Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.
|
||
Психологическая энциклопедия |
||
Доска бесплатных объявлений. Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!
Наш форум – самый полезный эзотерический форум. Интересно и познавательно. Зайди, задай вопрос или поделись своим мнением! Для нас всё важно. |
Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах (Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
Пищеварительная система (digestive system)
П.
с. объединяет органы, участвующие в процессе разложения проглоченной пищи на
молекулы, к-рые обычно усваиваются организмом. П. с. включает в себя все
отделы желудочно-кишечного тракта — рот, пищевод, желудок, тонкую кишку,
толстую кишку, прямую кишку, анус — и органы, выделяющие хим. соки,
необходимые для пищеварительного процесса: слюнные железы, печень, желчный
пузырь и поджелудочную железу.
Во
рту пища пережевывается до относительно мелких частиц и смешивается со
слюной, содержащей птиалин — фермент, превращающий часть крахмала в сахар.
После прохождения пережеванной пищи по пищеводу и попадания ее в желудок, она
активно смешивается с соляной кислотой и ферментом пепсином. С этого
начинается переваривание (расщепление) белков. Пища, представляющая собой на
этом этапе вязкую жидкость, называется химусом (пищевой кашицей). Когда
размер пищевых частиц и хим. свойства химуса достигают требуемого уровня,
открываются сфинктеры — и химус проходит в тонкую кишку. В тонком кишечнике
сок поджелудочной железы, содержащий ферменты трипсин, амилазу и липазу,
продолжает процесс расщепления частично переваренной пищи. Завершению
пищеварительного процесса в тонком кишечнике способствует дополнительная
секреция желчи, к-рая вырабатывается в печени и накапливается в желчном
пузыре.
Полностью
переваренная пища (питательные вещества) всасывается стенками тонкой кишки и
доставляется по кровеносной системе всем частям организма. Назначение толстой
кишки — накапливать непереваренные отходы и всасывать небольшое количество
воды и минеральных веществ.
Р. М. Стерн
Пищевая депривация (food deprivation)
Сокращение
потребления пищи организмом использовалось психологами и др.
заинтересованными исследователями по просьбе психологов в самых разных
ситуациях. Клинические исслед. неправильного или недостаточного питания людей
тж подходят для рассмотрения психол. эффектов П. д.
Одно
осложнение, возникающее при изучении воздействий П. д. на поведение, состоит
в том, что недостаток пищи часто имеет следствием произвольное ограничение
потребления воды. Известно, что после П. д. крысы одних линий знач. сильнее
снижают потребление воды, чем крысы др. линий. В одном исслед., где
сравнивалось поведение крыс, представленных большим числом линий, потребление
воды после П. д. варьировало от 17 до 95% потребления до депривации.
В
общем, потребление пищи возрастает с увеличением П. д., однако есть
исключения. В одном исслед. крысы, к-рых подкармливали в соответствии с
23-часовым графиком П. д., съедали знач. меньше корма при более длительных
периодах депривации. Однако этот результат мог быть вызван адапт. к
конкретному графику кормления. Между латентным периодом пищевой реакции и
длительностью П. д. имеет место обратная зависимость.
Существует
взаимосвязь между вкусовыми предпочтениями и П. д. (напр. подвергающиеся П.
д. животные съедают больше подслащенного сахарином корма, чем
недепривированные). При этом усиление П. д. у крыс приводит к повышению
толерантности к пище с добавлением хинина.
Угашение
наказываемой реакции с помощью пищевого вознаграждения ухудшается с усилением
П. д. Наказываемая реакция почти полностью подавляется при низких уровнях
депривации, но очень медленно угасает при ее высоких уровнях.
ЭЭГ
во время П. д. характеризуется низкоамплитудным и высокочастотным паттерном
активации. В ЭЭГ насытившихся животных наблюдается знач. больше медленных
волн. Кроме того, в экспериментах с непрерывным подкреплением было
установлено, что во время нажимания животным на педаль автоматической
кормушки частота сердечных сокращений монотонно возрастала с увеличением
продолжительности П. д. до 48 часов.
Пищевая депривация и
долголетие
В
числе переменных, изучаемых в исслед. воздействия П. д. на долголетие, можно
назвать возраст перехода на диету, влияние ограничительной диеты на
возникновение заболеваний, сокращающих срок жизни (в частности рака), а тж
биохимические и физиолог. механизмы, предположительно играющие определенную
роль в увеличении продолжительности жизни. Установлено, что после ограничения
потребления пищи наблюдаются изменения на нейронном уровне. В одном исслед.
было обнаружено, что у крыс, получавших ограниченное питание, не произошло
возрастного сокращения дофаминовых рецепторов в полосатом теле, наблюдаемого
у крыс, к-рых кормили без к.-л. ограничений.
Последствия недоедания на
начальных стадиях развития организма
В
исслед., проводимых на животных, недоедание обычно вызывается путем
каждодневного отделения на нек-рое время детеныша от матери, подкладывания
кормящей самке чрезмерного количества детенышей или сокращения рациона
кормящей самки. Несмотря на различия в методиках, эти исслед. позволяют
сделать ряд общих выводов. Во-первых, недоедание вызывает задержку роста
развивающегося головного мозга, хотя и в знач. меньшей степени по сравнению с
задержкой роста тела (при снижении веса тела на 50% наблюдаемое уменьшение
веса головного мозга составило от 8 до 20%). Во-вторых, в пробах на миелин
срезы головного мозга окрашивается менее равномерно, что свидетельствует о
нарушении процесса миелинизации при недоедании. В-третьих, у крысят, к-рых
сразу после прекращения выкармливания самкой переводили на сокращенный рацион
питания, происходят лишь незначительные изменения размеров и структуры
головного мозга (исслед., проведенные на разных животных, говорят о том, что
наиболее страдающей областью мозга яв-ся мозжечок). Наконец, количество
клеток головного мозга, оцениваемое по изменениям в ДНК, сокращается у
животных, к-рые на ранних этапах жизни получают низкокалорийную, с
недостаточным содержанием белков, пищу.
Реакция
на пищевую реабилитацию в исслед. животных зависит от стадии возрастного
развития, во время к-рой нарушение питания вызывает повреждение. Имеющиеся
данные позволяют предположить, что адекватная реабилитация может смягчать
любые изменения размеров мозга и веса тела в тех случаях, когда П. д.
подвергаются зрелые или почти зрелые животные. В противоположность этому,
недоедание во время определенных «критических периодов» на ранних этапах
развития ограничивает способность животного извлекать пользу из пищевой
реабилитации. В этом случае следствием недоедания яв-ся постоянный дефицит в
весе тела и объеме мозга, количестве и составе мозговых клеток, а тж в
степени миелинизации.
Критические
периоды для воздействия недоедания знач. варьируют у разных биолог. видов,
гл. обр., из-за видовых различий во временном графике развития нервных
структур.
Вследствие
мотивационных и эмоциональных изменений у животных, подвергавшихся недоеданию
на ранних этапах развития, нам неизвестно, отражает ли обычно наблюдаемое в
этих случаях ухудшение научения ослабленную способность или только изменения
исполнения.
Плохо
питавшиеся в раннем возрасте животные обнаруживают чрезмерную реактивность
как на пищу, так и различные стрессоры. Напр. опубликованы данные, согласно
к-рым у крыс, находящихся на открытой площадке, в ответ на громкий шум
снижалась двигательная активность. Электрическое раздражение тормозило
поведение или вызывало более выраженное избегание по сравнению с контрольными
животными. Поведение этого типа наблюдалось тж у подвергавшихся П. д. в
раннем возрасте голубей и макак-резусов.
Что
касается людей, в публикациях сообщалось, по меньшей мере, о двух состояниях,
наступающих после П. д. Пищевой маразм — состояние, известное людям уже много
веков, — вызывается хроническим недополучением пищевых калорий. Маразм может
поражать людей в любом возрасте, хотя его воздействие на рост — как
соматических, так и нервных структур, — существенно больше, когда это
состояние развивается на первом году жизни.
Квашиоркор
(Kwashiorkor) — состояние, распознанное только в XX в., — представляет собой расстройство, вызываемое недостатком
протеина. Возраст, в к-ром оно наступает, колеблется от 1 года до 3 лет.
Психол. изменения у ребенка, страдающего квашиоркором, включают апатию и
раздражительность. Такие дети впадают в сонное состояние, перемежающееся
периодами монотонного плача или эхолалии. Могут наблюдаться стереотипные
действия, раздирание и съедание лоскутов одежды, а тж копрофагия. Анорексия,
тошнота, рвота и понос (диарея) встречаются практически у всех таких больных.
Смертность среди страдающих квашиоркором весьма высока — от 30 до 50%.
На
данный момент невозможно сделать вывод о том, что недостаточное питание на
ранних этапах жизни служит причиной получения сниженных интеллектуальных
показателей в исслед., где наблюдался этот эффект. К числу др. факторов,
к-рые в этих случаях бесспорно способствуют снижению интеллектуальных
показателей, относятся низкий уровень гигиены и мед. помощи в пре- и
постнатальном периодах развития, ограниченный словарный запас родителей и
плохое обращение с детьми.
В
исслед. воздействия голодания на взрослых не было выявлено никаких изменений
в результатах выполнения тестов интеллекта и сенсорного различения. Имело
место неблагоприятное влияние голодания на отношение к тестированию и
инициативность, что, вероятно, сказывалось на снижении произвольной
интеллектуальной деятельности. Испытуемые жаловались на вялость, плохую
концентрацию и недостаток сообразительности.
См.
также Нарушения приема пищи,
Недостаточное/неправильное питание
Б. М. Торн
Планы исследований на одном объекте (single-subject research designs)
П.
и. на о. о. предполагают тщательное изучение одного организма, проводимое
непрерывно или периодически в течение установленного времени. Таким
организмом или объектом изучения (испытуемым, подопытным экземпляром и т. д.)
может выступать отдельное животное или некая молярная единица, такая как
промышленная орг-ция. Есть ситуации, в к-рых разумнее, удобнее, этичнее и/или
дешевле тщательно изучить один или неск. объектов, чем проводить исслед. на
большой выборке. Осн. различие между планами исслед. на группах и на одном
объекте заключается в том, что групповые планы обычно предполагают проведение
одного или всего неск. наблюдений над каждым отдельным объектом, тогда как
планы с одним объектом требуют проведения мн. наблюдений над одним объектом в
течение установленного времени. Те же 3 категории планов, а именно, а)
корреляционные, б) квазиэкспериментальные и в) экспериментальные, к-рые часто
используются для систематизации различных типов групповых планов, можно
применить и для классиф. различных планов с одним объектом.
Корреляционные планы
Корреляционные
планы с одним объектом требуют формирования совокупности показателей,
полученных в течение заданного времени (временной ряд) по изучаемой зависимой
переменной, и, кроме этого, либо серии показателей по нек-рой др. переменной,
полученных в тех же временных точках (сопутствующий ряд), либо регистрации
событий, происходящих в границах временного ряда. Цель последующего анализа —
определить, связаны ли изменения во временном ряду зависимой переменной с
изменениями в сопутствующем ряду или с зарегистрированным появлением событий.
Если связь выявлена (посредством визуального или статистического анализа),
это может привести к гипотезе о том, что изменчивость зависимой переменной во
времени была вызвана сопутствующей переменной. В отличие от
квазиэкспериментальных и экспериментальных планов, корреляционный план не
предполагает эксперим. манипулирования независимой переменной.
Квазиэкспериментальный
план
Квазиэкспериментальный
АБ-план состоит из двух этапов: этапа определения базиса или фона (а) и этапа
эксперим. вмешательства (б). Во время первого этапа собираются данные для
характеристики поведения до вмешательства (воздействия или, по-другому,
обработки). Объем базисных данных, собираемых на первом этапе, зависит от
вида изучаемого поведения, типа объекта (испытуемого), ситуационных
переменных и др. аспектов планируемого эксперимента, однако есть одно
полезное правило — набрать столько данных, сколько нужно для получения четкой
картины стационарности поведения. После сбора базисных данных экспериментатор
производит вмешательство и продолжает сбор данных в течение второго этапа.
Будет ли вмешательство (воздействие, обработка) производиться на протяжении
всего этого этапа или только в самом его начале (кратковременное
воздействие), зависит от природы вмешательства, характера зависимой
переменной и цели исслед. Если во время осуществления вмешательства
изменяются др. условия эксперимента, изменение зависимой переменной на этапе
Б (относительно А) будет носить характер смешанного эффекта. Осн. недостаток
АБ-плана заключается в том, что часто трудно установить, изменилось ли к.-л.
условие, помимо эксперим. вмешательства, в промежутке между этапами А и Б.
Экспериментальные планы
Ниже
описываются 4 эксперим. плана с одним объектом; существуют и другие, но все
они представляют собой незначительные модификации этих базисных вариантов.
Каждый из них обеспечивает большую, чем квазиэкспериментальный АБ-план,
достоверность вывода о том, что именно запланированное вмешательство служит
причиной наблюдаемого изменения во временном ряду данных.
АБА- и АБАБ-планы. Прямое
продолжение АБ-плана дает варианты АБА (базис—вмешательство—базис) и АБАБ
(базис—вмешательство—базис—вмешательство). В литературе по модификации
поведения АБАБ-план часто наз. «реверсивным» («reversal»), т. к.
эксперим. вмешательство резко меняется (на более подходящее или вообще
отменяется) после того, как оно производится в первый раз. Если при
проведении эксперимента по АБА-плану поведение во время второй фазы А
возвращается к уровню, близкому к наблюдавшемуся в первой фазе А, это
увеличивает шансы в пользу вывода, что именно эксперим. вмешательство вызвало
его изменение. Если же поведение оказывается практически тем же самым при
двух базисных условиях, сохраняет соответствие при двух условиях
вмешательства, но обнаруживает явные различия при сравнении базисных условий
с условиями вмешательства, появляются веские доводы в пользу того, что
эксперим. вмешательство является действенным и что эффект был воспроизведен в
самом объекте (испытуемом). Однако с этими планами связано много логических,
этических и практ. проблем. Мн. вмешательства яв-ся одноразовыми
воздействиями, как напр. хирургическая ампутация или обучение конкретному
навыку. После таких воздействий объект (испытуемый) не может вернуться на
предшествовавший вмешательству уровень. Иногда рассчитывают на возвращение
поведения к базисному уровню, но вовсе не потому, что контролируемые условия,
помимо вмешательства, не представленного в фазе А, поддерживают данное
поведение. В др. ситуациях этические соображения оказываются несовместимыми с
требованиями эксперим. плана, напр. вмешательство может изменить поведение,
причиняющее испытуемому вред, и потому недопустимо возвращать его к базисному
уровню. Эти и родственные им проблемы значительно сужают диапазон ситуаций, в
к-рых целесообразно применение АБА- и АБАБ-планов. Др. виды эксперим. планов
с одним объектом позволяют решить большинство этих проблем.
Планы с множественным
базисом. Большинство трудностей, связанных с АБАБ-планами, можно разрешить,
выбрав тот или иной вариант плана с множественным базисом. Этот план пригоден
для широкого разнообразия ситуаций, встречающихся в фундаментальных и
прикладных исслед. В известном смысле, план с множественным базисом есть не
что иное, как совокупность АБ-планов. Собираются данные на двух или более
базисных уровнях (временные ряды) и производится вмешательство, направленное
на первый уровень (временной ряд). Если оказывается, что оно вызывает
смещение именно того временного ряда, на к-рый было направлено, но не вносит
изменений в др. базисные ряды, тогда вмешательство переводится на второй
базисный уровень (временной ряд). Если оно оказывает воздействие на этот ряд,
но не затрагивает остальные ряды, вмешательству подвергается следующий ряд.
Т. о., эксперим. вмешательству подвергается каждый наличный базисный ряд,
однако оно никогда не производится более чем на одном базисе за раз. Т. к. вмешательство
на разных базисных уровнях разнесено во времени, вероятность того, что
какое-то событие, не имеющее отношения к вмешательству, яв-ся причиной
наблюдаемого эффекта на каждом уровне, крайне мала.
По
существу, есть 3 разновидности плана с множественным базисом, каждый из к-рых
отличается природой базиса. В основу множественных базисных уровней могут
быть положены данные, собранные в отношении: а) разных видов поведения
(зависимых переменных) у одного объекта (испытуемого) в одной ситуации; б) одного
вида поведения у одного объекта (испытуемого) в разных ситуациях и в) одного
вида поведения у неск. объектов (испытуемых) в одной ситуации. Проблема,
связанная с использованием вариантов плана с базисными уровнями относительно
множества видов поведения, состоит в том, что эти виды поведения могут
оказаться высоко коррелированными и, как следствие, не будут служить
независимыми источниками информ. об эффектах вмешательства. Аналогичные
проблемы могут тж возникать с базисными уровнями относительно множества
ситуаций или объектов (испытуемых), однако последний вариант не так
чувствителен к этим проблемам, поскольку разные объекты (или разных
испытуемых) часто удается изолировать друг от друга. В общем, планы с
множественным базисом позволяют избежать этической проблемы отмены
эффективного вмешательства, пригодны как для обратимых, так и необратимых
видов вмешательства и поведения, и осуществимы в широком диапазоне условий
исслед.
План с чередующимся
воздействием. Дифференциальные эффекты двух или большего числа факторов можно
изучать при помощи плана с чередующимся воздействием. На первом этапе
собираются данные для получения множественного базиса по одной зависимой
переменной (напр. степени испытываемого огорчения) путем повторных наблюдений
(измерений) поведения одного объекта (испытуемого) в двух или неск. ситуациях
(напр. дома и в школе). На втором этапе одно воздействие осуществляется в
первой ситуации, а другое — во второй ситуации. В каждой ситуации воздействия
чередуются или производятся в случайном порядке в течение времени,
отведенного на реализацию второго этапа плана. Если на этом этапе одно из
воздействий идентифицируется как наиболее эффективное, на третьем этапе
только это воздействие может применяться во всех ситуациях, чтобы подтвердить
его главный эффект. Осн. преимущество плана с чередующимся воздействием
состоит в том, что за короткий период времени можно изучить неск. воздействий
и не обязательно задерживать все воздействия до тех пор, пока будут собраны
данные базисного уровня. Недостаток этого плана в том, что его логика диктует
использование воздействий с очень быстрыми эффектами, к-рые не затягивались
бы настолько, чтобы загрязнять др. воздействия. «Унаследованные» эффекты и
интерференцию многократных воздействий трудно исключить из списка проблем
интерпретации данных, полученных с применением такого плана. Др. его
разновидности связаны с изучением результатов одного воздействия на множество
независимых переменных, а тж включают планы с более сложной структурой, в
к-рых предполагается использование множественных воздействий, множественных
зависимых переменных и/или множества идентичных объектов (испытуемых).
Сравнение планов
исследования на одном объекте и на группах
Решаемая задача. На общем уровне, и
те и др. планы дают ответ на следующий вопрос: имеет ли место эффект
воздействия (обработки, вмешательства)? Различаются же эти два вида планов
тем, как определяется и исследуется искомый «эффект». План с одним объектом
позволяет получить важную информ. о характере изменения во времени, тогда как
межгрупповой план дает оценку величины вмешательства для строго определенной
совокупности объектов (испытуемых).
Можно
привести веский аргумент в пользу того, что сущность процесса воздействия
(обработки) желательно сначала изучить, применяя П. и. на о. о. Если
эффективное вмешательство разрабатывается посредством тщательного изучения
изменений в поведении одного испытуемого, есть все основания предполагать,
что оно будет эффективным и для других, т. к. наилучшая гарантия
воспроизводимости результатов — понимание факторов, воздействующих на
изменение поведения. После того как вмешательство или комплекс воздействий
разработан с использованием планов с одним объектом, часто для доказательства
его эффективности в итоговом исслед. применяют групповой план.
Проблемы сбора данных. Хотя и бывает
желательно пройти весь путь от использования планов с одним объектом для
усовершенствования вмешательства до применения групповых планов с целью
получения его итоговой оценки, выбор плана обычно продиктован реальными условиями
проведения исслед. и характером изучаемых переменных. Реально осуществимым П.
и. на о. о. становится в тех случаях, когда: а) испытуемый (объект) доступен
для многократного наблюдения в течение приемлемого для исследователей времени
и, к тому же, согласен участвовать в исслед.; б) воздействие может
применяться многократно или непрерывно; в) обстановка, в к-рой ведется
наблюдение за испытуемым (объектом) и производится воздействие, остается
относительно постоянной на протяжении всего эксперимента; г) зависимая
переменная позволяет проводить многократное или непрерывное измерение. Есть
много переменных, — как независимых, так и зависимых, — к-рые трудно (или
слишком дорого) применять и измерять многократно. Когда экспериментатору
приходится иметь дело с такими переменными, групповой план может оказаться
единственно возможным выбором. Правда, планам исслед. на группах присущи свои
ограничения. Рандомизированные групповые планы, напр., часто не удается
реализовать из-за невозможности случайного распределения испытуемых по
эксперим. условиям или просто из-за нехватки испытуемых. Когда непрерывное
воздействие и измерение невозможны, но при этом все же можно собрать данные
по неск. периодам воздействия и измерения для неск. испытуемых, целесообразно
использовать групповые планы с повторными измерениями.
Анализ данных. Исторически
сложилось так, что именно групповые планы оказались связанными с
использованием статистического вывода как главного способа анализа данных.
Что касается П. и. на о. о., то они традиционно предполагали использование
визуального анализа данных, представленных в виде графиков. Совр.
вычислительные методы позволяют — в целях упрощения интерпретации —
представить в графической форме данные, полученные даже на очень больших
выборках, и мн. из этих методов тж пригодны для статистического анализа
данных исследования на одном объекте (испытуемом).
См.
также Экспериментальные планы,
Методология (научных) исследований
Б. Хьютема
Поведенческая медицина (behavioral medicine)
П.
м. интегрирует достижения поведенческих и биомедицинских наук, относящиеся к
физ. здоровью и физ. болезням. Она соединяет релевантные разделы таких
поведенческих наук, как психология, эпидемиология, социология и антропология,
с такими биомедицинскими науками, как физиология, эндокринология,
иммунология, фармакология, анатомия, диетология, а тж с отраслями практ.
медицины и здравоохранения, наряду с родственными сферами деятельности:
стоматологией, сестринским обслуживанием, соц. работой и санитарным
просвещением. П. м. включает проведение фундаментальных и прикладных исслед.,
приложение имеющихся в ее распоряжении знаний и методов к профилактике,
диагностике, терапии и реабилитации, а тж оценку эффективности этих
приложений.
В
докладе главного врача гос. службы здравоохранения США «Здоровая нация»
обрисована следующая осн. проблема, решением к-рой должна заняться П. м. В
начале XX в. ведущими причинами смертности были
грипп, пневмония, дифтерит, туберкулез и желудочно-кишечные инфекции. С того
времени ежегодная смертность от этих заболеваний снизилась с 580 до 30 на 100
тыс. населения! В результате этого прогресса осн. причинами смертности стали
болезни, в к-рых важную роль играет поведение: инфаркт миокарда, рак, цирроз
печени, травмы, несчастные случаи, убийства и отравления. Данные, приведенные
в докладе, свидетельствуют о том, что 50% смертности от 10 важнейших ее
причин в США обусловлены образом жизни. Вывод из этого: главная возможность
дальнейшего улучшения здоровья — изменение нездорового поведения.
Стойкие типы нездорового
поведения
Курение
— один из существенных, вредных для здоровья факторов образа жизни. Данные
многочисленных исслед. однозначно указывают на то, что курение сигарет яв-ся
этиологическим фактором в сердечно-сосудистой патологии, рака полости рта,
легких и пищевода, а тж таких легочных заболеваний, как эмфизема, бронхит,
хроническая обструктивная болезнь легких. Патогенный эффект зависит от дозы,
риск снижает прекращение курения. Эксперименты на неск. различных видах
животных доказывают, что сигаретный дым вызывает рак легких и др. органов.
Установлено, что первичным подкреплением курения яв-ся никотин, поскольку
большинство людей не испытывает удовлетворения от табака без никотина, даже
если он содержит все др. компоненты табачного дыма. При снижении содержания
никотина в дыме большинство людей меняет свой стиль курения, вдыхая больше,
докуривая каждую сигарету до фильтра и/или потребляя большее количество
сигарет, с тем чтобы поддержать первоначальную дозу никотина. Это может
сделать сигареты с низким содержанием никотина скорее вредными, чем
полезными. Симптомы отмены и трудности, испытываемые мн. людьми при попытке
бросить курить, указывают на то, что никотин вызывает зависимость.
В
США бросить курить на какое-то время пытались 60% постоянных курильщиков и еще
30% хотели бы бросить курить. Но лишь одному из десяти, пытающихся бросить,
удается сделать это не только на короткое время. Хотя различные
антиникотиновые клиники достигают в 70% случаев кратковременного успеха,
процент случаев длительного отказа от курения в этой, возможно специфической
группе населения, не выше, чем среди тех, кто бросает курить без посторонней
помощи. Причинами рецидивов, в первую очередь, становятся отрицательные
эмоции (напр. гнев) или фрустрация, и одна-две сигареты могут повлечь за
собой возобновление постоянного курения.
Чрезвычайная
трудность постоянного отказа от курения заставила исследователей
сконцентрировать усилия на понимании факторов, побуждающих детей начать
курить, и на создании профилактических программ, опирающихся на результаты
исслед. таких факторов. Такие программы активно вовлекают молодежь в развитие
стратегий противодействия влияниям сверстников, взрослых и СМИ.
Злоупотребление
алкоголем ведет к циррозу печени, панкреатиту, неск. типам рака, несчастным
случаям, убийствам, пожарам и производственным потерям. Исслед. показали, что
генетические, культурные и иные психосоциальные факторы содействуют
алкоголизму, хотя нам еще многое предстоит узнать о более специфических
деталях. Несмотря на то что различные терапевтические программы оказались
успешными для нек-рых людей, средний процент случаев долговременного успеха
обескураживающе низок — факт, свидетельствующий о крайней важности
профилактики.
Питание
тж может сказываться на здоровье. Нервная анорексия, экстремальная форма
добровольного голодания, наблюдаемая преим. у молодых девушек, может быть
чрезвычайно опасной для здоровья и оказывается причиной смерти в значительном
числе случаев. Несбалансированная, бедная белками, витаминами или важными
элементами диета тж очень вредна. Более крупной национальной проблемой яв-ся,
однако, ожирение. При весе на 20—30% выше нормы смертность оказывается на
20—40% выше, чем у людей с нормальным весом, а при превышении веса на 50— 60%
смертность увеличивается на 150—250% по сравнению с нормой. Ожирение повышает
риск развития гипертонии, диабета и сердечных заболеваний, осложняет
хирургические вмешательства; снижение веса может стать значимым фактором в
лечении нек-рых случаев гипертонии и диабета.
Т.
к. случаи ожирения чаше встречаются среди представителей обеспеченных слоев
об-ва по сравнению с менее зажиточными, возможно, что ожирение зависит в
определенной степени от соц. окружения; есть тж данные о значимости
наследственных факторов. Широкий спектр терапевтических вмешательств — от
психоан. до поведенческой терапии — могут помочь нек-рым лицам вернуться к
нормальному весу. Но, как в случаях курения и алкоголизма, процент рецидивов
для большинства пациентов обескураживающе высок. Проблема ожирения дает
хорошую возможность исслед. сравнительной эффективности лечения в силу
объективного измерения достигаемого результата.
Поведение
типа А было охарактеризовано как
энергичное, соревновательное, нетерпеливое и враждебное. Исслед. лиц с этим
типом поведения показали, что у них примерно в 2,5 раза выше риск инфаркта
миокарда по сравнению с теми, у кого отсутствуют такие черты поведения (тип В).
Несоблюдение
мед. предписаний представляет собой еще одну проблему. Следование
рекомендациям врача позволило бы легко избавиться от известных вредных
привычек. Но во мн. случаях следование советам врача означает отказ от
немедленного получения удовлетворения, какое-то непосредственное неудобство
или лишнее усилие для достижения большего, но более отдаленного
удовлетворения или для избежания опасных, но отдаленных последствий.
Преобладание краткосрочных результатов над долговременными свидетельствует о
несоблюдении мед. предписаний. Показано, что от трети до половины больных не
принимает прописанных лекарств. Изучавшие эту проблему психологи нашли, что в
ряде случаев адекватное объяснение причин назначенного лечения может помочь,
но часто этого недостаточно.
Эффекты эмоционального
стресса и других психосоциальных факторов
Эпидемиологические,
клинические, социологические и психол. исслед. показали, что условия, к-рые
можно широко обозначить как стрессовые, повышают вероятность последствий,
нежелательных с мед. т. зр. Среди мн. изученных условий — быстрые соц.
перемены, соц. дезорганизация, миграция в радикально отличающуюся среду,
бомбежки и катастрофы, потеря спутника жизни, гиперстимуляция, однообразие (и
связанная с ним скука) и недостаток контроля над важными аспектами работы или
окружающей среды. Исходя из специфического стрессора невозможно
прогнозировать специфическую психосоматическую реакцию. Типичным результатом
яв-ся повышенный риск широкого спектра расстройств: внезапной остановки
сердца, инфаркта миокарда, гипертонии, инсульта, диабета, желудочно-кишечных
заболеваний, множественного склероза, туберкулеза, гриппа, воспаления легких,
головных болей и бессонницы.
Часто
стрессовые условия, оказывающие роковое воздействие на нек-рых людей, могут
иметь незначительный эффект или вовсе не замечаться другими. Нек-рые из этих
индивидуальных различий яв-ся, вероятно, врожденными, но другие зависят от
психосоциальных факторов, напр. от того, как человек воспринимает угрозу и
какие виды совладающего поведения он использует. Совладание (копинг) и его
последствия изучались у пациентов, перенесших значительный стресс: паралич
вследствие повреждения позвоночника, тяжелые ожоги, хирургическое
вмешательство на открытом сердце и рак.
Экспериментальное
подтверждение. Хотя полученные в вышеупомянутых исслед. данные выглядят впечатляюще,
мн. из них можно истолковывать по-разному. Напр. по меньшей мере в 20-ти
исслед. сообщается о том, что у людей, живущих в стабильных, относительно
простых об-вах, регистрируется необычно низкое и не повышающееся с возрастом
АД. Когда же люди с этим генетическим задатком перемещаются в радикально иную
среду, у них наблюдается повышение давления, нарастающее с возрастом. Хотя
эти результаты свидетельствуют о роли нек-рых факторов окружающей среды
(одним из них, вероятно, является повышение стресса), трудно исключить и
такие объяснения, как снижение физ. нагрузки или повышение соли и жиров в
структуре питания.
Альтернативные
интерпретации могут быть исключены путем проведения строго контролируемых
экспериментов. Напр. было показано, что если мышей, выросших изолированно
друг от друга, поместить вместе в клетку с узкими проходами, чтобы создать
условия для частых конфликтов, у них повышается АД, причем это происходит
стадиально, а порядок стадий, по-видимому, аналогичен таковому при развитии
эссенциальной гипертонии у человека. Они преждевременно умирают от инсультов,
патологии почек и различной сердечно-сосудистой патологии, связанной с
гипертонией. Если же поместить в эту клетку мышей, к-рые выросли вместе, они
создают устойчивую соц. орг-цию с гораздо меньшим числом конфликтов, не
страдают гипертонией и не умирают преждевременно.
Во
мн. др. экспериментах было показано, что стрессовые условия снижают
эффективность иммунной системы, измеряемую как прямыми, так и косвенными
методами, напр. по сопротивлению экспериментально занесенным инфекциям или
имплантированным опухолям. Последние эффекты в особенности сложны и еще не до
конца изучены; в нек-рых случаях стресс может оказывать противоположный
эффект, улучшая деятельность иммунной системы.
Механизмы влияния мозга на
тело. Давно известно, что мозг и его нейрогуморальные системы контролируют
такие жизненно важные функции, как дыхание, сердечный ритм, АД, кровоток,
температуру, пищеварение, моторику кишечника и водно-солевой обмен.
Имеется
все больше подтверждений тому, что функции низших центров мозга могут
управляться функциями его высших центров, причем в значительной степени.
Напр., когда у эмоционально спокойного животного повышается АД, стимуляция
барорецепторов в сонной артерии вызывает рефлекс замедления сокращений сердца
и расширения артериол, что возвращает АД к норме. Но в состоянии страха или
ярости сигналы из высших центров тормозят эти рефлексы, что делает возможным
продолжение повышения давления. Кроме своего значения для П. м., такие
результаты означают, что рефлекторные пути в НС не могут быть поняты без
учета поведенческого состояния организма.
Давно
известно, что психол. факторы оказывают сильное воздействие на восприятие
боли. При лечении внушаемых пациентов погружение в состояние глубокого
гипноза использовалось вместо общей анестезии в большой хирургии. Легко
наблюдаемые поведенческие и физиолог. реакции, к-рые очень голодная собака
демонстрирует на болевой раздражитель, можно устранить, если такой
раздражитель сделать сигналом к приему пищи. Этот эффект назв.
контробусловливанием. Когда после длительного пребывания на передовой тяжело
раненого солдата эвакуируют в тыл, что воспринимается им как первый шаг к
возвращению домой, он может не чувствовать сильной боли и не требовать
морфина в отличие от гражд. лица с аналогичным повреждением, для к-рого оно
означает серьезные проблемы, а не счастливое избавление от грозящей смерти.
Эти феномены могут объясняться наличием давно установленных проводящих путей,
проходя по к-рым нервные сигналы тормозят боль. Эти пути связаны с
механизмами высвобождения опиатоподобных пептидов, действие к-рых яв-ся
промежуточным между кратковременными эффектами нейромедиаторов и
долговременными — гормонов.
Показано,
что массивные разряды из симпатической НС, происходящие, напр., при сильном
испуге, вызывают в поврежденном сердце фибрилляцию и, т. о., внезапную смерть.
Обнаружено, что у нек-рых клеток иммунной системы имеются рецепторы для
взаимодействия с различными гормонами и пептидами, контролируемыми мозгом и
высвобождающимися при эмоциональном стрессе.
Влияние стресса через
поведение. Др. эффектом стрессовых ситуаций, в особенности если они
неподконтрольны, яв-ся депрессия. Слабая подавленность или депрессия могут
вызвать пренебрежение личной гигиеной, питанием и др. формами необходимой
заботы о себе. Тяжелая депрессия может вызвать опасное для здоровья пренебрежение
заботой о себе или откровенно губительное поведение, включ. самоубийство. В
добавление к этим поведенческим факторам, возможно, существуют пока еще плохо
изученные физиолог. неблагоприятные эффекты депрессии и отчаяния и, наоборот,
благоприятные эффекты сильной воли к жизни.
Психологические проблемы,
создаваемые травмами, болезнями и старением
Еще
один аспект П. м. — изучение психол. проблем, вызванных травмой или болезнью.
Травмы или болезни приводят нек-рых больных в состояние сильного стресса или
депрессии, сопровождающееся дополнительными неблагоприятными физиолог. и
поведенческими эффектами, к-рые могут еще более усугубить их болезненное
состояние, что ведет к дальнейшему усилению стресса и отчаяния, и т. д. — по
механизму непрерывно раскручивающейся спирали по нисходящей. Это чаще всего
происходит в случаях травмы или хронической болезни, первичные эффекты к-рых
не нейтрализуются быстро процессом естественного исцеления. И напротив, если
у павшего духом пациента могут быть мобилизованы душевные силы для совладания
со стрессом и лучшей заботы о себе, он может вступить на поднимающуюся
спираль, оптимально используя свой остаточный потенциал. К состояниям,
создающим серьезные эмоциональные и поведенческие проблемы для пациентов,
относятся: паралич вследствие повреждения позвоночника высокого уровня,
инвалидизирующие травмы, тяжелые ожоги, диагноз рака, ожидание большой
хирургической операции, сердечный приступ, гемодиализ в связи с почечной
недостаточностью, эпилепсия, гемофилия и диабет. Такие состояния, особенно в
детстве, могут вызвать тяжелые состояния тревоги, чувства стигматизации и
необходимости соблюдения неудобных и аверсивных лечебных режимов. Поздний
возраст может вызывать разнообразные проблемы приспособления к радикально
изменившимся условиям жизни. У пожилых людей чувство слабости может вызывать
депрессию, или симптомы депрессии могут быть ошибочно приняты за проявления
сенильности. П. м. вносит все возрастающий вклад в решение этих проблем.
Терапия и реабилитация
В
качестве прикладного аспекта физ. медицины важным достижением стала разраб.
поведенческих методик, полезных для терапии и реабилитации. Привлекательной
особенностью мн. из них яв-ся то, что они не предполагают каких-то
обязательных процедур с пациентами, а состоят в обучении пациентов делать
что-либо для своей пользы.
Принимая
во внимание влияние стрессовых состояний на здоровье и признавая болезнь
сильным стрессором, нетрудно понять, почему утешение и поддержка больных
всегда были важной задачей иск-ва медицины. Однако, по мере развития
эффективных лечебных технологий, физ. медицина все более пренебрегала этой
важнейшей, но отнимающей много времени функцией, создавая потребность в
соотв. службах и специалистах П. м. Во мн. случаях обращения к врачу, за
соматическими жалобами стоят соц. и эмоциональные проблемы. Так, было
установлено, что предоставление адекватных форм сокращенной психотер. может
существенно уменьшить общий объем работы в клинике.
Мн.
формы психол. терапии оказались полезными в клинике. Общее эклектическое
осмысление теории научения, когнитивных процессов, психодинамики, соц.
факторов и специфических мед. аспектов состояний, к-рые подлежат лечению,
яв-ся полезным и часто существенным фоном для применения тех или иных
конкретных поведенческих методик. Ниже описываются 3 осн. подхода —
поведенческая терапия, обучение релаксации и биологическая обратная связь,
к-рые ни в коем случае не исчерпывают всех возможностей П. м.
Поведенческая терапия. Поведенческая
терапия использует для модификации поведения ряд экспериментально
установленных законов научения и клинически проверенных методик. Главная идея
приложений теории научения к физ. медицине состоит в том, что если
болезненное поведение подкрепляется сильнее, чем здоровое, оно будет
сохраняться и после исчезновения органической причины заболевания. Мощным
видом подкрепления такого поведения яв-ся сочувствие и внимание членов семьи
и медперсонала, освобождение от неприятных обязанностей и режимов, пенсия по
инвалидности, обезболивающие и снотворные лекарства. Простейший тип
болезненного поведения, обычно подкрепляемого таким способом, включает такие
сигналы страдания, как стоны, ограничение физ. активности, просьбы
обезболивающих лекарств, крайняя зависимость, утомляемость, слабость,
головные боли, головокружение и др. разнообразные жалобы, не имеющие под
собой органической основы или несоразмерные результатам объективного
обследования. В результате пациент не использует свои потенциальные
возможности. Поведенческая терапия показана в тех случаях, когда адекватная
органическая причина болезненного поведения отсутствует, тогда как его
сильное подкрепление, наоборот, присутствует. Целью ее яв-ся устранение этого
подкрепления и обеспечение подкрепления здорового поведения, сначала в
клинической обстановке, а затем и в обычной жизненной среде пациента.
Поведенческая
терапия оказалась полезной в разных клиниках. Одним из наиболее ранних и
наиболее исследованных подходов было лечение болевого синдрома без
сопутствующей органической основы. Она тж использовалась для обучения больных
контролировать такие различные симптомы, как рвота и энурез, для минимизации
беспомощности пациентов со сниженной способностью справляться с повседневными
делами в результате физ. болезни или травмы, и чтобы помочь пожилым людям
добиться большей независимости. Она помогала пациентам приспособиться к
лечебным режимам, напр. к приему прописанных лекарств, включиться в физ.
упражнения для развития атрофированных мышц и участвовать в др. формах физ.
терапии. Патологическая боязнь таких мед. процедур, как взятие крови,
инъекции, гемодиализ и стоматологические процедуры, устранялась обучением
релаксации с последующим поэтапным приближением пациента к вызывающий страх
процедуре в комбинации с демонстрацией врачом др. пациентов в качестве
спокойных моделей. Приведенные примеры далеко не исчерпывают разнообразных
возможностей использования поведенческой терапии.
Обучение релаксации. Методика обучения
релаксации была разработана Джейкобсоном в 30-х гг. Он обучал пациентов тому,
как последовательно напрягать и расслаблять группы мышц и сосредоточиваться
при этом на ощущениях, вызываемых релаксацией. Пациенты должны были учиться
расслабляться все больше и больше. К этой процедуре впоследствии добавились
такие приемы, как концентрация на релаксирующих образах, монотонное
повторение слова, равномерное глубокое дыхание и пассивная концентрация на
вызываемых ощущениях тепла и тяжести. Пациенты получают задания для домашней
тренировки, часто с использованием инструктирующей аудиозаписи. При этом вне
клиники фиксируются повседневные раздражители (ожидание красного света на
светофоре, телефонный звонок), вызывающие внутреннее напряжение и
используемые затем в качестве мишеней для тренировки быстрой релаксации. У
мн. пациентов такие процедуры снижают стресс, как и его гормональные и др.
физиолог. индикаторы. У нек-рых больных, однако, глубокая релаксация вызывает
чувство дезориентации, потери самоконтроля или пугающие образы — эффекты,
к-рые должны сниматься более традиционными психотерапевтическими методами.
Ибо можно быть полностью расслабленным и, в то же время, панически бояться
чего-то.
Осознанное
практикование релаксации помогает пациентам с различными расстройствами:
болезнью Рейно (болезненное сужение сосудов пальцев при воздействии стресса
или холода), астмой и сердечными аритмиями. Релаксация яв-ся полезным
компонентом естественных родов.
Биологическая обратная
связь. Биологическая обратная связь требует использования измерительных
приборов для предоставления пациентам и их врачам информ. (т. е., обратной
связи) о том, что происходит в организме. Она показана в случаях, когда: а)
желательное с т. зр. терапии направление изменения достаточно очевидно; б)
реакция, вызывающая такое изменение, может быть освоена пациентом; в)
реакция, вызывающая это изменение, тормозилась ошибочным представлением
больного о ее недоступности или неприемлемости и г) непрерывный контроль
процесса может дать больше полезной для лечения информ.
Мн.
больным, достигшим предельного улучшения с помощью методов традиционной физ.
терапии (относящихся, собственно говоря, к методам поведенческого лечения),
удается помочь добиться существенного улучшения с помощью биологической
обратной связи. Когда обучение, сопровождаемое биологической обратной связью,
дает возможность достаточно юным пациентам или детям с последствиями родовой
травмы, до этого фактически беспомощным, самостоятельно есть и одеваться, а
позднее — работать и содержать себя, совокупная экономия расходов в
результате сокращения объема их мед. и соц. обслуживания за период средней
продолжительности жизни делает этот недешевый метод лечения экономически
крайне выгодным.
Биологическая
обратная связь хорошо зарекомендовала себя в лечении целого ряда др.
состояний, таких как недержание кала, лекарственно-устойчивая эпилепсия и
боли, вызванные нарушением кровотока в нижних конечностях. Благодаря
достижениям микроэлектронной технологии, в нашем распоряжении оказываются
миниатюрные измерительные устройства, позволяющие проводить более широкий
терапевтический тренинг в домашних условиях, а тж идентификацию особо
стрессовых для конкретного больного ситуаций в качестве первого шага на пути
к совладанию с ними.
См.
также Акупунктура, А-тип личности,
Модификация поведения, Биологическая обратная связь, Эндорфины/энкефалины,
Службы системы здравоохранения, Психология здоровья, Целостное здоровье,
Мышечная релаксация, Психофизиология, Психосоматические расстройства,
Реабилитация, Социопсихофизиология, Контроль веса
Н. Миллер
Поведенческая терапия:
проблемы и вопросы (behavior therapy: problems and issues)
П.
т. яв-ся все более принимаемой частью психиатрического здравоохранения,
приносящей с собой поток профессиональных вопросов, касающихся клинических
стратегий, подготовки специалистов, лицензирования, методологии, юридической
ответственности и ограничений, а тж массу проблем, возникающих в повседневной
практ. деятельности.
Поведенческие
процедуры восходят к античности. Новым является их систематическое применение
и формулирование принципов с позиций научной методологии. Эту методологию
отличают следующие признаки: объективность, квантификация, воспроизводимость,
валидизация, проверка гипотез, опора на объективные результаты и разум вместо
обращения к авторитетам и обязательность научного анализа возможных
альтернативных объяснений.
Для
кого-то из приверженцев П. т. концептуальной основой служит павловская теория
условных рефлексов, к-рая нашла воплощение в таких практ. методиках, как
аверсивная терапия и систематическая десенсибилизация. Другие находятся под
влиянием скиннеровской теории оперантного научения и эмпирического анализа
поведения, ведущих к формированию реакций методом последовательного
приближения, жетонной системы и т. д. А для кого-то еще уникальность П. т.
заключается в ее акценте на применении эксперим. методологии к индивидуальным
случаям. У сторонников теории соц. научения принципы моделирования и
обусловливания включены в схему эффективного поведения, учитывающую
согласованные взаимовлияния индивидуума и среды.
Нек-рые
поведенческие терапевты принимают теории черт, нек-рые — нет. Для одних все
заключено в окружающей среде, для других главную роль играют физиолог. и
конституциональные факторы. Нек-рые рассматривают П. т. по большей части как
упражнение в самопознании и самореализации, но для других самоконтроль является
бредовым заблуждением. Для этой последней группы понятия Я не существует;
ведущим принципом является радикальный или метафизический бихевиоризм с
полным отрицанием вмешательства к.-л. промежуточных переменных между стимулом
и реакцией. Для нек-рых поведенческих терапевтов результатов достаточно и
теория не очень или совсем не важна; для других теория яв-ся важнейшим
условием дальнейшего развития П. т.
Большинство
сторонников П. т. разделяют ряд установок, дополняющих методологию
бихевиоризма либо вытекающих из нее. К ним относятся: фокус на текущих, а не
на прошлых детерминантах поведения; акцент на изменении открытого, внешнего
поведения как главном критерии оценки лечения; описание терапии в объективных
терминах, чтобы сделать возможным воспроизведение; опора на фундаментальные
исслед. как источник гипотез о лечении и видах вмешательства; специфичность в
определении, лечении и оценке результатов у целевых групп больных.
Определение
П. т., предварительно принятое Ассоц. за развитие поведенческой терапии (Association for Advancement of Behavior Therapy) в начале 70-х гг.,
звучало следующим образом:
«П.
т. заключается, прежде всего, в приложении принципов и закономерностей,
установленных на основе исследований в экспериментальной и соц. психол., к
практике облегчения страдания человека и повышения уровня его
функционирования. П. т. включает систематическую оценку эффективности этих
практ. приложений. П. т. предполагает изменение окружающей среды и соц.
взаимодействия, а не прямое изменение соматических процессов биолог.
процедурами. Осн. цель — педагогическая. Используемые методики способствуют
улучшению самоконтроля. При проведении П. т. между терапевтом и пациентом
заключается соглашение, в к-ром точно определяются взаимно приемлемые цели и
процедуры. Ответственные практ. работники, занимающиеся П. т.,
руководствуются общепринятыми принятыми принципами».
П.
т. начали применять в 50-е гг. Ее первое десятилетие было отмечено выработкой
идеологии и спорами, второе — консолидацией и третье — разработкой сложной
методологии, новых концептуальных моделей и поиском новых горизонтов. Эти
события связаны с растущим признанием внутренних процессов (т. н. когнитивная
революция), расширением междисциплинарного сотрудничества и диалогом с
общественностью. В силу тенденций роста этой области, вследствие чего П. т.
не представляет собой единой системы с ограниченным набором предписанных
процедур, в ней возникают концептуальные проблемы и спорные вопросы.
Стимульно-реактивная
теория научения и принципы обусловливания в поведенческой терапии
Накапливается
все больше подтверждений тому, что П. т. не придерживается твердо каких-то
определенных теорий и принципов обусловливания. Понятие обусловливания лишено
точного значения. Разграничение классического и оперантного обусловливания
остается противоречивым. Отношения между обусловливанием в лаборатории,
клинике и повседневной жизни сложны и допускают разнообразные интерпретации.
До сих пор не доказано существование общего фактора обусловливаемости, хотя
он служит имплицитной предпосылкой большей части методов П. т. Ни
классическое обусловливание, ни оперантное обусловливание, ни прикладной
анализ поведения не в состоянии адекватно объяснить многосложность
невротических картин. Попытки обновить теорию обусловливания на основе признания
роли познания, субъективного опыта или паттернов взаимодействия реакций
скорее осложняют, чем проясняют вопрос. Т. о., обоснованность обусловливания
как объяснительного понятия П. т. вызывает, в лучшем случае, сомнение.
Даже
если принять без всяких доказательств, что П. т. базируется на теориях
научения, до сих пор нет согласия в том, какие именно теории или принципы
научения соответствуют этому виду терапии. Не решен вопрос о том, адекватно
ли применение господствующих концепций обусловливания для объяснения скрытых,
внутренне регулируемых процессов. В ряде случаев предлагалось расширить
теорет. основы П. т. за счет включения знаний, заимствованных из соц.
психол., физиологии и социологии, чтобы не ограничиваться исключительно
рамками теории научения, сводящегося к выработке условных связей. Это
означало бы радикальное изменение нек-рых предпосылок П. т.
Объединяющим
фактором в П. т. обычно считается ее происхождение из экспериментально
установленных процедур и принципов, соответствующих типичной методологии
науки о поведении. К сожалению, многое в П. т. опирается на ограниченные
научные доказательства. П. т. в лучшем случае основана на эмпирическом
подтверждении, а не на выводах из теории, иногда же — на чем-то, мало
превосходящем обычные представления практикующего врача, полученные из
клинического опыта. Сван и Мак Доналд нашли, что П. т. в том виде, как она
действительно проводится, не всегда соответствует теориям и принципам, о
к-рых заявляют занимающиеся ею практики.
Роль когнитивных факторов
в поведенческой терапии
Ранние
поведенческие терапевты решительно отвергали все формы когнитивного влияния,
возможно ради желания избавиться от всего, что имеет привкус ментализма. В
течение двух десятилетий эта ситуация изменилась кардинальным образом, так
что П. т. в 80-е гг. испытала муки обновления в т. н. «когнитивной
революции». Переоценка роли процессов и продуктов познания вызвала
значительные разногласия и споры в рядах поведенческих терапевтов. Для
нек-рых из них когнитивные процессы и продукты яв-ся не элементами поведения,
а гипотетическими конструктами, используемыми для объяснения отношений между
окружающей средой и поведением. Для других когнитивные факторы представляют
собой неотъемлемый компонент П. т., к-рый должен получить объяснение либо на
основе какой-то известной формы обусловливания, либо на основе введения не
сформулированного еще дополнительного теорет. понятия.
Отношения
между когнитивными факторами и поведением остаются все еще недостаточно ясными.
Все виды терапии, вероятно, яв-ся одновременно когнитивными и поведенческими
в той или иной степени. Большую ясность сможет внести лишь дальнейшее
развитие адекватной технологии комплексного исслед. связей мозга, поведения и
познания.
В
действительности все совр. процедуры П. т. предполагают какое-то когнитивное
воздействие. Большинство поведенческих терапевтов отвергает радикальный или
метафизический подход в пользу той или иной формы методологического
бихевиоризма. Более адекватно рассматривать совр. поведенческих терапевтов
как ориентирующихся скорее на наблюдаемое поведение, а не на теорию
бихевиоризма. Тем не менее, дебаты по поводу бихевиоризма в П. т. далеко не
утихли и вопрос о том, что яв-ся и что не яв-ся в ней философски
обоснованным, остается предметом живейших споров.
Некоторые
специалисты, признавая невозможность философского или концептуального
объединения психоан. и П. т., тем не менее настаивают на возможности и
желательности какой-то формы взаимодействия этих направлений на уровне практики.
См.
также Бихевиоризм, Модификация
поведения, Классическое обусловливание, Когнитивные терапии, Оперантное
обусловливание
С. М. Фрэнкс
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
|
***
Метафизические (психологические) ***
Метафизические (психологические) ***
***
Как ослабить или снять, влияние стресса? ***
***
***
Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!
|
Музыка для медитаций и расслабления Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"
|
Рассказы, сказки, стихотворения.
. |
|
|