Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

 


























































 

Basteln & Spaß

Naturführer Pilze

Сонник 2012

Здоровье и магия

Мультфильмы





















































Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")



Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 



 

Аналитическая психология (analytical psychology)

 

А. п. — рез-т трудов К. Г. Юнга (1875—1961) и его последователей, к-рые продолжают развивать его теорию и расширять ее клинические приложения. В 1907 г. Юнг стал сторонником Фрейда и активным членом психоаналитического кружка, но в 1913 г. покинул его вследствие филос. и теорет. разногласий.

Филос. основу теории Юнга составляет телеологическое допущение организменной целенаправленности, благодаря к-рой трансформационные процессы индивидуации разворачиваются в каждом чел. по путям, уже заложенным в уникальном потенциале психол. центра, названному Юнгом Самостью. Сначала концепции Юнга были отвергнуты американской психологией по тем же самым причинам, по к-рым к ним с уважением прислушались в эпоху расцвета холистических подходов и теорий самоактуализации; начало этой эпохи было положено американскими авторами 1950-х гг. Юнговская концепция Самости подчеркивает важность равновесия и целостности, но выходит далеко за пределы этого, признавая, что духовная основа и трансцендентный источник творческой силы свойственны потенциалу роста в душе каждого чел.

Понятие Самости у Юнга невозможно ясно определить или полностью раскрыть без обращения ко всей его теории. Эта необычайно многоаспектная и обобщающая теория представляет психологию индивидуума как уходящую корнями в эволюционную историю, зафиксированную в форме архетипического образа и предрасположенности в коллективном бессознательном. Символизируемое океаном как первичным источником и вместилищем биолог. эволюции, коллективное бессознательное предваряет и содержит в себе всплывающее сознание человечества. Т. о., Я как носитель дифференцированного сознания — более поздний «пришелец» в развитии чел., «остров», поднявшийся из глубин океана. Юнг представляет себе истинный центр души в виде созидательного источника, из к-рого появляется жизнь и начинается развитие, и этим источником (одновременно и парадоксально уникальным, и универсальным, биолог. и трансцендентальным) является Самость.

Понятие бессознательного у Юнга включает индивидуальную сферу личного бессознательного, производного от впечатлений детства, но простирается дальше этого в океанические глубины коллективного бессознательного (тж называемого объективной душой в отличие от личной и субъективной), к-рое поддерживает связь индивидуума с трансцендентным Источником его уникального созидательного потенциала и обеспечивает ему доступ к психол. наследию челов. опыта с незапамятных первобытных времен. Язык бессознательного — это символические образы, представляющие «неосязаемую» внутреннюю реальность как если бы она была нарисованной сценой. Символический модус применим к тому, что никогда не м. б. познано полностью, и эссенциальная тайна челов. души уважается в психологии Юнга. Загадочный аспект сновидений рассматривается не как рез-т цензуры Я, а как следствие нашей несведущности в первичном языке, сочетающейся с эссенциальной тайной принципиально непознаваемого.

Если в сновидениях, приходящих с уровня личного бессознательного, в качестве выразительных средств используются знакомые люди и знакомые места, то темы за пределами уровня личного опыта передаются через архетипические образы, проникшие во все мировые мифологии, к-рые в символической форме отображают эволюцию челов. души.

Хотя Самость составляет архетипическую Тотальность и несет в себе центральный организующий принцип души, она слишком всеобъемлюща для непосредственных встреч с Я, и потому такие контакты с архетипическим миром осуществляются в основном через персону, тень и аниму или анимус. В то время как Самость воплощает архетипическую гармонию, к к-рой люди стремятся в попытке достичь единства противоположностей, более имманентные архетипические силы выражают парадоксальную природу жизни как противоположностей, требующих примирения.

Персона и тень составляют пару противоположностей. Несмотря на свои корни, связанные с архетипической необходимостью коллективной культурной адаптации, персона развивается ближе к сознанию, чем др. архетипические силы, и создает соц. маску, соотв. соц. ролям. Эта маска принимает окончательный вид в процессе отношений с представителями коллективной власти. В оппозиции к персоне находится тень, составленная отчасти из личных качеств, вытесненных из сознания в процессе формирования комплексов, в сочетании с архетипическими ядрами, несущими в себе как темноту всемирного «зла», так и творческий потенциал порождающей энергии.

Психол. трудности усиливаются поляризацией между персоной и тенью. Индивидуум, идентифицирующийся с идеализируемыми образами персоны, подвергается опасности прорывов из отвергнутого и забытого царства тени, к-рое усиливается как внутренний враг вследствие недостатка осознания и связанности с Я. Проникая в сознание либо путем проекции на др. людей, либо через образы сновидений и продукты фантазий, тень является незваным гостем, к-рый тем не менее приносит возможность облегчения индивидуации, открывая двери бессознательного, ведущие к тому, что требует освобождения и преобразования.

Юнг обозначает мужской принцип в душе женщины термином «анимус», а женский принцип в душе мужчины — термином «анима». Преодолевая расстояние между землей (феминность) и духом (маскулинность), половая полярность несет в себе базисный творческий динамизм побуждения к индивидуации. Аналогично положительным и отрицательным электрическим зарядам, половые противоположности обнаруживают сильное взаимное притяжение. Эти противоположности, пожалуй, легче всего можно охарактеризовать, ссылаясь на китайские принципы — ян (мужское начало) и инь (женское начало). Ян символизирует агрессивную, созидательную, проникающую силу фаллоса и меча, а инь — рецептивные, уступающие, сохраняющие и пульсирующие ритмы матки и приливов.

Важным аспектом процесса индивидуации является достижение сознательного принятия свойств, происходящих от «другого внутри». Мужчина, прошедший этот этап индивидуации, обогащает свое маскулинное функционирование внутренним источником вдохновения, творчества и психол. поддержки. Анима делает его способным устанавливать связь с потоком спонтанного чувствования. Без такого использования своей феминной стороны как внутреннего ресурса он рискует впасть в бессознательную идентификацию с образом «низшей женщины», к-рая характеризуется частой сменой настроений и депрессией или психич. инфляцией и примитивной иррациональностью.

Женщина, достигшая сознательного принятия свойств ее анимуса, способна эффективно использовать силы своего Логоса во взаимодействии с внешним миром. Теперь она может объективно разобраться в происходящем, ее способности к наблюдению и логическому рассуждению усиливаются, зачастую приводя к значительному повышению уровня рационального понимания и проницательности. Без такого использования своей маскулинной стороны как дифференцированного ресурса она может впасть в бессознательную идентификацию с образом «высшего мужчины», выносящего суждения как если бы они были фактом, делающего предположения без их проверки и провозглашающего самоуверенные и догматичные мнения.

Отводя бессознательному почетное место источника мудрости и потенциального роста, Юнг придал новое значение интроверсии как способу отношения к жизни. Полярность «интроверсия — экстраверсия» составляет основу типологии Юнга, представляющую направления установки Я в отношении жизни. Индивидуум с интровертированной установкой функционирует более естественно и непринужденно на основе данных внутреннего мира, тогда как индивидуум с экстравертированной установкой функционирует более естественно и непринужденно на основе данных внешнего мира. Нельзя сказать, что какая-то из этих двух установок лучше или хуже др.; просто каждая имеет свои преимущества и ограничения.

Совместно с этим базисным типом переживания интроверсии — экстраверсии на службе у Я находятся еще 4 функции, существующие в форме парных образований. Эти функции можно наглядно представить в виде фигуры из двух пресекающихся под прямым углом осей — креста, в к-ром интуиция и ощущение (одна ось) — перцептивные или собирающие информ. функции, а мышление и чувство (др. ось) — упорядочивающие или оценочные функции. Каждый чел. имеет одну осн., или высшую функцию, к-рую поддерживает вспомогательная функция из др. пары. Высшие и вспомогательные функции используются в рамках господствующего типа переживаний, т. е. если индивидуум относится к интровертированному типу, его высшая и вспомогательная функции интровертированы, в то время как третья и четвертая функции экстравертированы. Четвертая функция, противоположная основной (высшей), называется низшей функцией, поскольку наименее развита. Эта функция, скорее всего, будет использоваться в проявлениях тени.

Каждая из четырех функций соотносится с характеристиками личности, специфичными как по интровертированности или экстравертированности, так и по уровню развития. Типологические различия могут резко затруднять взаимопонимание между людьми, становясь источником межличностных проблем. Типология Юнга применима в терапевтической работе, так как представляет собой не схему статических характеристик, а систему динамики поведения.

Хотя люди обладают всеми этими компонентами, разнообразие их комбинаций и степени развития огромны: одни явно интровертированы или экстравертированы, др. занимают положение ближе к центру этих осей. Все 4 функции действуют самопроизвольно, без сознательного руководства, но более дифференцированные функции легче поддаются творческому использованию со стороны Я, тогда как менее развитые действуют более примитивно и компульсивно. Несмотря на то что возрастающая индивидуация может приводить к большей сбалансированности функций, их иерархический порядок всегда сохраняется, причем третья и четвертая функции оказывают компенсаторное воздействие на сознательное Я.

См. также Архетипы, Теории личности, Философская психология, Психоанализ, Трансперсональная психология

В. Т. Хейслер

 

Ангедония ( anhedonia )

 

Термин «А.», как об этом свидетельствует его греческий корень, указывает на отсутствие гедонизма, желания испытывать удовольствие и избегать боли. Он был введен в 1896 г. Т. Рибо для обозначения отсутствия эмоций при заболеваниях печени. Уильям Джеймс считал А. типом патологической депрессии или меланхолии, располагающимся в том же континууме, что и тревога, но являющимся менее серьезным нарушением. Однако концепция А. в дальнейшем не привлекла к себе особого внимания в мед. или психол. литературе.

Э. Блейлер обнаружил, что исчезновение аффекта является признаком начала деменции или шизофрении, а С. Радо уточнил, что аффект, о к-ром идет речь в данном случае, является сниженной способностью получать удовольствие. П. Мил дал имя этому феномену, возродив термин «А.», и считал, что необходимо разработать инструменты его измерения с целью идентификации лиц, имеющих повышенный риск заболеть шизофренией.

В соответствии с планом Мила Чэпмен, Чэпмен и Роулин разработали 3 шкалы в формате «верно—неверно» для измерения физической и социальной А. и выявления предрасположенности к психотическому расстройству: Шкалу физической ангедонии ( Physical Angedonia Scale ), Шкалу перцептивной аберрации ( Perceptual Aberration Scale ) и Шкалу нонконформности ( Nonconformity Scale ) . Пункты этих шкал отбирались из множества рационально сформулированных утверждений по принципу того, насколько хорошо они разграничивали по уровню А. стационарных больных шизофренией и пациентов с др. диагнозами. Были получены нормативные данные относительно пола, возраста и соц. положения среди студентов ун-та. Испытуемые, у к-рых было более двух стандартных отклонений от среднего, рассматривались как обладающие повышенным риском развития психоза.

Было обнаружено, что показатели по шкалам физической и социальной А. положительно коррелируют между собой и отрицательно — с показателями соц. компетентности, соц. желательности, поиска ощущений и эффективного копинг-поведения. Они тж значимо коррелировали с неск. паттернами показателей подшкал ММР I . Однако в ряде работ не была обнаружена связь между уровнем А. и реакцией на специфические стимулы, вызывающие эмоции. Это позволило предположить, что А. является не устойчивым признаком шизофрении, а следствием психич. нарушений, низкого социоэкономического и образовательного уровня.

Лонгитюдные исслед., к-рые позволили бы установить, действительно ли высокий уровень А. является надежным предиктором психоза, все еще заставляют себя ждать. Нет ответа и на вопросы об этических и практ. аспектах такого исслед., в особенности о потенциальном вреде, к-рый оно может причинить. Необходимы тж нормативные данные об уровне А. в различных этнокультурных группах; в частности, нормативные различия уже установлены между американцами европейского и азиатского происхождения.

В целом связь между уровнем А. и психозом имеет клиническую значимость, но остается недостаточно изученной. Она обладает диагностической ценностью, но недостаточной прогностической ценностью. Не изучена ее профилактическая и терапевтическая значимость.

Хотя А. рассматривали, в основном, как возможный предиктор шизофрении, она наблюдается и при др. соматических и психич. расстройствах. Дефицит способности испытывать удовольствие считается частью различных синдромов — от деменции до ПТСР. А. сама по себе — не расстройство, а лишь симптом расстройства; этот термин, собственно, еще не появился в наиболее профессиональных руководствах или стандартных словарях. Его полезность как понятия, однако, очевидна.

См. также Депрессия, Эмоции, Безнадежность, Типы личности, Шизофрения

Э. Д. Шейер

 

Андрогиния ( androgyny )

 

Хотя идея о том, что один человек может сочетать в себе как маскулинные, так и феминные качества, впервые была высказана Карлом Юнгом в эссе «Анима и анимус», совр. психология уделяла ей мало внимания до тех пор, пока Сандра Бем не ввела понятие А. С ее точки зрения, маскулинность и феминность представляют собой комплементарные аспекты положительных черт личности и образцов поведения, — и потому, в принципе, один и тот же человек может быть мужественным и женственным, блюсти личные и коллективные интересы, проявлять инструментальность и экспрессивность, в зависимости от того, насколько эти модальности соответствуют ситуации.

Хотя исследователи отказались от первоначального понимания А. как рецепта психич. здоровья, само понятие А. оказалось весьма полезным для психологии. В частности, дискуссии в этой области привели к тому, что психологи стали уделять больше внимания многомерности понятий пола и гендера. Будущие исслед. в данной области могут быть направлены на то, каким образом соц. определения половых ролей включаются в состав личной идентичности, в структуру Я и в механизм обработки воспринимаемой людьми информ. о соц. действительности.

См. также Ролевые ожидания, Полоролевое развитие, Половые роли

Р. К. Унгер

 

Анимизм ( animism )

 

А. — это приписывание характеристик чел. неодушевленным объектам или растениям и животным, не проявляющим таких характеристик (напр., приписывание враждебности дереву или доброжелательного отношения рыбе). Чаще всего объектом А. становится предмет, созданный руками чел., напр. фигурка, высеченная из камня или вырезанная из дерева. Каким бы ни был объект, анимист верит в его способность думать и чувствовать по-человечески. Подобно чел., такой объект имеет «душу».

Термин «А.» происходит от латинского слова animus , или «дух». Сначала он использовался для характеристики пантеистической концепции «одушевленности мира», однако вскоре прижился в антропологии для описания религиозных представлений древних людей, к-рые были склонны наделять предметы магической силой. Чтобы объяснить происхождение этой силы, было принято считать, что предметы, как и люди, имеют «душу», причем душа эта существует независимо от своего вместилища и покидает его в момент смерти ее обладателя. Считалось, что эти души обладали какими-то исключительными способностями, кроме того, их часто наделяли сверхъестественными способностями (напр., повлиять на исход охоты).

См. также Религия и психология , Суеверие

У. Э. Грегори

 

Анксиолитики ( antianxiety drugs )

 

Тревога, субъективное эмоциональное состояние, характеризуется первазивными чувствами, такими как опасения и ужас, и часто сопровождается такими физ. симптомами, как мышечное напряжение, тремор, усиление сердцебиения, боль в груди, головная боль, головокружение и желудочно-кишечные расстройства. Тревога не обязательно связана со стрессовыми или пугающими стимулами. Большинство противотревожных средств (наз. А., седативными препаратами дневного времени, малыми транквилизаторами) относится к большому классу психоактивных веществ седативно-снотворного действия. При всем разнообразии хим. структуры и силы действия все седативно-снотворные препараты способны вызывать множество подавляющих состояний, включая снятие тревоги, растормаживание, успокоение, сон, обезболивание, кому, а иногда и смерть (вследствие подавления функции церебрального дыхательного центра). Все седативно-снотворные вещества обладают противотревожным эффектом, но в силу ист., экономических факторов, соображений безопасности и нек-рых различий в механизме действия нек-рые вещества используются шире других.

Старейший из А., этиловый спирт, обладает во мн. отношениях сходным действием с др. седативно-снотворными средствами, но используется преимущественно не в мед., а в соц. и развлекательных целях. Три др. вещества, тж имеющих долгую историю, — хлоралгидрат, паральдегид и бромид. Барбитураты, синтезированные в конце XIX в., используются для достижения снотворного и седативного эффекта. В 1950-е гг. использование барбитуратов перестало приветствоваться, т. к. было выявлено, что они вызывают быстрое привыкание (нужны более высокие дозы для получения того же эффекта), физ. зависимость (проявляющуюся в синдроме отмены); кроме того, они обладают мощным угнетающим действием на дыхательный центр. Фактически седативно-снотворные средства небарбитуратового происхождения, прототипом к-рых является мепробамат, столь же опасны в отношении привыкания, зависимости и угнетения дыхания. Эти средства поступили в продажу как малые транквилизаторы; ошибочно предполагалось, что они обеспечат более безопасную и специфическую терапию тревоги. К тому же использование термина «малый транквилизатор» предполагает, что эти препараты являются частью спектра антипсихотических средств (известных как большие транквилизаторы), тогда как они обладают совершенно др. механизмом действия и эффектом, оказываемым на поведение.

В 1960-е гг. были синтезированы бензодиазепины (седуксен, элениум), к-рые скоро стали наиболее широко прописываемыми лекарствами в США. Бензодиазепины, по сравнению с др. седативно-снотворными средствами, обладают более избирательным эффектом в подавлении тревоги, вероятно, вследствие селективной аффинности к специфическим рецепторам лимбической системы (известным как бензодиазепиновые рецепторы). Хотя проблема толерантности относится ко всем седативно-снотворным средствам, бензодиазепины, в меньшей степени стимулируя выработку печеночных ферментов, вызывают меньшую толерантность. Бензодиазепины вызывают физ. зависимость, но только в больших дозах в течение длительного времени приема. Они обладают более продолжительным действием по сравнению с др. седативно-снотворными средствами, что позволяет принимать препараты в меньших дозах, однако при более частом приеме повышается риск накопления вещества в организме. Наиболее важным преимуществом бензодиазепинов является то, что угнетение дыхания наступает лишь при приеме очень больших доз, намного превышающих терапевтические. Это широкое пространство безопасности делает препарат почти безопасным для жизни. Однако тормозящие эффекты бензодиазепинов в случае их комбинации с др. седативно-снотворными веществами (напр., алкоголем) могут подавлять дыхание по сверхаддитивным или синэргическим механизмам (т. е. действие комбинации средств больше суммарного эффекта отдельных компонентов).

Иногда в качестве противотревожных средств используются вещества, не относящиеся к классу седативно-снотворных. Антигистаминовые препараты, такие как гидроксизин (вистарил), в особенности эффективны при связанных с тревогой кожных раздражениях; антихолинэргические побочные эффекты, такие как сухость во рту и помутнение зрения, снижают риск злоупотребления препаратом. Такие трициклические антидепрессанты, как доксепин (синекван), используются для снятия тревожных компонентов депрессии. Бета-адренэргические блокаторы (напр., пропранолол (индерал)) обычно применяются, когда тревога сопровождает такие соматические расстройства, как гипертония или тахикардия. Для лечения панических эпизодов используются более новые препараты, такие как альпразолам.

См. также Антидепрессанты, Антипсихотические средства, Тревога, Нейропсихология, Психофармакология, Транквилизаторы

Б. Торн

 

Аномалии половых хромосом и вызванные ими расстройства ( sex chromosome disorders )

 

Нормальная половая дифференциация на генетически и фенотипически мужской и женский типы происходит до рождения; процесс этот проходит через определенные этапы. Первый этап относится ко времени зачатия, когда вклад XX или XY хромосом определяет генетический пол. На 2-м месяце беременности начинается дифференциация гонад на яичник или тестикулы. В течение 3-го месяца беременности гормональный секрет тестикул (андрогены) обусловливает дифференциацию внутренних и внешних мужских половых органов. Отсутствие андрогенов, наблюдаемое в большинстве случаев у генетических женщин, обусловливает у них внутреннюю и внешнюю дифференциацию половых органов. Иногда генетические или гормональные расстройства проявляются в неоднозначной дифференциации, затрудняя точное определение пола ребенка при рождении. Джон Мани и его сотрудники, наблюдая поведение таких индивидуумов, показали, что окружение (т. е. воспитание и обращение как с мальчиком или девочкой) определяет гендерную роль и идентичность в большей степени, чем генетические или морфологические факторы.

Аномалии П. х. могут возникать при мейозе (деление клеток с образованием гамет — клеток, содержащих лишь половину полного набора хромосом) или при митозе (деление всех клеток после стадии гамет). Генетические аберрации при мейозе оставляют организм с недостаточным или избыточным количеством П. х.; аберрации при мейозе приводят к мозаичности (комбинации более чем одного хромосомного паттерна у одного индивидуума). Может тж наблюдаться обрыв, а не полное отсутствие П. х., следствием чего является различная патология внутренних и наружных половых органов. Выпадение или излишек П. х. представляют собой наиболее отчетливые аномалии П. х.

Единственной совместимой с жизнью потерей половой хромосомы является наличие Х -хромосомы без партнерской половой хромосомы. Мужской вариант этого синдрома ( Y О ) всегда сопровождается летальным исходом. Синдром Тернера (генетический кариотип 45/ ХО — наличие лишь одной П. х. при всего 45 хромосомах) наблюдается в одном случае на 7 тыс. новорожденных, но гораздо чаще при самопроизвольных выкидышах. Из женщин с синдромом Тернера ок. половины представляют собой «чистый» генетический кариотип 45/ ХО ; др. половина имеет разнообразную структуру П. х., обычно обусловленную дефектом во второй хромосоме. Главным признаком этого расстройства является дисгенез гонад (недоразвитие яичника) и бесплодие. Фенотипически внутренние и внешние половые органы остаются неразвитыми, при наступлении пубертатного периода отсутствуют менструации, а вторичные половые признаки могут развиваться лишь после терапии эстрогеном. У этих женщин наблюдается тж отчетливый комплекс врожденных аномалий — низкий рост, патология шейных позвонков, широкие сосцы, придающие груди щитообразный вид. Индивидуумам с синдромом Тернера придается женская гендерная роль, они воспитываются как девочки с типично женской гендерной ролью и идентичностью.

Индивидуумы с синдромом Кляйнфельтера — расстройства, при котором к нормальному 46/ Х Y кариотипу (чаще всего 47/ XXY ) добавляется по меньшей мере одна Х -хромосома, фенотипически принадлежат к женскому полу, имеют малый до среднего размер полового члена, чрезвычайно малый размер дисфункциональных тестикул, округленные бедра и тенденцию к развитию груди по женскому типу. При этом часто наблюдается высокая заболеваемость хроническими легочными расстройствами и патологией печени, а также снижение интеллекта. Отмечается тж повышенная заболеваемость психич. расстройствами и отклонения сексуального предпочтения, хотя у этих индивидуумов снижено половое влечение, возможно, вследствие недостаточной секреции тестостерона. В психиатрических больницах и исправительных учреждениях достаточно часто встречаются лица, страдающие этим нарушением. Индивидуумы с генетическими кариотипами более чем одной дополнительной Х -хромосомы (напр., 49/ ХХХХ Y ) демонстрируют более выраженную умственную отсталость, генитальную недоразвитость и др. аномалии физ. развития. Синдром Кляйнфельтера встречается в 1 случае на 400 живорожденных; часты комбинации с др. генетическими аномалиями (мозаичность).

При кариотипе 47/ Х YY (обозначаемом как «супермужской») имеется по меньшей мере одна лишняя П. х. Фенотип является мужским. Лишняя Y -хромосома обусловливает рост значительно выше среднего, но не влияет на выраженность к.-л. др. признаков, к-рые можно было бы обозначить как «супер»-мужские. У этих больных часто наблюдается бесплодие, умственная отсталость и делинквентное поведение с импульсивностью и неспособностью предвидеть последствия своих поступков. Хотя эти лица чаще обычного находятся в исправительных учреждениях, вероятно, было бы неправильно заключить, что кариотип 47/ Х YY является генетическим маркером преступной деятельности. Повысить вероятность противоправного поведения могут такие его побочные факторы, как умственная отсталость, импульсивность и физ. мощь (возможно, производящая устрашающее впечатление).

При кариотипе 47/ XXX (обозначаемом как «суперженский») нет отчетливых физ. признаков, хотя IQ может быть несколько ниже нормы. Эти женщины имеют типичную женскую гендерную роль/идентичность. Хотя они способны к деторождению, у них повышена частота дисменорей и раньше наступает менопауза; их потомство имеет повышенную вероятность получить XXY или XXX хромосомную аномалию. Добавочные Х -хромосомы имеют следствием нарастание степени умственной отсталости, и возможно, что излишек хромосом любого рода связан со снижением уровня интеллекта.

См. также Хромосомные нарушения, Наследственные болезни

Б. И. Торн

 

Антабус ( antabuse )

 

А. (дисульфирам) — лекарство, часто используемое при лечении алкоголизма. Первоначально вещество использовалось при изготовлении резины. Было замечено, что у рабочих заводов по производству резины реже обычного встречается алкоголизм, вследствие чего А. начал применяться в мед. целях с конца 1940-х гг. А. влияет на потребление алкоголя посредством изменения его метаболизма. Этиловый спирт преобразуется в печени ферментом дегидрогеназой в альдегид, а затем ферментом оксидоредуктазой в ацетат. А. и сходный с ним препарат темпозил (карбамид кальция) дезактивирует последний фермент, связывая его ион меди. Т. о., при приеме А. алкоголь превращается в альдегид, к-рый не может превратиться в ацетат. Альдегид накапливается, вызывая такие токсические эффекты, как гиперемия лица, тахикардия, тошнота и рвота, головная боль, одышка. Предполагается, что эти неприятные последствия помогут пациенту научиться воздерживаться от алкоголя.

При таких условиях можно выработать отвращение ко вкусу алкоголя, но оно оказывается слабым в силу очень уж длительного знакомства с ним алкоголика. Своей эффективностью А., согласно Фуллеру и Роту, обязан угрозе болезни, а не действительной болезни. Число случаев полной абстиненции в течение года среди больных, считавших, что они получали терапевтическую дозу А., было таким же (25%), как среди тех, кто действительно получал ее (21%).

Эффективность А. с течением времени снижается; ее поддержание требует ежедневного приема препарата. Курс лечения основан на добровольном согласии; алкоголик, желающий безнаказанно продолжить пить, может просто прекратить прием таблеток на 1—2 дня, прежде чем вернуться к алкоголю. Лекарство помогает лишь тому, кто хочет подкрепить свое решение бросить пить, оно не заменяет мотивацию к воздержанию.

См. также Лечение алкоголизма, Химическая стимуляция мозга, Нейротоксические вещества, Психофармакология

Дж. У. Калат

 

 

          



Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 

     Нравится

 

Прекша-дхьяна представляет собой технику медитации цель которой - изменение состояния ума и поведения и интегрированное развитие личности.

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Луиза Хей).

***

 

Метафизические (психологические)

причины болезней.  

(Лиз Бурбо).

***

 

Лечебные мандалы.  33 мандалы, созерцание которых воздействует на подсознательном уровне, оздоровляя физически и духовно.

***

 

Как ослабить или снять, влияние стресса?

Как избавиться от стрессов?  

Просто!

***

 

 

Законы исполнения желаний.

Подробнее.

***

 

Похудеть без проблем и диет.

Подробнее.

***

  

Хочешь бросить курить без проблем и мучений? Легко!

 

























































Это может пригодится!



Basteln & Spaß

Naturführer Pilze

Сонник 2012

Здоровье и магия

Мультфильмы















































































































































 

Basteln & Spaß

Naturführer Pilze

Сонник 2012

Здоровье и магия

Мультфильмы

Гостевая книга. Отзывы, рекомендации, объявленияКниги по теме сайта. Читать, скачать бесплатно

Статьи

Все техники и практики

Вопросы и ответы 

Музыка для медитаций и расслабления

Медитации Ошо

Главная сайта "Путь к Разуму и Силе"

 

Рассказы, сказки, стихотворения.

 

703 анекдота от Ошо!!!

Психология 100 Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100 Психология 100 Твоя Йога LightRay