Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.
|
||
Психологическая энциклопедия |
||
Доска бесплатных объявлений. Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!
Наш форум – самый полезный эзотерический форум. Интересно и познавательно. Зайди, задай вопрос или поделись своим мнением! Для нас всё важно. |
Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах (Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
Процессы поиска и извлечения
информации из памяти (memory retrieval processes)
Воспроизведение
яв-ся повторным восстановлением информ., сохраненной в памяти. Обычно оно
состоит из реконструкции подобной информ. в сознании, хотя нек-рые аспекты
хранящегося в памяти материала могут быть воспроизведены и использованы без
осознания, феномен, известный как скрытая (имплицитная) память. В данной
статье обсуждается осознанное воспроизведение информ.
Узнавание и вспоминание
Говоря
о поиске и извлечении информ. из памяти, рассмотрим факторы, влияющие на
степень доступности закодированной и сохраненной информ. Одной из перспектив
яв-ся способ поиска и извлечения информ. Напр., когда поиск информ. в памяти
происходит в форме узнавания, индивидууму необходимо всего лишь распознать
материал, к-рый до этого был выучен или с к-рым он ранее встречался. Узнающая
память используется для того, чтобы дать ответ на вопрос теста с
множественным выбором, чтобы заметить знакомое лицо в толпе, или для того,
чтобы узнать в музее картину, виденную в учебнике.
Др.
формой поиска яв-ся вспоминание. Оно, напр., используется при ответах на
вопросы теста, требующих заполнения пропусков, при повторении по памяти
выученного ранее стихотворения и при рассказе о проведенном отпуске.
Признаки информационного
поиска
Важным
фактором поиска информ. в памяти яв-ся наличие признаков (ориентиров,
подсказок) поиска (retrieval cues), или
ассоциативных связей, ведущих к информ., требующей вспоминания (т. е.
извлечения из памяти). Одна из перспектив, в к-рой можно рассматривать
различия между узнаванием и вспоминанием касается того, в какой степени
каждый из этих способов предоставляет признаки поиска. В целом, вопросы
теста, предлагающие кому-либо вспомнить информ., предоставляют меньше
признаков для се поиска в памяти, чем вопросы с множественным выбором, в
к-рых дается неск. альтернативных ответов.
Контекстные признаки
поиска. Информ., усвоенная в определенном окружении, более точно
вспоминается, когда индивидуум находится в такой же окружающей среде,
независимо от того яв-ся ли учеб. контекстом комната, детская кроватка или
некто в костюме аквалангиста на глубине 10 футов под водой.
Внутренние состояния как
признаки поиска. Признаки поиска информ. в памяти могут обеспечиваться внутренними
состояниями, имевшими место при первоначальной кодировке материала, —
феномен, известный как зависящая от состояния память (state-dependent memory). Факты
говорят о том, что самые различные внутренние состояния могут выполнять
функции таких признаков. Обнаружено, что поиск информ. в памяти происходит
успешнее, когда человек находится в том же настроении во время вспоминания,
что и в тот момент, когда материал кодировался в памяти, хотя эти результаты
и не всегда воспроизводимы. Как ни странно, феномен зависящей от состояния
памяти обнаруживается тж при наркотических состояниях, хотя это не означает, что информ. лучше заучивать
под влиянием наркотиков.
Одна
из интерпретаций заключается в том, что в процессе первичного кодирования
информ. она связывается с сетью стимулов, составляющих внешнее окружение или
внутреннее состояние. Когда эта сеть активизируется благодаря возвращению в
ту же самую среду или психол. состояние, она обеспечивает средства доступа к
ранее выученному материалу. Простого припоминания исходной обстановки
обучения без реального возвращения в нее уже достаточно для демонстрации
улучшенного поиска и извлечения информ. из памяти.
Иногда
признаки, вводимые во время поиска, могут повлиять на извлекаемую из памяти
информ. Рассмотрим случай, в к-ром некто был очевидцем происшествия и был
вызван для дачи показаний. Дача показаний очевидцами часто яв-ся убедительной
для присяжных, и правдоподобно предположить, что очевидцы могут дать точный
отчет об увиденном. Тем не менее, информ., содержащаяся в вопросах адвоката,
может действовать в качестве признака, изменяющего воспоминания очевидцев.
Оценки испытуемыми скорости автомобиля в ходе происшествия, снятого на
пленку, были выше, если такие вопросы включали слово врезавшийся, а не слово столкнувшийся.
Сбои в процессах поиска и
извлечения информации из памяти
Многое
стало известно о процессах поиска и извлечения информ. благодаря исслед.
случаев, в к-рых поиск не был полностью успешным. Ошибки, допущенные при
попытках вспомнить те или иные сведения, дают нам подсказки о тех категориях,
в к-рых сохраняется информ.
Феномен «вертится на
кончике языка». Феномен «вертится на кончике языка» (ТОТ state: tip-of-the-tongue) имеет место, когда
индивидуум ищет в своей памяти знакомое слово, однако, будучи неспособным
извлечь его из памяти, вспоминает слова сходной формы и значения. Одним из
примеров, отмеченных Брауном и Мак-Нейлом, была попытка вспомнить название
улицы, на к-рой жил родственник (Cornish — Корнуэльская), а
человек, неспособный вспомнить, воспроизводил вместо этого слова Конгресс,
Коринф и Конкорд (Congress, Corinth and Concord). Как показывает этот пример,
неправильные слова могли быть извлечены в памяти благодаря сходству с искомым
словом, такому как первая буква и/или число слогов. Или же если полное слово
не удалось вспомнить, может присутствовать частичное знание об искомом слове,
как, напр. число слогов.
Вытеснение и неудачи в
поиске и извлечении информации из памяти.
Др. т. зр. на процессы
поиска информ. в памяти была предоставлена психоанализом. В «Психопатологии
обыденной жизни» З. Фрейд собрал и проанализировал ряд примеров ошибок
памяти, включ. оговорки, забывание иностранных слов и неправильное
припоминание слов. Нек-рые из проанализированных им ошибок, были его
собственными, допущенными во время работы над «Толкованием сновидений».
На
основании этих и др. примеров Фрейд предположил, что «там, где появляется
ошибка, за ней стоит вытеснение». Тем самым Фрейд придал особое значение
мотивации в сбоях поисковых процессов и предположил, что свободные ассоциации
проложат путь к отысканию вытесненного материала, к-рый привел к данной
ошибке. Однако, интересно, что ряд приведенных Фрейдом примеров слов,
вспомненных с ошибками, имеют поразительное сходство с разрядом ошибок,
сделанных в состоянии «вертится на кончике языка».
Поисковые признаки при
восстановлении вытесненных воспоминаний
Было
обнаружено, что вытеснение блокирует намного больше, чем только
воспроизведение слов и фраз. В СМИ был приведен ряд примеров случаев
жестокого сексуального насилия в детстве, о к-ром женщины не вспоминали
вплоть до достижения взрослости. В одном из примеров, женщина вспомнила, что
ее отец совершил сексуальное насилие и затем убил ее подругу детства примерно
20 лет назад. Во время психотер., сыгравшей свою роль в восстановлении этого
воспоминания, фактический момент припоминания был вызван продолжительным контактом глаз с дочерью этой женщины,
к-рая напомнила ей подругу, зверски убитую так давно.
Подобные
случаи иллюстрируют то, как кажущиеся незначительными события или физ.
характеристики могут выполнять функцию поисковых признаков, к-рые возвращают
сознанию давно вытесненные воспоминания о ранних травмирующих событиях.
Имеется ряд сходств, обнаруженных в лабораторных исслед., теорет. анализе и
жизненных наблюдениях процессов восстановления информ. в памяти. В конечном
счете, полная теория памяти должна дать объяснение не только успехам, но и
неудачам поиска мн. видов информ., хранимой в долговременной памяти.
См.
также Память, Экспериментальные
исследования памяти, Объем памяти, Повторение
Ф. М. Кодл
Псевдогермафродитизм (pseudohermaphrodism)
Гермафродитизмом
обычно считается наличие мужских и женских гениталиев у одного индивидуума.
Во мн. случаях, однако, гениталии оказываются неполноценно сформированными
или противоположными генетическому или гонадному полу. П. называют состояние,
при к-ром имеется только один тип гонадной ткани, а внешний вид неск.
отклоняется от гонадного пола. Этиология истинного П. может быть
генетической, но отклонения в развитии половых органов могут тж быть
следствием влияния различных пренатальных гормональных факторов.
Женские
псевдогермафродиты — генетически женщины с яичниками и женскими половыми
органами, имеют в разной степени выраженные признаки внешней генитальной
маскулинизации. Наиболее частой причиной женского гермафродитизма яв-ся
врожденная гиперплазия надпочечников (ВГН), при к-рой нарушение синтеза
кортизона ведет к гиперсекреции андрогена, вызывающего маскулинизацию внешних
половых органов. Будучи генетически, гонадно и психологически женщинами,
больные с ВГН способны давать потомство и, при обнаружении заболевания,
воспитываются как женщины с усвоением женского типа полоролевого
функционирования.
Мужские
псевдогермафродиты — генетически и гонадно мужчины, гениталии к-рых не
маскулинизируются. Расстройство наз. тестикулярной феминизацией. Хотя половые
железы выделяют адекватное количество андрогенов, половые органы развиваются
как бы в отсутствие андрогена, что делает их морфологически неотличимыми от
женских. При обнаружении, обычно в подростковом возрасте, когда отсутствие
месячных вызывает озабоченность, производится удаление яичек с последующим
проведением терапии эстрогеном.
См.
также Генетика поведения, Хромосомные
нарушения, Наследственные болезни, Наследуемость, Неонатальное развитие,
Сексуальные дисфункции
Б. Торн
Псевдодеменция (pseudodementia)
В DSM-III-R Американской
психиатрической ассоц. деменция описывается как органический психич. синдром,
характеризующийся глобальным нарушением памяти, негативно отражающимся на
способности работать и справляться с задачами повседневной жизни. Снижение
памяти при деменции может проявляться нарушениями мышления, тенденцией к
избеганию новых задач и проблемами с контролем побуждений. Друзья и члены
семьи замечают тж изменения личности. Согласно DSM-III-R,
в основе деменции,
как правило, лежит органический этиологический фактор.
Для
диагностики деменции должно быть очевидно нарушение как кратковременной, так
и долговременной памяти. Кроме того, должен быть представлен один из
следующих признаков: а) нарушения абстрактного мышления, проявляющиеся, напр.
в затруднениях при выполнении таких заданий, как определение слов и понятий,
нахождение сходств и различий в родственных словах; б) снижение способности к
умозаключениям; в) др. расстройства высших кортикальных функций, вызывающих
нарушения речи или моторики и г) изменения личности.
Если
нет указаний на наличие органической основы деменции, DSM
предписывает все
же предполагать ее органическую обусловленность. Состояние деменции при
отсутствии органических факторов обозначается как П. Первонач. это состояние
называли депрессивной П., исходя из предположения, что депрессия вызывает
когнитивные симптомы, включ. нарушение памяти. Э. Суихарт и Ф. Пироззоло
указывают на то, что П. как диагностическая категория не имеет четкого определения
и что характерным признаком П. яв-ся обратимость памяти и др. нарушений
мышления при обнаружении и правильной терапии неорганического расстройства.
Деменция, напротив, необратима и имеет обычно прогрессирующее течение,
несмотря на возможное наличие продолжительных эпизодов симптоматического
плато.
П.
чаще всего встречается у лиц старше 50 лет, хотя может развиться в любом
возрасте. А. Лярю, К. Дессонвиль и Л. Ф. Джарвик отмечают, что в 30% случаев
ставится неправильный диагноз. В одних случаях отмечается спонтанное
выздоровление, в других положительный результат достигается использованием
антидепрессантов. Хотя часто трудно применять клинические критерии для
дифференцировки между деменцией и депрессией, предпринимались попытки сделать
это. Теряется память как на недавние, так и давно прошедшие события (при
деменции в первую очередь снижается память на недавние события).
Эмоциональные реакции (копинг, аффективные состояния, озабоченность наличием
расстройства и общие жалобы) больных с П. более выражены по сравнению с
таковыми реакциями больных с деменцией; чаще отмечаются предшествовавшие
психол. проблемы, хотя концентрация внимания может быть относительно
сохранной. Разброс при выполнении нейропсихологических тестов может быть
более выраженным, чем при деменции, с большей вероятностью ответов «не знаю»,
чем «попаданий рядом». Большинство авторов признают особую трудность
диагностики деменции. Кроме того, пока еще не продемонстрирована
убедительность диагностики, часто основанной на общей клинической картине и
анамнезе пациента, а не на специфических патогномоничных симптомокомплексах.
Хотя
депрессия считается важным определяющим фактором в диагностике П., др.
состояния тж могут вызывать неорганически обусловленные нарушения памяти.
Больные с диагнозами хронической шизофрении или др. психич. расстройств могут
иметь нарушения памяти. Чаще всего, анамнез болезни таких пациентов
оказывается достаточным для исключения процесса деменции. За внешней картиной
П. (или деменции) может стоять симуляция, но анамнез болезни,
симптоматическая картина и тщательное психол. тестирование минимизируют
трудности диагностики. Наконец, П. встречается при симулятивном расстройстве
(намеренное предъявление симптомов без получения к.-л. внешних выгод от
этого). Психол. и нейропсихологическое обследование помогают проведению
дифференциальной диагностики.
Нет
полного согласия по вопросу диагноза П. К. Зальцман и Дж. Гутфройнд
утверждают, что П. не яв-ся ни псевдо-, ни деменцией. Они настаивают на том,
что при депрессии имеется истинное нарушение памяти, не сопровождающееся
нарушениями др. психич. процессов. Они считают необходимым дифференцировать
пациентов на основе оценки аффективных и когнитивных функций, а тж возраста.
Они выделяют 4 категории: «молодых пожилых» (моложе 80 лет) с
легкой-умеренной выраженностью депрессии, «молодых пожилых» с тяжелой
степенью депрессии, пожилых (св. 80 лет) с легкой-умеренной выраженностью
депрессии и пожилых с тяжелой степенью депрессии. Эти авторы указывают на то,
что оценка снижения памяти как следствия депрессии относительно несложна для
первой группы; трудности прогрессивно возрастают при обследовании остальных
трех групп. По их мнению, точная клиническая оценка состояния памяти у
больных старше 80 лет с тяжелой степенью депрессии не представляется
возможной.
Дифференцировка
между депрессией и деменцией у лиц позднего возраста имеет чрезвычайную
важность. При подозрении на депрессию врачи выписывают антидепрессанты. Хотя
это может помочь более молодым больным, для пожилых это более проблематично,
поскольку антидепрессанты токсичны в пожилом возрасте. Кроме того, что почти
парадоксально, хим. природа нек-рых антидепрессантов может сама по себе
обусловить возникновение мнестических нарушений. Не следует жалеть усилий для
дифференциальной диагностики деменции и П., признавая, что ни деменция, ни П.
не яв-ся четко очерченными категориями и что клиническая оценка П. сопряжена
с большими трудностями, в особенности у лиц в возрасте старше 80 лет с
тяжелой степенью депрессии.
См.
также Болезнь Альцгеймера, Эффект
Барнума, Расстройства психики и поведения при поражениях ЦНС, Депрессия,
Сенильные психозы, Нарушения мышления
Н. Эбелис
Псевдопсихология (pseudopsychology)
Деятельность,
к-рая имеет поверхностное или кажущееся сходство с психологией, может варьировать
от деятельности, близкой к профессиональной, до откровенного шарлатанства.
Нек-рые разновидности П. являются по своему характеру безобидным и приятным
времяпровождением, однако др. ее формы могут причинять серьезный вред.
Профессиональная
и научная психология требует осуществления строгого контроля за наблюдениями
при четко заданных и допускающих повторное воспроизведение условиях. Там, где
ее работа опирается на случайные наблюдения, отдельные эпизоды и оценки
свидетелей, она не достигает профессионального или научного уровня.
Почему
П. все еще существует? Один из ответов заключается в ее притягательности как
средства снижения тревоги.
При
существующем разнообразии подходов в психологии, порой бывает непросто
провести четкую границу между развивающимися подобластями психологии и П. Мы
не может сегодня ответить на вопрос о том, может ли передаваться от одного
организма к другому память, или о том, обладают ли приматы речевыми
способностями, однако такие исслед. оправданы. По-видимому, такие события как
смерть в результате колдовства вуду, действительно существуют, но мы мало что
понимаем в их механизмах.
Примеры псевдопсихологии
Следующие
примеры П., несмотря на то, что они имеют определенных сторонников, не
подкреплены в настоящее время никакими доказательствами, свидетельствующими
об их ценности.
Астрология.
По мнению
большинства астрологов, характер расположения звезд и планет в момент
рождения человека не только определяет осн. черты его характера, но и
позволяет прогнозировать будущие события. В настоящий момент астрологов
критикуют за то, что они не берут в расчет момент зачатия и не хотят привести
свои выкладки в соответствие с данными совр. астрономии.
Нумерология.
Несмотря на
существование чрезвычайно сложных систем гадания по числам, таких как
кабалистика, обычная практика ведет свое происхождение от Пифагора.
Предпочтение цвета
С
незапамятных времен цвет символизировал различные природные явления: красный
— огонь, ярко-желтый — солнце, белый — луну, зеленый — урожай, и т. д. В
одном из совр. вариантов такой символической интерпретации человеку
предлагается проранжировать 10 цветных пластинок в порядке предпочтения;
утверждается, без к.-л. научного основания, что из такого ранжирования можно
делать выводы в отношении его личности.
Френология
В XVIII—XIX вв. это течение опиралось на гипотезу о
существовании связи между чертами челов. характера и специфическими частями
головного мозга. Считалось, что существует связь между определенными
способностями и характером человека и увеличенными размерами соотв. области
головного мозга; эти области устанавливались на основе измерения формы
черепа.
Физиогномика
На
протяжении мн. веков, от Гиппократа до Уильяма Шелдона, считалось, что
особенности личности связаны с ее физ. обликом, и предпринимались попытки
использовать осн. характеристики телосложения для предсказания черт личности.
О толстых людях говорилось, что они весельчаки и жизнелюбы; высокие, худые
люди рассматривались как тихие и спокойные мыслители. В др. вариантах
физиогномики анализировались формы головы и лица.
Хиромантия
Существует
две формы предсказания по рукам. Наиболее распространенная, хирософия (chirosophy), связывает с личностью и судьбой
линии на ладони. Согласно одному из методов, ведущая рука позволяет описать
«врожденные» тенденции, тогда как вспомогательная рука показывает
приобретенные черты характера и склонность следовать его врожденным чертам.
Хирогномика (chirognomy) опирается на такие признаки как форма
руки и пальцев, способ обрезания ногтей, и особенности использования рук в
движении и покое.
Графология
Связывает
с личностью наклон, размер, форму букв и др. характеристики почерка.
Аналитики расходятся во мнениях по поводу того, что при этом является более
показательным, подпись или образец «случайного» почерка. В Европе анализ
почерка более популярен, чем в США. Эмпирические исслед. говорят о том, что
взаимосвязь между личностью и почерком слишком слаба, чтобы ее можно было
использовать в целях прогноза.
Холодное чтение
Термин
«холодный» («cold») обозначает
отсутствие к.-л. предварительной информ. о клиенте. Сначала прорицатель
устанавливает раппорт с клиентом, описывая прошлые события из его жизни, а
затем переходит к предсказанию. Процедура предполагает отнесение индивидуума
к одной из семи категорий, к-рое начинается с формулирования стандартных
утверждений для данной категории. За этим следуют исправляющие комментарии,
к-рые делаются на основе едва различимых сигналов языка тела индивидуума и
выражений лица. В процессе холодного чтения могут использоваться различные реквизиты,
напр., игральные карты или карты Таро, игральные кости, домино, чайные
листья, маятник, магический жезл, планшетка для спиритических сеансов или
хрустальный шар.
Парапсихология
Ясновидение
представляет собой мгновенное получение информ. о некоем событии без
использования обычных способов получения знания. Телепатия является
коммуникацией между двумя индивидуумами без использования к.-л. очевидных
способов связей. Предвидение связано с предсказанием будущих событий в
специфических подробностях. Все вместе эти три феномена называют
экстрасенсорной перцепцией (ЭСП). Психокинез (ПК) — это манипулирование физ.
объектами посредством усилия мысли.
Даже
лучшие исслед., предназначенные продемонстрировать феномены ЭСП и ПК,
характеризует недостаток адекватного контроля. Дж. Б. Райн и др. высказывали
недовольство, что к парапсихол. предъявляются более строгие критерии
научности исслед., чем по отношению к др. областям, однако избирательная
строгость здесь абсолютно адекватна. Имеются документальные свидетельства многочисленных
случаев мошенничества. Чем более неправдоподобным выглядит событие, тем более
убедительными должны быть доказательства.
Анализ сновидений
Представление
Фрейда о фиксированных символах сегодня считается ошибочным. Несмотря на то,
что представители одной и той же культуры могут пользоваться общими
символами, люди слишком отличаются друг на друга, чтобы применять к ним
интерпретацию автоматически, не учитывая индивидуальных различий. В руках
опытного врача анализ сновидений может быть полезным инструментом,
указывающим на травмирующие переживания, страхи и желания индивидуума. Однако
в сновидениях скорее содержатся надежды или ожидания в отношении будущего,
нежели его действительные прогнозы.
См.
также Астрология, Экстрасенсорная
перцепция, Парапсихология, Френология, Психическое исследование, Суеверие,
Колдовство
К. С. Пейзер
Психиатрическая социальная
работа (psychiatric social work)
Социальная
работа представляет собой сложную, многообразную и неск. аморфную профессию. Разнообразие
задач, решаемых соц. работниками, предполагает наличие столь же разнородной
базы знаний, куда относятся сведения из практически всех соц. и поведенческих
дисциплин.
Определение
Психиатрические
соц. работники заняты в учреждениях психиатрического здравоохранения, обычно
имеют диплом соц. работника и яв-ся специалистами по соц. терапии (работа с
отдельными людьми, семьями и малыми группами). Их подготовка обеспечивает им
получение следующих знаний и навыков.
1.
Понимание общечеловеческих потребностей клиентов вне зависимости от ситуаций,
в к-рых они находятся, и проблем, с к-рыми они сталкиваются.
2.
Знания об эффективности систем оказания помощи и тех систем, в к-рых клиент
взаимодействует с их элементами.
3.
Знания о многообразии культур.
4.
Знания о жизненной среде в том аспекте, к-рый касается ее воздействий на
индивидуума, и ее изменения.
5.
Знания о политике соц. обеспечения, программах, ресурсах и их получении.
6.
Приверженность интересам малоимущих слоев населения.
7.
Навыки вмешательства в широком спектре проблем, ситуаций и клиентов.
8.
Навыки проведения научных исслед.
В
1974 г. 17% профессиональных кадров в стационарном, внебольничном, частном и
общественном секторах психиатрического здравоохранения были соц. работниками.
В отличие от них, психиатры и психологи представляли собой соответственно 14
и 11% персонала, занятого полный рабочий день. В рамках этих учреждений
наименьший процент соц. работников занят в частных психиатрических больницах
(3%), а наибольший — во внебольничных клиниках (26%). Исходя из того, что
структура штатов учреждения адекватно отражает обслуживание больных, соц.
работники оказывают больше услуг здравоохранению, чем психиатры и психологи.
Годы
становления соц. работы включают неск. направлений, остающихся частью этой
профессии. Среди них — озабоченность базисной нуждой людей в выживании,
напряжение между консультированием и соц. реформой, озабоченность проблемами
семьи, жилищными условиями малообеспеченных слоев населения и конфликтующие
традиции сбора информ., соц. контроля и юридической защиты клиентов. Эти
различные потребности вызывают затруднения в определении профессии, в
особенности у преподавателей, пытающихся оптимальным образом определить
содержание учеб. программ. Поскольку соц. работа альтруистична по своей
природе и поскольку соц. проблемы не исчезают, а изменяются в зависимости от
экономических и политических условий в стране, по всей вероятности,
напряжения будут сохраняться. Возможно, эти напряжения яв-ся функциональными
в том отношении, что их постоянное и параллельное существование позволяет
определенным позициям добиваться доминирующего положения в зависимости от
наличия запроса на них.
Подходы к вмешательствам
В
60-е гг. начались исслед. эффективности соц. работы и результаты оказались
разочаровывающими. Недавно интерес к гражд. правам и проблемам малоимущих
снова начал расти. В результате все больше соц. работников обращают свое
внимание на соц. реформу; клинические соц. работники начали развивать,
испытывать и использовать иные подходы по сравнению с доминировавшими тогда
психоаналитическими.
Психосоциальное
ведение больного часто определяется как диагностический подход. Он
характеризуется довольно длинным этапом обследования, во время к-рого
собираются факты с целью составления психосоциальной истории болезни. Целью
этого яв-ся понимание природы и динамики личности клиента. Внимание уделяется
окружению и сложившимся бытовым условиям клиента, что, впрочем, характерно
для большинства подходов, развитых соц. работниками.
Функциональная
модель практики была разработана в 30-е гг. В рамках этого подхода
психосоциальное ведение больного рассматривается как процесс предоставления
специфических соц. услуг в контексте отношений сотрудничества. Внимание
уделяется всем аспектам процесса помощи, в особенности его установлению,
поддержанию и окончанию. Функцией помогающих яв-ся определение содержания
работы, обследование или диагноз соотносятся с использованием услуг
клиентами. Функциональный подход применяется очень небольшим процентом соц.
работников, но мн. из его принципов оказали влияние на научное развитие этой
области.
Проблемно-решающий
подход к соц. работе возник в конце 50-х гг. Различия между ним и
психосоциальным подходом граничили в то время с ересью. Четырьмя осн.
понятиями в рамках этого подхода яв-ся личность, проблема, процесс и место.
Процесс означает то, что происходит между соц. работником и клиентом, а место
— агентство, в к-ром предлагается помощь. Акцент на последних трех параметрах
отличает этот подход от психосоциального. Иными словами, в большей степени
придается важность навыкам приспособительного поведения индивидуума.
Проблемно-ориентированная
соц. работа представляет собой разновидность проблемно-решающего подхода.
Здесь фокус внимания смещается с клиента на его проблему. Целевая проблема
или проблемы, требующие решения, идентифицируются клиентом, а не выявляются
соц. работником на основе оценки. Обследование сосредоточено на проблеме —
условиях и частоте ее возникновения, длительности или тяжести, — а не на
личности. Этот подход яв-ся планируемым и краткосрочным. Вмешательство
нацелено на то, чтобы помочь клиенту включиться в деятельность или задания,
направленные на решение или устранение целевой проблемы.
Появился
ряд подходов, осн. на теории систем. Легкость, с к-рой была принята эта система
взглядов, несомненно обусловлена предлагаемой ею возможностью
концептуализации окружающей среды. При этих подходах обследование состоит в
изучении различных перекрывающих друг друга систем, к-рые могут вызывать или
поддерживать проблемы. Эти подходы помогают сформулировать вопросы о том, в
ком или в чем должны быть достигнуты изменения и кто должен этого добиваться.
Недавно
возникшая экологическая перспектива представляет собой вариант системного
подхода. Здесь осн. акцент ставится на недостаточной реципрокности
взаимодействия между индивидуумом и окружающей средой. Поддерживаются
адаптивные навыки клиентов и облегчается давление со стороны соц. окружения.
Одна из важных черт, характерных для экологического подхода, — признание
того, что большинство проблем не яв-ся результатом только индивидуальных
дефектов приспособления или только соц. устройства об-ва.
Тремя
другими дополнениями к нашим инструментам вмешательства стали недавно
эмпирическая клиническая практика, поведенческие модели и эклектические
подходы. Все они яв-ся отражением растущего сознания профессиональной
ответственности. Эклектические модели яв-ся концептуальными инструментами для
выбора наиболее эффективных вмешательств из разных подходов. Наконец,
поведенческие процедуры, описанные в др. статьях, все чаще используются соц.
работниками.
Использование
семейной терапии было очевидным с момента возникновения соц. работы. Однако
модели вмешательств в работе с семьями были сформулированы лишь в конце 50-х
гг. Различные подходы к семейной терапии обычно генерировались в работе
междисциплинарных бригад. В большинстве случаев работа с семьей, вне
зависимости от профессии практика, носит эклектический характер. Соц.
работники, как и др. профессионалы здравоохранения, используют структурный
подход, теорию коммуникации, теорию Боуэна, психодинамический и поведенческий
подходы.
Соц.
групповая работа — метод, заключающийся в коллективной работе с небольшим
числом клиентов — возникла в рамках движения за обеспечение жильем. Лишь с
конца 40-х гг. эта групповая работа начала проводиться с лицами с
эмоциональными проблемами. Специфическая цель и функции соц. групповой работы
остаются предметом споров. В качестве raisons D'etre
между собой
соперничают воспитание, соц. реформы, развлечения, профилактика и терапия.
Различия между разными моделями групповой работы не столь четко определены,
как между моделями соц. работы. Существуют, однако, те же самые различия в
акцентах. Т. о., параллельно моделям соц. работы, разработаны модели соц.
групповой работы, ориентированные преим. на социальное патронирование,
функциональность, системный, проблемно-ориентированный и проблемно-решающий
подходы. Описаны различия между этими подходами.
См.
также Общественная психология, Бригады
психического здоровья, Социальное патронирование
Э. Р. Толсон
Психиатрические клиники (psychiatric clinics)
В
1909 г. У. Хили основал в Чикаго из средств бюджетного финансирования первую
коммунальную П. к. для детей. Ин-т подростковой психопатии Хили (позднее
переименованный в Ин-т подростковых исслед.) проводил диагностику, лечение и
научные исслед. в области этиологии психич. расстройств. Вслед за этим
началом, в надежде на разработку профилактических программ и при содействии
таких орг-ций как Национальный комитет по психогигиене быстро возросло число
клиник детской психокоррекции (child guidance clinics), от
семи в 1921 г. до свыше ста в 1927 г.
После
Второй мировой войны доклад междисциплинарной Объединенной комиссии по психич.
здоровью, опубликованный в 1961 г., дал новый стимул к развитию П. к.
Комиссия выступала за замену больших гос. психиатрических больниц
муниципальными учреждениями психич. здоровья, такими как коммунальные дневные
стационары, чтобы обеспечить больным максимум возможностей для сохранения и
развития соц. связей по месту жительства.
См.
также Клиники детской психокоррекции,
Программы психического здоровья, Реабилитация, Внебольничные клиники
Р. Д. Фелнер
Психическая
невовлеченность — психическая вовлеченность (mindlessness—mindfulness)
Психич.
невовлеченность можно определить как состояние сниженной когнитивной
деятельности, при к-ром индивид обрабатывает стимулы окружающей обстановки
достаточно автоматически, не принимая во внимание новые (или просто иные)
аспекты этих стимулов. Психич. вовлеченность, в противоположность этому,
представляет собой состояние, при к-ром со стимулами окружающей среды
обращаются осознанно, а индивид вовлечен в активное создание своей окружающей
обстановки. Здесь возникает заметный контраст с состоянием психич.
невовлеченности, в к-ром индивид имеет дело с уже созданным окружением.
Обработка
информ. в состоянии психич. невовлеченности может произойти либо после
многократных повторений конкретного опыта, либо, в определенных ситуациях,
после однократного столкновения с опытом. В первом случае при накоплении
личного опыта в определенных ситуациях формируется когнитивная структура
данной ситуации, к-рая отображает лежащую в ее основе «семантику». Тогда
появление сходных стимулов в последующих случаях запустит последовательность
психически невовлеченного поведения. Как только деятельность становится
психически невовлеченной, семантика, лежащая в ее основе, больше недоступна
для сознательной когнитивной обработки, или даже для проверки. Во втором
случае, при однократном столкновении, сниженная когнитивная активность
возникает не в результате доверия к когнитивным структурам, сложившимся в
течение времени, а из доверия к когнитивной структуре, усвоенной из др.
источника.
Психич.
невовлеченность — распростр. явление. Фактически, у обычного человека
появление психич. вовлеченности можно ожидать лишь: а) когда ситуация требует
знач. большего усилия, чем требовалось ранее; б) когда внешние факторы в
данной ситуации нарушают создание или последовательность психич.
невовлеченности; в) если внешние факторы мешают завершению поведения или г)
если отмечаются негативные или позитивные последствия, к-рые существенно
отличны от последствий исполнения того же самого поведения до этого.
Хотя
проводились исслед. в области сниженной активности (напр. автоматическое,
недостаточно внимательное действие и выучивание до автоматизма), по нек-рым
причинам необходимо введение новых понятий. Во-первых, психич.
невовлеченность предлагает более крупные единицы анализа, чем те, к-рые
рассматривались в прошлом. Во-вторых, психич. невовлеченность может
возникнуть как при повторяющемся опыте, так и без него. В-третьих, психич.
невовлеченность и вовлеченность, видимо, отличаются качественно, а не просто
количественно (напр. то, что было переработано при психич. невовлеченности,
может стать теперь недоступным для активной когнитивной работы). В-четвертых,
исследователи, изучающие, к примеру, автоматичность, сосредоточили внимание
на адаптивной функции автоматической обработки для освобождения сознательного
внимания. Хотя, в определенном смысле это и верно, все исслед. относительно
психич. невовлеченности—вовлеченности, проведенные до сих пор, наводят на
мысль, что она вполне может быть и неадаптивной.
Изучение
психич. невовлеченности проходило в неск. направлениях: ее влияние на
качество выполнения, на восприятие отклонений от нормы, и на протекание физ.
заболевания, а тж его приложения для исслед. социально-психологических
процессов.
Исслед.
обнаружили, что независимо от того, происходят ли взаимодействия между людьми
устным или письменным способом, имеют они семантическое значение или же
бессмысленны, эти взаимодействия вызывают поведение, к-рое кажется психически
невовлеченным до тех пор, пока структура данного взаимодействия вызывает
заученный до автоматизма порядок поведения. Что касается потенциально
релевантной информ., люди не слышат то, что было сказано, и не читают то, что
написано.
Поскольку
индивидуальные компоненты деятельности постепенно выпадают после каждого
повторения данной деятельности, индивид начинает реагировать на
абстрагированную структуру, что тж означает и то, что шаги решения задачи
становятся относительно недоступными. В противовес анализу, игнорирующему
различие «психическая невовлеченность-вовлеченность», исслед. обнаружили, т.
о. что большой объем практики в задаче может сделать индивида более уязвимым
для внешних факторов, в результате чего может стать потеря человеком умения.
Было показано, что группы, практиковавшиеся умеренно, были способны на
адекватные действия, указывающие на их компетентность и т. о. не показывали
снижения при выполнении. Непрактиковавшиеся или чрезмерно практиковавшиеся
группы не смогли обеспечить необходимые компоненты задачи и, вследствие
этого, продемонстрировали отчетливое снижение.
Что
касается восприятия отклонений, было, во-первых, доказано, что отклонение
(новизна) вызывает психич. вовлеченность. Если люди обычно демонстрируют
психич. невовлеченность по отношению к нормальным индивидам, то индивидов,
отклоняющихся от нормы, могут воспринимать как отклоняющихся от нормы во мн.
отношениях (и поэтому на них навешивают ярлыки, их избегают и т. п.) не
только из-за их отклонения, но из-за повышенного внимания к ним, вызванным
состоянием психич. вовлеченности. В результате идет чрезмерно строгая оценка
характеристик, обычно остающихся без внимания, как странных и необычных. Как
и предполагалось, исслед. показало, что восприятие исходного отклонения было
точным, однако типичные особенности и жесты, к-рые были отмечены, испытуемые
оценили как чрезвычайные и необычные. Это наблюдалось независимо от того,
было ли отклонение позитивным (напр. миллионер) или негативным (напр. человек
лежат в психиатрической больнице), но не встречалось, если тому же самому
человеку не навешивали ярлыка.
Дополнительные
исслед. изучали психич. невовлеченность при первичном воздействии, т. е.
психич. невовлеченность, возникающую из формирования преждевременного
когнитивного связывания информацией. Преждевременное когнитивное связывание
считается преждевременным, потому что индивид полагается на информ. и
фиксирует ее значение до рассмотрения альтернативных путей применения данной
информ.
Исслед.
обнаружили, что поощрение процесса принятия решений пациентами, находившимися
в частных лечебницах, позволило им чувствовать себя более счастливыми,
здоровыми и более активными. Катамнестические исслед. показали тж, что
продолжительность их жизни была выше в сравнении с контрольной группой.
Предполагалось, что исследуемая группа была группой, в к-рой исследователи
создали чувство контроля и ответственности. Т. к. пожилые люди, особенно
живущие в учреждениях, яв-ся группой, живущей по строгому распорядку, эту
эксперим. группу можно рассматривать как группу, к-рую поощряли мыслить
самостоятельно. Это может свидетельствовать о том, что психич. вовлеченность
может быть необходима для выживания.
В
сфере образования тж проводится работа в области психич. невовлеченности.
Было показано, что, если первонач. информ. дана в безусловном стиле (напр. «это
А»), то эта информ. преждевременно связывает людей, к-рые не замечают
возможностей творческого использования этой информ. в будущем. Если вместо
этого людей обучают в условной манере (напр. «это может быть А»), то
альтернативные способы использования информ. остаются доступными для них.
Исслед.
психич. невовлеченности и вовлеченности принесли богатые плоды, охватив ряд
разнообразных вопросов, объединенных общей темой: последствиями сниженной
когнитивной активности. Эти данные до сих пор говорят о том, что психич.
невовлеченность—вовлеченность яв-ся центральным измерением функционирования
человека, изучение к-рого может, вероятно, даже привести нас к осн. законам
челов. поведения.
См.
также Абстрактный интеллект, Внимание,
Непроизвольные мысли, Сознание, Скрытое научение, Психическая образность
Э. Дж. Лангер
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
|
***
Метафизические (психологические) ***
Метафизические (психологические) ***
***
Как ослабить или снять, влияние стресса? ***
***
***
Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!
|
Музыка для медитаций и расслабления Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"
|
Рассказы, сказки, стихотворения.
. |
|
|