Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

 

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")

 

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

 

 

 

Имплицитное научение и имплицитная память (implicit learning and memory)

 

И. н. и И. п. характеризуются улучшением в продуктивности выполнения задачи, к-рое, по-видимому, не зависит от сознательных усилий субъекта и не сопровождается к.-л. формой сознательного опыта, непосредственно связанной с таким улучшением. Несмотря на то, что этот вид неосознанного поведенческого функционирования известен, по крайней мере, уже одно столетие, его теорет. значение было осмыслено лишь в 1980-х гг.

Поскольку демонстрация научения с необходимостью зависит от нек-рой формы сохранения следов прошлого опыта, научение и память настолько тесно переплетены между собой, что провести между ними грань практически невозможно. Тем не менее, можно провести относительное различие: научение определяется как процесс, посредством к-рого достигается изменение поведения в нек-рой проблемной ситуации, обычно в направлении улучшения его продуктивности, а память определяется как последующая демонстрация сохранения самих результатов опыта.

Имплицитное научение

И. н. лучше всего описать на примере. Хорошей иллюстрацией могут служить две совр. исследовательские программы.

Искусственная грамматика Ребера

Применение Ребером искусственной грамматики (artificial grammar) в качестве эксперим. задания послужило неиссякаемым источником результатов, непосредственно касающихся роли, к-рую могут играть в научении неосознаваемые процессы. В первом исслед. Ребера множество цепочек букв (небольшого числа согласных) предъявлялось в порядке, задаваемом в соответствии с настолько сложным набором правил, что они, фактически, не могли распознаваться испытуемыми. Тем не менее, испытуемые демонстрировали прогрессивное улучшение в своей способности дифференцировать грамматические (т. е., построенные в соответствии с правилами) и неграмматические цепочки. В одном из последующих, особенно убедительных исслед., испытуемые, к-рым была дана специальная инструкция найти эти правила и дать им словесную формулировку, не только не могли найти хотя бы одно из таких правил, но тж снижали при этом свои результаты в дифференцировании грамматических и неграмматических цепочек букв. Ребер привел детальное описание этих исслед. в своей обзорной статье.

Научение паттернам Левицки и Хилла

Павел Левицки и Томас Хилл разработали ряд задач на перцептивное научение, к-рые продемонстрировали необычайно высокий объем неосознаваемого приобретения когнитивной информ. В своих ранних экспериментах они изучали способность испытуемых обнаруживать и использовать ковариации в стимульных паттернах. Напр., когда в перцептивных задачах присутствовала неочевидная ковариация отвлекающих признаков и местоположения цели (такой как цифра) в матричном паттерне, испытуемые в неск. экспериментах оказывались в состоянии определять эти цели с возрастающей эффективностью, несмотря на их неспособность дать объяснение своему успеху. Тот же феномен наблюдался, когда испытуемыми были преподаватели факультета психологии, знакомые с целью данного эксперимента; в ходе постэкспериментального интервью они не смогли представить свидетельств того, что обнаружили к.-л. причину своего улучшения в продуктивности. В последующих исслед. было установлено, что перцептивные систематические ошибки (biases), сформировавшиеся в начальных реакциях на неопределенные стимульные паттерны, зачастую оказываются не только устойчивыми, но в действительности усиливаются (по терминологии авторов, «самоукрепляются») со временем в последующих пробах — и снова, в отсутствие к.-л. доступной на вербальном уровне когнитивной информ.

Имплицитная память

Метод сбережения

Как указывает Редигер, первенство в систематическом изучении И. п. по праву принадлежит пионеру эксперим. психологии Герману Эббингаузу. В своей монографии он не только проводил четкое различие между произвольным и непроизвольным вспоминанием (recollection), но тж включил «третью и многочисленную группу случаев», в к-рой предшествующий опыт оказывал влияние без к.-л. следов сознательного воспоминания: «Большинство этого опыта остается скрытым от осознания и все же вызывает эффект, к-рый оказывается значительным и к-рый удостоверяет подлинность этого предшествующего опыта».

Эббингауз ввел метод сбережения (savings method) для измерения этого третьего класса случаев, для к-рых не годился распространенный в то время интроспективный подход. После того как испытуемый заучивал нек-рый материал, напр. набор бессмысленных слогов, в соответствии с таким критерием усвоения как безошибочное воспроизведение, этот испытуемый но прошествии определенного времени снова получал то же самое задание, при этом регистрировалось количество проб, необходимых для достижения того же самого критерия. Разница между этими двумя измерениями (заучивание и доучивание) свидетельствовала о количестве сбереженного материала, поскольку второе задание, как правило, выполнялось быстрее первого, и интерпретировалась как сохранение в памяти определенного вида знания, даже если при этом не обнаруживалось никаких сознаваемых признаков (cues) его характера.

Данные из исследований амнезии

Тип пациентов с поражениями мозга, вызывающими амнезию, издавна считался неспособным к сохранению новых видов опыта при сохранной способности к реализации др. перцептивных и мыслительных функций. Однако оказалось, что такие пациенты могут выполнять задания, к-рые мы сегодня называем имплицитными, косвенными, или процессуальными тестами памяти. В одном часто цитируемом раннем исслед. Уоррингтона и Вейскранца выяснилось, что страдающие амнезией пациенты демонстрировали точно такую же способность, как и здоровые испытуемые из контрольной группы, в завершении корневых основ слов (напр., реагируя словом «marble» (мрамор) на стимул mar___ после того, как данный стимул предварялся этим словом, или когда данный стимул предварялся списком слов, включавшим в себя слово marble), хотя сохранение заметно снижалось у них при выполнении теста на свободное (эксплицитное или декларативное) воспроизведение, требовавшее припоминания слов из заучиваемого ранее списка. В соответствии с инструкциями, в имплицитном или процессуальном тесте (implicit or procedural test) испытуемого просят просто найти слово, к-рое бы завершило данную корневую основу; в отличие от этого, в эксплицитном тесте (explicit test) требуется назвать ранее заученные слова.

Обзор исслед., проведенный Шимамурой, содержит многочисленные воспроизведения результатов Уоррингтона и Вейскранца, в т. ч. восемь имплицитных тестов, к-рые привели к тем же самым результатам, что и тест на завершение корневых основ слов. В одном из недавних исслед. снова было найдено, что страдающие амнезией пациенты столь же успешно, как и здоровые испытуемые, справлялись с заданием на усвоение искусственной грамматики, однако обычно уступали последним в результатах теста на узнавание (recognition test), где их просили отобрать те примеры, к-рые использовались в задании на усвоение искусственной грамматики.

Здоровые испытуемые

Эксперименты со здоровыми испытуемыми, хотя здесь данные были менее впечатляющими, показали тот же вид расхождений в результатах между тестами на эксплицитную и имплицитную память. Якоби обнаружил полную инверсию результатов при выполнении имплицитного в сравнении с эксплицитным тестом. Сначала испытуемые читали слова без контекста (напр. холодный), в контексте (напр. горячий — холодный), либо должны были заполнять пробелы или генерировать слова (напр. горячий—?). После этого им давался или эксплицитный тест (воспроизведение), или имплицитный (перцептивное опознание) тест. В эксплицитном тесте был подтвержден устойчивый положительный эффект генерации (т. е., генерируемые слова узнавались чаще всего). С др. стороны, реже всего узнавались слова, предъявлявшиеся без контекста. Совершенно противоположный паттерн результатов наблюдался в имплицитном тесте.

Др. многочисленные расхождения в результатах выполнения тестов на эксплицитную и имплицитную память публиковались в научных статьях на всем протяжении 1980-х гг. Эта волна исслед. с таким количеством не согласующихся с интуицией результатов превратила И. п. в одну из наиболее горячих тем в области исслед. памяти.

Теоретические проблемы

Фундаментальный теорет. вопрос, встающий в связи с этими исслед. , показывающими столь значительную разобщенность между результатами выполнения эксплицитных и имплицитных тестов, заключается в возможности допущения существования у человека не одной, а неск. систем памяти. Одна из активно отстаиваемых позиций состоит в том, что эти результаты служат убедительным доказательством в пользу разделения систем, составляющих основу функционирования мозга. Однако несогласные с такой т. зр. исследователи полагают, что эти результаты с тем же успехом могут объясняться различным соотношением между операциями переработки и кодирования информ. на этапах заучивания и тестирования. Шехтер представляет детальный анализ обеих альтернативных т. зр. на данную проблему и рассматривает возможность ее решения с позиций «когнитивной нейронауки».

Оценка неосознаваемых когнитивных процессов

Наконец, можно задаться вопросом о значении разного рода неосознаваемых когнитивных процессов как факторов И. п. Такой вопрос («Разумно или глупо наше подсознательное?») поставили Лофтус и Клингер в своем введении к сборнику статей о неосознаваемых процессах, а ответить на этот интересный, хотя и неск. преждевременный вопрос были приглашены самые разные авторы. К числу сторонников мнения о «глупости» подсознательного примкнули Гринвальд, согласно к-рому его «надежно установленные феномены... ограничены довольно скромными когнитивными подвигами», и Брунер, оценивающий его как «не блистающее сообразительностью, но тем не менее оказывающее весьма полезным». Отчетливую позицию в пользу «разумности» подсознания занял Эрдели, считающий, что «феномены, к-рые охватывает подсознательное, не являются нелепыми или глупыми», и вместе с ним Левицки, Хилл и Чижевски, по мнению к-рых «факты говорят о том, что в сравнении с сознательно контролируемыми когнитивными процессами, неосознаваемые процессы приобретения информ. осуществляются не только быстрее, по и оказываются более сложными по своей структуре».

Заняли в отношении этого вопроса более или менее нейтральную позицию и предпочли подождать дальнейшего развития событий Кулсторм, Барнхардт и Татарин, Мерикл и Якоби, Линдсей и Тот, хотя последний и допускает возможность того, что «влияние неосознаваемых процессов может сильно недооцениваться экспериментами, в к-рых испытуемым предъявляют единственное слово или фразы в отрыве от их контекста».

