Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.
|
||||||||||||||
Психологическая энциклопедия |
||||||||||||||
Доска бесплатных объявлений. Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!
Наш форум – самый полезный эзотерический форум. Интересно и познавательно. Зайди, задай вопрос или поделись своим мнением! Для нас всё важно. |
Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах (Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
Подпороговое воздействие (subliminal influence)
П. в. — это использование убеждающих тактик, реализуемых на уровне ниже порога сознавания. Термин П. в., несмотря на существование в психол. литературе хорошо определенного понятия П. в., обычно используют в отношении процедур, варьирующих от мгновенно вспыхивающих на киноэкране слов до фоновых фраз в рок-музыке и искусно спрятанных образов в рекламных объявлениях. Проведенные исслед. не подтвердили заявления об эффективности П. в. Исследователи установили, что люди способны обрабатывать минимальные подпороговые сообщения (напр., распознавание значения единичного слова, предъявляемого за пределами сознавания), но не могут перерабатывать сложные подпороговые сообщения. Независимо от уровня своей обработки, подпороговые сообщения не обнаружили своего воздействия на поведение. Сенсационные заявления о силе П. в. Большинство американцев верят в способность подпороговых сообщений влиять на поведение. В значительной степени, эта вера в Подпороговое убеждение была стимулирована сенсационными заявлениями, к-рые появились в СМИ. Напр., в конце 1950-х гг. Дж. Вайкери, специалист по рекламе, распространял слухи о том, будто он тайно высвечивал на киноэкране, всего на треть миллисекунды, фразу «ешь попкорн и пей кока-колу». Вайкери утверждал, что продажи кока-колы увеличились на 18%, а рост продаж попкорна составил почти 58%. Ки объявил, что подпороговые имплантанты регулярно используются в печатных рекламных объявлениях, и что слово «секс» напечатано на крекерах Ритц и содержится в кубиках льда в рекламе джина «Гилбис». В 1970-х гг., родители и священники начали выражать беспокойство в отношении содержания в рок-музыке фоновых сообщений, часто сатанинского характера. В конце 1980-х и на всем протяжении 1990-х гг., производители подпороговых аудиозаписей, предназначенных для самоусовершенствования, утверждали, что их кассеты могут улучшить все, начиная от самооценки и памяти до отношений с подчиненными и клиентами, сексуальной чувствительности, результатов игры в боулинг и преодоления травмы от перенесенного насилия. В 1987 г. американцы приобрели таких подпороговых записей на сумму свыше 55 млн долларов. В 1990 г. проходило судебное разбирательство по делу рок-группы Judas Priest, включившей в свою песню Better by You, Better than Me, как утверждалось, с целью оказать воздействие на аудиторию, подпороговый имплантант «сделай это». Этот имплантант предположительно послужил причиной смерти двух подростков, покончивших с собой. Общественность выразила серьезное негодование и обеспокоенность по поводу возможного неэтичного использования подпороговых сообщений. В 1957 г. журналист-обозреватель Норман Казинс сетовал: «Если этот инструмент может с успехом использоваться для продвижения попкорна, то почему не политиков или чего-нибудь еще?» Он призывал людей взять «это изобретение и все, что с ним связано, и поместить в эпицентр ближайшего ядерного взрыва, предусмотренного графиком испытаний». Возмущение общественности подстегнуло к действиям законодательные и судебные органы. Федеральная комиссия связи (FCC) объявила, что использование подпорогового убеждения может повлечь за собой потерю лицензии на телерадиовещание. Национальная ассоциация дикторов (NAB) запретила своим членам использование подпороговой рекламы. Австралия и Великобритания ввели запрет на подпороговые сообщения. Законодательное собрание штата Калифорния провело закон, согласно к-рому распространение материала с фоновыми сообщениями без уведомления общественности является вторжением в частную жизнь. Судья штата Невада вынес определение, что на подпороговые сообщения не распространяется действие закона о свободе слова. Обладают ли подпороговые сообщения убеждающим действием? Принимая во внимание негодование общественности и многочисленные гражданские акции, полезно задаться следующим вопросом: насколько эффективными являются подпороговые сообщения в изменении мотивированного поведения? Опыт исслед., проводившихся на протяжении более чем 100 лет, приводит нас к выводу о том, что подпороговые сообщения неспособны оказывать влияние на поведение. По итогам предпринятого им обширного обзора литературы Мур приходит к заключению, что «не существует эмпирической документации в отношении значительных подпороговых эффектов, таких как вызов конкретных поведенческих реакций или изменение мотивации. Более того, такое представление опровергается результатами большого количества исследований и противоречит экспериментально обоснованным концепциям о переработке информации, научении и мотивации». Авторы др. обзоров литературы по подпороговому воздействию пришли к такому же выводу, указывая на то, что декларируемые подпороговые эффекты часто не поддаются повторному воспроизведению, и что исследования, претендующие на обнаружение подпорогового воздействия, оказываются недостаточно обоснованными и страдают методологическими изъянами. Заявление Вайкери об увеличении продаж попкорна и кока-колы в результате подпороговых сообщений стимулировало исслед. в этой области. В 1958 г. Канадская радиовещательная и телевизионная корпорация (CBC) повторила исслед. Вайкери, предъявив сообщение «позвоните сейчас» 352 раза в течение популярного субботнего вечернего телевизионного шоу. Использование телефона за этот период не увеличилось; никто не позвонил на станцию. В ответ на просьбу угадать содержание сообщения, от зрителей пришло 500 писем, но ни одно из них не содержало правильного ответа. Однако, зная об исслед. Вайкери, почти половина из них заявила, что испытывала чувство голода и жажды в течение этого шоу. В ответ на такие результаты Вайкери признался в своем интервью журналу Advertising Age («Век рекламы»), что он небрежно провел это исслед. Он заявил: «Хуже чем этот просчет, однако, было то, что мы не проводили каких-либо дополнительных изысканий сверх тех, которые были необходимы для подачи заявки на патент. У меня был слабый интерес к этому исследованию и мало данных — слишком мало, чтобы они могли иметь серьезное значение». Работа Ки поверглась критике с методологических позиций. Напр., Ки сообщает об исслед., в к-ром более чем 1000 испытуемым предъявлялось рекламное объявление джина «Гилбис», предположительно заключавшее скрытое среди кубиков льда слово «секс». В целом, 62% испытуемых сообщили, что испытывали ощущение возбуждения, романтизма и чувственности. Однако Ки не включил в данное исслед. контрольную группу (группу испытуемых, к-рые видели сходное рекламное объявление без имплантанта) и, т. о., остается неясным, было ли у этих испытуемых ощущение возбуждения, романтизма и чувственности из-за предполагаемого имплантанта или по к.-л. др. причине. Канадские ученые Воки и Рид реализовали обширную программу исслед., продемонстрировавших, что фоновые сообщения оказываются неэффективными в изменении поведения. В своих исслед. они обнаружили, что испытуемые не могут а) отличить фоновый вопрос от фонового утверждения; б) сказать, имели ли два фоновых сообщения одинаковый или различный смысл; в) отличить бессмысленные фоновые сообщения от осмысленных и г) распознать фоновые детские стишки, христианские, сатанинские, порнографические или рекламные сообщения. Воки и Рид также обнаружили, что прослушивание фоновых сообщений не влияло на смысловые оценки испытуемых, и что испытуемые могли «слышать» скрытые сообщения в фоновых сообщениях даже при отсутствии в них такого рода сообщений. Недавно были проведены несколько исслед. с целью оценки эффективности подпороговых аудиозаписей, предназначенных для самосовершенствования. Напр., испытуемые в эксперименте Пратканиса с сотрудниками прослушивали подпороговые аудиозаписи, предназначенные либо для повышения их самооценки, либо для улучшения памяти. Половина испытуемых получила неправильно маркированные записи; иными словами, одна часть испытуемых думала, что располагала записями, предназначенными для улучшения их памяти, в действительности предназначавшимися для повышения самооценки, в то время как другая считала, что располагала записями для повышения самооценки, но прослушивала записи для улучшения памяти. Спустя 5 недель после прослушивания в результатах испытуемых не обнаружилось улучшений в самооценке или способностях к запоминанию. Однако, примерно половина участников исслед. полагала, что достигла улучшений, соответствующих названию записи, но не ее содержанию. Испытуемые, считавшие, что они слушали запись для повышения самооценки (независимо от ее фактического содержания), были склонны верить в то, что повысилась их самооценка, тогда как считавшие, что они слушали запись для улучшения памяти, были склонны верить в то, что в результате прослушивания улучшилась их память. В действительности же, ни у кого из них в результате прослушивания не было зафиксировано повышения самооценки или улучшения памяти. На сегодняшний день проведено девять независимых исслед. подпороговых записей для самосовершенствования. Во всех 9 исслед. не было обнаружено эффектов, согласующихся с заявлениями производителей. В 1990 г., в ходе судебного разбирательства дела рок-группы Judas Priest, судья Дж. К. Уайтхед выслушал аргументы за и против возможности П. в. Его решение в пользу рок-группы и студии CBS Records во многих отношениях может рассматриваться в качестве итоговой оценки возможности П. в. В своем решении, судья Уайтхед констатировал: «Представленные научные исследования не свидетельствуют о том, что подпороговые стимулы, даже если они и воспринимаются, могут вызывать поведение такого масштаба (т. е., совершение самоубийства). Существуют другие факторы, которые объясняют поведение покойных независимо от подпороговых стимулов». См. также Реклама, Эффект Барнума, Процессы коммуникации, Обман, Мотивация Э. Р. Пратканис Подпороговое восприятие (subliminal perception)
В конце 1950-х гг. большую обеспокоенность в об-ве вызвали заявления о том, что существует метод предъявления рекламных сообщений, к-рый может влиять на поведение на бессознательном уровне. Процедура подразумевала использование быстро появляющихся на экране сообщений, размер, скорость или яркость к-рых представлялись явно недостаточными для того, чтобы вызвать их осознание. Такие стимулы наз. подпороговыми. П. в. происходит в тех случаях, когда такие стимулы, даже если они оказываются незамеченными, каким-то образом оказывают воздействие на последующее поведение. Существуют серьезные сомнения в отношении способности подпороговых стимулов оказывать существенное влияние на поведение, не говоря уже о возможности их использования для побуждения людей к совершению конкретных действий или усвоению определенных аттитюдов. Большинство имеющихся фактов говорит о том, что испытуемые сталкиваются со значительными трудностями при извлечении смысла из подпороговых стимулов. По-видимому, воздействие такого рода скрытых стимулов, скорее всего, проявляется на аффективном, или эмоциональном уровне. Одной из ил. роли эмоциональных факторов в П. в. может служить феномен перцептивной защиты. Этот процесс, благодаря к-рому возникает эмоциональная, но неосознаваемая реакция на стимулы, иногда тж наз. субцепцией. См. также Восприятие (перцепция), Избирательное внимание С. Корен Подходы к учению (approaches to learning)
Одной из отличительных особенностей совр. исслед. в области пед. психологии яв-ся повышенное внимание, уделяемое экологической валидности. В отличие от просматривающейся в общем русле психол. науки тенденции к разраб. принципов научения применительно к широкому охвату различных ситуаций, в пед. психологии сегодня существует тенденция к созданию объяснительных конструктов в отношении специфических пед. контекстов. Резник иллюстрирует этот тип научной работы на примерах изучения учеб. ситуаций в классе. Новая область исслед. в Европе и Австралии посвящена учению студентов, и в ней уже разраб. понятийный аппарат, используемый при конструировании описаний подходов к учению, прочно укоренившихся в опыте студентов. Отправной точкой послужила серия экспериментов по научению, проведенных Ференсом Мартоном и его коллегами в Гетеборге (Швеция). Мартон заинтересовался тем, как студенты подходят к решению задачи на чтение научной статьи. Его работа отличалась от традиционных экспериментов использованием действительно сложных учеб. материалов (статья, содержащая по меньшей мере 1500 слов) и скрупулезным качественным анализом протоколов интервью, в к-рых студенты сообщали о своих стратегиях чтения и описывали то, что они узнали из статей. Анализ протоколов позволил выявить качественно различные уровни понимания и контрастирующие цели и процессы. Особенно сильное отличие наблюдалось в подходе студентов к решению задачи на чтение. Нек-рые студенты приступали к ней с намерением активного поиска смысла того, что хотел сказать автор. Они взаимодействовали с текстом как целым, проверяя аргументы автора путем изучения и реорганизации фактов в соответствии с выводами; они тж связывали их с предыдущими знаниями и собственным опытом. Короче говоря, эти студенты пытались реконструировать личное понимание статьи. Такая стратегия получила назв. глубокого подхода к учению и соотносится с представлением Дэвида Осубеля об установке на осмысленное учение. Др. студенты, напротив, выбирали поверхностный подход. Они фокусировали свое внимание на словах в тексте, полагая, очевидно, что под научением подразумевается точное воспроизведение важных фактов или идей в том виде, как они представлены автором. Т. о., их подход предполагал узкую фокусировку на деталях и часто содержал попытки «прогнозировать» будущие проверочные вопросы. Они не уделяли должного внимания иерархической структуре текста и в рез-те нередко смешивали примеры с осн. идеями. Помимо этого, они опирались на механические методы заучивания для последующего воспроизведения тех аспектов статьи, в отношении к-рых ожидали вопросов от преподавателя. Исслед. Свенсона проиллюстрировало взаимосвязь между общим подходом к учению, используемым при изучении материала, и ответами студентов на экзамене. Большинство студентов, последовательно выбиравших глубокий подход, успешно сдавали все экзамены по сравнению с менее чем четвертью из тех, кто использовал поверхностный подход. Столь существенное различие отчасти яв-ся следствием того дополнительного обстоятельства, что студенты, выбирающие глубокий подход, проводят больше времени за самостоятельным изучением материала. По-видимому, глубокий подход, опирающийся на понимание, делает работу более интересной и вознаграждающей. Т. о., существует функциональная зависимость, связывающая подход к учению с количеством затрачиваемого на изучение материала времени. Большинство последовавших за работой Мартона исслед. опирались на процедуры качественного анализа протоколов интервью, однако Энтвистл и Рамсден из Ланкастерского ун-та для измерения подходов к учению использовали тж опросники и инвентари. Рез-том их исслед. стало предположение, что глубокий подход как таковой может реализовываться различными способами. Нек-рые студенты, особенно при изучении научных статей, первонач. концентрируются на фактических деталях и лишь после этого обращаются к формированию более широкого представления, в то время как др. студенты предпочитают начинать с выработки такого более широкого представления. Две интересные проблемы связаны со сравнительным описанием стилей и подходов к учению: во-первых, в какой степени стили отличаются от подходов, и, во-вторых, яв-ся ли они устойчивыми индивидуальными особенностями или же определяются, гл. обр., спецификой учеб. задачи или условиями? На концептуальном уровне возможно выделение двух стилей учения — содержательного и операционного — оба из к-рых зачастую оказываются необходимыми для понимания. Однако на эмпирическом уровне обнаруживается тесная корреляция между глубоким подходом и содержательным учением, равно как между поверхностным подходом и операционным учением. Представляется, что хотя операционное учение и может служить исходной стратегией в поиске понимания, на практике оно чаще оказывается частью инструментального подхода, к-рый опирается не только на обнаружение фактов и сведений, но и на их механическое заучивание. С др. стороны, хотя глубокий подход и должен привлекать внимание к деталям, большинство использующих этот подход студентов увлекаются процессом индивидуального осмысления и не уделяют должного внимания подтверждающим фактам. Мартон и его коллеги приводят убедительные доводы в пользу того, что подход к учению яв-ся не устойчивой характеристикой индивидуума, а специфической реакцией на конкретную задачу и учеб. контексте. Существующие данные, однако, не позволяют прийти в этом отношении к однозначному выводу. Как утверждает Энтвистл, поведение людей обнаруживает как последовательность, так и изменчивость, в зависимости от используемых методов измерения и подхода, избираемого исследователем. Хотя может показаться, что одной из таких сравнительно устойчивых характеристик, связанных с подходом к учению, по-видимому, яв-ся интеллектуальная способность, данные, к-рые вытекают из работы Сальо, говорят об отсутствии таких взаимосвязей, по крайней мере среди университетских студентов. Эксперименты в Ланкастере, однако, свидетельствуют в пользу существовании индивидуальных коррелятов содержательного учения, предположительным источником к-рых может служить интеллектуальная способность. Исследовательская группа в Гетеборге изучала возможные факторы, влияющие на подходы к учению. Сальо показал, что вопросы узкого фактического содержания сдвигали большинство студентов в направлении поверхностного подхода. Вопросы, требующие понимания, оказывали меньшее влияние на студентов, изначально выбиравших поверхностный подход: они просто пересматривали требования к задаче и пытались воспроизводить осн. выводы автора без обращения к тем фактам, к-рые позволили ему прийти к таким выводам. В др. эксперименте Франссон показал, что если изучаемый материал воспринимался как интересный или нужный студенту, то это способствовало глубокому подходу к учению; если же ситуация учения воспринималась как вызывающая тревогу, то это чаще приводило к использованию поверхностного подхода. Рамсден и Энтвистл обнаружили сходные эффекты в отношении восприятия студентами своих факультетов. Студенты, использующие глубокий подход и имеющие положительные аттитюды к учению, чаще характеризуют свой факультет как обладающий высоким уровнем преподавания и предоставляющий свободу в обучении. Факультеты, воспринимавшиеся как возлагающие большую нагрузку и отрицающие свободу в обучении, имели в своем составе больший процент студентов, использовавших поверхностные подходы, в сравнении с их средним процентом по всей выборке. Интересно отметить, что оценки студентами факультетов не были связаны с методами организованного обучения или с уровнями мотивации достижения. Совершенно независимое исслед., проведенное Биггсом в Ньюкастле (Австралия), выявило сходные подходы к учению путем применения только количественных методов. Используя Опросник процессов учения (Study Processes Questionnaire), Биггс выделил 3 главных фактора. Последующие исслед. в Ланкастере с использованием Опросника подходов к учению (Approaches to Studying Inventory) позволили Энтвистлу и Рамсдену описать 4 таких фактора, первые три из к-рых совпадали с полученными Биггсом. Они были описаны как учеб. ориентации, включающие ориентацию на осмысление, ориентацию на воспроизведение, стратегическую ориентацию и неакадемическую ориентацию. Первые две яв-ся общими тенденциями, отражающими соответственно глубокий и поверхностный подходы к учебе. Третья представляет ориентацию на достижение, к-рая использует оба этих подхода в качестве стратегий для получения высоких отметок, тогда как последняя ориентация характеризуется отсутствием выраженного использования к.-л. из этих подходов к учебе. Табл. 1 обобщает предположительные взаимосвязи между ориентациями, мотивами и процессами учения. Для выделения таких категорий существуют достаточно веские логические и концептуальные основания, а приводимые взаимосвязи имеют определенную эмпирическую поддержку. Но поскольку эта научная область яв-ся новой и быстро прогрессирует, указанные взаимосвязи носят предварительный характер и требуют своего уточнения в ходе дальнейших исследов. Таблица 1. Подходы к учению
См. также Классная динамика, Обучение методом (управляемых) открытий, Теория обучения, Результаты обучения Н. Дж. Энтвистл Позитивизм (positivism)
П. — это строгая форма эмпиризма, придающая особое значение философии науки. Основоположником П. считается Огюст Конт, полагавший, что совр. ему, «научной» стадии развития человечества предшествовали «теологическая» и «метафизическая» стадии, причем характерной особенностью этого стадиального развития яв-ся то, что каждая последующая стадия менее обременена предрассудками, чем предыдущая. По мнению Конта, осн. задача науки — описание, прогнозирование и контроль. Ученый начинает с точного описания наблюдаемых событий, из к-рого м. б. извлечены мат. законы, описывающие естественные закономерности. А как только в распоряжении ученого оказываются законы, у него появляется возможность делать прогнозы. В конце концов подтвержденные научные законы делают доступным контроль над природой, поскольку выявленными причинно-следственными связями можно управлять, а значит, можно добиваться желательных и прогнозируемых целей. Хороший ученый должен избегать попыток объяснять причины тех или иных событий, особенно в тех случаях, когда речь идет о сущностях, наблюдать к-рые невозможно. Постулирование невидимых причин связано с риском снова впасть в религиозные или метафизические предрассудки. В психологии П. оказал влияние на бихевиоризм и положил начало операционализму. Психолог-позитивист стремится убрать из научной психологии все ссылки на разум, поскольку считает, что только так психология может избежать скатывания к религиозным предрассудкам. Для позитивиста понятие «разум» — ненаучное понятие, а психология должна описывать, прогнозировать и контролировать лишь то, что поддается наблюдению, т. е. поведение. См. также Бихевиоризм, Эмпиризм, Операционализм, Философия науки Т. Лихи Познание (cognition)
П. (когниция) — это «родовой термин, используемый для обозначения всех процессов, связанных с приобретением знаний», — утверждает Эрнест Р. Хилгард в работе «Сознание в современной психологии» (Consciousness in contemporary psychology). В указателе к «Принципам психологии» (Principles of psychology) У. Джеймса после слова П. идет «см. знание (knowing)». Т. о., П. охватывает всю умственную активность или состояния, связанные с приобретением знаний и функционированием разума, включая восприятие, внимание, память, воображение, речевые функции, процессы (возрастного) развития, решение проблем, а тж область искусственного интеллекта. Большинство когнитивных психологов едины в том, что объяснения функционирования разума не обязательно должны строиться на уровне наблюдаемого поведения, достаточно исследовать релевантные явления, происходящие в НС. А. Л. Блюменталь указывал в «Процессе познания» (The process of cognition), что следует разграничивать исслед. двух категорий вопросов: первая касается содержания челов. знания, а вторая — природы ментальных процессов, делающих возможным усвоение и использование такого знания. Это разграничение относится к более общему типу разграничения «содержание/процесс». Джозеф Р. Ройс показал, что предложенная Гилфордом модель структуры интеллекта включает 28 когнитивных, или познавательных факторов, и что его три способа получения знаний образуют класс когнитивных процессов. Блюменталь тж высказал мысль о том, что когниции могут представлять собой все что угодно, предположительно имеют отношение к реальности и не квалифицируются как знание. Главной темой совр. когн. психол. яв-ся конструктивистский лозунг: челов. П. — активный процесс. Анализ когнитивных процессов с позиций обработки информ. предполагает их разбиение на последовательность упорядоченных стадий изменений информ., представленной в головном мозге. Каждая стадия в этой последовательности обработки информ. — от восприятия до действия — соответствует специфической ментальной активности или предмету познания. См. также Обработка информации, Теория обработки информации, Умственные образы, Перцептивная организация, Модель структуры интеллекта Н. С. Андерсон ПОИР (GRIT)
ПОИР — постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности (Graduated and Reciprocated Initiatives in Tension reduction [GRIT]) — предложенная стратегия избежания ядерной эскалации и войны. «Просчитанная» эскалация предназначается для того, чтобы подтолкнуть подлых врагов достигнуть их предельного (превышающего разумный риск) уровня вооружений до того, как благородные «наши» достигнут своего. Эта стратегия обладает четырьмя отличительными свойствами: а) эти шаги инициируются односторонним образом; б) каждый шаг побуждает врага к взаимному ответу, по возможности более агрессивному; в) такие шаги яв-ся неизбежно прогрессирующими по своему характеру в силу непредсказуемости технологических прорывов, ограничений, накладываемых материально-техническим обеспечением тыла, и колеблющегося уровня воспринимаемой угрозы; г) «просчитанная» эскалация с очевидностью приводит к увеличению напряженности, конечным рез-том к-рой яв-ся военное решение, приводящее к победе, поражению или (в наше время), вероятно, даже к взаимному уничтожению. Применение стратегии ПОИР Стратегия ПОИР подвергалась многочисленным экспериментам, однако гл. обр. в рамках психол. лабораторных исслед. Существовали отдельные случаи реализации, напоминающих стратегию ПОИР шагов в реальном мире, но, по большей части, вызванные специфическими событиями, всегда носившие непоследовательный характер, и никогда не отражавшие действительного перехода на рельсы этой базовой стратегии. Единственным исключением был «эксперимент Кеннеди», в к-ром он наметил «стратегию мира», дав высокую оценку достижениям русских и провозгласив первую одностороннюю инициативу. США прекратили все свои ядерные испытания в атмосфере. Приветствуя эту инициативу США, Хрущев выступил с ответной речью, в к-рой он объявил, что прекращает пр-во стратегических бомбардировщиков в России. Решение о заключении договора по прекращению ядерных испытаний, до тех пор постоянно откладывавшееся, было достигнуто. Каково было психол. воздействие этого эксперимента ПОИР? Лишь немногие из людей, живших в тот период времени, смогли бы отрицать, что это привело к определенному потеплению отношения американцев к русским, и то же самое можно сказать об отношении русских к американцам. Обострение конфликтов, сопровождающееся новым витком ядерных вооружений, несомненно, приводит к величайшему риску. Простое бездействие — сохранение зафиксированным достигнутого статус-кво, к-рый и без того предполагает слишком высокий уровень вооружений противоположной стороны и напряженности, — тж сопряжено с известным риском с позиций долговременной перспективы. См. также Политические ценности, Социопсихологические детерминанты войны и мира Ч. Э. Осгуд Поиск ощущений (sensation seeking)
П. о. — это черта личности, выражаемая на поведенческом уровне в форме генерализованной тенденции к поиску ранее неизведанных, разнообразных и интенсивных ощущений и переживаний и подвергании себя физ. риску ради такого чувственно-эмоционального опыта. В литературе можно встретить и др. термины, используемые для описания того, что яв-ся по существу той же самой чертой, напр.: избегание монотонности, авантюризм, поиск волнения, поиск возбуждения. Наблюдаемые проявления поиска ощущений Спорт. Лица с сильной тенденцией к П. о. по сравнению с теми, у кого она выражена слабо, предпочитают виды спорта, связанные с необычными ощущениями (напр., прыжки с парашютом, дельтапланеризм, подводное плавание, спускание в пещеры и альпинизм), скоростью и возбуждением (напр., автомобильные гонки или лыжный спорт) или физ. контактом (напр., американского футбола и регби). Лица со слабой тенденцией к П. о. по сравнению с теми, у кого у кого она выражена сильно, чаще выбирают для себя виды спорта или физ. занятия, требующие выносливости и упорных тренировок (напр., бег на длинные дистанции или аэробика), но не связанные с переживаниями сильного возбуждения или опьяняющего восторга. Те, кто выбирает для себя связанные с П. о. виды спорта, как правило, получают более высокие оценки по одной из наиболее релевантных измерительных шкал — TAS. Сексуальные аттитюды и поведение. Аттитюды лиц, стремящихся к П. о., лишены условностей в отношении сексуального поведения, и молодые, холостые студенты колледжей с высокими показателями по шкале П. о. склонны к приобретению более разнообразного сексуального опыта и большему количеству партнеров, чем студенты с низкими показателями. Не было выявлено различий в П. о. между гетеросексуальными и гомосексуальными представителями одной и той же популяции. Социальные, любовные и супружеские отношения. При случайных соц. контактах лица с сильным стремлением к П. о. более склонны вступать в активное взаимодействие, чаще используя взгляды, вокализации, улыбки, смех и самораскрытие. Для них более характерно доминировать в групп. ситуациях. Такие люди склонны расценивать любовь как своеобразную игру, и недостаточная верность партнерам приводит к их довольно частой смене. Несмотря на такое непостоянство, в супружеских и сожительствующих парах обнаруживается взаимная тяга партнеров друг к другу, осн. на П. о.; их оценки по шкале П. о. имеют тенденцию к положительным корреляциям. С др. стороны, у пар, нуждающихся в супружеской терапии, отмечаются гораздо более низкие корреляции в оценках по шкале П. о. Употребление алкоголя и наркотиков. П. о. высоко коррелирует с употреблением запрещенных наркотических средств, а тж табака и алкоголя среди студентов колледжей и др. групп населения. П. о. связан скорее с разнообразием используемых наркотических средств, чем с определенным предпочтением их типа. Употребляющие запрещенные наркотические средства имеют более высокие оценки по шкале П. о. в сравнении с теми, кто употребляет лишь алкоголь, и эти оценки оказываются еще выше после исключения тех, кто из всех наркотиков ограничивается курением марихуаны. П. о. прогнозирует употребление наркотиков и алкоголя с подросткового возраста и до ранней взрослости вследствие его связи с общей девиантностью поведения по прошествии времени и нек-рых специфических (причинно-следственных) путей между субшкалами SSS и употреблением разрешенных и запрещенных наркотических средств. Пищевые предпочтения и привычки питания. Лица с сильной склонностью к П. о. любят пробовать новые продукты и предпочитают острую пищу как в американской, так и в японской культуре. Лица со слабой тенденцией к П. о. предпочитают знакомую, легкую и сладкую пищу. Неумеренное потребление пищи при булимии не связано с П. о. Лица с высокими показателями по шкале П. о. яв-ся скорее гурманами, чем любителями поесть. Сторонники вегетарианской пищи чаще характеризуются низкими показателями по шкале П. о. Психопатология. Показатели по шкале П. о. существенно выше у антисоциальных личностей, преступников и у маниакально-депрессивных пациентов (биполярные расстройства), даже когда последние не находятся в маниакальной фазе. Эти показатели повышены тж у детей лиц с биполярными расстройствами, что говорит о возможной генетической связи. Есть неск. биолог. маркеров, общих для стремления к П. о. и биполярных расстройств, включая увеличение вызванного потенциала головного мозга и низкие уровни фермента моноаминоксидазы (МАО). Данные в отношении униполярных депрессивных расстройств недостаточно согласуются между собой, однако недавние исслед. показывают, что такие пациенты характеризуются слабой тенденцией к П. о. даже после прохождения депрессивного эпизода. Пациенты с диагнозом шизофрении, особенно в ее вялой или кататонической форме, чаще характеризуются слабой тенденцией к П. о. Предпочтения в искусстве, музыке и средствах массовой информации. Лица с сильной тенденцией к П. о. предпочитают необычные, сложные и несимметричные композиции, в то время как лица со слабой склонностью к П. о. — знакомые, простые и симметричные. Лиц с сильной тенденцией к П. о. привлекает импрессионистское или экспрессионистское иск-во с высокими уровнями напряженности; лиц со слабой склонностью к П. о. — реалистическое иск-во с умеренными уровнями напряженности. Первым нравятся фильмы со сценами секса и насилия, тогда как вторые избегают этих тем в любой форме (иск-ва). Лица с сильной тенденцией к П. о. реже смотрят телевизионные передачи, а когда смотрят, то чаще склонны переключать каналы. Лица с высокими показателями по шкале П. о. предпочитают громкую и сложную музыку в стиле рок или джаз; лица с низкими показателями по этой шкале отдают предпочтение более спокойной популярной или фоновой музыке. Профессиональные предпочтения. Лицам, склонным к П. о., нравятся профессии, связанные с риском или даже с периодическим стрессом, такие как профессия летчика, авиадиспетчера и врача реанимационного отделения, или профессии, связанные с многочисленными и разнообразными соц. контактами. Лиц со слабой тенденцией к П. о. чаще привлекает индивидуальный бизнес или конторские виды деятельности. Женщины с выряженной склонностью к П. о. тяготеют к нетрадиционным для женщин видам профессий, наподобие профессии юриста, тогда как женщины со слабой тенденцией к П. о. отдают предпочтение более традиционным женским занятиям, таким как преподавание в начальной школе и ведение домашнего хозяйства. Удовлетворенность трудом имеет обратную связь с П. о. в производственной обстановке, и когда эти работники помещались в эксперим. условия, имитирующие монотонную деятельность, их отрицательные эмоции и состояния неудовлетворенности положительно коррелировали с уровнями выраженности такой черты как П. о. Склонность к риску. Мн., но далеко не все профессии и виды занятий, предпочитаемые лицами с сильной склонностью к П. о., связаны с риском. Это означает, что риск не яв-ся для них ключевым фактором при выборе того или иного вида деятельности, поскольку большинство людей стремится минимизировать риск, чтобы извлечь из деятельности максимальное удовольствие. Антисоциальные личности и патологически азартные игроки могут быть исключениями из этого правила. Для тех и др. риск служит дополнительным фактором возбуждения, позволяющим повысить удовольствие от активности. Оценка риска изменяется обратно пропорционально уровням П. о. и вовлеченности в рискованное поведение в большинстве областей, связанных с риском. Склонность или несклонность к рискованным занятиям — исход конфликта двух тенденций, приближения и избегания, где удовольствие, ожидаемое от активности, мотивирует приближение, а предвосхищение опасности или ущерба формирует мотив избегания. Лица с сильным стремлением к П. о. имеют более крутые градиенты приближения и более плавные градиенты избегания, чем лица со слабой тенденцией к П. о. Эта теория объясняет, почему люди с сильной тенденцией к П. о. чаще оказываются добровольными участниками необычных и новых экспериментов, к-рые воспринимаются как рискованные, но в то же время обещающие. Когнитивные стили и внимание. Несмотря на низкую, положительную корреляцию между интеллектом и склонностью к П. о., лица с высокими показателями по шкале П. о. часто показывают плохие рез-ты в ситуации традиционного академического обучения, предположительно вследствие их конкурирующих интересов к некогнитивным видам опыта. Когнитивное чувство любознательности не связано с П. о., хотя лица с сильной склонностью к ним имеют тенденцию к большей открытости опыту и более творческому подходу в решении проблемных задач. Они склонны прибегать к широким когнитивным обобщениям и использовать более сложные когнитивные категории. Они чаще благосклонно относятся к необычным представлениям, наподобие веры в паранормальные феномены. Лица со слабой склонностью к П. о. оказываются более узкими и догматичными в когнитивных суждениях. Те, кто имеет сильную тенденцию к П. о., характеризуются высокой способностью к фокусированию внимания на стимуле или задаче даже в условиях конкурирующих стимулов или отвлекающих задач. Эта способность к концентрации внимания может служить объяснением их более сильных ориентировочных реакций на новые стимулы в сравнении с теми, у кого склонность к П. о. выражена слабо. Психофизиология. Лиц с высокими оценками по шкале П. о. характеризует сильная ориентировочная реакция на новые стимулы, выражающаяся в замедлении сердечного ритма, в то время как для лиц с низкими оценками по этой шкале характерно использование защитных реакций (учащение сердечного ритма) при столкновении с новыми стимулами умеренной интенсивности. Однако эти различия в ориентировочных и защитных реакциях исчезают у них при повторном предъявлении стимулов, если эти стимулы не вызывают особого интереса у лиц с сильной тенденцией к П. о. Это говорит о том, что реакция на новые стимулы несомненно связана с П. о. Такая сильная ориентировочная тенденция может быть частью биолог. механизма приближения, лежащего в основе П. о. Др. различие между людьми с сильной и слабой тенденцией к П. о. заключается в способности коры головного мозга реагировать на интенсивную стимуляцию. Лица с высокими показателями по шкале П. о. демонстрируют увеличение вызванных потенциалов коры головного мозга в прямой связи с интенсивностью визуальных или слуховых стимулов. Лица с низкими показателями по этой шкале обнаруживают меньшее увеличение вызванных потенциалов и часто демонстрируют снижение кортикальной реакции на стимулы высокой интенсивности. Существует прямая связь между кортикальным торможением этого рода и поведенческим торможением в ситуациях неопределенности или гиперстимуляции, к-рая обнаруживается как у людей, так и у представителей животного мира. Психофармакология. Данные по психофармакологии можно найти в работе Zuckerman & Zuckerman et al. Гормоны. Мужчины с высокими показателями П. о., особенно получаемыми по субшкале растормаживания, имеют повышенные уровни тестостерона и эстрадиола в плазме в сравнении со средними уровнями, обнаруженными у лиц с низкими показателями П. о. Кроме того, уровень тестостерона коррелирует у тех же мужчин с общительностью, импульсивностью и степенью гетеросексуального опыта. Содержание кортизола в спинномозговой жидкости отрицательно коррелирует с показателями П. о., особенно у расторможенного типа, свидетельствуя о том, что этот гормон может быть фактором недостаточного поведенческого торможения у этих лиц. Генетика поиска ощущений. Сравнения монозиготных и дизиготных близнецов по шкале SSS дают нескорректированный показатель наследуемости 58%, приближающийся к верхней границе показателей наследуемости, найденных для личностных черт. Последние данные из Миннесотского близнецового исслед. показали корреляции 0,54 между монозиготными и 0,32 между дизиготными близнецами, разделенными сразу или вскоре после рождения и выросшими в различных семьях. Первая цифра яв-ся прямой мерой наследуемости — 54%. Чтобы получить оценку наследуемости у разделенных дизиготных близнецов, соотв. корреляция должна быть удвоена, что дает показатель наследуемости, равный 64%. Усреднение этих двух оценок приводит к оценке наследуемости 59%, почти идентичной той, к-рая была получена Фалкером и др. в исслед. близнецов, воспитывавшихся вместе. Эффекты общей среды оказываются ничтожно малыми в обоих исслед. Это означает, что существующие за пределами семьи средовые воздействия на склонность к П. о., такие как роль различного жизненного опыта, носят ограниченный характер. Несмотря на невозможность выбора родителей или сиблингов, генотип индивидуума, по-видимому, влияет на выбор им друзей. Как и в отношении др. черт личности, гены могут воздействовать на развитие личности не только через управление процессом формирования НС, но и косвенными путями, через двусторонние фенотип-средовые влияния. См. также Скука, Внутренняя мотивация, Типы личности, Психология черт М. Цукерман Поиск «козла отпущения» (scapegoating)
П. к. о. — это процесс подбора замещающей жертвы, на к-рую изливается гнев. Осуждая «козла отпущения», можно изливать свои чувства, не направляя свой гнев на фактически вызвавший его объект и не осуждая (или не обвиняя) себя. В библейские времена израильтяне очищались от своих грехов, позволяя козлу, символически несущему на себе их прегрешения, убегать в пустыню. С совр. психол. т. зр., П. к. о. соответствует бессознательной проекции. Наиболее наглядная ил. П. к. о. в совр. мире — события, происходившие в нацистской Германии. Невзирая на то, что самые драматические примеры П. к. о. относятся к области межгрупповых отношений, этот процесс, по-видимому, чаще всего используется в индивидуальных взаимоотношениях. См. также Виктимология У. Э. Грегори Показания экспертов (expert testimony)
В самом начале XX в. на страницах научных журналов и юридич. обзоров всех стран начались оживленные споры по вопросам психологии свидетельских показаний и о значении психол. знаний для судопроизводства. Г. Мюнстерберг выпустил сборник статей о применении психологии в полицейской и судебной практике. К сожалению, появление этого сборника было неск. преждевременным, но оно не осталось незамеченным. Джон Вигмор, профессор доказательственного права в Северо-Зап. ун-те, написал язвительную пародию на книгу Мюнстерберга. Нападки Вигмора произвели большое впечатление: в течение следующей четверти века психологов весьма редко упоминали в качестве свидетелей-экспертов. Затем, в 1931 г., Льюис М. Тёрмен, профессор психологии Стэнфордского ун-та, выступил перед Лос-Анджелесской ассоц. адвокатов с докладом, к-рый наз. «Психология и правоведение» (Psychology and the law). Тёрмен не побоялся вспомнить книгу Мюнстерберга On the witness stand и язвительную критику Вигмора в ее адрес. Он предположил, что ошибка Мюнстерберга заключалась в том, что он преувеличивал значение вклада, к-рый могла внести психология, располагавшая к тому времени лишь имевшимися рез-тами исслед. Далее он сказал, что в свете существенных достижений и возможностей науки едва ли можно переоценить важность места, к-рое психология к.-н. будет занимать в профессии юриста. Тёрмен подчеркнул ценность эксперим. психологии, с помощью к-рой можно выявлять ошибки в свидетельских показаниях. В своем докладе он рассмотрел широкий ряд проблем и предположил, что психология может оказаться полезной, в числе прочего, при выявлении лжи, оценке достоверности показаний свидетелей, прояснении спорных вопросов в случаях, когда защита ссылается на невменяемость обвиняемого, и при отборе присяжных в состав жюри. Мн. особенности роли психолога как свидетеля-эксперта по вопросам психич. заболеваний или дефектов стали полностью ясны в ходе знаменательного процесса «Дженкинс против Соединенных Штатов», к-рый слушался в 1962 г. Обвиненный во взломе дома с намерением совершить нападение, в попытке изнасилования и в применении опасного оружия, Дженкинс 4 сентября 1959 г. был помещен в вашингтонский госпиталь для психиатрической экспертизы, к-рая должна была определить, способен ли он предстать перед судом и в каком психич. состоянии он находился в момент совершения преступления. Штатные психологи больницы, работавшие под руководством Бернарда Леви, провели с Дженкинсом ряд психол. тестов. Дженкинса тж осматривали неск. психиатров, к-рые сообщили Окружному суду, что он неправоспособен. Тогда его отправили в госпиталь Св. Елизаветы на лечение до тех пор, пока он не будет способен, по своему психич. состоянию, предстать перед судом. В госпитале Тирнауэр провел экстенсивное тестирование Дженкинса и пришел к выводу, что он шизофреник. Два др. психиатра не обнаружили «никаких признаков психич. заболевания или дефекта». Айвис провел дополнительные тесты и подтвердил диагноз Тирнауэра. Суд первой инстанции по собственной инициативе проинструктировал присяжных, чтобы они не принимали во внимание показания трех приглашенных защитой психологов, к-рые свидетельствовали, что обвиняемый страдал психич. заболеванием, когда совершал вменяемые ему преступления. Судья Апелляционного суда США Бэйзлон заявил, что суд низшей инстанции совершил неск. ошибок, в т. ч. не разрешил квалифицированным психологам выступить в суде в качестве экспертов для установления наличия или отсутствия психич. заболевания. Это решение было вынесено, несмотря на письменные рекомендации Американской психиатрической ассоц., к-рая призывала суд не разрешать психологам выступать в суде в качестве экспертов. Высказанное Бэйзлоном ученое мнение было положено в основу определения полностью подготовленного психолога. Судья Уоррен Бёрджер (к-рый в то время был председателем Верховного суда США) согласился с Бэйзлоном, что случалось очень редко. После вынесения решения по делу Дженкинса отказ суда принять к рассмотрению показания психологов в качестве экспертов в своей области специализации стали считать судебной ошибкой. Важно понимать, что не всем психологам суд разрешит выступать в качестве свидетелей-экспертов в любой области психологии. Эксперт-психолог должен подтвердить в суде свою квалификацию в той области, по к-рой он будет давать показания. Это конкретно оговаривается в правилах судопроизводства. «Эксперт — это чел., имеющий соотв. образование или опыт, к-рые позволяют ему составить конкретное собственное мнение относительно нек-рой области науки, вида иск-ва или отрасли пр-ва, о к-рых люди, не имеющие определенной подготовки или специального образования, не могут составить точного мнения или сделать правильные выводы.» Как подчеркивают ученые-правоведы, вопрос должен быть таким, чтобы эксперт мог ответить на него, высказав мнение, справедливость к-рого достигает высокой степени вероятности, а не яв-ся предположением или догадкой. Большинство опубликованных сообщений о работе психологов в качестве свидетелей-экспертов имеют отношение к оценке правоспособности и к случаям, когда защита ссылается на невменяемость обвиняемого. В этой узкой области психологи посягнули на сферу компетенции психиатрии. Хотя нек-рые психологи склонны считать себя «второсортными» экспертами в этих областях, факты говорят о том, что психологи успешно выступают в качестве свидетелей-экспертов но вопросам правоспособности и вменяемости и пользуются уважением. Психологи дают показания в гражданских делах, в т. ч. в делах о нанесении телесных повреждений, о несчастных случаях на пр-ве со смертельным исходом, о нарушении прав владельцев торговой марки, об ответственности производителя за качество, безвредность или безопасность выпускаемой продукции, и по др. делам. Психологи дают показания в уголовных судах по вопросам, касающимся передачи дела в др. округ, права жюри присяжных выносить смертный приговор, условий содержания в тюрьмах и способности обвиняемого сформировать преступное намерение. Постепенно все больше судей понимают, какие потенциальные возможности дает суду использование показаний психологов. В настоящее время лишь немногие аспирантуры готовят психологов для работы в качестве свидетелей-экспертов в судах. Психологи, ожидающие, что им придется выступать в этой роли, должны получить образование, практ. подготовку и опыт ad lib (по собственному усмотрению) или продолжить образование после защиты докторской диссертации. Интерес к этой области быстро возрастает. См. также Уголовная ответственность, Судебная психология Т. Блау Полевые исследования (field research)
Цель П. и. в наиболее общем смысле— применение научного метода к практ. челов. проблемам в организационных контекстах. П. и. связывает разраб. программы/продукта и оценку их внедрения. Движение П. и. в образовании было призвано заполнить существующий разрыв между рез-тами научно-пед. исслед. и практикой образования и наладить более тесное сотрудничество между исследователями и практиками. Цель и последовательность шагов П. и. в бизнесе и промышленных орг-циях те же, что и в контексте образования. Собираются данные в отношении существующей в системе проблемы; на основе этих данных производятся изменения в работе системы; снова собираются данные и оцениваются последствия этих изменений. Т. о., модель П. и. яв-ся процедурой динамической, информативной обратной связи, отвечающей актуальным практ. запросам в системе пли орг-ции. Критики модели П. и. указывают на то, что ученые не должны скатываться до наивного «здесь-и-сейчас» эмпиризма, а основываться на данных предыдущих исслед. и определенного вида теорет. концепциях. Утверждается тж, что П. и. страдают проблемами недостаточного контроля посторонних переменных и недостаточной обобщаемостью их рез-тов. С положительной стороны, несмотря на то, что за четверть века П. и. в школах еще не полностью преодолели разрыв между научными исслед. и практикой, они позволили педагогам-практикам приобрести большую информированность и понимание в отношении методов и рез-тов научных исслед. Все больше учителей и др. практиков в образовательных и иных учреждениях включаются в проведение П. и., хотя такие исслед. по большей части яв-ся разновидностями опросов или квазиэкспериментов, а не контролируемыми экспериментами. См. также Активное исследование, Полевые эксперименты, Методология (научных) исследований Л. Р. Эйкен
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z
|
***
Метафизические (психологические) ***
Метафизические (психологические) ***
***
Как ослабить или снять, влияние стресса? ***
***
***
Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!
|
||||||||||||
Музыка для медитаций и расслабления Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"
|
Рассказы, сказки, стихотворения.
. |
|||||||||||||
|