Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.
|
||
Психологическая энциклопедия |
||
Доска бесплатных объявлений. Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!
Наш форум – самый полезный эзотерический форум. Интересно и познавательно. Зайди, задай вопрос или поделись своим мнением! Для нас всё важно. |
Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах (Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
Операциональное определение (operational definition)
Немногие вопросы в области научной коммуникации были связаны с таким количеством споров, какие вызвала тема О. о. Психологи внесли свою лепту как в прояснение, так и в запутывание данного вопроса, и эта статья очерчивает ряд принципиальных аспектов, к-рые им необходимо принимать во внимание. Операционализм. Возникновение операционализма связано с именем профессора Гарвардского университета, физика П. У. Бриджмена, к-рый, чтобы понять, почему такие фундаментальные физ. понятия, как расстояние, пространство и время, подверглись в теории относительности столь кардинальному пересмотру, изучил историю их использования в физ. науке до Эйнштейна. Бриджмен пришел к выводу о том, что традиционные Ньютоновы определения содержали избыточные смыслы, не связанные с реальными физ. измерениями определяемых величин (напр., допущение об абсолютной шкале времени); именно подобная избыточность и явилась причиной того, что Эйнштейну понадобилось радикальным образом переформулировать эти понятия. Бриджмен предположил, что для устранения подобных преград на пути развития теорет. физики необходимо предъявлять более жесткие требования к определению понятий. Суть его предложения заключалась в следующем: понятия должны определяться строго в терминах тех операций, к-рые используются для измерения того, что они обозначают. По собственному выражению Бриджмена, «понятие — это синоним соответствующего набора операций». По мнению Бриджмена, ничто не является таким простым и однозначным, каким кажется с первого взгляда. Со временем он позволил себе несколько тактических отступлений от своей первоначально монолитной позиции, таких как признание временной допустимости «бумажных» (еще не реализованных аппаратно) операций и полезности абстрактных понятий. Идея о том, что значение всех понятий должно быть ограничено только необходимыми операциями, лежащими в их основе, сразу же привлекла психологов. С. С. Стивенс довольно рано начал пропагандировать Операционализм в психологии. Он был достаточно осторожен и отмечал, что О. о. понятий — всего лишь формализация методологии, к к-рой всегда прибегали все настоящие ученые, включ. и психологов. К сожалению, сбалансированная позиция Стивенса была недостаточно убедительной для того, чтобы стать нормой. Возможно, единственным фактором, имевшим самые отрицательные последствия, стала переоценка операционального идеала, прежде всего применительно к ситуациям, в к-рых полностью О. о. психол. понятий были — и это ни у кого не вызывало сомнений — недостижимы даже в первом приближении. Кроме того, непоколебимая позиция тех, кто понимал Операционализм как нечто более «грандиозное», чем он был на самом деле, привела к перегрузке фундаментального методологического принципа, каким по существу являлся Операционализм, значительно менее релевантными проблемами разного рода. Конечным результатом явилось то, что этому кардинальному принципу было уделено значительно меньше внимания, чем он того заслуживал. Хорошим примером коммуникационных трудностей, ожидающих неподготовленного пользователя или читателя, является слово «фрустрация» (frustration). Даже без учета последующих осложнений, вносимых теорет. нюансами, это слово употребляется по меньшей мере в трех различных значениях, к-рые обычно — хотя и не всегда — четко разграничиваются: а) для обозначения блокирующего воздействия, к-рое мешает мотивированному организму достичь цели или продолжать целенаправленное поведение; б) для обозначения поведения, к-рое возникает в тех случаях, когда ориентированный на достижение цели организм сталкивается с таким блокирующим воздействием; в) для обозначения гипотетического внутреннего процесса, к-рым предположительно объясняются наблюдаемые поведенческие реакции на блокирующее воздействие. Никакие дискуссии по поводу операционализма, сколько бы раз они ни возобновлялись, не могут пренебрегать тем фактом, что психологи слишком часто не способны адекватно общаться друг с другом просто в силу вольного определения и неоднозначного использования осн. терминов. Следует подчеркнуть некоторые принципиально важные положения. Во-первых, О. о. понятий не подчиняются закону «все или ничего»; скорее можно говорить о континууме операциональной ясности определений, т. е. о том, в какой степени удалось исключить в них неопределенность и избыточные значения. Во-вторых, чтобы полная операциональная ясность оставалась в поле зрения ученого на протяжении всего теорет. или эксперим. исслед., она должна быть объективной; факт примирения с неоднозначностью должен рассматриваться во многих ситуациях как необходимость, но, следует надеяться, не как постоянно действующий фактор. Важно также, чтобы общающиеся между собой ученые открыто признали нынешнее состояние дел вместо того, чтобы игнорировать его и просто скользить по поверхности. В-третьих, не следует вторгаться в вопросы, касающиеся существа уже определенных понятий, и смешивать их с преимущественно методологическими критериями, связанными с О. о. В-четвертых, следует надеяться, что осознание важности этих соображений улучшит ситуацию в том, что касается ясности определений, и в конечном итоге будет способствовать развитию теорет. основ психол. науки. Подобный позитивный подход к проблеме дефиниций также должен помочь психологам избавиться от семантической трясины, в к-рой до сих пор вязнут многие из ключевых понятий. См. также Теория коммуникации, Общие системы, Логический позитивизм, Каноны Милля М. Маркс Описательная психология (descriptive psychology)
Происхождение термина О. п. исторически связано в первую очередь с именами двух немецких философов — Ф. Брентано и В. Дильтея, причем на разных этапах своей научной карьеры оба ученых вкладывали в него разный смысл. После непродолжительного периода забвения методы описательного и качественного анализа вновь становятся объектом повышенного внимания психологов. По мнению Брентано, О. п. ограничивает свой предмет только внутренними перцепциями. Как Тео де Бур пишет в своей статье «Описательный метод Франца Брентано» (The descriptive method of Franz Brentano), в начале своей научной карьеры Брентано считал О. п. исключительно подготовительным этапом общей психологии, на к-ром раскрывается и проясняется то, что находится в душе человека, с тем чтобы генетическая психология могла установить причинные законы одновременности и последовательности. В дальнейшем О. п. трансформировалась для Брентано в самостоятельную отрасль знания, к-рую он намеревался превратить в основу таких нормативных наук, как логика и этика. Именно эти представления Брентано и повлияли на Э. Гуссерля, к-рый тж начал с идеи О. п., однако позднее переименовал ее в феноменологию, к-рую он намеревался сделать научным фундаментом филос. знания. В своей статье «Мысли об описательной и расчленяющей психологии» (Ideas concerning a descriptive and analytic psychology) Дильтей проследил идею описательной науки от X. Вольфа и Э. Канта, подчеркивавшего разницу между описательным и объяснительным методами, до Т. Вайца, к-рый наметил примерную комплементарную программу дескриптивной и объяснительной психологии и идеи к-рого Дильтей подверг дальнейшей переработке. Изначально Дильтей рассматривал психологию как основу всех наук о чел. Однако подходы и содержание совр. ему психологии, созданной и развивавшейся благодаря трудам Гербарта, Фехнера и Вундта, были столь ограниченными, что Дильтей обратился к идее О. п. как источнику информ. о фактах сознания именно в том виде, в каком оно их обнаруживает, а не в виде реконструкций гипотетических элементов, что пыталась предложить объяснительная психология. Вместо этого О. п. в качестве своего объекта выбирала «взрослого человека с развитой психической жизнью», к-рую надлежало «охватить, описать и проанализировать во всей ее полноте». Исходя из этого, можно увидеть, что Брентано и Дильтей по-разному понимали сущность О. п. Брентано (в начале своей ученой карьеры) рассматривал О. п. как необходимый этап развития психологии, впоследствии дополняемый объяснительной психологией, тогда как Дильтей противопоставлял одну систему другой. В дальнейшем в своей трактовке О. п. Брентано приблизился к т. зр. Дильтея (к идее о самостоятельной науке, играющей роль основы нормативных наук), однако определенные различия в их интерпретациях все же существуют, отражая различия в мировоззрении этих двух философов. На более поздних этапах своей карьеры Дильтей уже выражал сомнения в том, что даже такая наука, как О. п., на самом деле может служить основой для всех наук, изучающих чел. О. п. по сей день яв-ся растяжимым понятием, но его толкование больше не ограничивается его ист. смыслами. Его осн. значение состоит в том, что психич. явления должны описываться в том виде, как они переживаются и эксплицитно выражаются. Феноменологические инсайты вывели О. п. за границы сферы внутренней перцепции (внешние перцепции, понимаемые как «присутствия», могут также описываться), а давление конкретных проблем привело к определенным прорывам в методологии (были разработаны чисто качественные и интерпретативные методики). См. также Объективная психология, Философия науки А. Джорджи Опросник депрессии Бека (Beck depression inventory)
Опросник депрессии Бека (BDI) разраб. в качестве стандартизованной меры глубины депрессии. Его пункты осн. на наблюдениях аттитюдов и симптомов, характеризующих депрессивных пациентов. Поскольку было обнаружено, что количество сообщаемых симптомов напрямую связано с глубиной депрессивного состояния, в опросник вошли все значимые симптомы и аттитюды, ассоциирующиеся с депрессией. В опроснике они представлены 21 категорией симптомов и аттитюдов: грусть (sadness), пессимизм (pessimism), чувство провала (sense of failure), неудовлетворенность (dissatisfaction), вина (guilt), чувство кары (sense of punishment), неприязнь к себе (self-dislike), самообвинения (self-accusations), суицидальные мысли (suicidal ideation), периоды плача (crying spells), раздражительность (irritability), уход от контактов с другими (social withdrawal), нерешительность (indecision), искаженный образ тела (distorted body image), застой в работе (work inhibition), нарушение сна (sleep disturbance), быстрая утомляемость (fatigability), потеря аппетита (loss of appetite), потеря веса (weight loss), озабоченность соматическими симптомами (somatic preoccupation) и утрата либидо (loss of libido). См. также Депрессия, Измерение Дж. К. Локвуд Опросник поведенческого здоровья Миллона (Millon behavioral health inventory)
Методологическая основа О. п. з. М. (MBHI) — теория личности, сформулированная Теодором Миллоном. Опросник предназначен для оказания помощи психологам, врачам и др. специалистам в области здравоохранения, к-рые имеют дело с физически больными людьми и пациентами, относящимися к сфере компетенции поведенческой медицины. MBHI предоставляет информ., относящуюся к типичному стилю совладающего поведения и аттитюдам пациента к болезни и лечению, наряду с др. психол. тенденциями, такими как уступчивость, к-рые зачастую оказывают влияние на течение болезни или реакцию пациента на предписания врачей. MBHI включает 150 формулировок самоописаний, требующих от респондента ответов в форме «верно/неверно»; проводится примерно 20 минут. См. также Поведенческая медицина Т. Миллон Опросники (questionnaires)
О. — это анкеты, используемыми исследователями для сбора различного рода информ. от отвечающих на них людей. Как правило, они предполагают самостоятельную работу респондента, в связи с чем их называют схемами «самоотчета». Как таковые они сходны с интервью. К преимуществам О. относятся сравнительно низкие затраты на сбор данных, свобода от предубеждений со стороны интервьюера, возможность опросить одновременно большое количество людей, испытываемое респондентами (при определенных условиях) чувство анонимности, предоставляемая респонденту свобода в распределении времени на ответы, возможность напрямую связывать вопросы исслед. и рез-ты опроса, а тж легкость кодирования данных и их анализа в целях интерпретации рез-тов. Осн. недостаток О. связан с «коэффициентами отдачи»: зачастую лишь малая часть тех, кого намеревались опросить, в рез-те заполняет О., и эти последние могут не быть репрезентативными представителями интересующей популяции. Кроме того, респонденты могут не вполне честно отвечать на вопросы или допускать ненамеренные искажения при ответах. Др. недостаток части О. заключается в том, что люди могут записывать ответы, к-рые на самом деле не связаны с соотв. вопросом. К тому же мн. американцы не могут достаточно хорошо читать и писать, чтобы заполнить О. О. используются как в фундаментальных, так и в прикладных психол. исслед. В прикладных исслед. О. часто применяются в оценках программ, профессиографическом анализе, оценке потребностей и маркетинговых исслед. Большинство описаний поведения, содержащихся в О., отражают «типичное поведение». Кроме того, поскольку исслед., в к-рых используются О., яв-ся преимущественно корреляционными, они не позволяют выявлять причинно-следственные связи. Типы опросников. Большинство О. состоят из множества вопросов или утверждений. Утверждения часто используются для того, чтобы определить степень согласия/несогласия респондентов с данной мыслью, понятием или т. зр. Вопросы м. б. двух осн. типов: предполагающие свободный ответ или выбор ответа из предложенных. Главное преимущество выбора ответа в том, что такие ответы можно легко перенести в файлы компьютера с помощью клавиатуры или оптического сканера для последующего анализа данных. Свободные ответы, в свою очередь, сначала должны быть классифицированы, обработаны и закодированы. Кроме того, респонденты могут посчитать, что эта работа может потребовать от них чрезмерных усилий, и поэтому отказаться отвечать или давать короткие и неадекватные ответы. Конструирование опросника. Проведение исслед. с помощью О. предполагает определенную последовательность шагов: 1. Определение целей исслед. 2. Проектирование самого О. 3. Составление О. 4. Редактирование О. 5. Разраб. инструкций для применения О. 6. Предварительная проверка О. 7. Исправление и повторное редактирование О. 8. Разраб. плана выборочного обследования с помощью О. 9. Проведение опроса/сбор данных. 10. Анализ данных. 11. Описание рез-тов. Ниже кратко комментируются только первые шесть из этих шагов. Чрезвычайно важной задачей яв-ся тщательная детализация целей исслед.; такая работа позволяет устранить лишние пункты из О. и тем самым повысить коэффициент отдачи. Эти цели затем операционализируются в процессе проектирования и разраб. текста О. Т. Дж. Бучард говорит о наличии ряда «правил большого пальца», осн. как на исследовательских данных, так и на опыте, позволяющих улучшить принятие решений на этой стадии. Эти правила связаны со следующими действиями: по возможности использовать группы респондентов на максимальном числе шагов разраб. О.; избегать двусмысленности и неопределенности любой ценой; ограничивать формулировки вопросов единственной идеей; добиваться максимальной краткости пунктов; формулировать вопросы на уровне владения языком в целевой популяции респондентов; по возможности использовать вопросы, предполагающие выбираемый, а не свободный ответ; реализовывать процедуры, позволяющие снижать влияние соц. желательности и др. типов реакций. К редактированию следует привлекать как специалистов по конструированию О., так и представителей популяции респондентов. В дополнение к этому, проверки «читаемости» О. позволяют убедиться, что формулировки в тексте соответствуют образовательному уровню респондентов. Порядок вопросов в О. (или при устных опросах) имеет большое значение и должен быть тщательно продуман. О. желательно снабдить не только инструкциями, но и введением. Если предполагается проведение опроса по почте, в индивидуальный комплект О. следует включить пустой конверт с марками и вписанным обратным адресом. Предварительная проверка О. яв-ся чрезвычайно важным шагом процедуры разраб. Интервьюирование или письменные комментарии респондентов могут вскрыть потенциальные трудности, к-рых можно избежать в дальнейшем. Вопросы, связанные с анализом данных, невозможно детально рассмотреть в краткой статье. Однако способы анализа, применяемые для др. психол. измерений (корреляции между пунктами, надежности и валидности), часто подходят для О. Обеспечение адекватной и непредубежденно относящейся к опросу выборки, вероятно, представляет собой наибольшую проблему в исслед. с применением О. Проблема неполученных ответов имеет две стороны. Во-первых, мн. респонденты не отвечают на О. Вместе с тем респонденты, не отвечающие на вопросы, зачастую отличаются от тех, кто отвечает. Здесь могут помочь нек-рые стратегии повышения коэффициента отдачи, напр., продуманные формулировки просьб и предложения небольших вознаграждений. Др. стратегия состоит в интервьюировании случайной выборки респондентов, не ответивших в ходе опроса. К. Ф. Гейзингер Опросы общественного мнения (opinion polls)
Можно проводить различие между двумя типами О. о. м. — в одном точность рез-тов опроса может оцениваться на основе последующего события; в др. собираются мнения, но рез-ты м. б. проверены только путем оценки их внутренней согласованности или при помощи др. опроса. Преимущественными примерами первого типа служат предвыборные прогнозы; к примерам второго типа относится изучение текущего отношения в об-ве к таким проблемам, как налогообложение, аборты, ограничение ядерных вооружений и контроль иммиграции. Официальные референдумы в отношении к.-л. общественной проблемы проводятся крайне редко. Это означает, что опросы, в к-рых респонденты занимают четко выраженные позиции по актуальным проблемам, служат для членов законодательных органов важным средством выяснения мнений и желаний их избирателей. По-видимому, соц. значение О. о. м. состоит в том, что он служит противоядием групп. давлению, поскольку грамотно — с научной т. зр. — проведенный опрос позволяет получать достоверные оценки настроений в об-ве. Основополагающий принцип опросов, впервые осознанный пионерами в этой области в 1930-х гг., состоит в том, что более достоверные прогнозы в отношении рез-тов выборов м. б. получены в ходе обследования небольшой выборки с определенными характеристиками, чем на большой выборке с неизвестными характеристиками. Совр. методы конструирования выборок отличаются широким разнообразием, однако все они, по существу, состоят из трех следующих фаз: 1. Четкое определение группы, в отношении к-рой будет осуществляться прогноз. 2. Принятие решения о размере будущей выборки. 3. Разраб. схемы, согласно к-рой каждый чел. из данной группы будет обладать равными шансами на включение в эту выборку. Разраб. различные методы, дающие хорошее приближение к случайным выборкам. Ин-т Гэллапа с успехом использовал метод трехуровневой рандомизации при проведении предвыборных опросов. Сначала осуществляется случайный отбор избирательных округов; затем внутри каждого избирательного округа производится случайный отбор семей; и наконец, внутри каждой семьи осуществляется случайный отбор индивидуума для последующего интервьюирования. Выборки, сформированные при помощи такого метода, как правило, характеризуются репрезентативностью в отношении изучаемой популяции и достаточной доступностью для интервьюеров. В дополнение к взглядам на кандидатов и общественные проблемы, интервьюеры тж регистрируют демографические данные путем наблюдения или в рез-те ответов респондентов на вопросы: пол, возраст, образование, род занятий, уровень дохода, раса, религиозная принадлежность и, при необходимости, политические предпочтения и рез-ты голосования на последних выборах. Использование совр. компьютеров позволяет производить корректировку данных внутри наблюдаемой выборки в целях распространения их с заданной вероятностью на все население, применяя с этой целью статистические данные последних опросов Бюро переписи населения США (U.S. Census Bureau). Когда группа опрашиваемых лиц максимально приближается к действительно случайной выборке обследуемой популяции, вовсе не обязательно чтобы она была большой. Ин-том Гэллапа часто использовались выборки объемом в 1500 респондентов, обеспечивавшие точность в пределах 2—3 процентных точек. При проведении опросов используются два типа вопросов: открытые, или со свободным ответом, в к-рых респондент формулирует ответ своими словами; и структурированные, в к-рых респондент осуществляет выбор из двух или более предлагаемых альтернативных ответов. Обе категории оказываются полезными. Вопросы открытого типа играют важную роль, когда изучаются знания респондентов в отношении нек-рой области, их мнения в целом и причины существующих взглядов. «Объективные» пункты, предполагающие выбор из набора имеющихся альтернатив, оказываются полезными в прогнозировании рез-тов голосования, в выяснении позиций в отношении общественных проблем и в отслеживании тенденций. Занимающиеся опросами орг-ции, приверженные идее использования научного метода, уделяют большое внимание отбору и тщательной формулировке вопросов. Нек-рые должностные лица проводят О. о. м. при помощи почтовой рассылки опросников выборке избирателей в своем избирательном округе. При наличии списка имеющих право голоса нетрудно сформировать соотв. выборку. Иногда используется стопроцентная выборка. Использование бланков для ответа, к-рые могут сканироваться и табулироваться компьютером, значительно снижает стоимость таких опросов. Др. методом яв-ся опрос по телефону. В нек-рых случаях можно выяснить номера телефонов лиц из определенной группы и установить с ними контакт. Однако при этом возникает вероятность введения в выборку ошибок, поскольку в силу различных причин номера, по к-рым можно было бы связаться с нек-рыми людьми, бывают не отражены в телефонном справочнике. Существует телефонная компьютерная система, позволяющая на основе совершенно случайной выборки телефонов (в т. ч. с учетом номеров, не внесенных в телефонный справочник) связаться с респондентами из любого желаемого города. Эта процедура оказывается полезной в ситуации, где исследуемой популяцией яв-ся семьи, имеющие телефоны. См. также Измерение аттитюдов, Исследование методом поперечных срезов, Обзоры Ф. Дюбуа Оптимальное функционирование (optimal functioning)
Область О. ф. была введена в совр. научную психологию Марией Яхода. Наибольший вклад в разраб. этого понятия внесли представители гуманистической психологии, к-рые рассматривают оптимальное функционирование как качественно отличающееся от традиционного понятия нормальности, или отсутствия патологии. Попросту говоря, эта область психологии посвящена научному исслед. того, кем способен стать конкретный чел., каковы его предельные возможности и каким образом он может осознать весь свой потенциал. Осн. задачей исследователей в области О. ф. является систематическое научное изучение этих феноменов. Самоактуализация Эмпирическое и теорет. исслед. О. ф. привело А. Маслоу к выделению двух осн. сфер челов. потребностей. Одна, получившая назв. Д (D), или сфера дефицитов (deficiency realm), составлена из самого необходимого, в чем мы нуждаемся, чтобы быть деятельными, работоспособными людьми. Сюда входят физиолог. потребности в пище, воде и др. биолог. нужды; потребности в безопасности, защищающей от страха и хаоса; потребности в принадлежности и любви, защищающих нас от одиночества благодаря включенности в семейные или дружеские отношения; и потребности в уважении, к-рое необходимо для самоуважения и самолюбия, ощущения собственных достижений и собственной ценности. Эти потребности яв-ся состояниями дефицита, с к-рыми должен справляться каждый из нас, чтобы достичь минимального соответствия статусу чел. Сфера Б (В) включает потребности, к-рые дают нам возможность быть оптимально функционирующими людьми. Сюда входят наши потребности в самоактуализации и наши эстетические потребности. Маслоу утверждал, что потребности Б-уровня, или метапотребности, столь же необходимы, как и потребности Д-уровня. Если Д-потребности не удовлетворяются, это приводит к физиолог. или психол, нарушениям. Если не удовлетворяются потребности Б-уровня, это приводит к развитию метапатологий. Согласно Маслоу, развитию самоактуализирующихся людей способствуют интенсивные моменты самозабвенного порыва, восхищения и озарения, назв. им «пиковыми переживаниями». Переживание этих моментов иногда выводит чел. из области самоактуализации в область, к-рую Маслоу называл Зет-сферой (Z realm), где чел., преодолевая границы собственного Я, совершает прорыв в пространстве и времени. Прекрасные и благородные личности. Развивая традиции подхода Маслоу, Лэндсмен разраб. систему для описания и эмпирического исслед. оптимально функционирующего чел., к-рого он описывает как «прекрасную и благородную личность» (Beautiful and Noble Person). Используя с этой целью континуум, исходной точкой к-рого яв-ся нормальность (обозначающая лиц, свободных от патологии и адекватно воспринимающих реальность), Лэндсмен описывает «прекрасную и благородную личность» как развитие Я, идущее от подверженного страстям Я, ищущего самовыражения и удовольствий, через любящее свою среду Я, когда чел. сильно заботит физ. среда и задачи, к-рые он выполняет в этом мире, к сострадающему Я, к-рое дает чел. возможность любить др. людей и заботиться о них. Полноценно функционирующий человек Роджерс описал то, что он считал оптимально функционирующим или, как он предпочитал наз., «полноценно функционирующим чел.». В противоположность подходу Маслоу, Роджерс сосредоточил свои усилия не на описании особенностей оптимально функционирующих людей, а на рассмотрении полноценного функционирования как непрерывно, день за днем совершающегося в жизни каждого чел. процесса. Его работы внесли существенный вклад в развитие области психотер., однако в них практически не уделялось внимания строгим эмпирическим исслед. здоровых индивидуумов за пределами терапевтической ситуации. Роджерс исходит из допущения, что каждый чел. обладает способностью актуализировать или реализовывать свой собственный природный потенциал. Ключ к этому заключается в сохранении данным чел. контакта со своими глубинными чувствами, к-рые Роджерс наз. организмическими переживаниями (organismic experiences), или переживаниями на уровне целостного организма. О. ф. осуществляется в том случае, когда чел. оказывается способен отдавать себе полный сознательный отчет в том, что происходит на этом более глубоком, непосредственном, организмическом уровне. Чел. должен суметь развить систему представлений о себе или Я-структуру, к-рая способна оставаться конгруэнтной или находиться в гармонии с его собственными глубинными чувствами или переживаниями. Этот вид личностного развития может происходить наиболее легко в случае, когда данный чел. имеет в своем окружении др. людей, к-рые могут обеспечить «безусловно положительное отношение»: тип любви, принятия и понимания внутреннего бытия индивидуума. Это не что иное, как уважение внутренней системы координат конкретного чел. или его способа понимания мира. При наличии безусловно положительного отношения к чел. он может развить в себе целый ряд желательных качеств. Во-первых, он может стать открытым к широкому спектру переживаний без необходимости к.-л. образом защищаться и будет почти полностью сознавать эти переживания. Такой чел. будет способен проявлять гибкость и поддерживать состояние непрерывного роста и изменения. Это не только позволит ему четко осознавать свой опыт, но тж предоставит ориентиры для оценки этого опыта. Функцию ориентира в жизни может выполнять внутреннее Я чел. Психология оптимальных людей. Др. подходом к О. ф. как процессу, в к-ром подчеркивается непрерывность изменений, яв-ся формулировка «психологии оптимального чел.» Келли. Единицей анализа яв-ся личный конструкт, представляющий собой значащее измерение или убеждение, к-рого придерживается конкретный чел., напр., взгляд на людей как любящих в противоположность отвергающим. Личность индивидуума складывается из множества личных конструктов значащих измерений. Неотъемлемой стороной О. ф., по Келли, яв-ся способность людей использовать эту систему персонального осмысления для осуществления того, что он наз. «полным циклом опыта». Говоря о полном цикле опыта, Келли имел в виду, что люди должны относиться к своим представлениям об окружающем мире как к тому, что постоянно проверяется и переоценивается, и тогда изменение и развитие всей системы в целом будет идти наравне с непрерывно меняющимся миром. Т. о., люди действительно изменяются в зависимости от характера своего опыта и остаются в постоянном режиме систематического изменения. Работа в рамках этой концепции предполагает установление способов оценки каждой ступени изменения и обеспечении последовательного прохождения этих ступеней. Теория конструктов проявляет больший интерес к тому, как люди придумывают и создают самих себя, чем к раскрытию или распознаванию внутреннего Я. Черты оптимальной личности Коан предпринял многостороннее исслед. оптимально функционирующих лиц, рез-ты к-рого легли в основу предложенной им теорет. концепции. В этом эмпирическом исслед. Коан использовал батарею тестов, потребовавшую от студентов ун-та 6-часовой работы на их заполнение. Эта батарея включала меры, касающиеся феноменологической (воспринимаемой) согласованности, когнитивной продуктивности, перцептивной орг-ции, переживания контроля, кругозора, открытости опыту, независимости, переживания времени, контакта с реальностью, понимания себя, логической согласованности системы аттитюдов и представлений, а тж др. разнообразных аспектов аттитюдов, представлений и приспособительных реакций. Итоговый факторный анализ с использованием процедуры косоугольного вращения дал 19 факторов. Наиболее важным рез-том исслед. стало то, что не удалось обнаружить единственного генерального фактора, представляющего глобальную личностную черту самоактуализации. Вместо этого итоговая картина содержала ряд независимых измерений и неск. взаимоисключающих. Коан высказал предположение, что общей темой большинства этих полярностей м. б. либо открытость опыту, либо аттитюд, согласно к-рому мы должны поддерживать эффективный контроль над своей жизнью и происходящими вокруг нас событиями. Опираясь на рез-ты проведенного им факторного анализа и литературного анализа восточных и западных теорий О. ф., Коан выделяет пять осн. характеристик, описывающих «идеальное челов. состояние»: а) эффективность (efficiency); б) креативность (creativity); в) внутренняя гармония (inner harmony); г) связанность с внешним миром (relatedness); д) трансценденция (transcendency). Другие значимые вклады Тому, кто серьезно интересуется О. ф., следует тж уделить специальное внимание ряду др. важных систем мысли. К ним относятся: а) учение Юнга об индивидуации; б) концепция продуктивного характера Фромма; в) концепция целесообразного функционирования (appropriate functioning) Олпорта; г) концепция зрелости Эриксона; д) концепция формирования соц. интереса Адлера; е) идеи Хорни о реальном Я и самоотчуждении; ж) идеи Райха о генитальном характере с саморегуляцией (Reich's notion of the genital character with self regulation); з) концепция самораскрытия Джурарда; и) предложенная Уайтом концепция интереса и заботы о компетентности. См. также Развитие эго, Пиковые переживание Ф. Р. Эптин, Д. Сачман Опыт близких к смерти состояний (near-death experiences)
О. б. к с. с., некогда относимый к разряду лишенных смысла галлюцинаций, стал предметом серьезного изучения медиков и др. исследователей. Это растущее профессиональное внимание в определенной степени яв-ся рез-том невозможности отмахнуться от О. б. к с. с. Прогрессирующее совершенствование биомедицинских разраб. способствовало увеличению числа возвращенных из состояния клинической смерти пациентов, к-рых в противном случае ожидало бы неминуемое умирание. Описания переживаний, к-рыми мн. из этих пациентов пытаются поделиться с мед. персоналом, оказываются настолько согласующимися и настолько реальными, что мед. сообществу становится все труднее и труднее их игнорировать. Несмотря на то что различными исследователями выделялись различные аспекты такого опыта, О. б. к с. с. сейчас повсеместно признается глубоко субъективным событием с трансцендентальными или мистическими элементами, к-рое мн. люди переживают на пороге собственной смерти. Когда-то считавшееся редким явлением, по оценкам на сегодняшний день существование О. б. к с. с. признается по меньшей мере у 33% из оказавшихся на краю смерти людей. По данным опроса общественного мнения, проводимого ин-том Гэллапа, примерно 5% населения США, или около 13 млн американцев, в 1992 г. сообщили об О. б. к с. с. Р. Моуди, психиатр, к-рый придумал термин «О. б. к с. с.», использовал его в отношении некоего не поддающегося описанию опыта на пороге смерти, к-рый может включать слышание субъектом того, как объявляют о его кончине, чувство умиротворенности, необычные звуки, ощущение движения через темный тоннель, чувство нахождения за пределами физ. тела, встречу с др. бесплотными существами, встречу с неким светящимся существом, просмотр своей жизни, ощущение границы или точки, за к-рой нет возврата, возврат в физ. тело, безуспешные попытки выразить др. испытанные переживания, глубокие изменения в аттитюдах и ценностях, исчезновение страха перед смертью и независимое подтверждение знания, приобретенного в ходе пребывания за пределами тела. Моуди указывал, что не существует двух людей, у к-рых бы совпадал О. б. к с. с., и что лишь редкий О. б. к с. с. включает все эти элементы. Об О. б. к с. с. сообщают люди, у к-рых была зафиксирована клиническая смерть, но к-рые впоследствии были возвращены к жизни; люди, к-рые действительно умирали, но оказывались в состоянии описать свои переживания в заключительные моменты своей жизни, и люди, к-рые вследствие несчастных случаев или болезней пережили страх приближения смерти. Хотя первоначальные исслед. показали, что то, насколько чел. близок к смерти — или насколько близко он фактически подошел к смерти, — не влияет на появление или тип О. б. к с. с., более поздние исслед. говорят о том, что определенную роль здесь могут играть физиолог. особенности близкого контакта со смертью. Оказывается, напр., что преобладание в О. б. к с. с. когнитивных элементов, такие как утрата чувства времени, ускорение мышления и просмотр жизни, более характерно для случаев быстрого и неожиданного возникновения близкого к смерти состояния, нежели когда его можно было предвидеть. О. б. к с. с., связанный с остановкой сердца, похож на опыт выхода за пределы своего тела, тогда как О. б. к с. с. без остановки сердца более сходен с деперсонализацией; переживания, возникающие в случаях отравления, имеют тенденцию быть причудливыми и приводящими в замешательство, подобно галлюцинациям. Далее, несмотря на то что все элементы О. б. к с. с. могут сообщаться людьми, к-рые лишь воспринимают себя находящимися «около смерти», нек-рые элементы — такие как встреча с ослепительным светом, усиление когнитивных функций и положительные эмоции — значительно чаще упоминаются теми, чья близость к смерти может быть подтверждена, напр., мед. заключениями. Исследователи пока не обнаружили личностных черт или переменных, к-рые позволяли бы предсказывать, у кого будет возникать О. б. к с. с. или какого рода О. б. к с. с. может иметь тот или иной чел. Ретроспективные исслед. лиц, имевших О. б. к с. с., показали, что они яв-ся психологически благополучными людьми и в целом не отличаются от др. людей по возрасту, полу, расе, религии, религиозности или псих. здоровью. Для объяснения О. б. к с. с. и присущих ему характерных особенностей было предложено неск. психол. гипотез. В одном из возможных объяснений утверждается, что О. б. к с. с. яв-ся продуктом воображения, конструируемым из наших личных и культурных ожиданий, к-рый защищает нас в ситуации столкновения с угрозой смерти. Однако эмпирические данные не поддерживают эту теорию. Кросс-культурные исслед. не обнаруживают ожидаемых вариаций в содержании О. б. к с. с., и люди часто сообщают о переживаниях, к-рые противоречат их специфическим религиозным и личным ожиданиям в отношении прихода смерти. Кроме того, люди, к-рые никогда ранее не слышали и не читали об О. б. к с. с., описывают те же самые виды переживаний, что и люди, к-рые были хорошо знакомы с этим феноменом, и знание, к-рое они имели об О. б. к с. с. прежде, по-видимому, не оказывает влияния на особенности их собственного О. б. к с. с. Др. проблема в отношении объяснения О. б. к с. с. на основе модели ожидания состоит в том, что дети, оказывающиеся слишком маленькими, чтобы усвоить важные культурные и религиозные представления о смерти, сообщают о тех же самых видах О. б. к с. с., что и взрослые. Неск. исследователей опубликовали собрания детских случаев О. б. к с. с., в т. ч. и тех, к-рые возникали до того, как ребенок мог приобрести к.-л. языковые умения. Несмотря на то что об О. б. к с. с. рассказывает большая часть детей, переживших опасные заболевания, о них не рассказывают дети (по данным нек-рых исслед.), к-рые страдают серьезными заболеваниями, не являющимися потенциально смертельными. Интересно, что в большинстве случаев дети не сообщают о просмотре жизни, типичном для О. б. к с. с. взрослых, и они реже сообщают о встречах с умершими друзьями и родственниками — два отличия, к-рых можно было бы ожидать на основании их короткого жизненного опыта. Поскольку отчеты субъекта об О. б. к с. с. связаны с событиями, недоступными наблюдению или переживанию окружающих его людей, нек-рые авторы высказали предположение о том, что О. б. к с. с. относится к категории сложных галлюцинаций, возникающих или в рез-те действия лекарственных препаратов, даваемых умирающим пациентам, или в рез-те метаболических расстройств или нарушений работы мозга по мере приближения чел. к смерти. Однако пациенты, к-рые получали лекарства в ситуации близости смерти, реже сообщали и имели менее сложный О. б. к с. с. в сравнении с пациентами, к-рые не получали лекарств. Такого рода данные могут свидетельствовать о том, что лекарства в действительности не вызывают, а скорее предотвращают появление О. б. к с. с., или же они могут означать, что пациенты, получающие лекарства, просто не помнят своих переживаний. Для объяснения О. б. к с. с. было предложено неск. нейрохимических моделей, выделяющих в нем роль эндорфинов или др. нейротрансмиттеров, и неск. нейроанатомических моделей, связывающих О. б. к с. с. со специфическими областями головного мозга. Такого рода модели не поддаются проверке, однако они дают надежду на то что ученые когда-нибудь смогут перекинуть мост между мистическим опытом и физиолог. явлениями. Несмотря на то, что обнаружение корреляции О. б. к с. с. с физ. структурами или химическими продуктами в головном мозгу не обязательно бы привело к объяснению причин О. б. к с. с., это открыло бы перед нами возможности использования новых инструментов и процедур для изучения механизмов и последующих эффектов этих переживаний. Одним из наиболее многообещающих для будущих исслед. аспектов О. б. к с. с. яв-ся его роль в трансформации личности чел., поскольку это оказывается несомненно наиболее легко измеряемым и бесспорно наиболее важным элементом такого опыта. Типичные эффекты О. б. к с. с., описываемые мн. независимыми исследователями, включают повышение духовности, заботы о др. и ценности жизни, с одной стороны, и снижение страха перед смертью, материализма и духа соперничества, с др. Люди, столкнувшиеся с О. б. к с. с., склонны рассматривать себя в качестве неотъемлемых частей благожелательного и полного значения универсума, в к-ром личный выигрыш, в особенности за счет потери др. чел., становится неуместным и ненужным. Эти глубокие изменения в аттитюдах и в поведении нашли свое подтверждение в долгосрочных исслед. лиц, имевших О. б. к с. с., в интервью с их значимыми др. и в исслед., сравнивающих их с теми, кто выжил после своего столкновения со смертью, но не сообщал об О. б. к с. с. См. также Когнитивная сложность, Страх смерти, Бредовые расстройства, Галлюцинации, Иллюзии, Представления, Парапсихология Б. Грейсон Организационная диагностика (organizational diagnosis)
Когда консультант помогает орг-ции измениться, ему необходимо понимать, что орг-ция — это высокоорганизованная система, способная приспосабливаться и меняться, обладающая собственной жизнедеятельностью, более сложной, чем жизнедеятельность людей внутри нее, и наделенная способностью самосохранения. Основываясь на модели открытой системы, можно рассматривать орг-ции как совокупность подсистем. Все орг-ции стремятся достичь определенной цели. Они мобилизуют энергию своих членов и свои финансовые, производственные и технические ресурсы. Продвигаясь к поставленной цели, они используют возможности своего окружения и прилагают усилия к тому, чтобы обойти конкурентов. Они тж стремятся к устойчивому функционированию. Т. о., деятельность орг-ции обладает характерными и доступными наблюдению особенностями. Характерные особенности организационной деятельности Система ценностей. Все орг-ции имеют свою историю, культуру и традиции. Они стремятся к некоему идеалу, некоему стандарту производственной деятельности. Им присущи определенные принципы, инструкции, установки, процедуры, производственные нормативы, кодексы поведения и методы текущего контроля за всеми этими стандартами и рычагами управления. Деятельность орг-ции во многом обусловлена принципами, к-рыми руководствовались ее лидеры при ее создании; людьми, к-рые были в нее привлечены; и тем, чем она занималась ранее, в частности тем, как она справлялась с к.-л. кризисными ситуациями, присущими только ей. История. Всем орг-циям как продуктам собственной истории, культуры и традиций присущи определенные предания. Они имеют своих легендарных героев, помнят о ярких победах над конкурентами, вырабатывают определенные способы пр-ва продукции, торговли или обслуживания, к-рые отличают их от др. орг-ции в той же сфере деятельности. Информация. Все орг-ции должны получать информ., обрабатывать ее и действовать на ее основе. Они должны чутко реагировать на свои социально-экономические реалии. Орг-ции получают информ. как из собственных внутренних структур, так и с рынка, а тж (более или менее систематически) из более обширных источников внешнего мира; эта информ. затем обрабатывается и учитывается в текущей деятельности. Существует своего рода организационная память. В ней «хранятся» сведения о том, как орг-ция мобилизует свои навыки, знания и способности при решении различных проблем. Есть определенная модель того, как орг-ция их задействует. Коммуникация. Орг-циям присущи определенные методы внутренней коммуникации и способы сообщения с внешним окружением. Система связи вместе с системой учета и контроля составляют то, что можно назв. сенсорным и моторным аспектами орг-ции. Властные структуры. Все орг-ции имеют руководство, к-рое осуществляет властные функции и распределяет их среди остальной части орг-ции. Компоненты орг-ции могут иметь собственные властные структуры, в силу обладания определенными знаниями, ресурсами или организационными возможностями. В этих случаях руководству приходится взаимодействовать с др. центрами власти. Руководство должно тж взаимодействовать с различными структурами вне орг-ции. Ключевые фигуры. Во всех орг-циях, кроме руководителей, есть ключевые фигуры, к-рые обладают определенными знаниями или соц. влиянием и к-рые взаимодействуют между собой определенным образом. Взаимодействие этих ключевых фигур оказывает значительное влияние на то, как функционируют остальные части орг-ции. Группы. Все орг-ции состоят из разнообразных групп. Эти группы м. б. функциональными (напр., торговая, рекламная, производственная или конструкторская); или профильными (напр., врачи и медсестры, преподаватели и воспитатели); или же они могут отличаться по выполняемым заданиям, напр., выполнять различные производственные или сервисные операции. Эти группы связаны друг с другом и вовлечены в непрерывный процесс внутригрупповой и межгрупповой адаптации. Адаптация. Все орг-ции должны постоянно к чему-то приспосабливаться. Адаптация м. б. более или менее успешной, но она так или иначе имеет свои характерные особенности. Адаптационные модели могут меняться с приходом новых руководителей, новых членов орг-ции или с изменением ориентации пр-ва или обслуживания. Но в целом, если исключить подобные радикальные перемены, процессы адаптации носят эволюционный и предсказуемый характер. Диагностика. Любой чел., к-рому предстоит внести изменения в к.-л. орг-цию, должен составить себе четкое представление о том, каким образом функционирует каждая из этих ее систем, как последние взаимодействуют между собой и с орг-цией в целом, о взаимодействии этого целого со своим внешним окружением. Опираясь на такое представление, консультант может сделать определенные выводы, касающиеся обнаруженных пробелов, недостатков и их последствий. Затем консультант, используя свою научную дисциплину (социология, психология) и подходящую теорию (соц. научение, психоан.), осмысляет эти выводы. Переходя от фактов к выводам и от последних к их интерпретации, консультант может т. о. прийти к логическому пониманию орг-ции и определить конкретную схему действий по устранению существующей проблемы. Эта программа изменений должна точно соответствовать данной проблеме, возникшей именно в этой орг-ции, при определенных условиях и в конкретный момент времени. Формулирование диагноза предполагает и составление прогноза. Прогноз позволяет консультанту ограничить свою деятельность определенными рамками и выработать реалистичные ожидания. См. также Профессиографический анализ, Организационный климат Г. Левинсон
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
|
***
Метафизические (психологические) ***
Метафизические (психологические) ***
***
Как ослабить или снять, влияние стресса? ***
***
***
Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!
|
Музыка для медитаций и расслабления Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"
|
Рассказы, сказки, стихотворения.
. |
|
|