Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.
|
||
Психологическая энциклопедия |
||
Доска бесплатных объявлений. Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!
Наш форум – самый полезный эзотерический форум. Интересно и познавательно. Зайди, задай вопрос или поделись своим мнением! Для нас всё важно. |
Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах (Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
Паранойя (paranoia)
П.
как понятие существует в зап. мышлении с тех пор, как древние греки
образовали это слово из двух: пара («вне») и нойя («разум»). Хотя оно часто
используется как общее слово для обозначения сумасшествия, его глагольная
форма — параносо (paranoso) — означает «думать
неверно» и потому оно отличается по смыслу от др. слов для обозначения
сумасшествия, таких как мания, указывающая на эмоциональное безумие (=
бешенство).
В
1783 г. слово П. было введено в английский язык Уильямом Калленом,
шотландским невропатологом, к-рый следовал употреблению этого слова в
немецком как общего термина для помешательства. В 1818 г. этот термин был
применен Оскаром Хейнротом для обозначения специфического синдрома (наз. тж
немецким словом Verrucktheit, помешательство),
после чего Эмиль Крепелин ввел термин П. в свой учебник 1896 г. (и его более
поздние издания) в качестве назв. большого психоза, отличного от
маниакально-депрессивного заболевания и dementia praecox (шизофрении). Крепелин описал П. как систему
незаметно формирующегося и стойкого бреда преследования, ревности или величия
с включением религии, изобретательства или эротизма, сопровождаемую ясным и
упорядоченным мышлением, волей и действиями, а иногда — ипохондрическими
жалобами. Обычно хроническое, это расстройство может тж быть острым и
доступным лечению.
З.
Фрейд довольно часто использовал предложенную Крепелином классиф. П. в своей
собственной диагностике, квалифицируя П. как психоз защиты от неприемлемых и
вытесненных мыслей и чувств, гомосексуальных по своей природе и проецируемых
на др. людей. Наиболее знаменитым анализом П., проведенным Фрейдом, был
случай Йозефа Шребера, бывшего судьи и президента сената города Дрезденд в
Германии.
Др.
ранними исследователями П. и соотносящихся с ней расстройств были А. Мейер, к-рый
видел в развитии П. постепенную трансформацию личности; Э. Блейлер,
классифицировавший П. как один из типов шизофрении, и И. П. Павлов, к-рый
утверждал, что П. представляет собой передачу анормального сигнала,
улучшающего выработку и повышающего прочность условного рефлекса. К более
поздним исследователям можно отнести Н. Камерона, разделявшего II и параноидные состояния; Т. Миллона, давшего детальное описание
параноидной личности; Свэнсона, Бонерта и Смита, авторов труда о параноидных
расстройствах с психодинамической т. зр.; О. Льюиса, автора краткой истории
использования слов «П.» и «параноид», доказавшего, что их употребляли только
по отношению к симптоматическому, токсическому или шизофреническому
состоянию; К. Колби, разработавшего компьютерную модель параноидных
процессов, основанную на восприятии суждений как злонамеренных, а не
доброжелательных или нейтральных, и Дж. Винокура, к-рый в своем президентском
обращении к Американской психопатологической ассоц. в 1977 г. заменил термин
«параноидные расстройства» (paranoid disorders) термином «бредовое расстройство» (delusional disorder), заявив о бесполезности
продолжения исслед. тонких аспектов бредовых расстройств и о том, что
больные, классифицируемые как параноидные, страдают ничем иным, как бредом.
Исслед.
параноидных и бредовых расстройств знач. усилилось в 80-е гг. Выпуск
«Бюллетеня шизофрении» (Schizophrenia bulletin) за 1981 г. содержал статьи о
различиях в когнитивном стиле, генетических и биохимических параметрах и
структуре личности пациентов, страдающих П. и шизофренией, подрывая, т. о.,
старую позицию в споре о том, должна ли П. считаться подтипом шизофрении.
Между
тем, последовательные редакции DSM отражали и закрепляли
прогресс в этой области, начиная от включения относительно простых рубрик в
первых двух редакциях до сложной категоризации в DSM-III, где диагностические критерии включают
бред преследования, ревности и величия, гнев, идеи отношения, изоляцию и
подозрительность. Типы заболевания включали собственно П., совместное
параноидное расстройство (shared paranoid disorder, или folie a deux) и острое параноидное расстройство (acute paranoid disorder).
В DSM-III-R была официально принята позиция Винокура,
вследствие чего параноидные расстройства были сведены к бредовому
расстройству с устойчивым, лишенным причудливости бредом в качестве
единственного критерия. Типы этого расстройства маркировались традиционными
видами бреда: эротическим, величия, ревности и преследования; были добавлены
соматический и, разумеется, резидуальный типы. Соматический тип отличает от
дисморфофобического и ипохондрического расстройства лишь степень убежденности
больного в том, что что-то происходит с его организмом.
Тип
совместного параноидного расстройства был переименован и классифицирован
заново как индуцированное психотическое расстройство, а острый тип был
определен как «психотическое расстройство без дальнейших уточнений (атипичный
психоз)». Парафрения — легкое расстройство позднего возраста, длительно
описываемое как комбинация признаков и П., и шизофрении, продолжает
оставаться исключенной из официальной системы диагностики.
В
русле этих изменений развертывались новые исслед. бредовых состояний, обычно
показывавшие, что такие состояния трудно определить, измерить или отделить от
др. психол. явлений, в особенности от сильных эмоций. Их содержание
представляется зависимым от ситуации, хотя характерный для них стиль
атрибуции остается относительно стабильным.
Несмотря
на расхождения в истории изучения параноидных и бредовых расстройств, все же
возможно обнаружить ядерную концепцию, сквозную для официальных дефиниций и
описаний, теорет. литературы и данных эмпирических исслед. П. (бредовое
расстройство) — психич. расстройство, характеризующееся наличием стойкого,
лишенного причудливости бреда преследования, величия или др. относимого к
себе содержания, не обусловленного к.-л. др. психич. или органическими
расстройствами. Соц. и супружеское функционирование может нарушаться, хотя
интеллектуальное функционирование и профессиональная деятельность в не
затронутых бредом областях могут оставаться удовлетворительными.
Может
наблюдаться чрезмерно выраженное самозащитное или агрессивное (и
насильственное) поведение, обусловленное бредовыми переживаниями.
См.
также Бредовые расстройства,
Галлюцинации, Параноидная личность, Надежность диагнозов
Э. Д. Шейер
Парапсихология (parapsychology)
П.
представляет собой научное изучение «пси» (родовой термин для различных типов
«психич» феноменов, доступных эмпирическому изучению). Различают в основном 2
формы пси-феноменов: а) экстрасенсорное восприятие (ЭСВ) и б) психокинез
(ПК). ЭСВ — способность получать информ., недоступную органам чувств. Оно
может быть по-разному локализовано во времени, относиться к прошлым
(ретрокогниция) или к будущим (прекогниция) событиям. Традиционно ЭСВ далее
подразделяют на телепатию и ясновидение. При телепатии информацией или
мишенью является чья-то мысль, при ясновидении это — внешнее событие или
объект. Психокинез представляет собой способность мысленно воздействовать на
внешние системы за пределами сферы двигательной активности индивидуума.
Исторический фон
Вера
в психич. феномены так же стара, как и известная нам история человечества.
Даже в соврем. промышленно развитых странах публикуется много сообщений о
наблюдениях пси-феноменов.
Таким
же устойчивым, как вера, является и скептицизм, для к-рого есть 2 основания.
Во-первых, феномены проявляются спорадически и подтвердить их обнаружение
трудно. Во-вторых, феномены не имеют естественного объяснения, к-рое не
противоречило бы нашим здравым представлениям о том, как мы взаимодействуем с
нашей средой.
Подтверждения
пси-процесса носят двоякий характер — количественный и качественный. К
качественным пси-феноменам относятся события, имеющие естественную основу и
представляющие собой спонтанные проявления пси-феноменов в повседневной жизни
(напр., предчувствие надвигающейся катастрофы) и действие поля или феномен
полтергейста (технически — рекуррентный спонтанный психокинез (РСПК)).
Количественным подтверждением пси-феноменов, разумеется, являются
лабораторные данные, полученные с использованием контроля и подвергнутые
статистической обработке.
Наиболее
обширной коллекцией спонтанных эпизодов пси-феноменов в США является собрание
Л. Раина, включающее описание около 15 тыс. случаев. Автор не ставил перед
собой целью подтвердить достоверность описанных событий, а лишь посмотреть,
могут ли эти случаи пролить какой-то свет на пси-процесс и т. о. помочь
сформулировать какие-то плодотворные гипотезы, к-рые затем можно было бы проверить
в лабораторных условиях.
Парапсихологи
обычно признают слабость описания случаев как свидетельства существования
пси-феноменов.
Ранняя
эксперим. работа была сосредоточена гл. обр. на передаче мыслей, или
телепатии.
Первая
серьезная попытка эксперим. изучения пси-феноменов в США была предпринята Дж.
Э. Кувером. Кувер сделал вывод о том, что его результаты не позволяют
подтвердить гипотезу о существовании телепатии. Среди др. ранних
экспериментаторов в американских ун-тах были Троланд и Эстабрукс из Гарварда.
Эксперименты Эстабрукса представляют особый интерес, поскольку в последней
серии, когда индуктор и реципиент находились в разных помещениях, частота
совпадений оказалась достоверно ниже той, к-рую можно было бы ожидать на
уровне случайности.
Эксперименты в
университете Дьюка: систематические исследования
Примерно
в то время, когда Эстабрукс опубликовал результаты эксперим. исследования
телепатии, в Ун-т Дьюка для совместной работы с Уильямом Мак-Дугаллом, давно
интересовавшимся исследованиями пси-феноменов, прибыл Райн.
Райн
поставил целью с помощью математически неоспоримых доказательств ответить на
вопрос о существовании и распространенности ЭСВ.
Среди
его экспериментов по ЭСВ наиболее известна серия Пирса — Пратта. В этом
эксперименте X. Пирс был реципиентом, а Дж. Пратт индуктором.
Работая в двух разных зданиях, индуктор и реципиент синхронизировали свои
часы и установили точное время начала эксперимента. Индуктор выбирал наугад
колоду карточек для ЭСВ из неск. имевшихся в его распоряжении, тщательно
перетасовывал и один раз снимал. Затем он снимал верхнюю карту, клал ее вверх
рубашкой на книгу и держал так в течение одной минуты. По истечении минуты он
брал следующую карту и т. д., пока не были перемещены все остальные.
Реципиент, находясь в одном из помещений библиотеки, пытался идентифицировать
карты, минута за минутой, фиксируя свои данные. Уровень совпадений оказался
выше случайного. Вероятность случайного получения такого результата ниже 1022.
Райн
и его сотрудники провели также крупномасштабные эксперименты с целью
установить возможность психокинеза, в к-рых задачей испытуемых было мысленно
заставить подброшенную монету упасть определенной стороной вверх. После
девяти лет исследований Райн заявил, что имеет достаточно доказательств существования
ПК. Значимыми оказались неожиданные данные о снижении числа попаданий с
течением времени. Данные 18 независимо проведенных экспериментов показали с
высокой степенью достоверности, что в левой верхней четверти листа для
регистрации результатов зафиксирован наивысший процент попаданий, тогда как в
правой нижней — самый низкий. Такое распределение попаданий с течением
времени обозначается как «квартальное распределение» («quarter distribution» (QD)).
Убедившись
в реальности существования пси-феноменов, Райн и его сотрудники задались
целью определить, влияют ли на них такие физ. переменные, как размер и форма
мишеней, а тж пространство и время. Не обнаружив здесь никаких ограничений,
они предприняли поиск связи пси-феноменов с психол. переменными. Стюарт и
Хамфри в лаборатории ун-та Дьюка и Гертруда Шмайдлер в Городском колледже
Нью-Йорка были первыми в изучении корреляции ЭСВ с личностными переменными.
Некоторые подтверждения. Райн и его
сотрудники сделали обзор всех эксперим. работ по пси-феноменам,
опубликованных с 1882 по 1939 гг. и проанализировали сделанные в их адрес
критические замечания. Из 145 работ в 82 были приведены результаты, к-рые
можно считать достоверными на основе статистических критериев, обычно
принимаемых в психол. литературе. Начиная с 1949 г., опубликовано неск. сот
работ, в к-рых сообщается об успешных экспериментах с пси-феноменами.
Исследования процесса
Исследователи,
убежденные в реальности существования пси-феноменов, обратили свое внимание
на работы, к-рые могут пролить свет на природу этого процесса. Эти работы
важны по неск. причинам: а) любое подтверждение каких-то закономерностей в
пси-феноменах будет тж подтверждением их существования; б) поскольку
скептическое отношение во многом вызвано внешней причудливостью пси-феноменов,
понимание их взаимосвязи с др., более хорошо изученными феноменами будет
способствовать снижению их отвержения челов. интеллектом, и в) существенное
понимание процесса обеспечит основу для получения меры контроля или, по
меньшей мере, степени предсказуемости и воспроизводимости.
Г.
Ю. Айзенк высказал гипотезу, согласно к-рой, если ЭСВ является древней и
примитивной формой восприятия, то экстраверты, имеющие более низкий фон
активации коры, должны показывать лучшие результаты по тестам ЭСВ, чем интроверты,
высокий фон корковой активности к-рых неблагоприятен для ЭСВ. Обзор обширной
литературы по П. убедил Айзенка, что экстраверты более успешно справляются с
тестами на ЭСВ, чем интроверты. Позднее Кантамани и Рао опубликовали
результаты четырех серий экспериментов, подтверждающих наличие связи
экстраверсии с ЭСВ.
Др.
личностной характеристикой, связь к-рой с ЭСВ подверглась основательному
исследованию, является нейротизм. Нейротизм, понимаемый как «дезадаптивное
поведение, вызванное тревогой или психол. защитой от тревоги», имеет
тенденцию отрицательно коррелировать с успешностью выполнения тестов ЭСВ.
Вера
в возможность существования ЭСВ предопределяет результаты тестов на ЭСВ. Одна
из первых исследователей, Шмайдлер, разделила своих испытуемых на «овец»,
к-рые верили в возможность существования ЭСВ и «козлов», отвергавших такую
возможность. Она обнаружила, что «овцы» добивались более высокого уровня
совпадений, чем «козлы».
Палмер
опубликовал обзор работ, посвященных сравнению «овец» и «козлов», и нашел,
что в 13 из 17 экспериментов с использованием стандартных методов и анализа,
«овцы» добились лучших результатов по сравнению с «козлами».
Пси-феномены и снижение
сенсорного шума
Большинство
традиционных методов, создающих условия для появления пси-феноменов,
подчеркивают важность суженного внимания и осознавания сенсорного входа.
Парапсихологи экспериментировали с рядом процедур, направленных на повышение
внутреннего сознавания и снижение внешнего внимания. К ним относятся
«ганцфельд» стимуляция (стимуляция целостного поля), гипноз, релаксация и
медитация.
Если
принять во внимание ставшую легендарной неуловимость и досадную
непредсказуемость пси-феноменов, то число успешных экспериментов с
использованием процедуры снижения сенсорного шума обнадеживает. В этом
контексте следует отметить, что стимуляция целостного фона вызывает повышение
активности альфа-волн на ЭЭГ. Медитация и мышечная релаксация сопровождаются
сходными ЭЭГ-эффектами.
В
неск. опубликованных работах по парапсихологии предпринимались попытки
установления связей между данными ЭЭГ-активности и уровнем выполнения тестов
ЭСВ. Результаты свидетельствуют, что пси-феномены коррелируют с уровнем
альфа-активности, а тж со сдвигом частоты альфа-волн до и после эксперимента,
указывая на то, что в основе пси-процесса может быть своего рода
непроизвольное или расслабленное внимание.
Отсутствие пси-феноменов и
дифференциальный эффект
Отсутствие
пси-феномена — это его неверное направление, приводящее к существенному
отклонению от мишени, в к-рую испытуемый сознательно стремится попасть. Райн
считает, что возможным объяснением отсутствия пси-феномена является
«неосознаваемая отрицательная мотивация и, тж неосознаваемые, систематические
когнитивные ошибки». Наблюдения показывают, что испытуемые с негативной установкой
по отношению к пси-феноменам достоверно чаще «промахиваются» мимо мишени. С
отсутствием пси-феноменов положительно коррелируют тж ситуации, вызывающие
фрустрацию, скуку и активирующие интрапсихические конфликты у испытуемых. Эти
данные подтверждают гипотезу о негативной мотивации. Однако, ситуации, когда
испытуемый постоянно попадает мимо мишени или путает один стимульный символ с
другим, лучше объясняются гипотезой о систематической когнитивной ошибке.
Одним
из часто встречаемых пси-эффектов является тенденция к дифференцированному
результату при проведении теста в двух контрастирующих ситуациях, напр., с
двумя разными типами стимульного материала или модусами ожидаемой реакции.
Рао назвал это «дифференциальным эффектом».
Отсутствие
пси-феномена вообще и дифференциальный эффект в частности указывают на
двунаправленную природу пси-феноменов. Именно эта двунаправленность делает их
неуловимыми и невоспроизводимыми.
По
той же самой причине любая надежда на достижение предсказуемости должна
неразрывно связываться с пониманием механизмом, участвующих в самозашумлении
пси-процесса.
Теории пси-феноменов
Часто
приходится слышать, что П. не имеет своей собственной парадигмы и что ее
данные конфликтуют прежде всего с тем, что Кун называет «нормальной наукой».
Это, однако, не означает, что в этой области отсутствуют теории.
До
настоящего времени парапсихологические теории в основном пытались объяснить,
как пси-процесс может функционировать относительно независимо от ограничений,
накладываемых пространством и временем. Эти теории представляют собой
виталистическую модель. Нек-рые теоретики выражали надежду на то, что
использование принципов естественных наук окажется достаточным для объяснения
природы пси-процесса. Третья, акаузальная модель, принципиально отказывается
от понятия взаимодействия испытуемого и мишени. Наиболее известной теорией из
этой группы является концепция Юнга о синхронистичности, постулирующая
некаузальное связывание двух событий значащим (можно даже сказать —
многозначительным) образом.
В
последние годы две теорет. концепции, получившие известность, привели к
весьма важным эмпирическим исслед. Стэнфорд предложил «модель соответствия
поведения» («conformance behavior model»). Согласно
этой модели, НС или мозг является сложным генератором случайных событий
(ГСС). Участник эксперимента на ЭСВ (или экспериментатор), в силу наличия
желания или необходимости добиться успешного результата, является
«предрасполагающей системой». Предрасполагающая система при благоприятных
обстоятельствах оказывается условно связанной с ЭСВ таким образом, что выход
информации одного участника начинает соответствовать предрасположенности
другого. Когда проявляется такое соответствие поведения, ЭСВ начинает
существовать. Стэнфорд считает, что его теория превосходит уровень простого
описания и имеет предпосылки для экспериментальной верификации.
Обсервационные
теории пси-процессов используют в качестве аппарата квантовую физику;
наиболее известна здесь модель Уолкера. Теория Уолкера, являющаяся
расширением его теории сознания, осн. на понятии скрытых переменных в
квантовой механике. Постулируется, что скрытые переменные примиряют
требования детерминистических и стохастических концепций разложения вектора
состояния. Предполагается, что эти скрытые переменные в принципе недоступны
измерению физ. методами и функционируют независимо от ограничений
пространства и времени.
Критика
Хотя
главной проблемой парапсихологов является трудность нахождения своей теорет.
парадигмы, их критики таких затруднений не испытывают и с легкостью находят
для каждого случая свои гипотезы для объяснения эфемерности существования
«мнимых» пси-феноменов. Если мир есть то, что мы о нем думаем, то
парапсихологические события не должны происходить. Поэтому в основе любого
заявления о существовании пси-феномена при тщательном изучении должны
обнаружиться ошибка или обман.
Одним
из наиболее острых критиков пси-феноменов был Прайс. Прайс соглашается с тем,
что результаты нек-рых экспериментов с ЭСВ не могут быть опровергнуты ссылкой
на «технические, статистические ошибки и непреднамеренное использование
сенсорных стимулов», но поскольку ЭСВ несовместимо с научной теорией, эти
результаты следует приписать «преднамеренному обману или наличию неглубоких
патологических состояний» у этих исследователей.
Несмотря
на тот факт, что Прайс позднее отказался от своих обвинений и принес свои
извинения Райну, критика исслед. пси-феноменов во многом продолжает исходить
из возможности обмана со стороны испытуемого или экспериментатора.
Утверждения
о наличии пси-феноменов, как и их критика, поднимают интересные для социол. и
философии науки вопросы — как мы делаем науку и что в ней является
доказательством. Критика в адрес П. совершенно необычна для др. наук.
Аргументы критиков гласят, что поскольку П. провозглашает действительными
необычные факты, это дает им право требовать необычных доказательств.
Поскольку пси-феномены трудно воспроизвести и привести в соответствие со
всеми остальными нашими познаниями об окружающем мире, похоже, что требования
больших и лучших доказательств будут сохраняться.
См.
также Экстрасенсорное восприятие,
Псевдопсихология
К. Р. Рао
Парасимпатическая нервная
система (parasympathetic nervous system)
П.
н. с. — один из отделов автономной НС; др. ее отдел — симпатическая НС. П. н.
с. состоит из нейронов, клеточные тела к-рых расположены в стволе мозга и в
крестцовых сегментах спинного мозга. Эти нейроны относятся к типу
преганглионарных нейронов, т. к. все имеют синапсы в ганглиях, находящихся
или внутри, или около иннервируемого органа. Аксоны преганглионарных нейронов
черепного отдела нисходят к локальным ганглиям, постганглионарные волокна
к-рых иннервируют сердце и внутренние органы грудной и брюшной полостей,
тогда как нейроны крестцового отдела иннервируют гениталии и органы полости
таза. Роль постганглионарного синаптического медиатора в П. н. с. выполняет
ацетилхолин.
В
функционировании автономной НС П. н. с. доминирует в периоды отдыха или
релаксации. Восстановление запасов энергии и замедление метаболизма, к-рые
имеют место во время доминирующей активности П. н. с., наз. анаболизмом. В
течение такого периода понижаются функции сердечно-сосудистой системы:
снижается частота сердечных сокращений и уменьшается ударный объем
(количество крови, выталкиваемое сердцем за одно сокращение). Кровоток по
периферии в это время минимален, но кровоток в желудочно-кишечном тракте и
др. органах брюшной полости усилен. Эти реакции во многом противоположны тем,
к-рые наблюдаются во время преобладания активности симпатической НС.
См.
также Центральная нервная система,
Симпатическая нервная система
Р. М. Стерн
Пассивно-агрессивная
личность (passive-aggressive personality)
DSM-IV подчеркивает в качестве
главной характеристики П.-а. л. сопротивление требованиям других к
надлежащему поведению. Лица с этим расстройством своим поведением выражают
форму скрытой агрессии, проявляющейся в промедлении, упрямстве, забывчивости
и неэффективности. Их тж отличает импульсивная капризность, раздражительная
мрачность и ворчливый, недовольный, угрюмый, несговорчивый и критиканствующий
пессимизм. Часто страдающие и недовольные, эти люди постоянно предъявляют
неконкретные жалобы и всегда не удовлетворены ни своими действиями, ни
поведением окружающих. У них налицо постоянный конфликт между зависимостью и
отстаиванием своих прав, к-рый выливается в проявляющуюся во всем
амбивалентность и частые, внезапные смены настроения. Межличностные отношения
отягощены ссорами и разочарованиями, постоянно провоцируемыми их характерными
жалобами и капризным, раздражительным поведением.
Т.
Миллон предложил систему операционализации этого расстройства в рамках теории
биосоциального научения. Для идентификации данного синдрома сформулированы
следующие диагностические критерии.
1.
Лабильная аффективность (напр. часто раздражителен, демонстрирует
переменчивую подавленность, легко фрустрируется и дает эмоциональные
вспышки).
2.
Поведенческое упрямство (напр. часто демонстрирует пассивную агрессивность,
всем недоволен, все критикует; находит удовлетворение в том, чтобы
обескураживать других и портить им удовольствие).
3.
Неудовлетворительный Я-образ (напр. говорит о том, что его не понимают,
недооценивают и унижают другие; обычно пессимистичен, рассержен и разочарован
жизнью).
4.
Недостаточные регуляторные механизмы (напр. выражает скоротечные мысли и
импульсивные эмоции в некорректированной форме; внешние раздражители вызывают
капризные и нерешительные реакции).
5.
Межличностная амбивалентность (напр. конфликтный и нестабильный рисунок соц.
ролевого поведения, в особенности зависимой подчиненности и напористой
независимости; совершает непредсказуемые поступки и надувается без к.-л.
причин, вызывая эмоциональный дискомфорт у окружающих).
См.
также Руководство по диагностике и
статистической классификации психических расстройств, Расстройства личности
Т. Миллон
Пасторское
консультирование (pastoral counseling)
П.
к. яв-ся совр. и психологически утонченной формой религиозного
попечительства. Обычно предлагаемое священниками, раввинами, капелланами либо
др. церковнослужителями, П. к. пытается соединить методы квалифицированного
консультирования с пониманием и применением моральных норм и духовных
ценностей религии.
В
противоположность термину религиозное консультирование, к-рое не ограничено
деятельностью христианских пасторов или системами верования Запада, термин П.
к. обычно ограничивают пределами помощи, предоставляемой теми
церковнослужителями, чья вера основана на иудейско-христианских традициях.
Библия
полна примерами мужчин и женщин, посвятивших себя служению Богу, к-рые
вдохновляли, руководили, поддерживали, ставили перед лицом происходящего,
утешали, советовали и др. способами помогали людям, испытывавшим нужду. На
всем протяжении христианской эры пасторы и др. религиозные деятели были
заняты тем, что получило известность как четыре пасторские функции: а)
исцеление (возвращение отдельных людей к цельности и руководство ими для
того, чтобы они вышли за пределы их прежнего состояния; б) поддержка (помощь
страдающим людям переносить боль и быть выше обстоятельств): в) руководство
(содействие зашедшим в тупик людям в те моменты, когда они стоят перед
трудными решениями); г) примирение (восстановление отношений между людьми и
между человеком и Богом).
Совр.
пасторское консультационное движение началось в 1920 гг. как реакция, с одной
стороны, на традиционное теологическое образование, к-рое уделяло мало
внимания практ. и пасторальным моментам, а с др. стороны, на методы
психиатрического лечения, в к-ром религиозные перспективы исцеления занимали
очень небольшое место.
Клиническое
пасторское образование (Clinical Pastoral Education, СРЕ) развилось в высокоорганизованное
движение. Большая часть его работы состоит в обеспечении норм и директив для
подготовки пасторских консультантов; в демонстрации как персоналу больниц,
так и теологическим педагогам того, что вовлеченность пасторов в лечение
психол. и физ. болезней вполне уместна; в исслед. способов, к-рыми могут быть
связаны теология и психол. науки; и в демонстрации того, что личностное и
духовное развитие семинаристов, по крайней мере, столь же важно, как и
интеллектуальный тренинг для священника.
Пасторские
консультанты всех теологических убеждений имеют дело с личностными, соц.,
брачными, семейными и религиозными проблемами. Особое внимание в П. к. уделяется
совладанию с имеющимися проблемами, помощи страдающим людям и предоставлению
духовного руководства.
П.
к. происходит не только в церковной обстановке, но тж в больничных палатах,
тюремных камерах, домах прихожан, пунктах питания для бездомных, военных казармах
и в помещениях, снимаемых для гражд. панихиды. Капелланы в больницах и в
армии обычно идентифицируют себя как пасторских консультантов, так же
поступают капелланы в колледжах и в спортивных командах высшей лиги.
Когда
П. к. стало более популярным, а его эффективность получила большее признание,
все больше пасторов стало замечать, что они просто завалены просьбами о
консультировании. Для удовлетворения этих потребностей возникло неск.
очевидных тенденций внутри пасторского консультационного движения. Они
включали растущее общение и взаимодействие между пасторами и специалистами в
сфере помогающих профессий; разраб. улучшенных программ подготовки в
семинариях; стимулирование мирского консультирования в рамках и средствами
местного прихода; создание пасторских консультационных центров; рассмотрение
способов, к-рые могли бы содействовать предупреждению проблемы силами церкви
или синагоги; возрастающее использование проповедей и небольших учеб. групп
как способов поддержки психич. и духовного здоровья, и разраб. фильмов,
семинаров и учеб. программ, к-рые могли бы дополнить, заменить или
предотвратить необходимость в консультировании.
См.
также Консультирование, Религия и
психология
Г. Р. Коллинз
Пасынки и падчерицы (stepchildren)
Исслед.
показывают, что вхождение отчима в не имевшую прежде отца семью оказывает
положительное влияние на когнитивное и личностное развитие мальчиков; влияние
же на когнитивное и личностное развитие девочек остаются практически
неизученными. В одном обсервационном исслед., посвященном анализу
взаимоотношений в семьях с отчимами, неполных семьях с разведенными матерями
и полных семьях, мальчики в семьях с отчимами демонстрировали более
компетентное соц. поведение в сравнении с мальчиками из полных семей. В
отличие от этого, у девочек в семьях с отчимами наблюдался более высокий
уровень тревожности в сравнении с девочками из полных семей. Мальчики
выражали более теплое отношение к своим отчимам в сравнении с девочками.
Мальчики в семьях с отчимами тж имели тенденцию демонстрировать более зрелое
поведение в отличие от мальчиков из неполных семей с разведенными матерями.
В
одном из недавних исслед., посвященных сравнению детей, находящихся под
опекой разведенных отцов, детей из семей с мачехами и полных семей, были
обнаружены определенные устойчивые половые различия — наблюдавшиеся мальчики
оказались менее компетентными в соц. взаимодействии как со своими мачехами,
так и с биолог. отцами, в сравнении с девочками. В сочетании с данными,
собранными Сэнтроком и его коллегами по семьям с отчимами, возникает
интригующий сценарий, в к-ром играет роль пол ребенка, пол родителей-опекунов
и тип семьи с неродным родителем. В первые годы образования смешанной семьи
дети сталкиваются со множеством изменений, переустройств и возможностью
формирования новых привязанностей. Подобное нарушение равновесия, создаваемое
повторной женитьбой отца, по-видимому, оказывает положительное влияние на их
дочерей, но отрицательное влияние на их сыновей. Его дети уже пережили по
меньшей мере одно травмирующее изменение в своей жизни, то есть, разрушение
брака своих прежних родителей. Спустя несколько лет после развода мальчики,
оказавшиеся под опекой своих отцов, оказываются лучше адаптированными, и то
же самое можно сказать о девочках, оказавшихся под опекой своих матерей.
Приход в семью мачехи может вызывать конфликт у мальчика, а приход в семью
отчима может приводить к аналогичным последствиям у девочек.
См.
также Развод, Отношения
«родитель—ребенок»
Дж. Сэнтрок
Педагогическая оценка (educational assessment)
Под
П. о. понимается психол. (или психопедагогическая) оценка, проводимая в связи
с принимаемыми в школе решениями. Ее объект может варьировать от ребенка в
школе до ситуативных аспектов образовательной среды или планирования и
пересмотра программ. Чаще всего объектом П. о. становится отдельный ученик, и
оцениванию может подвергаться либо его учеба, либо его поведение в классе.
Оценка ученика проводится с учетом истории жизни и особенностей ребенка,
характера заданий, с к-рыми он должен справиться, и всех релевантных аспектов
домашней и школьной обстановки.
П.
о. отличается от др. видов оценки не только ориентацией на школьную среду, но
и своей методологией. Эти методологические различия могут выражаться в более
широком использовании оценочных (рейтинговых) шкал, обсервационных методов,
критериально-ориентированных мер и «динамических» (тест — обучение — тест)
подходов, чем в случае традиционной психол. оценки, ориентированной на черты
личности и ее динамику.
П.
о., возможно, более, чем любая др. область оценки, оказалась подверженной
влиянию правовых действий и судебных решений, отражающих текущие настроения
об-ва и культурные традиции. Сегодняшнее законодательство требует, чтобы
оценивание проводилось на родном языке ребенка с помощью отвечающих
конкретным целям средств измерения, применяемых специально обученными
профессионалами, к-рые должны ориентироваться на измерение предполагаемых
способностей, а не мешающих обучению недостатков. Закон тж открыл для
потребителя доступ к протоколам проводивших оценку специалистов, так что
теперь любые зафиксированные на бумаге сведения м. б. затребованы родителями,
старшими детьми или их адвокатом для ознакомления.
Возникли
споры, во-первых, по поводу того, что принимать за интеллект и можно ли его
оценить используемыми в настоящее время тестами; во-вторых, насколько вообще
оправдано измерение интеллекта (или, говоря иначе, яв-ся ли интеллект
релевантной переменной по отношению к обучению) по сравнению с
альтернативами, предлагающими оценивать способность к научению как
динамический процесс. Еще одно альтернативное предложение состоит в том,
чтобы оценивать различные виды компетентности, связанные с конкретными
прогнозирующими критериями, такими как профессиональная успешность.
Мак-Клелланд
описал избыточность оценки способности к научению через использование мер,
требующих совершенного владения оцениваемыми умениями. Это составляет дилемму
пед. измерения в отношении популяций, чей опыт и возможности либо ограничены,
либо отличаются по сравнению с культурным большинством, представленным в
школьной системе. Ньюленд представил данные, позволяющие утверждать, что
столь часто цитируемые различия в IQ между группами учеников с
благополучной и неблагополучной ситуациями развития отражают уровень
выполнения тестов, ориентированных на оценку достижений, хотя такие различия
существенно сокращаются при использовании тестов для получения информ. о
когнитивных процессах. Такие данные находят свое выражение в растущем
интересе к недискриминационному оцениванию, т. е. в попытках разраб. и
обосновать методы, к-рые, с одной стороны, не лишали бы отдельных учеников из
групп меньшинств возможности продемонстрировать присущие им способности, а с
др. — давали бы значимую для образовательного планирования информ.
Планирование
и оценка образовательных программ — это относительно новая и быстро
развивающаяся сфера деятельности для специалистов в области П. о. Так как
сейчас в школьную систему привлекается все большее число психологов и
одновременно расширяется круг их супервизорских обязанностей, соответственно
растет потребность в ознакомлении их с системными подходами и методами
принятия крупномасштабных решений.
Наконец,
еще одной областью исслед., к-рая в перспективе может оказать положительное
воздействие на развитие П. о., яв-ся экологическая психология. К
измерительным инструментам, сконструированным с экологической т. зр.,
относятся методика психоситуативной оценки и Методика оценки для прямого
применения с Картой стратегий обучения в классе (Assessment Procedure for Direct Application to the Classroom Instructional Strategy Sheet) — обе неформальные, а тж
стандартизированный (требующий кодировки данных) подход Уэйлера, Хауза и
Стэмбоу, представленный в «Экологической оценке проблемного поведения
ребенка» (Ecological assessment of child problem behavior). Отличительный признак
экологического подхода к оценке — акцент на естественнонаучном
(«натуралистическом») наблюдении, при к-ром оценщик минимизирует
вмешательство в происходящее и фиксирует в протоколе естественный ход
событий.
См.
также Прогноз академической
успеваемости студентов, Результаты обучения (I, II), Тесты для отбора кандидатов,
Тестирование и законодательство
К. Ш. Лидц
Педагогическая психология
(educational psychology)
Для
того чтобы понять сущность П. п., нужно познакомиться с ее истоками.
Основание П. п. составляет философия и практика образования. В первой
половине XIX в. теоретики образования проявили
повышенный интерес к качеству обучения и к программам подготовки учителей. Со
временем эти вопросы стали средоточием усилий многих пед. психологов.
Швейцарский педагог И. Песталоцци, к-рого называют отцом современной
педагогики, одним из первых указал на необходимость специальной подготовки
учителей. Его теорет. разработки, включ. положение о важности гуманных чувств
и доброжелательной атмосферы при обучении детей, привели к созданию пед.
училищ для подготовки учителей. И. Гербарт сформулировал учение об
апперцепции и указал на то, что необходимо соотносить старый опыт с новым и
уделять внимание последовательности в изложении учебного материала. Третьим
теоретиком в области образования был Ф. Фребель, имя которого связывают с
организацией в 1837 г. движения по созданию в Германии детских садов и с
популяризацией таких понятий, как внутренняя активность, преемственность,
самовыражение, креативность, физ. и умственное развитие. Хотя эти трое
первопроходцев иногда подвергались критике за использовавшиеся ими методы, им
отдают должное за выделение развития в качестве существенной части психологии
обучения и воспитания.
Качество
и теорет. основы обучения продолжали привлекать внимание лидеров пед. мысли
на протяжении оставшейся части XIX в. В 1899 г. У.
Джеймс акцентировал внимание на прагматических аспектах психологии,
одновременно предостерегая учителей против ожидания слишком многого от этой
научной дисциплины. Джеймс посвятил значительную часть своей карьеры
посредничеству между психологией и педагогикой.
В
начале XX в. М. Монтессори реализовала свою программу
образования, к-рая сочетала труд и игру для маленьких детей. Приблизительно в
то же время Дж. Дьюи, работавший в Чикагском университете, основал свою
экспериментальную школу с разработанной им программой обучения,
центрированной на ученике.
Внимание к научным и
прикладным вопросам. Научный, эксперим. аспект, характерный для пед.,
психологии, хотя и прослеживается до Вильгельма Вундта, все же традиционно
связывается с работами Э. Л. Торндайка, к-рый заслужил титул «отца
педагогической психологии». Торндайк в большей степени, нежели любой другой ее
представитель, определил развитие пед. психологии на начальном этапе ее
становления. Он заявлял, что его цель — применить «методы точных наук» к
проблемам обучения.
Ч. X.
Джадд (1873—1946), современник Торндайка, также признается как ученый,
внесший не менее весомый вклад в начальное развитие П. п. Ван Флит (1976)
отмечает, что Джадд, ученик Вундта, составлял яркую противоположность
Торндайку. В то время как Торндайк и его ученики были поглощены теориями
научения, экспериментами с животными и количественным представлением данных,
Джадд со своими учениками сосредоточился на преобразовании самой сферы
образования: его содержания, организации, политики и практики. Этот интерес к
организации школ привел Джадда к разработке рекомендаций по созданию младших
средних школ (junior high school), а также неполных колледжей (junior colleges), и к сосредоточению на
создании условий плавного перехода детей из начальной школы в среднюю и из
средней школы в колледж. Джадд также подчеркивал необходимость демократизации
образования: за время его профессиональной деятельности доля детей,
посещавших среднюю школу, выросла с 7 до 75%. Джадд сфокусировал свою
эксперим. и теорет. работу на содержании школьных предметов и наиболее
эффективной методике их преподавания. Он очень критически относился к всяким
исслед., не переносимым напрямую на обучение в том виде, в каком оно
происходило в школе.
Торндайк
и Джадд создавали полюсность, к-рой суждено было стать осн. характеристикой
последующих направлений и лидеров пед. психологии. Так, направление,
ориентированное на теорию научения и измерения в лабораторных условиях, с
одной стороны, и направление, ориентированное на реформирование школы и
учебных программ, с др. стороны, развивались все более независимо друг от
друга, без сколько-нибудь заметных тенденций к интеграции. Такое явное
разобщение прослеживалось не только в публикациях и официальных мероприятиях,
но и в отношениях между разными пед. институтами, факультетами психологии и
кафедрами П. п. Ирония в том, что дисциплина, открыто заявившая о своем
предназначении интегрировать психологию с педагогикой, часто была
пространственно отдалена от места работы профессиональных психологов и
отвергалась на теорет. уровне профессорско-преподавательским составом пед.
институтов. Над П. п. нависла угроза превращения в узкую концепцию научения,
к-рую критиковали, а то и полностью отвергали как педагоги, так и психологи.
Последствия для пед. практики свелись к преимущественному занятию
аттестацией, повышением профессионального уровня учителей и разработкой
учебных программ и планов, причем без проявления сколько-нибудь серьезного
интереса к теорет. или психол. основам.
Изучение
развития чел. — широко признаваемое сегодня в качестве важной составляющей П.
п. — напрямую прослеживается до работ Г. С. Холла, занимавшегося в основном
изучением отрочества и юношества, и А. Гезелла, изучавшего и объяснявшего
развитие в первые годы детства. Их работы отражают опору на полевые
наблюдения, результаты опросов и интерпретации неэкспериментальных данных.
Холл и Гезелл были больше ориентированы на приобретение практ. знаний, чем на
создание научных теорий. В силу ненаучного характера их собственных работ и
работ большинства их коллег, область изучения детей оказалась подверженной
мощной критике.
Дискуссионные вопросы:
содержание и статус. Полемика по поводу должного содержания курсов и
учебников в области П. п., начавшаяся перед выходом в свет книги Торндайка,
стала излюбленным занятием психологов и педагогов. В попытках определить
границы этой дисциплины, за прошедшие годы было проведено огромное количество
аналитических обзоров и опросов.
Многочисленные
исслед., предназначенные оценить содержание курсов и учебников по П. п. на
протяжении последних 70 лет, обнаружили поразительную разнородность этой
дисциплины.
Вопрос,
связанный с разнородностью содержания, — и столь же старый (но сохраняющий
остроту до сих пор), как и вопрос о границах, — заключается в том, можно ли
считать П. п. полноправной дисциплиной? По утверждению Осубеля, хотя и
приходится, к сожалению, констатировать, что многие учебники по П. п.
содержат лишь чуть больше «разбавленного водой содержания общей психологии»,
все же П. п. является полноправной дисциплиной. Он смотрел на эту науку как
«на особую ветвь психологии, занимающуюся изучением характера, условий,
результатов и оценок школьного обучения», а также включающую наряду с этим
анализ специальных вопросов, касающихся всех когнитивных, аффективных,
мотивационных, личностных, соц. и связанных с возрастным развитием
переменных, к-рыми могут управлять педагоги и разработчики учебных программ.
Он рассматривал П. п. как прикладную дисциплину и заявлял, что она выделяется
из психологии своим специфическим фокусом на проблемах школы и класса.
Осубель также утверждал, что проблемы обучения в классе не могут быть
разрешены простой экстраполяцией «законов базисной науки [психологии],
которые были выведены на основе лабораторных исследований... научения».
Другие
отстаивали мнение, что П. п. представляет собой всего лишь собрание психол.
теорий, помещенных в пед. контекст. Свежесть подобных критических
высказываний, в сочетании с быстротой и пылкостью их опровержений с др.
стороны, служит доказательством тому, что обоснованность этой дисциплины
нельзя считать решенным вопросом. Дискуссии, связанные с измерением научения,
бесспорно поддерживают активную жизнь в области П. п.
В
1982 г. почти 14% членов Американской психологической ассоциации
зарегистрировались как пед. психологи и сохранили членство в отделении 15 (П.
п.) внутри национальной ассоц. История этого отделения отражает картину
борьбы, противостояния и сопротивления, к-рая была всегда характерна для П.
п. Хотя члены отделения 15 преимущественно связаны с ун-ми и
исследовательскими центрами, довольно большую группу пед. психологов можно
обнаружить в учреждениях, более тесно связанных с преподавательской и учебной
деятельностью на уровне школ.
См.
также Теория обучения, Законы научения
Торндайка, Результаты обучения (I, II)
М. М. Клиффорд
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
|
***
Метафизические (психологические) ***
Метафизические (психологические) ***
***
Как ослабить или снять, влияние стресса? ***
***
***
Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!
|
Музыка для медитаций и расслабления Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"
|
Рассказы, сказки, стихотворения.
. |
|
|