См. также Обработка информации, Обработка информации (бессознательная), Теория обработки информации, Экспериментальные исследования памяти, Процессы поиска и извлечения информации из памяти

М. Маркс

 

Имплозивная терапия (implosive therapy)

 

И. т. — разновидность поведенческой терапии, разработанная Томасом Штампфлем в конце 50-х гг., — осн. на гипотезе, что невротическое поведение, в особенности сильная тревога, формируется как механизм избегания в целях совладания с вытесненными из сознания психотравмирующими переживаниями, и что устойчивость тревоги становится возможной благодаря относительному успеху избегания. При лечении добиваются повышения тревоги пациента и поддержания ее на почти непереносимом для него уровне путем мысленного представления пациентом серии провоцирующих сцен, задаваемых терапевтом или самим пациентом с помощью терапевта, до тех пор, пока тревога не исчезнет. Сторонники использования этой методики полагают, что она усиливает контроль тревоги и угашает связанные с ней соц. реакции посредством лишения тревоги ее функции избегания.

См. также Тревога

Ф. Хансен

 

Импринтинг (imprinting)

 

Впервые использованный Конрадом Лоренцем, термин «И.» (запечатление) означает процесс быстрого развития соц. привязанности детенышей к своим матерям. Соц. привязанности направлены на те раздражители (и ограничены ими), в отношении к-рых молодые организмы получают соотв. специфический опыт в подходящее для этого время. Внешний стимульный объект, на к-рый птицы реагируют подобным образом, сохраняет свою способность вызывать привязывающую реакцию (привязанность) на протяжении большей части жизни молодого животного. Изначально существующее огромное разнообразие объектов, способных породить привязанность, сужается до одного или неск. классов объектов, встречающихся во время ограниченного периода научения.

Д. Сполдинг, первым описавший это явление, показал, что привязанность отнюдь не обязательно ограничивается матерью, хотя в нормальной ситуации это происходит именно так. Он отмечал, что как только вылупившиеся цыплята смогут ходить, они последуют за любым движущимся стимулом. Такое неразборчивое следование за стимульным объектом можно наблюдать у цыплят только в течение первых неск. дней, пока они не приобрели достаточного зрительного опыта.

Силу привязанности можно увидеть в одном или неск. из приведенных тестов: а) узнавание при воссоединении, при к-ром, после разлучения, к объекту-стимулу, на к-рый происходил И., возвращается больше птиц, запечатлевших его, чем птиц из контрольной группы; б) выбор, при к-ром птицам из эксперим. и контрольной групп предъявляются тренировочный и контрольный стимулы; в) дистресс при разлучении; г) бег к матери, когда птенцам, находящимся на нек-ром расстоянии друг от друга, демонстрируют новый, пугающий раздражитель, при этом ожидается, что птицы, у к-рых произошел И., быстро отступят к запечатленному стимульному объекту, тогда как птицы из контрольной группы этого не сделают, и д) работа для воссоединения, когда птицы должны совершить произвольно выработанную у них (экспериментаром) реакцию, напр. нажать на планку, чтобы получить доступ к запечатленному раздражителю.

К. Лоренц и др. исследователи проводили различие между И. и обычным научением, поскольку 1) И. имеет место только в течение ограниченного критического периода; 2) однажды запечатленное сохраняется навсегда, забывания не происходит; 3) обычные вознаграждения при И. не нужны; 4) нек-рые реакции на запечатленный стимул могут проявиться лишь к концу жизни, через большой временной промежуток после того как произошел И.; 5) И. происходит быстрее, когда попытки быстро следуют одна за другой, нежели когда они разделены длительными промежутками, что прямо противоположно большей части опытов по ассоциативному научению, и 6) болезненные стимулы усиливают И., тогда как наказание обычно приводит к избеганию связанных с ним раздражителей.

Термин «критический период» был несколько смягчен и заменен термином «сенситивный период», поскольку определяющее свойство «все или ничего» первого не соответствует фактам. Вместо этого, имеет место количественный подъем и спад в легкости и силе И. Более того, дополнительный опыт может помешать И.

Сейчас уже нет твердой уверенности в том, что И. носит необратимый характер. Было показано, что привязанность может быть перенесена на новые стимульные объекты. Кроме того, у большого количества видов у взрослых особей соц. привязанности направлены не только на родительскую фигуру или представителей собственного вида.

Хотя большинство исслед. И. было проведено на птицах, существует неск. работ, позволяющих предположить, что это же происходит и у млекопитающих. У овец, лошадей и др. копытных может произойти И. человека, если он берет на себя родительские функции сразу же после рождения животного. Известно, что у собак формируется тесная привязанность к людям, к-рые заботятся о них в возрасте 4—6 недель. При этом характер обращения с животными, способы их воспитания и наказания, по-видимому, играют очень незначительную роль.

См. также Этология, Инстинктивное поведение

А. Риопелле

 

Инбридинг и человеческие факторы (inbreeding and Human factors)

 

И. называется скрещивание между генетически родственными индивидами, т. е. имеющими одинаковые гены, полученные от общего предка. Степень И. зависит от количества общих предков и числа поколений, на к-рое они отстоят. В частности, степень И. выражается количественно как средняя вероятность того, что потомство получит два одинаковых аллеля (альтернативные формы гена) от одного и того же предка. Самая высокая степень И. у людей обнаруживается при скрещиваниях «браг—сестра» и «родитель—ребенок». Кровосмешение было табу во всех об-вах на протяжении челов. истории, возможно, из-за высокой частоты нежелательных генетических (физических и психических) эффектов у инбредных потомков. Однако браки между двоюродными и троюродными братьями и сестрами — все еще достаточно частое явление во мн. культурах; отрицательное воздействие на потомство при этом проявляется в гораздо более мягкой форме, чем в случае кровосмесительных браков, хотя и явно обнаруживается. У лиц, родившихся с редкими генетическими эффектами — в частности, с различными формами тяжелой умственной недостаточности — доля родителей, бывших двоюродными братьями и сестрами, в 20—40 раз превышала долю браков двоюродных братьев и сестер в общей популяции.

Эффект И. легко понять с т. зр. теории генетики. И. одновременно воздействует на все признаки, физические и психические, обусловленные в той или иной степени генетическими факторами. И. не изменяет частоту генов, но изменяет частоту генотипов (т. е. специфических комбинаций генов). И. всегда повышает степень гомозиготности и уменьшает гетерозиготность. Общим следствием этого относительного увеличения гомозиготности является увеличение вариации; инбредное потомство демонстрирует большую вариабельность каждого признака, контролируемого расщепляющимися генами (segregating genes) (т. е. генами с двумя и более аллельными формами).

Еще один эффект И. — возможно, самый важный, — проявляется, когда признак связан с доминантным и рецессивным аллелями. Если, как это обычно происходит, доминантные аллели усиливают фенотипическое проявление признака, а рецессивные — уменьшают, то общим эффектом И. является уменьшение экспрессии признака у инбредного индивида. Причина в том, что И. повышает вероятность того, что рецессивные аллели образуют пару с рецессивными же, подавляя, т. о., признак. Этот эффект известен как инбредная депрессия. У инбредных индивидов гораздо выше вероятность того, что рецессивные мутантные или вредные аллели встретятся друг с другом. Поскольку большинство ущербных признаков являются рецессивными, то И. повышает риск появления генетических дефектов у потомства.

Тем не менее, даже вариация непатологического признака, связанного в какой-то степени с направленным (directional) доминированием, напр. роста и интеллекта, обнаруживает инбредную депрессию. Огромное количество работ, посвященных исслед. потомства кровосмесительных браков, показывает, что высокая степень И. коррелирует с пониженным IQ; примерно у трети таких детей наблюдаются заметные дефекты, и они находятся (или обучаются) в специальных заведениях для умственно отсталых.

См. также Генетика поведения, Наследуемость

А. Р. Дженсен

 

Инвентари интересов (interest inventories)

 

Для определения индивидуальных предпочтений в определенных сферах деятельности применяются разнообразные методы, включ. непосредственное наблюдение поведения, выполнение тестов способностей, ответы на задания проективного теста и самоотчеты по вопросникам или инвентарям. Последние — И. и. в области учеб., общественных, рекреационных и профессиональных занятий — стимулировали большое количество исслед. и разработок.

Двумя поворотными пунктами в истории измерения интересов явились Бланк профессиональных интересов Стронга для мужчин (Strong Vocational Interest Blank for Men) и Протокол предпочтений Кьюдера (Kuder Preference Record). Эти и пришедшие им на смену инструменты помогли двум поколениям учащихся старших классов и студентов колледжей ознакомиться с возможными вариантами будущей карьеры и выявить свои профессиональные предпочтения. Кроме того, такие тесты играли определенную роль при отборе и классиф. наемных работников.

За первой публикацией Бланка профессиональных интересов Стронга для мужчин в 1927 г. и его варианта для женщин в 1933 г. последовали их новые редакции; в 1974 г. оба варианта были объединены в Инвентарь интересов Стронга — Кэмпбелла (StrongCampbell Interest Inventory), рестандартизация к-рого была проведена в 1981 г. Последующим модификациям подвергались тж опросники Кьюдера, представленные четырьмя формами: Форма Кьюдера А: Обозрение личных предпочтений (Kuder Form A: Personal Preference Survey); Форма Кьюдера В: Протокол профессиональных предпочтений (Kuder Form В: Vocational Preference Record); Форма Кьюдера С: Обозрение профессиональных интересов (Kuder Form С: Occupational Interest Survey); Форма Кьюдера D: Обозрение общих интересов (Kuder Form D: General Interest Survey).

Формат пунктов Инвентаря интересов Стронга — Кэмпбелла требует от тестируемых выразить свое отношение — «нравится», «не нравится» или «безразлично» — к пунктам перечня профессий, школьных предметов, видов занятий, способов развлечений и типов людей. В него тж входит раздел, где тестируемых просят выбрать один из двух видов занятий, и раздел, где они должны выразить свое согласие или несогласие с каждой из 14 описывающих их личность характеристик. В отличие от Инвентаря Стронга—Кэмпбелла, в инвентарях Кьюдера используются задания в формате вынужденного выбора из трех: тестируемым нужно указать, какую из трех вещей им хотелось бы делать больше всего и меньше всего.

В систему подсчета количественных показателей по инвентарям Стронга изначально была заложена эмпирическая процедура сравнения ответов тестируемого на пункты инвентаря с ответами на них членов определенных профессиональных групп. Т. о., система подсчета показателей в инвентарях Стронга была нормативной, в противоположность ипсативной системе оригинальных инвентарей Кьюдера. Протокол предпочтений Кьюдера оценивается по десяти шкалам интересов, состоящим из пунктов, сильно коррелирующих между собой и слабо — с др. шкалами. Формат заданий с вынужденным выбором, используемый в инвентарях Кьюдера, делает невозможным получение высоких или низких оценок по всем шкалам. Типичный оценочный профиль Протокола предпочтений Кьюдера представлен одним или неск. высокими и одним или неск. низкими показателями при явном преобладании средних.

Инвентарь интересов Стронга — Кэмпбелла обрабатывается как традиционным эмпирическим способом (162 «профессиональные шкалы»), так и разработанным Кьюдером методом «кластеров интересов» (23 «шкалы осн. интересов»). При использовании классификационной схемы интересов Дж. Л. Холланда, Инвентарь интересов Стронга— Кэмпбелла позволяет тж получить показатели по шести «общим профессиональным темам». Дальнейшее сближение в способах подсчета показателей по этим двум самым известным инвентарям иллюстрирует тот факт, что «Форма Кьюдера С: Обозрение профессиональных интересов» оценивается теперь и эмпирически — путем сравнения ответов тестируемых с ответами членов определенных профессиональных групп.

Подобно большинству И. и. и личностных опросников, инструменты Стронга— Кэмпбелла и Кьюдера уязвимы для сознательных искажений ответов со стороны экзаменуемых. В связи с этим кажется разумным ожидать на них более честных ответов в ситуациях профориентационного консультирования, чем в ситуациях найма на работу, когда они используются в целях отбора.

Область измерения интересов, несмотря на доминирование в ней инвентарей Стронга — Кэмпбелла и Кьюдера, характеризуется широким разнообразием инструментов. Наиболее заметными среди них являются факторно-аналитические инструменты, такие как Инвентарь интересов Гилфорда—Циммермана (Guilford-Zimmermann Interest Inventory) и Обозрение интересов G-S-Z (G-S-Z Interest Survey), а тж опросники общих интересов, к к-рым относятся Калифорнийское обозрение профессиональных предпочтений (California Occupational Preference Survey), Обозрение профессиональных интересов Джексона (Jackson Vocational Interest Survey) и Обозрение профессиональных интересов университета Огайо (Ohio Vocational Interest Survey). Кроме того, существуют специальные опросники для детей («Что мне нравится делать» [«What I Like to Do»], Инвентарь осведомленности о мире профессий [Career Awareness Inventory]), для лиц с языковыми трудностями (Рисуночный инвентарь интересов Гейста [Geist Picture Interest Inventory]) и для оценки интересов в области рабочих профессий, требующих высокой квалификации (Миннесотский инвентарь профессиональных интересов [Minnesota Vocational Interest Inventory]). На основе теории Дж. Л. Холланда о существовании связей между интересами и личностью разработан Инвентарь профессиональных предпочтений (Vocational Preference Inventory). Инвентарь профессиональных ориентации Халла (Hall Occupational Orientation Inventory) тж разработан с опорой на конкретную теорию личности.

Наиболее часто И. и. используются в профориентационном консультировании. Совр. подход в области профориентации предполагает использование И. и. в сочетании с др. видами информационных материалов, облегчающих молодым людям вступление в мир труда. До сознания консультируемых необходимо довести одно важное различие, а именно, что интерес — это не то же самое, что способность; высокий показатель по шкале И. и. не следует истолковывать как показатель способности достичь успеха в соотв. профессиональных областях. Поэтому профориентационное консультирование оказывается наиболее эффективным, когда консультанты используют в своей работе наряду с показателями тестов способностей и И. и. школьные оценки и информ. о внешкольных занятиях консультируемых.

См. также Профконсультирование, Консультирование, Удовлетворенность работой

Л. К. Эйкен

 

Инвентарь интересов Стронга—Кэмпбелла (Strong-Campbell interest inventory)

 

И. и. С.—К. (SCII), впервые опубликованный в 1974 г. Дэвидом Кэмпбеллом и Джо-Идой Хансен, представляет собой комбинацию Бланка профессиональных интересов для мужчин (Strong Vocational Interest Blank for Men) и Бланка профессиональных интересов для женщин (Strong Vocational Interest Blank for Women) Стронга в новой редакции. Он содержит 325 вопросов с вариантами ответа «нравится», «безразлично» или «не нравится» в отношении разнообразных профессий, занятий, школьных предметов и типов людей. Тест предназначен для лиц в возрасте от 16 лет и старше.

Редакция 1982 г. включает 162 профессиональных шкалы, 6 общих профессиональных тем (авантюристическая, художественная, предпринимательская, исследовательская, практическая, социальная), 23 шкалы осн. интересов, 2 специальные шкалы (академического комфорта и интроверсии — эстраверсии) и ряд вспомогательных показателей, к-рые применяются для контроля валидности тестовых оценок перед их интерпретацией. Обработка результатов осуществляется только с использованием компьютера. Несмотря на универсальность теста, при интерпретации его результатов используются отдельные нормы для мужчин и женщин, поскольку на профили интересов существенно влияют половые различия.

Назначение И. и. С.-К. — предоставление клиенту, профконсультанту или специалисту по работе с персоналом информ., необходимой для принятия решений при выборе и планировании образовательной и профессиональной карьеры. Показатели в большей мере отражают интересы тестируемого, нежели его способности. Как было показано, люди, выбирающие профессии в соответствии со своими интересами, дольше остаются в выбранной профессии по сравнению с теми, кто выбирает профессии, не связанные с их интересами.

И. и. С.-К. широко признан профконсультантами и консультантами в сфере образования как один из лучших и наиболее эффективных тестов в данной области. Его применение и интерпретация требует привлечения квалифицированных специалистов.

См. также Измерение профессиональных интересов

М. Эллин

 

Ингруппы / аутгруппы (ingroups / outgroups)

 

В своей книге «Народные обычаи» (Folkways), вышедшей в 1906 г., социолог Уильям Грэм Самнер собрал и обобщил значительный объем этнографической литературы по групповым Я-образам и аттитюдам в отношении живущих по соседству групп под терминами «этноцентризм», «ингруппа» («in-group») и «аутгруппа» («out-group»).

Введя концепцию дифференциации «И./а.» в соц. науки, Самнер сделал первый шаг в развитии длинной череды исслед., посвященных влиянию групповой идентификации на восприятие человеком др. людей и групп, а тж его аттитюдов и поведения в отношении них. Под «ингруппой» обычно подразумевается любая соц. группа или категория, к к-рой принадлежит и членом к-рой является конкретный человек. В специальном смысле, под «аутгруппами» понимаются любые соц. группы, к к-рым не принадлежит данный человек, но на практике в качестве конкретных «аутгрупп» обычно рассматриваются те, к-рые как-то соотносятся со специфической «ингруппой» (мужчины—женщины, соседствующие этнические группы, соперничающие государства и т. д.). Аттитюды и действия человека обнаруживают пристрастия в пользу членов «ингруппы» и предубеждения в отношении членов «аутгруппы». Результаты подавляющего большинства исслед. поддерживают это утверждение, несмотря на то что при этом тж были установлены нек-рые важные ослабляющие переменные (moderating variables).

Подходы к изучению

Изучение ингрупповых/аутгрупповых аттитюдов и поведения осуществлялось в рамках многочисленных методологических подходов. Большинство систематических исслед. в данной области можно классифицировать по трем типам — исслед. аттитюдов, полевые исслед. и лабораторные эксперименты, — каждый из к-рых внес свой специфический вклад в общее понимание ингрупповых пристрастий.

Исследования аттитюдов

Большая часть эмпирических данных по межгрупповым аттитюдам и поведению осн. на обследованиях или опросах общественного мнения, в к-рых единицей измерения служат совр. национальное государство или расовые или этнические подгруппы в этом государстве. В ходе изучения различий между оценками, к-рые респонденты давали своим и чужим группам, в этих исслед. были зафиксированы устойчивые тенденции к ингрупповому фаворитизму по целому ряду измерений. Оценочные пристрастия в пользу «ингрупп», однако, не носят всеобщего характера. Они гл. обр. касаются атрибуций положительных черт характера, таких как «моральный», «миролюбивый», «заслуживающий доверия» и «сотрудничающий», однако по др. оценочным измерениям «ингруппы» не всегда оцениваются выше др. групп. Существуют тж определенные данные о том, что группы, обладающие статусом меньшинств в об-ве, усваивают в своем Я-образе определенные (хотя и не все) уничижительные стереотипы, выражаемые по отношению к ним преобладающей соц. группой.

Полевые исследования

В 1954 г. Музафер Шериф и др. предприняли одно из первых полевых исслед. по формированию и устранению ингрупповых/ аутгрупповых пристрастий и предубеждений в условиях летнего лагеря для мальчиков. В целом, внутригрупповая солидарность усиливалась по мере нарастания конфликта с др. группой. Устранение этих предубеждений достигалось тем, что сам характер взаимоотношений между двумя конфликтующими группами изменялся путем систематического введения превосходящих (общих) целей, к-рые требовали взаимодействия, опирающегося на сотрудничество.

Со времен исслед. Шерифа большинство полевых экспериментов по ингрупповым/аутгрупповым аттитюдам проводилось уже на сложившихся соц. группах, таких как расовые и этнические группы в десегрегированных соц. условиях. Эмпирические данные свидетельствуют, что контакта per se оказывается недостаточно для ослабления сознавания дифференциации «ингруппа — аутгруппа» и сопутствующих пристрастий и предубеждений. Согласно результатам Шерифа, значительные изменения в межгрупповом принятии достигаются лишь при условиях, способствующих интенсивному сотрудничеству между членами различных групп. Однако даже при достижении сотрудничества остается не вполне ясным, ограничивается ли его влияние на аттитюды к конкретным членам «аутгруппы» в данной ситуации или оно может распространяться на др. членов этой группы и др. ситуации.

Лабораторные эксперименты

В то время как полевые исслед. ингрупповых/аутгрупповых аттитюдов концентрировались на документальном обосновании присутствия и степени оценочных пристрастий в пользу «ингрупп», лабораторные исслед. проводились с целью определения тех минимальных условий, при к-рых может развиваться и приводить к соотв. предубеждениям дифференциация «ингруппа — аутгруппа». Большая часть этих исслед. опиралась на парадигму, предложенную Генри Таджфелом и его коллегами из Бристольского ун-та в изучении различения «ингруппа—аутгруппа» в ситуации, предполагающей отсутствие непосредственного взаимодействия между членами группы, анонимность членства в той или иной группе и некую произвольную основу для групповой дифференциации. По-видимому, любая форма распределения на группы, даже в отсутствие информ. о сходстве и отличиях между членами группы, или любой прямой конфликт между группами, служат достаточным основанием для возникновения ингруппового фаворитизма. В целом, любые факторы, к-рые способствуют усилению внешних категориальных отличий (таких как статус меньшинства, дифференцированное отношение или статус либо наличие межгруппового соперничества), приводят к увеличению степени предубеждения, фиксируемой используемыми мерами поведения и аттитюдов.

Охватывая определенные аспекты ингруппового поведения на соц. уровне и аттитюдов и восприятий на индивидуальном уровне, понятие этноцентризма, или ингрупповой тенденции, служит своеобразным мостом между социологическими теориями групповых отношений и психол. теориями межличностной аттракции.

Теория реалистического группового конфликта

Говоря об источнике этноцентризма и межгрупповой враждебности, Самнер прямо признавал, что соперничество и соревнование за дефицитные ресурсы играют роль в инициации и сохранении групповой дифференциации и конфликта. Исслед. Шерифа служит важнейшим источником поддержки прогнозов теории реалистического группового конфликта (realistic group conflict theory). Это исслед., однако, не может считаться полной эксперим. проверкой данной теории, т. к. в нем не осуществлялась предварительная оценка ингрупповых/аутгрупповых аттитюдов до возникновения межгруппового соперничества. Т. о., результаты исслед. Шерифа не позволяют судить с полной определенностью о том, является ли наличие конфликта или соперничества между группами необходимым условием для возникновения ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности.

Психоаналитическая теория

В то время как теория реалистического группового конфликта находит истоки дифференциации «ингруппа —аутгруппа» в процессах на уровне группы, психоаналитически ориентированные исследователи выводят такие пристрастия и предубеждения из потребностей и мотивов индивидуумов. Вероятно, наиболее обширная трактовка этого предмета в психоан. теории представлена в труде «Исследование авторитарной личности» (The authoritarian personality) Т. В. Адорно, Эльзы Френкель-Брюнсвик, Даниэла Дж. Левинсона и Р. Невитт Сэнфорда. Согласно теории, лежащей в основе понятия авторитаризма, генерализованные чувства неприязни и недоверия к «аутгруппам», — напр. предубеждения против расовых и религиозных меньшинств — вытекают из проекции подавленных враждебных чувств, имеющих своим источником ранний детский опыт воздействия родительской власти. С этой т. зр., умаление достоинств «аутгрупп» в сравнении с «ингруппами» выполняет функцию сохранения индивидуального Эго или поддержания самооценки.

Теория категоризации

Мн. теоретики в своих объяснениях ингрупповых/аутгрупповых пристрастий исходили из общих когнитивных процессов, посредством к-рых люди структурируют, упрощают и осмысляют свое физ. и соц. окружение. С этой т. зр., межгрупповые восприятия опираются на те же самые процессы классиф. и категоризации, к-рые используются в восприятии физ. объектов. Одним из перцептивных феноменов, связанных с категориальной дифференциацией, является эффект уподобления — противопоставления (assimilation contrast): существует отчетливая тенденция к подчеркиванию различий между отдельными категориями и сходств внутри категорий по конкретному измерению. При экстраполяции этого феномена на соц. дифференциацию подразумевается, что члены одной соц. группы будут рассматриваться как в большей степени похожие друг на друга и в большей степени отличающиеся от членов др. группы, нежели в действительности. Однако общая тенденция к ингрупповым предубеждениям оказывается более избирательной, чем это можно было бы прогнозировать на основе одной только категоризации. Подчеркивание различий в пользу конкретной «ингруппы» легче всего возникает у групп, занимающих более высокую позицию по оцениваемому измерению, однако конвергенция или устранение воспринимаемых различий чаще обнаруживается у групп, занимающих более низкую позицию.

Теория социальной идентичности

Эта теория, сочетающая в себе осн. черты теории категоризации с нек-рыми аспектами теорий мотивации, была разработана Генри Таджфелом и Джоном Тёрнером. В рамках этой теории, перцептивные эффекты категориальной дифференциации связываются с постулированным побуждением к «положительной Я-идентичности» и соц. сравнением. Предполагается, что соц. идентичность индивидуума является высокодифференцированной, осн. на его членстве в целом ряде значимых соц. категорий. Когда конкретное категориальное отличие становится высокорелевантным или выступает на передний план, индивидуум реагирует на этот аспект соц. идентичности, действуя в отношении других на основе учета их групповой принадлежности, а не личной идентичности. На этом уровне, мотивация к положительной Я-идентичности принимает форму желания отделить «ингруппу» от «аутгруппы» в той степени, чтобы можно было провести благоприятные сравнения по измерениям, релевантным сделанному разграничению. Соц. соперничество порождается групповой дифференциацией. Различия между «ингруппой» и «аутгруппой» обеспечивают основу для акцентирования соц. сравнений, к-рые благоприятствуют «ингруппе» в поддержании положительной Я-идентичности.

См. также Потребность в аффилиации, Кросс-культурная психология, Этнические группы, Групповая сплоченность

М. Б. Брюер

 

Индивидуализм (individualism)

 

В общеупотребительном смысле, И. определяется как стремление вести свою жизнь по собственному усмотрению, не принимая в расчет других. И. следует отличать от индивидуальности (individuality), к-рая есть сумма качеств, отделяющих одного человека от других. Индивидуализировать (individualize)значит относиться к человеку как отличающемуся от других, тогда как индивидуировать (individuate) означает делать человека особенным, выделять его из ряда подобных. И. тж отличается от автономии — способности понимать, что другие ожидают в любой конкретной ситуации от человека и каковы его собственные ценности, и при этом обладать свободой выбора поступать опираясь либо на первое, либо на второе, либо на то и другое вместе. В то время как индивидуальность и автономия являются важными аспектами нормального психол. развития и здоровья, этого нельзя сказать об И.

Основываясь на теорет. работах Мортона Дойча, Дэвида Джонсона и Роджера Джонсона, И. можно определить как такой образ мыслей и поведения, при к-ром человек действует так, как если бы его собственные усилия и достижения целей были никак не связаны с усилиями других, направленными на достижение целей, и совершенно не зависели от них.

Существует достаточное количество исслед., посвященных сравнительным эффектам И., сотрудничества и соперничества. И. в сравнении с сотрудничеством оказывается чаще связанным с а) более низкими ожиданиями симпатии, принятия, поддержки и помощи со стороны других; б) меньшей заинтересованностью в получении информ. от других и использованием ее для собственной выгоды; в) более низкой и менее устойчивой внутренней мотивацией и мотивацией достижения, и большей ориентацией на внешние вознаграждения; г) меньшим эмоциональным компонентом при достижении собственных целей; д) более низкими достижениями; е) более низкой способностью применять когнитивные и более примитивные процессы для выводов о собственней ценности; ж) меньшим психол. здоровьем, что выражается в сравнительно чаще встречающейся психол. патологии, делинквентности, эмоциональной незрелости, недостаточной соц. приспособленности, самоотчуждении, самоотвержении, недостатке соц. соучастия, базовом недоверии к др. людям, пессимизме и неспособности разрешать конфликты между самовосприятием и негативной информ. о себе и з) меньшим расположением и симпатией к другим и более негативными межличностными отношениями.

Если данные эмпирических исслед. рисуют не слишком благоприятную картину в отношении И., литература в области личности и клинической психологии оказывается еще менее благоприятной. Эффективная социализация неразрывно связана с осознанием того, что никто не может достичь своих жизненных целей в одиночку; человек нуждается в помощи и ресурсах др. людей. Психол. здоровье требует понимания и осознания того, что собственные цели и цели других, собственные усилия и усилия других, и собственный успех и успех мн. др. людей — все это оказывается взаимосвязанным и взаимозависимым. Люди с высоким уровнем И. не обладают таким осознанием. В результате И. часто влечет за собой а) переживание чувства отчуждения, одиночества, изоляции, неполноценности, бесполезности, депрессии и крушения надежд; б) аттитюды, отражающие низкую самооценку, акцентирование сиюминутных удовольствий и убеждение человека в том, что никто не позаботится о нем, кроме него самого; в) отношения, характеризующиеся импульсивностью, фрагментарностью, непостоянством и нечувствительностью к своим собственным потребностям и потребностям других.

См. также Потребность в аффилиации, Избегающая личность, Сотрудничество/соперничество, Независимые личности, Социальная изоляция

Д. Джонсон, Р. Джонсон

 

 

         

 

Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 

     

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

 

Статьи

Все техники и практики 

Музыка для медитаций и расслабления

Вопросы и ответы

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

.

  Твоя Йога Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz