Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

 

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")

 

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

 

 

 

Одаренные и талантливые дети (gifted and talented children)

 

Из множества определений О. и т. д. одно определение, используемое федеральным правительством, отражает стремление учесть по возможности все аспекты детской одаренности и подразумевает движение за создание особых образовательных возможностей для таких детей. Это определение гласит: «Под О. и т. д. имеются в виду дети и, в соотв. случаях, молодые люди, к-рые в дошкольных учреждениях, начальной или средней школе были распознаны как обладающие актуальными или потенциальными способностями, к-рые свидетельствуют о высоком потенциале в таких областях, как интеллектуальная, творческая, специфическая учеб. или организаторская/руководящая деятельность, а тж изобразительное иск-во и актерское мастерство, и к-рые в силу этого нуждаются в услугах и занятиях, обычно не предоставляемых школой».

Это определение узаконивает весьма широкое понимание одаренности, на основании к-рого к категории О. и т. д. можно отнести учеников, попадающих или могущих попасть в 3—5% верхнего конца распределения всех учеников по их успешности. Систематические попытки распределить этих людей по категориям начались с работ Ф. Гальтона. Появление интеллектуального тестирования дало нам объективную меру, с помощью к-рой внутри широких статистических границ можно идентифицировать детей с наивысшим потенциалом — интеллектуально одаренных. Л. М. Тёрмен на всю жизнь сохранил интерес к гениальным и одаренным людям. Тёрмен организовал лонгитюдное исслед. 1500 одаренных людей, к-рое продолжалось и после его смерти.

Все эти события положительно сказались на выявлении одаренных, хотя они имели и отрицательную сторону, потому что одаренность определялась исключительно на основе IQ. Опора только на IQ при выявлении одаренных детей исключает из рассмотрения мн. уч-ся, принадлежащих к др. культуре. В связи с этим предпринимались усилия найти средства выявления О. и т. д. в разных культурах.

Хотя О. и т. д. можно отыскать во всех слоях нашего об-ва, все же их больше в стабильных семьях и среди лиц с социоэкономическим статусом выше среднего. Обычно они преуспевают в учебе и имеют высокий соц. статус в школе, здоровы физически и не обнаруживают эмоциональных нарушений. Эти же самые положительные характеристики относятся к ситуации в семье и к социоэкономическим группам, из к-рых эти О. и т. д. происходят.

Одаренные дети по мере своего взросления сталкиваются с теми же проблемами, что и все дети, но к ним добавляются др. проблемы, связанные с их одаренностью. Эти дополнительные проблемы м. б. вызваны давлением ожиданий со стороны окружающих или самого ребенка. Проблемы могут возникать из-за невозможности подобрать себе равноценных партнеров в соц. и учеб. среде. Трудности в отношениях со сверстниками и взрослыми могут тж возникать в тех случаях, когда таланты детей становятся источниками соц. и поведенческих неприятностей.

Осн. направление движения в поддержку особого обучения О. и т. д., по-видимому, имеет две цели: реализовать потенциал этих детей на благо об-ва и реализовать их потенциал ради успеха и счастья самих детей. Предлагаемые программы такого рода включают прием в школу раньше установленного срока, ускоренное прохождение школьной программы и «перепрыгивание» через класс, углубленное и самостоятельное изучение предметов, работу с домашним учителем, создание возможностей для творчества и формирование специализированных классов.

См. также Детская психология, Индивидуальные различия

Г. Мэнистер

 

Одежда (dress)

 

Лишь во второй половине XX в. психологи стали заниматься изучением О. По большей части, эти ранние психол. исслед. ставили своей целью определить, что мотивирует людей одеваться так, как они одеваются, и почему они выбирают именно эти вещи, а не другие; их мотивы привязывались к осн. челов. инстинктам.

В наши дни психол. исслед. О. фокусируются на воздействии О. на тех, кто ее носит, и на том, как их оценивают другие по О., к-рая влияет на имидж. Др. словами, сегодняшние исслед. сконцентрировались на том, что О. может делать с теми и для тех, кто ее носит.

Роль одежды в формировании имиджа

Тот образ себя, к-рый человек преподносит другим, состоит из множества элементов; каждый из них вносит свой вклад. Наиболее важные элементы — внешность, речь и одежда. Несмотря на безусловную важность в определении имиджа человека черт лица, размеров и сложения тела, а тж опрятности, все они затмеваются О.

Внешность играет доминирующую роль в имидже, поскольку она всегда зрима и всегда присутствует, сообщая о человеке определенные вещи, о к-рых не расскажет его речь или поведение. Во внешности же доминирующим элементом является О., потому что она служит невербальной формой коммуникации, говорящей другим, напр., о том, каков пол ее владельцев, насколько они сексуальны или несексуальны и каков их возраст и социально-экономический статус. Что еще более важно, О. дает ключ к личностным характеристикам ее владельца, напр., консервативный или радикальный этот человек, уравновешенный и уверенный в себе или страдающий от переживаний собственной неполноценности и неадекватности.

Значение одежды в формировании первых впечатлений

Результаты психол. исслед. говорят о том, что, будучи однажды сформированными, первые впечатления впоследствии не только демонстрируют высокую устойчивость, но и оказывают глубокое влияние на последующее отношение человека к др. людям.

Лабораторные исслед. по формированию впечатления дали ключ к разгадке того, почему О. играет доминирующую роль в первых впечатлениях: что люди воспринимают других как целостности или «гештальты» до того, как начинают воспринимать их части. При первом взгляде на человека, напр., у наблюдателя возникает образ всего человека, а не его лица, рук или ушей. Затем, вслед за восприятием данного человека как целого, наблюдатель начинает воспринимать его отдельные части. Какие это части и как долго наблюдатель будет фокусировать на них свое внимание, зависит от двух важных факторов: во-первых, от степени внимания к конкретному аспекту человека, и во-вторых, от личного интереса или интересов наблюдателя. Знание типичного паттерна восприятия позволяет эффективно использовать О. для управления первыми впечатлениями.

Вклад одежды в привлекательность

Едва научившись ходить, дети узнают, что к привлекательным детям относятся более снисходительно, а проступки непривлекательных или некрасивых влекут за собой более строгое и суровое наказание. По мере взросления ценность привлекательности становится для них все более и более очевидной.

По данным исслед., привлекательные мужчины и женщины обладают более широким выбором потенциальных брачных партнеров; чаще вступают в брак с успешными в профессиональном и соц. отношении людьми; и реже живут врозь или разводятся по сравнению с непривлекательными.

На протяжении истории использовалось множество методов и способов создания привлекательного образа, однако во все времена и во всех культурах наиболее эффективными оказались О. и уход за собой. Причина в том, что, во-первых, они могут усиливать природную привлекательность конкретного человека и, во-вторых, они могут маскировать непривлекательные черты.

Камуфляжное значение одежды

Лабораторные исслед. иллюзий позволяют высказать важные соображения в отношении способов, к-рыми одежда может маскировать непривлекательные физ. черты и т о. формировать более благоприятный имидж. О. не только скрывает непривлекательные черты, но и отвлекает от них внимание, способствуя концентрации на привлекательных чертах.

Осн. камуфлирующие роли в О. выполняют 5 элементов. Темные цвета уводят внимание наблюдателя в сторону от непривлекательных физ. черт, таких как излишняя полнота, в то время как светлые цвета привлекают внимание. Гладкие ткани обладают гораздо большей камуфлирующей способностью, чем ткани с рисунком или узорами. Вечернее платье из покрытой рисунком ткани вызывает иллюзию крупной, плотной женщины, тогда как то же самое платье из гладкой ткани будет скрывать ее вес. Гладкие ткани обладают большей камуфлирующей способностью, потому что на них нет ничего, что могло бы привлечь и задержать внимание наблюдателя.

Поскольку направление линий позволяет контролировать движения глаз, когда О. разрабатывается в стиле, направляющем движения глаз наблюдателя вверх и вниз вдоль тела ее владельца, это создает иллюзию что ее владелец высок. И наоборот, горизонтальные линии в одежде направляют движения глаз поперек тела ее владельца, создавая тем самым иллюзию его более крупной фигуры.

Декоративные элементы О. тж усиливают привлекательность и обеспечивают маскировку. Оборки, тесьма, пуговицы, или декоративные украшения не только повышают привлекательность одежды, но тж направляют внимание наблюдателя на привлекательную область тела и уводят его в сторону от непривлекательной области.

Несмотря на то что набивка является формой маскировки, восходящей к началу истории платья, выяснения причин ее маскирующей способности пришлось ждать до тех пор, пока на это не был получен ответ в лабораторных исслед. иллюзий. Эти исслед. показывают, что набивка направляет движения глаз т. о., что у наблюдателя создается иллюзия, будто нек-рая часть тела крупнее, чем в действительности.

Роль одежды в процессе взросления

В каждой культуре существуют определенные, связанные с возрастом задачи или подлежащий усвоению опыт, к-рым, как ожидается, должны овладеть все дети и подростки. Однако не все дети или подростки справляются с этими задачами в том возрасте, в к-ром от них этого ожидает культурная группа.

Чтобы показать роль О. в возникновении проблем у подростка, мы приведем в качестве примера неск. наиболее распространенных и наиболее болезненных проблем, связанных с личной и соц. адапт. Мы тж попытаемся показать, каким образом О. помогает уменьшать или преодолевать эти проблемы.

Важнейшая задача детства для ребенка — стать принятым членом группы. Чрезвычайно важно, чтобы ребенок имел товарищей по играм и учился быть соц. личностью. Несмотря на то что в групповую идентификацию вносят свой вклад множество личностных и поведенческих черт, доминирующим фактором здесь является внешность — и прежде всего О., сходство в к-рой с др. членами группы легко идентифицирует принадлежность к ней данного ребенка. В результате ребенок становится полноправным членом группы и участником групповой деятельности.

Нек-рые дети достигают половой зрелости раньше и быстрее других. Это может приводить к возникновению у них серьезных проблем. Однако те, кто отстает от большинства своих сверстников — запаздывая в достижении половой зрелости, — продолжают выглядеть детьми, тогда как их сверстники выглядят как взрослые или почти как взрослые. Поскольку они выглядят как дети, взрослые обращаются с ними как с детьми, отказывая им в тех привилегиях, к-рые автоматически предоставляются их взросло выглядящим сверстникам. Столь же серьезным последствием является то, что прежние друзья часто прекращают с ними дружбу и исключают их из своей соц. жизни.

Лучший способ справиться с проблемами, с к-рыми сталкиваются дети, медленно достигающие половой зрелости, — использовать одежду для создания иллюзии, что они старше и более зрелы в половом отношении, чем это есть на самом деле.

См. также Поветрия и мода, Выбор супруга/супруги

Э. Б. Харлок

 

Одиночество (loneliness)

 

О. представляет собой деструктивную форму самовосприятия. Одинокий чел. чувствует себя заброшенным, забытым и ненужным. По-видимому, мысли, имеющие отношение к потере прошлого и людей из этого прошлого, а также высокий уровень значимости др. людей, как об этом свидетельствуют нелогичные предположения, предъявляют чел. непомерно высокие требования. Такие требования обычно становятся неосуществимыми, заставляя людей чувствовать себя изолированными по собственной вине и интерпретировать свое существующее положение как катастрофу.

Источники О.: императивы. Неврологический императив предписывает оптимальный диапазон стимуляции в физ., культурной и межличностной среде. Существуют также качественные ограничения: должно существовать значимое челов. взаимодействие, недостатком к-рого объясняется чувство О. в толпе. Психол. императив предостерегает от отказов или исключения из отношений, ведущих к переживаниям, что тебя не любят и отвергают. Соц. императив диктует, что при исключении из группы, мы не получим того, в чем мы нуждаемся и чего хотим от жизни. Такое исключение оценивается как вызов основным мотивациям стремления к безопасности и удовлетворению физ. и репродуктивных потребностей. Когнитивный императив говорит, что мы способны посылать и принимать сообщения с тем, чтобы выжить в об-ве. Барьеры для коммуникации, такие как чужой язык, приводят к чувству изоляции.

Уровень заболеваемости и смертности выше у одиноких, вдовцов и разведенных. Такие показатели могут быть результатом снижения уровня эндорфинов, естественных иммунизаторов организма. С др. стороны, более высокие показатели заболеваемости и смертности могут быть вызваны и нелогичными, самоосуществляющимися ожиданиями членов этих групп, основанными на том, что они воспринимают себя недостойными счастья, а заслуживающими лишь О. Какими бы ни были причины, важный вклад в одиночество делает чувство потери или расставания в прошлом с кем-либо или чем-либо, что казалось тогда главным для выживания.

Другим компонентом О. является контроль. Наличие контроля над любой данной соц. ситуацией определяет различие между «чувствовать себя одиноким» и «быть одному».

Противостояние одиночеству. О. провоцирует широкий спектр реакций. Продуктивные пути борьбы с чувством О. во многом индивидуальны, однако могут быть описаны следующим образом. Во-первых, попытаться ослабить иррациональные представления, к-рые имеют тенденцию накапливаться относительно катастрофы, несправедливости и самообесценивающих аспектов жизни в одиночку. Во вторых, присвоить личную мотивацию чувствам О.: действуя вместо того, чтобы мучиться этими чувствами, их можно рассеять. В-третьих, перестать надеяться только на себя и не отказываться от помощи и поддержки, обеспечиваемых совместными усилиями др. людей. В-четвертых, работать, веря в то, что О., вероятно, не будет длиться вечно.

См. также Потребность в аффилиации, Межличностная аттракция, Любовь, Заброшенные дети

Д. Ф. Фишер

 

Ожирение (obesity)

 

С. М. Джурард считает О. главной проблемой в США, связанной с внешностью. Л. П. Улльман и Л. Краснер утверждают, что переедание может символизировать «прогрессирующее самоубийство». Ари Кив добавляет, что О. может скрывать депрессию. Как свидетельствуют М. Е. Мур, А. Станкард и Л. Стоул, люди из низших слоев об-ва чаще страдают от избыточного веса, чем люди из средних слоев, а те, в свою очередь, чаще имеют избыточный вес, чем люди более обеспеченные, к-рые могут себе позволить более здоровую пищу. Люди с избыточным весом характеризуются большей незрелостью личности, у них больше психол. проблем и они хуже умеют контролировать свои побуждения. Излишний вес вызывает одышку, повышенную утомляемость, патологию суставов, повышенное АД, сердечные приступы, патологию внутренних органов и повышенный риск диабета. Вес детей коррелирует с весом их родителей. Согласно Алвину Идену, «аппестат» (находится в основании головного мозга, контролирует аппетит) у нек-рых людей, возможно, генетически «установлен» на более высоком уровне, или они наследуют больше жировых клеток. У детей, у к-рых один родитель страдает О., в 6 раз чаще впоследствии развивается О., а у детей, у к-рых оба родителя страдают О. — в 13 раз, хотя объяснить это можно не только наследственностью, но и влиянием родительского воспитания.

Потребление пищи является функцией а) физиолог. сигналов («голод») и б) привлекательности пищи. Переедание у лиц, страдающих О., почти полностью обусловлено внешней привлекательностью пищи. Поскольку для того, чтобы почувствовать удовлетворение, лицам с О. необходим более высокий уровень сытости, они едят, даже когда не чувствуют голода. Повышенная чувствительность к стимулам окружающей среды побуждает их есть без физиолог. потребности.

Шехтер нашел, что студенты с избыточным весом едят больше необходимого, т. к. игнорируют внутренние импульсы. Они едят больше, если это позволяет обстановка, но меньше, если процесс питания сопряжен с какими-то неудобствами (напр. через трубку); это доказывает, что им нужно меньше пищи, чем они потребляют.

Сковхолт, Резник и Дьюи перечисляют факторы вторичной «выгоды» от О.: а) можно оставаться зависимым от матери, б) к лицам с избыточным весом предъявляется меньше требований, в) О. может быть одним из вариантов вызывающего поведения и г) О. может быть «поясом целомудрия» для тех, кто боится секса.

У О. гораздо больше недостатков, нежели «преимуществ»: а) люди с избыточным весом чаще болеют, чаще становятся жертвами несчастных случаев и меньше живут; б) страдающего О. ребенка скорее всего не включат в состав школьной команды, шансы пройти собеседование при поступлении в колледж тж снижены; в) избыточный вес препятствует получению управленческой должности; страдающие О. администраторы имеют более низкую зарплату и медленнее продвигаются по служебной лестнице; г) люди с избыточным весом имеют меньше шансов вступить в брак и д) люди, страдающие О., имеют больше проблем при занятиях спортом, покупке и ношении одежды, пользуются меньшим уважением окружающих.

Избыточный вес ограждает женщину от эксгибиционистских тенденций и повышенного мужского внимания. «Счастливый толстый человек» — это миф, маскирующий фрустрацию. Тучные люди обвиняют в неудачах свою внешность, лишая себя желания избежать их. Для мн. людей пища является транквилизатором. Сюзанна Орбах полагает, что женщины используют избыточный вес для протеста против об-ва, в к-ром доминируют мужчины, желающие видеть в женщинах стройных, совершенных, женственных, пассивных сексуальных богинь.

Скука, одиночество, фрустрация и чувство, что тебя никто не любит, способствуют распущенности в еде так же, как и реклама в СМИ и витрины продовольственных магазинов. Тучные люди перекармливают своих домашних животных, потому что для них пища означает любовь. Др. тучные члены семьи могут саботировать усилия человека похудеть и оставаться стройным. Тучные мужья избегают домашней работы и секса, обретая эмоциональную стабильность в своей неприступной крепости — вялой мускулатуре.

Потребление пищи тормозится вентромедиальной областью гипоталамуса и стимулируется его латеральным отделом. Гипоталамус содержит глюкорецепторы, чувствительные к сахару крови. Норман Джолифф предложил термин аппестат для обозначения гипоталамического регулятора аппетита. Когда люди привыкают к перееданию, их уже не удовлетворяет достаточное количество пищи.

У новорожденного чувство безопасности, комфорта, любви и удовольствия связывается с сосанием, но кормление из рожка приводит к тому, что мать хочет, чтобы младенец допил все до конца. Перекармливание вплоть до подросткового периода приводит к формированию привычки, от к-рой невозможно отказаться. Младенцы с избыточным весом, согласно Дж. Майеру и Т. Дж. Харрису, ели столько же или меньше, чем дети с нормальным весом, но отличались большей пассивностью. Дети с нормальным весом были в 3 раза более подвижны, чем дети с алиментарной гипертрофией. X. Брух делает вывод, что переедание вызывается гл. обр.: а) реакцией на нервное напряжение, б) стремлением к заместительному удовлетворению в пугающих ситуациях, в) эмоциональной патологией и г) пищевой аддикцией.

Повышенно чувствительные люди с избыточным весом не способны терпеть сильную физ. и эмоциональную боль. Для робкого ребенка физ. объем тела представляет безопасность и силу, защиту от внешнего мира и связанной с ним ответственности. Поскольку физ. упражнения и соц. контакты представляются опасными, ребенок с избыточным весом обычно не имеет иных источников удовлетворения, кроме пищи.

См. также Расстройства аппетита, Генетика поведения, Расстройства пищевого поведения, Психофизиология

X. К. Финк

 

Оккультизм (occultism)

 

Термин «О.» (лат. occulere скрывать, утаивать) употребляется по отношению к доктринам и ритуалам, к-рые, как считается, позволяют приобрести высшие психич. или духовные способности, но к-рые не признаются ни совр. наукой, ни официальной религией. Мистицизм, спиритизм, лозоискательство, нумерология, розенкрейцерство, йога, природная магия, масонство, колдовство, астрология и алхимия в ряду мн. др. оккультных наук оказали и в определенной мере продолжают оказывать влияние на зап. цивилизацию.

Фундаментальный догмат О. — признание существования тайных и непостижимых («скрытых») сил природы, к-рые могут быть поняты и использованы лишь теми, кто прошел соотв. обучение необходимым сокровенным знаниям, к-рые, как обычно утверждается, проистекают из древних источников мудрости. Предполагается, что эти силы могут привлекаться в целях управления окружающей сферой и предсказания будущего.

Хотя совр. наука и отвергает такие магические представления, все естественные науки уходят своими ист. корнями в О.

О. обладал определенной интеллектуальной респектабельностью по меньшей мере до конца XVII в., а астрологии наряду с астрономией продолжали обучать в ун-тах вплоть до 1800 г.

Хотя большинство оккультных наук формулируют эмпирические утверждения в отношении реальной действительности, к-рые не признаются совр. наукой или официальной религией, границы между наукой, О. и религией не всегда очевидны.

Парапсихол. занимает пограничное положение между наукой и О. Хотя мн. ее научные критики напрямую относят ее к области оккультного знания, исследователи, посвятившие себя парапсихол., стремятся использовать в своих исслед. строгую научную методологию и чуждаются любых связей с О. Тем не менее их осн. представления о гипотетических природных силах, к-рые предположительно служат причинами психич. телепатии, экстрасенсорного предвидения и т. д., относятся к представлениям, к-рые всегда были фундаментальными в большинстве оккультных систем.

Для того чтобы отделить разновидности О., стремящиеся получить научные доказательства для своих представлений, от тех его направлений, к-рые этого не делают, М. Труцци предложил пятиразрядную классиф. Он использует термин «протонаучный О.» (proto-scientific occultism) в отношении тех случаев, где признается желательной научная достоверность и предпринимаются попытки ее достигнуть, но где, в силу недостаточности имеющихся фактов, эти притязания не принимаются научным сообществом. Квазинаучный О. (quasi-scientific occultism) охватывает те области, к-рые претендуют на то, чтобы выглядеть научным знанием, хотя для этого в действительности предпринимается мало усилий, как в случае астрологии.

Труцци использует термин «прагматический О.» (pragmatic occultism) для тех областей О., к-рые опираются в своих представлениях на сходные с наукой основания, но вместе с тем не претендуют на статус научного знания. Коллективный мистический О. (shared mystical occultism) относится к мистическим представлениям, подтверждаемым отчетами др. лиц, имевшими сходный опыт личных переживаний, напр. в процессе трансцендентальной медитации. Наконец, личный мистический О. (private mystical occultism) связан с исключительно личным подтверждением мистического представления, когда индивидуум явным для себя образом получает определенного рода откровения от божественных или внеземных существ.

Зусне и Джоунз предложили дополнить набор категорий Труцци категорией философского О. (philosophical occultism). Они описывают его как сходный с прагматическим О. Труцци, за исключением того, что индивидуум, вместо проявления интереса к практ. результатам в реальном мире, фокусируется — при помощи представлений эзотерической философии — на личных результатах, представляющих собой этапы духовного продвижения по пути к совершенству.

Несмотря на все то значение, к-рое совр. наука придает рациональному мышлению, исслед. показывают, что люди обнаруживают такую же склонность к магическому мышлению, как и их первобытные предки. Хотя О. и отражает попытку путем магического мышления понять устройство окружающего мира, в его основе лежат мощные психол. потребности и процессы, к-рые действуют в общем и целом за пределами сознания и часто могут обслуживать потребности в усилении личного могущества и поиске успокоения перед лицом экзистенциальной тревоги. Представляется маловероятным, чтобы люди когда-либо освободились от таких потребностей или от склонности к магическому мышлению.

См. также Парапсихология, Религия и психология

Дж. Элкок

 

Оперантное обусловливание (operant conditioning)

 

Термин О. о. применительно к научению используется в двух значениях. В более узком смысле с ним связывается набор процедур, использующихся при изучении процессов инструментального обусловливания. В более широком и более фундаментальном смысле термином О. о. обозначается общий теорет. подход, к-рый использует эти процедуры и связанные с ними понятия для анализа всего спектра поведения животных и чел.

Оперантные процедуры

Отличительные особенности процедур О. о. можно проиллюстрировать на следующем примере. Крысу помещают в тускло освещенную небольшую клетку, находящуюся в поглощающей звуки и изолированной от внешних источников света комнате. Из одной стены этой совершенно пустой клетки выступает небольшой рычаг, и когда крыса нажимает этот рычаг, в находящуюся рядом с ним чашку падает небольшой шарик пищи. Такое устройство часто называют ящиком Скиннера по имени психолога Б. Ф. Скиннера, к-рый его впервые сконструировал.

Этот пример иллюстрирует одну отличительную особенность, к-рая позволяет наиболее четко отделить оперантные процедуры от др. процедур инструментального обусловливания. Интересующее нас поведение может многократно воспроизводиться обучающимся субъектом. В отличие от процедур, связанных с дискретными попытками, таких, как научение в лабиринте, в к-ром поведение состоит из серии отдельных эпизодов, реагирование в оперантных процедурах не прерывается извне и является свободным.

В связи с возможностью повторного реагирования следует отметить две вытекающие отсюда особенности процедур О. о. Во-первых, реагирование измеряется скоростью появления реакции или ее частотой. Частота реагирования рассматривается в качестве аппроксимации осн. показателя силы реакции — ее вероятности. Наклон кривой, вычерчиваемой по совокупным данным наблюдений, служит прямой мерой частоты реагирования в каждый данный момент времени. Во-вторых, предоставление возможности повторного реагирования позволяет манипулировать взаимосвязями между различными качественными характеристиками реакции (напр., количеством ее повторений или длительностью) и критическим событием, поддерживающим эту реакцию (напр., появлением пищи). Правило, к-рое описывает характеристики реакции, необходимые для возникновения критического события, называется режимом подкрепления. Различные режимы подкрепления вызывают различные паттерны реагирования. Высокая частота реагирования и сложность мн. режимов подкрепления при проведении экспериментов по О. о. требуют обычно использования автоматического оборудования, включая компьютеры.

Оперантная теория

В более широком значении О. о. является одним из подразделов биологии, занимающимся идентификацией средовых детерминант поведения при помощи методов эксперим. анализа. Предполагается, что поведение животных и чел. имеет свои первопричины в окружающей среде. Родовая среда обитания индивида (особи) воздействует на его (ее) поведение через посредство генетических механизмов, действие к-рых суммируется принципом естественного отбора. Этими предшествующими формами поведения занимается эволюционная биология. Прошлое и настоящее окружения индивида (особи) воздействуют на его (ее) поведение через посредство нейрохимических механизмов (до сих пор практически неизученных), действие к-рых суммируется принципом подкрепления. Анализом этих воздействий индивидуальной среды на поведение как раз и занимается О. о.

И принцип естественного отбора, и принцип подкрепления предполагают, что будущее поведение м. б. понято путем изучения последствий прошлого поведения. В случае естественного отбора отбираются те формы поведения (и структуры), к-рые повышают репродуктивную способность. В случае подкрепления усиливаются те формы поведения, за к-рыми наступают критические события и для к-рых был изобретен специальный термин — подкрепления.

Когда средовые детерминанты идентифицированы и описаны их функциональные связи с поведением, в окружение могут вводиться изменения, к-рые могут влиять на направление изменений текущего поведения, подобно тому как генная инженерия может влиять на ход эволюции.

Из базового допущения о том, что поведение всех организмов, включая людей, в конечном счете формируется средой, вытекает ряд методологических следствий. Во-первых, так как люди и животные на протяжении своей эволюции сталкивались с родовой (видовой) средой обитания, к-рая «отбирала» их за способность к модификации поведения в пределах отпущенного им жизненного цикла (т. е. за способность к научению), общая функциональная формулировка принципа подкрепления, по-видимому, выводится из изучения любого широко представленного биолог. вида.

Во-вторых, поскольку изменение в поведении возникает в рез-те контакта организма со своей средой и поскольку родовая (видовая) и индивидуальная среды могут варьировать от одного организма к др. даже при максимально контролируемых условиях, процесс изменения должен изучаться на одном организме. Выводы, осн. на усредненных групп. рез-тах, могут заслонять и искажать поведенческие процессы, протекающие у отдельного индивида (особи).

В-третьих, с учетом того, что рано или поздно будет получено нейрохимическое описание механизмов, лежащих в основе изменений поведения, и в надежде на свою способность воспользоваться этим знанием, О. о. стремится к анализу поведения как продукта одних только предшествующих воздействий среды, без обращения к постулированным на основе логического вывода процессам или структурам. Считается, что теорет. конструкты этого типа отвлекают от задачи эксперим. анализа и квалифицируются как объяснения по форме, но не по существу, поскольку они часто приводят к ошибкам гипостазирования (приписывания отвлеченным сущностям самостоятельного существования) и логической замкнутости.

О. о. пытается разложить взаимодействие между организмом и его средой на последовательность или ситуацию из трех элементов. Рез-том успешного эксперим. анализа является идентификация, с одной стороны, средовых событий (сигнальных, или различительных стимулов), обусловливающих возникновение данного поведения (операнта), и, с др. стороны, средовых событий (подкрепляющих стимулов, или подкреплений), необходимых для приобретения и сохранения этого поведения. Поведение, к-рое требуется для появления подкрепления, называют оперантом, подчеркивая то обстоятельство, что оно действует на складывающуюся в дальнейшем среду, чтобы вызвать определенные последствия.

Наконец, изменения в средовом контроле поведения, возникающие в рез-те О. о., не обязательно ограничиваются характеристиками конкретного стимула и реакции, выявленными в ходе первоначального эксперим. анализа. Как рез-тат О. о., эти изменения чаще всего затрагивают класс стимулов, к-рые контролируют класс реакций.

См. также Модификация поведения, Оперантное поведение, Режимы подкрепления

Дж. У. Донахью

 

Оперантное поведение (operant behavior)

 

Давно известно, что на поведение влияют его последствия. Мы награждаем или наказываем людей, напр., чтобы они вели себя по-другому.

При оперантном обусловливании на поведение тж влияют его последствия, но этот процесс не является научением по методу проб и ошибок. Его лучше всего объяснить на примере. Голодную крысу помещают в частично изолированную от звуков камеру. На протяжении неск. дней при помощи специальной автоматической кормушки ей периодически подаются в лоток шарики пищи. Вскоре крыса бежит к лотку, как только услышит звук работающей кормушки. Из стены камеры выступает небольшой горизонтальный рычаг, к-рый при нажатии фиксируется в крайнем нижнем положении, но сейчас он слегка приподнят для того, чтобы при прикосновении к нему крысы он мог двигаться вниз. При этом замыкается электрическая цепь устройства, управляющего подачей пищи. Сразу после того как крыса съедает полученную т. обр. пищу, она начинает быстро нажимать на рычаг. В этом примере поведение усилилось, или подкрепилось, посредством лишь одного последствия. Крыса не «пытается» что-нибудь делать в тот момент, когда она впервые касается рычага, и не учится на к.-л. «ошибках».

Для голодной крысы естественным подкреплением служит пища, но подкреплением в приведенном примере является звук автоматической кормушки, к-рый был обусловлен в качестве подкрепления тем, что он постоянно сопровождал подачу пищи еще до того, как крыса нажала на рычаг. В действительности звук работающей кормушки вызвал бы наблюдаемый эффект даже при отсутствии подаваемой пищи. Если дальнейшее нажатие рычага больше не будет сопровождаться подачей пищи, крыса перестанет на него нажимать. О таком поведении говорят, что оно было угашено.

Оперант может возникать под управляющим воздействием к.-л. стимула. Если нажатия на рычаг подкреплять при включенном свете и не подкреплять при выключенном, реакции будут осуществляться при свете и чрезвычайно редко, если вообще будут, происходить в темноте. Крыса сформировала различение, или дискриминацию, света и темноты. Когда включается свет, это вызывает ее реакцию, однако такая реакция не является рефлекторной.

Рычаг можно нажимать с различной степенью усилий, и если подкреплять только сильные реакции, крыса станет нажимать на него все сильнее и сильнее. Если подкреплять только слабые реакции, это приведет в конечном итоге к тому, что она станет реагировать лишь очень слабыми нажатиями. Такой процесс называется дифференциацией.

До того как реакция начинает подкрепляться и становится оперантом, она может возникать в первый раз по др. причинам. Если необходимо выработать путем подкрепления к.-л. очень сложную реакцию, к-рая никогда не возникнет самостоятельно, ее можно сформировать путем выделения ее составных частей и подкрепления их по отдельности, с тем чтобы в конечном итоге объединить их в сложный оперант. Подкрепление операнта не только формирует топографию поведения, оно сохраняет это поведение и после того, как был сформирован оперант. В сохранении поведения важную роль играют режимы подкрепления. Если реакция подкрепляется в течение определенного времени, напр., через каждые 5 минут, крыса не станет реагировать сразу после подкрепления, но будет все быстрее и быстрее реагировать по мере приближения следующего подкрепления (режим подкрепления с фиксированным интервалом). Если реакцию подкреплять в среднем каждые 5 минут, но непредсказуемым образом, крыса будет реагировать с определенной степенью постоянства (подкрепление с изменяющимся интервалом). Если такой средний интервал оказывается коротким, темп реагирования будет высоким; если он оказывается длинным, темп реагирования будет низким.

Если реакция подкрепляется после возникновения определенного числа реакций, крыса будет все быстрее и быстрее реагировать по мере приближения к требуемому числу реакций (режим подкрепления с фиксированной пропорцией). Это число может достигать чрезвычайно высоких значений: крыса будет продолжать реагировать, даже несмотря на то, что ее реакции подкрепляются крайне редко. Когда подкрепление осуществляется после нек-рого среднего числа реакций, но непредсказуемым образом, такой режим подкрепления называется режимом с изменяющейся пропорцией. Он знаком нам по игровым автоматам и системам, к-рые созданы по принципу появляющихся время от времени, но непредсказуемых вознаграждений. Необходимое число реакций можно легко увеличивать, и в индустрии азартных игр усредненная пропорция устанавливается т. обр., что противоположная сторона — игрок — в конечном итоге всегда проигрывает.

Подкрепления могут быть положительными или отрицательными. Когда подается положительное подкрепление, оно усиливает («подкрепляет») реакцию; отрицательное подкрепление «подкрепляет» реакцию, когда оно отменяется. Отрицательное подкрепление не является наказанием. Все виды подкрепления всегда усиливают поведение, что передается значением самого слова «подкрепление». Наказание используется для подавления нежелательного поведения. Оно состоит в отмене положительного подкрепления или подаче отрицательного. Наказание осн. на процедуре обусловливания отрицательными подкреплениями. Наказанный чел. действует теми способами, к-рые снижают угрозу наказания, а тж теми, к-рые не связаны с наказуемым поведением.

Отличительная особенность чел. как биолог. вида заключается в том, что его голосовые реакции могут легко обусловливаться в качестве оперантов. У чел. существуют множество разновидностей вербальных оперантов, поскольку его поведение подкрепляется при посредничестве др. людей, к-рые делают множество различных вещей. Такие способы подкрепления, практикуемые в определенной отдельно взятой культуре, составляют вместе то, что принято называть языком. Люди, однако, говорят друг другу то, что им надлежит делать. Мы овладеваем большей частью нашего поведения благодаря помощи такого рода. Мы прибегаем к советам, прислушиваемся к предостережениям, следуем правилам и подчиняемся законам, и наше поведение тем самым осуществляется под контролем последствий, к-рый в иных случаях не оказывался бы столь эффективным. Большая часть нашего поведения оказывается слишком сложной, чтобы происходить с самого начала без такой вербальной помощи. Обращаясь за советом и следуя правилам, мы приобретаем гораздо более обширный репертуар, чем это было бы возможно лишь за счет непосредственного контакта с физ. окружением.

Реагирование в рез-те подкрепления последствиями весьма отличается от реагирования в рез-те полученного совета, следования правилам или подчинения законам. Мы не обращаемся за советом из-за того, что вслед за этим наступит к.-л. конкретное последствие: мы прибегаем к нему лишь в тех случаях, когда выполнение др. совета, полученного из сходных источников, уже имело для нас подкрепляющие последствия. В целом, мы более склонны делать то, что имело бы немедленные подкрепляющие последствия, чем то, что нам просто посоветовали делать.

Врожденное поведение, изучаемое этологами, формируется и сохраняется в силу его значения для выживания индивида и вида. О. п. формируется и сохраняется в силу его последствий для индивида. В отношении особенностей обоих процессов остается немало спорных вопросов. Однако ни в одном из них, по-видимому, не находится места для предварительного плана или цели. В обоих творчество заменяется отбором.

Может создаваться впечатление, что личная свобода также находится в угрожаемом положении. Однако существует лишь чувство свободы, к-рое, в свою очередь, тж зависит от подкреплений. Те, кто реагирует в силу того, что его поведение имело положительные подкрепляющие последствия, обычно чувствуют себя свободными. Им кажется, что они делают то, что им хочется делать. Те, кто реагирует в силу того, что подкрепление оказалось отрицательным, и кто поэтому, избегая или опасаясь наказания, делает то, что должен делать, не испытывают такого чувства. Эти различия никак не связаны с самим фактом свободы.

Эксперим. анализ О. п. привел к разраб. технологии, к-рую часто называют модификацией поведения. Она заключается в изменении последствий поведения — удалении последствий, — к-рые вызвали проблемы, или выработке новых последствий для усиления желаемого поведения. Исторически челов. поведение регулировалось преимущественно на основе отрицательного подкрепления, т. е. людей наказывали, когда они не делали того, что имело подкрепляющие последствия для тех, кто мог их наказать. Положительное подкрепление использовалось гораздо реже, отчасти потому, что его рез-ты оказываются неск. отсроченными во времени по сравнению с наказанием, хотя оно может быть столь же эффективным, как и отрицательное подкрепление, и к тому же вызывает гораздо меньше нежелательных побочных эффектов.

См. также Модификация поведения, Классическое обусловливание, Законы научения Торндайка

Б. Ф. Скиннер

 

Оперативная память (working memory)

 

Фактически все виды психич. деятельности требуют координации нескольких порций информ., нескольких идей, или нескольких сенсорных входов. Людям часто приходится начинать работать над идеями или входными сигналами по одному и лишь затем интегрировать их в целый пакет. Рассмотрим процесс чтения к.-н. длинного предложения: сначала необходимо расшифровать более ранние слова предложения, затем удерживать эти слова в памяти во время работы над следующими словами. Далее, как только распознаны несколько слов, необходимо объединить эти слова для того, чтобы понять целую фразу. Аналогичным образом можно рассмотреть простой план: необходимо сначала определить свою цель, а затем удерживать этот выбор, чтобы сосредоточиться на предшествующих шагах, необходимых для достижения этой цели. Тогда, если эти предшествующие шаги предприняты, нужно обдумать цель снова, чтобы выбрать следующие шаги.

Эти примеры наводят на мысль о взаимодействии мышления и памяти: чтобы уделить внимание одному аспекту проблемы, необходимо отставить в сторону др. аспекты, однако последние должны оставаться доступными, чтобы можно было объединить их в полный пакет. Память, делающая это возможным, называется рабочей, или О. п. Когда информ. используется в текущий момент или может вскоре понадобиться, она сохраняется в О. п. В сущности, О. п. функционирует как внутренний электронный блокнот, хотя эта метафора отводит О. п. слишком пассивную роль. Информ. в О. п. должна быстро поступать в распоряжение пользователя, чтобы облегчить легкий доступ к необходимой информ. Но для того чтобы сделать легкий доступ возможным, объем О. п. должен быть ограниченным (чтобы поиск в этой памяти не составлял труда).

Вторичная память может удерживать огромное количество информ. (а именно все приобретенные чел. знания). Однако, как следствие этого, необходимы значительное время и усилие, чтобы определить местонахождение информ. в этом огромном складе. Предположительно, вторичная память удерживает материал очень долгое время и поэтому в некоторых работах ее называют долговременной памятью (ДП). О. п. необходима для сохранения материала лишь на протяжении времени работы с ним и поэтому в более ранних работах, она описывается как кратковременная память (КП).

Во мн. ранних исслед. О. п. особо подчеркивается ее роль в усвоении нового материала. Несколько принципов яв-ся решающими для понимания этого. Мы склонны обдумывать материал, к-рый только что заметили, и таким образом вновь поступающий материал, несомненно, получает доступ в О. п. Информ. в О. п. легко отыскивается и поэтому, вероятно, сообщается в любом виде тестов памяти. Кроме того, процесс запоминания (т. е. помещения материала во вторичную память) обычно облегчается, если мы понимаем и активно обдумываем подлежащий запоминанию материал (ПЗМ). Эта работа с ПЗМ скорее всего потребует времени и усилий и потому также потребует поддержки О. п. Следовательно, материал, к-рый просто быстро проходит через О. п., вряд ли запомнится, тогда как материал, к-рый находится в О. п. в течение более длительного времени, скорее всего сохранится в памяти, если это время будет потрачено соответствующим образом (т. е. на активную обработку ПЗМ).

Только что услышанный или увиденный материал обычно запоминается достаточно хорошо — явление, названное эффектом новизны. Он отражает тот факт, что этот свежий материал может быть легко извлечен из О. п. Однако если между предъявлением ПЗМ и проверкой запоминания вводится др. задание, эффект новизны разрушается, потому что это промежуточное задание потребует места в О. п., вытесняя ранее поступившие в нее новые элементы. Кроме того, время, в течение к-рого элемент находился в О. п., служит удовлетворительным предиктором вероятности его последующего воспроизведения из вторичной памяти, что согласуется с утверждениями, что помещение материала во вторичную память требует умственной работы и что сама эта работа использует О. п.

Более современные исслед. посвящены выяснению роли О. п. в др. задачах. Мн. из этих исслед. разрабатывали тот известный факт, что объем О. п. несколько варьирует от индивида к индивиду. Поэтому можно получить информ. о функции О. п., задавая вопросы о том, какие задачи или какие процессы облегчаются несколько большим объемом О.п. и какие задачи обходятся меньшим объемом О. п. Напр., исслед. чтения установили решающую роль О. п., о чем свидетельствуют сильные положительные корреляции, наблюдаемые между объемом О. п. (т. е. ее совокупным ресурсом) и различными мерами понимания прочитанного и скорости чтения. Т. о., индивидуум с большим объемом О.п., вероятно, также проявит себя как более эффективный читатель. Сходные результаты были получены при оценке навыков рассуждения.

Эти исслед. привлекают внимание к важности измерения объема О. п. Считается, что, в общем, О. п. удерживает (в среднем) 7 ± 2 единиц информ. О. п., похоже, действительно имеет около 7 ячеек, в к-рых можно разместить информ., но существует гибкость в том, как информ. упакована в этих ячейках. Объем О. п. часто измеряют с помощью задач на объем памяти, в которых испытуемым зачитывают ряд букв или цифр, и они должны сразу же его повторить. Когда ряд состоит из 6 или 7 элементов, задача обычно выполняется безошибочно. При использовании более длинных рядов встречаются ошибки, свидетельствуя о том, что был превышен объем О. п. Тем не менее испытуемые могут избежать этого явного ограничения своей памяти, применяя следующую стратегию. Рассмотрим задачу, в к-рой испытуемому зачитывают ряд букв: «X, О, П, У, Р, А, И, Л...». Вместо того чтобы воспринимать ряд как последовательность букв, испытуемый может представить себе этот ряд как последовательность слогов или, в данном случае, даже осмысленных слов («хоп», «ура», «ил»...). При таком подходе испытуемые будут без особого труда запоминать 21 букву или около того. Организуя ПЗМ в виде более крупных блоков, испытуемые могут весьма эффективно использовать 7 ячеек О. п.

В действительности, объем О. п. отражает объединенный вклад различных компонентов О. п., ибо накопленные данные указывают на то, что О. п. не яв-ся единой и неделимой вещью. Наоборот, О. п. может быть разделена на несколько частей: центральную исполняющую систему, способную выполнять широкий спектр сложных функций, а также многочисленные подчиненные компоненты системы, обеспечивающие кратковременное, довольно механическое хранение информ. Используя подчиненные компоненты как простые хранилища, более мощная исполняющая система освобождается для др., более ответственных аспектов задачи.

Наиболее хорошо понятой из подчиненных компонентов, или подсистем О. п., является фонологическая петля. При использовании этой петли центральная исполняющая система инициирует внутреннее проговаривание ПЗМ. Эта активность посредством внутреннего голоса вызывает запись данной фонетической транскрипции, к-рая загружается в фонологический буфер (внутреннее ухо). Эта запись постепенно затухает, и тогда этот цикл должен быть запущен заново, причем от исполняющей системы опять требуется инициировать действия во внутреннем голосе. Однако внутри каждого цикла функции внутреннего голоса и внутреннего уха выполняются более-менее автоматически, освобождая исполняющую систему для работы с другими функциями.

С этим представлением хорошо сочетается широкий круг данных. Напр., эффективность КП снижается, если ПЗМ фонологически схожи друг с другом. Это отражает смешиваемость этих элементов внутри фонологического буфера, и этот эффект фонологического сходства на самом деле устраняется, если испытуемым не разрешено использовать петлю повторения. (Использование этой петли может быть блокировано, напр., если испытуемых заставляют произносить вслух «та, та, та...» при выполнении основного задания. Такое использование речи занимает контрольные механизмы, необходимые для внутреннего голоса, делая этот ресурс недоступным при использовании в повторении.) Подобным же образом измеренный объем несколько больше для коротких слов, чем для длинных. Это происходит оттого, что внутренний голос способен быстрее произносить короткие слова, позволяя тем самым более эффективно использовать этот ресурс.

Опять же, этот эффект устраняется при запрете использования петли повторения.

Несмотря на впечатляющий прогресс в понимании петель повторения О. п., меньше известно о центральной исполняющей системе О. п. Обычно предполагается, что эта система тесно связан с системами, осуществляющими мониторинг и контроль внимания, а также играет решающую роль в инициировании и координировании действий. Эти функции ясно показывают, что центральная исполняющая система не является памятью в обычном смысле (т. е. это не просто средство хранения информ.). Вместо того чтобы быть хранилищем, центральная исполняющая система осуществляет более активную обработку информ., акцентируя работу, выполненную в О. п.

См. также Устойчивость внимания, Коннекционизм, Память, Процессы поиска и извлечения информации из памяти, Объем памяти, Мнемоника

Д. Райзберг

 

 

Операционализм (operationalism)

 

О. — это требование давать всем используемым в науке теорет. терминам — т. е. тем, к-рые не относятся к чему-либо, что доступно прямому наблюдению, — операциональные определения. Цель О. — освобождение науки от всех метафизических понятий (позитивисты считают их лишенными смысла) и создание условий, при к-рых наука будет формулировать только такие вопросы, на к-рые можно дать эмпирические ответы, и создавать теории, относящиеся только к имеющим «физический смысл» объектам.

Как эмпирики, операционалисты исходят из того, что при обсуждении явлений, к-рые можно наблюдать, никогда не возникает никаких сомнений. Неопределенность возникает в отношении таких теоретических терминов, как «масса», «драйв» (внутреннее побуждение), «тревога» или «суперэго». Ни одно из состояний, описываемых этими терминами, исследователи не могут непосредственно наблюдать, даже притом, что тревогу и голод (как внутреннее побуждение) они наверняка переживали, тогда как два термина — «масса» и «суперэго» — это совершенно абстрактные понятия. При операциональном определении теорет. термин определяется через связывание его с объективно (публично) верифицируемыми операциями измерения или манипулирования, к-рые могут быть выполнены при строго определенных внешних условиях.

Операционалист утверждает, что операциональное определение придает полное значение понятию благодаря связыванию его с однозначно понимаемыми терминами, обозначающими то, что можно наблюдать; все, что сверх этого, — ненаучный «избыточный смысл». Более того, операционалисты подвергают сомнению научную законность любого термина, не поддающегося операциональному определению.

Когда стало очевидно, что трудно, если не невозможно, «операционализировать» все понятия даже в такой науке, как физика, позитивисты постепенно начали отказываться от О. В психологии О. критиковали за чрезмерное сужение предмета психологии, превратившее бихевиоризм в единственно приемлемую систему психологии скорее по причинам методологического характера, нежели благодаря реальным достижениям. Однако операциональное определение понятий остается общепризнанным требованием психол. теории.

См. также Эмпиризм, Позитивизм, Научный метод

Т. Лихи

 

         

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 

     

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

 

Статьи

Все техники и практики 

Музыка для медитаций и расслабления

Вопросы и ответы

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

.

  Твоя Йога Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz