Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.
|
||
Психологическая энциклопедия |
||
Доска бесплатных объявлений. Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!
Наш форум – самый полезный эзотерический форум. Интересно и познавательно. Зайди, задай вопрос или поделись своим мнением! Для нас всё важно. |
Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах (Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
Когнитивные терапии (cognitive therapies)
К. т. — группа слабосвязанных между собой подходов, придающих особое значение когнитивным процессам как детерминантам поведения. Они базируются на утверждении, что поведение и эмоции являются гл. обр. следствием оценки индивидуумом ситуации, и поскольку на эту оценку влияют представления, предположения, образы и внутренний диалог, все эти когниции (т. е. когнитивные процессы и их продукты) становятся мишенями терапии. Хотя эти терапии различаются конкретными методиками, у них имеются общие предпосылки. М. Махони выделил три общие для К. т. предпосылки: а) поведение и эмоции формируются и развиваются через когнитивные процессы; б) процедуры, осн. на теории научения, эффективно воздействуют на когнитивные процессы, и в) терапевт должен выступать в роли «диагноста-педагога», раскрывая дезадаптивные когнитивные процессы и организуя клиентам приобретение опыта их изменения. Сравнение с другими видами терапии Хотя традиционные виды психотер., такие как психоан. и клиентоцентрированная терапия, признают важность представлений и др. психич. феноменов в том, что касается их влияния на поведение, К. т. отличаются от них в неск. важных отношениях. Во-первых, они подчеркивают примат когниций над эмоциями и поведением. Т. к. когниций побуждают людей к поведению и дают начало их эмоциям, главной заботой терапии должно быть изменение дисфункциональных мыслей, предположений и представлений. Большинство терапий являются когнитивными, поскольку они стремятся вызвать изменение взглядов и суждений клиента. В большинстве традиционных подходов, однако, эти изменения рассматриваются как побочные эффекты достижения др. терапевтических целей. К. т. отличается от этих терапий более прямым воздействием на ошибочные предположения, представления или мысли и специальным обучением навыкам совладания (копинга), отсутствующим в репертуаре клиента. Разновидности К. т. отличаются от методов поведенческой терапии тем, что придают большее значение психич. феноменам. Ортодоксальные бихевиористы пренебрегают когнициями в пользу открытого поведения. Они концентрируются на измеримом поведении, и их процедуры ограничены усилиями спроектировать среду т. о., чтобы угашалось нежелательное поведение и подкреплялось желательное. Мн. когнитивные терапевты были в прошлом бихевиористами, со временем разочаровавшимися в поведенческом подходе вследствие его узости. Опыт научил их тому, что мн. проблемы человека не м. б. решены без учета таких психич. феноменов, как представления и внутренний диалог. Историческое развитие когнитивных терапий На рубеже XIX—XX вв. швейцарский психолог П. Дюбуа писал в своей работе «Психическое лечение нервных расстройств» (The psychic treatment of nervous disorders), что эмоциональный дистресс вызывается ошибочными мыслями и что задачей терапии яв-ся разубеждение больного в таких мыслях с помощью доказательств, логической индукции и здравого смысла. Работы А. Адлера, появившиеся неск. позднее, оказали более прямое воздействие на развитие когнитивной терапии. В своей работе «Что должна значить для вас жизнь» (What life should mean to you) Адлер выразил свое убеждение в том, что в основе пораженческого поведения невротиков лежат несостоятельные представления вроде необходимости превосходства над окружающими. Он считал, что терапия должна иметь целью изменение таких представлений. Пациентов надо учить, что соц. интерес и сотрудничество являются более конструктивными ориентирами поведения, чем невротические потребности к превосходству и господству. А. Эллис и А. Бек, получившие традиционную психотерапевтическую подготовку, разработали типично К. т., в к-рой сделан сильный акцент на когнитивных факторах. Поведенческие терапевты, скованные ограничениями методики проектирования среды в том, что касается осуществления изменений у клиентов, начали переходить на когнитивные позиции в начале 70-х гг. Их скептицизм в отношении адекватности обусловливания как основы терапии неск. уменьшился благодаря переменам в теории научения и психологии развития. Типичные когнитивные терапии Навыки совладения (копинга) Когнитивные терапевты бихевиористского толка часто проводят обучение навыкам совладающего поведения, к-рые требуют манипулирования когнициями. Один из таких копинговых подходов — скрытое моделирование (covert modeling), к-рое описал Дж. Котела. Скрытое моделирование представляет собой мысленную репетицию трудных действий перед их выполнением в реальной жизни. Спортивные психологи обозначают эту процедуру как «психич. тренировку». А. Каздин замечает, что, несмотря на эксперим. подтверждения результативности скрытого моделирования в работе с отдельными клиническими проблемами, эта методика уступает в эффективности реальной практике. В этом смысле использование скрытого моделирования в особенности показано там, где реальная практика невозможна. Для обучения навыкам совладания использовались модификации метода систематической десенсибилизации Дж. Вольпе. Одна из таких модификаций описана М. Голдфридом. Тогда как метод Вольпе имеет целью достижение контроля над патогенными раздражителями, методика Голдфрида использует патогенные раздражители для обучения клиента снижению физиолог. возбуждения. В то время как при систематической десенсибилизации клиенты получают задание устранять образы, вызывающие тревогу, клиентам Голдфрида предлагается достигать мышечной релаксации при продолжающейся экспозиции этих образов. Голдфрид считает, что этот навык совладания переносится на широкий набор стрессовых ситуаций, не включавшихся в программу терапии. Решение задач Нек-рые когнитивно-поведенческие терапевты считают, что неадекватность навыков решения задач (problem-solving) яв-ся причиной таких дисфорических эмоций, как разочарование, враждебность, тревога и депрессия. Они утверждают, что к этим патологическим состояниям приводят неудачи в решении значимых жизненных проблем. Ряд когнитивных бихевиористов разработали модели решения задач для использования в терапии. Невозможно оспаривать важность мыслей, предположений, образов, внутреннего диалога и др. когниций в детерминации поведения и эмоциональных состояний. Сложности в К. т. вызваны не столько недооценкой важности этих когнитивных факторов, сколько вопросом эффективности усилий, направленных на их изменение. Научные исслед. этого вопроса пока еще не дали убедительного подтверждения их достаточной успешности. См. также Когнитивно-поведенческая терапия, Когнитивная сложность, Новаторские психотерапии, Психотерапия К. Б. Мэтини, Р. М. Керн Когнитивные (познавательные) способности (cognitive abilities)
К. с. могут рассматриваться и как свойства, присущие всем людям как биолог. виду, напр. способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к др., напр. вербальная или мыслительная способность. Подавляющее большинство исслед. К. с. посвящено их изучению с т. зр. индивидуальных различий, поскольку между людьми наблюдаются различия даже в тех способностях, к-рые характерны для них как вида. Тесты когнитивных способностей Дж. Кэттелл предложил термин «умственный тест» в 1890 г., но еще до этого Ф. Гальтон разработал набор простейших умственных тестов. Тесты Кэттелла, предназначавшиеся для студентов американских колледжей, измеряли скорость психич. реакции, сенсорное различение и словесные ассоциации. Эти тесты, однако, оказались плохо связанными с успешностью студентов в обучении. В начале 1900-х гг. французский психолог А. Бине обнаружил, что тесты более сложных умственных функций, таких как способность к запоминанию отрывков прозы или к решению простых мыслительных задач, оказались полезными в прогнозировании школьной успеваемости и в идентификации детей с задержками психич. развития. В начале XX в. британские психологи во главе с Ч. Спирменом разработали множество тестов психич. функций, к-рые могли проводиться как с детьми, так и со взрослыми. В США толчком к «тестовому движению» послужила не только адапт. Л. М.Тёрменом в 1916 г. тестов Бине, известная как тест Стэнфорд-Бине, но и широкое применение тестов для классиф. офицеров и новобранцев, мобилизованных в ходе Первой мировой войны. Все эти тесты — Бине, Тёрмена и армейские (альфа и бета) — стали наз. тестами «интеллекта». Они получили широкое распространение не только в силу их практ. полезности, но и как меры важных умственных характеристик. Для оценки согласованности рез-тов разных тестов при измерении ими одной черты или одного свойства можно использовать коэффициент корреляции. Эта идея впервые была высказана Спирменом в 1904 г. Серия проведенных им исслед. завершилась публикацией в 1927 г. его главной работы — «Способности человека» (The abilities of man). В ней Спирмен развил теорию интеллекта, по существу, теорию К. с., в к-рой все умственные тесты рассматривались в той или иной степени в качестве измерений единственной черты или «фактора» когнитивной способности, к-рый Спирмен назвал «g» (по первой букве полного названия «общая» (general) способность). Спирмен считал, что фактор «g» измерялся всякий раз, когда умственная задача требовала того, что он наз. эдукцией (eduction), или выявлением отношений и коррелятов. На более привычном языке этот неск. экзотический термин можно было бы назвать умозаключением или индукцией. Современники Спирмена, однако, оказались не готовы принять идею о единственном факторе когнитивной способности и продолжали считать, что разные тесты все же измеряют разные способности — специфические способности к оперированию словесным материалом, пространственными отношениями, воспроизведению по памяти заученных списков слов и т. д. С развитием методов факторного анализа наметился явный прогресс в разрешении спорных вопросов, касающихся понимания К. с. Лидерами этого движения стали С. Барт, Г. Томсон в Великобритании и К. Холзингер, Т. Л. Келли и Л. Л. Терстоун в США. Факторы когнитивной способности Главная цель в изучении К. с. состояла в определении того, какие виды способностей можно идентифицировать, и в интерпретации их природы. В 1938 г. Терстоун опубликовал работу под названием «Первичные умственные способности» (Primary mental abilities) — рез-ты факторного анализа батареи из 57 мер К. с. в форме групповых бланковых тестов, к-рые он провел на студентах ун-та. Мн. из этих мер были аналогичны заданиям, входившим в состав тестов интеллекта, но каждая из них предназначалась для измерения одной — специфической — когнитивной функции. В этой батарее им были выявлены по меньшей мере 8 факторов, поддающихся ясной интерпретации: S. Пространственный (Space): способность воспринимать и сравнивать пространственные паттерны. V. Вербальное понимание (Verbal comprehension): способность к определению значения слов и, более широко, к пониманию речи и оперированию вербальными отношениями. W. Беглость речи (Word fluency): способность быстро продуцировать слова в соответствии с определенными ограничениями в отношении их буквенного состава. N. Легкость числовых операций (Number facility): скорость и точность выполнения простых арифметических действий. I. Индукция (Induction): способность выводить правила, к-рым подчиняется конкретный набор стимулов. Р. Перцептивная скорость (Perceptual speed): скорость и точность обнаружения определенных визуальных стимулов в массиве материала или сравнения таких стимулов с к.-л. другими. D. Дедукция (Deduction): способность строить рассуждения от предпосылок к точным выводам. М. Механическая память (Rote memory): способность заучивать и воспроизводить по памяти произвольные связи между стимулами, такими как слова и числа. Терстоун считал, что его результаты поддерживают вывод о наличии мн. видов интеллекта и опровергают предположение о существовании одного вида интеллекта — общего. В более поздних исслед. Терстоуна и др. ученых этот вывод был смягчен до предположения об «иерархической» организации К. с. Это предположение означало, что нек-рые К. с. являются крайне общими, входящими в состав разнообразной умственной деятельности, тогда как другие являются более специализированными. Иерархический подход к К. с. принял неск. форм. Британские психологи, позиция к-рых представлена книгой Ф. Вернона «Структура человеческих способностей» (The structure of human abilities), помещают в самой вершине иерархии К. с. осн. групповой фактор, спирменовский фактор «g», а на следующем уровне — второстепенные групповые факторы: фактор «v:ed» (вербальный-числовой-образовательный), происхождение к-рого связывается гл. обр. со школьным обучением, и фактор «k:m», («практический-механический-пространственный-физический»); в дополнение к ним выделяются многочисленные специфические факторы, такие как вербальный, числовой, пространственный и др., входящие в состав этих групповых факторов. Дж. П. Гилфорд в своей книге «Природа человеческого интеллекта» (The nature of human intelligence) отстаивал т. н. модель «структуры интеллекта» (SI). Гилфорд отрицал идею существования фактора «g», или общего интеллекта. Вместо этого он полагал, что все К. с. можно в конечном счете представить в виде перекрестной классиф. по трем основаниям: типам умственных операций, типам содержания и типам «продуктов» или рез-тов, получающихся вследствие их переработки. Утверждалось, что каждый вид когнитивной способности или фактор связан с определенным процессом, содержанием и продуктом. Процессами, или «операциями», являются когниция (восприятие информ.), память, дивергентное продуцирование, конвергентное продуцирование и оценка. Содержание может быть образным, символическим, семантическим или поведенческим (последнее связано с жестикуляцией, лицевой экспрессией и т. п.). Продуктами могут быть элементы, классы, отношения, системы, преобразования и импликации. Гилфорд попытался дать строгие определения этим категориям, к-рые в сочетаниях позволяли выделить по меньшей мере 120 различных факторов. В силу ряда технических соображений не все исследователи в данной области приняли модель Гилфорда, однако она оказалась полезной в качестве руководства в дальнейших исслед., и Гилфорд утверждает, что на сегодня идентифицировано примерно 100 независимых факторов способностей. С т. зр. факторного анализа то, что измеряется любым конкретным тестом, м. б. либо единичным, «чистым» фактором когнитивной способности, либо конгломератом неск. таких способностей. В 70-х гг. ряд когнитивных психологов воскресили из фактического забвения исслед. тех простейших когнитивных функций, к-рые изучались Дж. Кэттеллом и др. в конце XIX в. в качестве возможных мер интеллекта. Совр. уровень технологии и использование микрокомпьютеров предоставляют для этого новые возможности. Клинические подходы Ж. Пиаже — крупнейший исследователь К. с., использовавший преим. клинический подход. Его в большей степени интересовало изучение способностей как универсальных характеристик Homo sapiens и их развитие на протяжении всей жизни чел., особенно в период детства. Осн. методом были индивидуальные беседы с детьми, в ходе к-рых им задавались вопросы, направленные на выяснение их знаний и представлений об окружающем мире; тж использовались б. или м. стандартизованные когнитивные задачи, такие как просьба расположить палочки по размеру или предположить высоту уровня воды в сосуде узкого диаметра после того, как она будет перелита из более широкого сосуда. Психологи дискутировали по поводу того, имеют ли те виды К. с., к-рые изучал Пиаже и его коллеги, к.-л. отношение к факторам интеллекта, изучаемым психометристами с помощью более формальных тестов. Скорее всего, да, однако К. с. в понимании Пиаже лучше всего рассматривать как подвиды индуктивных, дедуктивных и пространственных способностей, исследуемых психометристами. Степень развития этих способностей у различных детей, по-видимому, достаточно хорошо отражается в показателях общего интеллекта. Клинический подход в изучении К. с. использовался тж русским психологом А. Р. Лурией в его исслед. развития познавательных функций у представителей различных, преим. необразованных, групп населения в бывшем Советском Союзе в 1932 г., результаты к-рых изложены в книге «Историческое развитие познавательных процессов», и в его исслед. нарушений умственных способностей при афазиях и др. локальных поражениях головного мозга. В более поздних исслед., используя наборы неформальных когнитивных тестов, описанных в его книге «Высшие корковые функции человека», Лурия разраб. теорию мозговой организации когнитивных функций. Развитие и снижение когнитивных способностей Для «среднего» человека, по-видимому, будет справедливым утверждение, что все К. с. развиваются постепенно; их развитие начинается с момента рождения или чуть позже и продолжается до 20—22 лет, хотя, возможно, идет разными темпами. Т. к. крайне трудно установить абсолютные шкалы или метрики для различных способностей, то столь же трудно сравнивать способности по их темпам развития. Однако вряд ли нужно сомневаться в существовании значительных индивидуальных различий в темпах когнитивного развития, касающихся как общей способности, так и более специализированных способностей. Доказательства возможного снижения К. с. в период взрослости и старости пока нельзя считать окончательными. В целом психологи сообщают о том, что «кристаллизованные» (crystallized) способности, напр. измеряемые тестом «Словарь», хорошо сохраняются в пожилом возрасте или обнаруживают лишь незначительное снижение, тогда как «флюидные» (fluid) способности, такие как способность к логическим выводам, обнаруживают в среднем нек-рый спад, особенно если когнитивная задача требует быстрого реагирования. Интерпретация этих данных представляется затруднительной из-за возможного пересечения различий среди возрастных групп с культурными и образовательными различиями. Мн. людям старческого возраста удается сохранить нормальный уровень К. с., к-рый они демонстрировали в период взрослости. Источники индивидуальных различий Главную заботу психологии составляет выяснение того, в какой степени индивидуальные различия определяются биолог. (генетическим) фактором через процессы естественного созревания и в какой — опытом взаимодействия со средой через каналы формального обучения, воспитания, тренировки и стихийного научения. Эта проблема встает с особой остротой в связи с К. с. Вопрос заключается в том, в какой степени К. с. можно усилить путем специальной тренировки. Мало кто сомневается, что нек-рые способности можно улучшить; напр., это явно возможно в отношении индивидуального словарного запаса и вербальной способности. Попытки улучшения нек-рых др. способностей, напр. способности к оперированию пространственными отношениями, оказались гораздо менее успешными. В целом существует большой пробел в нашем знании о границах развития разнообразных К. с. Зачастую рез-том программ развития К. с. оказывается не увеличение индивидуальных различий, а их уменьшение. В силу признания важной роли К. с. в развитии демократических и высокотехнологических культур их научное изучение составляет одно из наиболее важных направлений психологии. См. также Общий (генеральный) фактор интеллекта, Меры интеллекта, Модель структуры интеллекта Дж. Б. Кэрролл Когнитивный диссонанс (cognitive dissonance)
Теория К. д. была выдвинута Леоном Фестингером и изложена в его книге «Теория когнитивного диссонанса» (A theory of cognitive dissonance). Фестингер основывает эту теорию на предположении о том, что чел. мотивирован поддерживать согласованность или консонанс между парами релевантных когниций, где под когницией понимается любое знание или представление субъекта о себе, своем поведении или окружении. Когниций X и Y находятся в отношениях диссонанса, «если не-Х следует из Y»; предполагается, что такой диссонанс будет вызывать «психол. дискомфорт» и создавать давление, побуждающее субъекта как к уменьшению диссонанса, так и к избеганию ситуаций или информ., к-рая могла бы увеличить этот диссонанс. Фестингер указывал, что сила давления, побуждающая к уменьшению диссонанса, по-видимому, является функцией его величины, где величина диссонанса, вносимого данной когницией, зависит от важности, приписываемой ей самой и др. релевантным когнициям, и от соотношения релевантных когниций, находящихся в диссонансе. Диссонанс может быть снижен путем изменения одной из диссонирующих когниций, путем уменьшения важности самого диссонанса или добавлением новой информ., к-рая согласуется с одной из противоречащих когниций или к.-л. образом «примиряет» оба диссонирующих элемента. Предполагается, что диссонанс вызывает когнитивную активность субъекта, направленную на устранение этого диссонанса. В этом месте следует отметить неск. важных моментов. Во-первых, Фестингер постулировал давление или тенденцию к уменьшению диссонанса; собственно попытка его устранения может и не приводить к успеху. В связи с этим Фестингер утверждает, что «при наличии диссонанса можно наблюдать попытки к его устранению. Если такие попытки завершаются неудачей, можно наблюдать симптомы психол. дискомфорта». Во-вторых, попытки уменьшить диссонанс могут оказываться неудачными из-за сопротивления когниций к изменению; напр., изменение к.-л. когниций может вступать в противоречие с реальностью или приводить к преобразованию др. консонансов в диссонансы; изменение тж может оказываться болезненным или невозможным, или к.-л. поведение может оказываться в высшей степени удовлетворительным в др. отношениях. Наконец, как указали последующие исследователи, теория Фестингера относится к психол., а не к формально-логической противоречивости: т. е. утверждения «Я курю» и «Курение вызывает рак» будут вызывать диссонанс лишь при условии, что данный курильщик боится заболеть раком. Фестингер указывал на существование определенных индивидуальных различий в том, как и в какой степени люди реагируют на диссонанс, и предполагал существование континуума, отражающего «толерантность к диссонансу». В неск. исслед. было продемонстрировано, что имеющиеся на данный момент личностные шкалы могут служить для оценки переменных-модераторов, опосредующих реакции на диссонанс. В заключение следует отметить, что наиболее сильная сторона теории К. д. тж оказалась и ее слабостью, т. е. постулирование когнитивных механизмов оказало значительное эвристическое влияние, но рез-ты разраб. на основе этой теории эксперим. процедур оказались подвержены альтернативным интерпретациям. Предпринимаемые в настоящее время попытки раскрыть роль состояний возбуждения и причастность Я-концепции дают надежды на прояснение этой теории и более полное раскрытие ее потенциала. См. также Когнитивная сложность, Восприятие (перцепция), Самоосуществляющиеся пророчества, Удивление Дж. Б. Кэмпбелл Когортные различия (cohort differences)
Термин «когорта» служит для обозначения любой группы или совокупности людей, к-рую объединяет некое значимое событие, происходящее в их жизни в определенный временной период. Событие, используемое для выделения когорты, может широко варьировать, изменясь от даты рождения до таких специфических событий, как поступление в вуз, уход на пенсию или вступление в брак. Временные границы, используемые для определения различных когорт, выбираются произвольно; период времени, в рамках к-рого происходит важное жизненное событие, может колебаться от одного дня до двух и более десятилетий. Т. к. для выделения когорт могут использоваться события, по-разному переживаемые людьми, обсуждение К. р. будет менее расплывчатым, если мы выберем для него наиболее часто выделяемую когорту, а именно когорту рождения. Когорта рождения указывает на любую группу людей, родившихся в произвольно выбранный период времени. Идентифицируя людей, к-рые взрослеют в течение определенного периода ист. времени, когорты рождения позволяют оценить происходящие со временем изменения челов. качеств у лиц, занимающих либо оставляющих те или иные возрастно-специфичные соц. роли и позиции. В таком случае внимание нацелено на сходства и различия между, скажем, поступившими в колледж в 40-х гг. и в середине 60-х гг. Для различных когорт рождения типично переживание разной совокупности событий, что, в свою очередь, может вести к различию в ожиданиях, аттитюдах и действиях. Когорту лиц, родившихся в период с 1920 по 1924 г., конец юности и начало взрослости к-рых пришлись на 40-е гг., можно сравнить с когортой родившихся в период с 1945 по 1949 г. Бесспорно, обнаруживается ряд явных различий между первой когортой, представители к-рой пережили главные события отрочества—юности в период Великой депрессии 30-х, и второй когортой послевоенных «бэби-бумеров». Однако прежде чем приписывать любые наблюдаемые различия в ожиданиях, аттитюдах и поведении К. p. per se, необходимо решить технический вопрос разделения эффектов когорты, возраста и ист. периода. Изучение К. р. требует рассмотрения трех возможных источников неоднородности: а) фактических различий в аттитюдах и поведении людей, входящих в соотв. когорты; б) различий, приписываемых процессам старения внутри когорт и в) различий, вызванных неповторимым жизненным опытом когорт, к-рый входящие в них люди получили в течение отдельных ист. периодов. Однако разделение этих трех источников изменчивости (эффектов когорты, возраста и ист. периода) вызывает пока что непреодолимые статистические и концептуальные трудности. Кроме проблемы определения раздельных эффектов изменчивости выборки, к-рые бесспорно можно было бы приписать когорте, возрасту и ист. периоду, остаются еще два серьезных затруднения. С течением времени композиционные (структурные) характеристики когорт могут изменяться вследствие естественных потерь, вызванных вымиранием или миграцией. По мере увеличения возраста когорты рождения эффекты смертности могут изменять композиционные характеристики когорты, если умершие отличались по определенным качествам от оставшихся в живых. Аналогично этому, в разные периоды истории миграция населения может вызвать заметное изменение характеристик географически специфичных когорт, если качества переехавших на др. место отличаются от качеств оставшихся в данном регионе. Попытки разграничить эффекты когорты, возраста и ист. периода неизбежно наталкиваются на проблему идентификации. Вследствие линейной зависимости всех этих эффектов невозможно статистически разделить уникальное воздействие каждого из них. Смешанные эффекты влияний когорты, возраста и ист. периода требуют, чтобы исслед. К. р. основывалось на развитом теорет. и реальном знании изучаемого явления и проводилось с учетом значения, к-рое эти три эффекта имеют для конкретного исслед. Поскольку с помощью одних только статистических процедур невозможно установить отдельный вклад каждого из этих трех эффектов, при исслед. и оценке К. р. мы должны быть теоретически и концептуально точными в своих ожиданиях. См. также Возрастные различия, Изменение поведения в процессе взросления и старения, Контрольные группы, Социальное влияние Д. Никинович Кодирование (coding)
К. — термин, используемый во многих предметных областях психологии для характеристики определенных аспектов раздражителей и реакций. В области изучения ощущений говорят о вспомогательных сенсорных структурах, накапливающих физ. энергию средовых воздействий и тем самым формирующих наилучший «проксимальный» стимул для рецепторов органов чувств. Когда накапливается достаточное количество физ. энергии, следующий шаг — преобразование энергии физ. стимула в нервный импульс, после чего происходит К. в более отдаленных от периферии нервных центрах. Понятие кодирования также используется в когн. психол. при описании процессов памяти. В своей работе «Процессы кодирования в человеческой памяти» (Coding processes in human memory) А. Мелтон и Э. Мартин указывают, что понятие К. и его терминологические варианты, такие как раскодирование, декодирование, перекодирование, функциональные стимулы, субъективные единицы, «порции» и кодировочные реакции, относятся к формам активности, имеющей место в самом индивидууме. Эти формы активности могут носить характер иконических или фонематических репрезентационных реакций, ассоциированных смысловых реакций, перевода или реакций обработки. В соответствии с мнением У. Викельгрена, высказанного им в «Когнитивной психологии» (Cognitive psychology), К. является системой репрезентации мыслей любого рода, таких как представления, перцепты, изображения, описания, эпизоды, реакции, понятия, предложения и схемы. Т. о., раздражители имеют множество признаков и свойств, но не все эти признаки и свойства включены в каждую мысль, воспоминание или действие, хотя мозг обеспечивает все нервные коды, необходимые для записи нашего многообразного опыта. См. также Когнитивная психофизиология, Контекстуальные ассоциации, Обработка информации Н. С. Андерсон Кожные ощущения (cutaneous senses)
К. о. составляют аспекты того, что часто называют чувством осязания. Как показывают исслед., существует четыре различных вида К. о.: ощущения давления (прикосновения), боли, тепла и холода. Считается, что др. виды кожной чувствительности, напр. зуд и щекотание, представляют собой вариации этих четырех осн. (или «первичных») К. о. Кожные рецепторы располагаются во внутреннем слое кожи и распределены по поверхности тела неравномерно. Нервные пути, идущие к мозгу от кожных рецепторов, организованы в соответствии с участками тела, наз. дерматомами (dermatomes). Каждый дерматом соединяется со спинным мозгом посредством нервов. «Локальный симптом» (local sign) — термин, относящийся к способности индивидуума локализовать, не глядя, участок поверхности тела, на к-ром кожа подвергается раздражению. Рецепторами прикосновения, как полагают, служат тельца Мейснера, нервные сплетения в волосяных мешочках и нек-рые голые нервные окончания. Рецепторами давления яв-ся тельцами Пачини, к-рые внешне напоминают луковицы с нервным волокном в центре. По всей вероятности, рецепторы реагируют на изменения давления, а не постоянное приложение силы. При одновременном прикосновении к двум точкам кожи может возникнуть ощущение только одного прикосновения, если эти две точки лежат настолько близко друг к другу, что обслуживаются одним рецептором или одним нервным волокном. То наименьшее расстояние между точками кожи, при раздражении к-рых возникает ощущение двух прикосновений, наз. порогом пространства (two-point threshold). Величина этого порога варьирует в зависимости от части тела и размера соотв. дерматома: наибольший порог определяется в центре спины, а наименьший — на кончике языка. Предстоит еще многое узнать о рецепции боли в различных участках тела и о болевых центрах в головном мозге. По-видимому, рецепторами поверхностной (кожной) боли служат голые нервные окончания. Боль служит сигналом о том, что телу нанесено повреждение. Экспериментально обнаружена незначительная адапт. к легкой поверхностной (кожной) боли. До настоящего времени не обнаружены тепловые и холодовые рецепторы, хотя точно известно, что тепло и холод воспринимаются разными участками. См. также Центральная нервная система, Боль, Психофизиология Б. Б. Мейтс Колдовство (witchcraft)
К. наз. предполагаемое зловредное воздействие одного чел. на другого при помощи магических средств. Антропологи иногда отличают К. от магии или волшебства; волшебство подразумевает сознательно практикуемую деятельность, тогда как К. является простым использованием — не обязательно сознательным — сверхъестественной силы. В западноевропейской традиции К. обычно включает в себя оба этих понятия. Попытки заниматься К. могут рассматриваться как форма агрессивного поведения, способного (при наличии знаний) причинить реальный ущерб жертве. Это подразумевает использование процессов, связанных с психосоматическими расстройствами. Наиболее доступными изучению являются обвинительные процессы против предполагаемых ведьм. Историки изучали волны таких обвинительных процессов в Западной Европе и колониальной Америке. См. также Защитные механизмы, Суеверие И. Л. Чайлд Колумбийская шкала умственной зрелости (columbia mental maturity scale)
К. ш. у. з. (CMMS), разработанная в Колумбийском ун-те, предназначена для детей в возрасте от 3,5 до 10 лет и состоит из 92 заданий, напечатанных на карточках размером 6 x 9 дюймов. Каждое задание измеряет умения классифицировать рисунки и геометрические фигуры. Ответы на задания представлены в форме множественного выбора: ребенка просят указать на картинку или геометрическую фигуру, которая не подходит к другим, изображенным на данной карточке. Задания сгруппированы в 8 перекрывающихся уровней, каждый из которых содержит от 56 до 65 заданий. Испытуемые проходят один из этих уровней, назначаемый в зависимости от их хронологического возраста. Тест проводится индивидуально и занимает от 15 до 20 мин. Несмотря на обнаруженные значимые корреляции между CMMS и индивидуальными тестами интеллекта, CMMS не может использоваться в качестве их заменителя, поскольку она измеряет лишь один из аспектов интеллектуального функционирования. См. также Меры интеллекта, Невербальные тесты интеллекта Г. Робертсон Командная деятельность (team performance)
Качество К. д. зависит от компетентности и мотивации группы. Компетентность группы зависит не только от индивидуальных навыков и способностей включенных в нее лиц, но и от распределения в группе наличного потенциала каждого ее члена, распределения ролевых заданий и организации согласованного распределения ролей и индивидуальных возможностей. Б. М. Басс предложил модель, устанавливающую причинные связи К. д. с различными характеристиками группы, ее членов и происходящих в ней процессов. Нек-рые из наиболее важных причинных связей позволяют сделать полезные обобщения в отношении того, что обусловливает динамику группы и способствует ее эффективной работе. Именно процессы взаимодействия определяют то, как выполнение заданий отдельными членами группы способствует выполнению групп. задания. Исслед. 224 команд управленцев, проведенное Бассом и его коллегами, убедительно показало, что согласованность взаимодействия ведет к эффективности К. д., тогда как нарушение процессов взаимодействия снижает эффективность группы. В случае аддитивных задач, таких как «мозговой штурм», лучшие рез-ты, с т. зр. их количества и качества, получают в том случае, когда объединяют идеи отдельных людей, работающих в одиночку, нежели тогда, когда те же люди осуществляют «мозговой штурм» в группах. Однако в случае дизъюнктивных задач (заданий, рез-том выполнения к-рых является к.-л. единственный групп. продукт), особенно если они сложные, вероятен эффект совместной деятельности. Групп. рез-т будет превосходить рез-т деятельности среднего члена группы, хотя необязательно будет столь же хорошим, как рез-т ее лучшего члена. Мн. исслед. показывают, что группы, члены к-рых придерживаются разных систем ценностей, различаются по интересам, способностям и заботам, проявляют более выраженную конфликтность и креативность в процессе взаимодействия, чем однородные группы. Др. факторами, влияющими на процессы внутригруппового взаимодействия, являются численность группы и соответствие внутри группы статуса, авторитета и способностей у каждого ее члена. Условия, в к-рые поставлена рабочая группа, определяют ее характерные особенности. Напр., высшая инстанция может строго определить роль каждого члена рабочей группы, так что все будут находиться в равном положении, но при этом пользоваться предназначенными только для них источниками информ., необходимыми для выполнения общего задания. Условия, в к-рых приходится работать группе, могут тж оказывать непосредственное влияние на процессы взаимодействия. Так, необходимость выполнить более трудное задание может привести к более частым совместным консультациям. Рез-ты К. д. в виде обратной связи влияют на условия работы группы. Группа будет испытывать трудности, если ей придется работать, не имея сведений о том, как она справляется с поставленной задачей. Важность индивидуальных вкладов в решение задачи может быть обусловлена положением, отведенным каждому члену группы. Как правило, люди, находящиеся в центре событий, могут внести более значимый и весомый вклад в решение задачи группы, поскольку они лучше понимают происходящее. Мотивация группы также зависит от множества факторов, таких как ясность стоящих перед группой целей, принятие лидера, удовлетворенность выполняемой работой, преданность каждого общему делу и доверие членов группы друг к другу. Особенно важны для мотивации группы происходящие в ней процессы. Что касается сложившихся групп, их члены научились доверять друг другу, открыто обсуждать проблемы, принимать равное участие в выработке решений, касающихся Г. р., и солидаризироваться с целями группы. Ключом к повышению мотивации группы является привлечение ее членов к участию в планировании и орг-ции совместной деятельности. Сплоченность группы, по всей видимости, оказывает сильное влияние на рез-ты ее работы. Сплоченность либо ускоряет, либо замедляет работу группы, в зависимости от того, считают ли ее члены, что повышение продуктивности труда соответствует их собственным интересам. См. также Групповое решение проблем, Промышленная психология, Работоспособность Б. М. Басс Комитет по профессиональной психологии (США) (American Board Of Professional Psychology)
Появление Комитета по профессиональной психологии США (АВРР) стало результатом возросшей популярности психологии после Второй мировой войны и, как следствие, необходимости установления стандартов качества. Американская психол. ассоц. (АРА) в сентябре 1946 г. одобрила доклад специальной комиссии, в к-ром рекомендовалось, чтобы независимый экзаменационный комитет присуждал статус дипломированного специалиста квалифицированным психологам. Экзаменационный комитет по профессиональной психологии США (The American Board of Examiners in Professional Psychology, ABEPP) был официально зарегистрирован в апреле 1947 г. отдельно от АРА — в целях гарантии компетенции оплачиваемой деятельности экзаменаторов. Ему вменялись обязанности: а) «присуждать и выдавать дипломы о специальной подготовке (special competence) в областях профессиональной психологии (клинической, консультирующей и промышленной), а тж контролировать их использование»; и б) «организовывать, проводить и контролировать изучение деятельности и оценку знаний кандидатов, добровольно подавших заявление на получение такого диплома, в целях определения их квалификации». Процесс удостоверения квалификации Чтобы получить статус дипломированного кандидата (diplomate candidate status), психолог должен быть членом Американской либо Канадской психол. ассоц., обладать степенью д-ра философии в области психологии и иметь 5-летний стаж профессиональной деятельности после окончания ун-та, причем в этот стаж может быть засчитан 1 год работы в интерантуре (predoctoral internship) или др. соотв. деятельности. До 31 декабря 1949 г. действовала статья о «цензе грамотности», согласно к-рой статус дипломированного специалиста мог быть присужден либо тому, кто проработал психологом не менее 10 лет и имел степень бакалавра, полученную до 1936 г., либо доктору философии с не менее чем 5-летним стажем работы в области психологии. См. также Американская психологическая ассоциация, Компетентность в психологии А. К. Хесс Коммуникация животных (animal communication)
К. ж. имеет место в тех случаях, если показано, что одно животное оказало влияние на поведение др. Как правило, влияние, подпадающее под категорию «коммуникации», опосредуется сигналами, к-рые животное получает от органов чувств. Ситуация, когда одно животное отзывается на зов другого, яв-ся примером коммуникации, тогда как ситуация, при к-рой животное изменяет поведение др. особи, нанося раны, не имеет отношения к коммуникации. Системы коммуникации Система коммуникации предполагает взаимодействие неск. элементов. Прежде всего должен быть сигнал — обычно поведенческий паттерн, порождаемый организмом-отправителем. Сигналы подаются в различных контекстах, к-рые соответственно влияют на их значение. Сигналы идут по различным каналам, напр. вокально-слуховому, и должны отличаться от прочего шума или посторонней фоновой активности этого канала. Сигнал должен достичь др. животного, получателя, поведение к-рого изменится. Можно сказать, что отправитель и получатель совместно владеют кодом, включающим полный набор всех возможных сигналов. Сенсорные модальности. Коммуникация может происходить в любой сенсорной модальности, к к-рой чувствителен организм. Светляки служат великолепным примером коммуникации с помощью зрительного канала. Они активны в ночное время, самки остаются на земле, а самцы летают над ними. Летающие самцы испускают вспышки света, цвет к-рых, а тж их интенсивность, частота и длительность являются видоспецифичными. Спустя определенный промежуток времени, к-рый зависит от вида насекомого и температуры, самки подают ответный сигнал. Постепенно самцы прилетают на сигнал самок, и происходит спаривание. Мн. проявления ухаживания и агрессии у птиц, хорошо изученные этологами, функционируют гл. обр. в зрительной модальности. Возможно, наиболее широко известными сигналами в слуховой модальности являются песни птиц, лягушек и сверчков. Возможно, самые впечатляющие сигналы такого рода подают горбатые киты. Элементы этих «песен» продолжаются от 7 до 30 мин, после чего повторяются. Эти сигналы могут передаваться на много миль по океаническому звуковому каналу. Тактильные сигналы требуют тесного контакта, но широко распространены у общественных животных, напр. у мн. приматов. Шимпанзе, напр., передают с помощью прикосновений сравнительно тонкие (subtle) сообщения. Мн. др. виды используют тактильные сигналы во время ухаживания и копуляции для синхронизации действий и координирования событий, связанных с размножением. Хим. сигналы достаточно важны для мн. видов, особенно для млекопитающих и насекомых, но, в целом, они менее изучены. Феромоны представляют собой хим. сигналы, использующиеся на внутривидовом уровне, а алломоны обеспечивают коммуникацию между представителями разных видов, напр. между хищником и жертвой. Гормоны обеспечивают хим. «коммуникацию» в пределах одного организма. Существует множество примеров важных соц. запахов у млекопитающих. На скорость достижения половой зрелости у мышей влияет присутствие феромонов; как правило, феромоны особей того же пола замедляют наступление пубертата, а противоположного — ускоряют его. У самки мыши, спарившейся с самцом, происходит блокирование беременности (эффект Брюса), если она вступает в контакт с посторонним самцом или его запахом в течение двух дней после оплодотворения. Самки крыс выделяют материнский феромон, помогающий детенышам обнаружить их. Эструс у самок мышей, живущих вместе, имеет тенденцию к синхронизации; аналогичное явление было обнаружено в отношении менструального цикла женщин. Остальные коммуникационные каналы используются специализированными видами. Хорошо известны ультразвуковые системы летучих мышей и дельфинов. Нек-рые виды рыб используют электрическую систему как для обнаружения объектов, так и для коммуникации. Различные модальности обладают определенными преимуществами для коммуникативных сигналов. Так, хим. сигналы долго сохраняются, обходят препятствия, могут использоваться в ночное время и имеют широкий спектр применения. Однако скорость их передачи невелика и их трудно локализовать. Звуковые и визуальные сигналы распространяются гораздо быстрее, и их локализовать гораздо легче. Ночью и при наличии преград (напр., деревьев) звуковые сигналы гораздо эффективнее, чем визуальные. Важные примеры. По всей видимости, самым знаменитым примером К. ж. в природе яв-ся «язык танца» пчел. Пчелы-сборщицы, обнаружившие богатый источник корма, возвращаются в улей и описывают расположение запаса пищи пчелам в улье. Если пища находится менее чем в 100 м от улья, используется простой круговой танец. Чтобы сообщить о более отдаленном источнике, используется танец с покачиваниями. Покачивания исполняются в вертикальной плоскости, и их рисунок напоминает цифру «8». Между двумя петлями восьмерки располагается участок «полета по прямой», к-рый несет много информ. Его длина коррелирует с расстоянием до источника пищи. Направление прямого участка по отношению к вектору силы тяжести указывает на направление, в к-ром находится источник пищи, по отношению к солнцу. Т. о., пчела-сборщица летит по прямой вверх в тех случаях, когда получатель должен лететь прямо вперед к солнцу, а вниз — если источник пищи находится в противоположном направлении. Подобно мн. коммуникационным системам, «язык» пчел мультимодален и имеет визуальный, тактильный, слуховой и хим. аспекты. Хотя коммуникативная ценность танца оспаривается, во мн. обстоятельствах он является высокоспецифичным. Возможно, исслед. «языка» шимпанзе — это самый известный пример изучения К. ж. в психологии. Первые авторы добились весьма скромных успехов, пытаясь научить шимпанзе произносить звуки речи и слова. Однако знач. позднее неск. исследователей научили животных использовать достаточно сложные коммуникационные системы, в основе к-рых лежат жесты и оперантные реакции. Супруги Гарднер применили стандартный американский язык жестов (амслен), систему, используемую мн. глухими людьми, и преуспели в создании сложного репертуара сигналов у самки шимпанзе Уошо, к-рая могла и посылать и получать впечатляющий спектр подобных сигналов. Дэвид Примак научил шимпанзе Сару размещать пластмассовые символы в определенном порядке для того, чтобы можно было передать сообщение. Румбо и Гилл использовали компьютеризированную систему в экспериментах с шимпанзе Ланой, к-рая должна была нажимать в определенном порядке клавиши оперантных реакций, что было частью ее языковой системы. Вопрос о том, насколько эти системы представляют собой настоящие языки, особенно в том, что касается использования грамматических правил, остается спорным до сих пор. См. также Социобиология животных, Этология, Процессы коммуникации Д. А. Дьюсбери
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
|
***
Метафизические (психологические) ***
Метафизические (психологические) ***
***
Как ослабить или снять, влияние стресса? ***
***
***
Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!
|
Музыка для медитаций и расслабления Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"
|
Рассказы, сказки, стихотворения.
. |
|
|