Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

 


























































 

Basteln & Spaß

Naturführer Pilze

Сонник 2012

Здоровье и магия

Мультфильмы





















































Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")



Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 



 

Гормическая психология ( hormic psychology )

 

Г. п. представляет собой в основном плод трудов Уильяма Мак-Дугалла.

Мак-Дугалл определял психологию как «позитивную науку о поведении ( conduct ) живых существ», приравнивая термин « conduct » (как поведение, подчиняемое определенным принципам) к термину « behavior » (поведение в широком смысле).

Сам термин «гормическая» происходит от греческого слова, означающего «побуждение» к достижению некой цели. Мак-Дугалл считал целенаправленное поведение ядром психологии всех живых существ. К числу отличительных особенностей намеренного, или целенаправленного, поведения он относил: а) его самопроизвольность; б) продолжение до достижения цели; в) вариабельность в том смысле, что если цель не достигалась одним способом, организм мог использовать др.; г) продолжение др. действий, направленных на достижение др. целей после прекращения к.-л. конкретного действия, обеспечившего достижение данной цели; д) усовершенствование в рез-те повторений. Хотя Мак-Дугалл особо подчеркивал инстинктивную природу стремления к цели, он не отвергал и нек-рой роли научения.

Мак-Дугалл сформулировал теорию инстинктов, ставшую составной частью его системы. Инстинкт имеет три аспекта. Во-первых, каждому отдельному инстинкту свойственна перцептивная предрасположенность к тому, чтобы «замечать» одни стимулы и не «замечать» др. Во-вторых, существует тж и предрасположенность к совершению движений, способных привести к достижению цели. В-третьих, между перцепцией и движениями к цели лежит эмоциональное ядро ( core ) , яв-ся источником энергии, или движущей силой, инстинкта.

Мак-Дугалл насчитал у чел. 12 осн. инстинктов. Впоследствии он дополнил этот список, и к 1932 г. число инстинктов возросло до 17. Примерно в это же самое время термин «инстинкт» применительно к чел. впал у психологов в немилость, что заставило Мак-Дугалла заменить его термином «склонность», хотя суть концепции осталась прежней. В первоначальный перечень Мак-Дугалла вошли следующие инстинкты: голод, отвергание нек-рых веществ, любопытство, избегание, драчливость, половое влечение, материнский или отцовский инстинкт, стадность, самоутверждение, подчинение, строительство и приобретение. В нек-рых из этих инстинктов Мак-Дугалл не смог идентифицировать эмоциональное ядро, хотя продолжал настаивать, что оно существует в каждом инстинкте. Позднее он добавил еще 5 инстинктов: призыв (крик), смех, комфорт, отдых или сон и миграция.

Нек-рые более сложные проявления челов. поведения определяются не одним, а неск. инстинктами. Комбинации инстинктов, направленных на один и тот же объект, были назв. Мак-Дугаллом «чувствами». Напр., любовь мужчины к своей жене заключает в себе половой и материнский инстинкты. По мнению Мак-Дугалла, в основе большинства проявлений нашего соц. поведения лежат комбинации инстинктов, но какого-то отдельного «соц. инстинкта» как такового у чел. нет. Наше соц. поведение определяется сочетаниями разных инстинктов.

Реализация инстинкта улучшается с повторением. Как перцептивные, так и двигательные предрасположенности могут видоизменяться. По мере взросления чел. его детская агрессивность, направленная на родителей, сменяется агрессивностью по отношению к окружающим, от к-рых может исходить опасность, и не имеет значения, кто эти люди, — те, с кем он постоянно общается, или враги на поле боя. Эти модификации и были теми средствами, с помощью к-рых Мак-Дугалл объяснял научение.

Мак-Дугалл признавал учение о том, что чел. наделен нек-рыми врожденными способностями, такими как интеллект, музыкальные или изобразительные способности, способность к работе с машинами и механизмами или к занятиям спортом. Но чтобы эти врожденные способности проявились, необходимо вмешательство определенного инстинкта — их движущей силы. Без участия инстинкта потенциал чел. никогда не будет реализован.

Мак-Дугалл остался чемпионом по количеству непопулярных причинных объяснений. Он поддерживал анимистическую доктрину «души», утверждая, что даже неорганическая материя в известной мере наделена ею, и верил в существование психич. (паранормальных, — А.А. ) феноменов. Возможно, самым непопулярным из его причинных объяснений была вера в предложенную Ламарком теорию эволюции, согласно к-рой приобретенные признаки передаются но наследству.

Мак-Дугалл полемизировал с Джоном Уотсоном, основателем бихевиоризма. В ходе этой полемики Уотсон критиковал представления Мак-Дугалла об инстинктах и отстаивал роль научения. Отвечая на критику, Мак-Дугалл заявлял, что отрицание Уотсоном понятий разума или сознания, к-рые Мак-Дугалл признавал в своем учении о «душе», уничтожает неприемлемо большую часть законного предмета психологии.

Р. У. Ландин

 

Гормоны и поведение ( hormones and behavior )

 

Г. — это хим. вещества, синтезируемые и секретируемые эндокринными железами. Г. доставляются к органам-мишеням, деятельность к-рых они регулируют, по кровеносному руслу вместе с кровью. Они выполняют функцию передачи информ. внутри организма, интегрируя и регулируя физ. деятельность и соматические реакции. Т. о. они оказывают важное воздействие на поведение человека и животных.

Гормоны и эндокринные железы

По своей хим. природе Г. можно разделить на 3 осн. группы. Пептидные Г. представляют собой цепи аминокислот варьирующей длины. Стероидные гормоны строятся вокруг специфической структуры, в основе к-рой лежит ядро из четырех ароматических колец, образованное 17 атомами углерода. Биогенные амины — производные аминокислот (напр., тирозина), выполняющие тж функцию нейромедиаторов (нейротрансмиттеров).

Главной управляющей железой эндокринной системы по праву считают гипофиз, расположенный в основании головного мозга чуть ниже гипоталамуса. Передняя доля гипофиза секретирует по меньшей мере 7 разных пептидных Г. АКТГ стимулирует секрецию стероидных Г. корой надпочечников. Фолликулостимулирующий Г. (ФСГ) — это гонадотропин, способствующий росту овариальных фолликул и секреции эстрогенов у особей женского пола и стимулирующий сперматогенез у особей мужского пола. Лютеинизирующий Г. (ЛГ) инициирует овуляцию и формирование желтого тела ( corpora lutea ) и регулирует образование прогестерона у особей женского пола, а тж стимулирует секрецию андрогенов у особей мужского пола. Пролактин действует в молочных железах, инициируя секрецию молока, и в яичниках, участвуя в поддержании функций желтого тела и регулировании секреции прогестерона. К др. Г. передней доли гипофиза относятся соматотропин (или Г. роста), тиреотропный Г. (ТТГ) и меланоцитостимулирующий Г. (МСГ). Задняя доля гипофиза секретирует вазопрессин, или антидиуретический Г., к-рый повышает кровяное давление и ускоряет реабсорбцию воды, и окситоцин, к-рый стимулирует сокращения гладкой мускулатуры молочных желез и репродуктивного тракта (в особенности матки). Оба этих Г. синтезируются в гипоталамусе.

Деятельность гипофиза регулируется Г. из гипоталамуса. Это пептиды, функция к-рых заключается в увеличении или уменьшении секреции гипофизарных Г. Г. гипоталамуса включают соматостатин, тиреолиберин, фактор, высвобождающий лютеинизирующий Г. ( luteinizing - hormone - releasing hormone ) , кортиколиберин, соматолиберин, пролактиноингибирующий Г. (пролактиностатин).

Ряд гормонов вырабатывается гонадами и плацентой. Эстрогены, такие как эстрадиол, выполняют определенные функции в формировании и обслуживании женского репродуктивного тракта, стимуляции деятельности молочных желез, развитии вторичных половых признаков и в регуляции поведения. Прогестины, напр. прогестерон, часто действуют совместно с эстрогенами в выполнении перечисленных выше функций. Андрогены, такие как тестостерон, влияют на формирование и функционирование мужского репродуктивного тракта, развитие вторичных половых признаков и на поведение.

Центральная часть надпочечников — мозговое вещество — секретирует эпинефрин (адреналин) и норэпинефрин (норадреналин), к-рые обеспечивают мобилизацию соматических функций в критических ситуациях. Наружный слой надпочечников, или кора, секретирует по меньшей мере 28 различных стероидов, имеющих отношение к обмену веществ и сопротивляемости организма инфекциям. Остальные Г. секретируются тремя железами: щитовидной, паращитовидной и поджелудочной.

Физиологический контроль и действие гормонов

Организм обладает совершенными механизмами для регулирования образования и секреции Г. В типичной системе рилизинг-фактор (либерин) гипоталамуса воздействует на гипофиз, стимулируя секрецию одного из пептидов, к-рый перемещается с кровью по сосудистому руслу к железе-мишени, усиливая секрецию этой железой соотв. гормона. Этот Г. оказывает по меньшей мере два действия. Одно из них — выполнение главной функции, для чего он, собственно говоря, и выделяется. Другое заключается в посылке сигналов обратной связи гипоталамусу и/или гипофизу уменьшить секрецию Г., инициировавших данный процесс. Так, напр., в гипофизарно-адренокортикальной системе гипоталамус секретирует кортиколиберин, к-рый перемещается к гипофизу, чтобы стимулировать секрецию АКТГ, а АКТГ в свою очередь стимулирует секрецию кортизола корой надпочечников. Кортизол оказывает воздействие на ткани-мишени и на печень, а тж обеспечивает обратную связь, приводящую к уменьшению секреции кортиколиберина и АКТГ. Система работает по принципу автоматического регулятора температуры (термостата), устанавливаемого во мн. домах. Понижение температуры вызывает изгиб пластины термореле, к-рая замыкает цепь и включает нагревательный элемент. По мере повышения температуры в помещении пластина термореле начинает изгибаться в противоположную сторону (=обратная связь) и размыкает через нек-рое время цепь, выключая нагреватель. По этой причине систему «гипоталамус— гипофиз—орган-мишень» иногда наз. гормоностатом ( hormonostat ) . Считается, что Г. оказывают свое действие на клеточном уровне, влияя на образование специфических белков. Г. проникает в клетку и связывается со специфической молекулой-рецептором, образуя гормоно-рецепторный комплекс. Затем этот комплекс видоизменяется т. о., чтобы проникнуть в ядро клетки и образовать связь с компонентами ядра для стимулирования транскрипции специфической матричной (информационной) РНК; эта мРНК транслируется в специфические белки, к-рые и вызывают физиолог. эффекты.

Методы

В настоящее время чаще всего употребляются два метода определения уровня наличных Г. в системе. Биолог. пробы основаны на оценке гормональных эффектов в физиолог. системе организма животного с установленной биохимией, так что уровень наличных Г. можно оценить по реакции этой системы относительно известного стандарта. Сейчас большинство исслед. проводится с применением лабораторных методов радиоиммунологического анализа (РИА). Для оценки уровня или концентрации наличных Г. нужно получить интересующий Г., меченный радиоактивным изотопом, а тж иметь образцы непомеченного Г. и специфических антител к данному Г. Радиоиммунологические методы чувствительнее и точнее, чем биопробы.

Для выявления связи между гормонами и поведением используется множество методов, среди к-рых наиболее распространенными являются корреляционные и эксперим. При использовании корреляционных методов оценивается степень связи между естественным варьированием уровня наличных Г. и изменением поведения. Корреляционный метод широко применялся для установления коррелятов эстральных циклов млекопитающих. Лабораторные крысы имеют 4-дневный эстральный цикл, при к-ром овуляция у неспаривавшихся самок происходит каждый 4-й день. Этот цикл регулируется флуктуирующими уровнями гормонов в организме самки. В день течки самка обнаруживает понижение температуры тела, уменьшение потребления пищи и воды, а тж потерю веса при одновременном усилении двигательной активности (пробежек) и образовании половой рецептивной установки. С внедрением методов РИА появилась возможность проводить корреляционный анализ в отношении конкретных Г., функционирующих в разных системах организма, чувствительность к-рого на неск. порядков выше обеспечиваемой прежними методами.

Гормональные эффекты у половозрелых животных

Рассмотренные выше примеры раскрывают то, каким образом Г. действуют в организме половозрелых особей, активируя потенциальные поведенческие модели. Когда в системе достигается требуемая концентрация определенных Г., демонстрируется определенное поведение, а когда Г. исчезают, исчезает и поведение. Такая обратимость эффекта характерна для действия Г. в половозрелом организме. Др. характерный признак действия Г. в рассматриваемом аспекте имеет отношение к стимулу. Г. не инициирует поведение непосредственно, а только повышает чувствительность животного к специфическим стимулам, при появлении к-рых оно обнаруживает специфическую реакцию. Так, появление самки перед здоровым самцом может вызвать у последнего реакцию спаривания, тогда как появление самца может инициировать у него агрессивное поведение, причем обе поведенческие реакции регулируются одним и тем же Г.

Как уже отмечалось, Г. могут воздействовать на поведение посредством действия либо на периферические мишени, такие как пахучие железы песчанок или рога оленя, либо непосредственно на нервные механизмы. В качестве альтернативы этим каналам, Г. могут изменять чувствительность сенсорно-перцептивных систем. Напр., рецептивное поле срамного нерва самок крысы, находящееся в области половых органов, изменяется в зависимости от уровня эстрогена т. о., что в период течки гораздо большая область тела самки становится чувствительной к тактильной стимуляции.

Ранние гормональные эффекты у людей

Воздействие Г. на ранних этапах онтогенеза человека изучалось в связи с тремя синдромами. В случае вызванного прогестином гермафродитизма ( progestin - induced hermaphroditism ) девочки, рождавшиеся у женщин, к-рые принимали прогестины для сохранения беременности, оказывались маскулинизированными. Врожденная гиперплазия надпочечников, наз. тж адреногенитальным синдромом, — наследственное заболевание, вызываемое дефицитом фермента в надпочечниках, — приводит к тому, что у индивидуума с генетическим женским полом вырабатывается андроген вместо кортизона. При андрогенной нечувствительности или тестикулярной феминизации индивидуум, имеющий генетический мужской пол, секретирует тестостерон, однако вследствие ферментной недостаточности клетки-мишени не реагируют на него.

Во всех трех случаях имеет место неоднозначность гендера, и такой индивидуум может быть отнесен как к мужскому, так и к женскому полу. Однако люди принципиально отличаются от др. животных во мн. отношениях. В общем и целом люди неопределенного пола принимают гендерную идентичность того пола, к к-рому их относят и в соответствии с к-рым их воспитывают. Т. о., воздействие окружения играет здесь весьма важную роль.

Несмотря на то что лица с неоднозначным гендером, образовавшимся вследствие любого из этих трех синдромов, обычно принимают гендер, к к-рому их относят др., у них обнаруживаются разнообразные, хотя и слабо выраженные последствия гормональных нарушений в период раннего развития. В исслед. 1960-х гг. было показано, что подвергавшиеся гормональному воздействию лица женского пола по сравнению с контрольной группой лиц женского пола (по генотипу) чаще предпочитали носить джинсы, чем платья, и чаще выбирали профессиональную карьеру, чем роль домохозяйки. Однако с тех пор произошли существенные изменения в нашей культуре. В одном исслед. женщинам, подвергшимся воздействию прогестина, давали личностные тесты, и среди них оказалось больше тех, кого по результатам тестов можно было охарактеризовать как более независимых, чувствительных, самонадеянных, индивидуалистичных и самодостаточных по сравнению с др. женщинами. Испытуемые, к-рые подвергались воздействию эстрогена, обнаружили более выраженную групповую ориентацию и были более зависимыми от группы. В др. исслед. Эрхард и др. обнаружили весьма слабые эффекты экспозиции диэтилстильбэстролу ( DES ) , однако женщины, подвергшиеся воздействию DES , обнаружили меньшую ориентацию на воспитание детей, чем женщины контрольной группы.

Другие гормональные эффекты у людей

В литературе приводятся данные о мн. др. воздействиях Г. на поведение человека. В исслед. лиц мужского пола, по аналогии с исслед. самцов животных, обнаруживается важное различие между мотивацией, желанием или либидо, с одной стороны, и способностью ( capacity ) или исполнением ( performance ) с другой. Так, у самцов крысы эстрадиолбензоат (форма эстрогена) не облегчает исполнения в том виде, как оно определяется по рефлексам полового члена, измеряемым с помощью аппарата тестирования рефлексов « ex - copula », но вызывает нек-рую фасилитацию копуляторного поведения, проявляемого при наличии самки, что связано с мотивационными эффектами. Аналогично, мужчины с удаленными или недоразвитыми половыми железами демонстрируют хорошую эрекцию на стимулы, но практически не обнаруживают спонтанных эрекций в течение суток. Т. о., кастрация снижает либидо. С приближением к старости, напротив, желание сохраняется, а способность снижается. Когда-то кастрация использовалась как способ принудительного лечения половых насильников, но ее результаты не оправдывают применение этой операции.

На протяжении XVII и XVIII вв. кастраты — мужчины, к-рым удаляли половые железы до наступления пубертата с целью сохранить их высокий голос, — играли важную роль в оперном иск-ве. Однако эта операция влекла за собой мн. психол. и физиолог. отклонения, включ. ненормальные жировые отложения, ненормально длинные руки и ноги и, возможно, нарушения психосексуальной ориентации.

В др. исслед. обнаружено, что мужчины, победившие в парном теннисном матче, имели более высокий уровень тестостерона, чем проигравшие мужчины. Такие различия не были выявлены при сравнении мужчин, выигравших и проигравших в лотерею. Врачи, получившие мед. степени, показали повышение уровня тестостерона неск. дней спустя. В еще одном исслед. было установлено повышение уровня тестостерона непосредственно перед соревнованиями, а спортсмены с более высоким уровнем тестостерона, как правило, выступали лучше. После соревнований уровень тестостерона у победителей был выше, чем у проигравших. Есть нек-рые основания для признания связи между андрогенами и ориентированным на доминирование поведением, к-рое может использоваться в таких ситуациях.

Исслед. гормональных эффектов у женщин всегда оказывались в центре острых дискуссий в силу возможных следствий для решения гендерных проблем. Опубликовано множество статей об изменении настроения, выполнения когнитивных тестов, сенсорной чувствительности, сексуальной активности, беглости речи и точных движений рук в различных фазах менструального цикла. Несмотря на множество отрицательных рез-тов, свидетельствующих об отсутствии различий, насчитывается достаточное число исслед. с положительными рез-тами, чтобы говорить о том, что нек-рые из этих эффектов действительно существуют.

Еще большие споры вызывают исслед., проверяющие гипотезу о гормональном смещении половой ориентации, включ. гомосексуальность. Их результаты не позволяют сделать окончательные выводы, хотя и ясно, что если в этой области все же существует значимый эндокринный эффект, то он встроен в сложную сеть динамических взаимодействий генетических, гормональных, средовых и соц. факторов.

Г. играют центральную роль в интеграции и контроле поведения у самых разных биолог. видов в широком спектре ситуаций. Однако они играют таковую роль только в качестве составной части очень сложных интерактивных систем, и потому следует избегать упрощенческих интерпретаций гормональных эффектов.

См. также Приобретенные побуждения, Развитие в подростковом и юношеском возрасте, Надпочечники, Родительское поведение животных, Биологические ритмы, Этология, Полезависимость, Наследуемость, Социобиология, Соматопсихика

Д. А. Дьюсбери

 

Готовность к обучению в школе ( school readiness )

 

Понятие готовности к обучению в школе (школьной готовности) применимо к учению на протяжении всех школьных лет, хотя его обычно используют в отношении начальных классов, от подготовительного до третьего. Школьную готовность можно определить как способность ребенка успешно отвечать когнитивным, соц., физ. и эмоциональным ожиданиям, связанным с посещением школы.

Готовность к школе определяется на основе оценки уровня развития детей в таких сферах, как понимание на слух, зрительное восприятие и тонкие моторные умения; активный и пассивный словарный запас; эмпирические знания. Принято считать, что готовность в этих различных сферах составляет необходимый фундамент, на к-ром строятся др., более сложные учеб. умения. Большинство школьных округов включают консультации для дошкольников ( preschool clinics ) , в к-рых многопрофильный персонал оценивает готовность детей к обучению в школе.

Дети, к-рые в полной мере отвечают школьным ожиданиям, успешно продвигаются к более сложным учеб. занятиям. Дети, не удовлетворяющие этим показателям успешного функционирования, зачастую считаются неспособными, и у них могут развиться соотв. отрицательные и пораженческие аттитюды в отношении учения в целом и школьного обучения в частности.

По данным исслед., до 20% школьников начальных классов оказываются неготовыми к освоению соотв. учеб. программ. Наиболее распространенным решением в таком случае в течение первых лет обучения в школе является решение оставить ребенка в том же классе на второй год или, в случае подготовительного обучения, рекомендовать родителям отложить поступление их ребенка в школу на год. Помимо повторного обучения или отсрочки поступления школьные системы пытались приспособиться к детям с разными уровнями школьной готовности за счет обеспечения дифференцированных учеб. программ, распределяя по ним учеников в соответствии с оценкой их готовности.

См. также Обучение в раннем детстве

А. Томас

 

Графология ( graphology )

 

Г. практикует оценку личности и/или характера на основе образца почерка человека. Нек-рые графологи используют аналитический подход, при к-ром предполагается, что индикаторами специфических черт личности пишущего являются отдельные фрагменты почерка. Др. графологи утверждают, что личностные характеристики пишущего связаны лишь с паттернами отдельных фрагментов почерка. Хотя установлено, что почерк человека зависит от физиолог. изменений, вызванных болезнью, алкоголем и др. психоактивными веществами, а тж от возраста, совр. исследования не находят связи между чертами личности человека и отдельными фрагментами либо паттернами фрагментов почерка.

Хотя большинство ученых и считают Г. псевдонаукой, нек-рые американские фирмы регулярно пользуются услугами графологов при отборе персонала.

См. также Оценка личности, Проективные методики

Л. Келли

 

Грех ( sin )

 

Г. — это одно из группы понятий, к-рые относятся к нарушению законов. Действия, нарушающие законы, установленные людьми, наз. преступлениями, правонарушениями или судебнонаказуемыми проступками. Грехами наз. действия, нарушающие закон Божий. Предполагается, что переживание чувства вины возникают вследствие нарушений либо челов. законов, либо закона Божия.

В иудейско-христианской традиции понятие «первородного» греха представляет собой объяснительный концепт для несовершенства, свойственного всем людям. Существует т. н. Г. по закону Божиему, совершенный по свободной воле личности. Эти нарушения подразделяются по степени серьезности на две группы: смертные и простительные грехи. Значение понятия Г. для психологии определяется гл. обр. той ролью, к-рую оно играет в понимании личной вины.

См. также Свобода воли, Религия и психология

М. Рейдер

 

Групповая динамика ( group dynamics )

 

Важная роль групп давно признавалась исследователями об-ва, однако изучение их как отдельной проблемной области началось лишь в 1930—1940-х г.г. Три источника — соц. значение, практ. использование и научное понимание — составили общий фундамент Г. д.; они же внесли свой вклад в ту раздробленность интересов в данной области, к-рый характерен для нее и сегодня.

История вопроса

Формирование и само назв. — Г. д. — связаны с именем Курта Левина. Левин использовал в психологии личности геометрические модели в отношении таких соц. понятий, как границы, специализация, направление и планирование, с целью объяснения поведения личности (топологическая психология). Эта теория оказалась применимой и к интерпретации групп. поведения; напр., она смогла дать различным субполям чел. соотв. интерпретацию ролей и статусов, а тж рассмотреть границы между ними — и их прочность — как препятствия для соц. мобильности.

Эта теорет. модель нашла выражение в серии экспериментов, к-рые проводились уже на группах. Сюда входили как собственные эксперименты Левина — в частности, проведенные совместно с Липпитом исслед. авторитарной и демократической групп. атмосферы, так и эксперименты Мэйо и Ротлизбергера с группами фабричных рабочих; исслед. Шерифом групп. конфликтов и выработки групп. стандартов в условиях летних лагерей; социометрическое изучение Морено совместного проживания групп. Эти ранние исслед. продемонстрировали различные методики и возможные места для проведения групп. экспериментов. Кроме того, они могли проводиться как в лабораторных условиях, так и в условиях реальной жизни или как полевые эксперименты.

Вопрос о практ. значении изучения групп связан с тем соц. контекстом, в к-ром возникло понятие Г. д.: с возросшей мобильностью и ослаблением сложившейся соц. структуры в рез-те Великой депрессии и Второй мировой войны. В общественном сознании сложилось и получило распространение представление о благотворном воздействии группы; такое представление отразилось на отношении к самому изучению групп, придав ему некую долю мессианского привкуса. Этот интерес привел к определенному раздвоению смысла словосочетания «Г. д.» — это и наука о группах, и некая идея ценности групп. Все эти тенденции нашли выражение в разраб. теории Г. д. Теор. и практ. работы Левина по этой теме опубликованы в двух сборниках: «Теория поля в социальных науках» и «Разрешение социальных конфликтов».

Природа групповой динамики

Теория. Теория Г. д. рассматривает малую группу из двух чел. в качестве единицы анализа. Сама группа м. б. определена как некое небольшое сообщество индивидуумов, в к-ром сохраняются личные контакты друг с другом.

В соответствии с общей программной установкой Левина понятия Г. д. включают структурные и динамические аспекты. Структурные аспекты могут быть представлены в виде графических изображений овала, разделенного на ряд областей. Эти изображения иллюстрируют простые отношения, такие как смежность областей, кратчайший путь из одной области в др., доступность извне и степень центральности. Прочность границ между областями м. б. обозначена обычными или жирными линиями. Изучение таких ил. позволяет описать такие структурные изменения, происходящие в группе, как стратификацию, сочленение, периферические и центральные позиции и свойства групп.

Элементы этой картины группы могут показывать индивидуумов, но эти же элементы могут быть определены как функции или роли внутри группы, как возможные, не занятые в течение определенного периода времени позиции индивидуумов. Характер такого подразделения не задан, но зависит от конкретного назначения элементов. Роли могут определяться характером самой задачи, условиями функционирования группы или теорет. программой лидера, ресурсами индивидуума или оппозиции. Пространственное расположение ролей может указывать на мобильность, коммуникацию или иные взаимодействия.

Динамические аспекты были разраб. по аналогии с мат. понятиями, заимствованными из области прикладной механики. Они включают перемещение, векторы, силы, напряжение, цели, мощность и силовые поля. Все эти понятия призваны объяснить групп. изменения или возможность таких изменений. Изменения могут затрагивать группу в целом, и в этом случае группа рассматривается как включенная в нек-рую др. структуру, в рамках к-рой она функционирует. Если группа пытается решить определенную задачу, поле представляет собой последовательность шагов, приводящих к ее решению. Перемещение группы к области цели, репрезентирующей конечное решение задачи, направляется силами; и тогда говорят, что эта область обладает валентностью для данной группы. Однако группа может иметь дополнительную цель, может использовать различные пути для достижения данной цели или иметь негативную валентность (или отвращение) в отношении области, лежащей на пути к цели, — в последнем случае это будет приводить к возникновению конфликтов. Путь, или маршрут, указываемый результирующим вектором этих сил, и будет тем предпочитаемым путем, к-рый избирается данной группой.

Намерение достичь групп. цели рассматривается тж как напряжение, существующее в группе, к-рое устраняется в рез-те достижения данной цели. Напряжения являются генерализациями побуждений, но они тж могут возникать в рез-те обычного желания или инструкции по достижению определенной цели. Поэтому прерывание решения задачи может приводить к росту напряжения; попытки ослабить это напряжение — к реализации соотв. действий либо в форме реального завершения задачи, либо в форме воображаемого ее завершения, что можно наблюдать на примере групп. дискуссий или продуктов воображения данной группы.

Если рассматриваемые до сих пор динамические понятия характеризовали действия группы в определенном окружении, то власть и относящиеся к ней понятия связывают группу с ее членами. Мощность дифференцирует подобласти или индивидуумы внутри группы: к.-л. область обладает мощностью, если ее движения или изменения будут вызывать соотв. изменения в др. областях. Если для каждой области указать степень ее мощности, то т. о. можно описать силовое поле всей группы.

Не только составляющие группу индивидуумы, но и сама группа как единица обладает определенным уровнем мощности. В действительности исслед. власти группы над своими членами представляют собой наиболее значительную часть эксперим. работ и практ. приложений в данной области. Сложная структура групп. членства будет приводить к конфликтам индивидуумов, обладающих сходными уровнями власти; это может вызывать стресс и изменения в составе членов группы, если такой стресс становится непереносимым.

Исследования. Репутация Г. д. основана, в частности, на сформированных ею новых исследовательских традициях в эксперим. соц. психологии: изучении групп и групп. членства, групп. давления и конформизма, власти и влияния, лидерства и исполнения, мотивационных процессов и процессов формирования структуры. Каждый из этих разделов опирается на определенный набор теорет. понятий и представляет собой новое направление в исслед. групп.

Изучение групп. членства связано с формированием групп. границ и основ власти группы над своими членами. Эмпирическая задача здесь заключается в том, чтобы, исходя из членства и сплоченности группы, определить такие границы и сильные стороны группы.

Групп. давление означает власть группы над своими членами. При переводе абстрактного термина власти в операциональное определение конформности при проведении эксперим. и полевых исслед. следует учитывать многочисленные факторы. Давление в направлении согласованности мнений и действий оказывается неодинаковым для всех членов группы, оно тж выражается по-разному в отношении различных аттитюдов и форм поведения. Так, лидерам не только предоставляются определенные права в нарушении правил, но от них также требуются инновационные усилия, а группы со сложившейся структурой и традициями будут приобретать власть над своими членами и терпимо относиться к разнообразию их мнений по мн. вопросам, если достигнуто согласие в отношении ключевых проблем. В основном, однако, приверженность групп. стандартам является функцией от сплоченности группы.

Под заголовком «власть и влияние» изучается динамика взаимоотношений членов группы. В этих исслед., как правило, рассматриваются приемы и способы, повышающие уступчивость влиянию. Сюда можно отнести приемы, к-рые опираются на общие соц. условия, такие как апелляция к легитимности власти или авторитету специалиста; приемы, использующие исключительно межличностные процессы, такие как лесть, либо осн. на обмене или возможном будущем взаимодействии. Так, эксперименты по проявлению соц. власти могут показать, как поддерживаются лидерские позиции, но в них тж могут рассматриваться механизмы, к-рые сохраняют группу посредством взаимного влияния ее членов, в т. ч. — через установление доверия.

Напряжение в группе, так же как и у индивидуума, может отождествляться с мотивацией. В группах мы иногда делаем записи о постановках целей и об усилиях, направленных на достижение этих целей. Наблюдение групп. деятельности позволяет измерять возникновение напряжения и дифференциацию напряжения внутри группы.

Групп. структура и ее влияния представляют топологический аспект этой теории. Изучение коммуникации и управления в ориентированных на решение задач группах, как и изучение социометрических паттернов в существовании групп — одна из наиболее интенсивно исследуемых областей Г. д.

Практика. Область практ. применения Г. д. развивалась в ином направлении. Левин и его сотрудники организовывали практ. семинары, в ходе к-рых участники овладевали умениями и навыками работы с группами, причем процедура обучения включала использование Г. д. в индуцировании влияния, назначении ролей и установлении групп. целей и задач. Была разраб. осн. форма проведения таких семинаров — ее можно было бы назвать тренингом сензитивности. Их содержание гл. обр. было связано с групп. процессами и включало: примеры, широко привлекавшиеся из ситуаций текущего взаимодействия и жизненного опыта участников; наблюдение процесса взаимодействия и «обратную связь»; использование как позитивного, так и негативного воздействия с целью формирования интенсивной эмоциональной атмосферы; акцентирование ценности личных и организационных изменений.

Групп. тренинг (в узком значении) впоследствии отчасти сменился обращением к «человеческому потенциалу». Здесь подчеркивалось преимущественное значение индивидуального и личностного роста. Осн. методики не претерпели существенных изменений, но акцент постепенно сместился в направлении самовыражения, физ. манипуляций и еще более интенсивного эмоционального переживания; эти группы сегодня называются группами встреч.

См. также Групповая сплоченность, Малые группы

К. У. Бек

 

Групповая психотерапия ( group psychotherapy )

 

Г. п. называется одновременное применение психотерапевтических принципов к группе людей. Чаще всего в группе находится небольшое число участников (от 6 до 10) и один или два групп. психотерапевта. В Г. п. используются и мн. методы индивидуальной терапии, и такие, к-рые в индивидуальной работе с больным не применяются.

Групп. лечение имеет как экономические, так и терапевтические преимущества. С экономической точки зрения групп. подходы позволяют снизить затраты времени терапевта и стоимость лечения. Терапевтические преимущества заключаются в тех возможностях, к-рые Г. п. предоставляет для личностной динамики. Ялом идентифицировал 10 категорий целительных факторов, присущих Г. п.: 1) снабжение информацией в форме инструкций либо советов психотерапевтов или членов группы; 2) вселение надежды, что особенно характерно для Г. п., поскольку каждый член группы может видеть терапевтический прогресс, достигаемый любым др. ее членом; 3) универсальность, или открытие каждым членом группы того, что др. ее члены имеют аналогичные чувства или проблемы; 4) альтруизм, или чувство собственной полезности либо нужности др. членам группы; 5) корректирующая рекапитуляция первичной семейной группы, или опыт терапевтического взаимодействия в группе, структура к-рой имеет определенное сходство с семейной; 6) развитие социализирующих приемов, или улучшение навыков межличностного общения через взаимодействие с членами группы и получение обратной связи; 7) подражательное поведение, или возможность для членов группы наблюдать и копировать различные модели адекватного поведения др. ее членов; 8) межличностное обучение, или возможность отработки различных паттернов поведения во взаимодействии с др.; 9) групп. сплоченность, или солидарность и привлекательность группы для ее членов; 10) катарсис, или выяснение и обсуждение чувств с др. в безопасной обстановке.

Несмотря на свои преимущества, Г. п. имеет и ограничения. Во-первых, нек-рые члены группы могут отказываться затрагивать интимные эмоциональные проблемы. Раскрытие проблем сопряжено с риском получения обратной связи, к-рая усугубит проблемную ситуацию, особенно если обсуждаемые вопросы содержат соц. порицаемые компоненты. Во-вторых, процесс групп. взаимодействия может занять столько времени, что сугубо личные проблемы отдельных членов группы останутся нерешенными, и это осложнит роль терапевта. Наконец, поведение и нравы, характерные для обстановки Г. п., могут не соответствовать обстановке реальной жизни, поэтому нек-рые члены группы будут испытывать затруднения, реализуя в повседневной жизни полученные в группе навыки. Все еще нет единого мнения по поводу того, какие проблемы лучше решать в группе, а какие — в процессе индивидуальной терапии.

Терапевтические группы различаются между собой по целям, составу и используемым методикам. Одни группы имеют определенные цели, темы или задачи (напр., группы, цель к-рых — обучение к.-л. навыкам или решение определенного типа проблем); др. менее структурированы и не имеют фиксированной тематики.

Нек-рые терапевтические группы составлены из лиц определенного типа. Др., напротив, более разнородны и ориентированы на широкий спектр проблем, требующих терапевтического решения. Большинство групп все же в той или иной степени однородны. Г. п. может быть ограниченной или неограниченной во времени; группа может быть открытой или закрытой для приема новых членов во время продолжающейся терапии; возможны и др. различия. Наибольшие различия между группами касаются используемых техник психотер. Нек-рые групп. психотерапевты работают с одним членом группы в течение какого-то времени, а др. стремятся активизировать взаимодействие между всеми членами группы.

Психоаналитическая модель — одна из первых использованных в группе моделей индивидуальной психотер. Др. ранней групп. техникой была психодрама Морено — терапевтический подход, при к-ром члены группы составляют импровизированные диалоги на проблемные темы, чтобы глубже осознать суть проблемы. Поведенческие подходы тж были реализованы в Г. п. Для научения успешному поведению и устранению дисфункциональных поведенческих факторов обстановка группы предоставляет больше возможностей, чем может предоставить психотерапевт в рамках индивидуальной модели.

Гештальт-терапия и транзактный анализ получили чрезвычайную популярность в Г. п. Фриц Перлз использовал свой подход к группам, обычно работая лишь с одним пациентом в течение определенного времени. Групп. гештальт-терапевты стремятся интегрировать все аспекты индивидуума в единое целое. Эта интеграция дает наблюдающим членам группы возможность обучаться, идентифицируя конфликты др. членов с собственными. Берн считал, что групп. подход является самым эффективным способом использования транзактного анализа, поскольку он позволяет исследовать транзакции в момент их появления в межличностном контексте.

Создание Т-групп (тренинговых групп) имело целью изучение влияния групп. опыта на отдельных членов и обучение этому влиянию. Аронсон считал главными целями Т-групп развитие готовности к исслед. собственного поведения, повышение соц. компетентности и честности в межличностных отношениях, обучение сотрудничеству и логическому, рациональному разрешению конфликтов. Группы встреч и тренинга чувствительности подобны подходам, менее структурированным и акцентированным на повышении самосознания и личностном росте. Роджерс применил свой клиент-центрированный подход в контексте групп встреч. Нек-рые представители направления групп встреч используют специально разраб. упражнения для активации групп. процесса.

Др. подходы к Г. п. включают арт-, танц-терапию, группы двигательной терапии, тематически центрированное взаимодействие и группы, цель к-рых — развитие определенных навыков. Существуют различные группы самопомощи, оказывающие терапевтическое воздействие в дополнение к более традиционным терапевтическим группам.

В последние годы стала популярной группа «марафона». Сеанс такой Г. п. длится в течение продолжительных периодов времени, что приводит к усталости, слому механизмов психол. защиты и интенсивному межличностному взаимодействию.

Терапевт выполняет разные функции в группе: оказание помощи в участии, взаимодействии и решении проблем; фокусирование разговора; эмоциональная поддержка отдельных членов группы; посредничество между членами группы, находящимися в конфликте; обеспечение формулирования и поддержания правил группового взаимодействия. Трудность понимания и поддержания групп. процесса, учета эмоционального состояния каждого члена группы требует от лидера группы хорошей подготовки, эмпатии и компетентности.

В Г. п. существуют специфические этические проблемы. Члены группы не связаны теми же самыми этическими ограничениями, что и профессионалы. Поэтому групп. психотерапевты должны, в частности, стремиться к установлению четких стандартов конфиденциальности во взаимодействии членов группы между собой.

См. также Групповое консультирование, Человеческий потенциал, Механизмы групповой психотерапии

Т. С. Беннетт

   



Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

     Нравится

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 






































Это может пригодится!



Basteln & Spaß

Naturführer Pilze

Сонник 2012

Здоровье и магия

Мультфильмы















































































































































 

Basteln & Spaß

Naturführer Pilze

Сонник 2012

Здоровье и магия

Мультфильмы

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

Статьи

Все техники и практики

Вопросы и ответы 

Музыка для медитаций и расслабления

Медитации Ошо

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

Психология 100 Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100 Психология 100 Твоя Йога LightRay