Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

 

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")

 

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

 

 

 

Инцест (incest)

 

И. — широко истолковываемый термин для обозначения сексуального поведения людей, состоящих между собой в любой степени родства, за исключением супружества. Вне этого общего консенсуса, определения И., содержащиеся в законах различных штатов и приводимые экспертами, различаются между собой по двум аспектам: характеру поведения индивидуумов и степени их родства.

Согласно нек-рым определениям, к И. следует относить лишь вагинальные и анальные половые акты; др. определения включают в понятие И. тж орально-генитальные контакты и даже стимуляцию и обоюдное обнажение гениталий. Вследствие таких расхождений, в особенности по данным обзоров исследовательских работ, трудно оценить распространенность различных типов И. вне зависимости от их определения. Далее, любое сравнение данных ослабляется выраженной тенденцией со стороны жертв скрывать факт И. — тенденция, наблюдаемая тж при изнасиловании. Сравнение последних обзоров показывает, что наиболее распространенным является И. между сиблингами — он составляет 10—15% от общего количества сообщаемых случаев И., когда его определяют широко, включ. и несистематические сексуальные контакты, и когда опрашиваются большие случайные (unselected) выборки населения.

Если же исследовать историю только тех лиц, к-рые уже сообщили о факте И., то наиболее распространенным становится И. между отцом и дочерью. Половой акт чаще встречается в диаде отец—дочь, чем между сиблингами. Издавна распространенное представление о том, что И. встречается гл. обр. в малообеспеченных слоях об-ва и в сельской местности, не подтверждается последними данными. Истинная картина искажается тем обстоятельством, что преступник из низших слоев об-ва имеет больше шансов попасть в поле зрения правоохранительных органов.

Последствия И., в особенности долговременные, обычно принято считать злокачественными, хотя, судя по нек-рым данным, эффект этот является не таким простым. Напр., Джоан Нельсон обнаружила, что долговременные последствия будут более неблагоприятными при совершении И. в возрасте до 10 лет. Нельсон сообщает тж, что шанс негативных последствий повышается при совершении полового сношения, в отличие от случаев, когда имеют место др., более поверхностные формы сексуального контакта. Мэвис Цай и соавторы установили, что злокачественные последствия более вероятны в случаях, когда инцестуальные отношения длились в течение неск. лет, в отличие от менее продолжительного срока отношений.

Почти каждое об-во табуирует И., определяемый как сексуальные отношения между членами нуклеарной семьи. Каждый штат США имеет закон, предусматривающий уголовное наказание за И. Согласно новой редакции законов о сексуальном поведении, принятых недавно в нек-рых штатах, жертвой И. считаются только несовершеннолетние. Однако И., при к-ром жертва является взрослым человеком, встречается крайне редко.

См. также Жестокое обращение с ребенком, Половые девиации

Ю. Левитт

Ипсативное шкалирование (ipsative scaling)

 

Слово ipse, означающее «сам (лично)», пришло к нам из латыни. Термин «ипсативный» означает, что конкретный человек служит мерилом или эталоном для самого себя. Рэймонд Б. Кэттелл внес идею И. ш. в психологию для разграничения субъективных и объективных эталонов (стандартов), относительно к-рых могут калиброваться психометрические инструменты.

Измерять — значит регистрировать различия и выражать их в виде чисел в единицах величины отклонения от начала отсчета («нулевой точки»). И эти величины, и это начало отсчета должны определяться относительно некоего эталона. Вопрос, к-рым Кэттелл задавался при определении отличий И. ш. от др. видов шкалирования, а именно, нормативного и интерактивного, — звучит следующим образом: «Какие эталоны можно использовать при выполнении психол. измерения?»

Нормативные и интерактивные шкалы являются объективными, или безразличными к внутренним эталонам (стандартам) каждого человека, тогда как ипсативные шкалы являются субъективными, или выражаемыми в единицах внутренних эталонов (стандартов) индивидуумов. При И. ш. единицы вознаграждения, единицы выполнения или единицы норм определяются относительно личных ценностей, уровней выполнения и выборочных образцов поведения конкретного человека.

Безусловно, трудно определить собственные стандарты конкретного человека. Для решения этой задачи в целях ипсативного измерения психологи пытаются точно определить область реакций — ценностей, уровней выполнения и т. п., — в к-рой респонденты способны осмысленно выбирать между ее участками или ранжировать их в порядке предпочтения. Конечно, при этом мы должны задать еще один вопрос «Мотивация к чему — к пониманию музыки, к получению признания, к встречам с противоположным полом?» Психолог справляется с этим вопросом, получая неск. различных ипсативных показателей того, что измеряется. Если бы цель заключалась в измерении мотивации к пониманию музыки, респондента можно было бы попросить указать ту сумму (деньги — ограниченный ресурс для большинства людей), к-рую он тратит на диски, концерты, музыкальную литературу и т. п.

Эти примеры иллюстрируют то, что называется само-ипсативным шкалированием (self-ipsative scaling), при к-ром формат ответов так или иначе требует от респондента распределить ресурсы, представленные определенным набором пунктов. В Шкале ценностей Олпорта — Вернона каждый пункт требует от респондента указать, какое из неск. занятий — интеллектуальное, эстетическое, религиозное, коммерческое и др., — он ценит больше всего. Мерой конкретной ценности (напр. эстетической ориентации) является сумма ответов, указывающих на то, что респондент предпочитает занятия, связанные с этой ценностью, всем остальным.

Такого рода подсчет показателей означает, что если некто получает высокий показатель по какой-то одной ипсативной неременной, он должен получить пропорционально низкие показатели по др. ипсативным переменным. Это создает тенденцию тяготения интеркорреляций между ипсативными переменными к отрицательным значениям.

Само-ипсативные показатели являются т. о. операционально (т. е., экспериментально) зависимыми. Это важно осознавать при планировании статистического анализа данных по ипсативным переменным. Матрица интеркорреляций ипсативных переменных является вырожденной, а это, в частности, означает, что не следует пытаться обращать эту матрицу с целью вычисления коэффициентов множественной регрессии. Факторы, извлекаемые из такой матрицы, имеют аномальные свойства, затрудняющие их непротиворечивую (имеющую физ. смысл) интерпретацию.

Ипсатизация иногда вводится на уровне обработки результатов тестирования тем, кто производит расчет показателей. В этом случае И. ш. реализуется за счет применения определенной схемы подсчета показателей к оценкам, к-рые во всех др. отношениях являются нормативными или интерактивными. Напр. знания респондента о графике могут рассматриваться как показатель того, насколько он ценит эстетические занятия.

См. также Измерение, Оценка личности, Шкалирование

Дж. Л. Хорн

Искусственный интеллект (artificial intelligence)

 

В самом широком смысле И. и. — это абстрактная теория челов., животного и машинного познания. Конечная цель ее развития — создание единой теория познания.

Как теорет. психология. И. и. представляет собой продолжение исследовательской программы, начатой еще Джорджем Булем: «Математика, к-рую мы должны создать, — это математика челов. интеллекта». Упомянутая математика известна под названием булевой алгебры и является системой, позволяющей представлять пропозиции (высказывания) в двоичной записи. Булева символическая логика наряду с разраб. языков программирования сделала возможной создание такой вычислительной науки, как И. и.

Э. Л. Пост заложил мат. основы продукционных систем, к-рые впоследствии были использованы в информ. психологии А. Ньюэлла и Г. А. Саймона.

«Продукционная система — одно из тех счастливых, но окрашенных в минорные тона событий, о к-рых историки науки часто говорят: практически готовый к использованию формализм, залежавшийся в ожидании научного применения. У продукционных систем долгая и неоднозначная история. Их использование в символической логике начинается с Поста, от к-рого они получили свое название. Они тж появляются под видом алгоритмов Маркова. Их использование в лингвистике, где они наз. тж правилами вывода, возводят к Хомскому. Наряду со мн. др. понятиями теории вычислительных систем, они приобрели по-настоящему широкое распространение, когда достигли своей операционализации в языках программирования.»

Сильные стороны и ограничения И. и. нагляднее всего проявляются при сравнении его с познавательной способностью человека в различных интеллектуальных областях. В качестве таких областей будут выбраны доказательство мат. теорем, правовое обоснование, решение задач в физ. науках и процессы научного открытия.

Доказательство математических теорем

Со времен Евклида для доказательства мат. теорем в геометрии, алгебре, дифференциальном и интегральном исчислении и в более совр. разделах математики было достаточно одного челов. интеллекта. Но для доказательства теоремы о четырех красках челов. интеллекту потребовалась помощь И. и. Наиболее творческие умы в математике тщетно пытались доказать справедливость гипотезы четырех красок, и это состоялось лишь после того, как Аппель и Хакен использовали компьютер в качестве полноценного интеллектуального партнера для точного и полного разрешения этой имеющей столетнюю историю загадки.

Кроме того, хотя истинность мат. доказательств зависит от их подтверждения при воспроизведении математиками-людьми, истинность доказательства Аппеля и Хакена можно установить только путем его независимой проверки с использованием др. компьютерных программ. Произошел серьезный отход от опоры исключительно на мат. рассуждение чел. как последней инстанции.

Гипотеза четырех красок была впервые выдвинута Фрэнсисом Гутри в 1852 г. и, невзирая на применение множества оригинальных и изобретательных мат. идей, не поддавалась доказательству до тех пор, пока, наконец, спустя столетие Аппель и Хакен не пустили в ход способности И. и. Гипотеза четырех красок кратко формулируется следующим образом: «Для раскрашивания любой карты т. о., чтобы соседние страны с общей границей имели разные цвета, достаточно четырех красок».

Решение задачи четырех красок требовало использования сложнейших методов для систематического анализа тысяч конфигураций карт, стран и цветов. Чтобы справиться с этой беспредельной сложностью, Аппель и Хакен разраб. новаторские компьютерные программы. Практически не связанный ограничениями в механическом анализе возможных конфигураций, интеллектуальный компьютер реализовал оригинальные интеллектуальные вклады в решение задачи четырех красок. В следующем отрывке Аппель и Хакен приводят впечатляющее описание возрастающей изощренности компьютерной программы и ее мат. идей, иногда превосходивших по своему качеству их собственные.

«В этот момент программа, теперь уже насыщенная нашими идеями и усовершенствованиями за 2 прошедших года, начала удивлять нас. Поначалу мы старались проверять ее аргументы вручную, с тем чтобы можно было предсказать курс, к-рому она последует в тон или иной ситуации, но теперь она вдруг начала действовать подобно шахматной ЭВМ. Она прорабатывала сложные стратегии, опирающиеся на все те приемы, к-рым она «научилась», и зачастую эти подходы были гораздо более искусными и умелыми, чем те, что предприняли бы мы сами. Тем самым она начала учить нас вещам в отношении возможных продолжений, к-рые оказывались для нас совершенно неожиданными. В каком-то смысле она превзошла своих создателей в определенных аспектах «интеллектуальных», а тж технических сторон этой задачи.»

Мат. доказательство теоремы о четырех красках повлекло за собой огромное количество расчетов, осуществляемых как чел., так и компьютерным интеллектом, однако интеллектуальные лабиринты последнего м. б. подвергнуты независимой проверке лишь с использованием др. компьютерных программ.

Революционное применение И. и. вызвало острые споры как среди математиков, так и среди философов. Аппель и Хакен выразили свое отношение к проблемам доказательства математиком и доказательства компьютером в следующих словах:

«Когда доказательства становятся длинными и отягощенными многочисленными расчетами, можно утверждать, что даже при возможности ручной проверки вероятность челов. ошибки будет значительно выше вероятности машинной ошибки; кроме того, если такие расчеты достаточно шаблонны, проверить достоверность самих программ гораздо легче, чем правильность ручных расчетов.

В любом случае, даже если окажется, что теорема о четырех красках имеет более простое доказательство, математикам все равно можно было бы посоветовать обратить более пристальное внимание на др. задачи, могущие обладать решениями этого нового типа, требующими вычислений или анализа, непосильного для одних лишь людей. Есть все основания полагать, что существует масса таких задач.»

Традиционно мат. науки отстаивали критерий ясного дедуктивного рассуждения в реализации доказательств, и такое рассуждение было исключительно продуктом челов. мат. разума. По мнению философа Тимочко, доказательство теоремы о четырех красках из-за его чрезмерной зависимости от компьютера, чьи операции не могут быть удостоверены чел., является неприемлемым.

«Если мы примем теорему о четырех красках как теорему, это обяжет нас к изменению самого смысла «теоремы» или, что еще важнее по сути, к изменению смысла основополагающего понятия «доказательства».»

Изменяется ли «смысл основополагающего понятия доказательства» или изменяется только субъект доказательства, — это стратегический вопрос для математиков и философов, однако интеллектуальные последствия искусственного мат. интеллекта вполне могут оказать радикальное влияние на внедрение подобных исслед. во всех дисциплинах.

Правовое обоснование

Понятие компьютерной юриспруденции восходит к Готфриду Лейбницу, к-рый хотя и приобрел известность благодаря своим работам в области дифференциального и интегрального исчисления, был тж выдающимся философом и специалистом по междунар. праву. Лейбниц размышлял над созданием мат. машины, к-рая могла бы заменить юридич. споры между адвокатами или между судьями мат. выкладками по аналогии с тем, как разрешаются арифметические споры между бухгалтерами: «Давайте посчитаем».

Неск. столетий спустя Анна Гарднер разраб. компьютерную программу, предназначавшуюся не для замены юридич. споров мат. расчетами, а моделировавшую правовое обоснование в рамках машинной программы. Программа правового обоснования Гарднер была посвящена конкретно проблеме договорного права. Проблема договорного права была частью итогового экзамена, сдаваемого студентами 1-го курса юридич. факультета Гарвардского ун-та. Тем самым предоставлялась возможность сравнить между собой юридич. проницательность компьютерной программы и гарвардских студентов. Экзаменационная задача по договорному праву была связана с умением распознавать спорные вопросы в проблеме предложения и принятия.

Программа правового обоснования Гарднер содержит сложные иерархии знаний, представляющие собой факты по конкретной договорной проблеме и набор из 100 правил для реализации логических умозаключений в отношении этих фактов и принятия правовых решений. Логические умозаключения программы свелись в конечном счёте к 9 рез-там анализа рассматриваемой договорной проблемы, каждый из к-рых сопровождался специфическим определением по поводу того, был или не был фактически достигнут договор по различным пунктам в ходе обсуждения предлагаемых и принимаемых условий. В отличие от 9 анализов, реализованных компьютерной программой, студенты юридич. факультета Гарвардского ун-та реализовали только 4 анализа.

Программа правового обоснования Гарднер представляет собой одну из первых попыток проникновения в область правового обоснования. Эта программа фокусируется на четких вопросах в договорном праве, но только на элементарном уровне. Кроме того, хотя эта программа может оперировать имеющимися у нее фактами и правилами и принимать на их основе решения, она не может реагировать на более сложные аспекты этого права и правовой политики или на множественные судебные толкования. Установленные законом нормы уже сегодня м. б. включены в правовые экспертные системы, но потребуется огромный прогресс в И. и., чтобы приблизиться к мечте Лейбница о возможности разрешения споров среди адвокатов и судей на основе вычислительных процедур.

Решение задач в физических науках

Система решения задач на основе И. и. — гибкая система экспертных заключений с выводами, затрагивающими мн. области (flexible expert reasoner with multidomain inferencing, FERMI)соединяет в себе научные принципы, общие методы и знания, связанные с конкретной предметной областью, что позволяет ей решать задачи в конкретных областях физ. науки. Структура FERMI делится на две иерархические структуры с взаимным обращением: схемы представления знаний и схемы представления методов, что обеспечивает возможность ее широкого применения в различных предметных областях (доменах). Общая схема представления знаний включает принцип декомпозиции и принцип инвариантности. Эти принципы являются мощными интеллектуальными принципами, находящими широкое применение в науке и математике в целом, и потому представляют наиболее интересные аспекты FERMI.

Филос. содержание принципа декомпозиции восходит к Декарту, к-рый советовал разделять любую трудную задачу на простые составляющие, а его мат. Содержание — к Лейбницу, к-рый продемонстрировал, что решение трудных задач в интегральном исчислении может достигаться путем разложения мат. функции на ряд поддающихся интегрированию простых функций. Принцип декомпозиции в системе FERMI применяется к таким задачам, как расчет суммарной потери давления и гидравлической системе при помощи разложения общего пути в этой системе на ряд составляющих путей и вычисления соотв. падений давления.

«Принцип декомпозиции и связанные с ним методы декомпозиции применяются к функционированию различных типов составных объектов. Например, декомпозиция применяется при вычислении падений давления или падений напряжения как функций путей; площадей или центров масс как функций областей и временных функций, выражаемых в виде функций частоты.»

Принцип инвариантности повсеместно используется в математике и в естественных науках. Уравнения физ. законов, как правило, содержат набор переменных и одну или более констант. В FERMI принцип инвариантности используется в сочетании с методом сравнения инвариантов для составлении уравнений при решении физ. задач.

«Например, энергия частицы может быть выражена через ее положение и скорость. Если энергия частицы является постоянной, рассмотрение поведения этой частицы в два различных момента времени (соотв. различным положениям и скоростям этой частицы) дает уравнение, связывающее эти положения и скорости.»

В FERMI схема представления количества или величины содержит общие знания, иерархически организованные т. о., чтобы у более низких и более специфических уровней имелась возможность наследовать знания от более высоких и более общих уровней. Верхним узлом в этой иерархии является величина, имеющая трех потомков: тип, разность величин и свойство. Тип имеет двух потомков: поле векторных величин и поле скалярных величин. Свойство тж имеет двух потомков: разложимую величину и инвариантную величину. Разложимая величина имеет двух потомков: путь и область. Инвариантная величина имеет трех потомков: путь, вход — выход и время. Путь разложимой величины и путь инвариантной величины имеют общее потомство: инвариант сумма/путь. Инвариант сумма/путь имеет двух потомков: падение давления и падение напряжения. И, наконец, падение давления имеет двух потомков: PD и PD2.

Методы решения задач в FERMI содержатся в иерархии схем представления методов. Корневым узлом этой иерархии является метод, имеющий трех потомков: метод, связанный со свойством, алгебраический метод и метод аналогий. Связанный со свойством метод имеет двух потомков: декомпозицию и сравнение инвариантов. Декомпозиция имеет двух потомков: управляющую структуру и тип объекта. Сравнение инвариантов имеет двух потомков: путь и вход — выход. Управляющая структура имеет трех потомков: известное, итеративное и рекурсивное. Тип объекта имеет двух потомков: путь и область. Путь как дочерний элемент сравнения инвариантов имеет двух потомков: вынужденный путь и преимущественное направление.

Способность FERMI решать задачи в областях физики резюмируется следующим образом.

«Задачи о давлениях в жидкостях. FERMI может находить разность давлений между двумя любыми точками в одной или большем числе жидкостей, находящихся в состоянии покоя.

Задачи о центрах масс. FERMI может находить центр масс любого плоского объекта, к-рый имеет прямоугольную форму или допускает разбиение на прямоугольные части.

Задачи об электрических цепях. FERMI может находить стационарные падения напряжения на разных участках электрических цепей, состоящих из любого небольшого количества проводов, резисторов и батарей, связанных различными способами.

FERMI может тж применять принцип инвариантности энергии для связывания массы и скоростей спутника или падающего объекта в двух различных точках траектории.»

Расширение границ применения общих принципов декомпозиции и инвариантности вместе с использованием знаний, связанных со специфическими предметными областями, сулит блестящие перспективы дальнейшему развитию FERMI. Авторы системы FERMI планируют распространение принципа декомпозиции на следующие области: механику, геометрию, электричество и магнетизм, теплоту и термодинамику, химию и волновые процессы. По мнению разработчиков FERMI, принцип инвариантности м. б. распространен на поддающиеся количественному выражению задачи сохранения импульса, момента количества движения и энергии.

Иерархическая структура схемы представления величины и схемы представления метода, включающая в себя интеллектуальные принципы инвариантности и декомпозиции, очевидно, делает FERMI способной к гибкому и универсальному применению. Эти способности, однако, жестко задаются заложенной в ней иерархической структурой. Этим предопределяется недостаток того типа изобретательности и интеллектуального иск-ва, к-рое характеризовало мыслительные способности в решении задач ее тезки, Энрико Ферми.

Процесс научного открытия

Существуют два подхода к процессам научного открытия с позиций И. и. При первом подходе не предпринимается попыток моделировать когнитивные процессы исследователей; здесь в основном используются технические методы И. и. Второй подход связан с мат. моделированием интеллектуальных процессов научного открытия.

Первый подход представлен машинными программами, к-рые открывают или повторно открывают научные и мат. знания. Используя набор изощренных эвристик, записанных в умещающемся всего на двух страницах LISP коде, автоматизированная вычислительная программа совершила целый ряд мат. открытий, включая принцип простых чисел (предположение о том, что любое четное число можно представить в виде суммы двух простых чисел) и осн. теорему арифметики. Шен разраб. широкую вычислительную архитектуру систем И. и. для совершения (научных) открытий, к-рая позволяет реализовать AM-программу и ее преемника EURISCO. Лэнгли, Саймон, Брэдшоу и Житков приводят описание целого ряда сложнейших программ, с помощью к-рых были заново открыты количественные законы в физике и астрономии. Напр., программа BACON.3 заново открыла, среди др., законы Галилея (об ускорении), законы Ома и третий закон движения планет Кеплера. В химических науках программа MetaDendral осуществила значительные открытия, к-рые были впоследствии опубликованы в элитарном научном журнале.

Второй подход представлен программой KEKADA, непосредственно и тщательно моделирующей эксперим. процедуры и научные открытия выдающегося биохимика Ганса Кребса, к-рому принадлежит приоритет в установлении природы эффекта орнитина и описании цикла мочевины. Кребс сделал свои открытия в 1932 г., а позднее Холмс — на основе лабораторных записей Кребса и интервью с ним — осуществил чрезвычайно подробную реконструкцию последовательности когнитивных и эксперим. событий, предшествовавших открытиям Кребса в области обмена веществ. Опираясь на эти описания Холмса, Кулкарни и Саймон создали KEKADA, программу И. и., к-рая имитировала биохимические открытия Кребса.

Процессы открытия KEKADA заключают в себе структуру управляющей логики высокого уровня, осн. на двухпространственной модели решения задач. Эта модель исследует, систематически и циклически, пространство образцов, состоящее из множества экспериментов и их результатов, и пространство правил (rule space), состоящее из гипотез и вложенных в них структур знаний. Эвристические операторы координируются для реализации поиска в пространстве образцов и пространстве правил.

Сравнительный анализ действий KEKADA с действиями Кребса показал высокую степень сходства с тем сложным и замысловатым процессом экспериментирования, к-рый привел к открытию орнитинового цикла. На основании этого почти полного сходства в действиях, Кулкарни и Саймон приходят к выводу, что KEKADA «представляет собой теорию стиля экспериментирования Кребса». Кулкарни и Саймон тж заключают, что в силу наличия в этой системе множества независимых эвристик широкой сферы действия, KEKADA представляет собой общую модель и общую теорию процесса научного открытия.

Вычислительные теории процессов научного открытия можно в целом понять на основе общей логики, к-рая включает набор базовых допущений.

«Исследования Кулкарни и Саймона по системе KEKADA будут использованы для проверки этих допущений и, т. о., для оценки самой логики вычислительных теорий научного открытия.

Допущение о том, что процессы творчества в научном открытии имеют познаваемый характер, может получить поддержку в случае признания того, что описания Холмса заслуживают нек-рой степени доверия. ... Допущение о том, что творческие процессы научного открытия поддаются определению, м. б. подтверждено заданными в KEKADA дефинициональными эвристиками, к-рые включают способность к планированию и постановке экспериментов, к распознаванию неожиданных эксперим. рез-тов, к последовательному уточнению гипотез и продолжению стратегий управления систематическим экспериментированием.

Допущение о том, что процессы научного открытия представляют собой подмножества общих стратегий решения задач, получает поддержку в двух пространственной модели решения задач, к-рая обеспечивает общую суперструктуру для развертывания управляющей логики в системе KEKADA.

Допущение о том, что процессы научного открытия могут моделироваться на основе стандартных эвристик вычислительных систем для автоматического решения задач, поддерживается... содержащимся в KEKADA широким набором общих эвристик, потенциально применимых к решению научных проблем, выходящих за круг решенных Кребсом.»

Вычислительные теории процесса научного открытия по существу направлены на эмуляцию когнитивных процессов, в отличие от теорий челов. процессов научного открытия, к-рые учитывают мотивационные и аффективные процессы.

«Наши изыскания направляются тем, что мы обозначили принципом внутренней мотивации креативности:

Люди будут проявлять наибольшую креативность, если они ощущают, что мотивированы в первую очередь интересом, наслаждением, радостью и напряжением, исходящими от самой работы, а не внешними давлениями. В сущности, мы говорим, что любовь людей к своей работе имеет тесную связь с творческим характером их деятельности. Это утверждение находит безусловную поддержку в описаниях феноменологии творческого процесса. Большинство отчетов специалистов о творческих личностях, как и их собственные сообщения, наполнены высказываниями о глубокой увлеченности и невероятной любви таких людей к своей работе.»

Внутренняя мотивация как необходимое условие челов. творчества не является существенной для вычислительных систем научного открытия. В подходе к научному открытию с позиций И. и. достаточным условием служит наличие механизмов алгоритмов и эвристических операторов.

Представляется несомненным, что мат. системы научного открытия, такие как программы KEKADA и BACON.3, могут приводить к впечатляющим рез-там. Следует заметить, однако, что эти системы являются индуктивными и требуют ввода исходных данных. Чтобы достичь творческих высот совр. теорет. физики, потребуются радикально новые вычислительные системы, к-рые выходят за пределы ограничений, накладываемых индуктивным методом.

См. также Теория алгоритмически-эвристических процессов, Каузальное мышление, Компьютерные программы, Общие системы, Системы и теории, Теоретическая психология

М. Уэгман

 

Исправительные заведения (correctional institutes)

 

И. з. обладают следующими определяющими характеристиками: а) постоянное проживание в месте лишения свободы законно осужденных преступников; б) преимущественное использование внешних и высокоструктурированных средств контроля поведения, к-рые зачастую носят аверсивный характер (напр. одиночное заключение, лишение привилегий); в) четкое разграничение ролей персонала и заключенных; г) как правило, стремление классифицировать преступника в соответствии с личностными характеристиками, досье судимостей или реабилитационным потенциалом и д) попытки изменить течение криминальной карьеры заключенного. Т. о., следственные тюрьмы и подобные им учреждения временного содержания не рассматриваются как И. з. К учреждениям, отвечающим этим критериям, относятся федеральные тюрьмы и тюрьмы штатов, школы производственной подготовки для несовершеннолетних преступников, больницы закрытого типа для невменяемых в отношении совершенного преступления лиц, лагеря для «почетных заключенных» и исправительно-трудовые колонии, к-рые являются частью пенитенциарной системы, а тж нек-рые пересыльные дома для особо опасных преступников (transition house for felons). В целом, ежегодно в тюрьмы попадает ок. четверти миллиона взрослого населения, и мн. тысячи несовершеннолетних преступников препровождаются в школы производственной подготовки. Количество заключенных в др. исправительные учреждения не представляется возможным установить. Далее, в дополнение к примерно 10 млн. американцев, арестовываемым ежегодно, мн. другие, к-рых не арестовывают, тем не менее в качестве превентивной меры содержатся в спецучреждениях, напр. в подведомственной судебным органам (forensic ward) закрытой больнице штата. В этом отношении, с середины 40-х гг. наблюдается обратная связь между количеством тех, кто содержится в И. з., подведомственных органам уголовной юстиции, и тех, кто находится в психиатрических учреждениях. Поскольку снижается количество направлений психически больных преступников в тюрьмы штатов, растет их число в закрытых больницах штатов.

Исторически первичная цель И. з., осн. на представлении о том, что злодеяние есть всегда злоумышление, состояла в исполнении наказания. Когда конкретная форма мести об-ва повлекла за собой лишение свободы, об-во защитило себя путем изоляции преступника. К сожалению, защита об-ва, вторая цель наказания, действует лишь на ограниченный период времени, в течение к-рого преступник зачастую еще больше укрепляется в своем криминальном поведении. Эта т. зр. поддерживается неизменно высокими показателями рецидивов, достигающих в среднем 66%. Третья цель И. з., устрашение, осн. на представлении о том, что наказание преступника будет служить негативным примером для других, тем самым снижая вероятность совершения подобных деяний. К сожалению, исход криминальных действий сопряжен с большой неопределенностью; неизвестно, насколько хорошо работает устрашение.

Последней целью И. з., лишь отчасти связанной с традиционными представлениями о возмездии, защите и устрашении, является реабилитация преступника. Это направление начало активно развиваться в 30-х гг. и его развитие идет до сих пор, несмотря на то что, по разным оценкам, врачебный персонал составляет менее 5% от персонала И. з. Как позволяют судить нек-рые обзоры соотв. литературы, реабилитация не оправдала возлагавшихся на нее надежд или, в лучшем случае, привела к неопределенным результатам и не оказала существенного влияния на рецидивизм. То же можно сказать и в отношении различных психол. подходов, нацеленных на изменение определенных аспектов поведения или личности преступников.

Право на лечение психол. расстройств, наряду с соматическими, было подтверждено рядом конституционных оснований. В целом, заключенным назначается лечение, если обнаруживаются серьезные и поддающиеся лечению симптомы, потенциально опасные для жизни в случае непредоставления надлежащей мед. помощи. Право на отказ от лечения тж было подтверждено, в особенности когда лечение рассматривается как инструмент поддержки политики администрации, а не облегчения страдания конкретного человека.

В целом, несмотря на внимание, уделяемое в И. з. конституционным вопросам, независимые исслед. свидетельствуют, что средний заключенный регулярно сталкивается с многочисленными нарушениями своих конституционных прав. В ряде психол. исслед. делается вывод о том, что это является следствием самой природы И. з., с его тотальным контролем над индивидуумом и дегуманизирующим влиянием как на персонал, так и на заключенных. Др. вопросы связаны с компетентностью врачебного персонала и администраторов, к-рые могут, напр., предполагать насильственные действия со стороны заключенного, невзирая на низкую обоснованность и достоверность своих прогнозов.

В последние десятилетия наметилась тенденция к росту согласованности во мнениях в отношении проблем И. з. Судебные специалисты демонстрируют совпадение позиций по следующим вопросам.

- На смену крупным тюрьмам и др. И. з. должны прийти менее крупные, многоцелевые заведения с гибкими программами и более гуманной атмосферой.

- Наиболее эффективный путь изменения И. з. видится в том, чтобы действовать через внесение законодательных инициатив, а не реформировать существующую исправительную систему своими силами изнутри.

- Несмотря на существующее сопротивление, коррекционные программы остаются жизнеспособной силой в работе И. з.

- Существует тенденция к созданию специализированных И. з. для таких категорий преступников, как совершившие преступление в состоянии невменяемости, женщины, подростки, умственно отсталые, а тж лица с высоким риском рецидивов.

- Более предпочтительным является фиксированный (не подлежащий сокращению) срок за совершенное преступление, с возможностью предоставления краткосрочных отпусков за хорошее поведение. Неопределенный срок сегодня рассматривается как несправедливый и опирающийся на необоснованное представление о возможности прогнозировать преступное поведение и эффективности существующих методов вмешательства.

- Стандарты для И. з. должны формулироваться в отношении каждого уровня коррекционной программы и соответствовать научному и соц. прогрессу, значимому для системы уголовного судопроизводства.

См. также Преступление, Уголовная ответственность, Судебная психология

X. В. Холл

 

Испытания при найме на работу (employment tests)

 

И. п. н. н. р. включают все методики психол. оценки, используемые работодателями при отборе и классиф. персонала. По существу, почти все типы психол. тестов могут использоваться (и в действительности уже использовались) при принятии кадровых решений.

В настоящее время в И. п. н. н. р. чаще всего используются тесты общих и специальных способностей. В пору становления данной области тестирования преобладали тесты общих способностей, из к-рых наиболее известны Армейские тесты «Альфа» и «Бета». Тесты общих способностей и поныне успешно применяются при И. п. н. н. р. Наряду с ними сегодня активно используются тесты общих способностей, специально разраб. для применения в промышленности, такие как Кадровый тест Вандерлика и Тест живости ума Терстоуна (Thurstone Test of Mental Alertness), несмотря на существование сильной тенденции к применению более специфических тестов способностей.

Тесты специальных способностей, как следует из названия, предназначены для оценки определенной узкой области спектра способностей индивидуума. Несмотря на то, что выполнение к.-л. работы предполагает определенный уровень интеллекта, это может быть необходимым, но недостаточным условием ее эффективного выполнения.

До недавних пор в сфере И. п. н. н. р. бытовало расхожее представление о том, что чем специфичнее конкретный вид работы, тем более специфичным должен быть тест, прогнозирующий успешность ее выполнения. Поэтому считалось, что различия рабочих заданий ослабляют валидность тестов, используемых в И. п. н. н. р. Недавние исслед. доказали, в целом, несостоятельность этой доктрины, поскольку было обнаружено обобщение (или, иначе говоря, возможность распространения) валидности на гораздо более широкое множество видов работ и тестов, чем это считалось ранее.

Валидность тестов, используемых в И. п. н. н. р., является важнейшей проблемой в данной области и зачастую оказывается яблоком раздора между администрацией и наемными работниками или их представителями.

Использование тестов в И. п. н. н. р. может приводить к злоупотреблениям и принятию дискриминационных решений в отношении работников. В связи с этим Комиссия по вопросу равных возможностей занятости (ЕЕОС) отстаивает ряд руководящих принципов проведения И. п. н. н. р. Для обеспечения надлежащего профессионального уровня в тестировании кандидатов на рабочие места, отделение промышленной и организационной психологии Американской психологической ассоциации издает сборники рекомендаций по проведению отбора персонала.

См. также Тестирование способностей, Практика найма рабочих и служащих, Тесты для отбора кандидатов, Тестирование и законодательство, Тесты Вандерлика

С. Р. Рейнолдс

 

Исследование методом двойного ослепления (duble-blind research)

 

И. м. д. о предполагает удержание как исследователей, так и испытуемых в «слепом неведении» относительно реализуемого вмешательства или воздействия. Необходимость использования процедур двойного ослепления вытекает из естественного желания исследователей получить положительные рез-ты проверки своих гипотез. Исследователи или их помощники могут непреднамеренно урезать шкалы в пользу эксперим. воздействия путем подсказок испытуемым, путем принятия решения в пользу эксперим. воздействия в ситуации, к-рая оказывается достаточно двойственной, чтобы предпочесть к.-л. из двух вариантов, или, в случае возникновении ошибок, путем непреднамеренного совершения ошибок в пользу эксперим. воздействия. Равным образом испытуемые, знающие, что они подвергаются эксперим. воздействию, ожидают и подчеркивают позитивные изменения, даже если последние являются естественными вариациями, не связанными с данным воздействием. В частности, если испытуемые рассчитывают впоследствии на получение помощи от исследователя, нек-рые из них пытаются реагировать так, как, по их представлениям, исследователь хотел бы, чтобы они реагировали, независимо от их действительного состояния.

В условиях двойного ослепления исследователи, помощники, испытуемые и др. участвующие в исслед. люди держатся в неведении о том, какие именно испытуемые подвергаются эксперим. воздействию (эксперим. группа), а какие — нет (контрольная группа). Если используются не различающиеся по внешнему виду воздействия, но т. о., что их может различать нек-рая нейтральная сторона, испытуемые обеих групп будут полагать, что они подвергаются эксперим. воздействию. В случае мед. исслед. контрольная группа может получить нейтральный препарат, наз. плацебо, к-рый по внешнему виду и по вкусу не отличается от эксперим. лечебного препарата. В мед. исслед. почти всегда используются процедуры двойного ослепления, поскольку вера в действенность лекарств зачастую может не уступать по своей эффективности самим лекарствам.

Процедуры двойного ослепления не могут использоваться в следующих случаях: а) знание о воздействии является частью самого воздействия; б) знание о том, какое воздействие будет благоприятным, явно вытекает из простого наблюдения воздействия или ощущения на себе его последствий; в) характер воздействия м. б. легко установлен на основе его побочных эффектов; г) сокрытие более благоприятного воздействия является нежелательным по этическим соображениям.

Отрицательная сторона метода двойного ослепления состоит в том, что приходится жертвовать терапевтическими знаниями ради достижения методологической точности; клиническая чувствительность специалиста сводится к минимуму тем, что он вынужден работать в условиях неведения. Кроме того, удерживание испытуемых в неведении может оказывать деморализующее воздействие как на специалиста, так и на испытуемого. По мнению Уильяма Гая и др., цели, к-рых пытаются добиться этим методом, вполне м. б. достигнуты путем привлечения независимой группы экспертов, остающейся «слепой», в отличие от тех, кто реализует эксперим. воздействие.

Исслед. в этой области показали, что мн. из этапов эксперим. процедур и видов эмпирических исслед. оказываются уязвимыми в отношении знания о желаемом рез-те. Роберт Розенталь обнаружил, что две трети ошибок наблюдателей поддерживали эту гипотезу. Хотя трактовка величины эффектов пока еще остается под вопросом, оценка Розенталем и Рубиным непреднамеренного влияния эффектов ожидания позволяет предположить, что по своей величине оно сопоставимо с эффектами, оказываемыми преднамеренными воздействиями.

См. также Контрольные группы, Каноны Милля, Методология (научных) исследований

Д. Р. Крэсвул

 

Исследование методом поперечных срезов (cross-sectional research)

 

Можно проводить различия между И. м. п. с., в к-рых сравниваются лица различного возраста (родившиеся в разное время), и исслед., опирающимися на др. методы орг-ции выборочного исследования. Традиционно поперечный метод сбора данных — часто наз. поперечным планом — принято противопоставлять так называемому продольному, или лонгитюдному плану, при к-ром возрастные сравнения проводятся в разных точках жизненного цикла лиц, родившихся в одно и то же время.

В психологии развития различия между рожденными в разные годы людьми часто называют когортными различиями. Если бы, напр., обнаружилось различие в среднем весе для выборок 47-летних мужчин в продольном и поперечном исслед., оно бы зачастую отражало именно такое когортное различие.

В поперечном (но не в продольном) исслед. различия в возрастах являются тж различиями в поколениях: различия в возрастах и в поколениях смешиваются в данном случае. В продольных исслед. различия в возрастах смешиваются с различиями в периодах истории. Такое смешение отсутствует в случае И. м. п. с.

Т. о., поперечные и продольные исслед. различаются между собой по виду смешения, неизбежно сопутствующего различиям в возрастах. Однако эти 2 вида исслед. существенно различаются между собой и в др. отношениях. Если используемые в различных возрастных группах переменные выражают те же самые атрибуты и оцениваются в одних и тех же единицах измерения, можно сказать, что продольное исслед. включает повторные измерения. Такой метод сбора данных позволяет изучать ретестовую интраиндивидную устойчивость мер — возможность, недостижимая в поперечных планах. Но если цель исслед. заключается в оценке эффектов, связанных с возрастами, эти эффекты могут смешиваться в случае повторных измерений с эффектами, к-рые возникают в рез-те более чем одного измерения той же самой вещи. В исслед. развития с этим связано одно важное различие: в поперечных исслед. отсутствует та твердая основа, на к-рую можно было бы опереться при формулировании выводов в отношении индивидуального развития. Такую основу предоставляют продольные планы с использованием или различающихся измерений, или повторных измерений.

Поперечную выборку испытуемых впоследствии можно дополнить продольным исслед. Для последующих продольных исслед. можно тж привлекать совершенно новые выборки испытуемых. При сочетании этих двух вариантов выборки испытуемых с уже упоминавшимися возможностями возникает целый ряд различных выборочных планов. Они тж оказываются полезными в исслед. развития.

См. также Методы эмпирического исследования, Контроль в эксперименте, Измерение

Дж. Л. Хорн

 

Исследование операций (operations research)

 

И. о. — сравнительно новая область, краткая история к-рой восходит к началу Второй мировой войны. Эта точная мат. наука содержит четко определенный набор общих принципов, к-рые обеспечивают исследователей планом реализации операций научного исслед. Он включает следующие стадии.

1. Формулирование проблемы.

2. Построение мат. модели, репрезентирующей исследуемую систему.

3. Получение решения из данной модели.

4. Проверка модели и полученного из нее решения.

5. Установление контроля за решением.

6. Практ. реализация решения: внедрение.

Формулирование проблемы

Необходимо уделять серьезное внимание определению общего характера проблемы и, что еще важнее, целям исслед. Эти цели должны формулироваться в поведенческих терминах, с тем чтобы минимизировать или устранить двусмысленность и неопределенность. Должно быть тж отведено время на то, чтобы корректно установить приоритеты в отношении реально достижимых целей. Слишком большой список целей может вызвать потенциальные трудности с их реализацией, особенно если эти цели не четко увязаны в логическую последовательность.

Построение математической модели

Вторая фаза проведения исследований с т. зр. И. о. предполагает описание модели. Предназначение модели заключается в репрезентации реального мира. В И. о. такие модели являются символическими, выражаемыми в мат. терминах. Классическое уравнение Е = тс2 — типичный пример мат. модели. Традиционными формами для таких моделей служат алгебраические уравнения, к-рые не только знач. более экономны, чем вербальные формулировки, но тж влекут за собой тщательность и точность определения, необходимую для четкого выражения и понимания отдельных элементов и их взаимосвязей.

Наиболее важной задачей в построении такой модели является четкая и точная разработка и определение целевой функции. Эта функция выражает взаимосвязь между независимыми и зависимыми переменными.

Получение решения из данной модели

Третья фаза заключается в поиске решения. Как правило, желательно найти оптимальное или лучшее решение, однако следует учитывать, что такое решение будет обладать ценностью лишь в контексте рассматриваемой модели. Поскольку модель является лишь репрезентацией проблемы реального мира, существует множество ситуаций, в к-рых оптимальное решение может оказаться не сопряженным с наилучшим выбором.

Однако, когда оптимальное решение сочетается с менее оптимальными или более реалистическими альтернативными решениями, с возможностью их последующей проверки применительно к реальной проблеме, использование оптимального решения влечет за собой определенные выгоды. Одна из таких выгод связана с определением в конце исслед. относительной дистанции между этим идеальным решением и принятой альтернативой.

Побочным продуктом такой методологии использования И. о. является предположение, что менее оптимальные решения могут рассматриваться в качестве ступенек на пути достижения цели. Этот метод последовательных приближений может приводить исследователя операций к более плодотворным результатам.

Существует множество мат. процедур для получения решений в модели И. о. Эти процедуры основываются на приложениях теории вероятностей.

Проверка модели и полученного из нее решения

Проверка модели и решения связана с реализацией двух шагов. Первый состоит в тщательном анализе всех элементов модели, включ. перепроверку ее алгебраических множителей на присутствие упрощенческих косметических ошибок, к-рые могут влиять на валидность. Др. еще более важный шаг связан с переопределением связей модели с предпосылками, к-рые изначально использовались для разработки этой модели.

Более систематический план проверки включает тж использование ист. данных, к-рые можно легко ввести в модель, с тем чтобы можно было получить опытное (prototype) решение. Эти данные должны быть тщательным образом изучены, чтобы гарантировать специалисту по исследованию операций валидность проверки. Следует обратить внимание на то, что коль скоро эта модель практически разрабатывается на основе предшествующих ист. данных и потребностей, она может повести себя совершенно иначе в будущем. Др. распространенной ошибкой является введение в модель факторов, к-рые не были представлены в ист. базе данных.

Установление контроля

Пятая стадия, установление контроля за решением, появляется в ходе многократного использования модели. Контроль над моделью устанавливается в тех случаях, когда специалист по исследованию операций допускает расхождения в значениях ист. данных и признает, что эти расхождения могут влиять на связи между элементами модели и получаемыми решениями. Др. важным шагом может стать разработка ограничений по отобранным осн. параметрам модели для установления диапазона приемлемых значений с учетом реальных данных.

Реализация модели

Заключительным шагом является введение в модель реальных данных. Практ. реализация модели сопряжена с очевидным шагом введения реальных данных и получения решения реальной задачи. Кроме того, представляется тж важным оценить близость реального решения к ист. решениям, полученным ранее, а тж последствия этого решения для совершенствования способов эксплуатации модели. Эти шаги обеспечивают важную связь между мат. природой И. о. и практ. результатами исследования. В конечном счёте, эти решения и их управленческие последствия используются опытным специалистом по И. о. для доведения модели в целях ее возможного использования в будущем.

См. также Методология (научных) исследований

Р. С. Эндрулис

 

Исследование психотерапии (psychotherapy research)

 

Как показывают проведенные исслед., все ставшие традиционными направления психотер. — психоаналитически ориентированное, клиентоцентрированное, когнитивное и поведенческое — являются эффективными, однако не было продемонстрировано большей эффективности к.-л. из них по сравнению с остальными. Различные тины терапии — индивидуальная и групповая, ограниченная и неограниченная во времени, лекарственная и клиническое интервью — достигают положительных рез-тов без четкого превосходства к.-л. из контрастирующих типов. Переменными, к-рые, по данным исслед., наиболее значимо коррелируют с успешным исходом, оказываются факторы клиента (сила эго и мотивация к изменению), а тж личные факторы терапевта (доверие, душевная теплота и принятие). Технические приемы и умение их использовать представляются менее важными. Рез-ты психотер. обычно оказываются положительными; меньшинство клиентов демонстрирует отсутствие улучшения, но может тж отмечаться и «эффект ухудшения». И. п. позволяют сделать неск. важных выводов.

История

И. п. сильно способствовали работы Карла Роджерса, к-рый первым в начале 1940-х гг. стал делать дословные записи полного курса психотер. и предложил вразумительную теорию изменения аттитюдов и поведения клиента в центрированных на клиенте условиях. Это дало толчок к формулированию мн. доступных верификации гипотез. Он предложил систему мер или критериев оценки клиента, применимых при анализе записанных данных. Такие меры коррелировали с рез-тами тестов и оценками исхода терапии, даваемыми клиентом, терапевтом и независимыми экспертами.

Методологическая сложность

И. п. сопряжено с чрезвычайно большими трудностями в силу множественности теорий и значительной сложности предмета изучения. Огромное число терапевтов считает, что невозможно контролировать и изолировать все релевантные переменные т. о., чтобы это удовлетворяло требованиям традиционного научного метода. В то же время становится все более сильным давление на психотерапевтов со стороны тех, кто платит за психотер., включая правительство и страховые компании, чтобы психотерапевты показывали эффективность своей работы и добивались все большей конкретности в показаниях к применению лечения.

Исследования эффективности психотерапии

Большинство серьезных исследователей делают вывод о том, что в целом доказательства эффективности психотер. являются очень вескими. Смит, Гласс и Миллер сообщают, что в 475 исслед. психотер., проведенных в контролируемых условиях и охватывающих тысячи участников и, по меньшей мере, 18 подходов, средний участник, получавший психотер., в конце лечения чувствовал себя лучше, чем 80% лиц, к-рые нуждались в лечении, но не получили его.

Дженет Трэйси Лэндмен и Робин М. Доус провели повторный анализ случайной выборки из 42 исслед., сочтенных методологически адекватными, и обнаружили неск. больший эффект лечения, чем в первоначальной выборке, к-рая включала и работы методологически невысокого качества. В целом, «чем лучше качество исслед., тем более положительным оказывается достигаемый рез-т».

Г. Ю. Айзенк и С. Рэчмэн относятся к тем, кто иначе оценивает эффективность психотер.: хотя большинство больных неврозами получают пользу в ходе психотер., такое же количество больных демонстрирует улучшение состояния и без терапии. Однако большинство исследователей психотер. не соглашаются с их выводами.

В ходе оценки эффективности лечения внимание исследователей привлекли тж и отрицательные рез-ты. Бёрджин предложил термин эффект ухудшения и представил эмпирические рез-ты семи работ, подтверждающих наличие этого феномена. Др. исследователи собирали данные для определения распространенности отрицательных рез-тов и их связи с возможными каузальными факторами. Уровень ухудшения в группах, не получавших лечение, по данным исследований, варьировал в широких пределах.

В целом исследователи психотер. признают возможность того, что она может иметь сильные отрицательные, так же как и положительные, последствия. Это мотивирует их к продолжению усилий в попытках пролить свет на очень сложный процесс и обсудить вместе с клиницистами выводы относительно отбора больных, подготовки специалистов и постоянного повышения их квалификации .

Корреляты исхода психотерапии

Остается открытым вопрос о том, какие переменные обусловливают исход терапии или коррелируют с ним. Легче перечислить те характеристики, к-рые, поданным исслед., оказались не связанными с исходом лечения, или продемонстрировали противоречивые или незначительные корреляции. Бёрджин сделал вывод о том, что такие характеризующие клиента переменные, как уровень интеграции личности и мотивация к изменению значимо связаны с рез-том терапии, но Сол Гарфилд заметил, что это оказывается справедливым, если критерием является степень изменения; связь между исходом лечения и такими переменными, как сила эго, остается неясной. Моррис Парлофф и его коллеги делают вывод о том, что большинство переменных, характеризующих терапевта — личность, психическое здоровье, опыт, пол, раса и социоэкономический статус, — являются настолько упрощенными и глобальными, что дают на выходе исслед. «предельную неопределенность». Наиболее значимое обобщение, к-рое эти авторы сочли возможным сделать — это то, что эмоциональные проблемы терапевтов могут мешать эффективности лечения.

Перспективы исследования психотерапии

Помимо достаточно подтвержденного вывода о том, что психотер. в целом эффективна, можно сказать, что «гора родила мышь» за сорок лет трудоемких исслед. более специфических вопросов. Роджерс пишет, что психотер. находится в состоянии хаоса, «однако не бессмысленного хаоса, а океана беспорядка, бурлящего жизнью, порождающего необходимые для нас новые идеи, подходы, процедуры и теории с невероятной быстротой».

См. также Меры критерия, Групповая психотерапия, Изменения личности, Психотерапия, Эффективные компоненты психотерапии, Эффективность психотерапии

Н. Дж. Раскин

 

         

 

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 

     

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

 

Статьи

Все техники и практики 

Музыка для медитаций и расслабления

Вопросы и ответы

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

.

  Твоя Йога Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz