Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

 

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")

 

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

 

 

 

Нервно-мышечные расстройства (neuromuscular disorders)

 

Н.-м. р. представляют собой патологические процессы, при к-рых поражаются двигательные нейроны, включ. аксоны и иннервацию мышечных волокон двигательными нейронами. Мн. из Н.-м. р. наследственно обусловлены, хотя при нек-рых из них генетическая связь не обнаруживается. При генетической передаче носителем является обычно мать. Начальные симптомы Н.-м. р. — появление асимметричной мышечной слабости при сохранной сенсорике. По мере прогрессирования заболевания, симметричность потери мышечной массы становится очевидной, на каждой стороне тела наблюдается сходная картина мышечной атрофии.

Н.-м. р. и заболевания легче всего концептуализировать в соответствии с уровнем и степенью вовлеченности двигательных нейронов. Н.-м. р., обусловленные вовлеченностью верхних двигательных нейронов, могут проявляться в прогрессирующем спастическом бульбарном параличе с билатеральным интрацеребральным повреждением кортикобульбарных и кортикоспинальных путей. Н.-м. р. может сопровождаться такими демиелинизирующими патологическими процессами, как рассеянный склероз (PC), амиотрофический боковой склероз (АБС), а тж цереброваскулярные расстройства. Вовлеченность промежуточного мозга может обусловливать нарушения речи, глотания и, в ряде случаев, контроля эмоций. Летальный исход обычно наступает в течение двух—трех лет в результате интеркуррентных заболеваний.

Часто АБС вызывает поражение как верхних, так и нижних двигательных нейронных путей. Распространенность у женщин обычно ниже, чем у мужчин; пик заболеваемости приходится на средний возраст (35—55 лет). Первым симптомом часто является утрата мышечной массы кисти. В дальнейшем этот процесс распространяется на все конечности с присоединением спастических проявлений. Смерть наступает в пределах от 1 года до 5 лет течения заболевания. Этиология АБС неизвестна. К патологии нижних двигательных нейронов относятся болезнь Вердниг—Хоффманна и болезнь Оппенгейма; к этой же категории может быть отнесена прогрессирующая невропатическая мышечная атрофия. Эти болезни характерны для детского возраста, за исключением болезни Оппенгейма, к-рая встречается преим. у подростков. Смерть наступает в пределах от года до двух лет; нормальная продолжительность жизни может наблюдаться при болезни Дежерина—Соттас, к-рая тж может быть отнесена к этой группе.

Др. достаточно часто встречающимися заболеваниями являются миастения и мышечная дистрофия Дюшенна. Миастения обусловлена дефицитом ацетилхолина вследствие повреждения синаптической передачи. Начало заболевания обычно приходится на третье десятилетие жизни. К ранним симптомам относятся птоз и нарушения глотания, дыхания и речи с вовлечением периферической мускулатуры. Мышечная дистрофия при болезни Дюшенна наследуется но сцепленному с Х-хромосомой рецессивному гену. Носителем гена является женщина, болезнь проявляется у лиц мужского пола. Мышечная слабость развивается не ранее третьего, четвертого или даже пятого года жизни. Появившиеся дистрофические нарушения прогрессируют вплоть до наступления летального исхода в конце второго десятилетия жизни.

Лечение Н.-м. р. направлено на профилактику инфекций и контроль спастичности. Психол. вмешательства включают консультирование и укрепление механизмов поддержки больного.

См. также Расстройства психики и поведения при поражениях ЦНС, Рассеянный склероз, Психофизиология

Дж. Хинд

 

Несовершеннолетние сексуальные насильники (adolescent sex offenders)

 

История свидетельствует, что частота совершаемых подростками сексуальных насильственных действий явно преуменьшалась, поскольку такие действия обычно рассматривались как невинная сексуальная игра, экспериментирование, любопытство или даже как нормальный аспект сексуального развития. В начале 80-х гг. клиницисты и представители правоохранительной системы положили этому конец, заявив, что аномальное сексуальное поведение несовершеннолетних является непозволительным и относится к категории преступных действий, а уличенные в совершении насильственных сексуальных действий подростки нуждаются в психол. лечении. Хотя специалисты расходятся в оценках распространенности насильственного сексуального поведения подростков, по данным Единой сводки преступлений (Uniform Criminal Report, UCR) 20% изнасилований и ок. 50% зарегистрированных случаев сексуального приставания к детям совершается подростками. Подтверждающие данные из лечебных учреждений свидетельствуют о том, что от 40 до 60% детей, пострадавших от сексуального насилия, говорят, что преступниками были подростки. Большинство несовершеннолетних сексуальных насильников — мальчики (юноши), и только 5% случаев насилия совершается девочками (девушками), преим. в отношении сиблингов или чужих детей, за к-рыми их наняли присматривать.

Самые распространенные насильственные действия мальчиков (юношей) — сексуальные ласки, угрозы изнасилования и эксгибиционизм, причем в 50% случаев с той или иной формой пенетрации. Почти 66% жертв — дети в возрасте до 10 лет. Большинство жертв подросткового сексуального насилия знакомы с насильниками: чаще всего ими яв-ся члены семьи, родственники или знакомые пострадавшего. Примечательно, что подавляющее большинство насильников-подростков сами повергались сексуальному насилию, когда были детьми, или происходят из семей, в к-рых имели место драки между супругами, жестокое обращение с детьми или же сексуальные приставания. Высокий процент детской виктимизации указывает на реактивный, обусловленный опытом паттерн поведения, к-рый служит доказательством циклической природы сексуального насилия. Не доказано, что Н. с. н. чаще встречаются среди представителей низших слоев населения, хотя в нек-рых исслед. указывается на проблемы неполных семей.

В ранних исслед. этиологии подростковых сексуальных преступлений было обнаружено, что подросток, замеченный в сексуальных приставаниях к детям, — это одиночка, у к-рого практически нет друзей; он не входит в подростковые компании своего возраста и соц. положения, предпочитая общаться с младшими детьми; у него ограниченный профессиональный опыт; обычно он учится или работает ниже своих возможностей, обнаруживает незрелость и идентифицируется с доминирующей матерью. Более совр. исслед. позволили выявить др. клинические характеристики Н. с. н., а именно: чувство мужской несостоятельности, низкую самооценку, страх быть отвергнутым, гнев в отношении женщин, аберрантные эротические фантазии, идентификацию с моделями агрессии, жестокости и устрашения. Центральная характеристика подростка, склонного к сексуальным насильственным действиям, — плохое психол. регулирование поведения и низкая адапт., о чем свидетельствуют бедные соц. навыки, соц. изоляция, недостаточная уверенность в себе и неумение общаться.

Дифференциальный диагноз — осн. проблема при оценивании малолетних сексуальных насильников. Вообще говоря, весьма трудно провести границу между диагнозом «лицо, совершившее насильственные сексуальные действия» («sex offender») и связанными с ним расстройствами, такими как делинквентность, импульсивность, нарушения поведения, гиперактивность и злоупотребление психоактивными веществами. Сходная проблема возникает, когда клиницистам или исследователям нужно развести психол. и преступную природу сексуальных насильственных действий. В обзоре литературы, к-рый составили Дэвис и Лайтенберг, подчеркивается, что эмпирические исслед. характерных особенностей и психол. профиля подростков, совершивших сексуальные преступления, находятся пока еще в зачаточной стадии.

В последние годы опубликовано неск. работ, в к-рых проводилось сравнение данных психол. оценки подростков, совершивших сексуальные преступления, с данными оценки подростков, совершивших др. категории преступлений. В исслед. с применением MMPI и теста Роршаха почти не обнаружено различий между этими двумя группами подростков, что позволило их авторам сделать следующий вывод: Н. с. н. образуют в действительности подгруппу малолетних делинквентов или социопатов. И все же, по результатам теста Роршаха, первая группа подростков дала больше анатомич. ответов, к-рые отражают подавленную враждебность и деструктивные импульсы.

В настоящее время отмечается непрерывный рост количества программ реабилитации, пригодных для специфической терапии Н. с. н. Была создана Национальная сеть поддержки малолетних преступников (National Adolescent Perpetrator Network), организующая и направляющая разнообразную терапевтическую работу, направленную на достижение комплекса целей. Этот комплекс включает осознание различий между безответственным и ответственным поведением; понимание паттерна или цикла сексуальных насильственных действий; развитие сочувствия к жертвам; контроль девиантного полового возбуждения; преодоление когнитивных искажений, инициирующих насильственные действия; выражение эмоций и высказывание всего, что накопилось в душе; развитие доверия; коррекция изъянов в соц. навыках и предотвращение рецидива. Вдобавок ко всему в этих программах интенсивной терапии уделяется внимание наставническому разъяснению нормальных аспектов челов. сексуальности, тренингу навыков межличностного общения и поведения во время свиданий, а тж обучению приемам сдерживания гнева. Поведенческий, когнитивно-поведенческий и прескриптивный подходы к терапии этой группы подростков оказались наиболее эффективными, тогда как психодинамически-ориентированная терапия показала в этой области разочаровывающие результаты. Мн. программы используют подход многокомпонентной терапии, обычно включающий и семейную терапию. Однако биолог. компоненты терапии, такие как антиандрогенные препараты, в программах лечения подростков, совершивших сексуальные преступления, не применяются. Многообещающими выглядят такие формы терапии, как лечение в домашних условиях и включение в групповые терапевтические программы, построенные на принципах жизни общины. Бинэм и Пиотровски рассматривают полезность и реабилитационные аспекты программы домашнего ареста, проводимой во Флориде, как альтернативы тюремного заключения Н. с. н. К сожалению, почти нет сообщений о результатах контролируемых исслед. долгосрочной эффективности подобных терапевтических программ.

См. также Развитие в подростковом и юношеском возрасте, Антисоциальная личность, Жертвы побоев, Жестокое обращение с ребенком, Половые девиации

К. Пиотровски

 

Неструктурированные терапевтические группы (unstructured therapy groups)

 

Н. т. г. призваны помочь людям решать свои личные проблемы и научиться устанавливать близкие и эмоционально теплые межличностные отношения. В Н. т. г. ведущий не использует групповых упражнений, он и все члены группы вполне свободны в выражении любых эмоций. Н. т. г. с успехом могут проводиться с разнообразными контингентами населения. Динамика терапии в неструктурированных группах, проводимой с разными типами клиентов, имеет общие для всех групп элементы.

Характеристики ведущего

Ялом утверждает, что ведущие терапевтических групп ответственны за выдвижение на первый план важных для обсуждения вопросов и за содействие развитию атмосферы групповой сплоченности, характеризующейся искренностью и эмоциональной теплотой. Кроме того, ведущие Н. т. г. должны сохранять спокойствие при выражении членами группы сильных, часто отрицательных, эмоций.

Фазы группового процесса

Обычно Н. т. г. проходят неск. фаз, позволяющих участникам ощутить доверие к группе и пользу от участия в ней. Нижеследующее описание представляет собой один из вариантов описания стадий процесса неструктурированной групповой терапии. Большинство групп проходит через эти фазы в течение десяти или более занятий, хотя их последовательность и количество времени, к-рое они занимают, может варьировать.

Фаза социализации

В этой фазе участники обычно обсуждают такие темы, как погода, сообразно испытываемым чувствам. В этой фазе ведущий побуждает членов к обсуждению более личных вопросов.

Недоверие к авторитетам

По мере того как участники начинают доверять др. членам группы, их высказывания становятся все эмоциональнее, как правило, прежде всего участники выражают свой гнев в отношении внешних авторитетов, а затем в отношении ведущего группу. В этой фазе ведущий поощряет открытое и искреннее выражение отрицательных эмоций, испытываемых по отношению к нему.

