Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

 

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

 

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")

 

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

 

 

 

Психические болезни: ранняя история (mental illness: early history)

 

Гиппократ

Гиппократ (ок. 460—377 до н. э.), возвышающаяся над всеми фигура древней медицины, впервые ввел в мед. литературу тему психич. отклонений. Его труды, посвященные психопатологии, были столь же полемичными, сколь и оригинальными.

Гиппократ привлекает к себе внимание прежде всего точностью своих клинических наблюдений, своим рациональным биомедицинским подходом, прямотой и стоическим представлением своих взглядов. Он полагал, что болезнь яв-ся следствием нарушения равновесия гуморальных жидкостей организма — идея, впервые встречаемая в трудах Эмпедокла.

Лайонс и Петручелли следующим образом подытоживают вклад Гиппократа в понимание П. б.: «В том, что касается эмоционального состояния пациента и психич. заболевания в целом, его труды точны и с т. зр. совр. понимания. Указание на мозг как орган мышления и восприятия представляет собой важное свидетельство высокого уровня понимания».

Сократ и Платон

Если учесть увлеченность Сократа этикой и эпистемологией в ущерб рациональной науке, то не вызывает удивления, что источником его вдохновения считали демонов. Зилбург высказал предположение, что демоны могли быть слуховыми галлюцинациями, а сам Сократ болел шизофренией. Ученик Сократа Платон (429—347 до н. э.) предложил систему психопатологии, к-рая во мн. отношениях согласовывалась с системой Гиппократа и основывалась на впервые ясно сформулированном дуализме души и тела. Согласно Платону, душа состоит из трех частей. Рациональная часть души бессмертна и имеет божественную природу. Иррациональная душа смертна и включает всю гамму чувств. Рациональная душа управляет иррациональной. Когда в иррациональной душе возникают нарушения, она выходит из-под контроля рациональной души. Результатом яв-ся сумасшествие, к-рое может проявляться в трех формах — меланхолии, мании и слабоумии.

Аристотель

Аристотеля (384—322 до н. э.) ни в каком отношении нельзя назвать последователем Платона. Рациональный философ естественной (прежде всего биолог.) и мат. ориентации, он отвергал мистицизм. Многие считают его основателем научной психологии. Безусловный первопроходец в науке в том, что касается изучения перцепции и чувств, он считал, что мы воспринимаем — и поэтому понимаем окружающий нас физ. мир — через наши органы чувств. Аристотель разработал логику для понимания реальности, отнюдь не мистическую, но далеко не всегда доступную пониманию простых смертных.

Аристотель разделял человеческую душу на рациональную — содержащую мудрость, логику, разум и сдержанность, и на иррациональную — содержащую такие добродетели, как самообладание, бесстрастность, мораль и храбрость. В отличие от Платона, Аристотель считал, что различные компоненты, составляющие душу, неразделимы н функционируют слаженно. Поведение человека представляет собой не изолированное событие, а результат интеграции.

Согласно психологии Аристотеля, П. б. имеют органическую этиологию. Ни одно расстройство не яв-ся полностью «психологическим». Болезни могут вести к психич. отклонениям; т. о. они имеют физ. происхождение. Далее, разум существует независимо от смертных существ и, следовательно, неуязвим для патологического влияния болезни. Поскольку разум креативен и изолирован от воздействия болезни, болезнь может сосуществовать с креативностью. Логика суждений Аристотеля приводит к выводу, что П. б. имеют физ. происхождение и присущи челов. роду.

Цельс и Римская империя

Авл Аврелий Корнелий Цельс (30 до н. э.—50 н. э.) был прежде всего ученым, летописцем и историком медицины. Его мед. труды посвящены широкому кругу вопросов, включ. психические заболевания. Его работы о П. б. содержат описания лечения френита (делирия).

Современником Цельса был Плиний Старший (23—79 н. э.). Он был известным римским ученым, чьи вдохновенные труды пользовались большим успехом у современников. Стержневым для его работ яв-ся телеологическое представление древних греков о целенаправленности всего происходящего. Плиний полагал, что все болезни будут доступны излечению.

Гален

Клавдий Гален из Пергама (129—199 н. э.) был после Гиппократа наиболее известным из древних врачей и, вероятно, наиболее влиятельным автором мед. трудов во все времена. Физиология Галена в значительной мере основывалась на гуморальной теории Гиппократа. Организм здоров, когда 4 элемента крови находятся в правильном соотношении друг с другом. Есть тж 3 духа, один из к-рых отвечает за рост и развитие (природный), второй — за выработку и рассеивание тепла (витальный), а третий — за ощущения и движения (животный). Физиология Галена отличалась от кардиоцентрических представлений Аристотеля и он потратил много сил на опровержение Аристотеля.

Гален, как и Плиний, придерживался твердых антропоцентрических убеждений. Согласно этой т. зр., любое растение или животное, не обладающее полезной для человека функцией (питание, одежда или лекарство), существует лишь для того, чтобы преподать урок морали. Телеология Галена не принадлежит к традиции Гиппократа, чего нельзя сказать о его методах лечения, заключавшихся в содействии силам природы диетой, отдыхом и физ. упражнениями. Он в особенности интересовался влиянием эмоциональных состояний на соматические симптомы. Медицина Галена безусловно была значительным шагом вперед, оказавшим влияние на последующие 15 столетий развития медицины.

Средние века

В лечении П. б. существенных сдвигов не было вплоть до X в. Интересной фигурой, однако, был живший в V в. врач Целий Аврелиан, переведший на латынь Сорана Эфесского, уважаемого греческого врача. Труды Сорана были разделены Аврелианом на «Острые болезни» и «Хронические болезни». Работы Сорана и Аврелиана во многом блестяще предвосхищают совр. воззрения на диагностику и лечение П. б. Оба автора резко протестовали против распространенных в то время методов лечения душевных болезней.

Возможно, величайшим из всех средневековых врачей был Авиценна. Его теория о том, что психич. заболевания вызываются физ. нарушениями в мозге оказалась столь же новой — и столь же игнорируемой, - как гелиоцентрическая гипотеза Аристарха.

XI в. представлен двумя известными фигурами. Мед. мантия Авиценны перешла к Маймониду (1135—1204 гг.). Его труды носят явный отпечаток воззрений Гиппократа, Галена и Авиценны, хотя он и сам оказал значительное влияние на европейскую медицину. Маймонид затрагивал проблемы душевных болезней, классифицируя «психич. предрасположенность» среди «моральных изъянов».

Малоизвестной фигурой яв-ся Роже Фругарди, предложивший в 1150 г. технику трепанации. Событием в истории психиатрии стало основание первой психиатрической больницы в испанском городе Валенсии в 1410 г. В Испании появились все 3 первые психиатрические больницы — вторая в Сарагосе и третья в Гранаде.

Парацельс и эпоха Возрождения

Одной из наиболее выдающихся фигур в истории медицины, оказавшей большое влияние на развитие психиатрии, был швейцарский врач и алхимик, известный как Парацельс («лучший, чем Цельс»), труды к-рого ознаменовали резкий переход от ятрохимии (алхимии) к химии. Убежденный мистик и астролог, он верил в 4 гуморальные жидкости древних греков и 3 элемента арабов (ртуть, сера и соль) и провел большую часть своей жизни в поисках философского камня. Парацельс выдвинул 3 возражения против медицины Галена: а) она была слишком негибкой и систематизированной, жестко придерживаясь биогенной модели; б) она исключала все «психол.» аспекты индивидуума, сводя все к неподвергаемому сомнению действию гуморальных жидкостей, и в) она представляла консервативные корпоративные интересы, защищая респектабельность мед. профессии.

Авторитетным текстом о душевных болезнях во времена Парацельса был Malleus maleficarum («Молот ведьм»). Malleus таleficarum был в существенной мере продуктом буллы папы Иннокентия VIII. За двухсотлетний период книга выдержала в Европе 30 изданий, процветая в эпоху Ренессанса — период, в иных отношениях характеризующийся возрождением и расцветом иск-в и наук.

Согласно определению Парацельса, здоровье и болезнь зависят от пяти сфер: ens astrale (небесные тела или ход времени; фатальных на данный момент болезней можно будет избежать завтра); ens veneni (окружающая среда, предоставляющая как пищу, к-рая питает, так и яды, к-рые убивают); ens naturale (индивидуальная «природа», или личность), ens spirituale (духовная сфера, или душа, к-рая может привести к психич. заболеванию или защитить от него) и ens Dei (сфера Бога).

Парацельс революционизировал психиатрию, впервые предложив подход описания наблюдений для понимания П. б. Он этиологически связал травму черепа с параличом, кретинизм с дисфункцией щитовидной железы и сексуальность с истерией. Он отказался от признания божественного вмешательства святого Витта в этиологию эпилепсии и, вероятно, первым признал роль бессознательных сил (unwissende) в возникновении болезни. Парацельс различал между «естественными» физ. болезнями и психологическими (spiritus vitae). Он первым заговорил о понятии индивидуальной личности (individual personality) — концепция, к-рая формально не разрабатывалась вплоть до середины XIX в.

См. также Мышление Галилея/Аристотеля, Средневековое мышление, Суеверие, Колдовство

Р. А. Прентки

 

Психическое исследование (psychic research)

 

П. и. — это вызывающее неоднозначную реакцию изучение таких явлений как спиритизм, телепатия, ясновидение, телекинез и предзнание. Иногда под этим термином понимается более широкий круг оккультных явлений, как например, полтергейсты, НЛО, лозоискательство, реинкарнация; однако, мн. сторонники П. и. не считают их предметом своего изучения.

Если говорить об истории П. и., то они появились в начале XIX в. среди круга людей, обеспокоенных ослаблением религии и верящих в загробную жизнь. Наука разрушила веру в традиционное христианство, и тогда они обратились к науке, чтобы доказать реальность того, что для них было главным принципом религии — дальнейшего существования души после смерти. Основой для этого стало квазирелигиозное движение — спиритизм. Вместо христианской концепции рая и ада медиумы-спириты говорили о многоуровневой загробной жизни, предполагая дальнейшее духовное развитие души после смерти. Медиумы-спириты, большинство из к-рых были откровенными мошенниками, заявляли, что они способны общаться с усопшими, «доказывая» тем самым существование души и вечной жизни.

Энтузиасты П. и. начали изучать медиумов, привидения и прочие доказательства существования духовного мира.

Первые исследователи сосредоточили свое внимание на медиумах-спиритах. Мн. из этих мошенников были изобличены, другие смогли обмануть исследователей; однако были и такие, чьи «трюки» никто так и не смог объяснить. В любом случае, благодаря этим сеансам исследователи накапливали предполагаемые доказательства возможности общения с духами. К разочарованию спиритуалистов, исслед. медиумов часто проходили под пристальным наблюдением общественности, и действия исследователей высмеивались скептиками и осложнялись фанатизмом энтузиастов.

В 1930-х гг. П. и. вошли в свою новую стадию, ознаменованную деятельностью Дж. Б. Райна и его коллег в Ун-те Дюка. Райн сменил кабинеты для спиритических сеансов на лаборатории, отобрал в качестве испытуемых обычных людей вместо напыщенных медиумов и заменил статистическими тестами «плавающие трубки» и эктоплазму, произведя т. о. революцию в области П. и. и заставив в нек-рых случаях относиться к парапсихол. как к науке.

Правомерность существования парапсихол. все еще подвергается сомнению. С самого начала П. и. приветствовались одними выдающимися психологами (напр. У. Джемсом, Г. Мёрфи) и отрицались другими (напр. В. Вундтом, Д. Хеббом). Эти исслед. пользуются неизменной популярностью у большей части об-ва, в сознании к-рого они связаны с вызывающим нездоровый интерес оккультизмом, что подчас затрудняет деятельность исследователей в области парапсихол.

Парапсихологи имеют обыкновение формулировать свои теории паранормальных явлений в традициях материализма и относят свою деятельность к области квантовой физики или теории обработки информ. в когн. психол. Паранормальные явления рассматриваются теперь не как непосредственное опровержение материалистического взгляда на мир, а лишь как аномалии или необъясненные феномены, к-рые нужно объяснять посредством известных наук.

См. также Оккультизм, Парапсихология, Псевдопсихология, Суеверие

Т. Лихи

Психоанализ (psychoanalysis)

 

Термин П. используется в трех случаях: а) для обозначения слабо связанной совокупности идей о природе челов. разума, в частности, о развитии личности и психопатологии; б) для описания методики терапевтического вмешательства при определенном спектре психол. нарушений и в) для обозначения метода исслед. Все эти 3 аспекта П. были созданы еврейским врачом из Вены, З. Фрейдом (1856—1939) в последние десятилетия XIX в. Он был одним из тех великих мыслителей, к-рые «потревожили сон мира». Как терапия, П. изначально считает своей осн. задачей раскрытие патогенных воспоминаний; это открывает дорогу поиску фантазий, и теорет. переходу от «инстинктов и их пластичности» к распознаванию конфигураций характерных адаптивных паттернов челов. взаимоотношений и труда в конкретном об-ве.

Первая фаза

З. Фрейд совершил свои фундаментальные открытия в контексте тройного кризиса — терапевтического метода, концептуализации клинического опыта и личного. Все 3 кризиса, были, по сути дела, одним и стали необходимыми аспектами открытия в психологии. Подобно тому, как др. гениальный ревизор образа человека, Ч. Дарвин, использовал в качестве своей лаборатории Галапагосские острова, так невропатолог З. Фрейд, находясь под значительным влиянием Ч. Дарвина, использовал свой кабинет для консультаций. «Массовым видом», подлежащим исслед., были гл. обр. женщины со старомодными взглядами, к-рым ставили диагноз «истерия». На Фрейда огромное впечатление произвели работы терапевта Й. Брейера. Позднее он наблюдал за работой невропатологов А.-А. Льебо, И. Бернгейма и Ж.-М. Шарко во Франции, использовавшими гипноз, что укрепило его мнение о том, что терапевтический метод дает лучшие результаты, чем модная тогда электротерапия. Однако в отличие от своих коллег, он убедился, что источник проблемы («забытое психич. содержание») был не просто «отделен» (split off), а «вытеснен» (pushed out) или «утащен вниз» (dragged down), из сферы непосредственного сознавания мощными мотивационными силами. Это было поворотной точкой: сосредоточить внимание на способности челов. психики защищаться от страдания. Первонач. Фрейд назвал этот процесс защитой, а позднее вытеснением. С самого начала он подчеркивал, что вытеснение — это «не предпосылка, а установленный факт».

Оригинальное открытие Фрейдом уровня психич. процессов, недоступных для непосредственного сознавания, но, тем не менее, оказывающих видимое воздействие на поведение и опыт, опирается на это динамическое понятие. Брейер высказал предположение, согласно к-рому между тем, что он называл «гипноидным» психич. состоянием, и бодрствующим сознанием к.-л. связь просто отсутствует. Он считал, что реальная травма — напр. соблазнение девочки ее отцом — происходила в таком гипноидном состоянии психики и «забывалась».

Со временем Фрейд попытался согласовать свою новую модель с более старой, физиолог. теорией. Он был абсолютно убежден в том, что «отщепление» психич. содержании — часто «превращающихся» («converted») в симптомы — в случаях истерии имеет глубокую мотивацию, а не яв-ся всего лишь следствием отсутствия связи между психич. состояниями. Гораздо важнее, чем этиология истерии, для него была растущая убежденность в том, что аналогичные защитные процессы яв-ся тж и частью психологии обычного нормального человека, у к-рого могут отсутствовать симптомы, но к-рый делает оговорки, шутит и к-рому снятся сны.

На протяжении этой первой фазы развития П. (до 1896 г.) Фрейд пришел к смелому, и позднее жестоко оспариваемому заключению о том, что этиология истерии яв-ся психологической, а не «неврологической». Он начал развивать гипотезу о том, что существуют 3 осн. детерминанты истерии: психол. травма, конфликт аффектов и нарушения в сфере сексуальности.

«Психозы защиты» (The psychoses of defense) вышли в свет в 1896 г. Эта статья знаменовала собой начало П., хотя сам Фрейд еще не пустил это слово в обращение. Теория этой первой фазы потерпела крах, когда Фрейд обнаружил, к своему ужасу, что рассказы его пациенток о насилии, учиненном над ними в детстве, были не сообщениями об их реальном опыте, а фантазиями.

Вторая фаза

Вторая фаза психоан. исслед. началась, когда Фрейд отказался от официальных методик гипноза и ввел свой метод свободных ассоциаций. Его пациент, лежащий на кушетке, получал от сидевшего за ним на стуле Фрейда указание говорить обо всем, что придет на ум, без к.-л. цензуры со стороны сознания.

Он использовал этот метод для проникновения в механизмы души, исходя из предположения о том, что если добровольно отказаться от цензуры сознания, то внутреннее сопротивление (это понятие здесь используется не в смысле желания упрямства, а так, как его используют в электротехнике) уменьшится, и т. о. станет возможно познакомиться с «вытесненным» материалом или, по крайней мере, с его производными. Фрейд полагал, что теория П. была попыткой учесть «факты переноса и сопротивления». Именно метод свободных ассоциаций, особенно расшифровку сновидений, Фрейд использовал для самоанализа и позднее в его классическом случае с «Дорой».

Состояния сновидения дают блестящий шанс исследовать различия между процессами логического мышления («вторичными процессами мышления») и алогичными процессами (конденсированными или смещенными) сновидений, шуток и стихотворений.

С самого начала Фрейд пытался возвести здание своей общей теории челов. души на «психол. почве» и освободить теорию от ограничений биологии и неврологии того времени. На самом деле, несмотря на частые поразительные успехи гипнотическо-катартического «лечения словом» на первом этапе своей работы (на к-ром и заканчивается знакомство мн. людей, включ. клиницистов, с П.), Фрейд всегда верил, что его открытия могли бы сыграть более выдающуюся роль в развитии науки, и не быть просто способом терапии.

Во второй фазе развития П., начавшейся примерно в 1897 г. и закончившейся в 1923 г., Фрейд упорно занимался не только вопросами «инстинктов и их превращений», но и центральной проблемой возможного источника той динамической (защитной/ вытесняющей) силы, к-рая регулярно (и у больных, и у здоровых людей) защищает болезненное содержание психики от осознания.

Третья фаза

В период между 1900 и 1923 гг. происходило организационное, теорет. и клиническое расширение психоан. движения. В это же время произошли и осн. его расколы. В своей работе «Толкование сновидений» Фрейд исследует универсальную способность снов «формировать новое единство» из разрозненных элементов, «к-рые во время мышления в состоянии бодрствования мы удерживаем в изолированном состоянии», — т. е. сгущение, или конденсацию. Опять же, тот элемент, к-рый не был следствием сновидных мыслей и «выглядит самой ясной» и т. о. самой важной чертой явного содержания сна (и наоборот), он называл смещением. Эти явления — конденсация, смещение и символизация — характеризуют тот вид мышления, в к-ром нет места формальной логике: это язык и синтаксис поэзии, мифа, магии, мистицизма и психоза — ужасающий первичный процесс. Первичный процесс находится в противоречии с более знакомым вторичным процессом, управляемым законами логики. Позднее Фрейд связал вторичный процесс с «принципом реальности».

В 1923 г. работа Фрейда «Я и Оно» ознаменовала вступление П. в третью фазу. В этой книге Фрейд обсуждал характер и эволюцию Я (Эго). Он утверждал, что когда человек вынужден отказаться от «объекта» (напр. разорвать отношения), это неизбежно вызывает трансформацию в «Я», к-рую можно охарактеризовать только как восстановление такого объекта, напр. как в случае меланхолии.

Что касается функциональной роли Я, центральное значение имеет тот факт, что контроль над формами активности передается ему. Т. о. отношения Я и Оно «напоминают человека верхом на лошади, к-рый должен сдерживать ее превосходящие силы». Существует одно различие, о к-ром часто забывают — «всадник пытается делать это, используя свою собственную силу, тогда как Я использует позаимствованные силы».

Возможностей для проявления воли или выбора практически нет. Более того, хотя нек-рые независимые истоки развития и приписываются Я, все же не существует эволюционного и систематического (эпигенетического) базисного плана биопсихологической природы.

Только после 1926 г. Фрейд отказался от идеи о том, что Я (защитные, исполнительские и адаптивные функции) абсолютно подчиняется Оно (влечениям).

Фрейд рассматривал развитие Идеал-Я и Сверх-Я — грубо говоря, совести или бессознательного чувства вины — только как защитную интернализацию, идентификацию с отцом у мальчика, добавляя в примечаниях: «Возможно, безопаснее говорить, "с родителями"», и признавая «конституциональную бисексуальность каждого индивидуума». Когда мальчик воспринимает своего отца как препятствие к осуществлению детского желания (запрещенного) по отношению к своей матери, Я укрепляется (отсюда и название «Сверх-Я»), помогая произвести вытеснение «путем возведения таких же препятствий внутри себя». Чем интенсивнее исходный конфликт, тем строже впоследствии господство Сверх-Я над Я — в форме совести или, возможно, бессознательного чувства вины.

Сложной задачей функционирования Я яв-ся осуществление посредничества (и обеспечение отсроченного действия) между не допускающими возражений требованиями влечений (Оно), нравственными или религиозными ограничениями (Сверх-Я) и реальным миром.

Юнг (1875-1961)

В 1906 г. Фрейд, к-рому тогда было почти 50 лет, получил в качестве подарка отчет Карла Юнга о его экспериментах по словесным ассоциациям, глубоко созвучным П.. В эксперим. психопатологии К. Юнг ввел термин «комплекс» в качестве связующего звена между аффектом и идеей. В течение следующих 7 лет (1906—1913), несмотря на протесты таких ведущих венских психоаналитиков как А. Адлер и В. Штекель, Юнг стал признанным политическим лидером психоан. движения и несомненным наследником Фрейда. Поворотный момент в отношениях между Юнгом и Фрейдом наступил в 1912 г. В это время Фрейда уже начало серьезно беспокоить то обстоятельство, что мысли Юнга все больше обращались на религию, мистицизм и мифологию, утрачивая, но его мнению, былую ясность. Непосредственные сообщение бывших пациентов Юнга убедили Фрейда в том, что основы П. (сопротивление и перенос) были отвергнуты ради туманных обсуждений «архетипов» и «коллективного бессознательного».

Адлер (1870-1937)

Психоаналитики Вены объединились, протестуя против того, что Фрейд сделал Юнга лидером их движения. Самым выдающимся мятежником был Альфред Адлер, о к-ром Фрейд в молодости имел очень высокое мнение. Верность Адлера идее о психол. эффектах органической неполноценности привела Фрейда к выводу о том, что Адлер в скором времени покинет с трудом завоеванную территорию существования бессознательных психич. процессов и демонических влечений. Адлер рассматривал агрессивные побуждения как источник энергии в тех случаях, когда люди компенсируют свою неполноценность, и разработка этого тезиса обусловила его разрыв с Фрейдом.

К тому времени когда Фрейд причислил агрессивный инстинкт к инстинкту смерти (Танатосу), противоположному инстинкту жизни (Эросу), Адлер больше не занимался инстинктами. Он считал агрессивные влечения и жажду власти осн. средствами защиты и адапт. Фрейд признавал, что Адлер, несомненно, привнес «что-то новое в П.».

Четвертая фаза

К середине 30-х гг. XX в. неявно подразумевавшаяся концепция Фрейда об относительной автономии Я от влечений — и его интегрирующей функции — получила четкие очертания. За 10 лет до этого Фрейд в своей работе «Психология масс и анализ человеческого Я» обратился к проблемам внешней (соц.) реальности.

В 1939 г. Гейнц Гартманн опубликовал эссе «Психология Я и проблема адапт.» (Ego psychology and the problem of adaptation), в к-ром осн. внимание уделил «процессам и рабочим методам психич. аппарата, к-рые ведут к адаптивным достижениям».

К 1936 г. осн. теорет. нити П. были вплетены в американскую психиатрию усилиями Г. С. Салливана. Лишение самоуважения стало для него осн. проблемой и — из-за его психоан. исслед. шизофренических процессов — его прозвали «теоретиком одиночества».

Значение вклада терапевта в транзакцию с пациентом (контрперенос) лишь мельком было упомянуто Фрейдом (1910, 1915). Г. С. Салливан, вслед за Ш. Ференци, утверждал, что величайший вклад Фрейда заключается в «постулировании бессознательного», добавив в 1937 г. «наблюдатели, к-рые становятся все пристальнее в своих наблюдениях, должны плакать». Под влиянием У. А. Уайта и швейцарского психобиолога А. Манера, Салливан решительно отошел от ортодоксального П., обратившись к «американской» психиатрии.

Карен Хорни (1885—1952), подобно Салливану, главный акцент делала на соц. (межличностном), и, предпочитая генетические объяснения, она поставила в центр своей терапии «здесь и сейчас». Как и Салливан, Хорни принижала значение теории инстинктов и сексуальности и, наряду с Э. Эриксоном, хотя и не столь систематически, рассматривала людей конфигурационно (configurationally). Осн. областью ее интересов была не теория, а терапия. Она занималась Я-образом и структурой характера, обусловленными соц. орг-цией. Она утверждала, что обеспечение безопасности, осуществляемое людьми, носит как защитный, так и приспособительный характер.

Э. Эриксон (1902-1992)

Эрик Эриксон пошел значительно дальше Фрейда. Он возродил традиции Фрейда благодаря своим систематическим попыткам постичь одновременное взаимодействие и эволюцию функционирования тела, души и об-ва на протяжении всей жизни человека и в процессе смены поколений.

Биопсихосоциальная модель Эриксона служит центральной позицией для различных теорий объектных отношений, равно как и нарождающихся в большом количестве систем и психологии Я. Весь этот массив наблюдений на протяжении мн. лет оставался за пределами теорет. интересов психоан. Эго-психологии. Клиницисты, разумеется, использовали все эти идеи в своей работе.

Резюме

Хотя популярность П. как метода исслед., терапии и теории идет на спад за пределами психоан. кругов, осн. положения совершенной Фрейдом революции, так же как и последовавшей за этим ревизии, начиная с конца XIX в. постепенно вошли в осн. русло не только психологии и психиатрии, но и общественных и гуманитарных наук, педагогики и истории. К этим положениям относятся.

1. Постулат об уровне психич. процессов, недоступных непосредственному сознаванию, но оказывающих видимое воздействие на опыт и поведение.

2. Понятие психол. защиты от страдания, уводящей психич. содержания от осознания и ищущей альтернативные решения.

3. Биопсихосоциальная и эпигенетическая перспектива, согласно к-рой от начала и до конца жизненного цикла (как и в череде поколений) «я» и «мы» (Я идентичность и групповая идентичность) яв-ся продуктом одновременной эволюции тела, разума и об-ва.

4. Представление о том, что наряду с челов. склонностью к конфликтам, существует потенциал для творческого синтеза, к-рый служит не только выживанию, но и подлинной адапт.

5. За принципом удовольствия стоит принуждение к повторению, к-рое означает настойчивые попытки активно управлять тем, что было (болезненно) пассивно пережито.

Исходя из того, что революционные преобразования Фрейда привели к взаимопроникновению психологического, технологического и политического в соц. жизни людей, совр. биопсихосоциальная теория делает возможным изучение не только инноваций в терапии, но и альтернативных способов разрешения внутренних конфликтов, межличностных и коллективных.

См. также Эриксонианские стадии развития, Теория Хорни, Теории личности, Психоаналитические стадии, Интерперсональная теория Салливана, Теоретическая психология

М. Бренман-Гибсон

Психоаналитические стадии (psychoanalytic stages)

 

Психоаналитические, или психосексуальные стадии — это стадии психосексуального развития, постулированные Фрейдом для объяснения развития личности через изменения биолог. функционирования индивидуума. Фрейд полагал, что центральной темой, проходящей через развитие личности, яв-ся продвижение полового инстинкта через 4 универсальные стадии — оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Две последние П. с. отделены друг от друга латентным периодом, к-рый, строго говоря, не следует воспринимать как отдельную стадию. Фрейд придавал решающее значение первым трем стадиям, получившим название прегенитальные стадии, в формировании структуры взрослого характера.

Оральная стадия

Во время оральной стадии психосексуального развития, к-рая приходится на 1-й год жизни, осн. эрогенной зоной яв-ся рот. Благодаря действиям, связанным со ртом — сосанию, глотанию и кусанию, — младенцы получают свой первый постоянный источник удовольствия, и т. о. роговая область становится точкой зачаточного психосексуального удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной фазе (вонзание зубов), отмечаемая по активности, связанной с укусами и жеванием, может привести к развитию желчно-саркастической, склонной к спорам и враждебной взрослой личности.

Анальная стадия

На протяжении 2-го и 3-го годов жизни осн. эрогенной зоной яв-ся анус. Детей на этой стадии учат получать значительное удовольствие от временных задержек. Однако с момента начала контролируемого родителями приучения к горшку удовольствие ребенка наталкивается на жесткое сопротивление соц. ограничений, и т. о. могут происходить различные фиксации. Отражая предположение о важности опыта раннего детства в формировании личности, фрейдисты полагают, что такой метод приучению к отправлению естественных надобностей прокладывает путь для развития продуктивности и творчества взрослых.

Фаллическая стадия

Гениталии становятся главной эрогенной зоной во время фаллической стадии психосексуального развития, к-рая приходится на 4-й и 5-й года жизни ребенка. Во время этой стадии детей можно застать за изучением их половых органов и мастурбацией, у них проявляется интерес к вопросам, имеющим отношение к рождению детей и сексу. Однако еще важнее то, что этот период жизни служит сценой, на к-рой разыгрывается самая решающая психол. драма детства — Эдипов комплекс. Фрейд придерживался мнения, что каждый ребенок бессознательно желает обладать своим родителем противоположного пола и одновременно избавиться от родителя своего пола.

Фрейд полагал, что мальчик испытывает сильный конфликт между своим неодолимым влечением к матери и страхом возмездия со стороны отца. В особенности маленький мальчик боится, что отец обнаружит его сексуальные желания и накажет, отрезав ему пенис. Этот страх в психоан. теории получил название страха кастрации.

Считается, что маленькая девочка на фаллической стадии обнаруживает, что, в отличие от своего отца, она лишена пениса. За этим анатомич. открытием у нее возникает немедленное желание иметь пенис — это желание в психоан. теории наз. завистью к пенису. Зависть к пенису у девочек является грубым психол. эквивалентом страха кастрации у мальчиков. В теории Фрейда зависть к пенису и страх кастрации объединяются под названием комплекса кастрации.

С т. зр. теории психоан., неудачная попытка разрешить Эдипов комплекс и непреодоленные эдипальные чувства лежат в основе множества психол. нарушений.

Генитальная стадия

Как только разрешается Эдипов комплекс, предполагается, что ребенок вступает в латентный период (продолжающийся примерно от 6 до 12 лет), во время к-рого половой инстинкт в каком-то смысле дремлет, а психич. энергия направляется на несексуальные виды деятельности, напр. на обучение в школе и занятия спортом. Однако с наступлением пубертата (периода полового созревания) генитальная сексуальность пробуждается вновь, и начинается генитальная стадия психосексуального развития, продолжающаяся от периода полового созревания до самой смерти. Во время генитальной стадии нарциссические стремления в значительной степени трансформируются и сливаются с поиском гетеросексуальных отношений, включающих в себя взаимное удовлетворение. Т. о. тип взрослой генитальной личности, успешный продукт психосексуального развития, в теории психоан. характеризуется способностью к зрелой гетеросексуальной любви, заботливым отношением к другим и продуктивной жизнью в об-ве.

См. также Психоанализ

Д. Зиглер

 

Психодрама (psychodrama)

 

П. — метод психотер., разработанный Якобом (Джекобом) Морено. В рамках этого подхода используются театральные приемы, при помощи к-рых клиент разыгрывает сцены и роли из прошлой, настоящей или будущей жизни в стремлении более глубоко понять происходящее и достичь катарсиса.

Морено твердо верил в то, что терапевтическая ценность разыгрывания чьих-то проблем превосходит ценность простого разговора о них. Т. о. его метод стимулирует клиента к активности, личной интеракции и встрече, выражению эмоций в настоящий момент и пробе реальности. Эта встреча (encounter особое понятие у Морено) происходит в контексте «здесь и сейчас» вне зависимости от того, относится ли разыгрываемая роль к событиям прошлого или предвосхищаемого будущего. Морено считал непосредственность и креативность базисными характеристиками здорового и бодрого человека.

П. — активный и мощный метод терапии. Работа с проблемой из прошлого или ожидаемого будущего так, как если бы конфликт происходил в настоящий момент, обычно вызывает сильные чувства. Этот процесс имеет целью получение корректирующего эмоционального опыта; благодаря центрированным на настоящем моменте игровым действиям и опыту происходит катарсис, часто сопровождающийся повышением уровня инсайта. Предвосхищаемые события разыгрываются в настоящем, чтобы дать клиенту возможность глубже осознать наличие всего спектра выборов, к-рые он может сделать.

Психодраматический метод имеет 5 осн. компонентов: сцена, режиссер, протагонист (исполняющий главную роль), вспомогательные эго, и публика.

Психодраматический процесс состоит из трех фаз: а) фазы разминки (разогрева), б) фазы действия и в) фазы обсуждения. Морено писал о необходимости периода разогрева, предназначенного для того, чтобы создать у участников готовность к переживанию. Руководитель группы играет ключевую роль в обеспечении этой готовности и мотивации, необходимой для обсуждения проблем реальной жизни в личном аспекте. В этой фазе процесса участники должны убедиться в безопасности рабочей обстановки и создать атмосферу взаимного доверия. Технические приемы, обеспечивающие разогрев, сами по себе менее важны, чем их цель; все, что способствует повышению взаимного доверия в группе служит полезным инструментом в этой начальной фазе.

Фаза действия состоит из разыгрывания и проработки прошлой или текущей ситуации либо ожидаемого события. Режиссер использует разнообразные театральные приемы для руководства протагонистом, исследующим новую территорию и получающим новое понимание без того, чтобы оказаться ошеломленным. Действие прекращается после завершения сюжета и получения катарсиса и инсайта. Третья фаза П. — шеринг (sharing), обсуждение и последействие — представляет собой попытку интегрировать и осмыслить полученный в действии опыт. Остальные члены группы приглашаются к тому, чтобы обменяться личными впечатлениями и рассказать, какое значение для них имел этот сеанс.

В фазе действия П. используется много специфических технических приемов, к-рые не яв-ся самоцелью, а лишь способствуют спонтанному выражению эмоций. Стандартные приемы П. это: обмен ролями, дублирование и множественное дублирование, «зеркало», «волшебный магазин», представление будущего и работа со сновидениями.

Ключом к успеху П. яв-ся сензитивность (восприимчивость и способность к быстрому реагированию) и профессиональная компетентность режиссера. Хотя П. может быть мощной формой терапевтического вмешательства, к-рая ведет к высвобождению эмоций и более глубокому пониманию себя и, следовательно, к конструктивным изменениям поведения, она тж потенциально чревата серьезными отрицательными последствиями для участников.

См. также Групповая психотерапия, Психотерапия

Дж. Кори

 

Психокинез (psychokinesis)

 

П. — это термин, к-рый обычно используется в парапсихол. для обозначения якобы существующих эффектов мысленного воздействия на физ. события через еще не установленные наукой процессы. Вера в возможность существования П. находит отражение в различных аспектах мировых религий, в традициях мн. об-в дописьменного периода развития и в обыденном мышлении значительной части людей во всем мире. Люди, чей образ мысли во многом сформировался под влиянием науки, склонны считать П. невозможным или настолько маловероятным, что ему не стоит уделять серьезного внимания.

Дж. Б. Райн был, очевидно, первым, кто использовал научные методы в большой исследовательской программе проверки возможности реализации П. Серия экспериментов, к-рые он провел или к-рыми руководил в 1930-х гг., привела его к заключению, что нек-рые люди способны оказывать слабое, но устойчивое влияние на то, каким образом выпадают игральные кости. Подобное заключение было сделано и относительно психокинетического эффекта расположения — т. е., возможности влиять на то, где остановятся кости. В 1960-х и 1970-х гг. большинство экспериментов касалось возможности влиять на генераторы случайных событий, рандомизация к-рых зависит от распада радиоактивных веществ. Они тж привели к выводу о наличии у нек-рых людей способности воздействовать на этот процесс весьма существенным образом, однако это воздействие не поддавалось повторению. Менее успешными оказались эксперименты, направленные на изучение исключительного психокинетического воздействия, к-рое якобы могут оказывать незаурядные личности.

См. также Экстрасенсорная перцепция (сверхчувственное восприятие), Колдовство

И. Л. Чайлд

 

Психолингвистика (psycholinguistics)

 

П. — сравнительно молодая дисциплина, к рая занимается изучением психол. последствий владения языком. Психологи потратили годы, пытаясь примирить структурную лингвистику с теориями научения, для чего использовались методики словесных ассоциаций, синтаксический анализ слева направо и статистическая интерпретация частоты и порядка слов в речи.

Влияние теории Хомского

Говорящий на любом языке человек способен построить и понять неограниченное количество грамматически правильных предложений и, к тому же, способен определить, яв-ся ли любое конкретное предложение грамматически правильным, даже если оно ему совершенно незнакомо. По мнению Н. Хомского это означает, что люди обладают врожденной способностью порождать грамматически правильные предложения, и что эта способность не яв-ся результатом предшествующего опыта.

За поверхностной структурой разговорного языка скрывается глубинная структура, состоящая из набора правил, обеспечивающих порождение всех возможных грамматически правильных предложений. Нек-рые из этих правил специфичны только для данного конкретного языка, но есть и базовые правила, общие для всех языков, и потому можно говорить об «общей грамматике», тесно связанной со структурой разума, а тж с природой человека и его биолог. основами. Благодаря этому «природному» качеству общей грамматики и тому обстоятельству, что ребенок обладает механизмом овладения языком (МОЯ), делающим возможным анализ слышимой языковой продукции согласно формальным правилам, ребенок развивает языковую способность. Т. о. теория Хомского представляет собой нативистскую теорию, и в этом своем качестве противостоит не только эмпиризму, к-рый исповедуют бихевиористы, но и осн. теорет. представлениям совр. психологии.

Новые тенденции

Нек-рые психологи, вдохновленные Хомским, задались целью доказать, что дети с момента произнесения первых фраз обладают набором согласованных правил, к-рыми можно объяснить всю их вербальную продукцию, и что эта первичная грамматика развивается по законам внутренней логики до тех пор, пока не совпадет с грамматикой взрослых. Принимая во внимание, что изучение языка ребенка традиционно носило описательный характер или имело своей целью только объяснение происхождения и смысла слов, этот новый подход вначале показался перспективным и продуктивным. Однако вскоре стала очевидна и его ограниченность. Нет ничего удивительного в том, что исследователи постепенно отказались от методологических ограничений, связанных с необходимостью рассматривать вербальный язык детей в его реальном контексте, т. е. в поведенческой и коммуникативной ситуации.

Помимо процессов кодификации и формальных правил синтаксиса, сфера интересов П. охватывает физиолог. основы языка, возможности вербальной коммуникации между животными, роль языка в поведении, отношения между языком и мышлением, и проблему смысла.

См. также Когнитивная сложность, Процессы коммуникации, Языковое развитие

М. Сигуан

 

Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья (psychologists as mental health consultants)

 

Обычно академическая и эксперим. подготовка психологов проходит в контексте психич. здоровья и/или психол. процессов. Та глубина, с к-рой изучаются специальные дисциплины, соотносится с выбранной психол. специализацией. В целом, полная психол. подготовка включает в себя знакомство с личностной динамикой, челов. взаимоотношениями, организационными навыками, навыками реагирования на проблемы др. людей, навыками теорет. работы и оценкой способностей.

От консультантов ожидают, что они поддерживают, выносят решения и предлагают направление для действий. Попутно от них ожидают представления материала в дидактической манере и обращения к проблемам, относящимся к групповому процессу.

Главной целью яв-ся достижение высокого уровня доверия. Некоторые центральные темы включают в себя оценку логичности сообщений о причине (причинах) обращения к консультанту, рассеивание мифов и фантазий насчет намерений консультанта и проявление интереса к тому, чтобы получить сведения об этом процессе и сориентироваться в нем. Мерой уровня доверия вполне может быть чувство доверия, испытываемое в обозначенной ситуации. Полезно также определить, кто станет тем лицом, с к-рым консультант установит первый контакт.

Консультант по вопросам психич. здоровья несет ответственность за определение как краткосрочных, так и долгосрочных целей и задач. Это обычно происходит в процессе встреч с ключевыми фигурами, в ходе к-рых определяется контекст и необходимая информ. Укреплению доверия к роли консультанта по психич. здоровью способствует план действий для достижения этих целей и задач. Эти планы стоит разрабатывать достаточно гибко, чтобы быть готовым откликнуться на те первоочередные потребности орг-ции.

Что касается содержания специальных знаний консультанта по психич. здоровью, они лежат в его сфере специализации. Не менее важны сензитивность и мастерство консультанта при использовании и передаче своих знаний.

См. также Лидерство и руководство, Подготовка руководящих кадров

С. Кардан

     

         

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 

     

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

 

Статьи

Все техники и практики 

Музыка для медитаций и расслабления

Вопросы и ответы

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

.

  Твоя Йога Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz