Rambler's Top100

Esotericpl.narod.ru © Все права защищены.          

 

 Психологическая энциклопедия

 В поисках чудесного

 Курс самосовершенствования

 Медитации

Медитации Ошо

Курс медитаций

 Музыка для медитаций

 Разные техники и практики

 Тесты - спец. подборка

 Рейки

 Фэн -  Шуй

 Коаны

 Притчи

 Беседы с учителями

 Вопросы - ответы

 Литературная страница

 Эзотерические анекдоты

 Книжные новинки

 Полезные ссылки

 Психологическая помощь

 Доска объявлений

 Новости сайта

 

 

Доска бесплатных объявлений.

Каталог сайтов. Каталог статей. Свободная регистрация и публикация!

 

Наш форум –

самый полезный

эзотерический форум.

Интересно и

познавательно.

Зайди, задай вопрос или поделись

 своим мнением! Для нас всё важно.

 


























































 

Basteln & Spaß

Naturführer Pilze

Сонник 2012

Здоровье и магия

Мультфильмы





















































Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах

(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")



Предисловие

Вступительное слово

От редакторов

Список сокращений

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я A-Z

Психология в именах    А-О   П-Я

 



Гипнотерапия ( hypnotherapy )

 

Г. — это не только лечение с помощью гипноза, это любая форма психотер., в рамках к-рой используются состояния измененного сознания, называемые гипнотическим трансом. Г. включает тж ряд специфических суггестивных и аналитических приемов, обычно не используемых, когда пациенты находятся в полностью сознательном, негипнотическом состоянии.

История. Лечение болезней с помощью внушений, сообщаемых больным, находящимся в состоянии транса, практиковалось, вероятно, на всем протяжении истории человечества. Однако первым современным гипнотерапевтом принято считать Антона Месмера.

В сороковые годы XIX века Джеймс Эсдейл провел в Индии свыше тысячи хирургических операций, используя гипноз как единственное средство обезболивания. Джон Эллиотсон и Джеймс Брэд в Англии использовали гипноз в лечении различных заболеваний. Во Франции появились эксперим. работы о терапевтической ценности гипноза, авторами к-рых были А. А. Льебо, Ипполит Бернгейм и Ж.-М. Шарко. Их идеи вдохновили Зигмунда Фрейда.

Во время Первой мировой войны Г. применялась Георгом Зиммелем в Германии и Дж. Хэдфилдом в Англии для лечения военных неврозов, а во время Второй мировой войны Джон Уоткинс продвинул этот подход дальше в лечении боевого шока. Милтон Эриксон разработал комплексные подходы в использовании гипнотической суггестии для лечения различных расстройств.

Показания для Г. Широкий спектр расстройств доступен гипнотерапевтическому воздействию. Хирурги и анестезиологи часто находят его полезным для контроля болевого синдрома, расслабления тревожного больного, снятия послеоперационной депрессии и контролирования тошноты. Больные в состоянии гипноза более охотно переносят неприятные диагностические процедуры — бронхоскопию, гастроскопию и ректороманоскопию.

Кожные заболевания в особенности поддаются эмоциональному и суггестивному воздействию; гипноз с успехом использовался в лечении бородавок и нейродерматита. Суггестивные или гипноаналитические процедуры часто дают хорошие результаты при лечении таких  с е к с у а л ь н ы х  расстройств, как импотенция и фригидность. Невротические и психосоматические заболевания с успехом лечатся Г. Акушеры находят гипноз полезным для снятия болевого синдрома и тревоги при беременности и для снятия стресса при родах. Поскольку пик внушаемости приходится на возраст 10—12 лет, педиатры и детские психологи находят множество показаний для использования гипноза.

Во многих клинических работах сообщается об успехах Г. в лечении таких расстройств, как энурез, кусание ногтей, заикание, курение, булимия и ожирение. Комбинация гипноза с методами поведенческой терапии дает более высокий результат, чем изолированное применение модификации поведения или суггестии.

Такие расстройства личности, как социопатия и наркотическая или алкогольная аддикции обычно считаются не поддающимися гипнотическому лечению. Гипноз в особенности показан при лечении амнезии и расстройства множественной личности. Однако, он редко используется при лечении психозов, хотя некоторые практики сообщают об успехах Г. этих состояний.

В целом можно сказать, что любое состояние, доступное психотер. воздействию, может лечиться с использованием Г. у гипнабельных пациентов. Гипнабельность может быть определена клинически и с помощью стандартизованных тестов. Чем слабее интеграция личности и чем мощнее насильственные бессознательные тенденции пациента, тем большие сензитивность и мастерство требуются гипнотерапевту. Неосторожное гипнотическое вторжение «в глубины» личности таких пациентов может дать начало неадаптивному или психотическому поведению и привести к ухудшению состояния пациента.

Методики гипнотерапии. Фактической терапии обычно предшествует «индукция» и некоторый тип «углубления» транса. Состояния гипнотического «транса» лежат на континууме, простирающемся от гипноидного мышечного расслабления до «глубоких» состояний вовлеченности. Хотя многие пациенты дают благоприятные реакции на внушения находясь в состоянии легкого гипноза, обычно считается, что для достижения наилучших результатов лечения перед его началом следует вызвать у пациента как можно более глубокое гипнотическое состояние. Существует множество методик гипнотической индукции, однако большинство из них включают формулы внушения мышечного расслабления, приемы монотонной стимуляции, вовлечение в фантазирование, активацию бессознательных мотивов и инициирование регрессивного поведения.

Искусство гипнотерапевта заключается в умении формулировать внушения в соответствии с мотивационными потребностями пациента (как сознательными, и так и бессознательными). Внушения могут быть простыми и прямыми или носить сложный характер. Кроме того, они могут быть рассчитаны на немедленный эффект или на постепенное улучшение в постгипнотическом состоянии.

Комплексные методики гипнотерапии (гипноанализ). Иногда для изменения состояния пациента оказывается недостаточно поддерживающих и директивных методов суггестивной Г. Бессознательные конфликты продолжают содействовать сохранению симптома, и потому необходимо применение методов более глубокого воздействия на личность. В этих случаях практики обращаются к гипноаналитическим процедурам.

Интервью, проведенное с находящимся в гипнотическом состоянии субъектом, обычно богаче деталями, чем интервью, полученное в состоянии бодрствования. Различия между тем, что сообщается иод гипнозом (когда снижена критичность), и тем, что говорится открыто, могут быть крайне важными. Однако исследователи расходятся в оценках того, насколько полными и точными могут быть воспоминания, касающиеся того периода жизни (часто раннего), к к-рому пациент был возвращен в гипнотическом состоянии.

Регрессия пациента к травматическим эпизодам в прошлой жизни вызывает оживление эмоциональных переживаний (абреакций), заставляя испытывать их до наступления момента физ. и эмоционального опустошения.

Под гипнозом пациенты часто сообщают о сновидениях, по-видимому, забываемых в сознательном состоянии. Кроме того, они дают более детализированные описания сновидений, о к-рых мало что могут вспомнить в обычном состоянии сознания.

Сновидения могут вызываться под гипнозом. Такой субъективный опыт согласуется с выводами Джозефин Хилгард о том, что восприимчивость к гипнозу ( hypnotizability ) значимо связана с способностью фантазировать ( ability to fantasize ) .

Диссоциация может специально использоваться для создания «защиты разоблачения» ( revealing defense ) , т. е. для установления дистанции между неприемлемым импульсом и открытой реакцией. Если мы хотим, чтобы индивидуум достиг истинного инсайта и изменения поведения, то такие приемы должны сопровождаться «проработкой» ( working through ) и интеграцией эго, как это происходит в др. видах аналитической терапии. Те же самые реакции переноса (трансфера), к-рые характерны для др. видов аналитической терапии, возникают и в ходе гипноанализа, зачастую раньше и в более сильной форме, поэтому гипноаналитик должен быть подготовлен к конструктивному разрешению этих проблем.

Гипноаналитическая терапия эго-состояний — это новый терапевтический подход, основанный на выводе о континуальной природе диссоциации. Состояния эго представляют собой скрытые паттерны поведения и опыта, к-рые под гипнозом начинают проявлять себя как отдельные идентичности личности или несознаваемые множественные личности. Однако внутренний конфликт между ними может вызывать тревогу, невротические симптомы или неадаптивные поведенческие реакции.

Под гипнозом терапевт активизирует каждое эго-состояние по отдельности и изучает его истоки, потребности, чувства и отношения с др. подобными состояниями и с целой личностью. В этом случае терапевт прибегает к своего рода внутренней дипломатии, напоминающей стратегии групповой или семейной терапии, за исключением того, что «семья» эго-состояний существует внутри одного чел.

Гипнотерапия не заменяет собой никакие др. виды психотер., однако благодаря своей способности придавать силу внушениям, создавать или аннулировать диссоциации, инициировать фантазии, стимулировать воспоминания и вызывать повторное переживание прошлого опыта, она предоставляет терапевтам (психоаналитической, поведенческой, когнитивной или гуманистической ориентации) возможность проявить больше гибкости в достижении целей лечения.

Гипноз в судебной практике. У юристов и психологов периодически возрастает интерес к использованию гипноза в целях прорыва амнезии и улучшения воспоминаний свидетелей. Вследствие реальной возможности извлечения ложных воспоминаний, Орн предложил меры безопасности, нацеленные на минимизацию контаминации. Значительную озабоченность вызывает также вопрос о том, следует ли доверить проведение такого гипноза только имеющему определенную квалификацию персоналу (врачам и психологам) или можно разрешить его применение следователям полиции.

См. также Гипноз, Гипноз как инструмент исследования

Дж. Уоткинс

 

Гипнотическая (внушенная) регрессия возрастов ( hypnotic age regression )

 

Сообщение о Г. р. в. — восстановлении в состоянии гипноза ранее приобретенных, но в последующем забытых или угашенных реакций, эмоций и/или воспоминаний было впервые опубликовано Робертом фон Краффт-Эбингом в 1889 г.

Механизм этого феномена не был раскрыт. Для объяснения наблюдений индивидуумов при Г. р. в. выдвинуты две теории — теория функциональной ампутации и теория принятия роли. Согласно первой, усвоенное зрелое поведение, появившееся после того возраста, до к-рого регрессировал индивидуум, оказывается функционально отсеченным формулами гипнотического внушения и недоступным как часть поведенческого репертуара индивидуума. Теория принятия роли исходит из того, что индивидуум играет роль, свойственную более раннему возрасту так, как он ее себе представляет, стараясь при этом соответствовать ожиданиям гипнотизера. Ни одна из этих теорий не оказалась полностью подтвержденной. Реакции лиц при Г. р. в. представляют собой смесь паттернов поведения, как адекватных для возраста регрессии, так и более свойственных действительному биографическому возрасту загипнотизированного человека. Регрессивные реакции носят на себе отпечаток более позднего возраста; полной функциональной ампутации не происходит, как нет и полного принятия роли.

Г. р. в. клинически используется в контексте курсов психо- и гипнотерапии, прежде всего как метод, позволяющий стимулировать вспоминание или осознание событий, ощущений и эмоций из прошлого.

Эксперим. исследования Г. р. в. имели целью восстановление младенческих и неонатальных реакций, паттернов детских иллюзий, стадий нравственного развития в детстве по Пиаже, угашенных условных рефлексов, изменений электрофизиологической активности мозга и ритма сердечных сокращений, детского поведения, градуированного по разработанным Пиаже задачам, задержки умственного развития, соотносимого с возрастом, идентифицированной по тестам интеллекта, и инфантильных ответов в проективных методиках. Предпринимались тж исслед., посвященные форсированию воспоминаний (т. е. точных дат определенных событий, предварительно заученных бессмысленных слогов и стихов). Наряду с положительными данными были и сообщения о негативных результатах; для того чтобы определить, насколько Г. р. в. лучше способствует восстановлению раннего стиля поведения, нежели др. терапевтические и эксперим. процедуры, необходимы дальнейшие исслед.

См. также Гипноз, Множественная личность, Интеграция личности

У. Эдмонстон-мл.

 

Гипоталамус ( hypothalamus )

 

Г. — это группа ядер (или центров) головного мозга, принимающих участие в регулировании вегетативных реакций, в частности температуры тела, повышенного АД, потоотделения и расширения зрачков глаз.

Г. осуществляет эту регуляцию посредством двух различных механизмов: а) воздействует на активность др. групп клеток, как вегетативных, так и соматических, к-рые расположены в стволе мозга и в др. отделах ЦНС; б) функционирует как главный нервный центр регуляции деятельности эндокринных желез.

Бард продемонстрировал, что даже при удалении всей мозговой ткани над Г. у кошки можно наблюдать полноценно выраженную реакцию ярости. Но если вместе с этой мозговой тканью удалить и Г., можно вызвать лишь отдельные компоненты реакции ярости.

Г. принимает участие в регуляции полового поведения, осуществляемой с помощью нервных и гормональных механизмов.

Г. играет ключевую роль в регуляции температуры тела и активности гипофиза, наз. иногда «главной железой» за его участие в регулировании деятельности др. желез.

См. также Мозг, Лимбическая система

С. X . Бартли

 

Гипотеза «фрустрация—агрессия» ( frustration — aggression hypothesis )

 

Г. «ф. — а.» наз. теорет. модель, впервые предложенную Доллардом, Дубом, Миллером, Маурером и Сирсом в их классической работе «Фрустрация и агрессия» ( Frustration and aggression ) , в к-рой они попытались объяснить челов. агрессию исходя из ограниченного набора базовых понятий. Отвергая фрейдовское понятие врожденной и накапливающейся агрессивной энергии, данная модель предполагает существование определенной врожденной тенденции к агрессивному реагированию в результате фрустрации. Фрустрация всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда вызывается фрустрацией. Фрустрация определяется как препятствие в реализации поведения, направленного на достижение конкретной цели. Фрустрация приводит к латентному агрессивному состоянию, к-рое эти авторы назвали «провоцированием» ( instigation ) . Степень фрустрации и сила провоцирования зависят от силы целенаправленного поведения (т. е. того, насколько сильно мотивирован индивидуум к достижению данной цели), серьезности препятствия (просто ли откладывается достижение цели или полностью блокируется) и количества случаев блокируемого препятствием целенаправленного поведения (агрессивные тенденции будут суммироваться в результате повторяющихся фрустраций).

Эта модель включает тж понятие сдерживания ( inhibition ) . Сдерживание пропорционально предполагаемой вероятности и серьезности наказания за агрессивное поведение. Когда провоцирование оказывается сильнее сдерживания, в отношении фрустрирующего агента возникает агрессивное поведение. Если сдерживание оказывается сильнее провоцирования, происходит смещение агрессии на альтернативные цели. Если фрустрация будет продолжаться, провоцирование в конечном счете возобладает над сдерживанием, что повлечет за собой агрессию в направлении фрустрирующего агента.

Этот классический вариант Г. «ф. —а.» не получил подтверждения в эмпирических исслед. Лабораторные и полевые исслед. продемонстрировали, что, хотя фрустрация действительно может приводить к агрессии при нек-рых обстоятельствах, этого не происходит во всех случаях и что фрустрация может тж вызывать отказ от цели и др. формы поведения. Более того, не всегда агрессии предшествует фрустрация, поскольку агрессия зачастую используется в качестве инструмента для достижения цели.

Несмотря на то что неудача в обеспечении адекватной эмпирической поддержки Г. «ф.—а.» побудила мн. психологов отказаться от нее, Леонард Берковиц модифицировал эту гипотезу т. о., чтобы был учтен факт неоднозначной связи фрустрации с агрессией и важная роль ситуационных факторов. Он предположил, что фрустрация порождает только готовность ( readiness ) к агрессивным действиям, а для того, чтобы вызвать агрессию, требуются соотв. средовые сигналы, играющие роль «релизоров» ( « releasers » ) , либо указателей на ее допустимость или уместность.

Впоследствии Берковиц расширил и видоизменил свой модифицированный вариант этой гипотезы, акцентировав роль аверсивных стимулов в возникновении агрессии. (Инструментальная агрессия, к-рая сознательно направляется на достижение нек-рой цели, исключается из области применимости данной гипотезы.) Он утверждает, что причина, по к-рой фрустрации вызывают агрессивные тенденции, заключается в их аверсивном характере для индивидуума, т. е. фрустрации вызывают негативный аффект, и именно этот негативный аффект вызывает агрессивные тенденции. Т. о., фрустрация не является необходимым условием агрессии, поскольку др. аверсивные события тж могут вызывать негативный аффект, к-рый, в свою очередь, может порождать агрессивные тенденции.

Аверсивные события могут иметь физ. (напр., боль и сильная жара) или психол. (напр., пугающая информ.) природу. Несмотря на очевидное присутствие в результирующей агрессивности защитного компонента (индивидуум пытается устранить источник неприятностей), в его действиях будет тж проявляться активная тенденция нанести вред соотв. целевым объектам. Факторы соц. научения, осн. на истории подкрепления, будут или увеличивать, или снижать вероятность агрессии, а тж определять целевой объект и форму самой агрессии.

В этой новой модификации гипотезы важная роль отводится когнитивным факторам. Когнитивная оценка ситуации будет влиять на то, в какой степени фрустрации будут возбуждать отрицательные чувства — будь то досада, уныние, боль или др. неприятные переживания. Когда такой негативный аффект вызывается внешним стимулом, в отношении этого стимула возникает раздражение. Последующая когнитивная активность будет либо приводить к разрядке этого раздражения в агрессивном поведении, либо сводить его эффекты к нулю. Напр., ожидаемая неудача в достижении цели будет меньшей неприятностью, чем неожиданная неудача. Люди тж более склонны испытывать ярость и атаковать свои фрустраторы, если они считают, что данная фрустрация была умышленной и направленной против них.

Представители теории соц. научения оспаривают Г. «ф. —а.» и утверждают, что фрустрация (и аверсивная стимуляция в целом) производит только генерализованное возбуждение и что именно соц. научение определяет то, как это возбуждение будет влиять на поведение. Согласно этой т. зр., агрессивные реакции приобретаются, поскольку они оказываются эффективными. Т. о., люди научаются осуществлять агрессивные действия и распознавать обстоятельства, при к-рых агрессивное поведение будет получать вознаграждение.

См. также Агрессия, Сотрудничество / соперничество, Теснота, Повиновение, Наказание, Вознаграждения, Садомазохизм, Самоконтроль, Теория социального обмена

Дж. Элкок

 

Гипотеза буферизации ( buffering hypothesis )

 

Буфер — это защитный барьер, поглощающее устройство или процедура для смягчения удара. Г. б. в том виде, как она применяется в психологии, состоит в утверждении, что соц. поддержка служит защитой от стресса, вызывающего психол./физиолог. расстройство или болезнь.

При проведении исслед. с целью проверки Г. б. возникает ряд проблем. Одна из них связана с измерением изучаемых переменных, стресса, соц. поддержки и наблюдаемого исхода. Психол, стресс часто оценивается на основе отчета человека о происшедших в его жизни за последние неск. месяцев важных событиях, таких как изменения на работе или в семейных отношениях, к-рым затем приписываются весовые коэффициенты с тем, чтобы можно было получить суммарный показатель стресса. Реже используется такая мера стресса, как оценка «мелочей жизни», в качестве примера к-рых можно назвать рутинную домашнюю работу или застревание в дорожных пробках. Соц. поддержка измеряется трояким образом: а) членство в соц. сети (часто наз. соц. интеграцией), напр. семейная жизнь, членство в клубе, посещение церкви; б) воспринимаемая соц. поддержка, напр., когда в самоотчете отмечаются люди, с к-рыми можно поговорить о проблемах и к-рые, в случае необходимости, могут оказать материальную помощь; в) поддерживающее поведение, напр. оказание помощи нуждающемуся в ней человеку, оцениваемое по отчетам или наблюдениям. Первые два метода получили наибольшее внимание исследователей. Наблюдаемый исход, или зависимые переменные, — это состояние здоровья либо соматические и психол. расстройства, такие как депрессия, выздоровление после хирургической операции, отказ от курения, развитие рака или симптомов СПИДа у инфицированных людей.

В исслед. с использованием первых двух мер соц. поддержки были получены положительные результаты. Шелдон Коэн пришел к следующему заключению: «Эпидемиологические данные о роли соц. интеграции в динамике показателей заболеваемости и смертности ясно показали, что соц. среда играет важную роль в сохранении здоровья и благополучия, ... [а] при использовании такой меры, как воспринимаемая доступность соц. поддержки, эти эффекты достоверно обнаруживаются при предсказании психол. и соматических симптомов».

Помимо этих, в целом положительных, выводов необходимо получить ответы на целый ряд теорет. и методологических вопросов. Так, спорным остается вопрос о том, являются ли полученные данные следствием главных эффектов или эффектов буферизации. Действительно ли соц. поддержка является истинным эффектом буферизации, влияние к-рого целиком обусловлено наличием стресса и не обнаруживается при его отсутствии? Др. спорный вопрос из того же ряда касается места соц. поддержки в цепи сложных причинно-следственных связей, как видно на примере теорий стресс-диатеза в области психопатологии ( diathesis - stress theories of psychopathology ) . Диатез относится к группе предрасположенностей к расстройству вследствие биолог. или связанных с ранним опытом причин. Соц. «поддержка» и ее «отсутствие» взаимодействуют с др. переменными на протяжении жизненного цикла.

