Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

 

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")

 

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

 

 

 

_Н_

 

Надежность диагнозов (reliability of diagnoses)

 

Надежность клинических психиатрических диагнозов стала предметом особой заботы с тех пор, когда в конце XIX в. Э. Крепелин предпринял первые попытки создать систематическую классиф. психич. расстройств. Диагноз и классиф. выполняют ряд важных функций: а) административную, включающую ведение статистического учета; б) клиническую, как средство установлении этиологии, выбора метода лечения и прогноза; в) исследовательскую, в особенности в тех исслед,, где психиатрический диагноз определяет принадлежность к эксперим. и контрольной группе или где диагноз обычно используется в качестве зависимой или независимой переменной. Полезность диагноза для достижения этих целей зависит, в частности, от сто надежности.

Н. д. относится к согласованности, с к рой клиницисты будут выставлять тот же диагноз тому же самому индивидууму (межэкспертная надежность), или к согласованности, с к-рой единственный клиницист будет выставлять тот же диагноз тому же самому индивидууму в двух различных случаях (ретестовая надежность). Очевидно, в любой измерительной или описательной процедуре заложена возможность некоторой «ошибки» измерения. В случае клинического диагноза такая ошибка может проистекать из множества различных источников, включ. скучающего, уставшего, нерадивого или немотивированного наблюдателя; пациента с ограниченной памятью или пытающегося утаить или исказить информ.; слабую различительную способность диагностического оценочного инструмента; шум или другие условия, отвлекающие внимание от процесса диагностики.

Для изучения Н. д. применялись два основных эксперим. метода. Первый метод оценивает относительную частоту, с к-рой различные клиницисты выставляют различные диагнозы очевидно схожим пациентам. Исслед. показали, что клиницисты нередко имеют «предпочитаемые» диагностические категории, т. е. каждый клиницист имеет тенденцию помещать большинство пациентов в ограниченное число категорий с исключением из рассмотрения др. категорий.

Второй метод изучения надежности сравнивает диагнозы, вынесенные двумя или более клиницистами одному и тому же пациенту (т. е. оценивает межэкспертную надежность). Проверка Эшем степени согласованности между двумя или тремя клиницистами, к-рые интервьюировали пациентов совместно, но приходили к диагнозу независимо друг от друга, показала, что диагноз зависит не только от выставляющего его клинициста, но и от диагностируемого пациента. Согласие в отношении основных диагностических категорий пациентов (умственная отсталость, психоз, невроз, психопатическая личность и психич. норма) между двумя клиницистами составляло 51%, а между тремя — 46%. Однако в отношении более специфических диагностических подкатегорий согласие между двумя клиницистами достигалось в 49% случаев, а среди трех клиницистов — лишь в 20% случаев. В другом исслед. использовалась большая выборка, чем у Эша (153 вместо 52 клиницистов) и контролировался их диагностический опыт. Хотя полученные результаты и оказались несколько более высокими, они все еще указывали на существование значительных расхождений.

Уорд с коллегами попытались выделить факторы, к-рые объясняли расхождения в диагнозах клиницистов в исслед. Бека и коллег. Были обнаружены 3 основных источника ошибки: несоответствия в категориях диагностической системы (DSM-I), к-рыми объяснялось 62,5% расхождений; несогласованность среди диагностов, которой объяснялось 32,5% расхождений; и несогласованность в поведении клиентов в различных интервью, к-рой объяснялось лишь 5% расхождений.

Текущие усилия повысить надежность диагнозов выразились в издании Американской психиатрической ассоциацией нового «Руководства по диагностике и статистической классификации психических расстройств» (DSM-IV). Результаты обширного полевого тестирования способности клиницистов использовать диагностические категории этого руководства яв-сь, по большей части, обнадеживающими, с k-коэффициентами согласия между судьями до 0,87 — хотя для некоторых диагностических категорий результаты оказались значительно хуже, чем для других. Исслед. надежности, с к-рой могут использоваться специфические диагностические категории, продолжаются.

См. также Клинический прогноз в сравнении со статистическим, Клиническая оценка, Руководство по диагностике и статистической классификации психических расстройств

Р. Фелнер

 

Надпочечники (adrenal glands)

 

Н. — парные железы, расположенные непосредственно над почками. Каждый Н. состоит из наружного (коркового) и внутреннего (мозгового) вещества. Секреторная активность коры Н. регулируется циркулирующими в крови гормонами, к-рые вырабатываются передней долей гипофиза (аденогипофизом), тогда как работа мозгового вещества находится под непосредственным контролем симпатической НС. Кора Н. имеет 3 слоя: наружный (клубочковая зона), средний (пучковая зона) и внутренний (сетчатая зона).

В коре Н. синтезируется ряд стероидных гормонов (производных холестерола), к-рые важны для поддержания постоянного объема крови, АД, уровня глюкозы в крови, а тж для нормальной реакции организма на стресс. Эти гормоны столь необходимы организму, что в случае удаления коры обоих Н. быстро наступает смерть. Кортизол — главный глюкокортикоид, к-рый секретируют Н. чел. Кортикостерон, являющийся основным глюкокортикоидом у крыс, у людей секретируется в незначительных количествах. Эти вещества относят к классу глюкокортикоидов на основании того, что они влияют на метаболизм глюкозы и секретируются пучковой и сетчатой зонами коры Н. Еще одна функция глюкокортикоидов — подавление воспалительных реакций.

Альдостерон, секретируемый клубочковой зоной, относится к минералокортикоидам из-за способности изменять электролитный баланс организма. Альдостерон стимулирует реабсорбцию натрия в дистальных канальцах почек и снижает содержание натрия в секрете потовых желез.

АКТГ, выделяемый аденогипофизом, обеспечивает структурную целостность двух внешних слоев коры Н. и стимулирует секрецию глюкокортикоидов. Синтез и секреция АКТГ регулируется кортикотропиносвобождающим фактором (corticotropin-releasing factor, CRF). CRF вырабатывается гипоталамусом. Уровень глюкокортикоидов в крови регулирует по принципу отрицательной обратной связи секрецию CRF, а следовательно, — и продукцию самих глюкокортикоидов. Ренин и ангиотензин регулируют секрецию альдостерона через сложную систему прямых и обратных связей между Н. и почками.

Хромафинные клетки мозгового вещества В. синтезируют и выделяют в кровь катехоламины — эпинефрин (адреналин) и норэпинефрин (норадреналин). Секреция норэпинефрина и эпинефрина регулируется преганглионарными симпатическими волокнами, исходящими от VIII-XI грудных сегментов спинного мозга. Сами хромафинные клетки действуют как постганглионарные нейроны. Секреция катехоламинов зависит от поведенческого состояния организма: уровень секреции очень низок во время сна, повышается во время бодрствования и резко возрастает во время физического или психологического стресса.

См. также Эндорфины/энкефалины, Нейрохимия, Психоэндокринология

М. Л. Вудрафф

 

Наземный транспорт (surface transportation)

 

Из осн. наземных транспортных средств психол. исслед. уделяют внимание гл. обр. автомобилю. Здесь исследователей интересуют в первую очередь дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Обычно водитель и автомобиль изучаются как «система человек — машина». Характеристики работы этой системы, такие как скорость, пробег и торможение, связаны с возможностями оператора и автомобиля. ДТП рассматривают как отказ в работе системы, поскольку причинами их могут быть и челов. ошибки, и неудачная конструкция автомобиля. Исслед. челов. элемента этой системы пролили свет на т. н. личность, «подверженную несчастным случаям» («accident-prone» person), а тж на связь между ДТП и возрастом и опытом водителя, предпочитаемой скоростью езды, склонностью к употреблению алкоголя и лекарственных веществ. Были изучены различные условия среды, такие как дизайн автомобиля, дорожные и погодные условия, освещение.

Автотренажер, используемый для анализа действий водителя за рулем и ДТП, является эффективным средством выявления реакций водителя в чрезвычайных ситуациях. В целях сокращения числа ДТП психологи рекомендовали систематическое проведение программ по предотвращению несчастных случаев, направленных на изменение как действий оператора, так и конструкции транспортных средств.

Оптимальное сидение

Безопасность и удобство автомобильных сидений изучаются инж. психологами, к-рые специализируются в антропометрии, предполагающей, в частности, измерение размеров челов. тела в целях точной подгонки сидения по фигуре водителя.

Стресс и психическое здоровье

Гарделл оценивал стресс водителей автобусов по физиолог. показателям, числу ДТП и невыходов на работу по болезни. Он установил, что мн. водители являются наилучшими экспертами по части того, как можно уменьшить стресс на рабочем месте.

Нек-рые пассажиры испытывают беспокойство при пользовании общественным транспортом вследствие изношенности транспортных средств, станций и отсутствия должных мер безопасности. Устранение этих негативных факторов среды способствует снижению стресса у пассажиров. Укачивание в транспорте можно снизить за счет уменьшения вибрации и более плавного ускорения и торможения. На пассажиров оказывает раздражающее воздействие и сочетание др. средовых стрессоров, таких как громкий шум и экстремальные температуры.

Общественный транспорт

Хотя наше об-во отдает явное предпочтение автомобилям, проблемы, связанные с увеличением количества легковых автомобилей и автомагистралей — ДТП, загрязнение окружающей среды, транспортные пробки, бензиновый дефицит и т. д., — вызывают большое беспокойство. Предполагается, что действенной альтернативой автомобилям может стать безопасная и надежная система железнодорожного транспорта США. Кантилли предлагает многочисленные улучшения в виде дополнительных эскалаторов, чистых станций и туалетов, красивого оформления станций, функционирующих систем подогрева и кондиционирования воздуха, хорошей вентиляции, контроля за уровнем шума, улучшенного освещения и безопасных транспортных средств и станций.

Требуются дополнительные психол. исслед. общественного транспорта, с тем чтобы модернизировать его в соответствии с потребностями клиентов. Пассажиры выбирают то или иное средство передвижения на основании таких факторов, как надежность, удобство, время в пути, стоимость поездки, состояние транспортных средств, престижность и автономность, интенсивность движения, дорожные пробки и возможные отклонения от маршрута.

См. также Прикладные исследования

Ш. Браун

 

Найкан-терапия (naikan therapy)

 

Найкан — японская психотер., осн. на буддистском учении Иодо Шиншу. Разработанная непрофессиональным священником Ишином Йошимото, Н.-т. получила известность в связи с успехами, достигнутыми с ее помощью в работе с заключенными японских исправительных заведений. Сейчас она используется в лечении наркомании, психосоматических расстройств, неврозов, антисоциального поведения, семейной дисгармонии и в решении мн. др. психосоциальных проблем. Кроме того, она стала частью программ подготовки персонала учреждений, школ и больниц. Н.-т. пользуются тж люди, ищущие личностного роста и/или религиозного мировоззрения. Она получила распространение в США и Европе.

Н.-т. построена на предпосылке, что наше существование бесчисленными конкретными способами поддерживается миром, в к-ром мы живем, в особенности об-вом, однако мы принимаем все это от других без малейшей благодарности или даже не осознавая их вклад в наше повседневное существование. Теория Найкан утверждает, что мы подавляем в себе признание этой поддержки, потому что боимся оказаться обязанными и лишиться хрупкого чувства самодостаточности в результате переоценки нашего существования.

Практика Н.-т. ориентирована на восстановление баланса неверно воспринимаемого прошлого. Во время интенсивного курса терапии (шучу), клиент (найканша) сидит в уединенном месте в удобной позе с раннего утра до вечера (обычно с 5 утра до 9 вечера) в течение одной недели, размышляя о прошлом. Психотерапевт навещает клиента в течение дня с интервалами в один-два часа. Во время этих встреч (менсецу) клиент рассказывает психотерапевту о том, что ему удалось вспомнить, после чего последний предлагает следующую тему для размышлений. Обычно тема определяется каким-то определенным лицом и определенным периодом в жизни клиента. Вызванные в памяти события прошлого излагаются во время менсецу психотерапевту в трех аспектах: что это лицо сделало для клиента, чем клиент ответил на это и причиной каких проблем и забот оказался клиент для этого человека. Третьему аспекту должно уделяться примерно 60% всего времени.

Существуют разнообразные стили проведения Н.-т. В добавление к интенсивному курсу имеется ничийо, или ежедневная Н.-т. Ей посвящается короткое время утром и вечером; повседневная активность проходит в промежутке между сеансами. Утренние размышления происходят по схеме интенсивного курса. Вечерние размышления сосредоточиваются на том, что получено от других в течение этого дня, что возвращено взамен и источником каких проблем и забот для окружающих оказался клиент в этот день.

К завершению шучу клиенты Н.-т. обычно сообщают о испытываемом ими чувстве вины и раскаяния наряду с повышающимся признанием любви и заботы со стороны окружающих и желанием отблагодарить мир за его постоянную поддержку. Богатая литература, включ. описания историй болезни и данные психол. тестирования, доступна на японском языке.

Д. К. Рейнолдс

 

Наказание (punishment)

 

Н. является предметом, при обсуждении к-рого психологу столь же трудно удерживаться в рамках нейтральной и объективной терминологии, как и рядовому чел. Еще не так давно телесные Н. вызывали всеобщее одобрение. На Н. опирались как образовательная, так и правовая система. В настоящее время Н. оказалось в немилости. В рамках семьи то, что некогда одобрялось и рассматривалось как Н., сегодня может быть сочтено «жестоким обращением с ребенком» или «жестоким обращением с супругой». Однако, несмотря на общественную тенденцию к приобретению аттитюдами к определенным типам Н. отрицательной окраски, Н. или угроза Н. по-прежнему остаются повсеместным явлением в современном мире Люди, интересующиеся использованием Н., задаются следующими вопросами: действительно ли эффективно Н.? Если да, то когда, как и почему?

Что такое Н.? Психологи определяют Н. как введение некоторого аверсивного последствия, к-рое приводит к уменьшению тенденции в проявлении определенного способа поведения; или как последствие поведения, к-рое снижает вероятность его повторного возникновения.

Является ли наказание эффективным? Ранние работы по Н. с очевидностью показывали, что оно оказывается неэффективным в устранении нежелательного поведения. Однако более современные исслед. в этой области показывают, что Н. может подавлять или устранять поведение. Насколько действенным в этом отношении оказывается Н., зависит от целого ряда факторов, роль к-рых может изменяться от ситуации к ситуации; к числу таких факторов относятся характеристики наказывающего стимула, характеристики наказываемого поведения и характеристики наказываемого субъекта.

Сила наказания. Исслед. силы Н. в целом свидетельствуют о том, что чем больше сила наказывающего стимула, тем больше происходит подавление наказываемого поведения. Слишком слабый стимул может скорее возбуждать и подкреплять, нежели наказывать.

Близость по времени. В целом, для того чтобы Н. приводило к максимальному эффекту, оно должно осуществляться непосредственно за возникновением подавляемого поведения.

То, как изначально вводится Н., может иметь решающее значение. Н., изначальная сила к-рого была низкой и со временем постепенно увеличивалась, оказывает значительно меньший эффект в сравнении с внезапно вводимым и достаточно сильным Н.

В целом видится, что увеличение частоты Н. приводит к увеличению его эффективности и что последовательное наказание оказывается более эффективным, чем эпизодическое.

Эффективность зависит от силы наказываемой реакции. Очевидно, что длительное подкрепление наказываемого поведения противодействует и препятствует подавляющим эффектам Н. Эффективность также зависит от того, формировалось ли наказываемое поведение изначально на основе вознаграждения или на основе Н.

Характеристики субъекта. Существуют некоторые данные о том, что Н. постепенно утрачивает свою эффективность по мере того, как увеличивается мотивация субъекта к наказываемому поведению. Эффективность также изменяется в зависимости от степени знакомства субъекта с применяемым Н., категорий наказываемых, возраста и стадии развития внутри определенных категорий наказываемых. Челов. когнитивные способности (напр., мышление, воображение) могут тж оказывать влияние на эффективность Н. Словесная формулировка причин Н., по-видимому, облегчает дискриминацию и генерализацию его эффектов у людей. Словесное описание и припоминание поведения, к-рое подвергается Н., снижает влияние временных задержек между поведением и Н. В некоторых ситуациях, наблюдение людьми случаев Н. оказывает определенные эффекты, даже если такое Н. переживалось викарно. Наконец, Н. людей оказывается наиболее эффективным, если в их взаимоотношениях присутствует любовь.

Теории наказания

Предлагались различные теории для объяснения того, каким образом и почему Н. приводит к снижению частоты проявления наказываемого поведения. Динсмур объяснял эффекты Н. с т. зр. принципа образования простой SR связи при научении избеганию. Согласно этому объяснению, частота возникновения наказываемых действий снижается вследствие увеличения частоты действий, к-рые вступают в конкуренцию или препятствуют наказываемой реакции. Др. теория объясняет эффекты Н. на основе выработки условно-рефлекторного страха и подкрепления любого действия или бездействия, к-рое позволяет устранять или контролировать такой страх.

Релевантные вопросы. Почему некоторые люди, по-видимому, ищут Н. и испытывают удовольствие от него? Иногда процедура Н. в действительности не уменьшает, а скорее повышает частоту возникновения наказываемого поведения. Как отмечалось ранее, это может происходить, когда наказываемое поведение было изначально сформировано путем Н.

Иногда оказывается, что родитель уделяет ребенку внимание лишь в случаях его дурного поведения и тем самым невольно превращает Н. в подкрепление. В результате может возникнуть ситуация, в к-рой Н. не только не оказывается эффективным, но в к-рой ребенок или подросток снова и снова стремится к нему. Вместо опровержения эффективности Н. такие феномены скорее доказывают эффективность подкрепления.

Эксперименты на обезьянах отчетливо демонстрируют, что Н. может вызывать невротические или явно пагубные эмоциональные побочные эффекты. Несмотря на то что такие побочные эффекты действительно выглядят пугающими и их ни в коем случае не следует игнорировать, они проявлялись не во всех экспериментах. Н. может также приводить к прекращению соц. отношений, оперантной агрессии, направляемой на источник наказания, и/или вызывать агрессию против тех, кто не имел никакого отношения к источнику Н.

Итоги

Н. может оказываться эффективным в устранении или снижении частоты нежелательных действий. То, насколько эффективным в конкретной ситуации окажется Н., зависит от целого ряда факторов, включ. характеристики наказывающего стимула, наказываемого поведения и наказываемого субъекта. При любом применении Н., в особенности к людям, следует учитывать потенциальные побочные эффекты Н., такие как прекращение соц. отношений.

См. также Приобретенные побуждения, Контробусловливание, Теории научения, Подкрепление, Вознаграждения

Дж. Энджел

 

Намеренное поведение (purposive behavior)

 

У. Макдугалл описывал челов. организм как служащий для достижения определенных целей, саморегулирующийся механизм. Он считал, что понятие внутренней цели предполагает в качестве конструктивного элемента «разум» (mind) и что такие цели или намерения управляют органическими функциями и поведением на полностью сознательном, пограничном и/или подсознательном уровнях. Э. Ч. Толмен утверждал, что реакция доказывает наличие намерения, если она обнаруживает «усваиваемый» характер; т. е. организм проявляет готовность научиться выбирать эту реакцию, раньше или позже, в последовательности предоставляющих такую возможность событий, т. к. именно эта реакция оказывается более эффективной в достижении организмом некоторого конечного состояния или цели.

По мнению А. Адлера, поведение направляется бессознательными целями индивидуума. В противоположность З. Фрейду, Адлер считал, что поскольку влечения (или побуждения) не имеют направления, представляется ошибочным строить психол. систему, опирающуюся на психологию влечений. В системе Адлера эмоции также служат цели.

Представители поведенческих наук, интересующиеся вопросами кибернетики и теории систем, использовали эти концепции для понимания роли внутренней цели или намерения в управлении поведением. Целевое (или намеренное) поведение характеризуется «отрицательной обратной связью», при к-рой сигналы о движении к цели изменяют и направляют поведение. Т. о., телеологическое или целенаправленное поведение связано с целесообразными реакциями, направляемыми различием между состоянием организма в данный момент времени и «финальным» состоянием или целью, в направлении к-рой движется организм. Это различие «отсылается обратно» в систему, к-рая изменяет поведение, вызывая последовательное сокращение этого «различия» до тех пор, пока, наконец, разность между текущим поведением и целевым состоянием не достигнет нуля (Розенблат).

См. также Приобретенные побуждения, Метод антиципации, Обучение методом (управляемых) открытий, Уровень притязаний, Мотивация, Вознаграждения и собственный интерес, Избирательное внимание

Р. Р. Копп

 

Написание психологического заключения (psychological report writing)

 

Когда П. з. хорошо написаны, они вызывают гораздо большее доверие. Они оказываются решающими в диагностировании умственной отсталости и зачастую играют определяющую роль в пограничных случаях, требующих различительных диагнозов между расстройством личности и психозом. Однако выросший образовательный уровень потребителей также сказался на отношении к П. з. со стороны специалистов и представителей широкой общественности, к-рое стало более критичным.

Источники неточностей при написании заключения

Влияния, к-рым может подвергаться психолог-диагност, возникают из соц., профессионального и интерпретационного контекста, в к-ром он работает. Составитель П. з. должен избегать смешения между: а) поведенческими суждениями, б) спекуляциями в отношении воображаемых или внутренних процессов описываемой личности и в) данными из интервью, отражающими сознательные мысли и суждения обследуемого субъекта. Читатели наверняка будут сравнивать утверждения из этого заключения с др. источниками информ., и в заключении следует ясно указать на желательность подобного сравнения.

Большинство пишущих на данную тему, по-видимому, согласны с определенными правилами подготовки П. з. К ним относятся: а) исключение сведений, к-рые можно с большей легкостью получить из др. источников; б) приведение перечня использованных тестов, однако без указания того, какой из них использовался для измерения той или иной специфической функции, т. к. большинство оценочных инструментов имеют широкое предназначение, а не предполагают своего исключительного использования для к.-л. специфической цели; в) избегание количественных утверждений, наподобие цитирования норм, если это не вызывается необходимостью в каждом конкретном случае; г) обеспечение того, чтобы выводы и диагностические данные были связаны (более или менее очевидным образом) с остальным содержанием заключения.

В Н. п. з. вовлекается комплекс межпрофессиональных и межличностных проблем. Заключение может влиять на важные решения и поэтому требует максимальной компетентности от клинического психолога. Хотя и допустимо чтобы оно было достаточно обтекаемым, общим и осторожным в формулировках, гораздо полезнее, если оно будет специфичным и точным. Психол. заключения будут продолжать играть важную роль в формировании и поддержании общественного имиджа психологии.

См. также Клиническая оценка, Оценка личности

У. Клопфер

 

Нарушения мышления (thought disturbances)

 

Мышление — сознательное и бессознательное — служит целям установления и текущего контроля коммуникации, регулирования деятельности, порождения, формулирования и решения задач на вербальном и невербальном уровнях. Н. м. могут наблюдаться на континууме, упорядоченном по степени тяжести от нормальных отключений внимания до уровня патологии.

Нек-рые из менее серьезных Н. м. отмечаются у детей с гиперкинетическим синдромом, чье внимание мимолетно, а выполнение ими заданий прерывается кажущейся необходимостью совершения моторных актов. Писатели и композиторы тж испытывают Н. м., такие как периоды выпадения (blank periods), в течение к-рых нарушается способность продолжать творческий процесс сочинения литературного или музыкального произведения, тогда как все обычные функции при этом совершенно не страдают.

Часто психоневрозы, такие как фобические и тревожные реакции, могут связываться с наличием иррациональных идей. Мн. из этих иррациональных идей сопровождаются неверными суждениями о себе. Др. рода психоневротические Н. м. обнаруживаются в форме навязчивых мыслей, когда часто возобновляющееся поверхностное мышление мешает нормальной жизнедеятельности. Критическое обсуждение этих мыслей может приводить к ясному логическому мышлению.

Психосоматические симптомы являются расстройствами мышления, отражающими неспособность индивидуума совладать с тревогой и стрессом, к-рые трансформируются в физиолог. симптомы, затрудняющие нормальное повседневное функционирование, как и в случаях мн. др. психоневротических Н. м.

Психотические Н. м. обычно сопровождаются симптомами бреда, при к-рых господствуют ложные идеи преследования или величия, и галлюцинаций, при к-рых организм генерирует аутостимуляцию в любых или вообще всех сенсорных модальностях. Хотя эти Н. м. сами по себе серьезны, они обычно связаны с др. типами патологического поведения, такими как делирий, деменция и шизофрения.

Делирий представляет собой спектр нарушений сознания, различающихся по степени тяжести. Больной может находиться в любом состоянии, от полного бодрствования до комы, и при этом обнаруживает признаки расстройства познавательной функции, мышления и восприятия. Делирий является рез-том церебральной дисфункции без к.-л. повреждения тканей и, по всей видимости, возникает вследствие метаболических, химических или токсических факторов. Делирий имеет обычно транзиторное течение и исчезает с прекращением действия метаболических, химических или токсических агентов.

Синдром деменции, напротив, представляет собой Н. м., связанное с повреждением тканей коры мозга и проявляющееся снижением интеллектуальных функций при ясном сознании. При этом отмечаются тж изменения личности, амнезии и нарушения ориентировки. Здесь чел. в состоянии полного бодрствования не улавливает смысл текущего момента. Очевидны дефицит памяти и снижение концентрации внимания. Язык деградирует до уровня детскости, обычные повседневные мысли вызывают затруднение. Более всего беспокоит то, что мн. больные осознают наличие у себя когнитивного дефицита, реагируя на это вторичными эмоциональными расстройствами.

Шизофрения являет собой пример психогенного расстройства мышления. Шизофренное расстройство мышления, по-видимому, демонстрирует сознательное жертвование физ. и эмоциональной жизнью во имя какого-то альтернативного существования «в коконе» ради предполагаемого больным благополучия окружающих. Мыслительное расстройство, вероятно, направляет «бегство ради выживания», рез-том чего является постоянное снижение уровня функционирования в иррациональной борьбе за то, чтобы остаться живым. Наблюдается уход от соц. контакта и эмоциональной включенности, наряду с регрессией к более низкому уровню интеллектуального функционирования. Такое исключительно нигилистическое нарушение мышления проявляется в параноидном, кататоническом, гебефренном и простом типах.

См. также Деменция, Расстройства личности

Д. Ф. Фишер

 

Нарушения слуха (auditory disorders)

 

К Н. с. можно отнести потерю слуха, оторрею, боли и шум в ушах.

Кондуктивные нарушения слуха

Такого типа нарушения возникают вследствие болезни или закупорки звукопроводящего аппарата, напр., закупорки наружного слухового прохода серной пробкой, разрушения барабанной перепонки или повреждений полости и структур среднего уха. К. н. с. очевидно в тех случаях, когда в усредненных по частотам речевого диапазона аудиограммах, снятых в условиях воздушной и костной проводимости чистого тона, обнаружена превышающая 10 дБ разница; при этом различение речи остается нормальным.

Сенсорно-невральная глухота

Термин «сенсорно-невральный» указывает на две различные локализации поражений слуховой системы. Сенсорная глухота вызывается повреждением, дегенерацией или нарушением развития волосяных клеток кортиева органа или иной структуры кохлеарного тракта. Невральная глухота вызывается аналогичного рода патологией, локализующейся ближе к центру кохлеарного канала, включая спиральный ганглий, кохлеарное ядро и слуховую часть VIII черепного нерва. Пока в отношении конкретного случая потери слуха не будет окончательно установлена локализация нарушения с помощью специальных диагностических тестов, термин «сенсорно-невральный» используется как перекрывающий оба эти уровня поражения.

Прогрессирующая потеря слуха наблюдается, гл. обр., в процессе старения и обозначается как пресбиокузис. Как показал Дж. Ф. Корсо в своей работе «Стареющие сенсорные системы и восприятие» (Aging sensory systems and perception), пресбиокузис может начаться после 30 лет и повлиять на оба уха примерно одинаково. Мужчины хуже, чем женщины такого же возраста, слышат чистые тона в диапазоне звукового спектра выше 1000 Гц, тогда как женщины хуже слышат частоты ниже 500 Гц. Гацек и Шукнехт (1969) выделили 4 подтипа пресбиокузиса, включающие дегенерацию или нарушения сенсорных или невральных структур раковины либо связанные с этим механические и обменные процессы.

Второй этиологический фактор прогрессирующего снижения слуха — подверженность чрезмерному шуму в течение длительного периода времени, напр., в производственной обстановке. Вызванная шумом потеря слуха затрагивает частоты в области 4000 Гц. Но длительное воздействие шума постепенно углубляет и расширяет «зазубрину» на аудиограмме: снижение слуховой чувствительности прогрессирует и распространяется на частоты речевого диапазона — ниже 4000 Гц. Ухудшается разборчивость речи, что затрудняет ее понимание, особенно в шумной обстановке.

Прогрессирующую сенсорно-невральную одно- или двустороннюю потерю слуха могут вызывать синдром Меньера, сифилис, опухоли VIII черепного нерва и наследственные факторы. Степень ухудшения разборчивости речи зависит от остроты осн. заболевания.

Непрогрессирующая сенсорно-невральная потеря слуха может быть связана с врожденными факторами: краснухой у матери, случаями ранней глухоты в роду, несовместимостью родительской крови, преждевременными родами и ушными инфекциями. Аудиологические тесты обычно обнаруживают двустороннюю потерю слуха и снижение разборчивости речи.

Смешанная глухота имеет кондуктивный и сенсорно-невральный компоненты. Т. обр., повышаются пороги как воздушного, так и костного проведения звука. Обычно этот тип глухоты связан с хроническим средним отитом или отосклерозом. В обоих случаях разборчивость речи может ухудшаться, а снижение слуха прогрессировать.

Оторрея — это истечение жидкости из наружного слухового прохода, что может быть симптомом заболевания уха. Оно может локализоваться в наружном слуховом проходе или в среднем ухе и быть острым или хроническим. Потеря слуха, вызванная острым средним отитом, обычно колеблется от слабой до умеренной по степени, а по типу относится к поражениям звукопроводящего аппарата. При переходе воспаления среднего уха в хроническую стадию, снижение слуха прогрессирует и может достигать значительной выраженности. Если осложнения затрагивают лабиринт, может развиться сочетанное сенсорно-невральное нарушение слуха.

Тиннит

Тиннит — это слышание звуков в голове. При объективном тинните возникающий внутри индивидуума звук может быть услышан сторонним наблюдателем (напр., врачом), при субъективном тинните звук слышен лишь самому пациенту. Тиннит может возникать внезапно или развиваться постепенно, в течение неск. часов или дней, он м. б. постоянным или перемежающимся, односторонним, двусторонним или центральным по локализации. Звук может казаться громким или тихим, высоким или низким по тону. Примеры временных слуховых ощущений: пульсирующее, как удары сердца; постоянное; щелкающее или похожее на ритмичное дыхание. Тиннит — типичный «спутник» сенсорно-невральной потери слуха, но он м. б. связан со мн. др. этиологическими факторами, напр., наружным отитом, воспалением среднего уха, дисфункцией евстахиевой трубы, сосудистыми аномалиями, гипертонией и мышечными спазмами.

См. также Слуховая различительная способность, Локализация звука, Слуховое восприятие, Ухо

Дж. Ф. Корсо

 

Нарушения сна (sleep disorders)

 

Жалобы на качество и количество сна весьма нередки — около 15% взрослого населения испытывают частые и хронические нарушения сна. Преобладающим нарушением сна является бессонница или расстройство засыпания и поддержания сна. Выделяют три разных типа бессонницы; все они включают хронические жалобы на нарушенный сон и усталость в течение дня: а) бессонница начала сна, связанная с затруднениями засыпания; б) бессонница поддержания ночного сна, характеризующаяся частыми пробуждениями; в) бессонница окончания сна, проявляющаяся в раннем пробуждении с неспособностью вернуться ко сну. Эти типы могут наблюдаться изолированно или вместе.

Бессонница обычно определяется по задержке наступления сна более чем на 30 минут, ночным пробуждениям, приводящим к более чем 30-минутному бодрствованию или по общей продолжительности сна менее 6,5 часов. Существуют, однако, проблемы при использовании этих стандартных критериев. Нек-рые люди могут эффективно функционировать при гораздо меньшем, чем средняя продолжительность, времени сна. По мере старения увеличивается время засыпания (особенно у лиц старше 70 лет), снижается общая продолжительность сна, увеличивается количество пробуждений и сокращаются периоды глубокого сна (фазы 3 и 4). Качество и количество сна должны оцениваться индивидуально в контексте хронологического возраста.

Во многих случаях бессонница связана с соматической или психиатрической патологией. Но устранение ее не всегда сопровождается улучшением сна. Кроме того, при значительном числе случаев бессонницы соматические или психиатрические проблемы не выявляются. Здесь предлагались разные варианты этиологии — тревога, «пережевывание мыслей», условный рефлекс и повышенный уровень физиолог. активации.

Чаще всего для лечения бессонницы используются снотворные, такие как бензодиазепины и барбитураты. Нек-рые из этих лекарств вызывают привыкание, др. опасны при их сочетании с алкоголем. При постоянном приеме нарастает толерантность, требуются более высокие дозы для наступления сна. Вдобавок ко всему, постоянный прием снотворных сам по себе может вызвать Н. с. Др. методами лечения бессонницы являются прогрессивная мышечная релаксация, процедуры контроля стимулов и парадоксальная интенция.

Второй осн. категорией Н. с. является расстройство чрезмерной сонливости, представленное чаще всего нарколепсией и апноэ во время сна. Типичные симптомы нарколепсии: а) приступы сна (короткие, непреодолимые эпизоды REM-сна в дневное время); б) катаплексия (короткие периоды мышечной слабости без потери сознания). Нарколепсия является органическим заболеванием Ц. н. с., вероятно, передаваемым по наследству. Для лечения приступов сна используются стимуляторы (напр., амфетамины), для лечения катаплексии — трициклические антидепрессанты.

При апноэ у больного в течение сна дыхание неоднократно останавливается и возобновляется при пробуждении. В рез-те такого сна чел. обычно остается неотдохнувшим и сонным к утру. Апноэ во время сна может рассматриваться как расстройство засыпания или поддержания сна, либо как расстройство чрезмерной сонливости. Жалобы на бессонницу, а также на повышенную сонливость в дневное время могут быть вызваны апноэ во время сна. Причина этого расстройства неизвестна, хотя выявлены корреляции с ожирением, гипертонической болезнью и к.-л. состоянием, сопровождающимся сужением верхних дыхательных путей. Наиболее эффективным методом лечения тяжелого апноэ во время сна является трахеостомия.

Расстройства ритма сна — бодрствования составляют третью категорию Н. с. и включают транзиторные нарушения вследствие длительных авиарейсов и изменений режима сменной работы. Большая проблема — синдром отставленной фазы сна, характеризующийся хронической неспособностью заснуть в желаемое время. Представляется, что наступление и продолжительность сна определяются видоспецифичными биолог. ритмами, и у таких индивидуумов эти ритмы могут десинхронизироваться, вызывая нарушения сна.

Классиф. Н. с. замыкают парасомнии — клинические состояния, возникающие во время сна, при к-рых сами по себе процессы сна не являются патологическими. Примером м. б. сомнамбулизм, при к-ром больной садится в кровати, даже может встать и ходить, не приходя в полное сознание. К др. парасомниям относятся ночной страх, энурез и бруксизм.

См. также Сон, Лечение нарушений сна

С. Г. Фишер

 

Нарциссическая личность (narcissistic personality)

 

В DSM-IV эта личность характеризуется как обладающая раздутым чувством собственной важности. Примечательны склонность выставлять себя напоказ и желание добиться внимания со стороны окружающих и их восхищения. Такой человек уверен, что имеет на это право, что тж является характерной особенностью данного типа личности. Дефицит продуктивности и соц. безответственность субъективно оправдываются хвастливой самонадеянностью, экспансивными фантазиями, поверхностными рационализациями и откровенным обманом. Явный отпор завышенной самооценке может вызвать серьезный срыв в обычно невозмутимом самообладании. Несмотря на внешнюю беззаботность и безразличие, этот человек часто крайне озабочен тем, какое впечатление он производит на окружающих. Критика или провал вызывают холодное презрение либо сильные чувства бешенства, унижения или пустоты.

Хэвелок Эллис впервые придал психол. значение термину «нарциссизм». З. Фрейд внес важный вклад в изучение развития и патологии Н. л.

Авторами более поздних аналитических концепций являются Отто Кернберг и Гейнц Кохут. Согласно характеристике Кернберга, Н. л. обладает «необычной степенью самоотнесенности (self-reference) в своих интеракциях», а тж завышенной потребностью в восхищении, поверхностной эмоциональностью, эксплуатирующими и иногда паразитическими отношениями с окружающими.

В своей формулировке с позиций теории соц. научения, избегающей психоан. концепций, Теодор Миллон представил следующие критерии для комитета по разработке DSM-III. Они послужили основой для операционализации в Руководстве критериев диагностики Н. л.

1. Раздутый Я-образ.

2. Эксплуататорский стиль межличностных отношений.

3. Когнитивная экспансивность.

4. Беззаботный темперамент.

5. Дефицит соц. сознания (social conscience).

См. также Руководство по диагностике и статистической классификации психических расстройств (DSM-IV), Расстройства личности

Т. Миллон

 

Насилие (violence)

 

Изучение Н. было и остается областью, насыщенной полемикой. Даже короткие дискуссии о Н. осложнены не только межличностным и политическим, но и научным подтекстом. Часто высказывается большое беспокойство по поводу широкого распространения Н. в американском об-ве. Большинство дебатов сводится к вопросу об источнике Н. и о том, является ли оно присущим челов. природе или его причины кроются в устройстве об-ва. Частично полемика вращается вокруг вопросов об альтернативных определениях Н. Предприняв изучение Н. и его коррелятов, мы получим разные результаты, зависящие от определения, к-рое приняли.

Законность — второе измерение, по к-рому различаются определения Н. Некоторые определяют Н. только через противозаконное поведение. Это снимает с рассмотрения формы санкционированного Н., к-рые могут встречаться на войне или во время соц. волнений. Другие особо подчеркивают форму действия (более поведенческое определение) и его намерение. Наша совр. правовая система проводит различие между уничтожением людей или имущества вследствие намеренного Н. и ущербом, причиненным по небрежности.

Психол. изучение Н. ограничено двумя главными подходами. Первый связан с предсказанием Н. до его проявления. Прогностический подход заключается в том, что на основе анализа статистических профилей, личностных тестов, паттернов поведения, демографических характеристик и биографических данных дается вероятностная оценка того, что данное лицо или группа лиц может совершить в будущем насильственный акт. Монахан включает в сводку наилучших предикторов Н. следующие факторы: недостаток поддержки от ближайших членов семьи; история Н. в семье; модели насильственного поведения среди сверстников; отсутствие постоянной работы; наличие «добровольных» жертв; доступность оружия; доступность алкоголя; новизна и принятость Н. для конкретного чел. Увеличение длительности периода прогнозирования и разнообразия ситуаций, на к-рые распространяется прогноз, резко снижает точность предсказаний.

Несколько более полемична сфера контрольных процедур, к-рые следуют за прогнозом Н. Методы исправительного воздействия для предотвращения Н. влекут за собой ограничение свободы для лиц с неблагоприятным прогнозом в отношении насильственного поведения. Психология здесь выступала в роли поставщика данных и, иногда, экспертных заключений относительно использования далеко идущих методов контроля. Дискуссия развернулась вокруг того, что использование таких предсказаний для долгосрочного лишения свободы, по всей видимости, не имеет под собой достаточных оснований.

Родственная и недостаточно изученная область Н. касается насильственных действий, к-рые распространены в корпоративном мире. В частности, для нашего об-ва характерен высокий процент случаев изнасилования на рабочем месте и в автомобилях. В области психологии и соц. наук мало известно о таких формах Н. Они были и остаются окутанными политическими соображениями и потому никогда не были предметом систематического исслед.

См. также Агрессия

У. Дэвидсон

 

 

         

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 

     

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

 

Статьи

Все техники и практики 

Музыка для медитаций и расслабления

Вопросы и ответы

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

.

  Твоя Йога Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz