самоподкрепления. С введением понятия самоподкрепления акцент по-прежнему остается на подкреплении, однако оно подразумевает использование уже др. процедур контроля.

Наиболее существенное различие между бихевиоризмом и когнитивным бихевиоризмом (т. е. соц. теорией научения) состоит в том, что последний трактует поведение в терминах ожиданий людьми будущих подкреплений, а не в терминах прошлых подкреплений и вероятности подкрепления. Тем самым признается большая активность организма, поскольку предполагается, что люди воздействуют на окружение с целью достижения желаемых для себя последствий. Однако, сфокусировав свой анализ преим. на когнитивном уровне, этот подход сталкивается с трудностями при анализе мотивационных проблем.

Интернальный подход

При этом подходе предполагается, что челов. организм активен по своей природе и что эта активность мотивируется врожденными, внутренними потребностями в компетентности и самодетерминации. Это влечет за собой ряд следствий. Во-первых, это означает, что в определенных ситуациях люди сами контролируют себя, поскольку это позволяет им чувствовать собственную компетентность и независимость. Во-вторых, и это подтверждают рез-ты исслед. Деси и Райана, внешние подкрепления могут на самом деле разрушать внутреннюю мотивацию людей и нарушать контроль над собой. Наконец, как было показано Дж. У. Бремом, это подразумевает, что когда люди контролируются экстернально, они могут противодействовать таким способам контроля или просто делать все наоборот.

С учетом допущений и данных исслед. об интернальной причинности разраб. систем К. п. при таком подходе опирается на понятие внутренней мотивации. Поскольку — как это было показано в исслед. — условиями, способствующими возникновению внутренней мотивации, яв-ся выбор и положительная обратная связь в отношении компетентности, разрабатываемые системы К. п. предполагают обеспечение возможности такого выбора и предоставление обратной связи.

Выбор и обратная связь усиливают внутреннюю мотивацию, однако еще нуждается в объяснении то, как люди приобретают варианты поведения, к-рые считаются желательными с т. зр. начальства или об-ва, но к-рые они, вероятно, не усвоили бы по своей собственной инициативе. Это предполагает установление определенных ограничений в отношении их поведения, однако т. о., чтобы оставлять людям выбор и обеспечивать обратную связь. Это означает, что устанавливаемые границы должны быть по возможности широкими, чтобы обеспечить в их пределах доступность макс. выбора; когда границы установлены и последствия их нарушения определены, желательно предоставить людям возможность самим выбирать, оставаться ли в пределах этих границ или нарушать их и испытывать на себе последствия таких нарушений.

Для более полного понимания систем К. п. этого типа необходимо различать два возможных типа интернального контроля. Деси и Райан наз. их интроективной и интегрированной интернализациями. Интроекцией наз. процесс, посредством к-рого экстернальный контроль интернализуется в нетронутом виде. Ее можно сравнить с «проглатыванием залпом». Интегрированные интернализации подразумевают их принятие как своих собственных.

Деси и Райан говорят о том, что интегрированные интернализации возникают в рез-те установления ограничений, при к-ром предоставляются выбор и обратная связь, тогда как интроекции возникают в рез-те требований и предписаний. Когнитивный бихевиоризм, в отличие от более ортодоксального бихевиоризма, подчеркивает роль субъекта в осуществлении контроля своего поведения, однако его когнитивный анализ не делает различий между этими двумя типами самоконтроля — интроективным и интегрированным.

См. также Свобода воли, Индивидуализм, Внутренне- и внешне-направляемое поведение, Внутренняя мотивация, Уровень притязаний, Ответственность и поведение, Самодетерминация

Э. Л. Деси

 

Контрольные группы (control groups)

 

К. г. называется группа испытуемых, к-рые не подвергаются тому типу экспериментального воздействия, к-рому подвергается экспериментальная группа или группы. Назначение К. г. — обеспечить фоновый уровень или базис, относительно к-рого можно определить, произошло ли изменение в эксперим. группе, и исключить все др. объяснения, кроме того воздействия, к-рым различаются эти группы. Какая группа будет эксперим. и какая контрольной, определяется подбрасыванием монеты, дабы избежать неосознанного предпочтения применять изучаемое воздействие к группе, кажущейся в этом отношении более благоприятной. Поскольку при случайном распределении испытуемых по группам каждый чел. обладает равными шансами оказаться как в одной, так и в др. группе, различия между группами уравновешиваются; в среднем, одна группа будет похожа на другую. Если группы оказываются сходными во всем, за исключением того, что одна из них подвергается эксперим. воздействию, тогда поведенческие различия между испытуемыми в эксперим. и контрольной группах, по-видимому, можно приписать данному воздействию. В этом состоит логика метода различий, описанного Джоном Стюартом Миллем.

Однако даже в случае больших групп, где шансы на уравновешивание возможных различий существенно возрастают, можно ли говорить, что такие группы являются совершенно одинаковыми? Этого сказать нельзя, поскольку каждая личность яв-ся уникальной; говорят, нельзя найти двух людей с одинаковым числом волос на голове. Для наших целей принципиальное значение имеет сходство групп лишь в тех аспектах, которые непосредственно касаются того, что изучается в эксперименте. То, что нам известны все эти аспекты, конечно, вызывает сомнения. Вот почему случайное распределение яв-ся важным; в среднем, оно не только уравнивает все характеристики — даже среднее число волос на голове — но тж, и это оказывается наиболее существенным, упущенные из виду важные переменные. Дональд Кэмпбелл и Джулиан Стэнли отличают «истинные» эксперим. планы от «квазиэкспериментальных» по признаку того, были ли испытуемые случайно распределены по группам.

Различия между группами, к-рые оставляют возможность альтернативных объяснений рез-тов, могут проистекать из: а) исходных различий, б) событий, происходящих во время эксперим. воздействия, но не связанных с ним, и в) аспектов самого воздействия.

Исходные различия между группами зачастую возникают там, где требование случайного распределения оказывается невыполнимым, напр., когда нельзя нарушать целостность школьных классов или когда характеристики эксперим. переменной — длительность, сложность, непривлекательность — могут потребовать привлечения для участия в эксперименте добровольцев.

Конкурирующие объяснения могут также возникать в рез-те событий, к-рые происходят во время исслед. Поскольку К. г. служит для устранения возможности таких объяснений, она тж должна вовлекаться в эти события. Напр., учитель мог научиться более эффективно предотвращать вспышки гиперактивности в классе, так что находящиеся под воздействием кофеина ученики выглядели менее возбужденными. Если бы в его класс не были включены дети как из эксперим., так и из К. г. или если бы не были предприняты меры с целью уравнивания способа, к-рым учителя обеих групп учились справляться с такими инцидентами, это могло бы стать альтернативным объяснением наблюдаемого эффекта.

Наконец, различия могут вызывать некоторые аспекты вмешательства, не являющиеся частью самого проверяемого воздействия. Напр., тот факт, что одна группа знает, что она подвергается воздействию, поскольку получает таблетки, может уже сам по себе сформировать у нее ожидание улучшений в поведении. Чтобы устранить такое конкурирующее объяснение, К. г. должна тж получать воздействие, неотличимое испытуемыми, учителями и самими исследователями от настоящего воздействия. В данном случае может использоваться плацебо — бездействующая таблетка — с сохранением нейтральной стороной в тайне сведений о том, кто ее получил, вплоть до подведения итогов исслед. Такой подход к исслед. известен под названием двойного ослепления.

См. также Исследование методом двойного ослепления, Каноны Милля, Методология (научных) исследований, Выборочное исследование

Д. Р. Крэсвул

 

Контрольный список проблем Муни (Mooney problem checklist)

 

Этот инструмент яв-ся не тестом, а скорее формой простого, быстрого и краткого предварительного ознакомления консультанта с проблемами консультируемого. Инструмент состоит из списка наиболее распространенных проблем, с к-рыми сталкиваются подростки (начиная с IX класса), юноши/девушки и взрослые люди. Эти проблемы относятся к таким областям, как здоровье, школа, дом и семья, деньги/работа/профессия, ухаживание/ секс/супружество, религия/мораль, отношения с людьми, общественные дела/отдых и развлечения, личные отношения/психол. связи и учебный план/обучение.

См. также Оценка личности, Опросники

У. Эшер

 

Конфиденциальные сообщения, защищенные свидетельской привилегией (privileged communications)

 

Решающим фактором для готовности клиента раскрывать личную информ. яв-ся частный характер, приватность общения с психологом. Поэтому недостаточная защищенность клиента в коммуникации может помешать извлечь максимальную пользу из общения с психологом.

К проблеме коммуникации между клиентом и психологом имеют отношение два важных понятия. Первое из них, конфиденциальность, предписывает, что психологи и др. специалисты несут этическую ответственность за разглашение раскрытой клиентом информ., за исключением определенных особых ситуаций (напр., при наличии опасности для кого-либо). В нек-рых штатах принцип конфиденциальности поддерживается юридически и законодательно. Тем не менее этот принцип не защищает общение клиента с психологом от раскрытия его содержания в тех случаях, когда психолог выступает в качестве свидетеля в судебном процессе.

Вторым понятием яв-ся понятие защищенного С. п. сообщения. В большинстве штатов принят закон, не позволяющий принудить психолога дать свидетельские показания, касающиеся доверительной информ., раскрытой ему клиентом в профессиональных взаимоотношениях, иначе как при особых обстоятельствах. Помимо того, соответствующие законы большинства штатов распространяются и на врачей, при том что нек-рые штаты особо защищают психиатров, а нек-рые — соц. работников.

Привилегия — т. е. выбор относительно того, будет ли информ. раскрыта, — принадлежит клиенту. Тем самым ясно ставится условие, что ни один из специалистов, на к-рых распространяется защищенность С. п., не имеет законного права разглашать информ. без согласия клиента. Если же эту информ. захотел бы раскрыть сам клиент, то психолог был бы вынужден согласиться. В определенных случаях (напр., слушаниях по вопросу о компетентности) судья может отказывать в привилегии всякий раз, когда есть надежда на то, что раскрытые специалистом факты и доказательства будут наилучшим образом служить интересам клиента или же об-ва.

Поэтому защищенное С. п. сообщение является более узким понятием, чем конфиденциальность. Оно характерно для судебных процессов и не имеет отношения к общению с др. специалистами, родителями и т. д., как это характерно для конфиденциальности.

Критерии для использования нрава на конфиденциальные (защищенные С. п.) сообщения часто требуют лицензирования или сертификации психолога и ясности в профессиональных отношениях между клиентом и психологом. То есть этот закон применяется только в тех случаях, когда у психолога были ясные профессиональные отношения с человеком, вовлеченным в судебную тяжбу. Обычно не яв-ся закрытой та информ., к-рую психолог получает вне взаимоотношений с клиентом.

Между правом чел. на неприкосновенность личной жизни, общественными интересами и необходимостью раскрытия в ходе судебных процедур сведений о себе существует тонкий баланс. Во многих штатах для решения подобных проблем описаны исключения из принципа С. п. Одним из таких исключений в нек-рых штатах признается ситуация, когда судья полагает, что важность судопроизводства перевешивает право на неприкосновенность личной жизни клиента. Др. ограничивают доверительность гражданскими процессами или делают исключение для особых преступлений (например, убийства, изнасилования, жестокого обращения с ребенком). Опасность для др. лица тж используется в некоторых штатах как основание для исключения из С. п. В определенных штатах от психологов не требуют хранить в тайне сообщенную клиентом информ. в тех случаях, когда клиент подает официальную жалобу на злоупотребление служебным положением со стороны психолога. В ряде штатов в С. п. отказывают в тех случаях, когда клиенты используют свое психич. состояние как часть своих притязаний, например ссылаясь на безумие в целях защиты или в том случае, если по решению суда проводится освидетельствование клиента. Последним существенным исключением из правила С. п. яв-ся профессиональное заключение о необходимости госпитализации клиента вследствие психич. расстройства. Т. о., существующие законы о защищенных С. п. сообщениях различаются по степени охвата различных специалистов, по основаниям привилегии и по допускаемым исключениям.

См. также Профессиональные консультации, Профессиональная этика, Психология и закон

Т. С. Беннет

 

Конформная личность (conforming personality)

 

Лабораторные исслед. конформности строятся на основе двух классических парадигм. Согласно первой, предложенной С. Ашем, испытуемому ставят перцептивную задачу, которая имеет очевидный правильный ответ, и этот испытуемый должен высказать его публично на фоне обратной связи от др. членов группы, дающих (по уговору с экспериментатором) неправильный ответ. Вариации в этой процедуре иногда предусматривают замену перцептивных задач просьбой высказать свое суждение по конкретным фактам или выразить свое отношение к чему-либо. В соответствии с парадигмой, разработанной М. Шерифом, предпринимается попытка вызвать у испытуемых перцептивную иллюзию, после чего их просят описать то, что они видят, экспериментатору либо один на один, либо в присутствии группы.

В ряде исслед. были зафиксированы надежные связи между характеристиками личности и тенденцией к конформности. В частности, оказалось, что высокоавторитарные люди чаще соглашались с произвольно выражаемыми скрытыми помощниками экспериментатора оценками воспринимаемой реальности в ситуациях, моделируемых на основе парадигмы Шерифа, и чаще подчинялись приказам экспериментатора причинить сильную боль др. чел. по сравнению с менее авторитарными испытуемыми. Др. исследователи наблюдали связь конформности с «полезависимостью», или общей тенденцией находиться под влиянием внешних ситуационных признаков, в противоположность внутренним ощущениям и интерпретациям, при формировании перцептивных суждений.

Картина К. л., складывающаяся в результате лабораторных исслед., в целом оказывается не слишком привлекательной. Высококонформные люди оказываются довольно тревожными, отягощенными чувством вины, эмоционально неустойчивыми, неуверенными в своей Я-концепции и в то же время сравнительно авторитарными и послушными приказам начальства, даже в случаях причинения неоправданного ущерба другому чел. Однако, как указывают Холландер и Виллис, тенденции к конформности и повиновению могут широко варьировать по своей силе в зависимости от характера задачи и воспринимаемой легитимности или компетентности тех, от кого исходит влияние. Противоположностью конформности является не антиконформность, а независимость. Антиконформист оказывается в той же мере подверженным групповому влиянию, что и конформист, однако, в отличие от последнего, говорит «нет», когда все остальные говорят «да». Независимая личность уступает влиянию группы, когда оно представляется уместным, но сопротивляется неуместным или необоснованным попыткам оказать на нее влияние.

См. также Тревога, Центральные черты, Неконформная личность, Типы личности

У. Сэмюел

Конформность (conformity)

 

К. — это согласие в отношении нек-рого свойства, аттитюда или поведения, осн. на простой принадлежности к группе. Как эмпирическая, так и концептуальная проблема К. заключается в установлении этого согласия (к-рое не обязательно должно быть полным) и демонстрации того, что его бы не было в отсутствие группы. К. можно отличать от др. понятий по отсутствию одного из этих условий. Если существует согласие в отношении свойств, но оно не зависит от принадлежности к группе (напр., если оно яв-ся следствием более общих обстоятельств), говорят об единообразии (uniformity) аттитюдов или поведения людей. Если согласие достигается путем принуждения обещанием вознаграждения или угрозой наказания, говорят об податливости (compliance). Если единообразие стало настолько прочной частью Я человека, что сохраняется даже после прекращения его членства в группе, говорят об интернализации (internalization); процесс, посредством к-рого это достигается на протяжении всего жизненного пути, называется социализацией (socialization). К. можно рассматривать как промежуточную стадию между поверхностной податливостью и глубокой интернализацией — как конфликт между тем, что в действительности представляет собой чел., и тем, к чему обязывает его принадлежность к группе.

Интерес к К. как самостоятельной теме возник вследствие тех соц. проблем, с к-рыми столкнулось об-во во второй четверти XX столетия. События в тоталитарных странах, включ. проявления экстремизма и антигуманного поведения, с одной стороны, и систематического принуждения следовать догмам (т. н. «промывание мозгов») с другой, послужили толчком к необходимости в проведении различий между личными и навязываемыми группой убеждениями. Отчасти это мотивировалось надеждой, что личные убеждения людей яв-ся благом, и опасениями, что взгляды людей могут оказаться подавленными безжалостной силой об-ва. Процедуры моделирования отдельных таких влияний в условиях изолированной лабораторной среды повлекли за собой детальный анализ К. и групп. влияния и способствовали, в конечном счёте, лучшему пониманию этого соц. процесса.

Одно из первых эмпирических исслед. К. было проведено Ф. Олпортом. Он предположил, что конформное поведение м. б. распознано по его распределению, к-рое соответствует инвертированной J-образной кривой: лишь очень немногие люди отличаются повышенным уровнем К. (находясь слева от вершины распределения); подавляющее большинство помещается точно на вершине, яв-сь причиной всплеска J-распределения; и меньшинство отклоняется от этой нормы, объясняя удлиненный, но низкоуровневый хвост данного распределения. Эта гипотеза проверялась им преимущественно путем наблюдения в полевых ситуациях, таких как представление отчетности по работе, остановка на дорожный знак «Стоп» или пользование святой водой в католической церкви.

Классические эксперименты по конформности были проведены Музафером Шерифом и Соломоном Ашем. Эксперимент Шерифа основывался на φ-феномене, оптической иллюзии, при которой светящаяся точка в темном помещении кажется движущейся по прямой линии. Шериф показал,что если испытуемый работал в паре со скрытым помощником экспериментатора, оценки движения к-го значительно превышали оценки самого испытуемого, последний начинал постепенно увеличивать свои оценки и соответственно уменьшать разницу между ними. Тем самым Шериф добился установления нек-рой общей «системы отсчета» при оценке величины такого движения. Исслед. Аша проводилось с «наивными» испытуемыми, к-рые должны были высказывать перцептивные суждения в группе скрытых помощников экспериментатора, дававших одинаковый неверный ответ; значительная часть испытуемых тж давала этот явно неверный ответ.

Критический анализ этих классических экспериментов по К. показал, что наблюдаемое якобы конформное поведение может возникать на основе разнообразных причин, причем не все из них имеют отношение к соц. конформности. Оставаясь на упрощенном эмпирическом уровне, исслед. необходимо идентифицировать те ситуации, к-рые бы подтверждали присутствие К. в смысле, соответствующем ее определению.

В большинстве таких исслед. определенные проявления К. связывают со стремлением принадлежать к группе. Лежащие в основе такого стремления различные процессы определяют различные условия, при к-рых возникает феномен К. Одна из ситуаций может определяться крайней субъективностью рассматриваемого вопроса, в решении к-рого только единодушное согласие релевантной группы может обеспечить индивидууму основу для убеждения; это называется формированием соц. реальности через К. Однако конформное поведение может приносить индивидуальные выгоды. Оно тж может являться одним из средств достижения цели, для чего оказывается необходимым сотрудничество, или утверждением группового членства, таким как униформа или значок. В каждом отдельном случае область конформного поведения будет формироваться различными наборами проблем и для их разрешения будут использоваться различные механизмы, такие как преследование собственных интересов, рассуждения, опирающиеся на соц. реальность, или угроза оказаться отвергнутым за несогласие с группой.

Основная задача тщательного эксперим. исслед. К. состоит в раскрытии различных условий, при к-рых она возникает. Это позволит нам лучше понять те соц. проблемы, к-рые послужили исходным толчком к таким исслед. Тот факт, что отдельные люди могут подчиняться соц. давлению и поступать и даже чувствовать тем способом, к-рый они бы в противном случае отвергли, не вызывает сомнений; его можно воспроизвести как в контролируемых условиях, так и путем наблюдения в реальных условиях.

Исслед. К. демонстрируют, однако, что нек-рые из механизмов приводят к сильной К., к-рая затем становится частью Я чел. С т. зр. последствий, ее было бы правильнее называть социализацией; фактически развитие конкретного чел. часто выглядит как конформное поведение. С др. стороны, ист. опыт показывает, что внешняя К., к-рая может поддерживаться на протяжении длительного времени, впоследствии исчезает, когда устраняется давление.

Сторонники идеи конструирования соц. реальности утверждают, что все аттитюды и действия вырабатываются людьми на основе взаимных соглашений. Разделение личных и соц. аспектов есть не что иное, как конвенции, которые, в свою очередь, отражают соц. договоренности о том, что надлежит считать тем и др.

См. также Потребность в аффилиации, Вмешательство случайных свидетелей, Культурный детерминизм, Девиантность, Поветрия и мода, Групповая сплоченность, Поиск «козла отпущения»

К. У. Бек

 

Корреляционные методы (correlation methods)

 

К. м., получившие свое назв. благодаря тому, что основываются на «со-отношении» («co-relation») переменных, представляют собой статистические методы, начало к-рым было положено в работах Карла Пирсона примерно в конце XIX в. Они тесно связаны с понятием регрессии, еще раньше сформулированным сэром Фрэнсисом Гальтоном, к-рый первым начал статистически изучать связь между ростом отцов и сыновей. Именно Гальтон нанял Пирсона в качестве статистика для обработки рез-тов исслед., к-рые он и его отец, находясь под влиянием идей своих родственников — Дарвинов, проводили с целью определения вклада наследственности в развитие челов. качеств. Благодаря этому сотрудничеству между Гальтоном и Пирсоном и более ранним открытиям первого в области регрессионного анализа символ «r» (первая буква слова regression) исторически закрепился в качестве маркера К. м.

Корреляция как произведение моментов

Пирсон определял коэффициент корреляции как «среднее произведение Z-оценок». С этих пор r известен всем как коэффициент произведения моментов:

r = (aZxZy) / N.

 

Его обоснованное вычисление предполагает, что: а) две коррелируемые переменные непрерывны и нормально распределены; б) линии наилучшего соответствия для совместного двумерного распределения яв-ся прямыми; в) одинаковая вариабельность сохраняется по всей широте совместного распределения переменных. Простая формула для вычисления коэффициента корреляции произведения моментов Пирсона по «сырым» (нестандартизованным) данным выглядит следующим образом:

.

 

 

Бисериальная корреляция

Разновидностью коэффициента корреляции произведения моментов яв-ся бисериальный коэффициент корреляции, тж разраб. Пирсоном. В тех случаях, когда только одна из переменных непрерывна и имеет приемлемо нормальное распределение, а др. искусственно дихотомизирована (предполагается, что она тоже непрерывна и нормально распределена, но представлена в бинарной форме, напр.: «справился/не справился»), связь между этими двумя переменными тж можно выразить при помощи r. В этом случае коэффициент корреляции обозначается через rbis. Как и коэффициент произведения моментов r, он изменяется в диапазоне от +1,00 (прямая функциональная связь) через 0,00 (отсутствие связи) до -1,00 (обратная функциональная связь). Метод бисериальной корреляции оказался весьма полезным в процедурах анализа заданий, т. к. он измеряет связь между рез-тами выполнения каждого задания теста, выраженными в бинарной форме («справился/не справился»), и общей оценкой по данному тесту.

Точечно-бисериальная корреляция

Последующая модификация коэффициента корреляции произведения моментов получила отражение в точечно бисериальном r. Эта стат. показывает связь между двумя переменными, одна из к-рых предположительно непрерывна и нормально распределена, а др. яв-ся дискретной в точном смысле слова. Точечно-бисериальный коэффициент корреляции обозначается через rpbis Поскольку в rpbis дихотомия отражает подлинную природу дискретной переменной, а не яв-ся искусственной, как в случае rbis, его знак определяется произвольно. Поэтому для всех практ. целей rpbis рассматривается в диапазоне от 0,00 до +1,00.