Самораскрытие

По мере того как участники узнают, что могут свободно выражать сильные эмоции в группе, они начинают раскрывать личные проблемы. Ведущий в этой фазе стимулирует обсуждение сходных проблем и у др. членов группы. Их побуждают сперва выразить свои чувства в связи с проблемой, а затем исследовать, как наилучшим образом можно с ней справиться.

Новые способы отношения друг к другу

По мере того как участники раскрывают в группе свои переживания, большинство из них выражает озабоченность благополучием др. членов. Они начинают давать друг другу больше обратной связи. Ведущий помогает участникам учиться тому, как нужно адекватно давать и получать обратную связь. Ведущий должен тж быть открытым для получения самому обратной связи от членов группы.

Заключительная фаза

Когда курс неструктурированной групповой терапии завершается или когда один из членов покидает группу, мн. из оставшихся, а тж ведущий испытывают чувство потери, и в этом случае для них адекватным яв-ся открытое выражение грусти. Когда участник покидает группу, др. члены и ведущий подытоживают то, чему он научился в группе и что может быть сделано за ее пределами.

См. также Групповая психотерапия

Р. Пейдж

 

Низкие учебные достижения (academic underachievement)

 

Н. у. д. — это достижения ниже ожидаемого или прогнозируемого уровня. Традиционно, тесты IQ использовались для прогнозирования уровня достижений, а стандартизованные тесты достижений — для установления критерия. Отклонение установленной величины, выраженное в стандартных единицах, часто служило операциональным определением низкого уровня достижений как в исследовательских, так и в классификационных мероприятиях.

Преимущественная цель выявления школьников, к-рые учатся ниже своих способностей, заключается в обеспечении преподавателей возможностью корректировать и планировать процесс обучения, позволяющий предотвращать или снижать Н. у. д. Такое определение, как и рациональная основа представления о низком уровне достижений, выглядит достаточно простым, разумным и практичным. При более критическом взгляде на него, однако, возникают многочисленные проблемы.

Р. Л. Торндайк высказал предположение, что низкий уровень достижений может теоретически рассматриваться как отражение неспособности системы осуществлять точные прогнозы; безупречные прогнозы достижений в конечном итоге предотвращали бы расхождения и устраняли низкий уровень достижений, тж как и сверхдостижения. Расхождения между способностями и достижениями, к-рые служат в качестве показателей низких достижений и сверхдостижений, объясняются Торндайком как результат действия четырех осн. факторов:

1. Ошибки измерения. Выполнение учащегося как по критериальной, так и по прогнозирующей переменной (предиктору), может дать два простых или составных показателя в один день и два существенно иных простых или составных показателя на следующий день.

2. Разнородность критериев. Оценки по созданным учителем тестам, средний балл, итоговые оценки за курс и ранг ученика в классе — все это показатели академических достижений и как таковые они составляют потенциальные критерии, к-рые надлежит использовать при определении низкого уровня достижений. Однако оценка В («хорошо»), 3,26 GPA (средний балл), и ранг в классе будут приобретать весьма различные значения в зависимости от конкретной группы учащихся или учителя.

3. Диапазон предикторов. Чрезмерное увлечение IQ и др. мерами академических способностей ограничивает возможности преподавателей в диагностике и реагировании на проблемы, связанные с Н. у. д. Они должны выявлять и др. устойчивые факторы, касающиеся расхождений между способностями и достижениями, и тем самым увеличивать валидность наших предикторов.

4. Регулируемые переменные. Частично процент неуспеваемости может быть снижен за счет изменений в условиях обучения школьников. Соотв. изменения учебников, учителей, размещения учащихся в классе или формы обратной связи могут способствовать сокращению числа неуспевающих.

Фаркуар и Пейн провели анализ методов, традиционно используемых для выявления учащихся с низкими и чрезвычайно высокими достижениями. Они пришли к выводу о существовании четырех осн. категорий, на к-рые можно разделить все эти методы:

1. Расщепление центральной тенденции (central tendency splits). Эти методы делят на две части распределение сочетанных показателей способностей и достижений.

2. Произвольное разбиение (arbitrary partitioning). Эта методика противопоставляет крайние группы и исключает центральную часть распределения.

3. Метод невязокножниц») (relative discrepancy splits). Здесь производится сравнение индивидуальных рангов по мерам способностей и достижений (средний балл).

4. Регрессионные методы (regression). Этот подход измеряет расхождение между фактическими и предсказанными достижениями, когда последние определяются на основе измерения способностей.

Несмотря на шуточное предположение Торндайка, что у нас вполне может появиться желание переименовать феномены низких и сверхвысоких достижений в «избыток и недостаток интеллекта» соответственно, в его работе не содержится намека на то, что представление о низком уровне достижений изжило свою полезность.

См. также Тесты учебных достижений, Педагогическая оценка, Интеллект человека, Результаты обучения, Школьное обучение

М. М. Клиффорд

 

Нимфомания (nymphomania)

 

В широком смысле слова, Н. означает состояние женщины, сексуальное желание и/или сексуальное поведение к-рой характеризуются такими словами, как «ненасыщаемые», «патологически интенсивные», «неутолимые», «необузданные» или «неконтролируемые». На самом деле, этот термин плохо определен и часто используется весьма свободно. Он отличается от понятия «сексуального промискуитета», но мн. предлагаемые дефиниции очевидно используют оба эти выражения как взаимозаменяемые.

Классическому и фольклорному стереотипу нимфоманки соответствует женщина, имеющая много половых связей с любовниками, считающимися в рамках ее культуры не подходящими для нее, не получающая оргазма, несмотря на частые сексуальные контакты, и редко вступающая в половую связь в контексте сильных эмоциональных отношений. Кроме этого, Левитт указывает на то, что различные концепции Н. пренебрегают потенциально важным фактором благоприятных возможностей в том виде, как они отражаются в физ. привлекательности, месте проживания, типе занятости и семейном положении.

Альберт Эллис и Эдвард Сагарин различают между «контролируемым промискуитетом» и «эндогенной Н.». Первый относится к не слишком необычному случаю мн. сексуальных партнеров у женщины, к-рая полностью функциональна, тогда как последняя «редко обнаруживается за пределами острых отделений психиатрических больниц». Эллис добавляет, что ни разу не встречал еще случая эндогенной Н. в своей обширной клинической практике.

См. также Половые девиации

Ю. Левитт

 

Новаторские психотерапии (innovative psychotherapies)

 

В этой энциклопедии ряду важных Н. п. посвящены отдельные статьи. Эта внушительная группа терапий представляет собой лишь относительно небольшой процент от общего числа практикуемых в настоящее время. В «Справочном руководстве по новаторским психотерапиям» (Handbook of innovative psychotherapies) P. Корсини приводится около 250 таких терапий; примерно столько же описывается в «Справочнике по психотерапии» (Psychotherapy handbook) P. Херинка.

В настоящий момент используется св. 500 систем психотерапии. Некоторые, такие как аллоцентрическая психотерапия Дэниеля Мотета, имеют специфическую теорию при отсутствии посвященных ей литературных публикаций и, по всей вероятности, не используются никем, кроме автора; некоторые, подобно тренингу сензитивности по Эрхарду (Erhard Sensitivity Training [est]), не имеют собственной теории, но используются десятками, а возможно, и сотнями практиков; некоторые же, как, напр., система Айкидо (причисляемая в книге Херинка к психотерапии) вообще практически никем психотерапией не считается. В настоящей статье приводится краткое описание некоторых др. новаторских систем психотерапии.

Эстетический реализм (Aesthetic Realism). Пожалуй, самую необычную часть системы эстетического реализма составляет «тройка» (или, иначе говоря, триумвират) консультантов, проводящая терапию. Согласно Марте Бэйрд и Эллен Райсс, к-рые, в свою очередь, цитируют Ребекку Томпсон, «консультируемый в течение часа беседует с тремя консультантами в формальной и одновременно непринужденной атмосфере. Наш метод представляет собой разновидность критических вопросов и ответов. Цель — заставить человека смотреть на свои проблемы и эмоции как на объекты хотя и сложные, но доступные изучению». Теория и философия эстетического реализма восходит к трудам Эли Зигеля, к-рый полагал, что единственной главной причиной всех психол. проблем чел. яв-ся презрение к окружающему миру.

Скрытое обусловливание (Covert Conditioning). Скрытое обусловливание, предложенное Дж. Р. Котелла, содержит в себе элементы эйдетической терапии и др. процедуры, требующие мысленного представления. В ходе лечения индивидуум представляет себе собственное нежелательное поведение и его последствия, гл. обр. с целью изменения нежелательных привычек. Процедура включает мышечную релаксацию пациента, осознание им наличия нежелательного поведения и затем мысленное представление различных пагубных последствий этого поведения.

Креативная агрессия (Creative Aggression). Разработанная Дж. Р. Бахом креативная агрессия описывается как форма терапии, имеющая целью изменение мышления, эмоций и поведения с помощью прямых методов переучивания, к-рое представляет собой открытое выражение агрессии в контролируемых условиях, называемое этюдами. Бах стремится научить людей приемам честной борьбы. Наиболее необычным аспектом его метода является использование батакас (batacas), мягких резиновых бит, к-рыми можно наносить удары друг другу, не причиняя действительного вреда.

Терапия прямого решения (Direct Decision Therapy). Терапия прямого решения, предложенная Г. Гринвальдом, представляет собой хороший пример эклектической системы. Построенная Гринвальдом на личном опыте его обучения психоан., отражающая влияние некоторых др. теоретиков, в особенности А. Адлера и А. Эллиса, она содержит некоторые уникальные компоненты, разраб. самим автором. Система состоит из 6 главных шагов: а) четкое формулирование проблемы или проблем самим пациентом; б) анализ биографических данных пациента для выявления первопричины проблемы (т. е. выяснение, когда впервые им было принято конкретное решение действовать определенным дисфункциональным образом); в) изучение вознаграждений или «платежей», получаемых благодаря дисфункциональному поведению; г) понимание контекста первоначального ошибочного решения, чтобы узнать, почему данный чел. отклонился от нормального поведения; д) изучение вариантов выбора — продолжать ли движение в направлении, заданном первоначальной ошибкой, или следовать другим путем; е) принятие новых решений относительно выбора пути при поддержке терапевта, наблюдающего за прогрессом пациента.

Прямой психоанализ (Direct Psychoanalysis). Прямой психоан., метод лечения больных с тяжелыми расстройствами, был разработан психиатром Дж. Розеном в 1940-х гг. В 1945 г. он опубликовал работу «Лечение шизофренного психоза прямой аналитической терапией» (The treatment of schizophrenic psychosis by direct analytic therapy), в к-рой изложил свою теорию и методику терапии. Процедура этого лечения требует тщательного наблюдения за больными, причем акцент делается на вербальных взаимодействиях с пациентами, к-рые могут длиться часами. Основное в работе терапевта — быть активным в интерпретировании вербального и двигательного поведения больных в целях обеспечения инсайта. Не позволяется использование психофармакологической или шоковой терапии. Теория Розена состоит в том, что тяжелые психич. проблемы начинаются с момента рождения, в связи с непринятием детей матерями, и что ранимые индивидуумы в более позднем возрасте регрессируют к младенчеству.

Интенсивная дневниковая терапия (Intensive Journal Therapy). Интенсивная дневниковая терапия (ИДТ) предполагает прохождение его участниками начального базового семинара по принципам терапии, а затем ведение подробного дневника. Дальше идет самостоятельная работа, в к-рой терапия дополняется периодическим чтением материала или посещением новых семинаров. Интенсивная дневниковая терапия разработана Айрой Прогофф, к-рый, в свою очередь, находился под влиянием теорий З. Фрейда, К.-Г. Юнга, А. Адлера и О. Ранка. Как это характерно для большинства нововведений в этой области, Прогофф добавил от себя то, что ему представлялось необходимым. Важным отличием этой системы является использование личных (рабочих) журналов — эквивалента дневников. Личный журнал представляет собой своего рода направленный дневник, в к-ром отражаются различные аспекты жизни по примерно двадцати группам указаний. Т. о., ИДТ представляет собой разновидность самоанализа, имеющего содержательные связи с медитацией и личностно-центрированной терапией в аспекте перекладывания бремени лечения на клиента.

Активизация в памяти межличностного процесса (Interpersonal Process Recall). Наиболее новаторским аспектом активизации в памяти межличностного процесса яв-ся использование воспроизведения аудиовидеозаписи сеанса психотерапии, при просмотре к-рой и с клиентом, и с терапевтом беседует третье лицо. Разработанная Н. Каганом, эта методика считается мощным средством стимулирования воспоминания и содействия расширению и изменению поведения. Метод не связан с к.-л. определенной теорией личности, это — синтетическая конструкция, разработанная на основе опыта терапевтического процесса.

Тренинг множественного воздействия (Multiple Impact Training). Тренинг множественного воздействия (ТМВ) — это основанная на здравом смысле система практ. обучения людей в целях повышения их компетенции. Разработанный Дж. М. Газдой (1981), ТМВ включает в себя, во-первых, метод количественной оценки людей исходя из 5 базисных модальностей развития и жизненных навыков: а) когнитивной (навыки решения проблем и т. д.), б) физически-сексуальной (семейные взаимоотношения и т. д.), в) моральной (личные ценности), г) профессиональной (цели профессионального роста), д) психосоциальной (коммуникативные навыки и т. д.). После того как участник тренинга оценивается в каждой из этих областей (обычно на основе консенсуса комиссии), ему предлагается конкретная программа тренинга, ориентированная на коррекцию выявленной дефицитарности. В заключение производится повторная оценка степени достигнутого улучшения.

Оргонотерапия (Orgone Therapy). Предложенная В. Райхом, оргонотерапия основана на концепции источника биолог. энергии, блокировка к-рой вызывает физ. и психич. патологию. Устранение блокировки оргона достигается при помощи разнообразных психол. и физиолог. процедур. Психол. процедуры — это обычные приемы стимуляции выражения вытесненных эмоций. Физиолог. процедуры нацелены на разрушение того, что Райх называл телесной броней (физиолог. ригидностью), и эта цель достигается посредством разнообразных физ. упражнений, включая изменение телесных поз. Результат оргонотерапии — оргастически потентный чел. (т. е. наряду с др. желательными изменениями индивидуум может получать удовлетворительный оргазм).

Терапия поэзией (Poetry Therapy). Подобно методу свободных ассоциаций, психодраме и гипнозу, терапия поэзией, разработанная А. Лернером, является одним из инструментов, используемых психотерапевтами. Существуют различные аспекты ценности поэзии (напр., самовыражение в создании стихов, молчаливое чтение и исполнение стихов перед публикой). Поэзия, как и музыка, может вызывать воспоминания, к-рые, в свою очередь, могут оказывать воздействие на эмоции и вызывать изменение аттитюдов.

Терапия первичных отношений (Primary Relationship Therapy). Разработанная Р. Постелем терапия первичных отношений (ТПО) представляет собой терапевтическую систему повторного усыновления, предлагаемую лицам, к-рые были (или считают, что были) отвергнуты своими собственными родителями. Возможно, единственная публикация об этом методе принадлежит перу Женевьевы Пэйнтер и Салли Вернон. ТПО вовлекает клиента в открытые, тесные личные отношения с психотерапевтами, один из к-рых исполняет роль отца, а другой (точнее, другая) — роль матери. Психотерапевты обращаются с пациентами, как с маленькими детьми, ласкают, кормят их, играют с ними и всячески демонстрируют модель идеальных родителей для младенцев и детей раннего возраста. По мере продолжения терапии и эмоционального личностного роста пациента система начинает видоизменяться, обычно завершаясь этапом групповой терапии.

Провоцирующая терапия (Provocative Therapy). Провоцирующая терапия, по-видимому, идет вразрез с большинством обычных концепций, предписывающих доброжелательное, предупредительное и уважительное обращение с пациентами в ходе психотерапии. Разработанная Фрэнком Фарелли система имеет общие элементы с рационально-эмотивной терапией А. Эллиса, поскольку и в ней целью является коррекция ложных представлений и ошибочных допущений. Психотерапевт создает атмосферу интенсивного эмоционального взаимодействия, используя непредсказуемое поведение, в особенности юмор, для стимуляции личностного роста. Психотерапевт обращается с прямыми конфронтационными сообщениями, включ. сарказм и высмеивание, с целью вернуть пациента к реальности. Это — серьезная процедура, к-рая использует юмор как существенную часть целого психотерапевтического процесса.

Радикальная психотерапия (Radical Psychotherapy). Термин «радикальная» используется здесь как в политическом, так и в теоретическом смысле. Разработанная Клодом Стейнером радикальная психотерапия базируется на утверждении, что все психиатрические проблемы яв-ся формами отчуждения вследствие угнетения людей, к-рые изолированы друг от друга. Правильным решением является политическая теория причины и политическая система лечения. В качестве противопоставления стилю жизни совр. об-ва система терапии провозглашает стиль взаимного сотрудничества в межличностных отношениях и рекомендует создание коалиций угнетенных для противодействия власть имущим. Отчуждение всегда рассматривается как функция угнетения. Стейнер предлагает формулу:

Отчуждение = угнетение + мистификация + изоляция

Рекомендуемыми методами лечения являются прямые соц. акции, направленные против угнетения, мистификации и изоляции.

См. также Аутогенная тренировка, Биологическая обратная связь, Сокращенная терапия, Когнитивная терапия, Условно-рефлекторная терапия, Совместная терапия, Скрытое обусловливание, Теория и терапия эго-состояний, Эйдетическая психотерапия, Феминистская терапия, Формационная теория личности, Терапия тупика/преимущества

Р. Корсини

 

Нормальное развитие (normal development)

 

Под развитием понимается функциональная адаптация индивидуума, происходящая в результате взаимодействия нормального физиолог. роста со средовым опытом, опосредствованным развивающимся индивидуумом. Последовательность стадий развития не является отображением автоматического развертывания событий в соответствии с неким генетическим кодом.

Развитие происходит в челов. окружении. Семья передает ребенку культуру, к-рая дает дифференциальный доступ к знаниям и ментальным структурам. Они и обуславливают вышеупомянутые взаимодействия в течение критических первых пяти лет жизни.

От рождения до 1 месяца

Адаптация. Главная задача периода новорожденности — выработка и поддержание установившегося режима функционирования, близкого к тому, к-рый имел место во внутриутробной жизни. Осуществляемые с этой целью действия часто выглядят рефлекторными. Однако новорожденные намеренно приспосабливают свои примитивные рефлексы для получения новых впечатлений. Сосание является доставляющей удовольствие активностью, выходящей за пределы своего утилитарного назначения — обеспечивать питание. С существующими у них способностями новорожденные могут производить самостимуляцию. Практика закрепляет это умение и придает ему обобщенный характер. Новорожденные — это творческие участники процесса приобретения опыта.

Уникальность. Это участие частично отражает темперамент ребенка. Новорожденные различаются по таким чертам, как уровень активности, чувствительность, реакция на раздражители и расположенность к телесному контакту, к-рые сказываются на их дальнейшем развитии. Новорожденные защищают свою еще не созревшую НС от чрезмерной стимуляции путем индивидуальных предпочтений таких реакций, как крик, переключение внимания или засыпание.

Сенсорные способности. Новорожденные щедро наделены сенсорными способностями. Они визуально различают множество паттернов, сосредоточивают взгляд на объекте, находящемся на расстоянии 8 дюймов от глаз, следят за объектом, попавшим в поле зрения, реагируют на различия в освещении и различают челов. голоса. Состояние активного бодрствования обеспечивает достижение наивысшей эффективности упражнения этих сенсорно-перцептивных умений. Малыши, к-рые могут эффективно сообщить членам семьи о своем предпочтении сохранить то или иное положение, облегчающее активное бодрствование, научаются большему. Благодаря своему активному участию, им лучше удается устанавливать связи между наблюдаемыми событиями. Мать помогает младенцу интерпретировать заинтересовавшие его события.

От 1 до 4 месяцев

Овладение опытом. Младенцы творят свою окружающую среду посредством внимания к движению, контурам, контрасту и умеренной новизне. Они быстро переносят внимание с одной детали на другую. Малыши экспериментируют со своим телом, пытаясь управлять испытываемыми при этом впечатлениями. С началом миелинизации НС дети, к-рым исполнилось 2 месяца, поднимают голову в направлении открывающихся им новых видов. В 4 месяца происходит координация перцептивных умений. Услышав звук, младенец поворачивается, чтобы увидеть его источник. Сосание больше не прерывается, когда малыш уделяет внимание др. раздражителям; усиливается любопытство, а темперамент определяет степень интереса. Однако младенцы пока не могут связать наблюдаемые события с собственными действиями. Для них еще ничто не существует в этом мире кроме них самих.

Младенческая интеракция. Незамедлительные реакции членов семьи на новые действия младенца создают идеальные условия для научения. Малыши научаются лучше всего, когда др. люди разделяют с ними достигаемый результат. По-видимому, у людей это биолог. предрасположенность. Младенцы отдают явное предпочтение челов. лицам перед всеми другими паттернами.

Короткое фокусное расстояние и контраст глаз содействуют пристальному вглядыванию в лицо чел., к-рый держит малыша на руках. Младенец совершает ритмичные движения сообразно звукам челов. голоса. К 3 месяцам младенцы различают черты и выражения лиц, а 4-месячные дети гулят непрерывно, стоит только кому-то поддержать с ними «разговор». Младенцы теперь распознают своих постоянных слушателей.

От 4 до 10 месяцев

Появление Я-идентичности. Младенцев зачаровывает все, что поддается их манипуляциям или отзывается на них, и они стремятся к таким взаимодействиям. В период от 4 до 10 месяцев они широко исследуют окружающее пространство, сначала сидя, затем ползая и, наконец, встав на ноги и держась за предметы. Новая игрушка берется одной рукой. Перекладывая ее из одной руки в другую, поворачивая, стуча ею и сравнивая с др. игрушкой, младенцы воспринимают различия. Похожие игрушки могут объединятся в одну группу. Постепенно младенцы открывают для себя, что эти предметы, вещи и игрушки существуют отдельно от них самих и от их действий с ними. Мотивированные дети активно ищут исчезнувшую у них на глазах игрушку.

Людям тоже приписывается отдельное, независимое существование. Младенцу не нравится быть одному, и он скучает по отсутствующему родителю. Развиваются прочные предпочтения в отношении постоянно ухаживающих за ребенком лиц. Дети этого возраста нередко отказываются ложиться спать в установленное для них время. «Завладение» заботящимся о нем взрослым может утешить и успокоить ребенка.

Самостоятельное питание обеспечивает парадигму этого периода. Младенец координирует в новый паттерн питания ряд ранее освоенных им движений, таких как хватание, поднесение руки ко рту и жевание. Так как эти навыки еды приобретают все большее сходство с навыками еды других членов семьи, дети этого возраста постепенно присоединяются к ним во время приема пищи. Вместо того чтобы сосредоточиваться на себе, младенцы теперь наблюдают других in vivo. Они подражают движениям и звукам остальных членов семьи. Время от времени они вносят свою лепту в общий разговор, однако, пока еще только в форме действий привлечения к себе внимания, — после чего возвращаются к применению своих новых навыков самостоятельной еды.

От 10 до 12 месяцев

Независимость. Свой первый день рождения ребенок отмечает началом ходьбы. Малыш смело берется за новые задачи и упорно добивается их выполнения. Теперь дети имеют ясные цели и осмысленно видоизменяют существующие у них навыки, с тем чтобы достичь намеченной цели. Они уже не дожидаются, когда случай представит им благоприятную возможность открыть для себя что-то новое. Дети делают выбор, и этот выбор не всегда популярен. Парадоксально, что дети развивают навыки самостоятельного поведения как раз в период проявления сильнейшей привязанности к ухаживающим за ними взрослым. Независимость в сочетании с близостью приводит к таким совместным делам, как одевание и игры типа «ку-ку».

От 12 до 18 месяцев

Исследовательская активность. Умеющие ходить дети поднимаются по лестнице, хотя и держась за взрослого одной рукой, и, по-видимому, пока еще не сознавая опасностей. Начинается интенсивный поиск новых впечатлений. Различные стили исследовательской активности определяют то, чему научатся дети. «Активные исследователи» не хотят сидеть на месте и спокойно заниматься предметно-манипулятивной игрой с любимыми игрушками, а «тихие манипуляторы» не стремятся к активному изучению окружающей среды. Мальчиков больше привлекает активное исслед., тогда как девочки более склонны к предметно-манипулятивной деятельности. В то время как один ребенок может неутомимо преодолевать препятствия, другой предпочитает переключаться на более легкие задачи.

Восемнадцатимесячные дети — творческие существа. Координирующие перспективы сужают мир, но в то же время и организуют его.

Речь. С появлением речи интеллект начинает положительно коррелировать с соц. классом. Однако независимо от соц. класса, девочки обгоняют мальчиков в вербальном развитии до конца подросткового периода. Достижение языковой компетенции пока еще не получило однозначного объяснения. Темпы овладения языком существенно варьируют, однако порядок остается неизменным. Фактическое подкрепление получили перцептивные и функциональные модели значения слов (word meaning). С самого начала дети употребляют правильный порядок слов. Подлежащие и сказуемые соответствуют опыту детей как субъектов действий. Никакие из известных средовых факторов, в том числе и образцы родительской речи, не влияют на развитие грамматики. Дети этого возраста не копируют чью-либо речь — они порождают свои собственные предложения. Дети строят предложения в телеграфном стиле, из одного-двух слов, подбирая правильные слова, чтобы сохранить смысл. Во всех возрастах понимание речи значительно превосходит речевую экспрессию. Обладая словарным запасом всего в 10 слов, начавшие ходить дети эффективно выполняют серии команд.

Семейная среда. Множественные семейные привязанности обеспечивают богатую среду для упражнения новых навыков. Влияние семьи в данном случае очевидно. Самые старшие дети в семье начинают говорить раньше и сохраняют свое превосходство в вербальном развитии на протяжении всей жизни. Дети этого возраста, имеющие старших братьев и/или сестер, стремящихся выполнять для них роль переводчиков, являются обычно поздноговорящими. Все больше и больше отражается на детях их воспитание. Родители стремятся найти тонкий баланс между поощрением независимости и воспитанием личной ответственности.

От 18 до 24 месяцев

С криком «Нет!» малыш быстро удирает вверх по лестнице, пытаясь ускользнуть из-под надзора матери. Несколько минут спустя он уже ищет внимания матери, чтобы поделиться с ней своим новым открытием. Такая непоследовательность поведения типична для второй половины второго года жизни. И здесь новая фаза в развитии Я.

Толерантность и эмпатия. В этом возрасте дети еще плохо переносят неприятные события (например, падения) и фрустрации; их настроение сильно меняется. Сопротивление и борьба — обычная форма взаимодействия с др. детьми по поводу игрушек и с родителями по поводу приучения к туалету. Понимание родительских аттитюдов подчеркнуто демонстрируется в проявлениях любви, когда в семье появляется младший ребенок. Независимая исследовательская деятельность уступает дорогу эмпатическим социальным интеракциям. Я-концепция включает теперь гендерную идентичность; дети называют себя по имени.

В соц. отношениях вербальная коммуникация постепенно замещает собой телесный контакт. Обладая активным словарем из 50 слов и умением строить трехсловные предложения, дети этого возраста демонстрируют преднамеренность поведения, которая ставится все более очевидной для окружающих взрослых.

От 2 до 4 лет

Элементарная концептуализация. Трехлетки понимают более 1000 слов и ежемесячно добавляют к ним но 50 новых слов. Четырехлетки без труда описывают то, что изображено на картинках. Родители далеко не всегда понимают, что за быстро растущим лексиконом скрывается еще крайне элементарная концептуальная система, определяющая уровень понимания ребенка, и слишком резко повышают свои соц. требования к нему. Место, занимаемое ребенком среди сиблингов, влияет на его способность к соц. поведению. От детей ожидают умения контролировать поведение. Приучение к туалету обеспечивает парадигму для будущих усилий.

Однако в познавательном плане дети все еще мыслят эгоцентрично и не способны посмотреть на ситуацию с т. зр. др. чел.

Их умственные символы репрезентируют личный опыт. Концептуализация только начинается, о чем свидетельствуют проявляющиеся способности к классиф. Пока дети способны сосредотачиваться лишь на одном аспекте задачи зараз.

Мотивация. Дети уже способны отсрочить удовлетворение текущих желаний. Расширяется круг стимулов, побуждающих вести себя определенным образом. Совместная (кооперативная) игра свидетельствует о желании быть частью группы. Дети стремятся понравиться другим и занять господствующее положение в своем окружении. Между 3 и 4 годами они без конца задают один и тот же вопрос: «Почему?» Мотивация, так же как и ее результат, образуют основу морали.

Опыт успешного взаимодействия с членами семьи приводит к развитию у детей гордости своим поведением. Умение контролировать свое поведение позволяет им инициировать совместную игру и разделять привязанность. Исключительное владение родительским вниманием уступает место образованию семейных отношений, основанных на праве справедливости. Дети словесно формулируют нормы поведения — «что такое хорошо и что такое плохо», — сообразуясь с семейными ценностями.

От 4 до 12 лет

В рамках ограниченной семейной среды пройдены критические стадии в развитии самооценки. Кооперативные отношения со сверстниками подготовили детей к соц. интеграции с миром за пределами семьи.

Школьные годы. При поступлении в школу эгоцентричным 5-летним детям открывается новая перспектива. Теперь они уже не занимают того особенного положения, какое занимали в семье. Положение члена группы предполагает возможность критики и непринятия. Школа наглядно выражает задачи на этот период развития. Потребность в соц. кооперации и учебной деятельности предсказывает эмоциональное благополучие и академические успехи в будущем.

Перенос социального научения. Дети эффективно общаются с незнакомыми взрослыми и сверстниками, меняя жаргон в соответствии с ситуацией. Постепенные изменения грамматики отражают новые жизненные роли. Речь в целом приобретает все более отвлеченный и понятийный характер. Однако, хотя дети из семей с высоким социоэкономическим статусом пересказывают прочитанное на концептуальном уровне, излагая основные мысли, дети из семей с низким социоэкономическим статусом строят изложение в конкретном, хотя и более контекстно-ориентированном стиле. Ожидания этих двух групп детей расширяются, так же как и их достижения.

Способность видеть нечто большее, чем целостность. В том, что касается познания, 7-летние дети способны сосредотачиваться одновременно на нескольких измерениях. Ребенок теперь понимает, что кусок глины в форме колбаски сохраняет количество вещества после того, как он скатывает его в шарик. Аналогичное понимание сохранения веса развивается к 10 годам, а понимание сохранения объема — только к 12 годам. Мышление все еще остается конкретным, без способности обобщать.

Эмпатия и мораль. В соц. плане дети тж способны учитывать другие т. зр., помимо собственной, и с возрастом эта способность постепенно усиливается. В начале этого периода жизни дети подходят к разрешению моральных дилемм без должной гибкости или даже с излишней суровостью, однако они могут поступаться собственными принципами, когда предоставляется возможность взять кусок торта побольше. По природе детям не свойственно соперничество, и потому они легко усваивают принципы сотрудничества. К 11 годам они начинают сознавать гибкость норм и правил, однако несмотря на это продолжают строго следовать им. Хотя и медленно, к ним приходит понимание, что их собственные мотивы определяют моральную ответственность. 12-летние дети гордо предлагают большую долю другу или подруге. Мальчики могут казаться агрессивнее девочек и потому менее социализированными, однако половые различия в развитии социальной ответственности отсутствуют.

Отрочество-юность

В этот период мальчики и девочки встречаются с задачами взрослой жизни. От них ожидают самостоятельности в определении своих профессиональных планов, хотя они сохраняют зависимость от семьи. Отношения с противоположным полом поощряются, но чрезмерное любопытство к этой стороне жизни сдерживается моральными устоями родителей. Семья постепенно уступает сверстникам роль главного социализирующего агента.

Период отрочества-юности — продукт технологической культуры XX в. В др. культурах достижение пубертата неизбежно переводит подростков в разряд тех, от кого ожидают взрослого функционирования.

Непрерывно пробуя новые модели поведения и пытаясь создать новый имидж, юноши и девушки примеривают на себя возможные жизненные роли. Взрослым они кажутся эгоцентричными. Беспокоясь о своей адекватности, подростки вращаются в разных группах сверстников, ища одобрения. Чувство компетентности приходит с включением в решение соц. задач. Открытый конфликт развивается с теми родителями, к-рые пытаются взять власть над подросшими детьми, контролировать их поведение или продолжать обращаться с ними, как с малыми детьми. Семейные правила кажутся несправедливыми многим подросткам, особенно мальчикам. В этом возрасте половые различия проявляются в каждой области функционирования.

«А что если...?» — спрашивают подростки. Они совершили квантовый скачок от конкретного к абстрактному мышлению. Употребляя научную терминологию, можно сказать, что они формулируют гипотезы о возможностях. Юноши и девушки часто увлекаются приобретением новых умений, насыщают свою речь двусмысленными оборотами, ищут широких филос. и политических дискуссий. К ужасу членов семьи, они часто отрабатывают новый стиль ведения полемики на своих домашних. Кроме того, сугубо личные интересы и заботы выражаются в соц. ожиданиях. Нравственные принципы становятся важными целевыми установками.

Взрослость

Физ. возможности чел. достигают в своем развитии пика вскоре после прохождения периода отрочества-юности и затем идут на убыль. Традиционно считалось, что формирование личности завершается в начале второго десятилетия жизни. Однако эта норма была поставлена иод сомнение вследствие свойственного американской культуре акцента на самосовершенствовании.

Как личность соотносится с развитием? По всей видимости, уровень самооценки и контроля над течением собственной жизни, а также осн. жизненные ценности, лучше всего отражают структуру характера, определяющего адаптацию к жизни. С т. зр. развития, умение справляться с жизненными переменами может быть важнее образования со временем черт личности. Именно в этом и заключается противоречие развития во взрослости.

Брак и родительство — две наиболее значительные задачи ранней взрослости. Однако эти реалии совместной жизнедеятельности требуют новых умений. Растущий показатель количества разводов в американском об-ве указывает на неспособность взрослых людей успешно сотрудничать друг с другом. Удовлетворенность родительской ролью может приводить к новой самооценке с более позитивным восприятием жизни или, что бывает гораздо чаще, к переоценке сложившихся супружеских отношений. Нарушение собственных ожиданий продвижения по службе может вновь вызвать у взрослого чел. сомнения в собственной ценности.

В отношении пожилых людей, к-рые могут располагать меньшими физ. возможностями и внешними (материальными) ресурсами и лишиться того уважения, к-рым пользовались в былые времена, в нашей культуре сложилось ошибочное мнение, будто их развитие прекратилось. Однако старение — это естественная часть целостного процесса жизни.

См. также Детская психология, Развитие человека

Д. Л. Холмс

 

   

         

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 

     

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

 

Статьи

Все техники и практики 

Музыка для медитаций и расслабления

Вопросы и ответы

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

.

  Твоя Йога Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz