Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.
|
||
Психологическая энциклопедия |
||
Доска бесплатных объявлений. Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!
Наш форум – самый полезный эзотерический форум. Интересно и познавательно. Зайди, задай вопрос или поделись своим мнением! Для нас всё важно. |
Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах (Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
Педиатрическая психология
(pediatric psychology)
П.
п. находится на пересечении психологии развития (developmental psychology), психологии здоровья и детской
психопатологии. Этот термин был предложен Л. Райтом в 1967 г., когда он
определил педиатрического психолога как «любого психолога, работающего
преимущественно с детьми в условиях медицинского учреждения, не являющегося
психиатрическим по своему профилю». «Журнал педиатрической психологии» (Journal of Pediatric Psychology) определяет П. п. как
«междисциплинарную область, адресующуюся к полному спектру физического и
психического развития, проблемам здоровья и болезни, затрагивающим детей,
подростков и их семьи».
Потребность
в этой области психологии впервые обозначил в 1930 г. педиатр Дж. Андерсон.
Первым психологом, предложившим тесный союз психологии и педиатрии, стал Дж.
Каган, сделавший это в совместной с Л. Райтом статье 1967 г. в журнале
«Американский психолог» (American Psychologist), дата публикации к-рой принята за
официальную дату рождения этой области. Общество педиатрической психологии,
образованное в 1968 г., яв-ся 5-й секцией 12 отделения Американской
психологической ассоциации.
П.
п. отличается от детской психологии тем, что вмешательство здесь обычно носит
мед., а не психиатрический характер. Большая часть работы в области П. п.
проводится в университетских мед. центрах, однако эта область постепенно
вышла за пределы клиник высших учебных заведений в общественные больницы, а
также пункты первичной мед. помощи частных групп мед. специалистов и
индивидуально практикующих врачей.
Потребность
в этой области явилась следствием успехов детской медицины, а также прогресса
в педиатрии и в психологии. Оборотной стороной способности врачей спасти
жизнь большему числу детей яв-ся рост показателей заболеваемости. Прогресс в
медицине привел к тому, что мн. из ранее неизлечимых болезней приобрели
характер хронических заболеваний, в результате чего возросло число детей,
к-рые вынуждены справляться с резидуальным дистрессом, длительными или
постоянными процедурами лечения и его последствиями. Каждый такой ребенок
включен в структуры семьи, служб здравоохранения, образовательных учреждений
и общины, и все эти структуры испытывают на себе влияние состояния физ. и
психол. здоровья ребенка.
Педиатры
особенно близко подошли к пониманию того, что эффективное лечение болезни
требует обращения к поведенческим, психол. и соц. вопросам. Исслед.
показывают, что более половины посещений педиатра сопряжены с проблемами в
поведении или учебе, что 2/3 детей, находящихся под наблюдением педиатра,
могла бы оказать пользу психиатрическая консультация, и что часто
оказывающиеся в больницах дети с большей вероятностью имеют психиатрические
симптомы, проблемы с обучением или поведенческие расстройства.
Педиатрический
психолог функционирует как член медицинской бригады и может выполнять
вспомогательную, консультативную роль или быть равноправным ее членом.
Услуги, предоставляемые
педиатрическими психологами
Психологическая оценка. В контексте мед.
окружения, в оценке нуждаются не только чисто психол. факторы, наряду с этим
внимание должно уделяться медицинскому статусу ребенка, его влиянию на
поведение ребенка, его психол. воздействию, и требованиям процедур лечения и
их воздействию на ребенка. Оценке подлежат релевантные семейные факторы,
включая соц. и финансовые ресурсы, отношение к здоровью, изменения в семье,
вызванные болезнью, и взгляд семьи на эту болезнь. Релевантными являются
переменные системы здравоохранения, в т. ч. доступность мед. помощи и
функционирование пациента и семьи в рамках этой системы, а также переменные
более широкого социокультурного окружения (напр., существующее в культуре
отношение к какому-либо конкретному диагнозу, такому как СПИД).
Помощь в следовании
предписаниям врача. Одна из часто выполняемых педиатрическим
психологом ролей связана с оказанием пациенту помощи в соблюдении мед.
предписаний. Несмотря на то, что следование предписаниям врача яв-ся
проблемой всей мед. психологии, П. п. особенно часто имеет дело с пациентами,
к-рые могут не понимать необходимости в своем лечении и находиться под
влиянием связанных с возрастом потребностей в достижении независимости,
противостоящих необходимости в повиновении требованиям врача. В этой роли
психолог может рассматриваться в качестве агента мед. системы, работающего на
благо пациента.
Управление болью. Психологи
располагают умениями, могущими служить альтернативой или дополнять
фармакологические способы управления болью (pain control). Для предупреждения боли могут
использоваться такие методы, как обучение релаксации, релаксация на основе
биолог. обратной связи и гипноз.
У
детей боль может приводить к возникновению различных форм поведения
(раздражительности, стремления к уединению или регрессии). В качестве
поведенческих экспертов, педиатрические психологи могут работать в
сотрудничестве с другими мед. специалистами в проблемах распознавания и
реагирования на боль наиболее подходящим и эффективным образом.
Лечение психогенных
заболеваний. Врачи испытывают разочарование и нередко досаду, когда обнаруживают у
своих пациентов психол. «обусловленные» заболевания. Врач понимает, что такое
заболевание не имеет органической основы, однако почти не располагает
инструментами для оказания помощи пациенту, переживающему явный дистресс. В
свою очередь пациенты, как правило, убеждены в «реальности» их заболевания, и
также начинают испытывать досаду и разочарование, когда игнорируется или
принижается их дистресс. Когда врач рассматривает психолога как члена бригады
здравоохранения, это способствует укреплению доверия пациента к системе,
к-рая относится к лечению его дистресса с должной серьезностью.
Этика и защита интересов
ребенка. Мед. достижения принесли с собой сложные этические проблемы.
Педиатрический психолог находится в уникальном положении, обязывающем его
оказывать помощь не только мед. системе, но также пациенту и его семье. Когда
требуется принять решение о том, стоит ли продолжать лечение, помочь мед.
системе понять психол. воздействие ее лечения, или распознать более
трудноуловимые формы плохого обращения с пациентом, педиатрический психолог
способен удовлетворить потребность, к-рую не может удовлетворить никакой др.
чел. внутри системы.
Исследования
Любая
новая научная область должна утверждать себя не только через оказание услуг,
но и через исслед. Психологов готовят не только как практиков, но и как
исследователей, лишь профессиональный специалист в мед. системе извлекает
пользу из этой конкретной модели подготовки. Т. о., психологи несут
ответственность за увеличение базы знаний П. п.
От
педиатрического психолога требуется ряд личных качеств. Во-первых, он должен
понимать движущие им личные и профессиональные мотивы, поскольку
педиатрические психологи часто работают с людьми, к-рые по сути не имеют
проблем с психич. здоровьем, но тем не менее нуждаются в их услугах.
Педиатрический психолог должен обладать высокой толерантностью к фрустрации,
поскольку нередко к ним направляют совершенно не готовых к этому пациентов
или родителей, либо обращаются в случаях, когда пациент намеревается покинуть
больницу, а иногда в больнице могут в недостаточной степени признавать
компетентность психолога, вследствие чего другие специалисты могут не всегда
выполнять его рекомендации. Педиатрический психолог должен избегать
профессионального фанатизма, работая в терапевтических бригадах. Работающие в
них специалисты, такие как мед. сестры, соц. работники и физиотерапевты,
придерживаются отличных концептуальных моделей, к-рые следует понимать и
уважать. У него также должна быть толерантность к непредсказуемому графику
работы, связанному с внезапно возникающей необходимостью в его услугах.
Психологу часто приходится работать с недружелюбно настроенными пациентами,
которые не понимают необходимости своего направления к нему и работы с ними
психолога.
Подготовка
яв-ся наиболее острой проблемой в П. п. Обществом педиатрической психологии
периодически проводятся конференции, специально посвященные разработке
стандартов подготовки. Для полноценной деятельности признана необходимость в
овладении 4 областями знания: общая психология, клиническая психология,
психология развития и психология здоровья. Подготовка в 1990-х гг. чаще всего
осуществляется через интернатуру или на уровне постдокторской специализации,
несмотря на существование некоторых аспирантских программ со специализацией в
П. п. Доступ к информ. об имеющихся программах, интернатурах и стипендиях
можно получить в Обществе педиатрической психологии.
См.
также Жестокое обращение с ребенком,
Детская психология, Страхи детей, Эмоциональное заражение, Семейные кризисы,
Потеря и горе
Дж. Хоффман
Педофилия (pedophilia)
П. —
психосексуальное расстройство, характеризующееся реальными или воображаемыми
сексуальными действиями с детьми предпубертатного возраста в качестве
неоднократно предпочитаемого или исключительного метода достижения
сексуального возбуждения. Педофилическая сексуальная активность может
варьировать по интенсивности, начиная, к примеру, от поглаживания ребенка по
голове. Если педофил мужского пола, он может, прижимая к себе ребенка, скрыто
мастурбировать, манипулировать гениталиями ребенка, побуждать его к манипулированию
собственными гениталиями и, реже, пытаться совершить интроитус. Объектом
внимания педофилов могут быть дети любого возраста, вплоть до подросткового;
принуждение силой используется редко.
В
сравнении с большинством других парафилий или половых девиаций накоплено
больше исследовательских данных о характеристиках П. Это становится понятным,
если учесть, что П. рассматривается об-вом как возмутительный поступок, может
приносить очевидный психол. вред жертве, часто приводит к аресту педофила и,
следовательно, создает группу заключенных, доступную изучению. Исходя из
полученных эмпирических данных известно, что педофилы обычно знают детей, с
к-рыми заигрывают — это соседи, члены семьи, друзья, родственники.
Хотя
расстройство встречается преимущественно у мужчин, есть сообщения о случаях
П. у женщин. Педофилов вдвое чаще привлекают дети противоположного пола.
Возраст педофилов может варьировать от подросткового и до старческого, за
семьдесят; наибольший процент распространенности приходится на середину и
конец четвертого десятилетия жизни. Есть данные о том, что этиологические
факторы при этом расстройстве могут быть различными, в зависимости от
возраста преступника.
Данные
др. исслед. свидетельствуют о том, что лица, совершающие педофилические акты,
разделяются на несколько категорий. Наиболее крупной категорией являются
психол. незрелые преступники — индивидуумы с постоянными трудностями в
отношениях со своими сверстниками, чувствующие себя сексуально комфортно лишь
с детьми. В большинстве случаев они имеют дело со знакомым им ребенком. Ко
второй категории относятся лица, импульсивно регрессирующие до
педофилического поведения под действием стресса. Импульсивность поведения
обусловливает то, что преступники этого типа обычно не знакомы с жертвой.
Третья категория состоит из мужчин, имевших эмоционально насыщенные ранние
сексуальные контакты с мальчиками (напр., в исправительных учреждениях для
несовершеннолетних преступников) и не продвинувшихся в дальнейшем в своем
сексуальном развитии. Эти педофилы обычно жестоки и упорны в достижении своей
цели. Заключительная категория состоит из антисоциальных личностей, которые
охотятся на детей в поисках новых острых сексуальных ощущений. Нередко
педофилическое поведение в таких случаях мотивировано как агрессивными, так и
сексуальными импульсами; ребенку в процессе сексуального акта часто
причиняется физ. вред.
При
исслед. у некоторых педофилов обнаруживалась сопутствующая психич. патология
(напр., алкоголизм, шизофрения, органические поражения мозга), при к-рой сексуальное
поведение обусловливается расторможенностью органических влечений.
См.
также Половые девиации
Д. Зиглер
Первичная профилактика
психопатологии (primary prevention of psychopathology)
П.
П. п. представляет собой усилия, направленные на снижение вероятности
появления эмоциональных и психич. расстройств у еще не заболевшей части
населении. Усилия являются предупреждающими. П. П. п. ориентируется иногда на
группы повышенного риска либо на группы, приближающиеся к ситуациям
повышенного риска или потенциальным жизненным кризисам. Программы П. П. п.
могут включать устранение органических факторов, вызывающих
психопатологические проявления, а также усилия, направленные на снижение
избегаемого стресса, повышение уровня компетенции и навыков соц. приспособления,
развитие повышенной самооценки и укрепление системы соц. поддержки.
Логика
проведения П. П. п. оправдывается несколькими моментами. Во-первых,
невероятный дисбаланс между числом людей, подвергающихся эмоциональному
дистрессу, и числом лиц с психич. расстройствами делает невозможным оказание
помощи всем нуждающимся путем индивидуальных вмешательств; этот разрыв
невозможно преодолеть.
Значительное
улучшение состояния здоровья и увеличение продолжительности жизни нашего
населения во многом яв-ся результатом успешного применения методов первичной
профилактики в области здравоохранения. Профилактические подходы включают
«обнаружение вредного фактора» и принятие мер по его устранению либо
нейтрализации или «укрепление организма».
В
разгаре первоначального энтузиазма применения методов общественного здоровья
в области психиатрического здравоохранения казалось, что контролирование и
устранение психич. болезней — всего лишь вопрос времени. Однако, постепенно
стало очевидным, что большинство из так называемых психич. заболеваний может
не иметь своей специфической этиологии.
Высокий
уровень стрессогенных условий (бесправность, безработица, сексизм, разрушение
брака, утрата соц. поддержки) может вызвать любой из нескольких паттернов
эмоционального срыва (напр., депрессию, алкоголизм, тревогу, гипертонию).
Вкратце можно сказать, что имеется неспецифическая взаимосвязь между
причинами и последствиями.
Если
нашей целью является снижение частоты возникновения различных состояний или
компульсивных стилей жизни, которые мы называем психич. болезнями, то как
нужно правильно организовать усилия по профилактике? Здесь может помочь
следующая формула:
Заболеваемость
= органические факторы + стресс/компетенция + самооценка + сети социальной
поддержки.
Успех
профилактических мероприятий определяется снижением заболеваемости по разным
формам эмоциональных нарушений. Существует несколько стратегий для достижения
этой цели. Первая состоит в предотвращении, минимизации или снижении
количества органических факторов. Чем больше будет снижено действие
органических этиологических факторов (или чем больше их будет вообще
устранено), тем ниже окажется уровень заболеваемости. Ниже приведены
конкретные примеры:
1.
Снижение числа случаев повреждений мозга в результате отравления свинцом или
аварий приводит к снижению психич. заболеваний.
2.
Предотвращение патологического воздействия поврежденных генов (после
амниоцентеза, прерывания беременности при хромосомных аберрациях) снижает
уровень рождаемости детей с врожденной церебральной патологией.
3. Медикаментозное
снижение АД снижает вероятность повреждения мозга вследствие инсульта.
4.
Улучшение церебрального кровообращения снижает вероятность формирования
церебрального артериосклероза.
Вторая
стратегия заключается в снижении стресса. Здесь взаимосвязи становятся более
сложными. Стресс проявляется по-разному. Снижение стресса предполагает
изменения в физ. и соц. среде. Средовые стрессовые ситуации включают большой
комплекс взаимосвязанных переменных. Некоторые формы соц. стресса яв-ся
продуктом глубоко укоренившихся культурных ценностей и образа жизни, которые
нелегко изменить. Стресс может быть результатом низкой самооценки, становясь
своего рода самоисполняемым пророчеством. Женщины и представители этнических
меньшинств, к-рые с раннего детства знают о том, что их пол или раса
считаются второсортными, вырастают со сниженной самооценкой, к-рую
чрезвычайно трудно изменить. Профилактические усилия принимают форму
просвещения населения, изменений в работе средств массовой информ. и
преобразований в господствующей системе ценностей. Эти усилия встречают
ожесточенное сопротивление власть имущих, извлекающих реальную выгоду от
подвергаемых критике ценностей.
Важной
областью научных исслед. в последние годы стало изучение связей между
стрессовыми событиями повседневной жизни и началом как соматических, так и
психич. заболеваний. Установлены корреляции между интенсивностью жизненных
стрессов и вероятностью последующего появления определенных заболеваний. Обнаружены
статистически значимые связи между жизненными стрессами и такими
последствиями, как туберкулез, сердечно-сосудистые заболевания, несчастные
случаи, лейкемия и диабет. Высокий уровень стресса обусловливает последующее
возникновение психич. и эмоциональных расстройств. Надежная соц. поддержка
снижает риск подвергания действию стресса.
Модель,
заданная в формуле, имеет очевидные преимущества. Часто вмешательства
приводят к изменениям во многих областях. Напр., регулярные занятия спортом
приводят к улучшению координации моторики, физ. здоровья, состояния
мускулатуры, кровообращения и физ. самочувствия. В то же время, человек может
испытывать снижение стресса по мере расходования энергии на физ.
деятельность; улучшение физ. навыков в ходе спортивных тренировок может
повысить уверенность в себе и самооценку. Таким образом, улучшение
наблюдается на всех уровнях.
Наконец,
профилактические мероприятия требуют политической активности, направленной на
изменения в об-ве. В этом аспекте борьба за перераспределение сил как
стратегия профилактики психопатологии лишь только началась.
См.
также Службы системы здравоохранения,
Службы «горячих линий», Гуманитарная модель здравоохранения, Психотерапия,
Группы самопомощи
Дж. У. Элби
Первичная терапия (primal therapy)
В
1970 г. А. Янов опубликовал свою книгу The primal scream («Первичный
вопль»). Хотя между теми, кто называет себя практиками П. т., произошел
раскол, все они сходятся в том, что самые ранние травмы и неудовлетворенные
потребности яв-ся причиной неврозов и психозов в последующей жизни. Эти
травмы и неудовлетворенные потребности препятствуют нормальному прохождению
стадий возрастного развития, к-рому подвержен каждым индивидуум, и в этом
случае у чел. нарушается нормальный доступ в своим чувствам.
Процедуры
П. т. могут варьироваться терапевтом в той или иной степени, но обычно полный
курс длится несколько недель, в течение к-рых сеансы длительностью до 3 часов
проводятся ежедневно. После этого интенсивного периода клиенты встречаются с
терапевтом еженедельно для индивидуальной или групповой терапии в течение
последующих 8—12 месяцев.
В
ходе сеансов терапии клиенты вспоминают травмирующие события раннего детства
и терапевт побуждает их заново «физически» пережить ранние обиды и раны.
Конфронтация с чувствами часто приводит к мышечному напряжению и судорожным
движениям.
См.
также Новаторские психотерапии,
Психотерапия
В. Рейми
Первичные умственные
способности (primary mental abilities)
Одним
из самых ранних достижений новой науки психологии яв-сь объективное измерение
умственных способностей. Благодаря внедрению в психологию нового метода
факторного анализа, Ч. Спирмен доказал, что интеллект можно охарактеризовать
как композицию генерального фактора (g) общего
для любой разумной активности, и специфических факторов (S), уникальных для задач, используемых при измерении интеллекта.
Тестовые инструменты, в к-рых применялось понятие общего интеллекта, получили
широкое распространение благодаря работам Бине и Симона, а позднее — Тёрмена.
Американские психологи, занимающиеся вопросами образовательного и
профессионального отбора, нашли понятие общего интеллекта мало полезным для
прогнозирования успешности в конкретных видах трудовой деятельности или
исполнении др. жизненных ролей. В добавление к этому, исслед. в области переноса
умений, приобретенных в процессе обучения, показали, что концепция
генерализуемости одномерной способности не оправдывает себя.
Усилия
исследователей вскоре сосредоточились на иной проблеме: нельзя ли описать
челов. способности, используя для этого ограниченный и экономный набор
независимых измерений. Начало работам в указанном направлении положила
публикация книги Т. Л. Келли Crossroads in the mind of man («Перекрестки человеческого разума»), в к-рой
отстаивалась идея измерения групповых факторов (репрезентирующих различные
умения), таких как легкость оперирования числами, легкость оперирования
вербальным материалом, пространственные отношения, скорость и память. Такого
рода усилиям также способствовали успехи в развитии теории и методов
факторного анализа, к-рый позволял теперь определять множественные факторы,
каждый из к-рых отображал латентный конструкт, представленный набором
независимо наблюдаемых переменных.
Л.
Л. Терстоун, имя к-рого наиболее часто связывают с серьезными достижениями на
этом направлении исслед. интеллекта, выражал надежду, что тщательное исслед.
связей среди широкого множества оценочных инструментов, разработанных для
того, чтобы как можно точнее отобразить данный конструкт, даст ограниченное
число измерений, отражающих «строительные блоки разума». Он провел батарею из
56 простых психол. тестов на большом количестве детей из школ Чикаго и
применил многофакторный анализ для определения основных измерений. Располагая
имеющимися в то время методами, он смог с успехом продемонстрировать, что для
объяснения большей части вариации индивидуальных различий в его измерениях
достаточно менее 10 латентных конструктов. Поэтому факторы, полученные им в
этом исслед., были названы П. у. с.
Большинство
факторов, идентифицированных Терстоуном, впоследствии были воспроизведены в
работах др. исследователей. Наиболее важными факторами, в порядке их вклада в
объяснение индивидуальных различий, яв-ся следующие:
- Вербальное понимание (Verbal comprehension, V). Этот фактор отображает
объем пассивного словарного запаса индивидуума и чаще всего измеряется
словарными тестами в формате множественного выбора.
- Пространственная ориентация (Space Orientation, S). Способность
визуализировать и мысленно вращать абстрактные фигуры в двух- или трехмерном
пространстве. Считается, что данная способность необходима для понимания карт
и чертежей, а тж при сборке объектов, требующей манипулирования
пространственными конфигурациями. Возможно, что этот фактор является
комплексным, включающим как визуализацию (зрительное воображение), так и
восприятие пространственных отношений.
- Индуктивное рассуждение (Inductive Reasoning, R или I). Способность выводить правило или принцип на основе анализа
отдельных примеров, требующаяся, вероятно, в большинстве случаев решения
задач. Эта способность обычно измеряется с помощью незавершенных рядов цифр
или букв, содержащих несколько скрытых закономерностей; испытуемого просят
правильно завершить эти ряды.
- Числовой (Number, N). Это способность быстро и точно выполнять различные вычислительные
операции. Самой простой мерой этой способности является тест проверки сумм в
задачах на сложение.
- Беглость речи (Word
Fluency, W). Этот фактор
отображает активный словарный запас индивидуума и обычно измеряется свободным
воспроизведением слов в соответствии с каким-либо заданным лексическим
правилом.
- Ассоциативная память (Associative Memory, M). Проявляется
преимущественно в вербальных заданиях, включ. парные ассоц. или заучивание
списков. Этот фактор не яв-ся общим фактором памяти, доказательства
существования которого не получены до сих пор.
- Перцептивная скорость (Perceptual Speed, Р). Эта
способность связана со скоростью и точностью идентификации визуальных
деталей, сходств и различий. Обычно измеряется с помощью заданий на
вычеркивание букв, сравнение чисел или обнаружение простого стимула.
Др.
организационные структуры для описания множественных способностей были
разработаны Г. Томпсоном и Ф. Верноном в Англии и Дж. П. Гилфордом — в США.
Система Гилфорда организует когнитивные задачи в виде трехмерной (кубической)
иерархии высшего порядка исходя из содержания, продуктов и операций,
связанных с каждой задачей, давая в результате таксономию по меньшей мере 120
факторов, многие из к-рых еще предстоит операционально определить.
В
целях практической реализации своего подхода в сфере образования Терстоуны
разработали комплект тестов на нескольких уровнях сложности — от детского
сада до средней школы, предназначенный для измерения первых 5 факторов
Терстоуна (V, S, R, N и W). Эта батарея была обновлена и
пересмотрена Терстоуном в 1962 г. Средства измерения др. факторов можно найти
в Kit
of factor-referenced tests («Комплект
факторно-ориентированных тестов»), созданном Службой тестирования в
образовании.
Несмотря
на то, что работа с тестами П. у. с. в практике школьного обучения в наше
время не столь популярна, как раньше, тесты первичных способностей пережили
свое возрождение в качестве полезного инструмента для изучения способностей в
исслед. развития взрослых. В частности, была разработана специальная
расширенная версия тестов Терстоуна, пригодных для работы с пожилыми людьми (STAMAT). Валидность тестов П. у. с. для
взрослых изучалась в отношении их связи с мерами практ. интеллекта и
субъективного восприятия компетентности, а также с конкретными
профессиональными достижениями.
См.
также Абстрактный интеллект,
Тестирование пригодности к конторскому труду, Факторный анализ, Модель
структуры интеллекта, Методы тестирования
К. У. Шайи
Первобытное мышление (primitive mentality)
Представители
зап. стран, вступавшие в контакт с дописьменными культурами, зачастую бывали
поражены странностью мышления, лежащего в основе их религиозных практик или
проявлявшегося в объяснениях этих практик. Исследователи, к-рым не довелось
самим участвовать в экспедициях, изучавших дописьменные культуры, собрали
свидетельства подобных наблюдений и выдвинули гипотезу о «П. м.», согласно
к-рой склад мышления людей в примитивных об-вах не только количественно, но и
качественно отличается от склада мышления людей, живущих в цивилизованных
об-вах. Леви-Брюль описывал П. м. как дологическое (т. е. нечувствительное к
противоречиям) и мистическое (т. е. подразумевающее веру в тайные силы). Со
временем он пришел к выводу, что эта широкая гипотеза была ошибочной и что
мистическое мышление присуще любому чел., но «легче наблюдается у примитивных
народов».
Авторами,
считавшими мыслительные процессы первобытных и цивилизованных людей
радикально различающимися, такое различие объяснялось по-разному:
генетическими факторами, традиционным для данного об-ва способом мышления или
неопределенным «статусом развития».
См.
также Аккультурация, Интеллект
человека, Социальное влияние
И. Л. Чайлд
Переговоры об освобождении
заложников (hostage negotiations)
Метод
сдерживания и переговоров (the contain and negotiate method) при спасении заложников является процессом воздействия на
кризисную ситуацию, используемым для изменения и разрешения ситуаций, в к-рых
преступник завладевает жизнью заложника в качестве гарантии достижения своих
целей. Этот метод был разработан психологом Г. Шлоссбергом для полиции
Нью-Йорка.
До
разработки метода сдерживания и переговоров в традиционной реакции полиции на
захват заложников допускались три альтернативы: а) прямой штурм, при к-ром
полиция собирала вооруженную силу с превосходящей силой огня и атаковала
позицию преступника; б) использование хим. средств — слезоточивого газа или
дыма для того, чтобы заставить преступника покинуть свое укрытие; в)
применение снайперского оружия. Эти методы часто заканчивались ранением или
смертью преступника, личного состава полиции и заложников.
Встревоженные
убийством израильских спортсменов в ситуации захвата заложников на
Олимпийских играх 1972 г. Нью-Йорке, руководители Департамента полиции
Нью-Йорка поручили Шлоссбергу провести исслед. и разработать технику
вмешательства, к-рая защищала бы жизни всех, кто оказался вовлеченным в
эпизод захвата заложников. В этом нововведении используют персонал,
специально подготовленный в области психол. методик для освобождения
заложников и взятия захватчика в плен.
Ведущий
переговоры представитель полиции должен сохранять гибкость в оценке и
планировании операции, работая внутри периметра, установленного тактическими
частями полиции для того, чтобы удержать захватчика и захваченных лиц в
наименьшей возможной зоне и, продуманно демонстрируя силу, подчеркнуть
преступнику невозможность непосредственного бегства. Переговоры о заложниках
должны предлагать для обсуждения решения, основанные на философии, в основе
к-рой лежит бесценность жизни всех вовлеченных в данную ситуацию. Они ставят
целью сохранение челов. жизней, используя временной фактор и переход к
переговорному процессу для поиска решения, к рое позволит всем основным
участникам процесса сохранить свое лицо. Осн. яв-ся эффективное использование
навыков межличностной коммуникации, его дополняют манипуляции с окружающей
средой, к-рые включают в себя: а) использование специального осветительного
оборудования; б) музыку и звук; в) контроль дополнительных условий, таких как
подача тепла, кондиционирование, электричество, газ и вода; г) пищу и
напитки. Захватчиков поощряют выразить в словах свою фрустрацию и тревогу по
отношению к ведущему переговоры, к-рый, в свою очередь, постоянно пытается
установить с ними отношения «я —ты». Представитель, ведущий переговоры,
стремится к тому, чтобы его воспринимали как «посредника», к-рый, в конечном
счете, объединяется с похитителем ради переговоров о безопасном и нормальном
разрешении ситуации.
Обсуждению
подлежат практически все требования лиц, удерживающих заложников, за
исключением: а) обеспечения оружием или боеприпасами, б) обмена или
предоставления дополнительных заложников. С момента своего внедрения метод
сдерживания и переговоров оказался весьма успешным в безопасном разрешении
большинства постоянно растущего числа случаев захвата заложников в США.
См.
также Переговоры
Р. Фаулер, Дж. Л.
Гринстоун
Переговоры (negotiation)
Термин
П. употребляют в отношении взаимодействий, в к-рые включаются сложные соц. единицы,
такие как компании или гос-ва, для решения многочисленных вопросов. Рубин и
Браун определяют торги и переговоры как «процесс, посредством которого две
или более сторон пытаются договориться о том, что каждая должна отдать и
взять, или исполнить и получить, в результате заключаемой между ними сделки».
Рубин
и Браун предлагают 5 структурных и социально-психологических характеристик
переговорных отношений.
1.
Наличие в переговорном процессе по меньшей мере двух сторон.
2.
Существование конфликта интересов по одному или более вопросов между
договаривающимися сторонами (или между представителями одной стороны).
3.
Наличие добровольных отношений между сторонами, независимо от предыдущего
опыта или знакомства друг с другом. Кроме того, стороны должны считать, что
они могут больше потерять нежели выиграть от того, что не будут
взаимодействовать друг с другом.
4.
Переговоры активно ведутся вокруг распределения одного или большего
количества специфических ресурсов, обмена ресурсами и/или разрешения одного
или большего числа неясных вопросов. Итог переговоров предполагает взаимную
зависимость или компромисс.
5.
Переговорная деятельность яв-ся скорее последовательной, нежели
одновременной, т. е. за формулировкой требований или предложений одной
стороны, как правило, следует их оценка др. участником (участниками), к-рая
влечет за собой уступки или контрпредложения.
Наиболее
широко использующейся при изучении переговорного процесса парадигмой является
игра, имитирующая ситуацию торгов из «реальной жизни». Рубин и Браун
рассматривают четыре разновидности таких игр, широко применявшихся в
социально-психологических исслед.
Из-за
структурных различий в каждой ситуации, эти игры имитируют реальные условия
переговоров, варьируя их в различной степени. С учетом своих ограничений, они
обеспечивают парадигмы для изучение множества связанных с ситуацией торгов
зависимых и независимых переменных, включ. число участвующих в переговорах
сторон, места проведения переговоров, доступные сторонам способы
коммуникации, временные рамки и вид вознаграждения.
См.
также Административно-трудовые
отношения
А. Барон-мл.
Переменные в исследованиях
(variables in research)
Керлингер
определяет П. как «символ, которому приписываются цифры или числовые значения».
Это родовое определение, относящееся, в том числе, и к психол. П. в исслед.,
указывает на мат. основу. Иначе говоря, любая П., х или у, подразумевает использование одной из
четырех основных измерительных шкал: шкалы наименований, порядковой шкалы,
интервальной шкалы или шкалы отношений. Количество, природа и тип П., к-рые
может выбрать исследователь, варьируют в широких пределах. Их относительные
вклады в научные исслед. не определены, но связаны преимущественно с
эксперим. планами, привлекаемыми для проведения исслед. Поэтому трудно, если
не невозможно, упорядочить исследовательские П., обсуждаемые в этом разделе,
в соответствии с их важностью или частотой использования, либо по любому
другому категориальному признаку. Последующее обсуждение П. надлежит
рассматривать в этом контексте.
Переменные, используемые в
исследованиях. Прежде всего, П. группируются в 2 широкие категории:
(предположительно) непрерывные и (предположительно) дискретные. Непрерывные
П. можно измерять на континууме с нанесенными делениями (напр., от низких к
высоким значениям). Эти П. относятся к тем, к-рые обычно измеряются с помощью
интервальных шкал или шкал отношений. Примерами таких П. в психол.
исследованиях могут служить показатели по стандартизованным тестам, средние
баллы успеваемости, и кожно-гальваническая реакция. Дискретные П. являются
категориальными по своей природе, упорядоченными или неупорядоченными, и
измеряются с помощью шкал наименований. В отличие от непрерывных П., в
измерении к-рых используется их величина, дискретные П. оцениваются просто в
терминах или/или. Примерами могут служить пол, раса, этническое происхождение
и религиозная принадлежность. Следует особо отметить, что дискретные П. могут
классифицироваться на истинные дихотомии (напр., мужской/женский пол),
истинные политомии (напр., цвет глаз: карие, голубые и серые), произвольные
дихотомии (напр., прошел/не прошел тест) и произвольные политомии (напр.,
да—нет—не знаю). Непрерывные П. называют количественными, а дискретные —
качественными П.
Др.
важная классиф. связана с различением зависимых и независимых П.
Предполагается, что независимая П. в научном исслед. яв-ся причиной зависимой
П. Как и все П. в целом, они имеют под собой мат. основу. В уравнении у = f(x) зависимая П. у яв-ся функцией независимой П. х. Это означает, что исход (у) зависит от манипулирования П. х. В
этом контексте можно догадаться о том, что в исслед. есть и др. П.: те,
к-рыми можно манипулировать в ходе эксперимента (регулируемые П.), и те,
к-рыми невозможно манипулировать (нерегулируемые П.). Регулируемые П.
характерны для планов подлинного эксперимента. Нерегулируемые П. обычно
используются в псевдоэкспериментальных планах или корреляционных исслед., в
к-рых внимание фокусируется просто на выявлении связи, существующей между независимой
и зависимой П. Керлингер называет такие П. соответственно активными и
атрибутивными. Оба типа П. выполняют важную и необходимую роль в плане
исслед., состоящую в том, что вместе они помогают контролировать
нежелательную систематическую изменчивость среды и минимизировать дисперсию
ошибки в эксперименте. Этот факт поднимает вопрос об выведении устойчивых
ошибочных заключений из некорректно поставленных экспериментов. Классическим
примером здесь являются знаменитые (или печально знаменитые, в зависимости от
того, по какую сторону баррикад находится критик) хоторнские эксперименты.
Так называемый хоторнский эффект — непредвиденное влияние нерегулируемых П.
на регулируемые — с 1932 г. признавался исследователями как эффект,
основанный на корректных интерпретациях. Однако многие из них в то время не
догадывались, какие серьезные вопросы начнут возникать в 1940-х. гг. по
поводу некорректных планов экспериментов с П., называемыми Керлингером
активными и атрибутивными, которые по-видимому способствовали ошибочным
выводам. Гиллеспи написал подробную историю хоторнских экспериментов, к-рая
должна служить прояснением вопросов, связанных с корректным использованием П.
в исслед.
Промежуточные. В психологии, и
даже вне ее, хорошо известно, что чисто психол. свойства оказываются
практически недоступными для челов. органов чувств; они яв-ся лишь логически
выводимыми понятиями или конструктами. Как таковые, они не могут
непосредственно наблюдаться и измеряться; их скрытые проявления в поведении
могут лишь выводиться из измерений наблюдаемых П. Такие свойства-конструкты
как ассертивность, социабельность и лабильность, являются сравнительно
неопределенными понятиями, поскольку они не поддаются четкому описанию через
поведение. Однако связанные с ними наблюдаемые П. играют важную роль в
психол. исслед. Эти П. называют промежуточными П. вслед за Толменом, к-рый
первым ввел в обращение этот термин. Выводы, касающиеся присутствия и/или
величины промежуточных П., осуществляются на основе интерпретации таких мер,
как показатели психол. тестов и данные протоколов, предназначенные для оценки
этих конструктов.
Специфические типы. Как уже
отмечалось, в планы исслед. может включаться широкое разнообразие П. В
дополнение к ранее рассмотренным общим типам П., существует множество специфических
П., связанных с конкретными планами экспериментов. Наиболее известными из них
яв-ся следующие.
- Прогнозирующие (переменные-предикторы) (predictor variables). Обычно это непрерывные П., использующиеся
в качестве независимых П. в уравнениях регрессии в различных видах
корреляционного анализа. Наиболее распространенными статистическими методами,
включающими такие П., яв-ся множественный регрессионный, канонический и
дискриминантный анализ.
- Прогнозируемые (predicted variables). Это непрерывные или дискретные П., в
зависимости от используемого статистического метода, к-рый репрезентирует
зависимую П. в уравнении(ях) прогноза. Их часто также называют критериальными
П. (criterion
variables).
- Фиктивные (dummy variables). Иногда исследователь может по своему
желанию или по необходимости, имея на то веские причины, преобразовать
независимую или зависимую непрерывную П. в дискретную. Иногда случается, что
исследователю может понадобиться включить некую, на самом деле дискретную, П.
в множество непрерывных П. в уравнении прогноза. Наиболее типичным примером
яв-ся включение в регрессионное уравнение пола в качестве
переменной-предиктора. Иногда бывает и так, что зависимая П. в уравнении
преобразуется из измеряемой по интервальной шкале, с к-рой обычно связано
большинство психол. измерений, в измеряемую по номинальной шкале. Наиболее
распространенным примером такой процедуры яв-ся замена исходного непрерывного
измерения на «прошел/не прошел испытание» или на
«удовлетворительно/приемлемо/неудовлетворительно». Такие П. называются
фиктивными П. Исследователи, к-рые используют их в своих экспериментах, не
должны забывать об истинном характере таких П. и учитывать его при
интерпретации своих результатов.
- До-после (before-after variables). Это независимые П.
в эксперим. плане, в к-ром зависимая П. измеряется перед тем и после того,
как происходит определенное поведение или действие, измеряемое независимой П.
- Межсубъектные (between-subjects variables). Эти
П. встречаются гл. обр. в планах дисперсионного анализа (ANOVA). Это независимые П., воздействию
к-рых подвергаются разные испытуемые на разных уровнях.
- Внутрисубъектные (within-subjects variables). Эти
независимые П. также преимущественно используются в планах ANOVA, в к-рых одни и те же испытуемые подвергаются
экспериментальному воздействию на всех уровнях и каждого испытуемого
неоднократно оценивают по зависимой П.
См.
также Корреляционные методы,
Экспериментальные планы, Экспериментальные методы, Факторные планы,
Хоторнский эффект, Методология (научных) исследований, Статистический вывод
П. Ф. Меренда
Перенос в обучении (transfer of training)
П.
выражается во влиянии некоторого аспекта предыдущего опыта на последующую
деятельность. Когда такое влияние происходит, оно может состоять либо из
положительного переноса, к-рый повышает способность к деятельности, либо из
отрицательного переноса, к-рый препятствует деятельности.
Классический
эксперим. план для проверки П. представляет собой процедуру для определения
того, будет ли последующая деятельность — и если будет, то каким образом, —
испытывать влияние со стороны предыдущей деятельности. Испытуемых из
эксперим. группы обучают выполнять некую предваряющую деятельность (а), тогда
как испытуемые из контрольной группы такого обучения не проходят. На
последующей тестовой фазе измеряется уровень выполнения на другой задаче (В), по к-рому затем сравниваются
эксперим. и контрольная группы. Были предложены разнообразные дополнительные
способы оценки переноса, позволяющие определять степень происходящего П.
Наиболее
часто П. наблюдается в моторном и вербальном научении; напр., определенный
положительный П. может ожидаться при попытках научиться играть в теннис после
овладения игрой в ракетбол (racketball). Отрицательный моторный
П. часто дает о себе знать при попытке дать задний ход машиной с прицеленным
трейлером. Вербальное научение привлекало к себе больше внимания и исслед. в
этой области указывают на то, что перенос включает как специфические, так и
неспецифические компоненты.
Отрицательный
П. возникает, когда некоторый аспект предыдущего опыта действует угнетающе на
последующее научение. Так, снижение в выполнении может происходить в тех
случаях, когда одинаковые стимулы оказываются связанными с разными реакциями.
Отрицательный П. может также приводить к ситуации, в которой желательные
реакции оказываются схожими, хотя и различающимися в важных аспектах.
См.
также Формирование понятий,
Трансперсональная психология I
Дж. Л. Фоубс
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
|
***
Метафизические (психологические) ***
Метафизические (психологические) ***
***
Как ослабить или снять, влияние стресса? ***
***
***
Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!
|
Музыка для медитаций и расслабления Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"
|
Рассказы, сказки, стихотворения.
. |
|
|