Объединение мн. возможных переменных в одну модель, объясняющую пути и причины действия соц. поддержки, проясняет Г. б. Коэн предложил транзактную модель, учитывающую осн. представления о соц. сетях, стрессовых событиях, факторах личности, включ. воспринимаемую соц. поддержку, оценку стресса и поддерживающее поведение, к-рые в конечном счете влияют на развитие расстройства. Коэн отмечает, что одна особенность личности, по-видимому, особо заслуживает того, чтобы включить ее в модель дополнительно к соц. поддержке, и эта особенность — чувство интернализованного контроля, или самоэффективность. Стили совладания представляют собой др. психол. переменные, к-рые необходимо включить в единую теорию связи между стрессом и расстройством, охватывающую Г. б. В более широком масштабе потенциальным буфером против стресса является общественное окружение ( community settings ) , в к-ром живут люди.

См. также Адаптация, Когнитивная сложность, Совладание, Средовой стресс, Общий адаптационный синдром, Психология здоровья, Локус контроля, Перцептивные искажения, Интеграция личности, Стресс, Последствия стресса

Н. Д. Сандберг

 

Гипотетико-дедуктивное мышление ( hypothetical - deductive reasoning )

 

Эта модель психол. исслед. более точно наз. гипотетико-дедуктивным методом и связывается с именем К. Л. Халла. Такой метод сочетает в себе формулирование гипотез из наблюдения или эксперимента (индукция) с выработкой более широких постулатов, из к-рых могут быть выведены новые предсказания (дедукция). Эти предсказания могут впоследствии подвергаться проверке, что вновь требует эмпирических исслед. В осн. работах Халла отражается его убежденность в том, что данный метод является мощным инструментом естественно-научной психологии: предсказания, к-рые подтверждаются в ходе проверки, способствуют усилению теории, а не получившие подтверждения сигнализируют о необходимости ее пересмотра. Яркие примеры использования гипотетико-дедуктивного метода содержатся в работах самого Халла в области научения животных и в последующих модификациях халловской теории К. У. Спенсом.

Во времена Халла нек-рые из философов науки, в особенности представители логического эмпиризма, разрабатывали концепции научного познания, в центре внимания к-рых находилась логика научной работы — логика, имевшая много общего с халловским методом. Когда этой философии был брошен вызов со стороны более поздних подходов, опиравшихся на социол. научного познания, основания халловских научных процедур стали казаться менее прочными и надежными, чем прежде. Мн. гуманистические психологи высмеивали халловскую психологию за ее ригидный характер, нерелевантный для насущных вопросов челов. бытия.

См. также Гуманистическая психология, Проверка гипотезы

Э. Б. Пратт

 

Гипофиз ( pituitary )

 

Г. представляет собой железистое образование, расположенное позади гипоталамуса (отдел переднего мозга) в выемке черепа, наз. sella turcica (турецкое седло). Для удобства описания и в соответствии с эмбриогенезом и разными функциями Г. подразделяют на две доли: переднюю, или аденогипофиз, и заднюю, или нейрогипофиз. Эта железа соединяется с гипоталамусом через infundibulum (воронку), или ножку гипофиза. Схематическое изображение Г. приведено на рис. 2.

Рис. 2. Схема взаимосвязей между нейрогипофизом и гипоталамусом

Аденогипофиз функционально связан с гипоталамусом при помощи кровеносных сосудов (не показаны на рисунке), которые называются гипоталамо-гипофизарной портальной системой.

 

Г. часто называется «главной железой» организма в знак признания его роли в регуляции деятельности мн. др. эндокринных желез. На самом деле этого звания достойна только одна часть Г. — аденогипофиз (приставка «адено-» означает «железа»).

См. также Надпочечники, Гипофизарные расстройства

Б. М. Торн

 

Гипофизарные расстройства ( pituitary disorders )

 

Передняя доля гипофиза секретирует шесть гормонов, задняя — два. Все они важны для нормального функционирования организма чел. Гормоны передней доли гипофиза включают в себя: 1) соматотропный гормон (СТГ), стимулирующий рост тела; 2) адренокортикотропный гормон (АКТГ), регулирующий секреторную активность др. железы — коры надпочечников; 3) тиреотропный гормон (ТТГ), регулирующий интенсивность секреции тироксина, гормона щитовидной железы; 4) пролактин, стимулирующий развитие молочных желез и выработку грудного молока; 5) фолликулостимулирующий гормон (ФСГ) и 6) лютеинизирующий гормон (ЛГ). Последние два важны для нормального осуществления репродуктивной функции организма. Задняя доля гипофиза выделяет антидиуретический гормон, регулирующий выведение жидкости из организма, и окситоцин, стимулирующий сокращения матки при родах. Нарушения секреции гормона роста могут выражаться как в избыточной продукции СТГ (гиперсекреция), так и в его недостатке (гипосекреция). Гипосекреция в детском возрасте приводит к карликовости. Причиной гигантизма часто оказывается опухоль гипофиза, и если таковая обнаружена у пациента, для ее лечения используют гамма-терапию. Когда гиперсекреция СТГ наблюдается в постподростковом периоде, это не приводит к увеличению роста, но вызывает гипертрофию отдельных костей (в частности, костей носа, нижней челюсти, лба, кистей и стоп). Это патологическое состояние получило название «акромегалия».

Повышенная продукция АКТГ может привести к болезни Кушинга. Лицо и туловище становятся одутловатыми вследствие чрезмерных жировых отложений; отмечается тж воспаление сальных желез (прыщи) и избыточный рост волос на лице.

См. также Генетика поведения, Мозг , Гипофиз

Дж. Л. Андреасси

 

Гистрионическая личность ( histrionic personality )

 

Термин «гистрионический» (актерский, театральный) для DSM - IV является относительно новым, он заменил собой термин «истерический». Концептуально классиф. истерии восходит к античному миру (Древняя Греция и Рим). В 40-е гг. XIX в. симптоматическая картина клинической истерии была расширена до типа личности, встречаемого преим., если не исключительно, среди женщин. Теодор Миллон перечислил осн. критерии для диагностики Г. л.:

1. Изменчивость аффекта: демонстрирует непродолжительный, наигранный и поверхностный аффект, легко возбуждается и столь же легко пресыщается.

2. Социабельный образ Я: считает себя общительной, стимулирующей и притягательной личностью; легко заводит знакомства и наслаждается динамичной соц. жизнью.

3. Межличностная обольстительность: активно ищет признания и манипулирует окружающими с целью получения внимания и одобрения; манеры привлечения к себе внимания театральны и инфантильны.

4. Когнитивная диссоциация: плохо интегрирует жизненный опыт, что проявляется в хаотичности обучения и некритичности мышления; суждения беглые, неточные и хаотичные.

5. Незрелое поведение в поисках стимуляции: не переносит пассивности, что ведет к необдуманному и импульсивному реагированию; испытывает склонность к мимолетной восторженности, легким приключениям и близорукому гедонизму.

См. также Руководство по диагностике и статистической классификации психических расстройств, Расстройства личности, Типы личности

Т. Миллон

 

Глаз ( eye )

 

Защитная ткань Г. состоит из век, прозрачной слизистой оболочки, к-рая выстилает внутреннюю сторону век и переходит с них на глазное яблоко (конъюнктива), слезных желез (слезы защищают роговицу и конъюнктиву от высыхания и действуют как «смазка» между глазом и веками) и жировой ткани орбиты, выполняющей амортизирующую функцию.

Оптические ткани Г. включают роговицу, хрусталик, переднюю камеру, заполненную водянистой влагой, и стекловидное тело. Роговица — главная структура, отвечающая за преломление попадающего в Г. света. В дополнение к своей рефракционной функции роговица защищает Г. и придает ему форму и жесткость. Относительно этих последних функций уместно указать на то, что роговица является фактически продолжением склеры, той прочной белой оболочки, к-рая образует задние 4/5 Г. и в первую очередь отвечает за его форму и конструктивную жесткость.

Хрусталик находится за роговицей и радужной оболочкой и удерживается в одном положении ресничным пояском ( zonula ciliaris ) , волокна к-рого связаны с ресничным (цилиарным) телом — окружающим хрусталик кольцевидным образованием, имеющим в своем составе ресничную мышцу. При сокращении ресничной мышцы хрусталик вследствие своей эластичности принимает более выпуклую форму, увеличивая тем самым преломление света. Это происходит одновременно с сужением зрачка и конвергенцией глаз как часть рефлекторной реакции аккомодации, к-рая возникает при приближении рассматриваемого объекта. Изображение объекта, сфокусированное на сетчатке Г. роговицей и хрусталиком, переворачивается (в соответствии с законами оптики) т. о., что его левая часть проецируется на правую сторону сетчатки, а верхняя — на нижнюю.

Сосудистая оболочка Г. ( uvea ) , состоящая из радужки, ресничного тела и сети кровеносных сосудов ( a . chorioidea ) , регулирует количество света, проникающего в Г., а тж выполняет питательную функцию. Радужка расположена позади роговицы и впереди хрусталика. Она реагирует на свет сокращением зрачка и т. о. ограничивает попадание света в центральную часть сетчатки. Кроме того, радужка реагирует сокращением зрачка при переводе фокуса с дальнего предмета на ближний, участвуя тем самым в рефлекторной реакции аккомодации.

Сетчатка (ретина) — это светочувствительная и интегративная часть Г., развивающаяся в процессе эмбриогенеза как вырост промежуточного мозга (глазной пузырь). В сетчатке энергия светового раздражителя преобразуется в нервный код, к-рый передается по оптическому нерву и зрительному тракту в головной мозг. Нервная организация сетчатки обладает достаточной сложностью для обеспечения интеграции большого количества зрительной информ. Фоторецепторные клетки сетчатки — палочки и колбочки — расположены в ее наружном (наиболее удаленном от центра глазного яблока) слое. Колбочки функционируют при дневном свете и отвечают за цветовое зрение. Палочки лучше функционируют при сумеречном освещении и обеспечивают изображение окружающего мира в оттенках серого. Палочек в сетчатке содержится больше, чем колбочек. Распределение палочек и колбочек тоже неодинаково: палочки более многочисленны на периферии сетчатки, тогда как колбочек становится больше по мере приближения к области наиболее ясного видения. Фовеа (центральная ямка), или желтое пятно в центральной области сетчатки, содержит только колбочки.

Процесс зрительного восприятия начинается с поглощения света фотопигментами, содержащимися во внешнем сегменте палочек и колбочек. В палочках содержится родопсин (зрительный пурпур). В колбочках же, по-видимому, используются как минимум три различных фотопигмента, к-рые имеют пики абсорбции для длин световых волн, соответствующих синему, зеленому и желтому цвету. Однако спектры абсорбции этих пигментов существенно перекрываются. Хим. реакции, вызываемые в фотопигментах палочек и колбочек при поглощении квантов света, служат причиной выработки фоторецепторами генераторных потенциалов.

См. также Аккомодация, Цветовое зрение, Зрительное восприятие

М. Л. Вудрафф

 

Глобальные кризисы ( global crises )

 

В последней декаде XX в. от 15 до 20 млн чел. ежегодно умирало от причин, связанных с недоеданием. Эта ситуация усугублялась бурным ростом населения планеты, численность к-рого удваивается каждые 40 лет, сказываясь «практически на всех аспектах экосистем земли, [включая]... ускоряющееся ухудшение среды обитания человека и сокращение природных богатств, необходимых для ведения сельского хозяйства». К числу экологических проблем относятся загрязнение окружающей среды, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, эрозия почв, уменьшение озонового слоя, накопление диоксида углерода, потепление вследствие парникового эффекта и вымирание мн. видов животных и растений.

Психологические корни глобальных кризисов

Причины совр. кризисов кроются в убеждениях, к-рые формируются у людей в отношении себя, других и мира в целом. Убеждения, касающиеся себя, включают предположения о своих ограниченных возможностях, такие как «Я ничего не могу сделать с этим». Убеждения, касающиеся других, нередко сводятся к обвинениям типа «Не мы, а они сами виноваты в том, что голодают». Подобная позиция может привести к тому, что Эрик Эриксон называет псевдовидообразованием.

Сумма антагонистических убеждений «мы против них» порождает мировоззрение, в к-ром мир представляется полем битвы, где силы света (мы) должны сражаться с силами тьмы (другие). Такие убеждения являются одновременно и причиной и следствием убежденности в том, что решения могут достигаться только путем установления господства.

Многочисленные сомнительные убеждения лежат в основе милитаристских стратегий, включ. такие печально известные примеры, как «Наращивание вооружений — гарантия безопасности» и «Ядерную войну можно выиграть». Подобные сомнительные убеждения относительно мира — «Все безнадежно» или «Ничего нельзя сделать» — усугубляют чувства апатии и отчаяния и могут стать самоисполняющимися пророчествами. Убежденность в том, что земля и все живое на ней существуют лишь в качестве ресурсов хозяйственной деятельности человека и не имеют самостоятельной ценности, поощряет бездумное растрачивание природных богатств и экологическое равнодушие. Заявления типа «Я предпочитаю не задумываться об этом» ослабляют мотивацию реагировать должным образом.

Психодинамика

Проекция провоцирует осуждение путем приписывания несознаваемых теневых аспектов Я-образа и мотивов другим, т. о. порождая то, что Джером Франк называет «образом врага». Даже примирительные действия «враждебной» стороны расцениваются как признаки обмана. Такие психол. механизмы, приведенные однажды в действие, могут приобрести смертоносную силу. Эмоциональное воздействие страданий других может ослабляться посредством интеллектуализации. Напр., «пропаганда ядерного оружия» ведется «сдержанным и бескровным языком, посредством к-рого разработчики стратегий ядерной войны высасывают реальность из своих действий». Результатом действия этих защитных механизмов является то, что Роберт Лифтон называет душевным онемением (наркотизацией сознания).

Поведенческие перспективы

Последствия экологических кризисов зачастую обнаруживаются и признаются с большой задержкой во времени (напр., фторуглеродное разрушение озонового слоя). Однако электорат обычно переизбирает политических лидеров, к-рые обещают скорые блага: принцип «после нас хоть потоп». Лица, принимающие решения, нередко отделены пространством и временем от последствий своих решений. Они могут развязывать войны на др. конце Земли, позволять миллионам людей голодать или принимать законы, разрешающие загрязнение окружающей среды.

Перспективы социального научения

Обзоры более 3000 научных исслед. показывают, что СМИ, особенно телевидение, оказывают огромное психол. и соц. влияние на поведение людей. При согласии с эксперим. доказательствами влияния телевидения как источника образцов поведения, к-рым следует многомиллионная аудитория, есть причины для беспокойства по поводу того, что с телеэкранов на зрителей обрушиваются потоки насилия криминального и военного характера, воздается хвала агрессивному и потребительскому стилям жизни, причем явное предпочтение отдается программам, обращенным к зрительским ощущениям и эмоциям и избегающим анализа серьезных глобальных проблем.

Психологические концепции Востока. Буддистская психология предлагает тонкий анализ индивидуальной и соц. патологии, утверждая, что все виды патологии можно проследить до трех осн. причин: «ядов» страсти ( addiction ) , антипатии ( aversion ) и заблуждения ( delusion ) . Др. азиатские психол. школы полагают, что страсть «подливает масла в огонь» жадности, стяжательства, фрустрации и снижает гибкость и способность к выбору. Антипатия — желание уклониться от встречи с неприятными раздражителями или атаковать их — это зеркальное отображение страсти и источник гнева, брани, страха и оборонительной позиции. Как восточным, так и западным психологам хорошо известно, что такое «отравленное» поведение вызывает лишь временное удовлетворение. Заблуждение (омраченность) ума, говорят азиатские психологи, — это состояние сознания, к-рому не хватает ни ясности (оптимальности), ни рациональности. Ложные убеждения фильтруют и искажают восприятие, мотивацию и чувство идентичности человека во мн. важных, но не признаваемых отношениях, к-рые редко сознаются в силу их общности для каждой данной культуры.

Многое в нашем мире и коллективном поведении иначе как безумием не назовешь. «Они говорят, что мир стоит на краю безумия», — гласил заголовок публикации Американской психол. ассоц., посвященной итогам Всемирного конгресса по психическому здоровью, состоявшегося в 1983 г. Осознание этого безумия необходимо для смягчения его проявлений и глобальных осложнений, грозящих жизни всего человечества.

Психологические основы предупредительного поведения

Ниже приводятся гипотетические основы эффективного реагирования на причины кризисов, выделенные в предыдущем разделе. Убеждения. «Базовые представления, сохраняемые культурой или отдельным чел., оказывают огромное влияние на судьбу их обладателя». Когда традиционные представления отстают от культурного прогресса и оказываются неадекватными при применении к новым ситуациям, начинаются периоды соц. нестабильности или даже кризиса. Наша культура, возможно, находится именно на такой стадии. Выбирая наши убеждения, мы тем самым выбираем и представления, к-рые будут ориентирами нашей культуры в будущем, потому что, как сказал Грегори Бейтсон, «мир отчасти становится таким, каким он представляется в нашем воображении». Ниже приведена выборка гипотетических убеждений, к-рые, став нашими личными убеждениями, могли бы принести пользу всем людям:

1. Убеждение относительно себя. Я способен сделать полезный и неповторимый вклад в общее благо.

2. Убеждение относительно других. Несмотря на различия культур и идеологий, все люди принадлежат к одному челов. роду, со сходными экзистенциальными предрасположениями ( givens ) , страхами, защитами и устремлениями.

3. Убеждение относительно мира. Можно найти решения проблем, угрожающих выживанию человечества и экологической стабильности.

Это лишь часть убеждений, к-рые могли бы составить основу психологии выживания. Собранные вместе, такие убеждения могут поддерживать осторожный, отчасти самоосуществляющийся реализм и оптимизм в отношении мира, поощрять ответственность, самоэффективность и сознательный выбор каждого человека, а тж эмпатию и осознание челов. общности.

Образование. Поскольку причины мн. ложных убеждений и неправильного поведения кроются в невежестве, из этого следует, что существенная роль в их исправлении должна отводиться образованию. Г. Уэллс говорил: «Человеческая история все больше превращается в соревнование между образованием и гибелью». Лишь в неск. школах и ун-тах читаются удовлетворительные курсы по глобальным проблемам, и редкие кафедры психологии и психиатрии предлагают курсы, посвященные вопросам психол. значимости своих дисциплин. Здесь специалисты в области психич. здоровья могут реализовать свою жизненно важную роль.

Теория социального научения и СМИ. Принимая во внимание психол. и соц. влияние СМИ, решающее значение может иметь стимулирование выпуска программ с соц. направленностью. Специалисты в области психич. здоровья доказали вредное воздействие мн. популярных программ СМИ. Эту работу можно было бы продолжить в направлении расширения исслед. и просвещения публики, работников СМИ и законодателей в отношении последствий содержания вещания.

Общность, разделяемые цели и универсальность. Осознание общности важно хотя бы потому, что мн. трудности, с к-рыми люди сталкиваются в наше время, не признают традиционных границ. Нарушение экологического баланса, загрязнение и радиоактивное заражение окружающей среды не останавливаются из уважения перед пограничными знаками того или иного государства. Джером Франк говорит: «Стоящая перед психологией задача заключается в том, как заставить всех людей осознать, что независимо от того, нравится им это или нет, Земля становится единым сообществом». К этой задаче добавляется еще одна — как заставить людей осознать, что для решения глобальных проблем необходима кооперация, причем не только потому, что эти проблемы не под силу решить к.-л. одному народу, но и потому, что, как показывают исслед., сотрудничество в достижении желаемых целей, к-рых ни одна группа не в состоянии достичь в одиночку, возможно, является одним из самых эффективных путей преодоления взаимной враждебности.

Т. о., задача в том, чтобы изменить восприятие людей в неск. важных отношениях, а именно перейти: а) от сосредоточения на различии к сосредоточению на сходстве; б) от дуалистического акцента на конфликтующих группах и культурах к объединяющему пониманию общей челов. природы; в) от фрагментарного мировоззрения, разделяющего человека и природу (да и саму природу на части), к холистическому взгляду на мир, признающему единство и взаимосвязь всех его частей.

Специалисты в области психического здоровья и кризисы

Специалисты в области психич. здоровья способны внести существенный вклад в решение глобальных проблем. Они могут содействовать повышению уровня общего и специального образования, читая лекции, публикуя статьи и выступая в масс-медиа; открывать актуальные курсы; давать консультации частным лицам, группам и законодателям, занимающимся этими вопросами, а тж проводить профильные исслед.

См. также Альтруизм, Посредничество в конфликте, Распределительная справедливость, Этические проблемы в психологии, Локус контроля, Власть, Государственная политика, Социальные вмешательства, Социопсихологические детерминанты войны и мира, Дзен-буддизм

Р. Уолш