Существует и такой случай, когда две переменные считаются непрерывными и нормально распределенными, но обе искусственно дихотомизированы, как в случае бисериальной корреляции. Для оценки связи между такими переменными применяется тетрахорический коэффициент корреляции rtet, к-рый был тж выведен Пирсоном. Осн. (точные) формулы и процедуры для вычисления rtet достаточно сложны. Поэтому при практ. применении этого метода используются приближения rtet, получаемые на основе сокращенных процедур и таблиц.

Ранговая корреляция

Непараметрический аналог параметрических методов корреляции существует в форме коэффициента ранговой корреляции, обозначаемого греческой буквой ρ(ро). Он применяется для определения степени связи между двумя переменными, значения к-рых представлены рангами, а не «сырыми» или стандартизованными оценками. Логическое обоснование вывода коэффициента ρ не требует соблюдения строго определенного набора допущений, и потому ρ является непараметрической стат. Его формула, получаемая из формулы произведения моментов Пирсона путем замены интервальных данных на ранжированные, приводится к виду:

ρ = 1 - (6Σd2) / N(N2 - 1), где d ранговая разность, а N — число пар вариантов.

Множественная корреляция

Методы корреляции произведения моментов Пирсона и линейного регрессионного анализа Гальтона были обобщены и расширены в 1897 г. Джорджем Эдни Юлом до модели множественной линейной регрессии, предполагающей использование многомерного нормального распределения. Методы множественной корреляции позволяют оценить связь между множеством непрерывных независимых переменных и одной зависимой непрерывной переменной. Коэффициент множественной корреляции обозначается через R0.123...p Его вычисление требует решения совместной системы линейных уравнений. Число линейных уравнений равно числу независимых переменных.

Иногда необходимо исключить эффект третьей переменной, с тем чтобы определить «чистую» связь между любой парой переменных. Частный (парциальный) коэффициент корреляции выражает связь между двумя переменными при исключенном (элиминированном) влиянии еще одной или неск. др. переменных. В простейшем случае частный коэффициент корреляции вычисляется как функция парных корреляций (произведений моментов) между Y, X1 и Х2:

.

 

 

Если требуется исключить влияние двух переменных, скажем, Х2 и Х3, то формула принимает вид:

.

 

 

Каноническая корреляция

Множественная корреляция, позволяющая оценивать тесноту связи между множеством независимых переменных и одной из множества зависимых переменных, представляет собой частный случай более общего метода — канонической корреляции. Этот метод был разраб. в 1935 г. Гарольдом Хотеллингом. Коэффициенты канонической корреляции (RCi) определяются на двух множествах переменных. Чтобы показать связи, существующие между этими двумя множествами непрерывных переменных, вычисляется неск. канонических коэффициентов; их число определяется по числу переменных в меньшем множестве (если число переменных в них не одинаково). При канонической корреляции в обоих множествах (по отдельности) отыскиваются линейные комбинации входящих в них переменных, позволяющие определить (новые) координатные оси в пространстве каждого множества. Каждая такая линейная комбинация наз. канонической величиной (или канонической переменной). Канонические переменные отличаются друг от друга весами, к-рые они придают первичным переменным в соотв. множестве. Каноническая корреляция — это корреляция произведения моментов между парой канонических переменных, по одной из каждого множества. Т. о., каждый коэффициент канонической корреляции является мерой тесноты линейной связи между двумя координатными осями соотв. множеств переменных. Каноническая корреляция яв-ся методом многомерного статистического анализа.

См. также Корреляция и регрессия, Статистика в психологии

П. Ф. Меренда

 

 

         

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 

     

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

 

Статьи

Все техники и практики 

Музыка для медитаций и расслабления

Вопросы и ответы

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

.

  Твоя Йога Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz