Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.
|
||
Психологическая энциклопедия |
||
Доска бесплатных объявлений. Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!
Наш форум – самый полезный эзотерический форум. Интересно и познавательно. Зайди, задай вопрос или поделись своим мнением! Для нас всё важно. |
Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах (Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
Переоценочное
консультирование (revaluation counseling)
П.к.
— это одна из форм самопомощи, направленная на преодоление эмоциональных
проблем. Основной принцип П.к. состоит в том, что когда индивидуум испытывает
эмоциональный дистресс, часть его «интеллекта» или энергии связывается этим
дистрессом, и поэтому он менее способен к разумному и рациональному
функционированию.
Процесс
восстановления заключается в «разрядке» или полном выражении болезненных
эмоций во время личной встречи с консультантом-сверстником (или ровней).
Когда разрядка завершена, «интеллект» или энергия индивидуума больше не
связаны болезненным опытом и, следовательно, этот чел. снова становится более
сознающим и рациональным.
Консультанты
проходят подготовку у опытных преподавателей на курсах и в рабочих группах.
Кроме того, каждый консультант обязан следовать методическим указаниям, к-рые
приведены в Руководстве по переоценочному консультированию. Хотя П.к. яв-ся
новаторским подходам, опубликованной информ. явно недостаточно и эффективность
этого направления в движении самопомощи трудно оценить.
См.
также Новаторские психотерапии
Т.-И. Мун
Персонология (personology)
Г.
А. Мюррей объединил научную биологию, академическую психологию и клиническую
практику с гуманит. науками, чтобы создать П. — дисциплину, название к-рой
отражает его интерес к конкретным людям (индивидуумам) во всей их сложности.
Известная также под названием теории «потребность-давление», она исходит из
тезиса о том, что внутренний мир индивидуума (т. е. потребности) находится в
непрерывном взаимодействии с требованиями окружения (т. е. давлением),
приводящем к дифференцированной активности. Несмотря на простоту общей
структуры, П. сложна в своих деталях, особенно в том, что касается ее равного
акцента на органическом качестве поведения и на его обусловленности полем (т.
е., средовым контекстом челов. деятельности). В дополнение к этому, П.
считает историю конкретных лиц и их настоящее положение в равной степени
важными и подчеркивает бессознательную основу большей части челов. мотивации.
Все это находит отражение в усложненной таксономии П. и многочисленных
классиф., предложенных Мюрреем.
П.
изобилует терминами. Напр., потребности — это выведенные логическим путем
силы, к-рые организуют восприятие, мышление и деятельность таким образом,
чтобы изменить существующее, но неудовлетворяющее состояние. Существует 20
таких потребностей (напр., достижения, аффилиации, агрессии, доминирования,
покровительства, порядка, сексуальных отношений).
Альфа-давление
(a-press) представляет собой реальность окружающего мира, тогда как
бета-давление (b-press) яв-ся субъективной интерпретацией индивидуумом этой реальности.
Единицы поведения, или актоны (actones) представляют собой
функцию индивидуума и окружающей среды. Они выражаются посредством векторов,
или специфических паттернов или способов поведения, и отражают влияние
индивидуальных ценностей. Целостная картина функционирования индивидуума
называется его темой. Она трактует взаимодействие между текущей потребностью
и побуждающим давлением. Для идентификации темы Мюррей, совместно с К.
Морган, разработал Тематический апперцептивный тест (ТАТ), ставший ныне
широко используемой проективной методикой. При оценке личности П. также
опирается на личные документы — автобиографии, письма и продукты творческой
деятельности, — особенно в некоторых исслед., стимулированных ею.
П.
придает особое значение изучению обычных людей в естественных условиях,
полагая своей конечной целью объяснение и прогнозирование их деятельности в
повседневной жизни. П. подчеркивает тот факт, что исследователи сами яв-ся
инструментами в психол. исслед., и что следует уделять внимание точности и
строгости этих инструментов. Персонологические работы варьируют от
кросс-культурных исслед. и анализа продуктов воображения с использованием ТАТ
до психол. анализа Мюрреем двух романов Мелвилла: «Моби Дик» и «Пьер».
Персонологический подход использовался также для анализа взаимоотношений
между Фрейдом и Юнгом и, в числе других, историй жизни Натаниеля Готорна,
Элеоноры Маркс и Ричарда Никсона.
Если
подходить к П. с критической т. зр., она представляет собой скорее теорию
мотивации, чем законченную теорию личности, причем оставляющую без объяснения
пути приобретения и развития мотивов. П. не содержит набора эксплицитно
сформулированных психол. допущений, связанных с ее понятиями таким образом,
к-рый допускал бы эмпирическую проверку вытекающих из них следствий. Ее
приложения в области консультирования и психотер. яв-ся косвенными, тем не
менее, она часто цитируется гуманистическими психологами и нарративными
психотерапевтами, к-рые концентрируют свое основное внимание на сценариях,
личной мифологии или истории жизни клиента. ТАТ и его многочисленные
модификации относятся к широко используемым проективным методикам,
свидетельствуя о том, что такие понятия как потребности, давления и темы
обладают определенной практ. полезностью, по крайней мере, в глазах некоторых
практиков. Некоторые так называемые постмодернистские психологи считают
таксономию П. нелепой и устаревшей, отражающей ее интерес к литературе и
мифологии, ее опору на циклический анализ (или «деконструкцию» с последующей
«реконструкцией») и ее невнимание к будничным вопросам психологии. В
действительности же, Мюррей и его последователи явились инициаторами в
изучении роли творческого воображения в связи с проблемами совр. жизни —
гуманных отношений, формированием новых ценностей и мира во всем мире.
См.
также Идиодинамика, Идиографический и
номотетический подходы в психологии, Теории личности
С. Криппнер
Перцептивная организация (perceptual organization)
Для
большинства психологов тема перцептивной орг-ции служит символом
гештальт-психологии. Именно Курт Коффка возвестил научному миру о том, что
восприятие является организованным процессом. Коффка резко критиковал т. н.
«гипотезу константности» — распространенное мнение о том, что ощущения имеют
одно и только одно значение. Цыпленок клюет более крупное из двух зерен, даже
если оно находится от него дальше и имеет меньшее изображение в глазу, чем
более мелкое. Для доказательства того, что дети, животные и взрослые делают
относительный выбор или, говоря иначе, реагируют на целостную ситуацию,
приводилось множество эксперим. данных.
Гештальт-психологи
подметили, что перцептивное поле состоит из фигуры (или объекта внимания) и
фона. Они сформулировали законы отношений «фигур — фон» и принципы
перцептивной группировки. Напр., при прочих равных условиях, элементы,
находящиеся ближе друг к другу или к какому-то центру, будут восприниматься
как части единого целого; то же происходит со сходными в к.-л. отношении
элементами; в нашем восприятии группируются и элементы, движущиеся вместе
или, как говорил Макс Вертгеймер, имеющие «общую судьбу»; сюда же относится
принцип «хорошего продолжения», или продолжающихся естественных линий,
имеющих ясную интерпретацию. Короче, близость, сходство, «общая судьба» и
«хорошее продолжение» — все это примеры принципов перцептивной группировки,
релевантных в самых различных контекстах.
Гештальт-психологи
считали восприятие природным и врожденным, не зависящим от сложных процессов
научения. Эта позиция контрастирует со взглядами физиолога XIX в. Германа фон Гельмгольца, полагавшего, что восприятие строится из
элементарных ощущений.
Исслед.
П. о. после 1935 г. немало способствовало развитие техники. Компьютеры
позволяют создавать сложные перцептивные стимулы; речь и др. сложные звуковые
сигналы (напр., пение птиц) можно анализировать с помощью спектрограмм;
речевой синтезатор обеспечивает предъявление сложных речевых стимулов; а
кинопроектор, магнитофон и видеокамера стали обычными инструментами психол.
исслед.
Неск.
реже психологи возвращаются в своих дискуссиях к вопросу о том, является ли
восприятие непосредственным или более сложно организованным процессом,
базирующимся на когнитивных процессах. Гештальт-психологам ближе первая —
«непосредственная» — позиция, тогда как Гельмгольц и его последователи
отстаивают второй — «когнитивный» — подход. Джеймс Гибсон характеризует
воспринимающего (чел. или животное) как активно реагирующего на инвариантные
отношения в окружающем мире.
Восприятие картины. Может ли
наблюдатель естественным образом декодировать двумерную проекцию сцены,
изображенной на картине? Должны ли мы учиться видеть картины?
Исслед.
в этой области были сосредоточены на особых популяциях с ограниченным опытом
восприятия картин, таких как животные, представители «примитивных культур» и
дети. Хотя все они легко опознают изображенные на картинах объекты,
восприятие пространства представляет для них более сложную задачу. По данным
одного исслед., четырехлетние дети в качестве «лучшей» выбирают картину с
фотографической перспективой, а взрослые предпочитают картины с более
измененной перспективой, тогда как по данным др. исслед. фотографическая
перспектива вызывает неприятие как у детей (школьного возраста), так и у
взрослых.
Восприятие событий. Исслед. восприятия
событий открыли поразительные возможности зрительной системы в том, что
касается ее способности за минимальное время организовывать воспринимаемый
мир. Предположим, что проволочную одежную вешалку сначала растянули, а затем
дважды согнули пополам. Если с помощью сильного источника света спроецировать
ее тень на полупрозрачный экран, то можно увидеть множество изогнутых линий.
Но стоит нам заставить эту подвешенную на бечевке проволочную массу
вращаться, мы увидим трехмерный комок проволоки — т. е. ее истинную форму, а
не плоское, бессмысленное сплетение кривых линий. Это явление известно под
названием кинетического эффекта глубины. В др. демонстрационном опыте большой
квадрат сжимается до меньшего размера, сохраняя форму и положение, но
наблюдатель видит не большой квадрат, уменьшающийся в размерах. Наблюдателю
кажется, что квадрат удаляется от него и, когда он снова увеличивается, что
квадрат приближается к нему. Квадрат сжимается и расширяется в двух
измерениях, однако НС наблюдателя, по-видимому, предпочитает трехмерную
интерпретацию.
Движущиеся
картины. Восприятие движущихся картин (напр., кинокартин) содержит интересные
проблемы П. о. Кинокартина должна в реалистической манере воспроизводить
движение в естественном окружении и к тому же рассказывать убедительную, хотя
и вымышленную историю. Последовательное развертывание действия предполагает
резкие монтажные переходы от одной сцены к др., крупный, средний и общий
планы, различные ракурсы. Последствиями неудачного монтажа м. б. перцептивные
и концептуальные скачки и непреднамеренные двигательные эффекты. Контекст
имеет первостепенную важность в определении смыслового значения сцены. Из-за
множества концептуальных факторов, входящих составной частью в процесс
создания фильма, мы не можем толковать кинокартину в прямой перцептивной
манере на основе непосредственно воспринимаемого на экране действия.
Восприятие музыки. Музыкальные звуки
имеют тенденцию группироваться по частоте, высокие отдельно от низких. При
конкуренции частот в каждом ухе для праворуких характерно слышать высокие
частоты в правом ухе (с корковой проекцией в левом или речевом полушарии), а
низкие частоты — в левом ухе (с корковой проекцией в правом полушарии, отвечающем
в большей мере за обработку пространственных признаков). Это непосредственное
чувственное впечатление возникает даже тогда, когда оно противоречит реальным
отношениям частот физ. раздражителя. Если музыкальную строчку проиграть в
восходящей и нисходящей гамме т. о., чтобы одним ухом воспринималась
восходящая нота, а др. — нисходящая, испытуемые будут слышать две мелодии (в
высокой и низкой тональностях) и к тому же слышать высокие частоты в одном
ухе, а низкие — в др. Диана Дойч называет эти феномены «музыкальными
иллюзиями»; они иллюстрируют сильную — доминирующую — тенденцию к близости по
частоте тонов и к раздельному группированию высоких и низких тонов. Принцип
«хорошего продолжения», казалось бы, позволяет испытуемым следовать в
восприятии восходящему и нисходящему звукоряду, однако группирование по
высоте тона одерживает верх. Испытуемые узнают мелодию, исполняемую в разных
тональностях. Никто из них не утверждает, что мелодия звучит одинаково, но
все отмечают сохранность структурных отношений (между нотами). Это и есть
транспозиция. Мн. музыкальные соотношения строятся на этом базисном феномене
и его связях с др. феноменами восприятия.
Восприятие речи. Речь как
акустический раздражитель воспринимается категориально. Речевой сигнал,
состоящий из множества колебаний, воспринимается как один звук. Здесь можно
провести аналогию с цветовым спектром, когда длины волн непрерывно изменяются
в диапазоне от 400 до 700 мкм, однако мы воспринимаем дискретные цвета —
красный, зеленый, синий и желтый.
В
интегрировании наших речевых перцептов важную роль играет пауза. Функция
коротких пауз заключается в обеспечении акцентов и произнесении взрывных
согласных. Увеличение длительности фрикативного звука (как в shh [ш-ш]) тж помогает произносить взрывные согласные. Паузы способствуют
орг-ции речевого восприятия.
На
восприятие речи влияет зрение (межсенсорный эффект). Мак-Гурк и Мак-Дональд
показали, что, когда движение губ говорящего соответствует произнесению
одного звука, но при этом произносится др. звук, наблюдатель воспринимает
некий компромиссный вариант. Звучащее bа [ба] при положении губ, соотв. произнесению звука gа [га], воспринималось испытуемыми на слух
как da [да]. Сам по себе звук bа [ба] легко и безошибочно распознавался ими на слух, однако вид губ говорящего,
произносящих несовместимый звук, создавал условия для компромиссного
восприятия. Дети не были столь подверженными влиянию зрительной информ., и
поэтому зрительно-слуховой эффект, должно быть, осн. на опыте.
Межсенсорные связи. П. о.
распространяется на взаимосвязи между органами чувств. Уже младенцы способны
сознавать, что воспринимаемая на ощупь форма эквивалентна той, к-рую они
прежде видели. Эффектная демонстрация кросс-модальной эквивалентности, не
осн. на опыте, получена в эксперименте Уайта и его коллег. Слепых взрослых
учили пользоваться устройством, к-рое транслировало зрительные паттерны в
импульсы, передаваемые к закрепленным у них на спине механическим вибраторам.
Приближающийся визуальный объект увеличивался в размерах, и все большее число
вибраторов приводилось в действие. Нек-рые слепые испытуемые резко
наклонялись в ответ на «разрастание» этого тактильного объекта — бесспорный
пример кросс-модальной эквивалентности во второй сенсорной модальности,
тактильной, где объекты не могут увеличиваться в размерах. Это впечатляющее
доказательство единства всех наших чувств.
Системы сигнализации. Орг-ция слуховых и
обонятельных систем сигнализации имеет ряд общих интересных особенностей.
Сигналами тревоги у мелких птиц служат постепенно нарастающие высокочастотные
звуки. Такой сигнал очень трудно локализовать. И те виды птиц, к-рые подают
сигнал тревоги, и мн. др. виды, к-рые его слышат, могут укрыться от хищника,
такого как ястреб. Однако призывы к спариванию являются более специфичными.
Они обеспечивают индивидуальную идентификацию вида, а их форма — краткое
кудахтанье и чириканье — позволяет легко определить местонахождение особи.
Обонятельные феромоны, используемые насекомыми в качестве сигналов опасности,
обнаруживают удивительное сходство, тогда как их половые феромоны являются
узко специфичными и сильнодействующими. Широта систем тревожной сигнализации
в противоположность специфичности систем привлечения полового партнера — поразительно
сходный принцип орг-ции в двух различных модальностях.
Заключительные замечания. Постгештальтистское
понимание принципов П. о. связано с более ранними работами гештальтистов,
однако его лучше всего оценивать как смещение интереса на проблемы, близкие к
классическим. Исслед. восприятия речи, событий, музыки, запахов и
возможностей замещения пораженных сенсорных систем — все это типичные примеры
исслед., осн. на недоступных представителям классической гештальт-психологии
технологиях. Тем не менее центральная тема гештальт психологии — тема
естественной орг-ции всех перцептивных процессов — прочно удерживает свои
позиции.
См.
также Воспринимаемый размер,
Константность, Контекстуальные ассоциации, Восприятие (перцепция), Перцептивные искажения, Перцептивный транзакционализм
Р. Д. Уолк
Перцептивное развитие (perceptual development)
Зрение. С момента рождения
дети уже обладают нек-рыми зрительными умениями, но наиболее существенное
совершенствование зрительной системы чел. происходит в течение первого года
жизни. Младенцы, к-рым еще нет и месяца, способны отличить решетку из черных
и белых вертикальных полос толщиной в 1/8 дюйма (3,2 мм) от серого пятна той
же яркости. К 1 г. острота их зрения сопоставима с остротой зрения взрослых.
В самом начале младенцы плохо контролируют движения глаз, и их глаза время от
времени совершают несогласованные, разнонаправленные движения. Однако их
система аккомодации более совершенна, чем некогда считалось; они
демонстрируют одинаковую остроту зрения при изменении расстояния до объекта
от 30,5 см до 1,52 м.
К 3
месяцам младенцы приобретают цветовое зрение. Они способны к различению
цветов спектра. Более того, они рассортировывают цвета, используя те же
категории, что и взрослые.
По
мере роста младенцы все больше предпочитают кривые линии прямым, трехмерные
конструкции — плоским и композиции с множеством мелких элементов —
композициям из неск. крупных элементов.
Младенцы
тж способны воспринимать глубину или удаленность. Уже в 2 месяца они
обнаруживают более выраженное изменение частоты сердечных сокращений, когда
их помещают у глубокого края визуального обрыва (т. е. на лист толстого
стекла с находящейся под ним примерно на расстоянии метра текстурированной
поверхностью), чем когда их кладут у неглубокого края (с текстурированной
поверхностью прямо под стеклом).
Пока
еще не ясно, обладают ли младенцы константностью восприятия (тенденция к
сохранению воспринимаемого размера и формы объекта при изменении размера и
формы его ретинального изображения).
Дети
менее чувствительны к ориентации фигуры, чем взрослые. Напр., взрослые
допускают ошибки в распознавании повернутых на 180° изображений лица, тогда
как дети младше 10 лет способны узнать перевернутое лицо с той же точностью,
что и находящееся в обычном положении.
По
всей вероятности, восприятию детей присуща полная константность размера в тех
случаях, когда расстояние до объекта не превышает 3 метров. На больших
расстояниях константность размера уменьшается. Мн. общие иллюзии, такие как
иллюзия Мюллера — Лайера, выражены у детей сильнее, чем у взрослых. Причины
этих возрастных изменений пока не ясны.
Становясь
старше, дети развивают способность обращать внимание на полезную информ. и
игнорировать ненужную. Их стратегии зрительного поиска тж приобретают более
систематический характер.
Зрительная
система претерпевает ряд изменений в процессе старения. С возрастом хрусталик
глаза желтеет, и потому у пожилых людей снижается чувствительность к таким
цветам спектра, как зеленый, синий и фиолетовый. К тому же к старости
хрусталик теряет эластичность и в рез-те утрачивает способность к изменению
своей формы, вызывая затруднения при рассматривании близлежащих предметов
(пресбиопия). Острота зрения снижается после 50 лет, особенно в отношении
движущихся объектов.
После
50 лет наступает нек-рое ухудшение бинокулярного восприятия глубины, однако
монокулярное восприятие третьего измерения остается относительно стабильным.
Сколько-нибудь устойчивой тенденции в изменении уровня чувствительности к
иллюзиям по мере приближения к старости не обнаружено.
Имеются
данные, что пожилые люди испытывают трудности с подавлением иррелевантных
раздражителей и легче отвлекаются на детали.
Другие перцептивные
системы. Слуховая система чел. достаточно хорошо развита к моменту рождения,
и новорожденные обладают чувствительностью к широкому спектру звуков.
Младенцы очень рано отличают голос матери от голосов незнакомцев, возможно,
уже в возрасте неск. дней.
Младенцы
с самого начала чувствительны к различным запахам и, по-видимому, уже в
недельном возрасте способны по запаху отличить мать от незнакомого человека.
Спустя всего неск. часов после рождения, дети демонстрируют специфические
мимические реакции на вещества, имеющие сладкий, кислый и горький вкус.
Предпочтение сладкого, скорее всего, является врожденным.
Годовалые
дети могут различать форму предметов на ощупь. Кроме того, уже двухнедельные
младенцы способны имитировать действия взрослых, такие как высовывание языка.
Около
13% американцев старше 65 лет обнаруживают преждевременные признаки
пресбиакузиса — прогрессирующего снижения слуха на оба уха в высокочастотном
диапазоне звукового спектра. Пожилые люди, по всей вероятности, испытывают
особые трудности с восприятием речи в условиях шума, маскирующего и
искажающего речевые звуки.
Мы
почти не располагаем данными об изменениях обоняния и вкуса в старости.
По-видимому, обоняние не страдает сколько-нибудь существенно от самого
процесса старения, во всяком случае, при устранении сопутствующих переменных,
связанных с возрастными изменениями. Нек-рые исслед. указывают на ослабление
вкусовой чувствительности с возрастом, тогда как др. опровергают этот вывод.
Есть данные, хотя и спорные, что вещества с горьким вкусом не нравятся
пожилым людям в большей степени, чем молодым.
Имеются
разнородные сообщения о связи болевой чувствительности с возрастом — связи,
к-рая отчасти зависит от инструкций, даваемых испытуемым. По-видимому,
критерии, используемые людьми для принятия решения о том, жаловаться ли им на
боль или нет, изменяются в процессе старения; скорее всего, пожилые люди дольше
терпят боль, прежде чем сообщить о ней.
См.
также Развитие человека, Развитие
младенца, Развитие на протяжении всей жизни
М. У. Мэтлин
Перцептивные искажения (perceptual distortions)
Есть
три вида искажений восприятия: 1) искажения, источник к-рых заключен в
субъекте восприятия; 2) искажения, обусловленные проводящей средой между
субъектом восприятия и стимульным объектом; 3) искажения, к-рые можно отнести
на счет свойств объекта восприятия.
П.
и., источник к-рых заключен в самом субъекте восприятия, могут возникать под
влиянием характерных особенностей индивидуума, напр., душевного расстройства
или факторов личности, либо под влиянием временных индуцированных состояний,
вызываемых, напр., наркотическими препаратами.
Большинство
искажений звука обусловлено проводящей средой. Голоса работающих на больших
глубинах водолазов, к-рые дышат гелием или азотом, могут звучать как у героя
известного мультсериала «Donald Duck»: их речь трудно
разобрать из-за пискливого, скрипучего голоса. Эффект Доплера — искажение, с
к-рым, по-видимому, встречался каждый. Когда нас обгоняет гудящий поезд или
над нами низко пролетает самолет, мы слышим изменение тона звука, к-рый затем
резко обрывается. Звучание эха различается в зависимости от угла отражения
звуковых волн от объектов, окружающих источник звука. Обманы слуха на
открытом пространстве могут выражаться в виде восприятия звуков из неск.
источников, расположенных в разных направлениях.
П.
и., вызываемые свойствами самого объекта восприятия, включают в себя широко
известные зрительные иллюзии, когда воспринимаемые размеры или длина
предметов отличаются от истинных. Не менее важны слуховые, осязательные и
вкусовые иллюзии.
М.
Г. Пиренн продемонстрировал искажения зрительного восприятия, вызываемые
фотографированием объектов с фиксированной точки. Цилиндрические колонны в
этом случае могут выглядеть эллиптическими, приобретая яйцеподобную форму.
См.
также Иллюзии, Восприятие (перцепция)
Р. Д. Уолк
Перцептивные способности
младенцев (infant perceptual
abilities)
Общая характеристика
восприятия младенца
В
своих Principles
of psychology («Принципы психологии») У. Джеймс так охарактеризовал перцептивный
мир младенца: «Малыш, атакуемый раздражениями, которые одновременно идут от
глаз, ушей, носа, кожи и внутренних органов, воспринимает все это как
беспорядочную смесь мельканий и шумов». Эта т. зр. на младенческое восприятие
как спутанное и недифференцированное оказалась весьма устойчивой. В 1960-х
гг. отдельные ученые все еще придерживались мнения, что новорожденный не
способен сосредоточивать взгляд или реагировать на звуки. Однако с
изобретением ряда оригинальных методик для изучения перцептивного мира
младенца традиционные представления о перцептивных умениях маленьких детей
начали кардинально меняться. Целевой установкой этих методик было
использование существующих видов поведения младенца для выявления тех
раздражителей, на которые младенец обращает внимание.
Зрительные умения младенца
Многочисленные
исслед. показали, что младенец обладает поразительными зрительными умениями. К
числу наиболее важных работ в этой области относятся исследования восприятия
младенцами глубины и паттернов.
Восприятие глубины. Хотя еще Дж.
Беркли высказывал предположение, что восприятие глубины и удаленности не
яв-ся врожденным, а приобретается с опытом, этот вопрос оставался филос. до
тех пор, пока не были разработаны методики исслед., позволявшие
систематически изучать его в экспериментах с младенцами.
Одной
из самых ценных методик для исслед. зрительных умений младенца стала методика
«визуального обрыва», предназначенная для изучения восприятия глубины путем
создания контрастирующих поверхностей, вызывающих эффекты малой и большой
глубины. Вся поверхность эксперим. установки — прочное прозрачное стекло,
горизонтально закрепленное на определенной высоте над полом, — была твердой
на ощупь, и настланный на одном ее конце (вровень со стеклом) узорчатый
материал также имел вид продолжающейся твердой поверхности. Однако на др. ее
конце этот узорчатый материал свисал от уровня стекла под прямым углом вниз и
покрывал собой пол. При взгляде через прозрачное стекло находящийся на полу
материал создавал зрительное впечатление провала или обрыва. Детей в возрасте
от 6 до 14 месяцев помещали в центр стеклянной плоскости, и мать малыша
просила его подползти к ней. Дети в подавляющем большинстве предпочитали
«ровную» плоскость «обрыву», демонстрируя тем самым, что они уже различают
глубину, но крайней мере, к тому моменту, когда начинают ползать.
Когда
в экспериментах с «визуальным обрывом» стали использовать приборы для
регистрации частоты сердечных сокращений, обнаружилось, что уже 2-месячные
младенцы способны различать «мелкую» и «глубокую» стороны установки. Однако,
хотя эти результаты доказывают существование восприятия глубины в очень
раннем возрасте, они не позволяют сделать однозначный вывод о врожденном
характере этого вида восприятия у детей. И все же, когда детеныши животных, к
примеру, козлята демонстрируют восприятие глубины в возрасте всего одного дня
(!), это подтверждает возможный вывод о том, что такое восприятие является
врожденным и у людей.
Восприятие паттернов. Для определения
того, способны ли младенцы различать паттерны, использовалась методика
зрительного предпочтения. Этот метод заключается в предъявлении младенцам
двух различных плоских изображений (узоров, орнаментов и т. п.). Наблюдая за
младенцем через смотровое отверстие и регистрируя направление его взора,
экспериментатор может определить, на какой из паттернов младенец больше
смотрит. Предпочтение одного паттерна другому свидетельствует о способности
младенца визуально различать их.
Пионерские
исслед. Фанца были посвящены изучению зрительных предпочтений младенцев в
возрасте нескольких дней. Оказалось, что малыши демонстрируют неожиданно
высокую остроту зрения, или способность различать мелкие детали. Особый
интерес вызвала способность младенцев выделять паттерны, напоминающие челов.
лицо, из прочих паттернов. Эти данные позволили предположить, что лица
наделены неприобретенным (unlearned), первичным значением,
к-рое младенцы «понимают» уже через несколько дней после рождения. К 2
месяцам младенцы демонстрируют явное предпочтение похожим на челов. лицо
паттернам в сравнении с изображением лица с измененным местоположением
элементов (глаз, носа, рта и т. д.) или с паттерном, не похожим на лицо, но
эквивалентным ему по суммарной стимульной энергии. Др. исслед. показало, что
уже в 3 месяца ребенок способен узнать лицо своей матери на фотографии.
Обнаружение новых
стимулов. Привыкание возникает, когда повторяющийся стимул становится знакомым
и больше не вызывает ответной реакции. Изменение уровня реактивности при
предъявлении др. стимула свидетельствует о том, что различие между старым и
новым стимулами было обнаружено. Т. о., сравнение реакций на знакомый и новый
стимулы дает нам др. подход к изучению перцептивного мира младенца. Из
множества исслед., в к-рых применялась эта методика, становится очевидным,
что замену старого стимула на новый можно использовать для возврата интереса
младенца почти с момента рождения. Отсюда можно сделать вывод: младенцы —
отнюдь не пассивные реципиенты средовой стимуляции, они реагируют на новизну
и изменения.
К
множеству перцептивных процессов, для исслед. к-рых применялась методика
привыкания, относится и восприятие цвета. Когда 4-месячные дети привыкали к
световому раздражителю с определенной длиной волны, они вновь обнаруживали
интерес к световому раздражителю, если его длину волны изменяли таким
образом, чтобы он воспринимался взрослыми как стимул др. цвета, —
свидетельство того, что младенцы обладают цветовым зрением, сходным с таковым
у взрослых.
Активный поиск зрительной
стимуляции. Исслед. активного включения младенцев в поиск зрительной стимуляции
проводились с помощью методик, использующих склонность маленьких детей сосать
попавшие в рот объекты. В таких исслед., в качестве награды за более
энергичное или частое сосание пустышки (датчика, чувствительного к
изменениями силы и частоты сосательных движений), младенцу показывали с
помощью специального проектора определенные видовые картины. Оказалось, что
младенцы сосут пустышку более интенсивно, чтобы иметь возможность
рассматривать изображение на экране. В др. исслед. обнаружилось, что младенцы
способны изменять режим сосания с целью получения возможности рассматривать
четкие изображения вместо расплывчатых. Эти и др. исслед. показали, что
младенцы обладают высоко развитыми зрительными умениями с момента или вскоре
после рождения. Можно ли это сказать в отношении не только видимого, но и
слышимого младенцем мира?
Слуховые умения младенца
Младенцы
способны слышать, так же как и видеть, с самого рождения. Вряд ли стоит
удивляться, что большинство исслед. слуха младенцев было сосредоточено на
изучении восприятия речи. Представляет интерес тот факт, что так же как
младенцы реагируют на челов. лицо очень рано, они, по-видимому, столь же рано
настроены особым образом на восприятие речи и челов. голоса.
Вместо
того, чтобы быть пассивными слушателями, младенцы активно реагируют на речь
взрослого. В одном исслед. обнаружено, что движения младенца синхронизируются
или совпадают по времени с речью взрослого уже с рождения или немного
позднее. Младенцы реагировали на английскую и китайскую речь, но не
обнаруживали никаких реакций на такие звуки, как несвязные гласные или
постукивание. Такая чувствительность к речевым паттернам, возможно, играет
какую-то роль в подготовке младенца к последующему овладению языком.
В
ряде исслед. было показано, что младенец в возрасте от нескольких дней до 1
месяца уже способен отличить голос матери от голосов др. женщин и может даже реагировать
на свое имя, при условии его отчетливого произнесения матерью. Такое слуховое
узнавание матери предшествует развитию зрительного узнавания и, вероятно,
играет важную роль в формировании привязанности младенца к матери.
Различение звуков речи. К 6 месяцам дети
способны дифференцировать любые две фонемы, входящие в состав языка.
Реакция на эмоциональный
тон речи. К 7 месяцам дети в состоянии соотносить голоса и лица, выражающие
одинаковые эмоции. Младенцы ожидают услышать веселый голос от изображения
чел. с веселым лицом, а сердитый голос — от изображения чел. с сердитым
выражением лица.
Пренатальное слушание. Когда будущим
матерям на протяжении двух последних месяцев беременности читали вслух
рассказы, их дети, к-рых обследовали через 1—2 дня после рождения,
предпочитали слушать те рассказы, которые они уже слышали в утробе матери, а
не новые. Т. о. развитие слуховых умений начинается еще до рождения.
Перцептивные умения в
области других чувств
Осязание. Чувство осязания
младенца в том виде, как оно проявляется в рефлексе поиска груди, вносит
важный вклад в раннее пищевое поведение. Если прикоснуться к щеке малыша, он
откроет рот и повернет голову, энергично пытаясь отыскать сосок груди. Когда
рот ребенка встречается с соском, он автоматически начинает его сосать.
Вкус. Младенцы в первый
день жизни обнаруживают вкусовую чувствительность и предпочитают сладкие
жидкости безвкусным. Однако, не вполне ясно, имеет ли вкусовая
чувствительность врожденный или приобретенный характер. Исслед. на крысах
показывают, что питание самки во время беременности сильно влияет на вкусовые
предпочтения новорожденных крысят.
Обоняние. Младенец может
отличить запах матери от запаха чужого чел. — способность, к-рая
обнаруживается у детей в возрасте примерно 6 недель. Т. о., вместе с видом и
звуком матери, ее запах может играть определенную роль в формировании
привязанности младенца к ухаживающему за ним чел.
Пересмотренный взгляд на
перцептивные умения младенца
Перцептивный
мир младенца определенно отличается от «беспорядочной смеси мельканий и
шумов», о к-рой писал У. Джемс.
Гораздо
менее определенными яв-ся выводы, касающиеся такого спорного вопроса, как
«природа или воспитание». Как предложил Гибсон, лучше прекратить спорить,
поскольку вполне возможно, что это неправильно поставленный вопрос, и
направить все исследовательские силы на выяснение механизмов взаимодействия
природы и воспитания. Др. направление исслед. касается точного определения
того, какого рода средовую сенсорную информацию младенцы улавливают и какова
ее роль в когнитивном развитии. Неисчерпаемая изобретательность
исследователей, проявляемая в поисках новых способов ведения разведки
перцептивного мира младенца, будет служить гарантией того, что перцептивные
умения маленьких детей будут оставаться притягательным и плодородным объектом
исследовательской деятельности.
См.
также Связь и привязанность,
Когнитивные (познавательные) способности, Развитие в раннем детстве, Развитие младенца, Перцептивное развитие
Ф. М. Кодл
Перцептивный стиль (perceptual style)
П.
с. предполагает наличие у каждого чел. характерного способа восприятия мира.
Мысль о том, что люди воспринимают мир разными и, главное, своеобразными
способами, выглядит довольно заманчиво. Уже высказывались предположения, что
сугубо индивидуальное и отчасти нарушающее законы восприятия использование
цвета и формы некоторыми современными художниками основывается на возможных
дефектах их зрения, так что каждый такой художник в точности переносит свой
субъективный опыт на картину. Однако это предположение трудно доказать, как,
впрочем, и др. гипотезы. Действительно ли своеобразие цветовой гаммы и форм у
художников определяется особенностями их восприятия в точном смысле слова или
здесь сказывается влияние когнитивных факторов, в частности, особенностей
интерпретации видимого мира? В какой-то мере, когнитивные стили, имеющие
отношение к способу мышления людей, представляются более нейтральным понятием
по сравнению с П. с. В добавок ко всему, в этой области исслед. всегда
существует проблема получения надежных и повторяемых данных.
Что
касается маленьких детей, то тут действительно можно утверждать, что они
воспринимают мир более глобально и менее дифференцированно, чем взрослые. Об
этом можно судить не только по их недостаточно развернутым словесным
описаниям, но и по гораздо менее дифференцированным и менее точным паттернам
движений глаз и рук (в ходе ориентировочно-исследовательской деятельности) по
сравнению с таковыми у старших детей и взрослых.
В
1950-х — 1960-х годах Г. Виткин использовал понятия «поленезависимость» и
«полезависимость» для описания индивидуальных различий в результативности
выполнения перцептивных задач. Виткин предлагал испытуемым 3 главные задачи:
тест замаскированных фигур, тест стержня и рамки и тест наклонной комнаты.
Поленезависимые испытуемые могут игнорировать конфликтующую (с целевым
объектом) визуальную среду при отыскивании скрытой фигуры (в тесте
замаскированных фигур) или определении истинной вертикали (в тестах стержня и
рамки и наклонной комнаты). Полезависимые более подвержены влиянию визуальной
среды, что приводит к худшим результатам при выполнении теста замаскированных
фигур и к опоре на зрительную, а не на гравитационную систему отсчета при
выполнении других заданий. Показатели успешности выполнения 3-х этих задач
коррелируют между собой. Виткин также показал связь результатов выполнения
перцептивных задач с различными измерениями личности. Поленезависимость и
полезависимость до сих пор остаются предметом интенсивных исслед.
Пожалуй,
единственным твердо установленным «перцептивным стилем» яв-ся «стиль
незрелости». Дети в меньшей степени способны дифференцировать зрительное
поле, чем взрослые. Помимо детей, те же эффекты демонстрируют взрослые с
определенными локальными поражениями головного мозга.
См.
также Контекстуальные ассоциации,
Восприятие (перцепция), Перцептивный транзакционализм
Р. Д. Уолк
Перцептивный
транзакционализм (perceptual
transactionalism)
Восприятие
направляется прошлым опытом, предположениями воспринимающего и
индивидуальными различиями в прошлом опыте.
Все
наиболее известные доказательства этого утверждения основываются на
неопределенностях чисто геометрических проекций. Прежде всего, к ним можно
отнести результаты опытов с «перекошенной комнатой» Эймса, вращающимся
трапецивидным окном и знакомыми предметами, размер проекций к-рых изменяют в
пустом пространстве.
«Перекошенная
комната» построена по законам элементарной геометрии: бесконечное количество
неподвижно закрепленных плоскостей при меняющемся расстоянии от них до
наблюдателя могут давать совершенно одинаковые проекции. «Перекошенная
комната» Эймса создавалась с таким расчетом, чтобы сетчаточная проекция в
глазу наблюдателя соответствовала обычной прямоугольной комнате, даже если
один ее угол находится от него на гораздо большем расстоянии, чем другой.
Человек, стоящий в ближнем (к наблюдателю) углу такой комнаты, выглядит
великаном, а находящийся в дальнем углу — карликом. Эта иллюзия предполагает,
что наблюдатель смотрит одним глазом и держит голову неподвижно. Подобные
курьезы геометрической перспективы хорошо известны, и первые упоминания о них
датируются, по меньшей мере, XVI в.
Находящийся
в «перекошенной комнате» человек, с к-рым у наблюдателя сложились прочные
эмоциональные связи (напр. супруг или возлюбленный), воспринимается с
существенно меньшими искажениями, чем незнакомец.
Вращающееся
трапецивидное окно представляет собой раму окна, выкрашенную под трапецию т.
о., что ее большее основание находится ближе к наблюдателю. При вращении
такого окна (вокруг вертикальной оси) оно будет выглядеть раскачивающимся
взад и вперед, тогда как обычное прямоугольное окно при его вращении будет
выглядеть вращающимся, и только. Принято считать, что этот эффект обусловлен
нашим опытом восприятия окон.
Предметы,
рассматриваемые в «зрительном вакууме», подразумевающем наличие одного только
видимого объекта без к.-л. признаков промежуточной или окружающей среды,
кажутся наблюдателю находящимися на расстоянии, к-рое соответствует их
привычному размеру. Так, игральная карта в половину своего обычного размера
выглядит как находящаяся дальше от наблюдателя, чем карта обычного размера,
хотя обе они предъявляются ему на одинаковом расстоянии.
См.
также Воспринимаемый размер, Иллюзии,
Восприятие (перцепция), Перцептивные искажения
Р. Д. Уолк
Пиковые переживания (peak experiences)
Первооткрыватель
П. п., А. Маслоу, описывал их как необычные, волнующие, океанические,
захватывающие, жизнеутверждающие и возвышающие переживания, к-рые выражают
собой высшую форму восприятия реальности и даже оказывают мистический и
магический эффект на испытывающего их чел.
Девятнадцать
характеристик. Предложенные Маслоу понятия «самоактуализации» и постижения бытия
иногда использовались попеременно с термином «П. п.». Девятнадцать
характеристик, содержащихся в его оригинальной работе, вероятно, представляют
наилучшее описание этого океанического и позитивного опыта.
В
наиболее концентрированном виде их можно изложить следующим образом.
Существует некое переживание целостности, единства, процессом восприятия
к-рого полностью поглощен чел. Восприятия становятся богаче. Возникает
дезориентация во времени и пространстве — чел. теряет из виду свое
непосредственное окружение. Это положительный, а вовсе не болезненный или
отрицательный опыт. Самоактуализировавшийся чел. легко уживается с
противоположностями. Чел., находящийся на вершине, богоподобен, особенно в
абсолютном, полном любви, неосуждающем, сострадающем и радостном принятии
этого мира и любого др. чел. П. п. лишены страха, и поведение такого чел.
характеризуется детской непосредственностью.
Положительный опыт. Маслоу уделил
меньше внимания всему спектру положительного опыта, однако признавал
существование «предгорья» или менее значительных, но все еще положительных,
переживаний, вносящих свой вклад в самоактуализирующуюся личность. Для
описания этих разновидностей положительного опыта часто используются семь
категорий: божественный опыт, достижение вершин мастерства, душевное
волнение, челов. взаимоотношения, красота, заслуженный успех и завершение.
Другие исследователи и
теоретики пиковых переживаний. Мн. гуманистически ориентированные
психологи и даже нек-рые бихевиористы рассматривали П. п. как вполне
перспективные для научного исслед. Литература показывает, что высказывания
Маслоу вызвали весьма широкую и разнообразную реакцию исследователей. Их
обсуждение подняло многочисленные теорет. и филос. вопросы.
Однако
опыт любого рода не приветствовался в качестве предмета исслед. в психол.
лабораториях США. Маслоу ратовал, наряду с др., за «достойное место для
опытных данных». Феноменология как изучение данных восприятия в
противоположность объективным данным яв-ся естественной средой обитания
пикового опыта. Говард Розенблатт и Айрис Бартлетт обнаружили связь пикового
опыта с двумя важнейшими феноменологическими понятиями: парадоксальной
интенцией и интенциональностью, а Томас Армор поддержал положение о том, что
пиковый опыт представляет собой «трансценденцию обычной формы сознания, общей
для всего челов. рода».
Пиковые переживания в
образовании и искусстве. Маслоу считал, что двумя наикратчайшими путями
инициирования П. п. яв-ся классическая музыка и секс. Утверждая, что музыка
яв-ся механизмом инициирования пикового опыта, Маслоу, тем не менее, был
горячим сторонником ритмических упражнений, спорта и танцев. Однако он тж
рассматривал в качестве возможного пути к продуцированию П. п. мат.
образование.
Поддержка
нек-рых из этих предположений не замедлила прийти в форме эмпирических
исслед. В ответ на вопросы, поднятые Маслоу в отношении образования, Нэнси
Уилгенбуш рассмотрела возможность реализации призыва Маслоу к развитию челов.
потенциала в области образования учителей.
Исследователи
в области музыки тж ответили на этот призыв Маслоу. Дж. А. Пеннингтон разраб.
процедуру количественного измерения пикового опыта в музыке.
Эмпирические
данные и изучение отдельных случаев придают достоверность идее взаимосвязи
между иск-вом и пиковым опытом.
Наркотический опыт. В своих ранних
описаниях пикового опыта Маслоу допускал возможность рассмотрения
наркотических переживаний как обладающих определенным сходством с пиковым
опытом. Однако он категорически отрицал такую возможность в своих поздних
работах, как об этом пишет Милдред Хардимен. П. п., к-рые способны реально
изменить чел., возникают как закономерное следствие и награда за его труды.
См.
также Эмоции, Феноменологический метод
Т. Лэндсмен
Письменные экзамены для
аспирантов (graduate record
examination (GREs))
П.
э. д. а. представляют собой комплект тестов достижений и тестов способностей
к обучению в аспирантуре, входящий в программу тестирования, проводимого
Службой тестирования в образовании (ETS) под
общим руководством Совета по П. э. д. а. Созданная в конце 30-х гг. в рамках
совместного проекта Фонда Карнеги для развития преподавания и неск. ун-тов
восточных штатов, к настоящему времени знач. расширенная и обновленная, эта
программа используется аспирантурами во мн. ун-тах и пользуется уважением
среди психометристов за свои технические качества. Кандидат на поступление в
аспирантуру выполняет тест способностей (aptitude test) и дополнительный (углубленный) тест (advanced test) в области избранной во время обучения в ун-те специализации.
Оценки варьируют в пределах 500 ± 100 баллов стандартной шкалы. На основе
показателей по этим двум тестам выводится комплексный показатель.
Тест
способностей включает задания на вербальное мышление, вербальное понимание,
мат. мышление и способность к интерпретации данных, содержание к-рых
соответствует уровню подготовки отлично успевающих студентов выпускного курса
ун-та; тест дает вербальный (V) и количественный (Q) показатели. Новый раздел
теста, добавленный в 1977 и пересмотренный в 1981 г., дает аналитический (А) показатель, осн. на результатах выполнения заданий, измеряющих умение
мыслить аналитически и делать логические выводы (новая редакция).
Дополнительные
тесты предлагаются в 20-ти областях специализации: биология, химия,
вычислительная техника, экономика, педагогика, инженерное дело, английская
литература, французский язык, география, геология, немецкий язык, история,
математика, музыка, философия, физика, политические науки, психология,
испанский язык и социология. Нек-рые тесты дают общий показатель; другие,
наряду с общим, включают и частные показатели по разделам области специализации.
Показатели V, Q и А теста способностей и
общие показатели по дополнительным тестам отвечают всем профессиональным
стандартам надежности. В исслед. прогностической валидности в качестве
критериальных использовались такие меры, как средний балл студентов-выпускников,
получение/неполучение докторской степени в течение 10 лет после окончания
аспирантуры и оценки выпускных экзаменов. В целом, наиболее высокие
показатели валидности дала комбинация среднего балла студентов-выпускников с
показателями П. э. д. а., при этом комплексный показатель П. э. д. а. лучше
предсказывал критериальные меры по сравнению со средним баллом
студентов-выпускников.
См.
также Тестирование способностей,
Прогноз академической успеваемости студентов, Меры интеллекта, Психометрика,
Тесты для отбора кандидатов
Э. Б. Пратт
Питание младенца: феномен
«кафе-закусочной» (cafeteria feeding)
Клара
М. Дэвис обнаружила, что если перед ребенком выставить ассортимент блюд, как
это делается в кафе-закусочной, за неделю или около того он подберет себе
сбалансированную диету, неважно, что один прием пищи у него будет состоять
исключительно из картофельного пюре (полная норма крахмала), а другой —
только из рубленого мяса с лимской фасолью (полная норма протеинов). Когда
возникает потребность в определенных питательных веществах, малыш выбирает
соотв. твердую или жидкую пищу, но не в силу своего «знания» о том, что ему
нужна сбалансированная диета, а просто потому, что именно эта пища дает ему
хорошее самочувствие.
Дэвис
кроме того отметила, что хотя дети часто «позволяли себе лишнее» в
потреблении какого-то одного продукта за раз, они в нужное время
переключались на др. еду, чтобы в конечном счете обеспечить сбалансированное
питание. Дети путем проб и ошибок научались узнавать по обонятельным и
вкусовым ощущениям, какую еду выбрать, чтобы удовлетворить свои текущие
физиолог. потребности.
См.
также Развитие в раннем детстве,
Развитие младенца
X. К. Финк
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
|
***
Метафизические (психологические) ***
Метафизические (психологические) ***
***
Как ослабить или снять, влияние стресса? ***
***
***
Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!
|
Музыка для медитаций и расслабления Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"
|
Рассказы, сказки, стихотворения.
. |
|
|